—48— 1875 г. характерная: он громок и скор в движениях, вот все, что я позволю себе сказать. Остальное покажет будущее. Воскресенье 19 января. Была Архиерейская обедня: собор был переполнен – новинка! Служба была долгая: до 12½ ч. без молебна! Скажу определеннее: старым людям, как я, трудно усваивается все новое, непривычное. Говорил проповедь какой-то незнакомый священник – прекрасную: краткую, простую, живопрочувствованную. – После «буди имя Господне» Архиерей снова вышел говорить проповедь: «Призри с небесе Боже и виждь» и проч. – говорил тише, но также как и вчера, только уже одной пастве, но не пастырям... Но, довольно об этом! Вероятно, Вы уже Владыко в Харькове? Да не в один ли день звонили и у Вас колокола? Когда и под какими впечатлениями въехали Вы в Харьков? Здоровы ли, довольны ли, покойны ли Вы теперь?» 19-го ч. воскресенье. Служил литургию в Алексеевской церкви Чудова монастыря. 20 ч. понедельник. В 7-мь часов утра отправился я в Троицкую Лавру, куда прибыл к самому началу поздней литургии. После литургии выслушал молебен преп. Сергию и литию при гробе в Бозе почившего Митрополита Филарета. Затем посетил болящих, о. Наместника Лавры, Архимандрита Антония 1981 и о. Ректора Академии, Протоиерея А. В. Горского 1982 . От первого получил в благословение образ Явления Божией Матери Преп. Сергию. По распоряжению о. Наместника, для меня приготовлен был в Митрополичьих покоях обед, к которому приглашен был Инспек. Академии С. К. Смирнов 1983 и Профессор В. Д. Кудрявцев 1984 . После обеда осматривал Академическую церковь и актовый зал. Для церкви обещал я прислать из Харькова список с Чудотворной Озерянской иконы Божией Матери, – что и исполнил. Отчет Братства Преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской Духовной Академии за 1901 г.//Богословский вестник 1902. Т. 3. 9. С. 1–35 (4-я пагин.). —1— В 1901 году Братство Преп. Сергия, кроме покровителя и пожизненного члена Братства, Высокопреосвященнейшего Владимира Митрополита Московского и Коломенского, имело в своем составе «332» лица, из коих «13» были почетными, «93» пожизненными, «223» действительными и 3 члена соревнователя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

св. Василий Великий. Творения. ч.6. Сергиев Посад, 1892, с.293. 65 В христианстве инерция греха называется «ветхий человек», а добрая, покаянно-евангельская новинка в человеке называется «новый человек во Христе». Их конфликт между собою хорошо показан Толкиеном в виде борьбы между Смеаголом и Горлумом (правда, тут сохраняющий в себе остатки человечности Смеагол по времени предшествует своему перерождению в тварь по имени Горлум). 66 См. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. Спб., 2004, сс. 45 и 47. 67 См.: прот. Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Париж, 1990. 68 Примечание 2002 года: поразительный пример Промысла Божия – освобождение заложников (зрителей мюзикла «Норд-Ост») в московском доме культуры. Их вызволение произошло 26 октября. По церковному календарю это день Иверской иконы Божией Матери. Иверская икона считается покровительницей Москвы (эта икона хранится в Иверской часовне, расположенной в Иверских воротах, ведущих с Манежа на Красную площадь). Иверия – это Грузия. То есть это икона, связанная с Кавказом, пришедшая с Кавказа в Москву. И именно в день ее чествования кавказские террористы были уничтожены… 69 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990, с. 77. 70 Угодница Божия Пелагея Рязанская. Воспоминания раба Божия Петра записал и составил К. В. П.//Жизнь Вечная. – М., 1996, 18, март. 71 Свт. Фотий. Амфилохии//Альфа и Омега, 1997, сс. 81-82. 72 Гиббон Э. Закат и падение Римской Империи. М., 1997, т.7. с. 299; со ссылкой на греческого свидетеля тех событий историка Сиропула. 73 архим. Сергий Страгородский. По Японии. Записки миссионера М., 1998, с. 49. 74 Ответы архим. Георгия на вопросы мирян//Исцелись верой. Светско-православная семейная всероссийская газета. Тимашевск. Окт. 2001 г. 75 Дьяконов И.М. Архаичные мифы Востока и Запада. – М., 1990, с. 163. 76 Собака//Еврейская энциклопедия. Т.14. М., 1991, стб. 419. 77 «Для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 11,3). 78

