Как поступать священнику, если по неосторожности, снимая воздух с чаши, пред Символом веры, прольет все содержимое потиром? Может ли он продолжать литургию и достаточно ли будет, если он принесет покаяние лишь пред своим отцом духовным? Применительно к указаниям Известия Учительного, он должен влить в сосуд вина и немного воды и, по произнесении слов: «и един от воин копием ребра Ему прободе», продолжать литургию обычным порядком. О случае этом, независимо от покаяния пред отцом своим духовным, он должен донести преосвященному непосредственно или через благочинного (Ц. В-к 1900 г. Есть обычай возгласы иерея на литургии «Горе имеим сердца» и «Благодарим Господа» на праздничном богослужении произносить, обратясь к народу, при открытых царских вратах. Насколько основателен этот обычай? Этот обычай представляется совершенно неосновательным и является некоторым как бы присвоением священником непринадлежащих ему прав архиерейских, хотя и относительно архиерея Чиновник архиерейского богослужения указывает, что при первом возгласе он осеняет южную сторону, «руки и очи вознес горе, вкупе и мысль», а при втором — также и северную, и только затем уже, обратясь на запад, осеняет народ, стоящий на западе, т. е. обратясь лицом к нему. Священнику же не указано осенять народ, а потому оба эти возгласа он должен делать, молясь к востоку, и притом, конечно, не при открытых царских вратах (Ц. В-к 1901 г. После воздвизания воздуха во время «Верую»… следует ли его свертывать, или же снова покрывать им св. сосуды? Потрясание воздухом прекращается при входе диакона в алтарь. Засим, «совершивши символ (Чиновн.), взяв воздух от святых (Служебн.), согнув (Чиновн.) и целовав его, полагает его на едино место на св. трапезе, где и прочие покровцы (Чиновн.), глаголя: «Благодать Господа»… (Ц. В-к 1895 г. Может ли быть одобрен обычай некоторых священников прикасаться воздухом к устам, челу и лицу, прежде чем положить его на свое место после веяния им над св. Дарами, во время пения «Верую»? Ни коим образом, так как не имеет никакого смысла, основания и значения (Р.д.С.П. 1885 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– Пер.], и Я успокою вас [в серб.: и Я дам вам отдохновение. – Пер.]; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. И заканчивает Свой зов такими словами: Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Размышляли ли вы когда-нибудь глубоко и основательно об этих Христовых словах? И о разнице между тем игом и бременем, которое люди возлагают сами на себя, и игом и бременем Христовым? Разница и вправду здесь весьма велика. Иго мирских людей состоит в том, что они думают достигнуть всего собственными силами, без Божией помощи. А Христово иго – в неустанном уповании на всемогущего Небесного Отца. По сей причине, то иго тяжко и неудобоносимо, а это [иго] – благо. Далее, судиться – это бремя мирское, бремя тяжёлое; примириться – это лёгкое бремя Христово. Вот ещё: мстить – это тяжкое бремя человеческое; простить – лёгкое бремя Христово. Христово бремя – любовь, а иго несчастных [бедолаг] – ненависть. Христово бремя – истина, а бремя диавольское – ложь. Христово бремя – братолюбие, а бремя грешников – самолюбие. Христово иго – это помогать и давать, а иго грешников – красть и отнимать. Христово иго – это труды и подвиги ради Царства Небесного, а иго погибающих – это усилия по стяжанию царства земного. Христово иго – это узкий путь, возводящий в Царство Божие, а иго убогих и жалких людей – путь широкий, ведущий в погибель. Христово бремя – святыня и милость во всём; путь грешников – сплошь одна [низость и] вульгарность. Христово бремя – целомудрие и честность; бремя грешников – бесчестность и распутство. Христово бремя – терпение, ведущее к окончательной победе; бремя грешников – нетерпение, приводящее к отчаянию. Христово [бремя] носят с очами, вперёнными в вечную жизнь в Царстве Божием, а мирское бремя влачат со взором, пригибающимся к могиле. Какое иго мягче и какое бремя легче? Несомненно, Христово. Впрочем, хотя люди и слышали Христов призыв взять на себя Его иго и Его бремя, однако нагрузили они себя невыносимыми заботами мира сего о мире сем; с избытком обременили они себя эгоизмом, злобой, хитростью, самолюбием, надмением, нечестностью, сухостью, развратом, безбожием – и сатана погонял их своим бичом, как тягловый скот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

