На литургии преждеосвященных даров хиротония во диакона совершается, после Великого Входа, пред ектениею: «Исполним молитву нашу Господеви», иподиаконы приносят кафедру и ставят ее пред святой трапезой, мало ко стране левой, яко да не будут святая созади. И садится архиерей на ней. Тогда ведут рукополагаемого, от среди церкви, те, в чине коих он состоит, именно два иподиакона. Ведут же его между собой, полагающе кийждо их едину руку на выю его, и второю рукою держат за руки и приклоняют его ничуща, елико можно, и один диакон говорит в алтаре: «Повели». Потом, поступивше мало, преклоняют его якоже и первее. И другой диакон говорит: «Повелите». Наконец подходят к Царским вратам, приклонше его пред архиереем. Протодиакон произносит: «Повели, преосвященнейший Владыко (Чиновн., Чин на хиротонию). Такое приведение хиротонисуемого к алтарю, к Царским дверям, выражает призвание Божие, и оно свидетельствуется народом, клиром и святителем 1179 , к которым и относятся возглашения диаконов: «Повели, повелите, повели, преосвященнейший Владыко» (О таинствах Церкви, преосв. Игнатия, Архиеп. Воронежск. и Задонск., 1849 г.. стр. 25). В Царских вратах рукополагаемого приемлют протодиакон и диакон, один за правую, другой за левую руку. Он поклоняется архиерею, который, сидя на поставленной у левой стороны престола кафедре, осеняет его рукою крестовидно. Затем ведут рукополагаемого около престола трижды 1180 . Круговым троекратным обхождением вокруг престола рукополагаемый выражает обет навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Рукополагаемый, обходя престол, целует его, в доказательство того, что он благоговейно чтит святость престола. После каждого обхода целует архиерейскую руку и колено (спигонатион, Чиновн.), т. е. палицу, показывая благодарность и почтение к тому, чрез кого низводится на него Божия благодать. При троекратном обходе престола поются три церковные песни, сперва в алтаре, потом ликами. В первой: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся» – призываются страстотерпцы, как молитвенники пред Богом, спастися душам нашим, и они указываются рукополагаемому, как пример для сохранения веры и чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Губа, или губка, или муса μοσα – Чиновн., лит. Злат, σπγγος – Служебн., лит. Злат.) употребляется на литургии для отирания дискоса над Чашею после опущения в нее всех частиц, лежавших на дискосе. Губа эта полагается на антиминсе и называется антиминсной (Служебн. Извест. учит. о том по совершении божественной литургии, что иерей должен творить?); а так как она вместе с антиминсом завертывается в илитон, то она именуется также «литонной» (Там же). Она знаменует ту губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа Иисуса. Кроме антиминсной губы, при литургии употребляется другая, которою иерей, по потреблении Даров и по исполоскании Чаши, вторицею и третицею, по испитии из нее, отирает Чашу. Эту губу иерей оставляет во Святой Чаше. Губа эта называется истиральною (Служебн. Извест. учит. по совершении Даров, что иерей должен творить?). Копием (λγχη) называется нож, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для вынутия и прободения агнца и для вынутия частиц в честь и память Божией Матери, святых, также за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым были прободены пречистые ребра Спасителя ( Ин.19:34 ) 44 . Рипиды (опахало) употребляются для отогнания насекомых от Св. Даров, и сперва делались из тонких кож, или из павлиньих перьев, или полотна (Апост. постановления в русс. перев. Казань, 1864 г., стр. 267). Ныне рипида есть прикрепленный к длинной рукоятке металлический круг, с изображением шестикрылатого херувима. Впрочем, иногда рипиды делались и не в форме, круга, а имели вид квадрата, четырехугольный – вид звезды и т. и. (Разнообразную форму их можно видеть у Прохорова, в издании «Христианския древности и археология» 1862 г., кн. 3). При посвящении во диакона дается новопосвященному рипида, и он с нею «поставляется у престола стрещи святая» (Чиновн., чин на хирот. диак.). Стережет же он святая на литургии, после слов: «победную песнь» таким образом, что, взяв рипиду в руки со всяким вниманием и страхом, омахивает тихо вверху Святых Даров, яко не сести мухам, ни иному чесому таковому (Служебн., лит.