184 Из неизданных писем митрополита Филарета. Хранится вместе с другими в архиве А.В. Горского в библиотеке Моск. дух. акад. 187 Об этом обычае см. в нашей статье о преосв. митроп. Иннокентии, помещённой в Богословском Вестнике за 1897 г., сентябрь, ч. III, стр. 278 и дал., отд. III. 188 Иеромонах Феофил и взят был в Камчатскую миссию согласно его желанию из лавры преподобного Сергия, о чём см. в журн. Вера и Разум 1898 г. кн. I, отд. I, стр. 11 и дал. 190 Приб. к Твор. св. Отц. 1858 г., ч. XIX, стр. 452–484. Об этой статье достаточно известно из обширной литературы по вопросу о переводе Библии на русский язык, между прочим и в наших нескольких исследованиях, ниже упоминаемых. 194 Приб. к Твор. св. Отц. 1860 г., ч. XIX, 5. Дополнение касалось разъяснения слова всех (о соединении всех) в молитве о соединении церквей, по греческому тексту этого слова. 197 Сергей Константинович, профессор, а впоследствии ректор Моск. дух. акад., протоиерей († 16 февраля 1889 г.). Речь об его сочинении «Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря». 1-е изд. Москва, 1846 г., 2-е дополн. 1860 г. и 3-е изд. 1877 г. 199 Чтения в общ. люб. дух. просвещения 1878 г. ч. III, стр. 128 «Материалов для истории русской церкви». 201 Письма митроп. Филарета к архим. Антонию, IV, 144, 145. Прямого и полного ответа на предложение митрополита Филарета никто из наставников академии не представил, но некоторого рода ответом на то служит помещённая в академическом издании за 1862 год и предварительно просмотренная самим владыкою митрополитом статья бывшего некогда бакалавром академии (в 1848–1855 годах) П.П. Гилярова-Платонова «О первоначальном народном обучении». 203 Чтения в общ. люб. дух. просвещения 1876 г. ч. III, стр. 147 «Материалов для истории русской Церкви». Разумеется, о. ректор в точности исполнил поручение владыки и в вышедшей в том же 1859 году в Твери книге о. Чередеева (стр. 162) помещены эти дополнительные сведения. 204 Письмо это, хранящееся в подлиннике у вдовы покойного о. протоиерея С.К. Смирнова С. М. Смирновой, впервые напечатано было в составленном нами некрологе его (Москва, 1889 г., стр. 40 и 41 отд. оттиска). Из неизданных писем митрополита Филарета к архимандриту Сергию за 1858–1860 годы можно привести также несколько случаев особых поручений по рассмотрению различных изданий Оптинских старцев, которые обыкновенно по просьбе последних владыка передавал о. ректору академии. Так, например, в письме от 29 генваря 1858 года владыка ведёт речь о «руководстве к духовной жизни св. Варсанофия великого»; в письме от 8 дек. 1859 г. – о рукописи духовно-нравственных слов аввы Исаии ; от 19 сентября того же года – о рукописи «Последние дни старца иеросхимонаха Макария» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

45 Рукопись начала 17-го столетия, Хлудовской библ. 198, л. 235 об. и 236. Другие списки жития, вполне согласные с этим, перечислены в книжке «Свидетельства о древности перстосложения именословного и троеперстного», стр. 107–108, прим. 46 См. в Чтениях Москов. общ. истории и древностей 1867 г. т. II, отд. IV, стр. 401–402, и «Братское Слово» 1875 г. кн. 1, отд. 2, стр. 60–61. 47 См. Чтения в Общ. истории и древн. 1868 г. т. III, гл. 26, и Братское Слово 1875 года, книга 1, отд. 2, стр. 61, примеч. 49 В Венеции печатание греческих книг тогда совершалось православными греками, в числе которых был Захарий Скордилеос (См. книгу «Мелетий Пигас», стран. 107), а не латинами, как думают ошибочно старообрядцы. 50 Более подробный разбор «омышлений» о руке св. Апостола Андрея см. в Замечаниях на вопросы Никодима, который приводил именно омышления Денисова (Показ. 17-е, стр. 101–106). 51 Ныне рука Апостола Андрея по обстоятельствам времени не обретается в целости, посему теперь во свидетельство о троеперстии приводима быть не может; но Денисов видел её в целости, и однако против Увета сказать не мог, что она сложена не троеперстно. Да и действительно, как стал бы патриарх Иоаким ссылаться несправедливо на то, что всякий мог проверить? 