2290 Δημητρου Προκοπου. πιτετμημνη παρθμησις τν λογων Γραικν: Sathas: Bibl. Gr. III, 485. 2291 Этот патриарх замечателен тем, что он лично посещал Русь. См. о нём статью проф. Η. Ф. Каптерева: «Чтения в Обществе Любителей духовного просвещения», 1889 г. 2296 См. недавно изданные, до сих пор неизвестные в печати, отрывки из «Истории» Досифея Иерусалимского. Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Τομ, I, σελ, 276. Петерб., 1891. 2297 Γεδεν, 119. Δ. Προκοπου, ηαρθμησις, σελ. 483. Βενδτου. Προσθκη τς κκλησιαστικς στορας Μελετου θηνν («Прибавление к Церковной истории Мелетия Афинского». Иногда цитируется еще как 4-я часть Церк. ист. Мелетия), Вена, 1795 г. Хотя имя Георгия Вендотиса уже встречалось в нашем труде, но об его названном сочинении еще не было у нас речи; поэтому прервем на некоторое время наше исследование о патриархах, чтобы сообщить хоть немногие сведения о Вендотисовом «Прибавлении». Книга эта заслуживает внимания. Кстати заметим, что о «Прибавлении» Вендотиса мы ничего не сказали в своем месте, т. е. при «Обзоре источников» по той извинительной причине, что только на днях (в текущем 1894 г.) получили это сочинение из далекого от нас Константинополя. В России с этим сочинением, кажется, никто не знаком, по крайней мере мы не видывали цитат из него в ученых трудах нашего отечества. Книга Вендотиса значит есть для нас так сказать: старая новинка. О личности самого греческого историка распространяться много нечего. Родом из Закинфа, он получил хорошее образование в итальянских университетах, потом проводил жизнь в Вене, Пеште и Венеции, занимаясь чем пришлось – напр. воспитанием детей в частных греческих домах. Когда некто Лампаничиотис случайно открыл рукопись церковной истории Мелетия Афинского, то Вендотис взял на себя, по поручению этого первого, труд приготовить указанную рукопись к изданию её в свет. Впоследствии он завел в Вене свою типографию, где между прочим напечатал собственный свой церковно-исторический труд, под вышеозначенным заглавием: «Прибавление к церк.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первоначально церковь была холодная, а верхняя часть её состояла из 3-х осьмериков с кровлями, кверху в объёме умаляющихся. В 1846 г. по причине тяжести осьмериков их сняли и на четырёх капитальных стенах устроили довольно плоскую железную крышу. Длина церкви с притворами составляла 13,5 сажень, ширина 5,5 сажень. С восточной стороны на всю ширину церкви были устроены два алтаря. К юго-западному углу пристроен придел Архистратига Михаила и на стенах притвора устроена колокольня. Кровли алтарей и придела ниже главной церкви на 2 аршина. Деревянные стены оштукатурены по войлоку и оклеены мраморными обоями. Иконостасы как в главной церкви так и в приделах покрыты червонным золотом. По количеству украшений и утвари среди сельских церквей относилась к 1-му разряду. В библиотеке кроме богослужебных книг имелись 20 старопечатных книг, копия с плана и межевой книги 1781 г., закладная, данная г.порутчицей Мякининою в 1794 г., архив текущих дел с 1794 г. Причт церкви состовлял 5-7 человек. К приходу церкви относились помещики, жившие в селах Кузнецово, Архангельское, Успенское, Горушка, Казань, Маслово. Владельческих (крепостных) крестьян, проживавших в дд. Сельцо Никольское, Мошонка, Токарёво, Ярусово, Тальцево, Крутец, Ватагино, Коржава, Гусины, Гоголины, Концы, Устье, Кулаково, Вашугово, Новинка, Островёнок, Горка, Казань, Бабьи, Переходы, Крест, Пещанка, Шаново, Полежалово, Верховик, Данилово, Шешка, Сутоки, Мослово, Сухово, Горушка, Буянцево, Кузнецово, Горбово, Остров, Данилово, Шарово, Дивущино, Каёво, Поддубье и Пепелово. Кроме того, к приходу Троицкой церкви в Язвищах относились 20 душ купеческих братьев, проживавших в д.Глухово, а также крестьяне удельного ведомства из дд. Раменье и Ярусово в количестве 73 душ, и государственные крестьяне из дд. Вашугово, Выбут, Заречье и Концы в количестве 38 душ. От деревянной Троицкой церкви на старом кладбище сохранился лишь фундамент. На старом кладбище Язвищи захоронены: священник Михаил Михайлович Быстрицкий (р. 8.1.1829 – ск.

