Благослови, владыко, святый вход. Свящ., благословляя, глаголет (тихо): Благословен вход, и целует Евангелие. Обратившись к востоку и став перед иереем, диакон возвышает немного руки и, показуя св. Евангелие (делает им небольшой крест – см. Чиновн.), глаголет велегласно: Премудрость, прости. Поклонившись, диакон, а за ним иерей, входят в алтарь (причем иерей целует десно и лево царские двери, – см. Чиновн.)45); диакон, вошед в алтарь, полагает Евангелие на престоле. Певцы же поют Приидите, поклонимся, и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий 46), (в седмичные дни) (в недели) (в Богородичные праздники) во святых дивен Сый, воскресый из мертвых, молитвами Богородицы (см. Об. нот. п.), поющия Ти: аллилуия (1-ды). Тропари и кондаки47). Диакон глаголет (тихо) ко иерею, приклоня вкупе главу, и орарь в руце держа треми персты: Благослови, владыко, время трисвятаго. Священник, знаменуя его48), глаголет возглас: Яко свят еси Боже наш… ныне и присно 49). Скончавшуся тропарю, приходит диакон близ св. дверей и показуя орарем первее убо ко иконе Христове, глаголет: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны 50). Таже наводит, т.е., обводит орарем (показуя к народом, – см. Чиновн.), глаголя ко вне стоящим велегласно: И во веки веков 51). Аминь 52). Трисвятое53). Чтение иереем молитвы Трисвятого: Боже Святый, Иже во святых. Троекратное произнесение священнослужителями Трисвятаго при троекратном поклонении пред престолом. Повели, владыко. Отхождение священнослужителей к горнему месту54), причем священник глаголет: Благословен грядый во имя Господне. Благослови, владыко, горний престол. Благословен еси на престоле славы. По исполнении Трисвятаго, пришед пред св. двери, диакон глаголет: Вонмем 55). Мир всем 56). И духови твоему. Премудрость 55). Прокимен 57). Премудрость. Надписание апостола. Вонмем. Чтение58) апостола 59). Мир ти. И духови твоему. Премудрость. Аллилуиа. Аллилуиарий60). Каждение диаконом (по получении на это благословения от иерея) престола окрест, всего алтаря, [иконостаса], священника [и всех присутствующих61)], а священником

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

4) Затем архиерей надевает омофор после молитвы: «Вонми Господи Иисусе Христе», пред тем временем, когда диакон говорит: «вонмем», и бывает в омофоре до отпуста литургии. В то время архиерей возносит святый хлеб, разделяет его на части, причащается и преподает тело и кровь Христову другим; поэтому ему нужно бывает облечься во все священные знаки его достоинства, тем более – в омофор, который у иерарха есть важнейшее одеяние. 5) Если бывает хиротония при архиерейском служении, то для хиротонии архиерей всегда облачается в омофор (Чиновн.). На вечерне в Великую пятницу, которая как бы заменяет литургию, во время чтения Евангелия Архиерей отлагает с себя омофор (Чин священнодействия и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе, лист 11). Ныне при одном и том же богослужении омофор употребляется двоякаго рода, во 1-х, длинный широкий плат, носимый на плечах, который опускается одинаково до низу спереди и сзади, во 2-х, другого вида омофор, также полагаемый на плеча, но который опускается своими обоими концами только с передней стороны и достигает лишь до конца груди. Этот последний, обыкновенно, называется малым омофором, иногда же – полуомофором (ср. Соколова руков. для участ. в служ. с архиереем Владим. 1889 стр. 26) 162 В омофор первого рода архиерей облачается в начале литургии (Чиновн.). Во второго рода омофор облачается обыкновенно, при Херувимской песне. В Чиновнике нет прямого указания на двойного рода омофор. Там обозначаются тот и другой словом омофор. Но в Чиновнике находится такого рода примечание при Херувимской песне: «протодиакон полагает на рамех архиерейских омофорий (кистям быти на левой стороне)». На поле же листа Чиновника напечатано слово «Тресны» 163 Примечание Чиновника: «кистям быти на левой стороне» и слово «Тресны» не дают понятия об особенности малого омофора, особенность его при богослужении известна из употребления его на практике. Нанедренник – енколпион (νκλπιον), или панагия (παναγi’α – от πς весь и γιος святой). Нанедренник. иначе енколпий (Чиновн., Лит. Прежд. даров), т. е. наперстник (от ν – на и kλπος – недро, перси), или панагия, т. е. всесвятая (πν – все и γα – святая), есть небольшая круглая икона лика Спасителя, или Божией Матери, носимая на недрех, персех, груди архиереев и некоторых архимандритов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

