После великой ектении «Архиерей, преклонив главу, читает молитву над родостамною «Господи Боже наш», знаменует родостамну трижды, и трижды поливает родостамной антиминсы крестообразно, обыкновенно окропляет посредством кропила, произнося: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа», и «Окропиши мя иссопом и очищуся» и прочее псалма до конца и засим глаголет: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно и во веки веков» и помазует их миром. При помазании диакон произносит: «Вонмем», а архиерей: «Аллилуиа», трижды. На каждом антиминсе архиерей делает три креста св. миром: один посреди, и по обе стране два (Чиновн.). В это время поется 132-й псалом: «Се что добро или что красно». Архиерей же после помазания миром, славя, глаголет: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш во веки». Если освящается много антиминсов, то такожде творит над каждым антиминсом. И при помазании их миром, кроме псалма 132-го глаголется псалом 131-й: «Помяни, Господи, Давида» (Чиновн., Чин освящ. антиминса). Сряду после помазания миром антиминсов на престоле, обыкновенно снимают с архиерея запон, и архиерей идет за св. мощами в предложение (к жертвеннику) со священниками и диаконами и лампадами, и там читает все те молитвы, которые читает архиерей пред тем, как взять и нести мощи в освящаемый храм (Чиновн. и см. Чин освящ. храма, от архиер. творимаго). Затем, взяв на главу дискос со св. мощами, архиерей идет с ними от жертвенника, чрез северные двери, с лампадами и рипидами (Чиновн. Чин освящ. антиминса), при пении тропарей: «Иже на камени веры», и доходит до Святых врат (Царских дверей) закрытых. Пред Святыми дверьми архиерей говорит велегласно: «Возьмите врата кпязи ваша. И возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Господь сил, Той есть Царь славы». При словах: Господь сил и т. д. отворяются врата. И отворяемым дверем внидет архиерей внутрь святого алтаря и обходит окрест святую трапезу, сперва поя: «Святии мученицы», и во второй обход: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало». И поставляет св. дискос на святую трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Таже дается архиерею кадильница (Чиновн., Чин освящ. антиминса), и он обходит около трапезы, кадя ее, глаголя весь до конца псалом 25-й: «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходил» (Чиновн., Чин освящ. антиминса), т. е. псалом, который при освящении храма архиереем, глаголется во время каждения, после облачения престола и жертвенника (см. Чин освящ. храма, от архиер. творимого, л. 19 на обор.). По каждении мощей на престоле, архиерей читает молитву: «Господи небесе и земли, иже Святую Твою Церковь неизреченною премудростию основавый», и – молитву: «Благодарим Тя Господи Боже сил, яко юже излиял еси благодать на святыя Твоя апостолы», – те молитвы, которые при освящении самого храма архиерей читает после каждения всего храма (Чин освящ. храма, от архиер. творимого, л. 21–23). По совершении сих молитв, архиерей снимает с дискоса воздух и звездицу, приемлет воскомастих и положит в уготованном влагалище, спречь в мешочке, под антиминсом, таже приемлет святых мощей три частицы и положит я в воскомастих и возливает на них святое великое миро, и укрепив добре с воскомастихом. Таже диакон глаголет: «Господу помолимся», и архиерей молитву сию: «Господи Боже наш и сию славу» (Чиновн., Чин освящ. антиминса). После сей молитвы извлачается архиерей обязания пред святою трапезою. Таже глаголет: «С миром изыдем» и исходит из алтаря, и стоит на своем обычном месте. И начинаются часы и божественная литургия по чину (Чиновн., Чин освящ. антиминса). Освящение храма священником В день освящения, также как и при освящении храма архиереем, пред поздней литургией совершается водоосвящение (малое) (Больш. Требн.). Все священнослужители облачаются во все священные одежды (там же). После водоосвящения, священники сверх одежд одевают особые срачицы, или запоны (Чин освящ. храма, от архиер. творимаго, л. 4). Облачившись таким образом, они берут воду на блюде, честный крест и стол со всем, что потребно для освящения, вносят чрез Царские двери в алтарь (Больш. Требн.) и ставят одесную страну (престола) (Чин освящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