http://sobory.ru/article/?object=18167

Первое, что омрачило мои надежды, - это отсутствие храма Божия, который отстоял от нашей усадьбы на 4 версты; служба в этой церкви, как и во всех селах, совершалась лишь в воскресные и праздничные дни, но и какая была это служба в сравнении с той, к которой в столице привыкла я с детства, а потому и не допускала мысли, чтобы Богослужение могло совершаться иначе. Однако, в силу обстоятельств, я бы довольствовалась и этим, но, как я сказала, служба совершалась лишь в праздники, а и в праздники не всегда оказывалась возможность ехать в село. Жизнь в деревне вообще оказалась вовсе не такой замкнутой, какой я ее себе рисовала: приехала я зимой, когда все помещики (которыми так небеден Боровичский уезд) были в своих усадьбах; все они жили как-то дружно, общительно, собираясь вместе то в одной, то в другой усадьбе, гостили друг у друга подолгу, к чему и самые помещения их усадеб были приспособлены, заключая в нижнем этаже, кроме комнат хозяев, несколько гостиных и зал, а в верхних этажах - отдельные номера для гостей, где они и располагались, как дома, гостя подолгу. Как " новинка " появилась я в этом помещичьем мире: все взоры были обращены на меня, и я, " молоденькая институтка " , сделалась предметом суждений и толков. Мать моя и тут сочла своей обязанностью " вывозить " меня, знакомить с соседними помещиками, у которых и мне приходилось гостить по нескольку дней, особенно, когда в длинные зимние вечера устраивались в той или другой усадьбе спектакли (домашние), в которых приходилось участвовать и мне. От природы одаренная всякими способностями и ловкостью, я недурно исполняла достававшиеся мне роли, а это послужило причиной того, что почти ни один спектакль не устраивался без моего соучастия. Таким образом прошел весь январь, февраль и Великий пост, - мы в церковь почти не ездили, кроме редких праздников; но что за богомолье это было! Заранее уговорившись, поедем (напившись, конечно, чаю) целой кавалькадой, экипажей пять, шесть и более, с разговорами, шутками, даже смехом, приедем чуть не к концу Литургии, выступим вперед на левый клирос, да еще не сразу молиться примемся, а начнем с поправления своих нарядов да причесок, затем установимся на подносимые нам коврики, - глядишь, - и службы конец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1967...