При возложении креста архиерею (на литургии) диакон говорит: «Аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, рече Господь, и возмет крест свой и последует Мне всегда, ныне, и присно» и т. д. Крест дается архимандритам, протоиереям и иереям. Митра (μτρα). – Митра (от μιτρω – связываю) означает повязку, диадему, венец. В богослужебных книгах митра называется «шапкою» (Чиновн.). Митра есть царское украшение и даруется священнослужителю потому, что он в служении изображает Царя Христа. Митра служит и знаком власти, даруемой служителю церкви. Вместе с тем митра напоминает о терновом венце, который был положен на голове Спасителя мира, и – о том сударе, которым была обвита голова погребенного ( Ин.20:7 ), но воссиявшего из гроба Христа живодавца. При надевании митры (на литургии) архиерею диакон произносит: «Положи, Господи, на главу твою венец от камений драгих, живота просил еси, и даст ти долготу дний всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Митра дается архимандритам и некоторым протоиереям. Но они не всегда в одно время с архиереем снимают митру при богослужении. Архиерей во время совершения литургии снимает митру: 1) «Егда частицы изымает в Херувимскую песнь» 167 . На большом выходе диакон несет митру на блюде (как другой диакон – омофор) и, по целовании ее (равно как и омофора) архиереем в Царских вратах, диакон входит с нею южными дверями в алтарь. Архиерей, по поставлении дискоса и Потира на престол, надевает ее. 2) Архиерей снимает митру, «егда целует святая по Херувимской песни, пред глаголами Символа. По целовании же надевает ее». 3) Бывает архиерей без митры во время Символа веры . Тогда преклоненную к престолу главу архиерея покрывают воздухом и веют оным над ним. 4) Архиерей снимает митру пред словами: «приимите, ядите» и егда глаголет: «Господи, иже пресвятаго». По призывании Святого Духа, по произнесений слов: «и сотвори убо», надевает ее. 5) Архиерей бывает без митры, егда приобщается, именно снимает митру по произнесении: «Вонмем» и молитвы: «Вонми, Господи». По приобщении архиерей надевает митру и приобщает прочих, и в митре бывает до отпуста (Чиновн., в конце лит. св. Иоан. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Архимандриты и протоиереи бывают без митры, когда архиерей снимает ее. Затем снимают митры в то время при богослужений, в которое Типикон вообще предписывает (в главе 29-й) стоять «откровенными главами» всем, носящим скуфьи 168 , камилавки 169 . клобуки черные и белые 170 и т. п. Так: А. На литургии: 1) «На Входе» Малом (Тип., гл. 29) архиерей в то время бывает в митре. Обыкновенно же архимандриты и иереи на Входе идут с покрытою головою 171 . 2) «На слышании св. Евангелия» (Тип., гл. 29). В Чиновнике сказано: «Во святое Евангелие архиерей шапки не отлагает, токмо отлагают архимандриты» (Чинов., лит. св. Иоан. Злат.). Тогда читает Евангелие диакон 172 . 3) «На Херувимской песни Великого Входа» (Тип., гл. 29), когда и архиерей бывает без митры (Чиновн.). 4) «На Словеса Христовы» (т. е. «приимите, ядите»), когда и у архиерея нет митры, и на «Достойно» и на «Отче наш», в которое время архиерей бывает в митре (Тип,, гл. 29. Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.). 5) «Во явлении Святых Таин» (Тип., гл. 29), когда архиерей бывает в митре. Б. На вечерне: 1) При чтении светильничных молитв (Служебн., Тип., гл. 2 и др.). 2) При Входе (Тип., гл. 29). Прокимен или Аллилуиа – канонарху предписывается говорить с открытою главою, а канонархать покровенною главою (Тип., гл. 27). В. На утрени: При чтении утренних молитв (Служебн., Тип., гл. 2 и др.). Носящим же камилавки, скуфьи вообще предписывается, чтобы они, когда входят в алтарь и приступают к престолу, и выходят на амвон пред Царские двери, для, произнесения ектений, творили бы поклон, главу открыв 173 . Мантия – Мантия (μανδας), иначе налий (Послед. малой схимы в Больш. Требн. от pallium – епанча, верхняя одежда) есть монашеская одежда, покрывающая собою все тело, кроме головы. Мантия своею свободною развиваемостию изображает крылатость Ангелов, и потому называется ангельской одеждой (Германа Патр. изложение служб и обрядов в Хр. Чт., 1855 г., ноябрь, стр. 385). Мантия объемлет собою все тело; этим выражает всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни и то, что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и неспособны для мирской деятельности, но все мертвы (Нов. Скр., ч. IV, гл. 18, § 16). Монашествующие, при отправлении божественных служб, должны быть в мантиях (Кормч. кн., 2 ч. св. Никифора, Патриарха Константинопольского, прав. