св. Иоан. Злат.) 45 . Рипиды употребляются при архиерейском служении (Чиновн. литург.), в некоторых же монастырях дозволено употреблять и при служении архимандрита (История Российск. Иерарх. ч. 1, стр. 353 и следующие). При служении иерея заменяет рипиды – покровец, как и читаем о сем в Служебнике: «аще же несть рипиды, творит» (диакон) «сие» (омахивание) «со единем покровцем» (Служебн.). При архиерейском служении рипиды носятся при несении на литургии Святых Даров (на большом выходе) 46 , – креста на утрени 14-го сентября, 1-го августа, в крестопоклонную Неделю, также 5-го января после литургии и вообще при крестных ходах; – при несении Плащаницы в Великую субботу (Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе); при несении св. мощей или освященного антиминса около храма, при освящении его (Чин осв. храма, от Арх. твор., л. 27 и Чиновн.). Таким образом, рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом. Рипиды и назывались крыльями 47 . Обыкновенно, рипидами осеняют и гроб почившаго архиерея. В иконостасе, устрояются три двери (θρα, πoλη), которые из церкви ведут в три отделения алтаря, именно: двери в средине иконостаса, двустворчатые, называемые Царскими дверями, Царскими вратами (βασιλικς) ведут в ту часть алтаря, где находится престол 50 ; налево от Царских дверей – одностворчатые – северные двери (Тип., гл. 22) служат входом в ту часть алтаря, где находится жертвенник; направо от Царских врат одностворчатые – южные двери, или полуденные (Тип., гл. 22) вводят в ту часть алтаря, в которой прежде устроялся диаконник (сосудохранильница), поэтому южные двери именовались диаконскими. Чрез северные двери износят честные Дары для поставления на престол (Служебн., лит. Иоан. Злат.), равно выносится крест на утрени 14-го сентября, 1-го августа и в крестопоклонную Неделю (Тип., послед. 14-го сентября. 1-го августа и крестопоклонной Недели), бывает на литургии Вход 51 с Евангелием. – со Св. Дарами, на вечерне выход на литию (Тип., гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

754 Слово: повелите – [kελεσατε, произносимое ныне диаконом, прежде относилось не к народу, а к иерею или архиерею. Диакон просил у них дозволения начать обряд. По указанию некоторых древних чинов, находящихся в Евхологионе Гоара (Εχολγιον ed. 1647, p. 202), диакон, а не иерей, говорил: «Свет Христов просвещает всех». В некоторых же рукописных чинах преждеосвященной литургии слово [kελεσατε переведено словом: «Востаните», например, в рукописном Служебнике XV века (Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканск. библиотеки. Красносельц. Казань, 1885 г., стр. 169). Здесь слово «Востаните», очевидно, отнесено к сидящим во время чтения паремии подобно тому, как в начале всенощного бдения говорится «Востаните» (См. выше). 755 При архиерейском служении эти священнодействия совершает сам архиерей, имея в руках кадильницу и трикирий (Чиновн.). Приидет учиненный чтец, среди церкви пред амвон, и творит поклон, держа и книгу согбенну. Протодиакон же среди дверей зря к чтецу, и держа орарий, и к нему показуя, глаголет: Вонмем. Архиерей: Мир всем. Чтец: И духови твоему. Протодиакон: Премудрость. Чтец: Прокимен псалом Давидов. И сказует прокимен прилучившагося дне, на глас. Царские врата затворити. Чтец надписание Бытия. Протодиакон: Вонмем. И по Бытии второй прокимен (Царские врата отверсти). И по сем возглашает протодиакон: Повелите. Архиерей приемлет обема рукама кадильницу и трикирий, стоит пред святого трапезою, зря к востоком, и назнаменуя крест, глаголет: Премудрость прости. Таже, обратясь на запад к народу, глаголет: «Свет Христов просвещает всех». Отдает кадильницу и трикирий (Царские врата затворяти). Чтец: Притчей, чтение. Протодиакон: Вонмем и притча. И по исполнении глаголет архиерей Мир ти. Протодиакон: Премудрость. Певцы: Да исправится молитва моя (Чиновн.). При этом не упоминается об открытии Царских дверей. 756 О пении: «Да исправится молитва моя» должно заметить, что не просто определили отцы ежедневно читать этот псалом, и не потому, что в нем говорится: «воздеяние руку моею, жертва вечерняя», поскольку и другие псалмы имеют подобное изречение... но заповедовали читать его, как некоторое спасительное лекарство и очищение грехов, чтобы, по наступлении вечера, очистить этой духовной песней всякую нечистоту и скверну, захваченную нами на торжище, или дома, или в каком-либо другом месте (св. Иоанна Златоустог о, беседа на 140-й псал.). Поэтому, в дни поста и покаяния положено усугубить пение этого псалма, петь дважды, для усугубления молитвы петь, преклонив колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

