50 коп. Названные произведения принадлежат Профессору Церковного права Новороссийского Университета А. И. Алмазову , автору громадного и капитального труда под заглавием: Тайная Исповедь в православной Восточной церкви. Одесса. 1894 г. Это – прекрасная и весьма желательная новинка в литературе Православно-церковного права, вообще скудной серьёзными работами. – Оба – издания памятников канонического византийского права, доселе вовсе или почти неизвестных в печати, между тем весьма интересных по содержанию. Канонические ответы Луки Хрисоверга (1155–1169 г.) числом 20 касаются духовнической и богослужебной практики и содержат некоторые интересные черты средневекового быта Византии и оценку их патриархом. Таков напр. следующий вопрос-ответ: „Слышу, что в (некоторых) селениях маленькие девочки, около 5–6 лет, входя в алтарь, берут кадильницы и помогают священнодействующему, между тем как канон говорит – недоступно есть жёнам находящееся в алтаре: могут ли таковые девочки как-либо —373— пониматься вне разряда женщин? Ответ: Женского пола, (лицо) в каком бы ни было оно возрасте, не может устранить своей натуры; посему так как вообще женщинам закрыто (всё) неприступное божественное, то да не входит кто-либо из них внутрь (алтаря), хотя бы они были и в весьма малом возрасте. Ибо если мы допустим это (вход в алтарь), то из сего последует большое недоумение: ибо если находящихся в браке не допускать по причине самого брака, то где же тогда брак честен сам по себе и не скверно ложе общения? Не будем же допускать тех девочек при их неведении и целомудрии в виду возможного сомнения в таковых. (Прав. 4.). Из правил Нила, митрополита Родосского (1357–1369) заслуживает внимания следующее: „Вопрос: что должно делать после смерти какой-либо из прелюбодеиц?“ „Ответ: не быть им погребаемым от священника, если не покаялись и не оставили прелюбодейную связь при жизни, как говорит и Василий Великий в 34 правиле: „связанная прелюбодеянием, не разрешается грех её, если не престанет, и даже после смерти законного мужа“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому миссионер должен и сам знать горькие страницы церковной истории жизни, и уметь их не скрывать. Люди не слепые. Христианство для них уже давно не новинка и не заокеанская диковинка, привезенная «белыми богами». Наши болячки им знакомы. Не возмутились церковные иерархи теми приходскими искажениями, по мере нарастания которых иконопочитание переходило в идолопоклонство — и возникла ересь иконоборчеств. В 820-х годах император Михаил Il в письме к франкскому королю Людовику Благочестивому так пояснял свой поворот к иконоборчеству: «Многие из церковных людей и мирян сделались виновниками злых новшеств: изгнали честные и животворящие кресты из святых храмов и на место их поставили иконы с возжженными перед ними свечами и стали оказывать им такое же поклонение, как честному и животворящему древу, пением псалмов и молитвами просили от икон помощи, многие возлагали на эти иконы полотенца и делали из икон восприемников своих детей при святом крещении. Желая принять монашеский чин, многие предпочитали отдавать свои волосы не духовным лицам, как это было в обычае, а складывать при иконах. Некоторые из священников и клириков скоблят краски с икон, смешивают их с причастием и дают эту смесь желающим вместо причащения. Другие возлагали Тело Христово на образа и отсюда приобщались святых тайн. Некоторые, презрев храмы Божий, устраивали в частных домах алтари из икон и на них совершали священные таинства» . Добавим сюда еще и практику брать иконы в крестные отцы (практику, увы, одобрявшуюся даже преподобным Федором Студитом ) — и будет понятно, что у иконоборцев были поводы для их бунта… Прибалтика оказалась отрезана от Руси также по грехам церковных иерархов. В1355 году Константинопольская патриархия устроила настоящие торги вокруг проблемы русской митрополии (вопрос был в том, где ее ставить — в Вильне или Москве). Литовский князь Ольгерд, посмотрев на это, отказался креститься. Он сказал, что лучше покланяться солнцу, чем тому бесу любостяжательства, который сделался ромейским идолом…