При церкви находятся два плана на церковную землю, составленные в 1784 году. Причт состоит из священника, дьячка и пономаря. Из прежних священников известны: Иаков Иоаннов, умерший в 1824 г.; Иоанн Яковлев Смольянинов, уволенный, по старости лет, за штат, в 1852 году. С 1853 года священствовал Иоанн Яковлев Разумовский († 4 марта 1876 г.); после него служил Стефан Петров Соколов († мая 1881 г.); ныне служит Николай Николаев Соколов. С 1843 года причт, по пятому классу, получает 320 р. Руги собирается, на долю священника 5 четвериков ржи и 10 четвериков овса, осеньчины – 10 фунт, льну, петровщины – 150 яиц и 1 пуд масла. Земли церковной 33 дес. 1,144 саж. Из них пахатной 10 дес., сенокосной 2 дес. 500 саж.; по суходолу и по болоту мелкого дровяного леса 21 дес. 644 саж. Сена собирается мало и причт, ежегодно, покупает сена почти на 100 р. с. Причт помещается в собственных домах. Приход граничит: с запада и севера – Рождество-Богородицким приходом, Лодейнопольского уезда, с юга – Никольским Верхо-Оятским, с востока – приходом села Городка. Всех прихожан м. п. 558, жен. 555. Приход составляют следующие деревни: Яровщина (24 двора) – в версте от церкви, Лопотово (8 дв.) – в 2 вер., Кургино (15 дв.), Гуиницы (14 дв.) и сельцо Николаевское (14 дв.) – в 3 вер., Земский Остров (14 дв.) и Пахтовичи (6 дв.) – в 4 вер., Омурино (8 дв.) и Мергино (14 дв.) – в 5 вер., Потакарово (6 дв.) и Трошево (11 дв.) – в 6 вер., Каменка (9 дв.) – в 7 вер., Вагукиницы (14 дв.), Кидебра (9 дв.), Новинка (15 дв.) и Пальчино (14 дв.) – в 8 вер. от церкви. Сообщение деревень с Погостом, весною и осенью, затрудняется рекою Оятью. В приходе много озер, напр.: Борисовское, Бездонное, Заводское, Углянское, Новинское, Пальчинское, Люговское, Пойго, Ветчинское, Падолец, Качинское, Ладожское озеро, Красуха и Гагадрица. Реки, Оять, большая Рыбешка, Тихта; речки, Пудас, Шуньга, Викшенга. Прихожане, кроме земледелия, занимаются заготовкой леса. Грамотных до 20 чел. Сперва школы не было, несколько детей училось у священника. В 1883 г. открыта земская школа. В ней учится 57 мальч. и 6 девоч. Она находится в селении – «Земском Острове», в 4 вер. от церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Однако следует отличать чудеса Христовы, истинные чудеса, от чудес ложных, фальшивых, которые суть чудеса антихриста ( Мк. 13:22 ; Мф. 24:24 ) или являются проявлением мало известных сил природы. Истинные чудеса всегда являются свидетельством любви Божией к человеку. Христос никогда не совершал чудес для Себя, а только для других. Так Он отказался превратить камни в хлеб, когда испытывал голод в пустыне, но Он умножил малое количество хлеба, чтобы накормить пять тысяч голодных людей. Он мог бы умолить Отца и призвать легионы Ангелов, чтобы защитить Себя от врагов, но вместо этого Он исцелил раба первосвященника, посланного Его арестовать ( Мф. 26:53 ; Лк. 22:50 ). Ученики Христовы и вообще все святые вымаливали у Бога чудеса для помощи людям и очень редко чудотворили для себя. В ложных чудесах всегда действует гордость. Люди стараются овладеть силами природы, чтобы устрашить, поработить иди уничтожить себе подобных. При этом, всякое впервые видимое нами явление природы может казаться нам чудом, тогда как на самом деле оно есть не более, как результат действующих законов природы. Дикарям кажется чудом телефон, телеграф, радио и самолеты, но это только потому, что эти явления им непонятны. Так и в дальнейшем, всякая новинка в применении законов природы к практической жизни будет казаться людям чудом. Но эти «чудеса», конечно, не имеют ничего общего с Евангельскими чудесами Христа и Его учеников. Чудеса Христовы есть проявление всемогущества Божия для спасения людей от греха и смерти. Чудо в Кане Галилейской Среди холмов Галилеи, в двух часах ходьбы от Назарета, лежит маленький