52 Сборн. конца 15 или нач. 16 века, находящийся в Румянцев. музеуме, по Описанию Востокова 358. В сборнике этом с первого листа идёт подстрочная следующая приписка, заключающая в себе вкладную: «7092 (1584) положил сию книгу в дом пречистыя Богородицы честнаго Ея рожества и Николе чудотворцу старец Исайя Кирилова монастыря». 56 Здесь говорится, что первое глаголется дважды аллилуйа в прославление Отцу и что «аллилуйа, аллилуйа, слава тебе Боже» означает «воскресе, воскресе в Божестве и человечестве». Но Бог Отец не вочеловечивался, не умирал и не воскресал; умер же и воскрес И. Христос и умер и воскрес плотию, а не Божеством, якоже учит православная церковь , напр., в следующих изречениях: «и распятие и смерть претерпел еси плотию, безстрастный божеством» (Окт. гл. 4-й, в неделю на хвалитех стихира 4-я). «Ко Христову шедше гробу научитеся, яко умертвися и воскресе паки плоть жизнодавца» (Окт. гл. 7 в неделю на утрени, канон, песнь 9-я, ст. 2). «Яко велик, яко страшен, адово низложи величание, и яко Бог нетленен, ныне плотски из гроба воскресе» (Окт. гл. 4-я, в неделю на утрени канон, песнь 3-я, ст. 2). И ещё: «пострада убо Христос во двою естеству сый, странным естеством распятся, плотию бо на кресте вися, а не Божеством» (Мал. Катехизис, л. 7 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В этом же 1863-м году о. Леонид за свои труды по участию в делах Иерусалимской миссии и за другие заслуги награжден был наперсным крестом с драгоценными камнями из Кабинета Его Величества и был назначен на место преосвященного Кирилла начальником Иерусалимской миссии с возведением в сан. архимандрита. Но в этой должности он был недолго: вследствие происшедших в миссии раздоров и столкновения его с Иерусалимским патриархом Кириллом и с представителями русского правительства в Иерусалиме возникло в начале 1865 г. дело «о переустройстве» нашей миссии в Иерусалиме, которое очень озабочивало всероссийский Св. Синод и особенно митрополита Московского Филарета, взявшего под свою защиту о. Леонида. Последний вышел с честью из борьбы со своими противниками: указом Св. Синода от 16 июля 1865 г. он был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Константинополе. Вторичное пребывание в Иерусалиме и служба в Константинополе дали повод и возможность отцу Леониду ближе и многостороннее ознакомиться с православным Востоком. Из Константинополя ои неоднократно совершал путешествия на Афон и в славянские земли Балканского полуострова, во время которых разыскал и исследовал много древних рукописей, особенно славянских и других предметов древности. В этот период жизни о. Леонида и позднее появились ученые труды его, в которых археология славянская, особенно югославянская занимала не последнее место в соединении отчасти с греко-восточною, отчасти с русскою. К русской археологии принадлежат следующие напечатанные в 1865 г. сочинения: «Церковный устав XVI столетия» («Известия Имп. Русского Археолог. Общества», т. V); «Историко-статистическое описание Белевской Жабынской Введенской мужской общежительной пустыни», Тула; «Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни», СПб.; «Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах монастырей, городских и сельских церквей Калужской епархии» («Чтения в Общ. Истории, кн. IV) и между прочим: «Пустыня Св. Троицы» («Херсонские Епархиальные Ведомости») и «Митрополит Агафангел», некролог (там же, 15, «Странник», кн. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Димитрия. «Неисправленыи вещи различныи собранныи в лето ### августа в Ростове». Второй экземпляр рукописи находится в библиотеке Московской Духовной Академии по врем. кат. 100, ркп. XVII в, лл. 321–311 об. Благодаря любезности Н. К. Никольского мы имели возможность сравнить текст двух списков, который, за немногими исключениями, оказался тождественным в обеих рукописях. 7 Сборник Московской Синодальной библиотеки, 648, л. 389–407 См. Акты Историч., т. III, 264. 