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Посвящение в чтеца и певца бывает среди церкви, пред началом литургии. По облачении архиерея, пред чтением часов (Чиновн.: лит. св. Иоан. Златоуст., Чин на хиротонию иподиакона), иподиаконы приводят избранных в должность чтеца и певца на средину церкви, и они творят три поклона (к алтарю) и, обратясь, поклоняются архиерею трижды. Придя к архиерею, преклоняют главу. Архиерей осеняет их крестным знамением и, при возложении руки на посвящаемых, читает две молитвы. Так как чтец и певец есть вместе и свещеносец, то в первой молитве, при посвящении чтеца или певца, архиерей просит Бога: «Раба Твоего, предходити свещеносца святым Твоим таинством изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами» (молитва 1-я). Засим поют тропари сперва апостолам: «Апостолы святии, молите милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим», потом святителям, составителям литургий – св. Иоанну Златоусту : «Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши благодать», – св. Василию Великому : «Во всю землю изыде вещание твое», – св. Григорию Двоеслову : «Пастырская свирель богословия твоего риторов победи труба», – и на «Слава и ныне» тропарь: «Молитвами. Господи, всех святых, и Богородицы, Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко един щедр» 1172 . И архиерей постригает крестовидно волосы свещеносца, произнося: «Во имя Отца»: протодиакон, чтец или певец при этом говорят: «Аминь». Архиерей произносит: «и Сына», а те говорят: «Аминь». Архиерей произносит: «и Святого Духа», они говорят: «Аминь». И в знак посвящения Богу облачается посвящаемый в короткую фелонь 1173 . Потом архиерей опять трижды благословляет главу его, возложив на нее руку, читает вторую молитву о нем, как о чтеце и певце: «И даждь ему, со всякою мудростию и разумом божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его в непорочном жительстве» (молитва 2-я). По окончании сей молитвы, чтецу повелевается прочитать часть из Апостола, в знак того, что первая его обязанность в этом звании есть обязанность читать Св. Писание. При чтении посвящаемый обращается лицом к востоку. Пред чтением и после него он трижды поклоняется архиерею. Затем снимается фелонь с посвящаемого и он трижды благословляется рукой архиерея. После сего он облачается в стихарь. Пред облачением архиерей рукой осеняет стихарь над крестом и благословляет поставляемого (ставленника), который целует крест па стихаре и архиерееву руку. По облачении певца иподиаконами в стихарь, архиерей читает ему поучение (из Чиновника архиер. священнослужения) об обязанности чтеца 1174 – первой степени священства. После поучения архиерей говорит: «Благословен Господь. Се бысть раб Божий (имя рек), во имя Отца и Сына, и Святого Духа». И дает ему архиерей лампаду. С сею лампадой, т. е. подсвечником со свещею, чтец стоит во время литургии пред архиереем на уреченном месте (Чиновн. Чин на поставление чтеца и певца) 1175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1-го декабря получено было мною письмо из Новгорода от кафедральн. прот. Вас. Сем. Орнатского 3274 , который от 29 ч. писал мне: ,,Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший, Милостивейший Архипастырь и Высокий Отец! Дорогое отрадное чувство живет в глубине моего смиренного сердца, при представлении той любвеобильной благости, какую я испытал в лице Вашего Высокопреосвященства двукратно в Новгороде и С.