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Обращаю внимание тех, кто не очень в ладах с историческими датами: первое издание «Капитала» в переводе Лопатина в России вышло в 1868 год! Факт этот широко известен, но для нынешних «представителей дворянства», возможно, прозвучит, как новинка. О распространении учения Маркса в России упоминает в своих воспоминаниях о Н.К. Михайловском В.В. Вересаев. Но и тут я особенно обращу  внимание вот на какой «бытовой» эпизод, свидетелем которого стал писатель в 1885 году на праздновании дня рождения Николая Константиновича. Много лет редактором (как объясняется в тексте – лишь названным, а не работающим) в журнале «Русское богатство» числился некто доктор С.И. Попов. Главными редакторами, действительно возглавляющими издание, являлись Михайловский и Короленко. Попов жил где-то на юге, и в столице показывался лишь изредка. В этот раз его визит совпал с днём рождения Николая Константиновича. Гости собрались в квартире писателя. И вот этот «редактор» тоже надумал произнести речь, полную патриотического пафоса. А закончил её предложением осушить бокалы «за державного руководителя Государя Императора» и спеть «Боже, Царя храни!». Далее цитирую Викентия Викентьевича Вересаева: «Как будто бомба разорвалась в комнате. Все шарахнулись в стороны». Напомню, в квартире собрался «весь левый литературный и общественный Петербург». Михайловский отвёл свой бокал от «редакторского» и произнёс своё слово – обличающее самодержавие. От доктора Попова все с презрением отвернулись. Напомню – журнал «Русское богатство» был популярным в России многие годы и выступил таким либеральным прологом будущего самого либерального в СССР журнала «Новый мир». Уж, кажется, сколько примеров подобного рода я выписывал в свой книге «Путешествие за звёздами». И всё лишь для того, чтобы в споре с частью современных патриотов доказывать – крушение исконной России началось не с приходом к власти большевиков, а намного раньше. Основы её идеологически (и финансово) подтачивало самое образованное «дворянское» общество великой державы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/26/id...

поиск:   разделы   рассылка Илья Жегулев Медийные скрепы Илья Жегулев – о том, как устроен рынок православных СМИ Источник:  Meduza Рынок российских СМИ переживает один из самых тяжелых кризисов за всю свою историю; несмотря на это, за последний год в стране открылось больше пяти православных медийных проектов. Ни один из них не имеет коммерческих задач; почти каждый финансируется известным меценатом, увлеченным религией; многие проекты пытаются сблизиться с Русской православной церковью – или уже ей контролируются. Специальный корреспондент " Медузы " Илья Жегулев выяснил, кто в России развивает православные медиа – и зачем им это нужно. Отец Михаил отпускает прихожанку и поворачивается к компьютеру. Он заходит в социальную сеть " Елицы " и показывает мне группу дайверов, состоящую исключительно из прихожан его храма: " А вы думаете, если человек в церковь пришел – уже все, дальше жизни нет, его можно хоронить? " На новую соцсеть, созданную исключительно для общения православных, он не нарадуется. Без нее жизнь храма Воскресения Христова, возможно, не была бы такой насыщенной. Новая церковь, построенная в 2002 году на деньги " Шереметьево Карго " , расположена не в самом удачном месте – рядом с логистическим терминалом аэропорта Шереметьево; до ближайших жилых домов – не меньше пяти верст. Теперь – с помощью " Елиц " – даже инвалиды и пожилые люди могут найти тех, кто поможет им добраться до церкви. " Елицы " – не единственная новинка православных медиа в России. Если отец Михаил захочет что-то найти в интернете на церковную тематику, ему в этом поможет поисковик " Рублев " . В сетевом христианском книжном клубе священник почитает православную литературу. К его услугам также тематический " Правмир.ру " , канал " Царьград ТВ " , радио " Вера " и многие другие специализированные ресурсы. Как и на какие деньги стремительно расширяется православное медийное пространство и для кого оно предназначено? В середине 1990-х православие и интернет оказались по разные стороны баррикад, а священников за пользование сетью могли сурово наказать, рассказывает православный журналист Сергей Чапнин. Несмотря на это, в 1997 году появился первый большой христианский портал " Православие в России " (Or.ru, сейчас не работает). " Проект с гигантскими деньгами и хорошими намерениями " , – вспоминает редактор Сергей Чапнин, участвовавший в его создании.