9 Житие милостиваго мужа Федора Ртищева. Рукопись патриаршего книгохранилища, напечатана Новиковым; см. Древняя Российская Вивлиофика. М. 1791. Часть XVIII, стр. 402. 10 Житие и подвизи блаженнаго отца Григория архимандрита бывша в обители преподобнаго Данила Переславскаго. – см. в рукописи Московской Типографской библиотеки под заглавием «Календарь или жития святых. Многия рукописи св. Димитрия Ростовского », 420 (57), л. 164 и об. См. также Братское Слово, 1875, кн. II, 273–277. 11 Я. И(вановский). Свирский Александров монастырь. Исторический очерк по документам монастырского архива. С-Пб. 1874, стр. 35. 12 Краткое известие о рождении и житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. Изд. 2. М. 1888, стр. 10 (Изд. по ркп. XVII в. Воскресенского монастыря). 14 Текст соборного уложения 1649 г. найден, восстановлен и опубликован С. А. Белокуровым . См. Деяние Московского церковного собора 1649 г. Вопрос о единогласии в 1649–1651 гг. Чтения Общ. Ист. и Др. Рос. 1894, кн. IV, Материалы, стр. 29–52. Упоминание в постановлении только о приходских церквах имеет свое основание. Духовная власть понимала вопрос о единогласии таким образом, что единогласное пение считала обязательным только по монастырям, в приходских же церквах допускала многогласие. С такими взглядами приходится встречаться и в дальнейшей истории этого вопроса. 15 Челобитная опубликована Н. Каптеревым в его уже цитированном труде « Патриарх Никон » в приложении 1, она найдена им между неразобранными бумагами Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел (см. примеч. стр. 157) Автор в заглавии называет челобитную почему-то челобитною патриарха Иосифа, а не целого собора, хотя текст челобитной предполагает целый Собор. Осторожнее делает С. А. Белокуров в статье о Соборе 1649 г., называя ее «челобитною патриарха Иосифа и всего освященного собора». См. Деяние, стр. 42 16 Срв. выражения послания Агафоникова: «помни реченны в писании – тому же быть волку, аще и пастырское имя носит, и сему, аще волком терпит, а не пастырю» и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Несмотря на работы по реставрации и благоукрашению обители, конечно же, отнимавшие много времени и сил, архимандрит Леонид не оставлял своих литературных занятий. Работая часто по ночам, он написал много научных трудов и в этот последний период своей жизни. В первую очередь они касались обители преподобного Сергия. На каждом новом жизненном этапе научное и литературное творчество отца Леонида обогащалось новой тематикой, обусловленной местом его пребывания, и назначение в Лавру не могло не отразиться на этой деятельности. Так, «Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры», составленное протоиереем Александром Горским по рукописным и печатным источникам, архимандрит Леонид дополнил Приложением («Чтения в Общ. Истории», 1878 г., кн. IV и 1879 г., кн. II). Надо отметить, что отец Леонид обладал удивительным умением давать новую жизнь сочинениям своих предшественников, существенно дополняя их новыми материалами и изысканиями, что делало их еще более ценными и актуальными. Среди трудов отца Леонида, посвященных обители преподобного Сергия, следует отметить «Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (составленное библиотекарями Лавры иеромонахами Арсением и Иларием и изданное исключительно при содействии отца Леонида), а также его сочинения: «Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры», «Участие преподобного Сергия в событиях 1380 года», «Жалованная грамота Троице-Сергиеву монастырю от удельного Дмитровского князя Юрия Ивановича в 1504 году», «Надписи Троицкой-Сергиевой лавры», «Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленькаго, 1648-1652», «Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилищ Свято-Троицкой Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 году». Нельзя не отметить и издание попечением архимандрита Леонида «Жития преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвального ему слова», написанного в XV веке преподобным Епифанием Премудрым.