-Петербурге, будучи незаслуженно удостоен истинно-отеческого вашего благоволения как в обращении и беседах со мною, так особенно в участии роскошной вашей трапезы среди многих Иерархов и лиц высокопоставленных. Утешительно верится, что вы, истинный святитель Божий, живете близ Самого Господа, Небесного Пастыреначальника Иисуса Христа, и, независтно свято подражая Ему, переносите св. любовь Его на нас недостойных и на всех Вас окружающих. Душою и сердцем полными смею принести Вам искреннейшее благодарение за ваше любвеобильное со мною, недостойным, обращение и за ласковое угощение, обязываясь словом сыновнего уверения во всю жизнь мою молиться за Вас и дома и в церкви. —351— 1884 г. Долгом считаю за сим ответствовать Вашему Высокопреосвященству на данное поручение, изложенное в записке священника городской Осташевской ц. Влад. Успенского, касательно нужных для него сведений об Епископе Аароне Корельском и Ладожском. К крайнему моему сожалению, все мое усердие не оправдалось никакою находкой, которая могла бы интересовать археолога и в тоже время уяснить значение архиерейской деятельности по управлению Новгородскою Епархией бывшего в качестве администратора Преосвященного Аарона в выдающемся смысле на счет его личности и собственной его судьбы, которая вызвана была им самим со стороны Св. Синода за действие помимо его и заставила удалиться на покой в Ниловскую пустынь. В делах архива Новгородской Консистории есть отдельно-переплетенные связки за все годы, начиная c 1714 по 1730 г., когда был сначала еп. Аарон Викарием Новгор. епархии (в то время совершенно в иных пределах заключающейся), а a потом администратором её, но во всех этих связках идут обычною своею чередою дела самого обыкновенного свойства, как-то: челобитные разных местностей попов, диаконов и причетников по определению их на места, таковые же по определению Настоятелей монастырей, коих было слишком много и из коих многие уже и не существуют, разные жалобы по обидам и их решения, предписания о сборах с церквей и монастырей и отчин сих последних на постройку зданий в С..П., на содержание драгунов, на проведение дорог, на проезд Царских Особ из Москвы и пр., пр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§1. Православная Церковь . Заботы правительства в Царстве Польском были направлены главным образом на обеспечение материальных нужд духовенства и церквей. В этих видах Высочайше утвержденным ноября 27-го года 1881-го мнением Госуд. Совета положено: 1) оклад содержания протодьякона Варшавского кафедральн. собора увеличить с 1 янв. 1882 г. до 1300 руб. в год, и 2) с того же срока назначить пять помощников настоятелей при церквах губернских городов Царства Польского, с содержанием по 1200 руб. в год каждому, считая в том числе по 1000 руб. жалованья и по 200 руб. в год квартирных 160 . В 1888-м году марта 30-го был определен размер вознаграждения за наем помещений для православных церквей, учреждаемых, по распоряжению командующего войсками Варшавского военного округа, при отдельных воинских частях, именно: в местностях I-ro разряда по 400 руб., II-ro – по 300 руб., III – по 250 руб., IV – по 200 руб. и V-ro по 100 руб. в год 161 . По передаче в 1890 г. июня 13-го церковно-строительнаго дела в Привислянском крае из Министерства Внутр. Дел в ведение Св. Синода, на основаниях одинаковых с краем Западным, Правительство, в 1891 г. Января 15-го, ассигновало по смете Синода на 1891 г. «на устройство православных церквей в губерниях Привислянскаго и Западнаго краев» 350000 руб., вверив распоряжение сей суммой Синоду и Мин. Внутр. Дел 162 . Кроме указанных забот, внимание церковного правительства было обращено и на другие стороны православной церковной жизни в Царстве Польском. С 1892 г. февраля 3-го сельские из поселян церковные старосты православных церквей в губерниях Царства Польского освобождаются, на время состояния в сей должности, от всех нарядов и работ 163 . А в 1894 г. мая 30-го были изменены действующие в Цар. Польском узаконения о порядке скрепы и поверки книг актов гражданского состояния, содержимых православным духовенством, при чем постановлено: «в губерниях Цар. Польского скрепа и поверка книг гражданскаго состояния, которыя