среды 1-й седмицы вечера, зри). В Чиновнике указано Царские врата отверсти, пред произнесением слов: «Повелите», «Премудрость, прости», «Свет Христов просвещает всех» и затем врата затворить; но нет указания об открытии врать при «Да исправится». Пением: «Да исправится молитва моя» заключается служба вечерни; далее следует литургия. После пения «Да исправится», на литургии полагаются: великие поклоны 759 и, обыкновенно, произносится молитва: «Господи и Владыко живота моего» 760 . После великих поклонов в некоторые дни читаются Апостол и Евангелие. Так бывает: в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, З-й, 4-й седмиц Великого поста и послед. 9-го марта) и в дни храмовых праздников (Тип., храм. гл. 34 и 35). В страстную седмицу на литургии преждеосвяиценных Даров полагается только чтение Евангелия (и не бывает чтения Апостола). Апостол и Евангелие праздника читаются на литургии преждеосвященных Даров, совершаемой в самый день праздника, кои читаются на вечерне пред литургиею преждеосвященных Даров, но совершаемой не накануне праздника (Там же, и Чиновн., лит. преждеосв. Даров). В Типиконе, при указаниях на то, что в праздники великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, 3-й и 4-й седм. Велик. поста) и в праздники храмовые (Тип., гл. 34 и 35) читаются Апостол и Евангелие, замечается, что по пении «Да исправится» и по великих поклонах «малыя ектении не глаголем» 761 . При архиерейском служении по чтении Бытия Царские врата отверсти... По произнесении «Свет Христов» Царские врата затворити (Чиновн.) Когда же бывает чтение Апостола и Евангелия, тогда отворяются Царские двери (Триодь Постная, изд. в Москве, 1754 г., 1828 г. и друг. см. послед. среды 1-й седм. Велик. поста). Итак, не указывается, чтобы при пении: «Да исправится» были Царские двери открыты. Пред Апостолом произносится и поется прокимен апостола (Служебн.), иначе – прокимен святого (Чиновн.), а пред чтением Евангелия поется «Аллилуиа» (Там же). При пении «Аллилуиа» бывает каждение (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

2) Пред Великим Входом иерей или архиерей кадит святая, в себе моляся: «Боже, очисти мя грешнаго», трижды (Служебн., лит. св. Иоан. Злат. и Чиновн.). 3) По Великом Входе, поставив честные дары на престол, иерей кадит их трижды (Служебн., лит. св. Иоан. Злат. и Прежд. даров). При архиерейском служении архиерей, прежде, нежели примет дискос от диакона в Царских вратах, кадит святый дискос трищи. Засим, прежде, нежели примет Потир (от иерея или архимандрита), кадит единощи (Чинов., лит. св. Иоан. Злат.) На Литургии Преждеосвященных даров архиерей в Царских вратах, приим кадило, кадить Святыя Тайны трищи, со многим страхом и благоговением. С Потиром архимандрит входит в алтарь и поставляет сам архиерей на святей трапезе по обычаю (Чиновн., Лит. Преждеосв. даров). Поставив же их на престол, «взем аер (воздух) от рама протодиакона, надносит на кадильницу, и со благоуханием покрывает святая... и взем архиерей кадильницу, кадит токмо святая, и покланялся трижды... абие отдает кадильницу, никого же кадя» (Чин., бож. Лит. Преждеосв. даров). 4) При словах: «Изрядно о Пресвятей» кадит Святые Дары иерей или архиерей. Архиерей, прием кадильницу с фимиамом, кадит святую трапезу (Чиновн., бож. лит. св. Иоан. Злат.). Таже (потом) кадит диакон святую трапезу окрест (Служебн. лит. Иоан. Злат, и лит. Василия Великого ). 