Сейчас, когда 9 мая объявлен праздничным днем, и во всех храмах служат благодарственные молебны Господу о даровании победы русскому народу в Великой Отечественной войне, деятельность Псковской Миссии выглядит не совсем приглядно: есть многочисленные свидетельства их пособничества врагу, и совсем мало обратных свидетельств. Может быть, полезнее было бы оставить эту тему для церковных историков, и не выносить на обсуждение общественности, поскольку Церковь еще не сказала своего слова по этому поводу. (Документ 5). О жизни о. Павла кучер монастыря Е. Петров 29 ноября 1944 говорил, что «с реди монахов Печерского монастыря ходят такие разговоры: «Горшков развел в монастыре женский притон, сам возится с женщиной, обжирается, а братию морит голодом». Это могут сказать почти все монахи. Я лично со своей стороны видел, что все это правда. Горшков очень много уделял внимания Эльзе и другим женщинам, как например, Хитровой Татьяне. Питался он прекрасно, ел сколько хотел и что хотел, а монахов и рабочих морил голодом. Монахам и рабочим - картофель с огурцом, а Горшков ел масло, мед, сметану и о пять штук яиц в день. Это мне говорил послушник Печерского монастыря Орлов Иван Виссарионович. Летом 1944 года при немцах Орлов мне говорил в монастыре: «Эльза поджарила Горшкову пять штук яиц, а он говорит мало, еще хочу. У него всегда на столе стоит масло сливочное и мед» . С предъявленным обвинением о. Павел согласился, но на суде признал свою вину частично. (Документ 6). Основным обвинением по делу о. Павла служил не только факт сотрудничества с немцами, выдача партизан, но и сданные фашистам ценности монастыря на несколько миллионов рублей. Во время следствия он попал в тюремную больницу, но с января допросы возобновились. (Документ 7). Иеромонах Лин (Никифоров) 1878 г.р. был рукоположен задолго до войны, в 1913 году. В 30-е годы был выслан, затем вернулся, и с 1941 года поселился на 101 км Ленинградской области, на ст. Новинка со своей женой, бывшей дворянкой, Бакиновской Любовью Исидоровной, которая работала там медсестрой.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/11/...

Что-то похожее уже бывало в советской атеистической пропаганде: то в «красных уголках» выступали унылые лекторы (порой, для пущей достоверности, это были священники-расстриги, которые каялись в своих былых заблуждениях), глумившиеся над евангельскими событиями, то с университетских кафедр преподаватели научного коммунизма в доказательство абсурдности христианской веры в Святую Троицу заявляли нечто вроде того, что «у христиан Бог членится на три части»… Убеждение в том, что какая-либо новая археологическая находка, скандальная интерпретация или сведения о пришельцах из космоса могут послужить дубиной, сокрушающей Церковь и уничтожающей Новый Завет, свидетельствует о таком падении духа и таком тотальном обмирщении человеческого сознания, которое воспринимает и Священную историю, и евангельское благовестие как обычный человеческий земной сюжет, который может быть пересмотрен, переоценен и даже вовсе переиначен, коль скоро для его канвы будет найден неизвестный дотоле факт. Что-то наподобие пересмотра советской истории на ХХ съезде партии… Итак, найденный манускрипт не вызывает сомнений в своей подлинности. Неоспорима и его чисто археологическая ценность. Виртуозно и мастерство тех, кто занимался спасением, реконструкцией и переводом древнего текста. Однако столь ли сенсационна преподносимая нам в Евангелии от Иуды сенсация? Столь ли нова эта новинка, чтобы христиане дружно вздрогнули от нее, а христианский мир пошатнулся? На самом деле, восстановленные фрагменты папируса представляют собой гностический текст, о котором Церковь знала еще на заре христианства и который отвергла как апокрифический, наряду с множеством других апокрифов, несовместных с подлинным благовестием Христа. Приблизительно в 180 году святитель Ириней Лионский, боровшийся с ересями и в том числе с гностицизмом, упоминал в своем сочинении, которое так и называлось «Против ересей», о секте каинитов, считавших, что Каин, Исав, Корей, содомляне и Иуда, то есть все темные персонажи Священного Писания, происходят от «высшей силы», и писал о «вымышленной истории», которую они называют «Евангелием от Иуды» .