ведутся православным приходским и военным духовенством, производятся благочинными, a скрепа и поверка тех книг гражданскаго состояния, которыя ведутся самими благочинными, производятся другими благочинными, по назначению духовнаго начальства» 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Вот что писал я Преосвященному Антонину: „Высокопреосвященный митрополит Платон, по пути в Киев, прибудет 19-го сего мая, в субботу, в з ч. 45 м. пополудни, с пассажирским поездом, в Тверь и остановится в моем доме. На другой день, в воскресенье, располагается, если будет здоров, служить в Кафедральном собор. Примите и Вы участие в этом служении. 22-го числа, в 7 ч. утра Владыка предполагает выехать из Твери в Москву. Уведомляя о сем Ваше Преосвященство, прошу сделать должные распоряжения относительно приличного приема в Твери высокопочтенного гостя. Предварительно переговорите о сем с о. о. протоиереями Г.П. Первухиным и В.Ф. Владиславлевым, а также и с о. экономом моего дома. О последующем же не оставьте меня уведомить обстоятельно“. Игумену Макарию писал я: „Спешу известить Вас, что в субботу, 19-го сего мая, в 3 ч. 45 м. пополудни, с пассажирским поездом, прибудет в Тверь Высокопр. митрополит Платон и остановится в моем доме. Предложите Его Высокопреосвященству занять мои комнаты, которые приведите для сего в должны порядок. В воскресенье, 20-го ч., Высокопр. митрополит располагает служить в Кафедральн. соборе. Если в этот день Преосвящ. Антонин заблагорассудить предложить Его Высокопреосвященству трапезу у себя, предоставьте ему эту честь.“ 18-го ч. в Московском Окружном Суде, по III уголовному отделению, под председательством д. ст. сов. Влад. Нил. Лаврова, при членах Ринке и Печкине, с участием присяжных заседателей, началось слушание приобретшего громкую известность дела по обвинению вдовы надворн. советн. Нат. Ант. Булах в нравственном угнетении девицы Мазуриной с целью лишить ее свободы воли и воспользоваться её состоянием. —235— 1884 г. Подробное изложение этого дела напечатано в Моск. Ведом. 1884 г. 137–142. Из этого дела я помещу здесь только несколько слов из показания свидетеля по делу Тайн. Сов. Т. И. Филиппова, касающихся бывшего архиепископа Тверского (впоследствии митр. Киевский) Филофея. „В своем показании свидетель, – пишут в Моск. Вед. 141, – упомянул, что архиеп. Тверской Филофей, который не решался благословить Мазурину на миссионерство на Алтай, но потом, когда Булах приезжала к нему с просьбой о том и передала ему, между прочим, 30,000 р. на благотворительные цели, разрешил Мазуриной отправиться на миссионерское дело. Будучи уже Киевским митрополитом, высокопреосвященный Филовей, умерший в 1882 г. (30 янв.), одновременно с возбуждением следствия по делу Булах, заболел психически: его мучила мысль „о тысячах“ денег, у него находившихся. По смерти владыки, действительно, у кивота, в ящике, вместе со схимой были найдены слишком 30,000 р....“

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прибыл в Иркутск 20 марта 1754 г., скончался во вторник Светлой седмицы 30 марта 1771 г., 68 лет от роду. Погребен святитель Софроний в одном из пристроенных его старанием к Богоявленскому собору приделов -Казанской Божией Матери (другой придел, построенный им же, освящен в честь Всех Святых). Во все время от кончины своей- 30 марта до отпевания и погребения- 8 октября, т.е. 6 месяцев и 9 дней, святитель Софроний находился во гробе в Казанском приделе. Несмотря на столь продолжительный промежуток, протекший между смертию и погребением святителя Софрония, тело его не дало никаких признаков тления. После погребения всеми почитаемаго архипастыря, память о его мудрости и благопопечительном управлении паствою сохранилась, у благодарной ему паствы, и от современников почившаго перешла к далекому их потомству, которое и доныне чтит блаженнаго святителя Софрония. В семидесятом году, при капитальной ремонтировке собора, при преосвященном архиепископе Парфении, нетленное тело