5) После возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя», иерей или архиерей кадит к трапезе (святая) токмо трижды и отдает кадило диакону (Служебн., Чинов., лит. св. Иоан. Злат. и Лит. Преждеосв. даров), «никого же кадя» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат. и Преждеосв. даров). Каждение одного притвора бывает на литии. Священник и диакон исходят в притвор вкупе северною страною с кадильницею (Служебн., вечерня), и там диакон кадит святые иконы и Настоятеля и лики по чину (Тип., гл. 2). Каждение совершается при тех молитвословиях и священнодействиях, в которых испрашивается благословение Божие, освящение, благодать Святого Духа 217 . Затем, при входе во храм, на всенощном бдении совершается каждение при благословении хлебов. диакон кадит окрест стола (на коем хлебы, вино и елей), затем, обыкновенно, икону на налое среди храма, потом и настоятеля токмо на месте его и иерея (Служебн., вечерн. и Тип., гл. 2), и паки хлебы спреди только (Тип., гл. 2). Подобное каждение бывает при благословении ваий в Неделю ваий (Тип., послед. нед. ваий).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

764 В Чиновнике, при изложении литургии преждеосвященных Даров, сказано: «после ектении «Рцем вси», и проч., по чину, якоже предписася в литургии св. Иоанна Златоустог о, даже до «Помолитеся оглашении» (Сн. литургию св. Иоан. Злат. В Чиновнике). 765 При архиерейском служении слова: «Помолитеся оглашении Господеви» произносятся иным диаконом (Чиновн.). 766 При архиерейском служении простирают антиминс служащие архимандриты и иереи, и архиерей касается правой рукой антиминса во время развертывания его и творит губою крест над антиминсом и, целовав, полагает на десном крае антиминса, горе (Чиновн.). Возглас же: «Да и тии с нами славят» говорит архимандрит (Чиновн.) или иерей. 767 При архиерейском служении возглас: «Яко Ты еси просвещение наше» говорит архимандрит (Чиновн.) или иерей. 768 «От сего дне» (среды седмицы крестопоклонной) на литургиях оглашенная ектения сугубая, на преждеосвященных, якоже писася в Служебниках (Тип., послед. среды крестопокл. седм.). 770 В Церковных Ведомостях (1897 г. 4, стр. 109) предложен такой вопрос: в литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого пред 2-ою молитвою верных есть оговорка относительно ектении, а в преждеосвященной литургии оговорки нет. Нужно ли произносить эту ектению, если священник один служит? Ответ в том номере этих Ведомостей следующий: когда священник служить без диакона, то из положенной в указанном месте литургии мирной ектении он произносит лишь два прошения: «Миром Господу помолимся» и «Заступи, спаси, помилуй» и возглас. Но ектения во всяком случае должна быть произнесена. Таков ответ на вопрос. На основании этого ответа оказывается, что совершаемое на литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого следует совершать и на литургии преждеосвященных Даров, т. е. на литургии преждеосвященных Даров служащий иерей без диакона должен опускать на ектении прошения. Но можно полагать, не без причины, что то, что указано в литургии св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого о сокращении иереем ектении, не находится в литургии преждеосвященных Даров. В литургиях св. Иоанна Златоустого и св. Василия Велпкого в прощениях ектении, опускаемых при службе иерея без диакона, заключается моление близкое но своему содержанию к тому молению, которое содержится в тайной молитве иерея при этой ектении – «Миром Господу помолимся». Поэтому и опускаются прошения иереем. На литургии же преждеосвященных Даров содержится моление об ином в тайной молитве иерея (см. выше о молении в ней), об ином в прошениях ектении. Поэтому и ектению не указано иерею сокращать, когда он совершает литургию без диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Подобным образом, преподав и Чашу, сказал: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Слова: «Приимите, ядите», также: «Пийте от нея вси» священник произносит вслух, и лик, после каждого возглашения, поет: «Аминь». При произнесении слов: «Приимите, ядите» диакон указывает священнику на дискос правою рукою, держа орарий тремя перстами, а при словах: «Пиите от нея вси» диакон указывает подобным образом на Потир. При этом споказует и сам священник (Служебн.) 