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ложные мысли и ложные слова, ложные чувства и ложные желания – вот сумма лжи, которая уводит нас к небытию, иллюзиям и богоотречению. С этого пути-распутья, увы, нет возврата без большого потрясения в жизни человеческой, когда ослепший человек падает на землю, как Савл, и когда Бог поднимает его из пыли и немощи, открывая ему глаза на обратный путь. (4, с. 71–72) Из сострадания и любви призывает Он людей к Себе, чтобы, взирая на Него, получили они назидание и отдохновение. Придите ко Мне, говорит Он, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. И заканчивает Свой зов такими словами: Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Размышляли ли вы когда-нибудь глубоко и основательно об этих Христовых словах? И о разнице между тем игом и бременем, которое люди возлагают сами на себя, и игом и бременем Христовым? Разница и вправду здесь весьма велика. Иго мирских людей состоит в том, что они думают достигнуть всего собственными силами, без Божией помощи. А Христово иго – в неустанном уповании на всемогущего Небесного Отца. По сей причине то иго тяжко и неудобоносимо, а это [иго] – благо. Далее, судиться – это бремя мирское, бремя тяжелое; примириться – это легкое бремя Христово. Вот еще: мстить – это тяжкое бремя человеческое; простить – легкое бремя Христово. Христово бремя – любовь, а иго несчастных – ненависть. Христово бремя – истина, а бремя диавольское – ложь. Христово бремя – братолюбие, а бремя грешников – самолюбие. Христово иго – это помогать и давать, а иго грешников – красть и отнимать. Христово иго – это труды и подвиги ради Царства Небесного, а иго погибающих – это усилия по стяжанию царства земного. Христово иго – это узкий путь, возводящий в Царство Божие, а иго убогих и жалких людей – путь широкий, ведущий в погибель. Христово бремя – святыня и милость во всем; путь грешников – сплошь одна [низость и] вульгарность. Христово бремя – целомудрие и честность; бремя грешников – бесчестность и распутство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Он, подобно первому пасхальному кругу, появился в рукописи позднее. Французские исследователи также проанализировали его (См.: Beaucamp J. et al. Le Prologue... P. 292, 293, 295). Этот круг также дан в разделе «Таблицы». 127 Эта заключительная часть Пролога является большим фрагментом послания александрийского патриарха Феофила (383–387 гг.) императору Феодосию I. Письмо было написано на греческом языке, но существовала и его латинская версия. Кроме данного фрагмента сохранились две латинские версии. Греческая Патрология Миня содержит фрагмент из «Пасхальной хроники» и одну из латинских (См.: PG 65. Col. 47–52). Французские комментаторы сравнили греческое и латинское название письма и отметили пропуск автором «Пасхальной хроники» имени Феофила и его адресата (См.: Beaucamp J. et al. Le Prologue... P. 254. n. 90). 130 Перевод Кузенкова П. В.: «Он говорит о месяце новин и называет первым этот месяц, в которой созревшие плоды знаменуют конец старых». Перевод основан на конъектуре: В рукописи V – «о месяце новом» ( μνα νεν), но по смыслу лучше подходит «месяце новин», что подтверждается латинской версией (mensem novorum). 134 Seil.: начинается первый месяц. (Не знают они не то, что весенний солнцеворот 21 марта, а то что первым месяцем нужно считать месяц весенного солнцеворота. – П. Кузенков.) 135 Перевод дан в соответствии с мнением французских переводчиков (См.: Beaucamp J. et al. Le Prologue... P. 256. п. 99). 136 Конъектура французских комментаторов (См.: Beaucamp J. et al. Le Prologue... P. 256. п. 101). В «Пасхальной хронике» дано: èv Κυριακ ν Σαββτ, περιλεν τς νηστεας, τρεισκαιδεκτης ερισκομνης ττε κατ σελνην – когда он выпадает на воскресенье или субботу, прекращают пост тогда, когда наступает тринадцатый день луны. 137 Манихейство – религиозно-философская система, возникшая в Персии в III в. Ее основателем выступил полулегендарный проповедник Мани, имя которого христианские авторы связывали со словом «безумствовать» ( μανομαι). Манихейство представляет собой синтез зороастризма, христианских идей мессианства, причем посланником небесного царства света считался сам Мани (См.: Alexandre de Lycopolis.