http://religare.ru/2_106591.html

8. Новая Романовка. От Волхова простиралась по левую сторону Яковлевской и Пантелеймоновской церкви до Яковлевой улицы. 9. Дослава. От Волхова простиралась к церквам Св. Великомучен. Димитрия, Мины и Виктора. 10. Корельская. От Волхова между Дославною и Романовкою, простирались к нынешней большой Дмитриевской улице. 11. Воронья. 12. Водяной переулок. 13. Щурова. От Волхова простирались к Дмитриевской церкви, а нынешней большой Дмитриевской улице.   14. Чедерская. 15. Черковская. 16. Щеркова. 17. Янева. От Кремлевского северо-западного бастиона, лежащего на Петербургскую дорогу к нынешней Лучанской улице. На ней была церковь Св. Константина и Елены, недалеко от церкви Иоанна Предтечи. 18. Росткина. От нынешней церкви Св. флора и Лавра через Лучанскую нынешнюю улицу, к церкви Св. Мины и Виктора. 19. Фрековской переулок. От церкви Св. Иоанна Предтечи до нынешней Легощенской улицы. 20. Легоща По левую сторону церкви Флора и Лавра, на том месте, где и нынешняя Легошинская. Улица сия разделяла Концы Неровский от Загородского. IV. Загородской конец 1. Митрополичь остров. Был между Легощею и Чудинцовою улицею, от церкви Св. Флора и Лавра к Кремлю. 2. Чудинцова. От земляного большого валу простиралась к Кремлевскому западному бастиону, что противу Покровский башни. 3. Прусская. Простиралась от большого земляного вала, по правую сторону церкви Михайловской и Вознесенской, близь самых оных церквей к вышеупомянутому же бастиону. Она разделяла Концы Загородской и Гончарской. V. Гончарской конец 1. Добрынина. Простиралась от большого Земляного валу и Вознесенской церкви, по левую сторону бывшего Яковлевского Монастыря, прямо к юго-западному бастиону Кремлевскому. 2. Волосова. Простиралась от церкви Св. Власия к Десятинскому монастырю. 3. Черницына. Была между Волосовой и Новинкою улицами, близь нынешней Власьевской большой улицы. 4. Новинка. Где был Варварейский монастырь, до нынешней Варварейской улицы. 5. Рядетина. От Десятина Монастыря, близь нынешней Воздвиженской улицы, мимо левой стороны церкви Св. Троицы к Волхову.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

На р. Охте – Сярка, на р. Сарке – Кучково Вяколово на Кобылицах и Ондронниково на Кобылицах, на рч. Лубне – Лубляна, на р. Морье – На Морье, на р. Деготнице – Деготниково, На Лезье – На усть Лезьи на Охте, над оз. Кривым – Ортемово Безхлебниково на Кобылицах, Над оз. Токсовым Подгорье (1), Токсово (3). Погост Егорьевский Лопский, начинаясь от г. Орешка, тянулся по берегу Ладожского озера до границы Ладожского уезда, где граница его спускалась к югу. С юго-западной стороны он примыкал к погосту Ярвосольскому. «На погосте церковь Велики Георгие, да на погосте ж: дв. поп Стефан, дв. диак церковный Фомка, дв. сторож Ермак, дв. проскурница Орина» (XI, 257). 281 двор, в них 384 человека, 290 обеж земли в погосте разделялись на а) оброчные, б) за ямщиками, в) поместные, е) своеземцевы и д) церковные. Поместья в погосте имели: Яков Захарьич (99 дв., 123 чел., 94 ½ обжи), Семен и Федор Ивановы (Влад.) Овцыны (39 дв., 54 чел., 47 ½ об.). Петруша Гридин Аминев и его сын Бориско (31 дв., 42 чел., 29 ½ об.), Федор Немцев Забелин (и Федора нестало, а поместье его отдано Ивану Васильеву сыну Путилова) (28 дв., 43 чел., 27 об.), Ивашко Дмитриев Оклячеев (24 дв., 26 чел., 26 об.). Семен Овцын – в д. Палотала на Лауе, Аминев с сыном – в д. Ивановской, Фед. Немцев – в сц. Межники, Ив. Оклячеев – в д. Нахкула-Галуксово. ½ обжи