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Вербита, Пананичья, Вощенеги, Беломукина, Горбова (5 верст), Вяжище и Щукина (6 верст), Строки (9 верст), Погорелец (10 верст), Новинка (11 верст). Всего в приходе 5 школ: одна церковная в Клине, 3 земских: в Попковой горе, Песвицах и Вербите и одна министерская в Попковой Горе. Крестные ходы совершаются: 18 августа в Б. Вербиту, в день Святого Духа в Выскатку, 19 Февраля в Залесье. Соседние приходы: Выскатский, Черновский и Польской. При церкви существует церковно-приходское попечительство. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Жалованье от казны: священнику — 400 рублей, диакону — 200 рублей, псаломщику — 100 рублей в год. Священник - Тихомиров Василий. Окончил курс Духов¬ной Семинарии, состоял учителем Лужской церковно-приход¬ской школы, определен псаломщиком к Петропавловской церкви в Лесном в 1901 году, рукоположен во священника к сей церкви в 1909 году. Состоит помощником благочинного II-ro округа Гдовского уезда. Имеет скуфью с 1914 года. Диакон - Малиновский Михаил. Обучался в Петроградской Духовной Семинарии; определен псаломщиком к Павловской Воскресенской церкви Гдовского уезда. В 1890 году перемещен к Кресто-Ольгинской церкви. В 1893 году рукоположен во диакона. В 1896 году перемещен на вакансию диакона к сей церкви в 1902 году. Диакон (на вакансии псаломщика) Семеновский Василий. Обучался в Боровичском Духовном Училище; определен псаломщиком к Передольской церкви Лужского уезда в 1865 году. Перемещен к Выскатской церкви Гдовского уезда в 1866 году, перемещен к сей церкви в 1879 году, рукоположен во диакона в 1893 году. Имеет орден Святой Анны 3 степени с 1913 года. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885 Памятные записи о церквях и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. Часть I. Уезды: Гдовский, Лужский, Новоладожский и Петергофский. Петроград. 1915 Архивные изыскания Н.Н. Наумова Священники храма По Историко-статистическим сведениям 1885 года в XVIII столетии в храме села Сижно были известны священники: Симион, Евдоким, Афанасий, Стефан, Иерофей В XIX столетии служили: Феодор Филимонович 1795 – 1836.

http://sobory.ru/article/?object=00114

Вдохновение, 40 идей и тропинка между мирами: интерактивный настенный календарь ожидания Рождества Христова Анна Сапрыкина В издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» вышла долгожданная новинка: календарь на Рождественский пост нашего замечательного автора, педагога и мамы семерых детей Анны Сапрыкиной. Мы попросили автора рассказать о новинке и о тех идеях, которые лежат в ее основе.      Календарь ожидания Рождества Христова – тема не новая. Такие календари продаются повсюду, даже в продуктовых магазинах, и в Европе, и в нашей стране. Обычно это окошки, которые можно в ожидании праздника каждый день вскрывать и получать что-то особенное: шоколадную конфетку, чайный пакетик. Бывают адвент-календари с косметикой, где в каждом окошке – сюрприз-пробник какого-нибудь крема или туалетной воды. Когда-то, в далеком девятнадцатом веке, в далекой Германии этот календарь придумали для того, чтобы помочь детям подготовиться к встрече Рождества Христова . Ведь «адвент» (от лат. «adventus» – «приход») – это католический Рождественский пост, четыре недели ожидания прихода Рождества. Исходно календарь представлял собой обычную доску или даже стену в доме, на которой мелом рисовали 24 палочки и каждый день стирали по одной. Накануне праздника стирали последнюю. А в начале XX века стартовало фабричное производство календарей, в которых было 24 дверцы: с начала поста каждый день ребенок открывал такую дверцу и прочитывал фрагмент из Священного Писания, а позже за этими дверцами стали размещать сладости. Календарь придумали в Германии для того, чтобы помочь детям подготовиться к встрече Рождества Христова Если в каком-нибудь большом интернет-магазине набрать в поиске слово «адвент», вам предложат коробку или плакат, в котором будет 24, иногда 25 или 31 окошко. Про что эти календари? Прихода чего именно мы будем ждать с их помощью? Конечно же, приятно каждый день получать какую-то новую конфетку. Но сюжеты таких календарей чаще всего крайне далеки от исходного смысла: это уже совсем не о Рождестве, и точно – не о Христовом.