городок Кана. Там в бедной семье друзей Матери Иисусовой, на свадебном пиру, Христос сотворил первое Свое чудо: претворил воду в вино. Евангелист Иоанн так рассказывает об этом событии: «... был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисусова была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисусова говорит Ему: вина нет у них...». По иудейскому обычаю, жениха встречали девушки со светильниками. Они входили с женихом на брачный пир, где уже ожидала невеста и все гости. В конце пира подымалась чаша вина в честь жениха и невесты и это означало, что брак состоялся, после чего новобрачные уходили, а пир продолжался.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Церковных домов два: один для диакона построен Новоладожским купцом Степаном Васильевичем Луковицким, а другой, для приходского училища, построенный в 1852 г. церковным старостою, Царскосельским купцом, Николаем Клементьевым; кроме того – 20 лавок отдаются под торговлю. Остальные члены причта живут в собственных домах. Приход граничит Рогожским, Заболотским, Никольским-Сясьским и Изсадским приходами. Его составляют следующие усадьбы и деревни. Усадьбы: Алехновшина, Горка и Наволок в версте от церкви, Морозово – в 4, Страшево – в 3, Рышково – в 9, Новинка и Трухново – в 10, Манцево – 2, Андреевщиха – в 5, Красавино и Любочево – в 6 верстах. Деревни: Великое село, Хомонтово, Костиницы, Юрцево и Пестриково – в версте от церкви, Гагарино в 3 верстах, Олексино, Барашево, Яхново, Чернецкое и Ежева – в 4, Богданавая Гора, Хохловщина (или Андреевщино), Заполек и Дяглево – в 5, Посадница, Реброво, Якольщина – в 6, Любаевщина, Новы и Яхновщина – в 7, и Бор – в 8 верстах; всех прихожан муж. 1106 и 1320 женс. пола. В приходе находятся следующие пустоши: Верхние и Нижние Чановы Горки, Выдрино, Монастырский Луг и Богоявленская. На последней, говорят был некогда мужской монастырь. Кроме большой реки Сяси есть в приходе речки: Лынна, Полона и Ширица. Чрез приход пролегает почтовая Ярославская дорога. В приходе две земских школы. Одна в полуверсте от церкви – Рождественская, другая в 6 верстах – Ребровская. В них учатся до 60 мальчиков и девочек. Попечитель Рождественской школы Михаил Иродионович Шарапов, Ребровской – крестьянин деревни Гагарина Михаил Гомазин. Ученики участвуют в церковном чтении и пении. В праздники бывает в церкви до 200 и более. Из деревенских праздников, одни продолжаются несколько дней, другие преимущественно летний один день. К первым принадлежат: праздники Рождества Христова, пророка Илии, Флора и Лавра, Димитрия Мироточивого, архангела Михаила и Николая Чудотворца. К праздникам второго разряда, день Рождества Иоанна Предтечи, Тихвинской Божией Матери, Петра и Павла, Казанской Божией Матери, Положения Ризы Господней, Ильинская Пятница, день Космы и Дамиана и Знамения Божией Матери. Крестные ходы бывают 24-го июня – в Хамонтово и Костиницы, 26-го июня в Посадницу, 29-го июня – в Ежеву, 8-го июля в Реброво, 10-го июля в Великое село; в Ильинскую Пятницу – в Чернецкое, 20-го июля – в Гагарино; в первое воскресенье после 20-го июля – в Олексино, 6-го августа – в Яхновщину, 15-го августа – в Яхново, 9-го июля в Колчаново.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По прибытии в храм митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского), духовенство совершило сооружение престола, после чего он был обмыт и помазан на четырёх углах миром. По облачении престола, миром были помазаны все четыре стены храма, и под колокольный благовест вокруг него совершён крестный ход, в котором митрополит Антоний нёс на своей главе частицу мощей. По возвращении в храм владыка митрополит в сослужении духовенства совершил первую Божественную Литургию. Два хора певчих дивно пропели молитву Честному кресту «Да воскреснет Бог», после Литургии было совершено благодарственное