687 . Аще служат иереи многие, подобает якоже словеса Господня: «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси», и «Твоя от Твоих», тако и: «Сотвори убо хлеб сей», «А еже в Чаши сей», «Преложив Духом Твоим Святым» купно глаголати (Служебн., Извест. учит. о случае освящения и совершения Святых Даров 688 . Затем покланяются все, и архиерей и иерей призывают Святого Духа (см. Служебн. и Чиновн.). Архиерей и священник молятся, читая тайно молитву: «Еще приносим Ти словесную (λογικν – духовную. Рим.12:1 и 1Петр.1:2 ) сию и безкровную службу (λατρεαν – благодарственную жертву) и просим и молим и мили ся деем – supplicamus, умоляем, преклоняя колено, просим): ниспосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащыя дары сия». И покланяются священник и диакон трижды пред святою трапезою, молящеся в себе (Служебн. и Чиновн.), т. е. так, что они только могут слышать один другого. Священник, обыкновенно, с воздетыми к небу руками произносит: «Господи, иже Пресвятого Духа», трижды, диакон же (Чиновн.) – стихи: «Сердце чисто созижди во мне» и пр. «Не отвержи мене от лица Твоего». Священник, востав, знаменует трижды Святые Дары (Служебн.) Настает мгновение, когда хлеб и вино делаются телом и кровию Христовою. Совершение сей тайны (бывает) молитвою и cлjbecы с благословением руки иереовы: «И сотвори убо хлеб сей, честное тело Христа Твоего»; «А еже в Чаши сей честную Кровь Христа Твоего»; «Преложив Духом Твоим Святым», – якоже мудрствует и содержит Святая Апостольская Восточная Церковь (Служебн., Извест. учит., стр. 3. чин избр. и рукопол. архиер., изд. в Москве, 1825 г., л. 16). Пред произнесением сих совершительных слов, диакон, подклонив главу и показуя с орарем святый хлеб, говорит: «Благослови, Владыко, святый хлеб», указуя на Чашу: «Благослови, Владыко, Святую Чашу». Показуя обоя, говорит: «Благослови, Владыко святый, обоя» (Служебн. и Чиновн.). По благословении священником как хлеба, так и Чаши, диакон говорит: «Аминь». По благословении обоих, говорит: «Аминь трижды 694 . При самом благословении дискоса, священник произносит: «И сотвори убо хлеб сей» и т. д. При самом благословении Чаши произносит: «И еже в Чаши сей». При благословении обоих произносит: «Преложив» и т. д. Обыкновенно, после благословения обоих (Потира и дискоса), все священнослужители почитают истинное тело и истинную кровь Христову поклонением до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

А в Переписных Книгах Углецкого Уезда 1678 года написано: «Монастырь Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев, что на реке на Мологе, а на монастыре церковь теплая Живоначальные Троицы, да на святых вратах церковь Успение Пресвятые Богородицы, да в пределе Пр. Корнилия Комельского, да у монастыря двор конюшенный и коровий. Да за монастырем же деревня Малой Борок; Кулижская волость, а в ней деревня Новоселка, Верховое, Новинка, Харино. Село Покровское, а в нем церковь Покрова Пресвятые Богородицы, да в пределе Николы Чудотворца, да теплая церковь Св. Пророка Ильи, с деревни: Ефаново, Кашино, Новинка, Переслечина, Лонское, Шубина, Лямино, Столбища, Горнее, Ониково, Кривая, Еферина, Прямин, Кузнечиха, Обуховец малой, Обухово, Погорелка, Иванцово, Новинка, Дор, Нивы, Сысоево, Дуброва, Остроги, Холман, Селинская, Павловская. А всего за Афанасьевским монастырем в вотчинах крестьянских и бобыльских 218 дворов, да в 4 кельях нищих людей 4 человека, а в них крестьян бобылей и нищих 803 человека». Монастырь сей приписан к Воскресенскому по Указу Царя Феодора Алексеевича в 1680 году. 7 . Зосимин монастырь Клинского