688 При архиерейском служении, пред произнесением слов: «Приимите, ядите», архиерей снимает митру и облачается в омофор. И, произнося сии слова, он показует десною рукою к дискосу, потом к Святому Потиру, подобне П протодиакон показует, держа орарий тремя персты десные руки (Чиновн.). В Чиновнике при этом также сказано: «Ведательно же: яко лепотствует сия Господня словеса: «Приимите, ядите», и: «Пийте от нея вси», глаголати над хлебом и вином всем сослужащим, купногласно тихим гласом во едино слово с архиереем; и ниже единем словом предварити кому или остатися архиерея; но яко из единех уст всем купно рещи. Подобне купногласно же глаголати всем тайно над дискосом: «И сотвори убо хлеб сей». Такожде и над Чашею: «И еже в Чаши сей» и пр. Благословляти же рукою дискос и Чашу единому токмо архиерею» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.). В литургии св. Вас. Велик, сказано: «Архиерей приклоняет главу, воздвиг десницу свою со благоговением, благословляет хлеб, возглашает, глаголя: «Даде святым Своим учеником» и т. д. Затем возглашает архиерей, руку имеяй свыше со благоговением, и, благословляя, глаголет: «Даде святым Своим учеником» и т. д. (Чиновн., лит. св. Вас. Великаго. Сн. Служебн.). 690 Такой смысл слов: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» можно находить в литургии греческой св. апостола Иакова: «И мы, грешные, воспоминая животворящия Его страдания, спасительный крест, и смерть, и погребение, и тридневное воскресение из мертвых, и восшествие на небеса, и седение одесную Бога и Отца, и второе славное и страшное пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых, когда будет воздавать каждому по делам его, приносим Тебе, Владыко, сию страшную и безкровную жертву, прося, чтобы Ты не по грехам нашим поступил с нами, и не по беззакониям нашим воздал нам ( Пс.102:10 ), но по Твоей кротости и неизреченному Твоему человеколюбию, презрев и истребив рукописание против нас, рабов Твоих, даровал нам небесные и вечные Твои дары, которых глаз не видел и ухо не слышало, и которые на сердце человека не приходили, которые приготовил Ты, Боже, любящим Тебя ( 1Кор.2:9 ), и за меня и за грехи мои не отверг народа, человеколюбивый Господи» (Собран. древн. литургий, изд. СПБ. Дух. Акад. 1874 г., вып. 1, стр. 177). В изъяснении литургии свят. Германом Патриархом Константинопольским (VIII в.) находим сходное с вышеизложенным: мы славим великое непостижимое и неизследимое таинство домостроительства Сына Божия и, славословя Его, взываем: Твоя от Твоих Тебе приносяще, т. е. от Твоего тела и крови, так как Ты сказал: Сие творите в Мое воспоминание, то есть то, что Ты нам предал чрез Святых Твоих апостолов, приносим Тебе ради своего спасения (Писания Св. отцев, относящияся к истолк. богослуж. т. I, стр. 409).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Храм Рождества Христова в Надкопанье (дер. Надкопанье, Пашское СП) Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 24:00. Храм Сретения Господня д. Самушкино Место погружения: дер. Потанино, Потанинское СП Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 24:00. Свято-Троицкий храм в Киришах (г. Кириши, ул. Мира, 10) Место погружения: р. Волхов, городская станция МЧС Погружения в иордань: с 18 января 23:30 до 19 января 00:30. Часовня иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в д. Змеева Новинка Место погружения: д. Змеева Новинка, источник " Всех скорбящих Радость " Погружения в иордань: 19 января с 13:00 до 14:00. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Подпорожье Место погружения: р. Свирь, спуск у Братского кладбища Погружения в иордань: 19 января с 13:00 до 16:00. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь Место погружения: Лодейнопольский р-н, д. Старая Слобода, о. Рощинское Погружения в иордань: 18 января с 14:00 до 17:00, 19 января с 12:30 до 17:00. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Место погружения: г. Тихвин, оз. Сырково Погружения в иордань: 18 января с 12:00 до 23:00, 19 января с 07:00 до 23:00. Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь Место погружения: Дымское озеро Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 05:00 и с 12:00 до 16:00. Введено-Оятский женский монастырь Место погружения : пос. ст. Оять, Лодейнопольский р-н Погружения в иордань: с 18 января 22:00 до 19 января 02:30. Никольский мужской монастырь в Старой Ладоге Места погружения: источник св. вмц. Параскевы Пятницы (Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Старая Ладога, Поземская ул., 38); деревянная купель в Старой Ладоге (Никольская ул., 16) Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 24:00. Покрово-Тервенический женский монастырь Место погружения: Погостское озеро Погружения в иордань: 18 января с 09:00 до 17:00, 19 января с 09:00 до 17:00, 20 января с 09:00 до 17:00. Крестовоздвиженский храм в Пикалево Место погружения: р. Рядань, г. Пикалево Погружения в иордань: 19 января с 13:00 до 14:30.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=126...