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Такая вот Украина, стремящаяся следом за самоубийцей-идеологом к погибели, и объявила преподобного Сергия своим врагом. А прежде, напомню, врагом была объявлена Россия — всё логично.  Как и положено в театре, роль России-агрессора исполняет вовсе не Россия, а её окружение — США, ЕС, Украина, хотя доказательств военного вторжения России как не было, так и нет. В сошедшей с ума Украине всё равно никто этого не замечает. Впрочем, блоггер Александр Роджерс потрудился посчитать сколько раз по сообщениям украинских СМИ Россия нападала на Украину. Вот что у него получилось: «28.02.14 Россия объявила войну Украине (источник: gazeta.ua) 1.03.14 Россия объявила Украине войну (источник: 3.03.14 Россия объявила войну Украине (источник: ipress.ua) 9.03.14 Россия объявила войну Украине (источник: espreso.tv) 30.03.14 Россия объявила войну Украине. Тимошенко — человек Путина (источник: Евромайдан онлайн) 12.04.14 Российские войска вторглись в Украину — адмирал Кабаненко (источник: Незалежне Бюро Новин) 14.05.14 Российские войска вторглись на континентальную Украину (источник: Фpahkibчahu) 12.07.14 Российские войска вторглись в Украину на 3 километра (источник: BY24.org) 13.07.14 Русская армия вторглась в Украину (источник: sokrytoe.net) 16.07.14 оголосила (источник: meta.ua) 17.07.14 Россия объявила войну Украине (источник: Яценюк) 2.08.14 На территорию Украины вторглись российские военные вертолеты (источник: newsru.ua) 25.08.14 Российские войска вторглись на территорию Украины и идут на Мариуполь (источник: interfax.ua) 26.08.14 Российская армия вторглась в Украину со стороны Таганрога (источник: Незалежне Бюро Новин) 27.07.14 Российские регулярные войска вторглись в Украину, даже не скрывая шевронов (источник: Пресса Украины) 28.08.14 Порошенко заявил о военном вторжении России (источник: Порошенко)». Ох, уж эти русские, такой спектакль испортили. Даже Турчинов не выдержал и в конце июня признался, что спецслужбы постоянно дезинформировали руководство Украины о возможном военном вторжении, которого не было. «Где-то по десять раз в месяц, — жаловался он в интервью, — наши спецслужбы сообщали, что время военного нападения со стороны России определено — обычно это было в три-четыре часа утра. И мы сидели в боевой готовности на командном пункте… А остатки армии готовились к открытой войне с восточным соседом. Но её не произошло(!)». И ведь именно Турчинов, исполняющий тогда обязанности президента, заявил в апреле о начале антитеррористической операции на юго-востоке Украины.

http://radonezh.ru/analytics/skachuschay...

Председательствовал проф[ессор] Б. Ф. Адлер… Слушали: п[ункт] 3. Доклад П. М. Дульского об охране ризницы казанск[ого] кафедральн[ого] собора. Постановили: Вещи ризницы, перевезенные в Губ[ернский] музей, оставить в последнем на хранении. Постановление в предыдущих заседаниях о перевозке их для хранения в Народный банк отменить.   11 Письмо Музейного подотдела в Казанский епархиальный совет   В Казанский епархиальный совет. Подотдел просит совет срочно уведомить, где он находит удобным хранение церковных вещей из ризницы собора: в музее или Нар[одном] банке; если в музее, то необходимо прислать прочные сундуки. Кроме сего коллегия просит прислать 24 сего декабря к 11 час[ам] утра своего представителя с ключами для осмотра крыши собора на предмет ремонта, ключи от ящика, где хранятся вещи ризницы. Председатель Б. Адлер [h]. Делопроизводитель [ подпись]. Дек[абря] 23 дня 1919 г. 222.   12 24 апреля 1920 г.– Выписка из протокола заседания Президиума губисполкома   Слушано: 9. О возврате церковной утвари, опечатанных ГубЧК в кафедральном соборе. Постановлено: Предложить Раб[оче]-кр[естьянской] инспекции ответить, что вещи, взятые из собора, для богослужения не употребляются и как исторические подлежат хранению только в музее, а потому возвращению не подлежат. С подлинным верно: Управделами губисполкома [ подпись]. 24 апреля 1920 г. С копией верно: секретарь [ подпись].   13 23 апреля 1920 г.– Уведомление рабоче-крестьянской инспекции в Казанский епархиальный совет   В Казанский епархиальный совет. Казанская Рабоче-крестьянская инспекция уведомляет, что вещи, взятые из казанского кафедрального собора как не употребляемые при богослужении и имеющие историческую ценность и значение, возвращению не подлежат и могут быть хранимы только в музее. Основание: постановление заседания Президиума губисполкома от 23 апреля 1920 г. Заведующий Раб[оче]-кр[естьянской] инспекции И. Гаврилов [j]. Секретарь [ подпись]. 