http://pravoslavie.ru/3053.html

Метрические книги имеются в отрывках с 1796 года, исповедные и обыскные – с 1802 г. Приходо-расходные с 1809 г. Опись церковного имущества составлена в 1854 г. По штату 1875 г. причт состоит из священника и псаломщика. Капиталов церковных – 4 билета государственного банка по 100 руб. Церковной земли нарезано в 1875 г. 36 десятин. Причт помещается в 2 деревянных домах, построенных на страховую премию, полученную после пожара 24-го апреля 1822 г., на тот же предмет прихожанами добавлено было 119 р. 50 к. Дом для священника построен на сумму в 624 р. 50 к. а причетника – за 295 р. Жалованья священнику 240 р., а псаломщику – 60 р. 72 коп.; и еще причт получает проценты с двух билетов госуд. банка: один в 200 р., положенный на вечное поминовение петергофского купца Александра Скобкина и его семейства, другой – во 100 р., положенный ковашевским волостным правлением за пользование землею, на которой выстроено правление. Доходу за требы причт получает от 350 до 400 р. в год. Вместо руги получается «новинка», по произволу. Такого сбора получается от 25 до 30 руб. в год на весь причт. Соседние приходы: Больше–Ижорский – в 25 верстах, Медушский и Глобицкий – в 30 в. Помещик в приходе один, г. Дребс, живущий в мызе «Горы-Валдай». Из деревень самая отдаленная – Шепелево, в 25 верстах. В весеннее и осеннее время сообщению со многими деревнями мешает разлив речек и ручьев. Большинство прихожан ижоры. Они составляют четыре пятых части; одну пятую часть составляют русские, переселенные сюда, в разное время, помещиками. Прихожане занимаются земледелием, многие работают на судах, промышляют извозом, торгуют дровами и сеном, делают глиняные горшки, занимаются рыбной ловлей. Всех прихожан мужск. пола 821, женск. 878. К приходу принадлежат следующие деревни: Коваши у церкви; Тентелево в 4-х верстах от церкви; Мордовщина, Лендовщина и Минолово – в версте, Сюрья в 2-х верстах, Шишкино – в 6-ти, Колище – в 7-ми, Ломоносово – в 8-ми, Устье – в 10-ти, Черная-Лахта – в 15-ти, Перекюля – в 17-ти, Горы-Валдай – в 20-ти, Пулково и Шепелево – в 25-ти верстах от церкви. Кроме крестьян в приходе есть военные (25 мужск. пола, 23 женск. п.) и мещане (5 мужск. и 17 ж. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_56964.html 18 августа 2008 Александр Буров Митрополит Сурожский Антоний: Я никуда не уйду... Источник:  http://www.ej.ru/?a=note&id=8294 Ежедневный журнал К 5-летию со дня преставления В предновогодний вечер уходящего 1991 года из морозных питерских сумерек я ступил внутрь светлого и теплого Спасо-Преображенского собора. Помолившись, подошел к свечному ящику – посмотреть, нет ли чего почитать. Книги в храме тогда были еще редкостью, и каждая новинка привлекала внимание. На прилавке, рядом с патриархийным календарем, скромно синела клеенная брошюра " Беседы о вере и Церкви " митрополита Сурожского Антония. Почему-то это имя мне показалось знакомым. " Всего две осталось " , – бросил мне продавец, серьезный молодой человек в очках. Немного полистав брошюру, я выложил две последние " десятки " – половину моей стипендии. Читать начал еще по дороге домой, на ходу. То немногое из православной литературы, что я видел до этой минуты, за исключением Евангелия, было написано как бы не для меня. Возможно, потому, что это были в основном перепечатки изданий XIX века: другой язык, другие реалии. Во всяком случае, было трудно поставить себя на место автора, скорее писавшего, по выражению Бердяева, " о чем-то " , нежели " что-то " . А здесь владыка сразу брал доверительный тон, сообщая о своем личном опыте. И все-то в нем было близко и узнаваемо. И юношеская жажда подвига, и неприятие церкви вплоть до дурноты от ладана и раздражения на священника, и побежденность Евангелием. Воцерковление в начале 90-х прочно связано для меня с именем митрополита Антония. Я не был знаком с ним лично, даже никогда не решился написать ему. Но в то время я подбирал для чтения книги тех авторов, которых упоминал в своих текстах владыка. Это было лучшей рекомендацией. Так я открыл для себя, например, Клайва С. Льюиса и русских богословов Парижской школы, старца Силуана и оо. Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа. Владыка Антоний и отец Александр Мень стали для меня тогда свидетелями жизненности православия. Я сделал вывод: раз такие люди в православной церкви есть или были совсем недавно, то, следовательно, в ней можно жить по Евангелию. А значит, пока я не получу каких-то неопровержимых доказательств обратного, я никуда из нее не уйду и " копать " буду здесь.