молебствие с возглашением многолетия государю императору и всему Царствующему дому. Праздник закончился трапезой, за которой был произнесён тост за драгоценное здоровье государя императора, покрытый восторженным «Ура!» От имени собравшихся государю была отправлена телеграмма, извещавшая его об освящении церкви Богоявления и выражавшая их верноподданнические чувства. Император Николай откликнулся на неё словами: «С удовольствием узнал о состоявшемся освящении нового храма на Гутуевском острове, искренне благодарю вас и всех присутствующих за выражение чувства. Николай». Вскоре в мае 1899г. был освящён северный придел храма во имя святителя Николая Чудотворца (9/22 мая и 6/19 декабря), а в 18 июля последовало освящение южного придела в честь преподобного Иоанна Спостника (память совершается 21 июля/3 августа). Событие нашло отражение во многих столичных газетах. Величественный, высотою около 48 метров, высоко возвышающийся над островом и окружающей местностью, храм Богоявления был выстроен так, чтобы ещё издали быть видным вступающим в петербургский порт со стороны Финского залива иностранным судам (это было одно из условий, поставленных перед архитектором В.А. Косяковым). Громадный купол, имевший рельефный золочёный пояс по цинковой кровле (новинка того времени) и увенчанный большим крестом, красиво высился среди молодой зелени окружающего сада. Цинковые купола и шатры добротно сработал мастер Г.Н. Миттенбергер.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

Священник Николай Иоаннович Алфеев (6 апреля 1871 - ?), сын священника погоста Прощаник Псковского уезда. В 1897 году окончил Псковскую духовную семинарию, служил псаломщиком в пригороде Печеры Псковского уезда, дьяконом в погосте Дубровно Порховского уезда, священником погоста Дубков Островского уезда. С 1906 года служил в погосте Белое. В июне 1917 г. награждён камилавкой. Родственник священника Николая Розанова. Судьба его после 1917 года неизвестна. До 3 октября 1910 года псаломщиком, затем до 1913 года дьяконом служил уроженец этого же погоста Павел Александрович Полистовский, В 1914 году псаломщиком в церкви служил Василий Прокофьевич Протопопов, сын пономаря этого же погоста, ему было 70 лет. Кроме того, в церкви служили исполняющие обязанности псаломщиков: до 25.10.1912 г. - Василий Панов, перемещенный в Псковскую Николаевскую со Усохи церковь псаломщиком, а после него, с 13.11.1912 г. - Иоанн Васильевич Панов, сын дьякона Ильинской православной церкви города Сольцы, выпускник Арсениевской епархиальной псаломщической школы и Василий Федорович Богачев, сын крестьянина Псковского уезда. Он также был выпускником Арсениевской епархиальной псаломщической школы. Судьба всех этих людей после 1917 года неизвестна. Приход церкви составляли: село Белое; деревни: Белая, Березово, Бойницы, Большой Крутец, Быково, Ветчи, Великуша, Врев, Вишенка, Городище, Головино, Горки, Гривы, Воробьёво, Гремячи, Гаврово, Дроздиха, Дубино, Житенницы, Заполье, Заячья Гора, Зеленка, Замостье, Куровка, Крутец Татищев, Ласкатуха, Липно, Лук, Малый Крутец, Могилево, Новинка, Ново-Александрово, Николаевка, Олешня, Одеришино, Осье, Овинец, Пуково, Подболотье, Пруды, Погиблово, Речино, Симоново, Старец, Селищи, Тютьково, Тресно, Хотовань, Шелелеги, Шилово, Ярилово. Всего в 1914 году числилось 9734 прихожан обоего пола. В одном из документов 1925 года отмечено, что все члены правления Бельского единого потребительского общества пьянствуют. 18 апреля 1940 года Дновский райисполком принял решение: «... Подтвердить решение Хотованского сельсовета о закрытии церкви с целью передачи здания в распоряжение областной школы механизаторов сельского хозяйства». При уничтожении церкви прихожанам удалось спасти фрагменты чудотворной Иверской иконы с ликом Младенца, сейчас он вставлен во вновь написанную икону.