святителя Софрония было вторично открыто и освидетельствовано. (В первый раз нетленное тело святителя Софрония обретено, при переделке пола в Казанском приделе, при архиепископе Ниле). Убеждение же в нетлении тела преосвященнаго Софрония и о силе его молитвеннаго предстательства у Бога всегда коренилось глубоко и крепко в сознании иркутян и переходило от предков к их потомству. Вероятно, и жизнь почившаго, и мудрое управление паствою, и долгое пребывание тела почившаго без всяких признаков тления до погребения,– все это заставляло многих иметь такое убеждение. Признаком благоговейного почитания к почившему архипастырю его паствы, современников и соборного клира служит, между прочим, указание описи кафедральн. собора, составленной в 18031805 гг., где сказано, что в Казанском приделе, в коем покоится нетленное тело святителя Софрония, на левой стене, над местом его погребения, была помещена икона блаженнаго Софрония, патриарха Иерусалимскаго, архидиакона Стефана (это-святые, имена коих носил преосвященный Софроний, епископ Иркутский), а под сею иконою ниже был помещен портрет преосвященнаго Софрония, писанный масляными красками, еще при его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

83. Борисоглебский – Мученический , мужской, ныне кафедральный собор в гор. Чернигове. Церковь Бориса и Глеба в Чернигове была еще в XII ст. и в 1160 г. в ней погребен кн. Изяслав, скончавшийся в Киеве, но был ли при церкви монастырь неизвестно. Но несомненно уже существовал в первой полов. XIII ст., так как игумен его Иоанн в 1231 г. находился при посвящении во еписк. Владимир. Кирилла, и возобновлен в конце XIII ст. митроп. Всероссийским Максимом. Во времена самозванцев обращен поляками в доминиканский костел; но в 1654 г. снова восстановлен в православный монастырь; с 1785 по 1799 г. был кафедральным архиеп. Новгород-Северской епархии, по упразднении которой в 1805 г. приписан к Преображенскому собору. В нем находится явленная икона Репинской Бож. Матери, а внизу под собором почивают нетленные мощи еписк. Черниговского Феодосия Угличского, скончавшегося в 1695 г. “Ист. Росс. Иер.”, III, 426; Ратшин, 541, 547; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Огд. I, 23; “Словарь ист. о свят. в Росс.”, 285; Проценко, “М-ри в России”, 13; “Воен. стат. обозр. Черингов. губ.”, 116; Домонтович, “Чернигов. губ.”, 684; “Книга степенная”, I, 311 (О убиении Вел. кн. Изяслава Давидовича и о небесном знамении); “Чернигов. г. в.”, 1851 г., 42 (Кратк. опис. достопримеч. древн. Черн.); 48 (Три письма Феодосия Углицкого к Половецкому и краткое его жизнеопис.); “Ист. стат. опис. Чернигов. епар.”, “Общий обзор”, 40 (здесь сказано, что он основан в XVII ст. архиеп. Лазарем Барановичем), 44 (жизнеопис. архиеп. Феодосия); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 518, 4; Шишкиной, “Замет. и воспом. Русск. путеш.”, I, 158; “Дополн. к Акт. истор.”, VII, 12 (Ж. гр. 1676 г. архиеп. Лазарю Баранов. на угодья); “Полн. собр. лет.”, I, 194 (игум. Иоанн м-ря Мученического); VII, 75 и XV, 234 (в 1160 г. погребен кн. Изяслав); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1876 г., IV, смесь, 15 (путеш. в Иерусалим 1707 г. Вишенского монаха Борисогл. Черниг. м-ря); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VII, 1727 г., прилож., VIII (состояние епархиальн. школы при кафедральн. м-ре); “Записки Чернигов. губ. Статист. Комитета”, 1868 г., 2 (опис. Чернигов. наместн. 