190 Открывается завеса на тех службах, к которым, по преимуществу, приличны слова апостола: Еже (упование) аки котву (якорь корабельный) имамы души тверду же и известну, и входящую во внутреннейшее завесы, идеже Предтеча о нас вниде Иисус» ( Евр.6:19 ): т. е., что надежда нашей души не довольствуется тем, чтобы взойти в преддверие, в притвор, не довольствуется земными и видимыми благами, а проникает внутрь завесы, в самое святое святых, к Самому Богу, к небесным благам, идеже Предтеча о нас Иисус вниде, куда вознесся Он и вознесет нас. 191 Иерей при этих священнодействиях произносит слова песни: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело». 192 При архиерейском служении «никтоже может внити посреде в Царския двери, присутствующу архиерею, разве егда вси входят в малом и великом входе, и по заамвонной молитве (Чиновн., лит. Иоан. Злат.). 194 Когда бывает каждение при пении «Непорочны» (Тип., гл. 22 и 2), например, в субботы 2, 3 и 4-й седмицы Великого поста (Тип.), тогда Царские двери не открываются, а выходит иерей для каждения в северные двери (Тип., гл. 2, в конце). 195 Входит настоятель со святым Евангелием в Царские двери (Тип., послед. утро в Страстн. субб.). 196 На Славе (стихир на Хвалите) диакон отверзает Царские врата, а иерей в фелони стоит пред престолом, к нему же встает и диакон от десные страны, и по окончании последней стихиры возглашается велегласно: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киево-Печер. лавре, 1861 г., л. 9-й, на обороте). По уставу Константинопольской Церкви, Царские двери отворяются при пении великого славословия в воскресные дни; тогда бывает Вход с Евангелием, знаменующий сошествие Господа во ад и воскресение (Сим. Солунск. Разговор о священнодействии и таинствах. § 319, см. Хр. Чт., 1856 г., Стр. 498). 197 При архиерейском служении на литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого Царския врата открываются в начале литургии и бывают незаперты до возглашения: «Святая святым» (Чиновн.). В некоторых монастырях, в числе преимуществ их заключается и то, что при служении архимандритов совершается литургия, как при архиерейском служении, при открытых Царских вратах (Московск. Симонов монастырь, М., 1867 г., стр. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Знаменуй: Яко омофорий изоблачает Архиерей, пред апостолом, егда поют прокимен. И облачается паки на херувимской песни, егда изимает частицы, и паки снемлют ко входу. По херувимской же песни, аще есть хиротония пресвитерская, паки налагают, и по совершении хиротонии снемлют. По молитве же: С сими и мы, паки налагают, и по призывании Святого Духа и по отдании части святаго залога: аще есть иерей хиротонисанный, паки снемлют. Аще же есть диаконская хиротония, тогда паки налагают. И по совершении хиротонии снемлют. После же молитвы: Вонми Господи Иисусе Христе, егда хочет диакон глаголати: Вонмем, возлагают паки омофорий. И поклонився глаголет: Святая святым. И причащается сам со омофорием, и прочие причащает, и носит его до отпуста. Шапку же снемлют, егда частицы изимает в херувимскую песнь: егда целует святая по херувимской песни пред символа глаголанием и в символ. И егда глаголет: Приимите, ядите. И егда глаголет: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа. И сотвори убо хлеб сей. И егда причащается. По причастии же его возлагают шапку, и причащает прочия нося шапку и до отпуста. Аще же не есть хиротония пресвитера, не возлагают на Архиерея омофориа по херувимской песни, токмо егда имать благословити святая, и во время святаго причащения (Чиновн.). Примечания к таблице архиерейского служения литургии 362 (в тексте). Архиерейское служение литургии преждеосвященных Даров Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как сказано на 936–937 стр. и в 1 прим. на 921 стр. печатного оригинала. Затем в Чиновнике (по осенении Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: Тон деспотин ) сказано: «И отшед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают часы, и поют по уставу. И по отпении часов Архиерей выходит на уготованное место, идеже облачится». За Архиереем следуют все сослужащие и т.