http://pravoslavie.ru/147860.html

154 Автором этого письма был бакалавр московской академии иеромонах Агафангел, позже епископ вятский, затем архиепископ волынский. Сушкова, Записки о жизни м. Филарета стр. 89. Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1869 г. кн. 4, смесь, стр. 184. 155 Экземпляр этот доставлен киевскому митрополиту ректором спб. духовной академии, архимандритом Афанасием (Дроздовым). 156 Преосв. Венедикт Григорович, по окончании курса в с.-петербургской духовной академии, в 1814 г. определен ректором могилевской семинарии; в 1821 г. переведен ректором же в Калугу; из Калуги в Москву, ректором вифанской семинарии; с 1831 г. был ректором с.-петербургской духовной академии; в 1833 г. посвящен в епископа ревельского, викарным к м. Серафиму; в 1842 г. переведен в Петрозаводск архиепископом и там скончался в 1850 г. 157 Архим. Варлаам, по окончании курса в московской академии в 1828 г., проходил ректорскую должность в семинариях тульской, воронежской и курской; в 1843 г. посвящен в епископа чигиринского, викарным к киевскому м. Филарету; после того был епископом архангельским, пензенским; в настоящее время – тобольский архиепископ. 158 Викарием преосвященного митрополита московского Филарета был в это время преосвященный Виталий Щепетев, из воспитанников 5 курса с.-петербургской духовной академии; в декабре 1842 года он переведен в костромскую епархию, где и скончался. 161 Н. В. Сушкова, Об увольнении киевского и московского митрополитов в епархии, в Чтениях в Обществе и Древ. Росс. 1869 г. кн. IV, Смесь, стр. 184. 162 „Зри предисловие к изданию славенской библии 1751 года. В том же предисловии можно видеть и пример сего. Книги пророка Иезекииля, главы XLI, ст. 8, Святейший Синод в переводе славенском исправил не по греческому, а по еврейскому тексту: и видех храма высоту. В оправдание сего исправления сказано: понеже сие речение Ораел во всех греческих составах (текстах) оставленное, за имя собственное взятое, неведомо что значит: а оно сделано с еврейского глагола раа, который здесь в первом лице стоит и значит: видех“ (Преосв. Филарет).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

27 Подделанным или переделанным сказание читается в Прологах уже XIV в., – преосв. Макар. Ист. VIII, 118. 29 За такой взгляд на различие перстосложения Артемий и осужден был как за «хулу о крестном знамении». 30 Преосвященный Макарий хочет доказывать значительную распространенность у нас троеперстия до Стоглавого собора словами царя к собору: «христиане крестятся не по существу», – Ист. VIII, 125. Но под «не по существу» должно разуметь не неправильное сложение перстов, а неладное полагание на себе крестного знамения (бессмысленное махание рукой по груди или положение перстов на груди и плечах не в том порядке, в каком следует, против чего у греков писал иподиакон Дамаскин в известном своем слове и о чем у нас Вассиан Косой выражается в одном сочинении, что «крестное знамение на лице не все полно крестили»). Это же должно разуметь у старца Филофея и у других, писавших о крестном знамении до Стоглавого собора. 31 Списков жития преп. Александра, написанных до патр. Никона, когда бы могла быть сделана поправка, известно несколько (см. в Описании рукописей библиотеки Троицкой Сергиевой Лавры выписку нашего места из жития по рукописи 1633 года, 691, л. 196 и в Описании рукописей Хлудова выписку по рукописи первой половины XVII века, – 198 л. 232); вообще неповрежденность чтения приведенного места не может подлежать сомнению. 