http://sobory.ru/article/?object=19939

Такой радикальный редукционизм неизбежно ведет к радикальному экуменизму. Упрощение ведет к схожести. Неопротестантизм перестает отличаться от йоги. Яркий тому пример – синтез таких религий: христианская йога и христианский дзен , практикующийся на Западе даже в Католической Церкви. Религия начинает подстраиваться под человека, а не человек – под религию. Религия превращается в услугу, в бизнес. Но разумно ли всю человеческую жизнь сводить к его желаниям? Так ли хороши желания человека, чтобы религия могла на них ориентироваться? Представьте себе врачей, которые бы стали потакать желаниям больных пациентов. Врачи заботились скорей О репутации своей, А не о том, чтобы леченье Несло больному облегченье; Стремясь доверье заслужить, Старались чуткими прослыть: Войти с улыбкой в дом больного, Приветливое молвить слово И угодить его родне, Любой внимая болтовне. (Б. Мандевиль. Возроптавший улей,  или мошенники, ставшие честными) Таких врачей называют шарлатанами. Такая религия бесполезна: она не лечит, а обманывает. Христианству подходит совсем иной образ врача – доброе и усталое от проведенных операций лицо свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Технологичная религия, как любая услуга, стремится дать быстрый заметный результат, который можно получить лишь на уровне чувственных ощущений. «Для начинающего самое важное – не думать, не касаться интеллектуальной области вообще (Харпер и Роу, стр. 22)» . Зачем думать, когда можно проглотить таблетку и получить необходимые ощущения? Религия становится товаром. Религию хотят поставить на прилавок супермаркета. Но человек изменчив – сегодня он хочет клубничное мороженое, завтра – банановое, послезавтра – соленые сухарики. Хочешь сегодня «погрузиться в православие» – пожалуйста, завтра попробуй немного протестантизма, послезавтра – буддизма, а вот новый вкус – последняя новинка из оккультной секты! «В. Розанов по этому поводу как-то заметил, что нормативный интеллигент " утром верит в Ницше, в обед — в Маркса, и вечером – в Христа " » . Христос становится одним из божков, даже еще проще – пользовательским ресурсом!

http://bogoslov.ru/article/2747369

Везде в мастерских устроены киоты с иконами, теплятся лампады, стоят аналои с церковными книгами и в определенный час совершаются службы: “Без этого, — говорит отец Иерон, — ропщут”… Осматривал Владыка, как монахи делают повозки, осмотрел литейную и посоветовал еще лить колокола. Невдалеке от мастерских была устроена новинка в монастыре: лесопуск с гор на протяжении 400 саженей. Сооружение это и по замыслу и по исполнения принадлежало отцу Иерону и в 10 минут доставляло такое количество дров, какое прежде с трудом и при благоприятных условиях доставлялось за две недели. Весь монастырь охватывали железные дороги с конной тягой, удешевляя и облегчая труд иноков. Выше церкви начинался ботанический сад с прекрасными экземплярами редких южных растений, а с террасы верхнего монастыря виднелись лимонная и апельсиновая рощи и прекрасный сад. На монастырских огородах росли практически все среднерусские и местные овощи; урожаи собирались круглый год. По руслу реки была устроена система проточных прудов, их было 7, очень чистых и прозрачных, свободных от зарослей. По ним росли тополя и плакучие ивы. В прудах разводили карпа, карася, форель и даже кефаль. Рыбу с монастырской ловли, дававшей монастырю 40000 пудов улова, монахи сами заготавливали впрок. В нижнем монастыре располагался цветник и роскошный сад. Особенно всех удивлял гигантский розовый куст размером с дерево, покрытое тысячами великолепных цветов. Там же росли финиковые пальмы и банановые деревья, которые прекрасно плодоносили. Монастырское хозяйство Этот монастырь находится на острове Валаам, одном из самых больших островов Ладожского озера, кроме него монастырю принадлежало еще 40 меньших островов, так что площадь образуемого архипелага составляла 30 верст. Почти все пространство островов занимает сплошной камень, местами совершенно голый, местами покрытый нетолстым слоем глины и чернозема, а больше малоплодородной почвой. Из нее была выделена площадь для садов, огородов, посевов и сенокосов. На монастырских огородах росли разные овощи, которых достаточно было на круглый год не только для живущих в обители, но и для раздачи Христа ради бедным окрестным жителям.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010