http://religare.ru/2_56964_1_21.html

К июню 1941 г. у МП в Ленинграде осталось 5 действовавших храмов, в ближайших окрестностях - 7 (Пушкин, Колпино, Петергоф - городские поселения в черте территории Ленинграда того времени, Урицк, Ст. Паново, Усть-Ижора, Парголово - на территории Л. о. того времени, ныне в черте С.-Петербурга) и в совр. пределах Л. о.- 5 (по 2 в Красногвардейском, ныне Гатчинском, и Волосовском районах и 1 в Тосненском). Из них 3 пригородных храма и областной не имели священников, на очереди стояла ликвидация их двадцаток. К Л. о. также относились 11 храмов, перешедших в июле 1944 г. в состав новообразованных областей: 1 - в Новгороде, 2 - в Лычковском р-не (ныне в Новгородской обл.), 1 - в Пскове, 3 - в Псковском р-не, по 2 - в Порховском и в Гдовском районах (ныне в Псковской обл.). Постановления о закрытии остальных 229 храмов в Л. о., по крайней мере на районном уровне, уже были приняты. Репрессиям подвергались представители всех исповеданий, не исключая обновленцев. К кон. 1940 г. у них осталось 2 храма в городе и 1 в области (ст. Лисий Нос, с 1950 в черте Ленинграда). М. В. Шкаровский, А. К. Г. 1941-1944 гг. После начала Великой Отечественной войны закрытие храмов продолжилось. 30 июня 1941 г. были упразднены храмы в деревнях Новинка, Околок, Коростелёво Пашского р-на «в целях занятия под воинские части» (ЦГА СПб. Ф. 9620. Оп. 1. Д. 1). 24 июля 1941 г. утверждено закрытие храма св. Иоасафа Белгородского в пос. Парголово. В авг. 1941 г. был арестован клирик Георгиевского храма на Большеохтинском кладбище свящ. Николай Ильяшенко, через полгода освобожден. В осажденном нацистами Ленинграде с пригородами, подчиненными горсовету, действовали 13 храмов: 8 патриаршей юрисдикции (соборы Никольский, Князь-Владимирский; церкви Иовлевская на Волковом кладбище, Георгиевская на Большеохтинском кладбище, Нерукотворного Спаса на Парголовском (Шуваловском) кладбище, Димитриевская в Коломягах; пригородные храмы: Троицкий в Петергофе и Знаменский в Пушкине), 4 обновленческих (Преображенский собор, церкви Серафимовская на Серафимовском кладбище, Николаевская на Колпинском кладбище, Князь-Владимирская на ст. Лисий Нос) и иосифлянский (Троицкий в Лесном). Один из действовавших храмов - Преображенский в г. Урицк был полностью уничтожен в ходе боев в 1941 г. Обновленческий Серафимовский храм 29 янв. 1942 г. был «изъят под склад-распределитель для приема покойников», в мае того же года возвращен верующим.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Земли при церкви около 15 дес.; из них – пахатной до 3 дес.; остальное – сенокос. Из этой доли священник владеет 7 с половиной дес.; у причетников по 3 дес.; у просвирни – 1 дес. Церкви принадлежит деревянная сторожка, а причт помещается в собственных домах. Дом священника куплен прихожанами у священника Иоанна Любимова за 600 р. В 1884 г. этому дому уже 100 л. Церковного капитала 200 р. Приход граничит Прусынским и Усадищским приходом, селом Пятницею и Бельским погостом Тихвинского уезда, Мотоховским казенным лесом и селом Ругуем Тихвинского уезда, Мысловским, Пчевским и Городищским приходами. Приход составляют следующие деревни: Мотохово – у церкви, Новинка – в 2 вер. от церкви, Иконово – в 3 вер., Дуняково – в 5 вер., Витка – в 6 вер., Пчевушка – в 5 вер., Андреянково – в 8 вер., Дубняги – в 3 вер., Панихино – в 8 вер. от церкви. Всех прихожан м. п. 739 и жен. 839. Кроме 9 деревень, к приходу принадлежат 5 дворов лесной стражи, отстоящих от церкви в 5–18 вер. В них живет до 70 стражников с семействами. Прихожане, кроме земледелия, занимаются: выпаиванием телят, заготовкой дров и леса; в Иконове, Витке, Дунякове, Пчевушке и Андреянкове делают дровни, сани, корыта и совки; в Дубнягах – плетут веревки. Грамотных мужского пола–почти половина. Школа основана была в 1847 г. в Мотохове, священником Васильем Алексеевым; в 1860 г. священником Любимовым устроено женское отделение школы. Здесь учила жена лесного кондуктора Любовь Миклашевская, получавшая из палаты государств имуществ 75 р. с. в год. Учитель получал, оттуда же, 100 р. с. Ныне в Мотохове существует земская школа. В деревнях Витке, Дунякове и Пчевушке есть небольшие школы, в которых платится по 40 к. в месяц с ученика. В обыкновенные праздники и воскресные дни в церкви бывает до 500 человек, а в большие – до 1,000. Местные сельские праздники суть следующие: в Новинке празднуют Николаю Чудотворцу, в Иконове – Казанской Божией Матери и Николаю Чудотворцу, в Дунякове – Георгию и св. Модесту, в Витке – Преображению и Успению, Пчевушке и Панихине – Покрову, в Андреянкове – Петру и Павлу и – Покрову, в Дубнягах – Параскеве пятнице. В праздники служатся молебны общие и по домам; иногда крестьяне приносят для освящения «сусло» или домашнее пиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Мало того, они открыто требуют от христианских народов и их правительств воздержания от всякого сопротивления, требуют полной покорности в тот момент, когда на них будут надевать железные оковы рабства. В своей обличительной части учения «Свидетели Иеговы» уделяют много внимания критике социального и политического строя Америки, имеются в их писаниях выпады и против генерала Франко, но ни одного слова порицания марксистского строя в России с его гонениями на веру, с концлагерями, с удушением свободы, с голодовкой и нищетой населения... «Армагеддон» не может и не должен рассматриваться в наше время как плод фантазии или бред сумасшедшего. Это сознательное планирование уничтожения христианских культуры и государственности, планирование захвата власти и в стране, США, которая является последним оплотом нормального социального и политического порядка в мире. Не является новинкой и проектируемый «Свидетелями Иеговы» порядок нового управления миром. «Царство Иеговы», – говорят они, – возглавит «невидимый» Царь-Христос, и он будет управлять при помощи ветхозаветных воскресших праведников. Не трудно будет объявить воскресшими тех или иных пророков, не трудно будет их «кое-кому» и показать. Что же касается «восседающего в храме Иеговы невидимого Царя, Христа», который, по свидетельству учеников Иеговы, «с 1918 года сошел в храм Иеговы и произносит свой судебный приговор об опустошении христианства», то и эта новинка не нова для нас: она предсказана Словом Божьим. Из уст Апостола Павла мы слышим: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( II Coл. II, 3–4 ). Глава XXVI. «Кристиан Сайенс» – «христианская наука» В книге «Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию», являющейся основной книгой, как бы «евангелием» последователей «Христианской Науки», слышен протест против учения реформаторов о безусловном предопределении, против учения о Боге, предопределяющем большую часть людей к вечной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