32 Значения какого-нибудь недоброго умысла, как уже мы говорили прежде, эти старания, конечно, вовсе не имели считая двуперстие за истинное и правильное перстосложение, люди, по совершенно понятным похвальным побуждениям, и предприняли усилия ввести наконец это перстосложение в общее употребление. – Самые эти усиленнейшие старания представляют собою решительное свидетельство в пользу того, что до времени патр. Иосифа троеперстие у нас оставалось и находилось в более или менее значительном распространении. 33 Весьма замечательно, что Петрей и Олеарий, говоря об употреблявшемся русскими их времени (Петрей – первой четверти, Олеарий – второй четверти XVII в.) перстосложении, говорят именно о троеперстии и только о нем одном, как будто бы оно было их единственным перстосложением, – русский перевод первого в Чтен. Общ. Ист. и Древн., 1867 г. кн. II, стр. 402 нач., русский перевод второго ibid., 1868 г. кн. IV, стр. 330.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кн. в сол. архиве 14. Здесь замечательно во 1-х то, что в приговоре не упоминается ими Ильи, а это предполагает хотя временное удаление его от должности; во 2-х, что Никанор называется уже нареченным, иначе – предназначенным в Соловецкие настоятели. 40 Подлинный братский приговор о посылке в казну заимообразно 13 т. р. в Соловецкой ризнице. О нем упоминается в Исторических описаниях Соловецкого монастыря ч. 1. стр.141. 44 22 октября 1655 гола по соборному приговору продано Львову 10 золотых за 11 р., 10 «ефимков за 5 р., воску 2 "/, пуда за 20 р. В 1066 г. 15 декабря продано сукна темно-зеленого гамбургского 4 арш., серебряные пуговицы и т.д. всего на 5 р. 22 алт. «Отводная книжка казначея Варсонофия Сол. арх. 14. 57 Кандалакшский монастырь (теперь упраздненный) принадлежал Соловецкому монастырю и был расположен на берегу Кандалакшской губы Белого моря; кругом леса и болота, где кочуют только одни лопари. Зимой и летом сюда почти не существует никаких дорог, кроме морского пути. Историческое описание Соловецкого монастыря ч. II, стр. 415, 1836 г. 61 Кстати: архиепископ Маркелл, сим из Соловецких монахов, а потому был с ними в самых близких отношениях, искренно желал умереть в Соловецкой обители и пред своею смертью завещал, чтобы тело его были перенесено из Вологды в обитель; оно перевезено и погребено в 1663 г. в особой часовне преп. Германа. Историческое описание Соловецкого монастыря ч. I стр. 139. 63 Все сведения о Никаноре взяты из дорожной денежной книжки его, данной ему из монастырского собора при снабжении в дорогу 200 р. В книжке помещен и братский приговор об отпуске его. Книжка в Соловецком архиве 14. 66 У историков принято называть Никанора царским духовником (История Российской церкви Филарета IV, стр. 169; История раскола Макария стр. 199; История о страдальцах Соловецких Денисова стр. 32). Но Никанор никогда не был духовников, по крайней мере официальным. С начала царствования Алексея Михайловича был у него духовником протопоп Стефан Вонифатьев, потом Благовещенский протопоп Лукиан, а затем протопоп Андрей Постников до самой смерти царя (Чтения в Имп. общ. истории и древностей России 1876 г. кн. I, стр. 218), Может быть Никанору удалось несколько раз исповедать цари в бытность его в Саввинском монастыре и это дало повод самому Никанору и другим его приверженцам называть его царским духовником (История Соловецкого монастыря стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