После Входа с Евангелием, изображающим шествие Господа на евангельскую проповедь, после пения аллилуиа во славу Спасителя и после пения тропарей в прославление сделанного спасения людей, следует прославление Святой Троицы. Диакон «приклонив главу» и держа в руке тремя перстами орарь, скажет иерею: «Благослови, Владыко, время Трисвятаго», т. е. пригласит иерея начать с ним песнь Пресвятой Троице; иерей (знаменав), благословив его, возглашает к Пресвятой Троице так: «Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Св. Духу, ныне, и присно» (Служебн.) 609 . Диакон же приходит близ Святых дверей и, показывая орарем на икону Христа Спасителя и тем обращая к ней взоры стоящего во храме народа, произносит Господу краткую молитву: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» 610 . Потом обводит орарем, показуя на людей (Чиновн.), вне стоящих, и громогласно говорит (Служебн.): «И во веки веков». Эти слова: «И во веки веков» служат заключением возгласа иерея: «Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Св. Духу, ныне, и присно», и выражают ту мысль, что и народ, на который диакон указывает орарем, прославляет Бога во веки веков. Вместе с тем слова: «И во веки веков» относятся и к молитвословию: «Господи, снаси благочестивыя и услыши ны» и имеют такой смысл: «Господи, спаси и услыши благочестивых, среди нас стоящих и всех, которые будут во веки веков» 611 . Засим певцы поют Трисвятое и архиерей, преклонь мало главу (Чиновн.), читает тайно молитву. Возглас: «Яко свят еси, Боже наш», произносится на литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. См. особо изданные службы на Великий четверток и Великую субботу, в навечерие Рождества Христова. Тогда возглас этот произносится после малой ектении. За возгласом следует возглашение диакона: «Господи, спаси благочестивыя» и т. д. (Там же) 612 . Первый лик поет «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Потом оба лика трижды тоже поют и оканчивают пением: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас». После сего первый лик высшим гласом 613 «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (Ирмол. прост.). В Воздвижение креста и третью Неделю Великого поста, когда бывает поклонение животворящему кресту Господню, вместо «Святый Боже», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». В Рождество Христово, в Богоявление Господне, в Лазареву и Страстную субботы, в Пасху, во все дни Светлой седмицы, в Пятидесятницу вместо: «Святый Боже», поется: «Елицы во Христа крестистсея, во Христа облекостеся, аллилуиа» потому, что в первенствующей Церкви в эти дни преимущественно крестились новообращенные в христианство . А ныне этим пением св. Церковь напоминает об исполнении обетов, данных при крещении. (Дух. Вес., I860 г., 29, ст. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В России были лица, которые, по своему неразумному рассуждению, учили людей быть хлебопоклонниками. Так, раскольник поп Никита полагал, что в проскомидии в самом заклании агнца совершается пресуществление хлеба в тело Христово и вина в кровь пребожественную и учил поклоняться дарам, переносимым во время Великого Входа, как истинному телу и крови Христа Бога нашего. За такое учение поп Никита Московским Собором 166 6 / 7 г. Был осужден (Дополн. к актам историч., т. V, 102, стр. 449). 667 Покровцы изображают собою божественную силу и славу Господа; посему, по поставлении Даров на престол, по Великом Входе, когда изображается уничиженное состояние Господа Спасителя, они снимаются с Даров, а Дары покрываются только воздухом (См. молитвы над ними во время проскомидии). 668 Эту песнь священник дважды произносит после Великого Входа. Сперва произносить ее при постановления Потира и дискоса на престол, когда вспоминает снятие Господа со креста, о котором говорится в первой части этой песни, именно: «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Твое тело». Потом произносит эту песнь в то время, когда покрывает воздухом Потир и дискос, вспоминает обвитие тела Господа Плащаницею, о котором говорится в последней части этой песни: «Плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове закрыв, положи». 