На ней были установлены не только колокола, но и часы — большая новинка для города. Высота Пречистенской колокольни была значительная. Но при постройке не учли крепость фундамента. Сооружение стало давать осадку, покрылось трещинами. В 1765 г. при губернаторе В.Н. Бекетове колокольня, во избежание падения, была разобрана. Пролом на месте Пречистенских ворот существовал почти полвека — 44 года, до тех пор, пока не нашёлся щедрый астраханский житель, решивший на собственные средства для города построить новую соборную колокольню. В 1809 г. новая колокольня была заложена. Сведения об этом содержит найденная в 1978 г. на кремлёвском дворе мраморная плита. На ней имеются тексты на греческом и русском языках. Оба гласят: «Сооружена сия соборная колокольня на каменным зданием по усердию и иждивением астраханского жителя господина надворного советника и кавалера Ивана Андреевича Варвация, родом грека с острова Псара, что в архипелаге на Эгейском море…». Варваций заказал проект колокольни известному в то время в России санкт-петербургскому архитектору Луиджи Руска. В 1813 г. строительство колокольни было завершено. Выстроенная в стиле позднего классицизма вторая соборная колокольня отличалась соразмерностью и изяществом пропорций, строгостью силуэта и торжественностью. Ещё при Варвации к колокольне была пристроена часовня в честь иконы Нерукотворного Спаса. Однако в 1896 г. колокольня заставила обратить на себя внимание многих горожан. Даже на глаз стало видно, что она имеет наклон в сторону Московской (Екатерининской) улицы. Долгое время колокольня находилась в наклонном положении и была так же знаменита в Астрахани, как Пизанская башня в Европе. Предприимчивые астраханские фотографы даже стали печатать открытки с её изображением и надписью: «Падающая колокольня Астраханского кафедрального собора». Варвациевская колокольня простояла около 100 лет и прекрасно вписывалась в ансамбль Астраханского кремля, подчёркивая изумительную величавость Успенского собора. Все же она была разобрана, и на её месте в 1910 г.