Уезду 133 . В Писцовых Книгах сего Уезда 1624 и 1625 годов в Волжинском стану написано: «Пречистые Богородицы Зосимина монастыря в вотчине село Покровское, а владеет он тою вотчиною по Государеве Царя Михаила Федоровича тарханной грамоте, каковая ему дана против прежних Государевых жалованных грамот 1621 года». Да в Переписных книгах Клинского Уезду 1678 году написано: «Успения Пречистые Богородицы за Зосиминым монастырем село Покровское с шестью деревнями, а всего в них крестьянских и бобыльских 53 двора, а людей в них 222 человека». Приписан к Воскресенскому монастырю по Указу Царя Феодора Алексеевича в 1680 году. 8 . Дудин, Тверского Уезда. В Писцовых Книгах сего Уезда 1628, 1629 и 1630 годов написано: «Монастырь Дудин на р. на Шоше, а в нем церковь Николы Чудотворца, древяна, а в церкви образы, и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение монастырское, а в монастыре келья черного попа Леванида, да в кельи дьячек Баженка Юрьев».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По приобщении надевает митру (Чиновн.). По приобщении архиерея, протодиакон приглашает архимандритов, за ними – иереев и, наконец, диаконов приступить к таинству, и каждым из сих особо возглашает, именно: «иерее приступите», «иеродиаконы приступите». И приступают к архиерею, чтобы получить пречистое тело Христово, по чину. Подходят с левой стороны архиерея. Приступающий преклоняет голову, полагает длани (руки) крестовидно, деснице сущей горе (т. е. правую руку наверху) п говорить: «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему», и «Преподаждь ми (имя рек), Владыко преосвященнейший, честное и святое тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Архиерей, взяв десною рукою тремя персты маргарит честного тела Христова, полагает в руки приходящего архимандрита или иерея, говоря: «Преподается тебе (имя рек), архимандрите (или иерее), честное и пречистое и безсмертное тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и жизнь вечную, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». И, поцеловав руку и рамо архиерея, отходит на едину страну и, преклонив главу над руки, молится, произнося: «Верую, Господи» и т. д. Диаконов же причащать честного тела и преподавать им повелевает (архиерей) архимандриту. И когда преподается пречистое тело Христово диаконам, тогда архиерей приобщать начинает от Святого Потира. Подходят по чину архимандриты и прочие к десной стране архиерея и произносят: «Се прихожду», и «Преподаждь ми, Владыко». Архиерей, держа Потир с покровцем, говорит: «Преподается тебе (имя рек), архимандриту (или иерею), честная и пречистая и животворящая кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов твоих и жизнь вечную, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». И причащает его трижды. Причащающийся, взем священный покровец, отирает устне свои и святый Потир. Архиерей говорит: «Се прикоснуся устнам твоим и отнимет беззакония твоя и грехи твои очистит». (Чиновн.). Приобщившийся архимандрит или иерей, поцеловав Потир, отходит. Диаконов же причащает от святого Потира архимандрит (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Потом священник раздробляет для причастников-мирян части агнца HI, КА на малые частицы и влагает их в Святую Чашу 718 . Если же нет причастников, то иерей прием святый дискос вверху святого Потира, полагает в Потир честное тело, не раздробляя частей агнца и затем все частицы, находящиеся на дискосе, произнося воскресные песни: «Воскресение Христово видевше», «Светися, светися», «О Пасха велия» 719 . Дискос отирает святою губою зело добре, со вниманием, и благоговением, говоря: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» (Служебн., Чиновн.). И, целовав святый дискос, полагает близ Святого Потира (Чиновн.). Покрывает Святый Потир покровцем, подобаемым образом, и на дискос полагает звездицу и покровцы (Служебн., Чиновн.). Когда