д., – см. 937 стр. печатного оригинала. Облачение Архиерея совершается так же, как и пред литургией св. Иоанна Златоуста . Но «протодиакон над каждою одеждою токмо приглаголя: Господу помолимся : ино ничтоже глаголет» (Чиновн.; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По молитве архиерея и по возглашении протодиакона: «Господу помолимся», иподиаконы дают рукополагаемому лохань, и возлагается ему убрус (полотенце), и иподиакон возливает архиерею воду на руки (Чиновн.). Рукополагаемый, как и другие иподиаконы, целует руку архиерея и отходит от пего на уреченное место и стоит, держа лохань и рукоумывало с убрусом, до Херувимской песни и глаголет: «Трисвятое». «Пресвятая Троице», «Отче наш» «Господи, помилуй». «Верую», «Ослаби, остави», и аще что ино мнится ему рещи. При пении Херувимской песни он приводится к Царским дверям. Здесь архиерей умывает руки (см. выше). На Великом Входе рукополагаемый идет позади всех служащих, и когда архиерей примет дискос и потом Потир, и все служащий войдут в алтарь, рукополагаемый во иподиакона, поклонясь архиерею, относит воду на клиросы и народу для помазания его. Затем рукополагаемый отводится пред Царские двери и стоит на, уреченном месте по чину, и когда архиерей скажет: «И да будут милости», после возгласа, он отводится иподиаконами в алтарь и, приняв благословение от архиерея. станет во иподиакона (Чиновн.). Иподиакону поставляется в обязанность (как иерею и диакону) престол и жертвенник очищати и отирати. Во еже николиже обрестися в них праху или уметию коему; да не коснется со грехом священных неосвященная рука (Служебн., Извест. учит., о подаянии, приятии, хранении и поклонении божеств. Таин). Рукоположение во диакона Во диаконы производят только из иподиаконов. Поэтому ныне, по большей части, бывает так, что рукополагаемый в диакона в тот же день сперва посвящается в иподиакона. Рукоположение во диакона бывает на литургиях св. Иоанна Златоуста , св. Василия Великого , а так же оно может быть и на литургии преждеосвященных даров (Чин исповедания и обещания архиерейского, стр. 6). Диакон не совершает таинства евхаристии, а только служит при нем: хиротония над ним бывает на полной литургии после освящения даров, именно – после слов архиерея: И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Прочие сослужащие архимандриты, священники несут крест, лжицу, копие, губу и тому подобное из священных сосудов и целуют руку архиерея. И выходят все в том же порядке, в каком бывает Великий Вход на литургии св. Иоанна Златоустог о или св. Василия Великого (См. выше). Только архимандрит, несущий дискос, идет с двумя диаконами, несущими рипиды над дискосом и ими веющими. Архимандрит, несущий Потир, идет без рипид. И приходят – чтец, носящий жезл, и примикирий с лампадою пред Царские врата и становятся по обе стороны их. Когда архиерей приидет к Царским вратам, к нему подходят диаконы, носящие шапку (митру). Архиерей целует ее и они входят в алтарь левой стороной. Затем подходят к архиерею диаконы с омофором, и архиерей целует омофор, и они вводят десной страной; затем становится против архиерея протодиакон и кадит его. Архиерей, взяв кадило, кадит Св. Тайны трижды и, сотворив поклон, принимает дискос с главы архимандрита, целует дискос и показывает народу, ничего не говоря. И, войдя в алтарь, ставит его на престол, не произнося ничего. Архимандрит же с Потиром входит в алтарь, также ничего но говоря. Но поставляет Потир на престол архиерей. Прочие архимандриты, священники входят в алтарь, ничего не произнося. Архиерей, стоя на месте, каждого входящего благословляет. Потом снимает покровцы с дискоса и Потира полагает их на престоле. Берет потом воздух (аер) с плеча протодиакона, надносит над кадильницу и покрывает со благоуханием дискос и Потир, ничего не произнося. Надевает потом митру и кадит токмо Св. Дары и поклоняется трижды, и отдает кадильницу, никого не кадя, и бывает, по обычаю, осенение (Чиновн., лит. преждеосв. Даров). 775 При архиерейском служении архиерей произносит: «Мир всем», осеняя народ обеими руками крестовидно. 777 При архиерейском служении протодиакон, став близ архиерея, говорит «Раздроби, Владыко, святый агнец» (Чиновн.). 