1781 г); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1835 г., XVI, 202 (о городах Чернигов. губ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Архиепископ Иоасаф 1-й в течение 7-ми лет (1663-1669) с особенным усердием занялся возобновлением погоревших церквей, между коими вновь построил деревянную церковь св. Николая Чудотыорца о пяти главах и при ней каменную колокольню шатром с пятью колоколами. Николаевская церковь, что в Капустниках, вероятно, сгорела в 1736 году. Архиепископ Митрофан выдал 9 июня 1745 г. храмозданную грамоту на постройку каменной (вместо деревянной) церкви в честь св. Николая. В летописи Д. Карманова сказано: " Состоящая в крепости Никол. церковь, называемая в Капустниках, каменная с приделом Рождества Богородицы, построена в 759 г. от прихожан, а колокольня в 767 г. бывшим в Твери веводою кол. совет. Игнатьем Алексев. Грачевым " . В клировых ведомостях обозначается, что Никол. церковь была построена в 1764 году. Никол. церковь, что в Капустниках, приписана к кафедрал. собору; прежде в ней совершалось богослужение для военных (полковыми священниками); за последние годы, в виду ветхости храма, в Никол. церкви более 10 лет не совервшалось богослужение. Архиепископ Арсений 3-й (Верещагин) в 1777 г. близ Никол. церкви, что в Капустниках, неподалеку от реки Волги в новоустроенном доме открыл школу (семинарию) для детей духовенства; впоследствии (в 1845 г.) этот дом был разобран, и материал от него был употреблен для постройки гимназии (близ кафедральн. собора). Такая же печальная участь могла бы постигнуть и церковь св. Николая в Капустниках, на соборной площади. Она, оставленная без самостоятелного причта, без надлежащего надзора, вдали от жилых зданий, постепенно ветшала и разрушалась. Еще в 1816 г. она едва не была обречена на разрушение, но бывший тогда Преосвященный Мефодий отстоял се дальнейшее существование... Богослужение в Никол. церкви уже несколько лет не совершалось; фундамент храма обветшал, в стенах появиоись трещины, шпиль на колокольне накренился и угрожал пвдением; стекла в окнах храма были разбиты, и птицы вили в нем гнезда, хотя иконостас не был принят; около храма совершалось такое кощунство, о нем же не леть и глаголати.

http://sobory.ru/article/?object=34496

«Друг друга тяготы и характеры терпите, как иго Христово!» И будете великими купцами Царствия Божия! Кто моим этим строкам не поверит и улыбнется, того отдаю на суд Богоматери – игумении храма. Мир вам, мир и паки реку мир! Церковный совет совместно со старостой все решают, что им передано в послушание архиерейским Собором. Вот мое увещевание, как младым детям! Сейте Божию Премудрость и Бог будет с вами! Иосиф, Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. 17 августа 1970 г. Дорогая м. Вера! Вера молодая и Вера старая – должны в мире и любви хранить заветы своего отца-архимандрита! Если в священном алтаре где-нибудь нет лада, где «старинка и новинка» мира не имеют, конечно, там уже нет Христа посреди их. (Златоуст, 8 том) Если мир и любовь облобызаются – там и Сам Бог посреди их. М.И. Ужасы пламени неугасимого огня, пока неиспытывал я! Но страсти холода уже немножечко пришлось вкусить! М. Иосиф. 1970 г. Честнейший о. Александр. С приветом! С приветом из юбилейной Алма-Аты! Переживали красоту настоящего казахстанского юбилея и немного горечи имели и имеем о неполадках у вас «между старыми и малыми» – вот этого-то еще не хватало – вашим собратьям не знать рекомендацию святую апостола верховного: «Друг друга характеры терпите», – и будете крестоносцами и Богу Христу своими! Похлопочите и помирите и докажите им!!! Я добиваюсь вам утраченные права с уходом о. Леонида! О горе мне со стариками и малышами! Вы поняли меня? Прошу помолиться и понять. Мир и ура! Ура и мир! Алма-Ата. Алма-атинский Ата. 31 августа 1970 г. Епархия ничего не слыхала о ваших церковных собраниях и переворотах дворцовых! Да есть ли бумага на сей предмет?! О. настоятель! С приветом из Алма-Аты! С приветом и новым послушанием. Мы ждали вашего рапорта о вступлении в новыя обязанности. И поныне ждем! А насчет диакона о. Валентина – присмотритесь сами и, как сказать, договоритесь о держании себя и своих нервов! Недаром же у всех нас сетка нервов, окутавшая нас! Пожалуйста, с Валентином – все возможное, а невозможное – пишите мне. Сами пишите! После Валентина в ваш храм диакона больше уже не ждать и на «своих» не надеяться... «Свои» – уже термин не модный в практике и жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010