http://pravoslavie.ru/141819.html

На дворе уже совершенно темно. Эта темнота закрывает даже ближайшие предметы. Но зато как ярко светятся бесчисленные звездочки на темном небе, как радостно они мигают и искрятся. От самого выхода из школы, от парадного крыльца двумя длинными огненными змейками извиваются разноцветные фонарики по обеим сторонам дорожки в глубь парка, к дому Николая Николаевича. Такими же красивыми змейками убегают они и в другую сторону по дорожке на лесную полянку. Среди ночной темноты эти светящиеся змейки, теряющиеся в деревьях парка, очень красивы. Все общество прямо из школы направилось по этой дорожке к лесной полянке, где должен был быть сожжен устроенный одним из бывших воспитанников, фейерверк. По пути на поперечных арках светящиеся вензеля; на одном из них красивый герб рода Неплюевых, на другом эмблемы школы и надпись: «IV выпуск воспитанников Воздвиженской сельскохозяйственной школы 4-го августа 1893 года», в венке из дубовых листьев, на третьем большой крест и вензель братской артели. На полянке совершенная темнота, только вдали в другом конце её одиноко мелькает фонарь заведывающего фейерверком. Но вот взвилась ракета и со свистом взлетя на воздух, разорвалась, выбросив из себя несколько красивых разноцветных звездочек, которые спокойно и тихо спустились за ближайшие деревья; за ней взлетела другая со снопом блестящих искр; зажглись разнообразные огни, фонтаны и колеса; все окончилось эффектным «пчелиным роем». Ликованью маленьких зрителей не было пределов: они весело вскрикивали, хлопали в ладоши, бегали и прыгали. Для многих детей это была новинка, а взрослые радовались их радости и любя дилетанта пиротехника, так любовались успехом его трудов, как не залюбовались бы чудесами искусства при менее сердечном отношении в пиротехнику специалисту. Приглашенные и воспитанники направились к дому Николая Николаевича по дорожке, освещенной фонарями и разноцветными бенгальскими огнями. Через час гости разъехались, все фонари были сняты, плошки потушены и все погрузилось в темноту. Только дом Николая Николаевича был полон оживления. В нем собрались члены Трудового Братства, чтобы проводить новых братьев на Братский Рождественский хутор.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Будешь видеть и простор. Чуть заметная былинка. Каждый крохотный жучок – Все предстанет как новинка. Тем, кто вникнуть в это мог. Пораженный красотою. Блеском формы и тонов. Светом жизни, теплотою. Скажешь ты: «Вот мир каков!»... И кто более вникает, Кто любить его привык, Тот яснее понимает Всех жильцов его язык. В них он видит отблеск неба, Через них парит туда... Вот что нужно «на потребу», Вот небесная среда. Дух разума в отмечаемом нами истолковании зиждется на любви к Богу и миру, мыслимому в Боге. Опора для подобного представления о даровании разума имеется в словах апостола Павла, который пишет братству Колосской Церкви: «Желаю, чтобы утешились сердца, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (ср. Кол.2:1–2 ). По другому объяснению, дух разума есть не что иное, как дух премудрости, только действующий в переживаниях одного премудрого и не передаваемый словами учения на пользу Церкви. Мысль о неполном отражении духа премудрости в благодатно-разумном человеке проводится менее ясно в Библии и определеннее у святых отцов. «Бог, по словам святого апостола Павла, «в преизбытке даровал нам богатство благодати во всякой премудрости и разумении , открыв нам тайну Своей воли» (ср. Еф.1:7–9 ), «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» ( Еф.1:4 ). Некоторые святые отцы, именуя дух разума ведением о его существе, замечают: «Ведение опытно соединяет душу с Богом, к беседе же о вещах духовных не располагает души. Но премудрость с любовию раскрывает самые внутренние воздействия ведения. Ведение обычно просвещает воздействием внутренним, а премудрость – словом... Крайне смиривший себя самоуничижением пусть уступает влечению любви изрекать Божественные слова». «Ведение, будучи всецелою любовию , не попускает мысли нашей расширяться в созерцание Божественного, если наперед не воспримем в любовь и неправедно гневающихся на нас». Только «любовь и воздержание, очищая страстную часть души, устрояют путь к ведению удобным». «Божественное ведение вдохновляемо любовию» и в ней «необходимо имеет нужду». Любовь отвращает следующие за познанием самомнение и зависть, поскольку она «сохраняет ум во всем невредимым».