28 апреля 1920 г. 2223.   14 2 мая 1920 г. – Протокол 11 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Села Троецкого и Селец на крестьянине на Мишке Герасимове два рубли. Срок прошол февраля 10-е число во 1640-м году, а порука по нем в тех деньгах того ж села крестьяне, а имена их писаны в кабале. Села Пушкина на крестьянине на Фролке Емельянове два рубли. Срок прошол февраля 8-е число 1640-м году, а в кабале писаны того ж села крестьяне Данилко да Ивашко. На патриарше сыне боярском на Михаиле Онучине два рубли. Срок прошол Семен день 1639-м году. И марта в 20 день (Л. 121 об.) на Михаиле два рубли взято. И кабала ему в тех деньгах выдана. На князе Иване княж Андрееве сыне, да на сыне ево княз Иване Хилковых пятьдесят рублев. Срок прошол Вознесеньев день во 1639-м году. На Дорофее Образцове сыне Ельчанинове тритцать рублев. Срок прошол Рожество Христово 1640 году. И марта в 18 день на Дорофее Ельчанинове тритцать рублев взято. И кабала ему в тех деньгах из казны выдана. Взял сын ево Иван. Иван Елчанинов кабалу взял. На патриарше сыне боярском на Василье (Л. 122) Семенове сыне Чортове два рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году, а порука по нем в тех деньгах племянник ево Иван Иванов сын Чортов, да Матвей Корякин. На патриарше сыне боярском на князе Романе Мещерском двенатцать рублев. Срок прошол Рожество Христово 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Илье Иванове сыне Онучине рубль. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. (Л. 122 об.) На патриарше сыне боярском на Елизарье Петрове сыне Вечеслове три рубли. Срок прошол Рожество Христово 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Денисе Иванове сыне Чортове пять рублев безсрочно. На патриарших детех боярских на Семене да на Офонасе Ондреевых детех Филиповых два рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. (Л. 123) На патриарше сыне боярском на Сергее Григорове пять рублев. Срок прошол Рожество Христово 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Долмате Васильеве сыне Мурзине четыре рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Патрекее Тимофееве сыне Корякине два рубли (Л. 123 об.) Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

На патриарше сыне боярском на Алексее Кирове сыне Патрекееве пять рублев. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Григорье Васильеве сыне Всеволоцком четыре рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. (Л. 124) На патриаршех детех боярских на Матвее Елизареве сыне Корякинском, да на Петре Никитине сыне Рагозине два рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Иване Микифорове сыне Патрекееве рубль. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Кузьме Андрееве сыне Сурмине пять рублев. Срок прошол Рожество Христово 1640-м году. (Л. 124 об.) На патриарше сыне боярском на Степане Гаврилове сыне Беляеве рубль. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. На патриарше сыне боярском на патриарше сыне боярском на Степане Патревееве сыне Корякине рубль. Срок прошол Семень день Летапроводца 1639-м году. На патриарших детех боярских на Артемье, прозвище Меньшой, Иванове сыне, да на Гавриле Иванове сыне Володимерове, да на Макарье, да на Иване Микитиных (Л. 125) детех Новикова по рублю на человеке. Итого четыре рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1639-м году. На патриарше сыне боярском на Федоре Третьякове сыне Головкове рубль безсрочно. На патриарше сыне боярском на Юрье Сурмине рубль. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. (Л. 125 об.) На государеве певчем дьяке на Михаиле Меркульеве, да Николы Чюдотворца, что за Орбацкими вороты на попе Иване Нефедеве, да на предотеченском дьяконе Матвее, что в Конюшенной слободе, да на Прокофье Самойлове сыне Клюкине, гостиной сотни на торговом человеке, да Конюшенной слободы на тяглеце на Василье Яковлеве сыне Тюрбоеве, да на государеве певчем дьяке на Богдане Иванове, да государева дела на мастере на Осипе Иванове, да на Федуле Григорьеве, что сидит в Зявязошном ряду, недоплатных десять рублев. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. И генваря в 11 день на Михаиле Меркульеве в уплату пять рублев. (Л. 126) На Семене Юреве пятнацать рублев. Срок прошол Николин день осенней во 1639-м году. И февраля в 22 день те деньги взято. Платил Семен Юрьев.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010