на литургии и диакон приобщается, тогда не иерей, а диакон опускает в Чашу частицы тела Христова со словами HI, КА, как раздробленные (для причастников), так и нераздробленные (если нет причастников). Иерей произносит молитву: «Благодарим Тя, Владыко, человеколюбче», пиет теплоту и умывает руки (Служебн.). Диакон же по причащении, если не бывает причастников мирян, опускает в Чашу частицы, находящиеся на дискосе, произнося: «Воскресение Христово видевше», «Светися, Светися», «О Пасха велия», «Отмый, Господи, грехи». Если на литургии бывают причастники миряне, то частицы опускаются с дискоса в Чашу после причащения мирян. Во время совершения таинства евхаристии и во время приобщения священнослужащих, алтарь изображает горницу, в которой Христос с учениками Своими совершил тайную вечерю и преподал им тело и кровь Свою 720 . Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый «причастен», или, как он еще иначе называется В богослужебных книгах «КИНОНИК» (κοινωνικς – причастный, причастен. См. Служебн., лит. св. Иоан. Злат.). По своему содержанию, «причастен» имеет отношение или к дневной службе, или к службе воспоминаемого святого, или праздника, и называется: «причастен дне» (Тип., гл. 2, 4 и послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

723 Причащающиеся же, подходя к приобщению – да приступят чинно в глубоком смирении, и кииждо да поклонится единожды, руце к персям крестообразно (VI Всел. Соб., прав. 101) согбенне имуще и Христа распятого исповедующе. Приемше же честно, да поглотят, и по очищении уст покровцем рукою священническою, лобызают край Св. Чаши, якоже самое Христово ребро, из него же истече кровь и вода, и, отступление мало, поклоняются, но не до земли, ради сохранения приятых Таин (Извест. учит. при Служебн.). Наставления готовящемуся к приобщению Св. Таин смотри в Поучении к новопоставленному иерею (Наставление 3-е). 724 И малые дети по обычаю Церкви подобает, за веру приносящих, сподобляти святых Таин, в освящение душ и телес их, и в приятие благодати Господни (Служебн., извест. учит., послед. лист). Эти слова, обыкновенно, произносятся при причащении младенцев. 725 При архиерейском служении, после пения; «Благословен грядый», архиерей благословляет народ с трикирием и дикирием, произнося: «Спаси, Боже, люди Твоя». Певцы поют «Ис полла эти деспота». Потом архиерей, обратившись к престолу, осеняет сослужащих, отдает дикирий и трикирий и приемлет Святый Потир из рук протодиакона и поставляет его на святой трапезе (Чиновн.). 726 При «архиерейском служении архиерей, прием кадильницу, кадит точию святая трижды, глаголя тихим гласом: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». И абие отдает кадильницу, никогоже кадя (Чиновн.). 727 В Московском Служебнике 1627 года указано: «Поставляет же священный дискос на главу диакона, имуща звезду покрыту покровцы. 728 В Московском Служебнике 1627 г. читаем: относят святая жертвеннику, предходящу диакону, и тамо поставляют святая. Диакон же, покадив святая, отдает кадило. 729 Когда иерей служить без диакона, тогда после возгласа: «Всегда, ныне, и присно», произносимого с Потиром в правой руке, он, идя к жертвеннику, подходит к престолу, берет с него дискос в левую руку и идет к жертвеннику. 730 При архиерейском служении архиерей берет святой дискос, возлагает его на главу протодиакона. протодиакон же приемлет его обеими руками и отходит в предложение, ничего не говоря, и поставляет его там. Взяв св. Потир и поцеловав его, архиерей отдает первому архимандриту или игумену, говоря тихо: «Благословен Бог наш». И приемлет архимандрит обеими руками и, целовав его и архиерееву руку, обращается к Святым дверям, обратясь к народу, и говорить громко: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков», и отходит к святому предложению, и поставляет его там (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010