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Васенко, исследователя Степенной книги, свидетельствующие о ее популярности в древнерусской книжности. «Появление в короткое время нескольких типов списков Степенной указывает на усиленное ее переписывание сразу после окончания этого произведения. Зная деятельность митрополита Макария и средства, какими он располагал, исследователи русской старины поймут без сомнения всю неминуемость этого факта, тем более, что новинка была, конечно, по сердцу Иоанна Грозного. Не ослабел интерес к Степенной и в XVII-XVIII веках, что доказывается многочисленными списками её, дошедшими до нашего времени» 63 . «При том следует иметь в виду, что отдельные статьи Степенной служили для пополнения такого агиографического сборника, как Чети-Минеи священника Иоанна Милютина. Туда вошли между прочим взятые из Степенной жития св. Владимира, Изяслава Ярославича и Ярополка Изяславича, Ивана Данииловича и других» 64 . Последнее замечание весьма важно, так как в нем можно усматривать последующую преемственность в просветительных начинаниях митрополита Макария. Этот очень важный момент выпадал из поля зрения исследователей, и создавалось впечатление обрыва в культурной жизни русского общества, который был вызван кончиной «чудного», по отзывам современников, митрополита Макария. Повесть о кончине митрополита Макария обнаружена нами в списках XVII века в составе Хронографа редакции 1599 года 68 . Данная редакция Хронографа интересна ещё и тем, что в ней сохранилось послание митрополита Макария к своему преемнику по Новгородской кафедре, архиепископу Феодосию, о совершенном царском венчании Uoahha IV 69 . Это, в свою очередь, наводит на мысль, что редакция Хронографа 1599 года имеет близкое отношение к литературному кругу митрополита Макария. В основу этой редакции и близкой к ней 1601 года положен не дошедший до нас, так называемый Пространный Хронограф, по классификации О. Творогова. Последний считает, что составитель данной редакции Хронографа принадлежал к категории тех книжников XVI в., которые выступали против «неполезных повестей» и «писаний внешних», предпочитая им «Божественные Писания» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Впервые он дает характеристику книги Глубоковского в письме к И. Е. Троицкому от 2 марта 1890 г.: «У меня на столе московская литературная новинка... Сочинение производит впечатление очень выгодное. Уста тех, которым Феодоритово имя неприятно по догматическим основаниям, заграждены уже тем, что на титуле вместо эпиграфа красуется целое стихотворение Иоанна Евхаитского в похвалу Феодориту. Ученое трудолюбие автора вне вопроса... Обеляет Феодорита автор через край немножко, и потому воинствует на немцы не всегда с победою. И в других пунктах он иногда рубит только топором после скобели. Но вообще, при беглом перелистывании книги, я встретил промахов... очень немного» (ОР РНБ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 194. Л. 28 об. – 29 об.). Предметом подробного обсуждения исследование о Феодорите становится в трех письмах Болотова к Глубоковскому от 1890–1891 гг. (черновики: ОР РНБ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 181). В первом из них он благодарит своего корреспондента за присылку сочинения. Вначале, пишет Болотов, он хотел ответить подробным образом, «но и не взявшись за перо, я увидел, что для этого недостанет мне повествующу время. Поэтому ограничусь кое-чем, и мои заметки – штрихи человека, который за те десять лет, на которые он старше, выработал себе некоторые приемы придирчивого читателя, – благоволите принять как искреннее желание быть Вам полезным мое выражение моего сочувствия Вашему труду... То, что касается первого тома, прошу считать не за критику Вашего труда – в ней Вы не нуждаетесь... –а за простую беседу с Вами» (Л. 1–2). Далее следует подробный разбор текста сочинения, впоследствии напечатанный в Theodoretiana (Л. 2–11). Следующее письмо (Л. 14–15 об.) содержит важную оценку достоинств Глубоковского как преподавателя. Здесь Болотов обсуждает вопрос, следует ли его корреспонденту занять кафедру Св. Писания в Петербургской Духовной академии. Василий Васильевич склонен ответить на этот вопрос отрицательно: «Ваш ли Fach – академическая кафедра Свящ. Писания, где Вы будете