669 При архиерейском служении архиерей, по прочтении тайно молитвы во время пения Херувимской песни, приходит пред Царские двери. Два иподиакона подносят ему лохань и рукомывало (кувшин). Архиерей умывает руки, произнося молитву, в которой просит, чтобы Господь Бог ниспослал благодать. Святого Духа и освятил воду сию ко освящению всех людей (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.), потом осеняет воду крестовидно трижды. И помазывает того святою водою очи свои, уши, ноздри и устне. Затем вода несется на правый и левый клиросы и к народу, и помазываются тою подою все (Чиновн., Чин, быв. на хирот. иподиакона). После молитвы и умовения архиерея, протодиакон приносит омофор и полагает на рамех архиерейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Этим выражается жизненность тела и крови Господней (Симеон. Солунск.), и приводятся причащающиеся в то расположение веры, какое внушается на полной литургии. Значение теплоты в той и другой литургии одно и то же. И произнесенное на полной литургии при вливании теплоты в Чашу на преждеосвященной литургии не произносится. 779 При архиерейском служении раздает частицы Святых Таин и преподает от Потира архиерей архимандритам и вообще священникам, а диаконов причащает архимандрит. Диаконы пиют от Чаши все, кроме того, который будет употреблять Святые Дары. Он же пииет по заамвонной молитве (Чиновн.). 780 Когда нет причастников, тогда певчие после словь: «Со Страхом Божиим» поют только: «Благословлю Господа на взятое время», и после: «Спаси Боже люди Твоя» допевают пение. 781 При архиерейском служении архиерей произносит слова: «Спаси, Боже, люди Твоя» прежде, нежели примет от протодиакона Потир, именно: архиерей, выйдя из Царских врат, благословляет народ с трикирием и дикирием и произносит: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Певцы поют: «Ис полла эти деспота». И обращается архиерей опять к св. трапезе и осеняет сослужащих, и отдаст трикирий и дикирий. Прием же архиерей святый Потир от рук протодиакона, поставляет на святой трапезе, и прием кадильницу, кадит точию святая трижды, и отдает кадильницу, никого не кадя. Потом архиерей, приняв св. дискос, возлагает на главу протодиакона. Протодиакон, приняв его обеими руками, отходит в предложение, ничего не говоря и поставляет его там. Святый же Потир архиерей, взяв и поцеловав, отдает первому архимандриту, или игумену, говоря тихо: «Благословен Бог наш». Архимандрит берет его обеими руками, целует его и архиерееву руку, и, обратившись к Святым дверям, смотря на народ, произносит велегласно: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков» и отходит к святому предложению, поддерживаем двумя диаконами и поставляет его там (Чиновн., лит. преждеосвящ. Даров). После слов архимандрита певчие поют: Аминь. Да исполнятся уста наша и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Под словом: «Входное» разумеется во 1-х, пение: «Приидите поклонимся». В апостоле читаем: Входное: Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий. Во 2-х, – входным стих праздника двунадесятого Господня, который стих, обыкновенно, произносит диакон во входе с Евангелием в алтарь. 607 В богослужебных книгах назначено певцам возглашать входное. В Типиконе читаем, в последованиях на 14-е сентября и на дни Пасхи и Вознесения: «Мы же входное возглашаем». В Часослове, изданном в Киеве в 1742 году, читаем о Пасхе: «И бывает Вход. Возглашает диакон или иерей: «Премудрость, прости». Мы же входное: «В церквах благословите Господа» (лист 114). В Чиновнике же, в литургии св. Иоан. Злат. сказано: «Протодиакон возглашает: “Премудрость, прости” и приглашает входной стих праздника». Обыкновенно и при служении иерея диакон (а не певцы) возглашает входный стих. Входные стихи печатаются в Минее, Триоди, также и в Типиконе, в последованиях на самые праздники. При архиерейском служении, для торжественного шествия архиерея со средины храма в алтарь, и при возглашении входного стиха в великие Господни праздники, «поется: «Приидите поклонимся». В Чиновнике сказано: «В Господские же праздники, егда поются антифоны, протодиакон возглашает: «Премудрость, прости». И потом возглашает и входный стих праздника. Тогда архиерей поет со служащими: «Приидите, поклонимся» и прочая по чину, якоже всегда на литургиях поется» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.). Обыкновенно при служения священническом (а не архиерейском) не поется: «Приидите, поклонимся», когда возглашается особый входный стих, а поются тропарь и кондак праздника, как и указано в Типиконе, в последованиях великих Господних праздников. При архиерейском служении Вход с Евангелием бывает, по указанию «Чиновника», таким образом: при пении «Блаженн» протодиакон и диаконы, равно архимандриты, игумены, или протопресвитеры, бывшие в алтаре и произносившие возгласы, приходят к архиерею, одни правою, другие левою стороною, и все вместе, равно и архимандриты, стоящие на средине храма при архиерее, покланяются