http://sobory.ru/article/?object=17019

Стилизованная под елизаветинское барокко живописная церковь с высоким шпилем на колокольне вмещала 1500 человек и была богато убрана внутри. Благодаря покатому полу (своеобразная новинка) служба была хорошо видна с любого места. Иконостас был поставлен прежний, только отреставрирован. Акад. П. П. Чистяков сделал эскизы наружных мозаичных икон; лепку внутри исполнил П. С. Козлов. Серебряный престол, изготовленный фирмой Фаберже и весивший 13 пудов, подарила кн. З. Н. Юсупова. Светильники из бронзы отливал мастер Н. А. Мельцер; мраморный престол сделала мастерская Ботта. Освещался храм красивым бронзовым паникадилом, датированным 1834 годом. У клиросов размещались полковые штандарты; в витринах лежали мундиры шефов, Георгиевские кресты и медали солдат; у стены стоял небольшой памятник павшим в войну с Наполеоном. В конце XIX – начале XX веков в присутствии Императрицы 5 сентября торжественно справлялся храмовый и полковой праздник. В каждом эскадроне тоже был свой праздник, во время которого после литургии перед эскадронным образом служился молебен. Храму от шефов, командиров и офицеров было подарено много ценных вещей: в 1848 Императрица Александра Феодоровна преподнесла золоченые серебряные сосуды; в 1896 кн. С. С. Салтыков в память о сыне-кавалергарде – два украшенных драгоценными камнями образа XVIII века: Христа Спасителя с частицей Ризы Господней и Владимирской Божией Матери; А. Н. Безак – Евангелие в серебряном окладе работы Фаберже. Хранились здесь еще несколько высокохудожественных произведений: „Нерукотворный Спас“, который в 1679 царь Алексей Михайлович подарил дьяку Виниусу; два образа на атласе из упомянутого иконостаса XVI века; плащаница 1677 года и вырезанное из слоновой кости изящное Распятие. В 1891 М. В. Нестеров исполнил для интерьера эскизы мозаичных икон „Воскресение Христово“ и „Св. Александр Невский“, перед которыми горели серебряные лампады, сделанные в мастерской Фаберже по рисунку проф. Е. А. Сабанеева. 2 декабря 1902 после очередного ремонта церковь была освящена малым освящением.

http://sobory.ru/article/?object=34443

поиск:   разделы   рассылка Александр Буров Митрополит Сурожский Антоний: Я никуда не уйду... Источник:  Ежедневный журнал К 5-летию со дня преставления В предновогодний вечер уходящего 1991 года из морозных питерских сумерек я ступил внутрь светлого и теплого Спасо-Преображенского собора. Помолившись, подошел к свечному ящику – посмотреть, нет ли чего почитать. Книги в храме тогда были еще редкостью, и каждая новинка привлекала внимание. На прилавке, рядом с патриархийным календарем, скромно синела клеенная брошюра " Беседы о вере и Церкви " митрополита Сурожского Антония. Почему-то это имя мне показалось знакомым. " Всего две осталось " , – бросил мне продавец, серьезный молодой человек в очках. Немного полистав брошюру, я выложил две последние " десятки " – половину моей стипендии. Читать начал еще по дороге домой, на ходу. То немногое из православной литературы, что я видел до этой минуты, за исключением Евангелия, было написано как бы не для меня. Возможно, потому, что это были в основном перепечатки изданий XIX века: другой язык, другие реалии. Во всяком случае, было трудно поставить себя на место автора, скорее писавшего, по выражению Бердяева, " о чем-то " , нежели " что-то " . А здесь владыка сразу брал доверительный тон, сообщая о своем личном опыте. И все-то в нем было близко и узнаваемо. И юношеская жажда подвига, и неприятие церкви вплоть до дурноты от ладана и раздражения на священника, и побежденность Евангелием. Воцерковление в начале 90-х прочно связано для меня с именем митрополита Антония. Я не был знаком с ним лично, даже никогда не решился написать ему. Но в то время я подбирал для чтения книги тех авторов, которых упоминал в своих текстах владыка. Это было лучшей рекомендацией. Так я открыл для себя, например, Клайва С. Льюиса и русских богословов Парижской школы, старца Силуана и оо. Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа. Владыка Антоний и отец Александр Мень стали для меня тогда свидетелями жизненности православия. Я сделал вывод: раз такие люди в православной церкви есть или были совсем недавно, то, следовательно, в ней можно жить по Евангелию. А значит, пока я не получу каких-то неопровержимых доказательств обратного, я никуда из нее не уйду и " копать " буду здесь.

http://religare.ru/2_56964.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010