не просто «преподавателем "=передавателем (чужого), a Forscher? Боюсь, что нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внутреннее убранство храма отличается опрятной скромностью (и таким было всегда). Лучшее его украшение - старинные иконы, ценность которых была понятна уже в позапрошлом столетии. В " Исторической записке " , сохранившейся в архивах храма (её составил священник Александр Воздвиженский, служивший здесь в 1866-1883 годах), говорится: " Святые иконы в главном иконостасе почти все старинные. Особенно это нужно сказать об иконах первого яруса, а именно: икона Спасителя, храмовая - Рождества Пресвятой Богородицы, Святителя Николая, Казанская икона Божией Матери и икона Божией Матери Смоленская-Одигитрия. Все эти иконы значатся в описании Дворцового приказа за 1701 год. По означенным описям на сих иконах значатся венцы, цаты и другие старинные украшения, которые, к прискорбию, не сохранились " . Надо отметить также, что в советское время, когда закрывались окрестные храмы, во владыкинскую церковь " пришли " многие другие образа. Совсем древних среди них нет, но есть хорошего письма. Особенно просты, даже бедны, были первоначальные интерьеры храма - пол из лещадки, стены выкрашены клеевой краской. Затем появились голландские печи, бетонный узорчатый пол (последняя модная новинка того времени), масляная живопись на стенах. Отопление, однако, работало не вполне исправно. Как следствие - в храме было сыро, страдали позолота иконостасов и росписи. Первый серьёзный ремонт во Владыкинской церкви провели в 1896 году при настоятельстве о. Иоанне Протопопове. Что касается живописи, то она поновлялась не раз, и теперь от первоначальной остались лишь небольшие фрагменты, да и то среднего качества. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Синодальная Экономического Правления Канцелярия усмотрела в 1751 году, что в подмосковском селе Владыкине казенные хоромы весьма обветшали , так что и входить в них опасно, почему нужно были их починить; если же в починку будут негодны, то предлагала такие же или меньше построить вновь из казенного леса, вырубленного в селе Озерецком, из полуторы тысячи дерев наемными плотниками из доходов Дворцового Приказа, печи и прочее употребить старые; а что не годится, устроить вновь.

http://sobory.ru/article/?object=03620

(пос. Свирица) 19.01.2018 15:00 - великое освящение воды (р. Котиха). Никольский мужской монастырь (с. Старая Ладога, Никольская ул.) 18 января 09:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (деревянная купель на территории монастыря). 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды. Погружения в иордань: 18 и 19 января с 12:00 до 24:00. Собор Рождества Иоанна Предтечи (с. Старая Ладога, Поземская ул., 37) 19 января 15:00 - великое освящение воды в храме и на источнике великомученицы Параскевы Пятницы (Поземская ул., 38). Киришский район Свято-Троицкий храм (Кириши, ул. Мира, 10) 18 января 18:00 - Всенощное бдение; 24:00 - великое освящение воды (акватория р. Волхов). 19 января 09:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (в храме). Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 02:00. Часовня иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (д. Змеева Новинка) 19 января 13:00 - великое освящение воды на источнике. Лодейнопольский район Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь (д. Старая Слобода) 18 января 09:00 - Царские часы, изобразительны, вечерня, Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (Рощинское оз.). 18:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (в храме). Погружения в иордань: 18 января с 13:00 до 20:00, 19 января - весь день. Покрово-Тервенический женский монастырь (д. Тервеничи, Нагорная ул., 30) 18 января 11:00 - Великая вечерня, Божественная литургия; 13:30 - великое освящение воды (источник на территории монастыря); 18:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (Погостское оз.). Погружения в иордань: 18 января с 09:00 до 17:00, 19 января с 09:00 до 17:00, 20 января с 09:00 до 17:00. Введено-Оятский женский монастырь (ст. Оять) 18 января 11:00 - Божественная литургия; 13:00 - великое освящение воды (в храме). 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (святой источник).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=151...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010