ему и затем, кроме архимандритов, кои входят в алтарь с архиереем, идут в алтарь северными и южными дверьми (Чиновн., см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По прочтении заамвонной молитвы священник входит в предложение (Служебн.) и глаголет для диакона молитву: «Исполнение закона» (Служебн.). Диакон, но выслушании молитвы, потребляет святая со страхом и со всяким утверждением. Потребившу же диакону святая со всяким опасением, яко ничему от зело дробнейших пасти крупиц, или остатися, налияв во Святую Чашу от вина и воды, и потребив, и сопрятав губою всю мокроту, таже слагает святые сосуды вкупе и, обвязав их, полагает на обычном месте, глаголя: «Ныне отпущаеши» (Служебн.) 733 . В это время певцы поют: «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» трижды, и читается 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время», весь псалом до конца (Ирмолог.), а священник дает людям антидор (ντδωρον, kαταrλαστν) 734 . В седмицу Пасхи, вместо: «Буди имя Господне» и вместо псалма: «Благословлю Господа», поется «Христос воскресе», 12 и множае, дóндеже анафора (антидор) от настоятеля раздается (Тип., послед. Пасхи). По раздаянии антидора, пред отпустом из храма, священник (при архиерейском служении – архиерей, обеими руками) благословляет народ (Чиновн.), говоря: Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь». После сего священник (или архиерей) славит Господа Христа, который есть упование людей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Лик продолжает это славословие, говоря: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Затем взывает трижды: «Господи, помилуй» и просит благословения: «Благослови». священник (или архиерей) произносит отпуст 735 . Лик многолетствует императора (Литургия, изд. в Киеве 1802 г., в 32 долю, лист 99). В пасхальную седмицу и в отдание Пасхи, вместо: «Слава Тебе, Христе Боже», настоятель поет: «Христос воскресе», и лик: «И сущым во гробех живот даровав», и произносится отпуст с крестом. От Недели ап. Фомы до Вознесения произносится: «Слава Тебе, Христе Боже» и поется: «Христос Воскресе», трижды, и затем следует обычный отпуст. При окончании отпуста архиерей благословляет народ дикирием и трикирием (Чиновн.), а иерей обыкновенно – рукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Эти просфоры называются печатями – σφραγδα. Σφραγς означает печать, – например, священник, на проскомидии, «знаменует с ним (копием) вверху печати просфоры», по-гречески: σφραγζwν συ=ν ε=πνω τς σφραγdος τς προσφορς (Η θεα ) lειτουργα τοu ωννου – Venetiis 1528. Су. Thesavrus Sviceri – σφραγς и Словарь Церковно-Славянского языка Востокова – печать). В упомянутом правиле Номоканона требуется, чтобы та просфора, из которой вынимается агнец, была целая (α=κραια – беспримесная), чтобы она могла быть достаточной для антидора. В случае же множества народа – для антидора должна быт целой и просфора в честь Богородицы. Антидор иногда обозначался словом «доры» (Δρα); так предписывалось, чтобы лицам, которые не перестают от скверных словес... ни причастья не давайте, ни доры, ни Богородична хлеба (т. е. просфоры, вынутой в честь Богородицы) (Акты Арх. Эксп., т. 1, 369). В ставленной грамоте (1504 г.) пономарю сказано: и дору и Богородичен хлеб держит пред ереом (Акты Юриднческ., 388). 735 Архиерей, сказав отпуст, благословляет с трикирием и дикирием. Певцы поют: «Ис полла эти деспота». И входит в алтарь и изодеяют его от архиерейской одежды пред святою трапезою (Чиновн.). 736 При архиерейском служении, по разоблачении архиерея в алтаре, архиерей, выйдя из алтаря Царскими дверьми, держа пастырский жезл левою рукою трижды поклоняется ко святым иконам, потом, обратившись к народу, благословляет его, говоря: «Да сохранит Христос Бог вся вы Своею божественною благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Ис полла эти деспота». Предстоит же примикирий с лампадою и возженною и предходит архиерею, аще праздник; аще же ни, примикирий с лампадою не ходит (Чиновн.) (См. выше, о входе в храм). 737 Святейший Сипод, указом 13 сентября 1874 года, изложив порядок совершения литургии без диакона, с тем вместе, во избежание недоразумений но этому вопросу на будущее время, поручил Хозяйственному управлению сделать распоряжение, чтобы при новом издании табели высокоторжественных и викториальных дней слова примечания: «а при коей церкви при двух или трех священниках диакона не имеется, при таких литургии отправлять одному чередному священнику» – исключить (Волынск.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010