принадлежало Спасской церкви из г. Орешка. Сравнивая количество земель разного рода владений, мы видим, что в Лопском погосте числилось оброчных 68 чел. а это для об. дает 17,9% за ямщиками поместных своеземцевых церковных Деревни, составлявшие погост, следующие: Алапула-Агула, Алуево, Бардино, Большой Двор (2), Бояриново, Будрино, Буинова, Валья (2), Великое Село Андреево, Вилгола, Вирдега, Вихкала, Вихтерицы, Войтовкина Гора, Вытхотула, Гайкола, Гамола, Гахкола, Геткино, Гимола Галуксово, Глинка, Горка Ларивоновское, Гухта Молочная, Гухта Корельская, Гювила, Жыхорево, Заборовье, Задней Угол, Замошье Арбуево, Замошье Немчиново, Замошье, Заполье Овдокимово, Ивановская, Ингуево Таруй, Казвила, Каменка, – Погикала, Канилжа, – Климова, – Яхново, Каргуево, Каризла, Карола, Карола Нижняя Сосара, Ковезла, Команцово, Конец в Сироле, Конец Нахкулы на ручье, Конец, Костка (2), Кузнецово, Кулгола, – на горке, Лавгула – Кандила, Ламола Гора, Лехкола, – в Сироле у часовни, Ливгула, Липка, Логинцово, Лонгала (2), Ломгала, Лонгула, – Якушовское, Лявкола, Лядина (2), Мартыново, Межники сц., Мелкота (2), Мустуево Марковское, Мучекино, Мучкино (2), На Лауе на порожке, на Назье, На усть Лауи, На усть Назьи, Нахкула (2), – Галуксово, Новинка на Нивке, Олешкин Конец у погоста, Остров (3), Палотала, Пирола, Поддубье Федорцово, Подол (З), Подол-Нахкула у погоста, Поташово, Пехкола, Равтосар, Ретуево, Родгола, Речка, Савелково, Сакулово, Сахново, Середнее (2), Середней Десяток в Сироле, Сменково, Сосарь (4, 1 – Каврола, 1 – Большой Двор), Сухново, Тавикала у часовни, Тагуя у погоста, Тенгола, Турцы на Вихтерицах (2), Тяврела, Ульяшино, Шелдиха (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Задумав строить постоянный храм, прихожане обязались платить в течение 10 лет по 50 к. с ревизской души и доставлять бесплатно строительные материалы. Они вывезли до 130 куб. саж. камня, известь – за 40 верст, цоколь и железо – за 65 верст. Закладка храма была 24 июня 1879 г. В этот день собрано 424 р. А всего было к тому времени 2,498 р. 99 к. Ныне уже истрачено 28 тыс. руб. сер. Храм предполагается трехпрестольный, во имя св. Николая, с приделами Александра Невского и Иоанна Предтечи. Издревле причт составляли: два священника, диакон, два дьячка, два пономаря и просвирня. С 1843 года положено: два священника, диакон, дьячек, пономарь и просвирня; с 1876 г. – два священника и два псаломщика. Старейшими священниками были: Тарас Григорьев и Амос Васильев, – это были тесть и зять; потом служили: Петр Иванов, служивший около года, Александр Быстряков, умерший через 5 месяцев, 23 лет от роду; при нем отведено новое кладбище у церкви, так как прежнее подмывалось водами реки Плюссы; Николай Федотов, чрез 13 лет запрещенный в служении; Дмитрий Трофимов Гронский, из уездного училища, служил 9 лет; Симеон Георгиев Преображенский, из философского класса, бывший сперва псаломщиком в Берлине; Косьма Петров Прозоров, из реторики, служил 12 лет; Иоанн Тихонович Покровский, из окончивших курс, служивший здесь 34 года, заслуживший добрую память заботами о просвещении паствы, ныне он служит при Волковской градской богадельне; Иоанн Миныч Ласкеев, бывший достойным сослуживцем Покровскому; Михаил Александрович Лебедев, ныне священник при церкви во дворце Евгении Максимилиановны. Ныне служит: И. Ф. Литвин и И. В. Лебедев. Прихожан муж. пола 1,894, жен. 2,087. Деревень в приходе 39. Деревни разделены на две части, соответственно двум священникам. Из деревень первого священника ближайшие к погосту (от 1-й до двух верст) суть: Крапивна, Кутна, Горка, Кюровшина, Зусъца и Зуевец; более отдаленные (от 8 до 12 верст): Красна, Ужева, Старина, Излучъе, Березняк, Картново, Дымокаръ и Лужок; остальные деревни в 6-ти верстах: Горбы, Новинка и Тестово.