778 Хотя на полной литургии агнец, назначенный для Литургии Преждеосвященных даров, пропитывается кровью Господнею после того, как в Чашу влита теплота, однако и на литургии преждеосвященных, Даров вливается теплота в Чашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Диакон же, после пения «исповедания веры» и возглашения: «Станем добре», «входит во святый алтарь и, приим рипиду, веет святая благоговейно (Служебн., лит. св. Иоан. Злат.), яко не сести мухам, ни иному чесому таковому. Если рипиды нет, то творит сие со единем покровцем» (Там же, см. после «Победную песнь»). При архиерейском служении, когда, еще кроме диакона, стоящего пред Царскими дверьми, бывает другой в алтаре, веяние рипидою начинает сей последний прежде воззвания: «Станем добре» и возгласа: «Благодать Господа» (Чиновн.). Веяние рипидою обыкновенно бывает при архиерейском служении. Когда бывает хиротония во диакона, тогда исполняет эту обязанность вновь посвященный, по посвящении, т. е. после возгласа: «И да будут милости великого Бога» (Чиновн., чин хиротон. диакон.). После пения Символа веры диакон, стоящий вне алтаря приглашает присутствующих в храме стоять благоговейно, со страхом, и позаботиться о том, чтобы возношение приносить в мире. Он говорит: «Станем добре (καλς), станем со страхом, вонмем (πρσχωμεν – attendamus –будем внимать, со вниманием), святое возношение (т. е. Святых Даров) (τν ναφορν) в мире приносити». – Лик, от лица народа выражает, что он будет приносить в мире: «Милость мира, жертву хваления (e=’λεον ερνης θυσαν ανσεως) 678 т. e. мы будем приносить то, что есть милость Божия, дар Божий, дело милосердия Божия, что получили по Милости Господа, будем приносить возношение (Святых Даров), которое в таинстве причащения есть благодать ( Евр.4:16 ), плод мира, последствие примирения человека с Богом чрез страдание и смерть Христа Спасителя, – будем приносить жертву хваления, бескровную жертву, евхаристию, изъявление наших уст признательных. Засим священник для участия молящихся при возношении Даров, призывая благодать Триединого Бога, возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами» 679 . Обыкновенно, при произношении сих слов иерей, обратясь к западу, благословляет рукою народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Сохрани Бог во время этого переноса дискоса на главе сронить Св. Агнец! Тогда (как и в несчастном случае повреждения Св. Даров), если близко духовник, надобно очистить совесть исповедью: если же до духовника далеко, то самому наложить на себя какой-либо подвиг покаяния, например, пост трехдневный или только однодневный, а также чтение акафиста Сладчайшему Иисусу на том месте, где последовал печальный случай). Вина вливать в сосуд нужно мало или столько, чтоб мог лишь Св. Агнец омочиться» (Попов, ч. 2я, стр. 68). Возвратясь к престолу, священник складывает антиминс и снова полагает на нем св. Евангелие. Тогда завеса на Царских вратах вновь отверзается. Малый Вход и чтения «По окончании кафизмы и после ектении, певцы поют: «Господи, воззвах». Во время пения стихир иерей, а, если есть, диакон совершает каждение всей церкви и народа. Когда же поется стихира на «Слава и ныне», тогда открываются Царские двери (Чиновн., Тип., гл. 23), и бывает вход с кадильницей , без Евангелия. Если же на литургии преждеосвященных Даров положено читать Евангелие, то вход совершается с Евангелием (Тип., послед. среды 1й седм. Вел. поста; Служебн.) По входе читаются две паремий дня, а, когда указано в Минеи, — и паремии праздника. После чтения из книги Бытия Царские двери отворяются (Чиновн., лит. преждеосв. Даров), и произносится чтецом и поется певцами второй прокимен (смотри в особой книжке на 1ю седмицу Вел. поста). После пения прокимна диакон, обращаясь к священнику (при архиерейском служении — протодиакон к архиерею) возглашает. «Повелите» (Служебн., Чинов. и Типикон) священник, взяв обеими руками кадильницу и свещник со свечою, стоит пред св. трапезою, зря к востоку и, назнаменуя крест, говорит. «Премудрость прости», возбуждая молящихся к благоговению» (Никольский, стр. 464–466). Далее у Неаполитанского: «Затем обращается к народу в Царских вратах и теми же светильником и кадилом осеняет народ, падший ниц, и возглашает: «Свет Христов просвещает всех». Затем церковнослужитель берет светильник с кадилом из рук иерея, народ встает и чтец говорит: «Притчей чтение»; иерей: «Вонмем», и затворяются врата. После паремии чтец среди церкви поет: «Да исправится молитва моя..». (Неаполитанский, стр. 60). Под осенением свечей на восток и на запад имеется в виду знаменование крестом в обоих случаях.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