митр. Филарет писал наместнику Антонию: " От двух или трех благородных посетителей лавры известно, что они соблазнились картиною страшнаго суда в Троицком соборе, где в аде написаны люди с еполетами и журналист с торчащею из кармана тетрадью. Если что подобное допущено, постарайтесь на сих днях поправить. Соблазнились и изображением святителя Николая на соборе, ударяющаго в ланиту Ария. Это, помнится, видел и я: и, конечно, лучше не представлять действия, которое собор осудил и которое Видящий сердца простил, но которое, конечно, не должно быть примером для подражания. Но это не без основания написано. Соблазнились еще и тем, что у Ария на шее изображен злой дух. И в сем случае не нужно было выставлять для всех, что видели только прозорливцы " . От 1 сентября того же 1855 года митрополит писал наместнику: " Благодарю, что сделали исправление в стенном иконописании. Много было толков о сем: лучше, чтобы они не возобновлялись в сие время " (во время пребывания государя в Москве). Какую великую свободу позволял себе покойный о. Антоний не только в отношении к стенной живописи, но и в отношении к древним и важным иконам – см. в книге гр. М. В. Толстого " Хранилище моей памяти " (кн. I, с. 83–84). Чтения Общ. Истор. и Древн. Росс., 1898, кн. IV, с. 30. Из письма митр. Филарета к наместнику Афанасию от 6 марта1824 г. видно, что в которой-то из надписей была " заключена еретическая мысль " (митрополит поручал наместнику исправить " бестолковые выражения " в надписи по совету с ректором академии). В письме к наместнику Антонию от 25 октября 1835 г. митр. Филарет говорит о каком-то неизвестном тайном хранилище в Троицком соборе, именно: " тайное хранилище в Троицком соборе заделывать не надлежало и для того, чтобы воздух был незапертой; но не надобно показывать сию старинную новость " . В " Монастырских письмах " , в письме XV от 12 марта 1843 г. говорится совсем непонятно для нас, что тогда жил под алтарем Троицкой церкви один старичок сам третий. Вероятно, тут обмолвка или опечатка: Троицкой вместо Смоленской.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

является на одном из двинских устьев Николо-Корельский монастырь, основанный в 1410 году в 35 в. от Пур-Наволока, преп. Евфимием, просветителем Корел. («Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении». 1890 г. С.-Пет., стр. 16). Об Евфимии, как основателе Николаевского Корельского монастыря, говорится и в «Книге, глаголемой описание российских святых» (дополн. граф М. В. Толстой . Чтения в Имп. Общ. Истор. и Древностей Российск. 1887. кн. IV, стр. 158–159, 312): «В начале XV века пришел (неизвестно откуда) на Корельский берег Белого моря преп. Евфимий. Но едва усердный труженик успел построить храм святителя Николая и несколько келлий, как в 1419 г. норвежские разбойники напали на монастырь, сожгли церковь и умертвили несколько иноков». Трудами Евфимия были возобновлены опять церковь и келлия. «Кроме трудов об устройстве монастыря, преп. Евфимий много потрудился в просвещении дикого населения Корельского края и воспитал в учениках своих ревность к святому подвижничеству». В «Иконописном Подлиннике» лик препод. Евфимия описывается так: «преп. отец наш Евфимий, иже у города Архангельского, новый чудотворец: подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобнические; на главе клобук черный, правая рука благословенна, а в левой свиток и клюка». 2 Архив Никольск. монаст. Бумаги разного содерж. за 1722 г. – Донесение архим. Порфирия было вызвано указом имп. Петра Великого «учинить обстоятельные ведомости, в коликом расстоянии монастырь (Никольский) от градов и волостей отстоит и в какой близости дальние монастыри или пустыни имеются… и в котором годе построен монастырь…» В ответ на последний вопрос о. архимандрит писал, что «построен Николаевский монастырь в давных летех…» 4 Так, в «Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях…», составл. А. Ратшиным, мы читаем: «Николаевский Корельский монастырь основан в 1418 г., знаменитою посадницею Новгородскою, Марфою Борецкой на том месте, где утонули ее дети – Антон и Феликс, ездившие для осмотра своих вотчин» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010