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Для Церкви этот вопрос, -говорил обер-прокурор, – имеет громадное значение, так как в том или ином разрешении его раскроется и само отношение государства к церкви. Захотим ли пойти по пути подчинения церкви государству или решительно станем на точку зрения внутренней самостоятельности церкви, живущей рядом с государством, особой жизнью, в союзе с государством, но не в подчинении ему?» В высокой степени замечательно, что такой оборот прений никого не удивил, никому не показался неожиданным, как сенсационная новинка, но подхвачен был всеобщим сочувствием и вызвал заявления в пользу церкви православной, искренние, продуманные, какие может вызвать только давно назревший, наболевший вопрос. «Внутренняя автономия церкви-говорил Родзянко, – с течением времени должна приобретать все больше и больше признания со стороны государства. Это признание должно быть основано на сознании государством того, что церковь сильна своей нравственной мощью, своим духом и не нуждается в воздействии государства для отправления своих обязанностей-святых, несомненно полезных и необходимых для государства». »Подчинение церкви государству не должно иметь места«. (Караулов). »Возвратите церкви ее самоуправление, ее соборность, тогда не раздастся голосов за вмешательство государства в хозяйственные дела возрожденной свободной православной церкви«. (Ефремов 2-й). Насколько эти и подобные заявления выражают настроение нашего общества, «наших мирян» в данный момент, нельзя не признать высокой его важности в жизни православной церкви. Настала пора созыва поместного церковного собора. Он – такая же необходимость для обновления православной церкви, как Государственная Дума для обновления русского государства. Всякое промедление есть только продолжение ее испытания, ее страданий и с этой точки зрения-тяжкий грех пред Главою Ее – Христом, пред верховным ее покровителем Государем и перед всем многомиллионным православным народом. «Г. М.» 75, 1908 г. Нужды провинциальной церковной жизни В Высочайше учрежденном предсоборном присутствии были, между прочим, выдвинуты и с большим оживлением дебатировались два вопроса, весьма важных для нашей провинциальной церковной жизни – вопрос о викарных епископах и – о приходах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Смердомльский приход был смежен с Озеревским, и население Смердомли славилось расколом спасова согласия, в особенности жители деревень Стулово и Пучнино. К 60-м годам XIX в. после миссионерских трудов настоятеля Богоявленской церкви протоиерея Стефана Антонского, из-за введения строгой уставной службы, старообрядческий раскол прекратился. К церкви Богоявления были приписаны часовни в окрестных селениях: деревнях Новая, Пучнино, Стулово, Онисимово. Приход составляли: село Смердомля, сельца Низовье, Бритино, Олешница, Новиково, Горка, деревни Новиково, Яхново, Стулово, Пахново, Пучнино, Новинка, Загорье, Бутырька, Новая, Игнашино, Ушаково, Оксюхово, Онисимово. Из служившего в храме духовенства документы донесли до нас имена иерея Никиты Артемьева, диакона Леонтия Люботинского, псаломщика Григория Анисимова, бывших на приходе в 1842 