После сего диакон, подклонив главу, говорит священнику: «Помяни мя, Владыко святый» 695 . священник говорит: «Да помянет тя Господь Бог во царствии Своем, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Диакон отходит на прежнее место и, взяв рипиду, веет над Святыми Дарами, как и прежде (Служебн., Чиновн.). священник же молится о том, чтобы тело и кровь Христовы, находящиеся теперь на престоле, были причающимся в трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святого Духа, в исполнение Царствия Небесного, в дерзновение к Богу, не в суд или во осуждение. По принесении умилостивительной и благодарственной жертвы об умерших и о живых, иерей воспоминает об отшедших от мира святых людях, потом о лицах не признанных святыми, но ожидающих спасения. Продолжая молитву, священник говорит: «Еще мы приносим Тебе сию словесную службу о (πρ) – ради, именем) иже в вере почивших праотцех, отцех (τω ν πστει προπατρων, πατρων и τ. д.), патриарсех, пророцех, и всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся» (καi παντς πνεματος δικαου πστει τετελειωμνου). Преимущественно же, «изрядно» eximie) о (о иже в вере скончавшейся) пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице (τς παναγας... Θεοτκου и т. д.). и Приснодеве Марии» (о иже в вере скончавшихся), – «святем Иоанне пророце, Предтечи и Крестители (τοu т. е. [πρ τυu – о святом Иоанне) 696 , о святых славных апостолех» (о апостолах), «святем» (о святом), коего память творится в сей день, и (о) «всех святых, ихже молитвами посети нас, Боже», т. е. приносим словесную службу о всех святых, по молитвам которых посети нас, Боже 697 «и помяни всех усопших о надежди воскресения живота вечного, и упокой их, идеже присещает свет лица Божия». Слова: «Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» священник (при архиерейском служении – архиерей) произносит вслух и при этом чествуя Святые Дары, кадит святую трапезу (Чиновн.) спереди. Диакон потом кадит святую трапезу окрест (Служебн.) и засим полагает плат на Чашу. После возглашения священника певцы подтверждают пением сказанное о Богородице; они поют: «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу... Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

д. В изданном же при Патриархе Никоне Служебнике 1658 года находим ту великую похвалу, которая произносится ныне при архиерейском служении, по освящении Даров. Но в этом Служебнике произнесение похвалы назначено при иерейском служении. После возгласа священника: «В первых помяни, Господи, господина нашего Святейшаго архиепископа Московского, имя рек, всея Великия и Малыя России патриарха, его же даруй святым Твоим Церквам, в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины», диакон, при дверех стоя, глаголет: Святейшаго, имя рек, архиепископа Московского, всея Великия и Малыя России Патриарха, и митрополита нашего, имя рек, его есть область, и о приносящем Святыя Дары сия, и о благоговейнейшем священнице, имя рек. И о спасении благочестивого государя нашего царя и великого князя, имя рек, и его благочестивыя царицы и великия княгини, имя рек, и благоверного Государя нашего царевича и великого князя, имя рек, и благоверных царевен, имя рек, и о всей палате и о воинстве их. Лик поет: «И о всех и за вся». Так было напечатано в Служебнике 1658 г. и в Сборнике, изданном в Москве в 1656 году, в котором изложены ектении, произносимые диаконом при богослужениях. Но в Служебнике, изданном в Москве 1665 г., не было еще напечатано указанной похвалы. При печатании Чиновника архиерейского священнослужения она в него внесена. После сего похвала уже не печаталась в Служебниках для иерейской службы. На Московском Соборе 1667 г. в изложении литургии при архиерейском служении указано произношение похвалы (Деян. Моск. Соб. 1666–1667 гг. Изд. Брат. м. Петра, ст. 58). Егда же служит Синода Председатель: архидиакон, возглашает сице: «Святейший Правительствующий Синод, и Святейшия православные Патриархи Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимскаго». Аще же восхощет председатель, и по имяном коегождо патриарха да воспомянет архидиакон. «И преосвященного (имя рек), приносящаго Святые Дары сия Господеви Богу нашему», и проч. (Чиновн.). 703 Архиерей произносит это, обратясь лицом к народу и осеняя обеими руками крестовидно (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010