году. Последним настоятелем храма являлся протоиерей Михаил Петрович Ставровский, упоминаемый в 1914 году. В церковно-административном отношении приход подчинялся благочинному 4-го округа, настоятелю Петропавловской церкви в селе Сомино. Ныне руины храма Богоявления почти совсем скрыты разросшимися деревьями погоста. Проведенное в августе 1994 года натурное обследование показало, что от былого великолепия осталась лишь средняя часть, готовый в любой момент обрушиться остов здания. В юго-западном и северо-западном углах стены рухнули до пят сводов. От приделов, колокольни, алтарной части на поверхности земли остались лишь бесформенные и задернованные завалы камня. В зените свода, на месте уничтоженного барабана, - год от года увеличивающееся отверстие. Видно, недалеко то время, когда и этот храм будет представлять собою лишь живописные руины. М. Ю. Хрусталев " Приходские храмы: страницы истории " , h ttp://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/6.htm Комментарии и обсуждение По указанному маршруту, после кладбища налево до ручья, ручей - это река, в июле (12 числа) перейти возможно, глубина по пояс. Когда переходишь, видишь там дорогу, оказалось, что можно проехать с другой стороны реки. После поселка Смердомский, перед мостом налево. К сожалению сами не поехали, возможно, что там по пути еще есть деревни.

http://sobory.ru/article/?object=06404

Епископ псковский Геннадий выпросил у Феодора Иоанновича тарханную грамоту, по которой светским властям запрещалось вмешиваться в дела церковные. Грамота сия сгорела в Троицком соборе, и в 1616 году, по просьбе архиепископа псковского Иоакима, выдана новая. Соседние приходы: Выскатский, Сиженский и Веинский. В нем 5 усадеб и 33 деревни. Они разделены на две части по священникам. К первой части принадлежат деревни: Завражье – с часовнею пр. Илии; Гверездно – с часовнею св. Анастасии; Лычно, Луг, Новосельско, Кислино – с часовнею Великомученика Георгия, построенною около 1743 года, в память скотского падежа; Ждоваи – с часовнею Георгия; Засторонье – с часовнею св. Николая; Воронино – с ветхою часовнею; Великое Село, Наволок – с часовнею св. Николая; Климотино – с часовнею Покрова; Малышева Гора – с часовнею Покрова; Косыгин Лог – с часовнею Покрова; мыза Завастье, прежде князя Дондукова-Корсакова, а потом – Коновницына. Тут была прежде церковь разоренная Литвою; часовня, бывшая на месте церкви, перенесена в 1830 году в Косыгин Лог и наконец – деревня Пустынька. Во второй части прихода находятся деревни: Дубок, Филатово, Гусева Гора, Лог, Новая Нива, Рудно (прежде наз. Новокупровщина). Крестьяне деревни Рудно отличаются способностью к мастерствам, чинят музыкальные инструменты, часы: между ними есть мастера самоучки, изобретатели моделей. Но за то нравственность этих крестьян не особенно высока: они не чужды плутовства, пьянства и привычки красть чужое. Остальные деревни: Рожки, Новинка, Плавнино, Мельница, Гояншина, Пентелейково, Пищалкино, Заберезье, Зиборошна, Кушела, Ребельско, Ухово, Родина и Рыжиково. При двух последних деревнях есть часовни во имя св. Николая. Всех прихожан м. п. 1,756 душ, женского 1886. В приходе есть озера: Рыжиковское, Кушельское и Завастинское; реки Руя и Руденка. В приходе есть Финны. Прихожане торгуют рыбою, обделывают кожу, делают горшки, изразцы и кирпичи; иные курят вино. Школ в приходе три. Одна в Рудне и две в 7-ми вер. от погоста. В них учится 150 детей обоего пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010