Относительно взаимного целования священников друг у друга правой руки пред Символом веры «Цер. Вестник» говорит, что на основании Служебника священники «целуют друг друга только в рамена»; при архиерейском же служении у Архиерея, кроме рама, целуют и руку (Ц.В. 1891, 14). – Если служит несколько диаконов, то каждый из них целует крест на своём ораре и затем целуют друг у друга плечо, произнося при этом то же, что и иереи (см. Служеб.); но при двух диаконах взаимного целования между ними не бывает, так как один из них стоит в это время на амвоне, другой в алтаре (Киев. Е.В. 1891, 10). 96) Завеса остаётся отверстой до возглашения: «Святая святым», и тогда опять затворяется. 97) В Чиновнике сказано, что Символ веры за литургией «глаголют людие благоговейно мерным гласом», под каковым выражением нужно понимать мерное пение, а не чтение (Ц.В. 1892, 22); и в Русской Церкви существует повсеместный обычай петь Символ веры на литургии. – Полтавской Д.Кон. было сделано особое распоряжение, дабы во всех приходских и домовых церквах Полтавской епархии было употребляемо на литургии исключительно пение Символа веры; чтение же может быть допущено только в случае надобности научить прихожан Символу веры, но должно быть совершаемо прилично, умеренным тоном голоса и притом с ведома местного благочинного (Полт. Е.В. 1889, 5). – Символ веры и молитву Господню следует петь как можно отчётливее и раздельнее, чтобы дать молящимся случай в храме не только повторять, но и изучать их (Ряз. Е.В. 1896, 14). 98) При соборном служении все без исключения священники веют воздухом над св. Дарами, читая тайно Символ веры ; после веяния двое старших священников приближают его для целования предстоятелю, который один только целует воздух и затем отдаёт воздух младшему священнику, а последний, сложивши его, полагает на краю левой стороны престола (Ц.В. 1895, 23). – Веяние воздухом прекращается при входе диакона в алтарь; затем, «совершивши символ» (Чиновн.), «священник взем воздух от святых» (Служеб.), «согнув» (Чиновн.), «и целовав и (его), полагает на едино место» (Служеб.) «на св. трапезе, идеже суть и прочие покровцы» (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Типиконе ни в 23 главе, ни в других местах его ничего не сказано о закрытии Царских врат во время литургии по чтении Евангелия. В нынешнем же Служебнике замечено, что диакон, по прочтении Евангелия, отдает святое Евангелие священнику и затворяются паки Святые двери 645 . Заупокойные Апостол и Евангелие назначены особые для каждого дня седмицы – для понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы и субботы, но не указаны для Недели (воскресения). При заупокойной службе не положено чтения Апостола и Евангелия празднуемым святым, а назначено чтение Апостола и Евангелия только дневное, то есть рядовое и заупокой 646 . Этот порядок назначен в Типиконе в субботней службе, аще поется Аллилуиа (Тип., гл. 13). Заупокойные Апостол и Евангелие обозначены в книгах – служебном Апостоле и Евангелии (в Указателе) вместе с Апостолами и Евангелиями общими, то есть с теми, которые общи целым ликам святых. По прочтении Евангелия священник (при архиерейском служении – архиерей) говорит: «Мир ти, благовествующу», подобно тому, как, по прочтении Апостола, было сказано читающему: «Мир ти». Певцы поют: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе». Диакон, отшед даже до святых дверей, отдает святое Евангелие священнику 647 (Служебн.). Священнослужитель приемлющий Евангелие, целует его. Но прочие сослужащие в то время не целуют Евангелия (Чиновн., лит. св.. Иоан. Златоустого 648 . Евангелие полагается на престоле на горней стране, выше антиминса (Чиновн.). При совершении литургии священником, в это время затворяются Царские двери (Служебн.). Обыкновенно Царские двери затворяются после ектении и молитвы за государя. После чтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси от всея души». Эта ектения на литургии, при сравнении ее с тою же ектениею на вечерни и утрени, содержит особые два прошения, именно: «Еще молимся о братиях наших, священницех» и: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных» 649 . Иногда на сугубой ектении бывают особые прошения, а после возгласа – молитва, читаемая священником о Государе 650 , иногда и другие молитвы, которые, произносятся на молебных пениях 651 . (См. Далее о молебных пениях). Обыкновенно, после молитвы прилежного моления, положенной при ектении после молитвы об Императоре, прочитанной иереем тайно, развертывается иереем илитон и три стороны антиминса. Затем, если бывает приношение за усопших, диакон говорит ектению об упокоении их: «Помилуй нас, Боже». После нее иерей читает молитву об упокоении усопших и возглас: «Яко Ты еси воскресение, живот и покой». При архиерейском служении возглас говорит архиерей (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После того, как диакон вольет теплоту в Потир и священник раздробит частицу святого агнца со знаком ХС, он, прежде нежели приобщается сам, говорит диакону: «Диаконе, приступи». Диакон приходит благоговейно, творит поклон и говорит: «Се прихожду» (Служебн., о приобщении крови Христовой) и: «Преподаждь мне, Владыко». священник, подавая диакону святый хлеб, говорит: «(имя рек) священнодиакону преподается честное и святое и пречистое тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную». И, целовав диакон подающую ему руку (Служебн.) и рамо (Чиновн.), приемлет святый хлеб (Служебн.) и отходит созади святыя трапезы, преклонив главу, и молится. Затем священник, взяв одну частицу святого хлеба, говорит: «Честное и пресвятое тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне недостойному (Чиновн.) (имя рек) священнику в оставление грехов и в жизнь вечную». И. преклонив главу, молится, как и диакон. После молитв «Верую, Господи» он приобщается тела Христова, держимого со страхом и всяцем утверждением (Служебн.) 713 , засим берет губу, отирает ею руку и, целовав губу, положит на место, потом, взяв священный покровец и Потир обеими руками с покровцем, приобщается крови Христовой трижды, говоря: «Честные и святыя крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз раб Божий священник (имя рек) во оставление грехов моих и в жизнь вечную, Аминь». При самом приобщении, трижды 714 , обыкновенно произносит: «во имя Отца, и Сына и Святого Духа, Аминь» 715 . По приобщении, священник, отерши уста и Потир покровцем, говорит: «Се прикоснуся устнам моим, и отимет беззакония моя, и грехи моя очистит»; целуя Потир, говорит трижды: «Слава Тебе, Боже» (Чиновн.). Затем призывает диакона, говоря: «диаконе, приступи». диакон приходит, поклоняется однажды и говорит: «Се прихожду» и: «Верую, Господи, и исповедую». И приобщает его священник, говоря: «Причащается раб Божий диакон» и пр. 716 . Причастившуся диакону глаголет священник: «Се прикоснуся устнам твоим и отъимет беззакония твоя и грехи твоя очистит» 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На великой ектении положено Св. Синодом присоединить и следующее прошение: «О еже не помянути грехов и беззаконий наших и утвердити в земли нашей безмятежие, мир и благочестие, Господу помолимся». Священник, прочитав тайно молитву во время ектении мирной, – конец ее: «Яко подобает Тебе», возглашает после ектении (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат. и Служебн., лит. св. Василия Вел.). Диакон, по произнесении ектении, «поклонився, уступает от места своего и, отшед, стоит пред иконою Христовою, держя и орарь тремя персты десные руки» (Служебн.). После великой, иначе, мирной ектении (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.) поются антифоны, песнопения, возвещающие, главным образом, о воплощении Сына Божия, пришедшего на землю даровать мир. Антифоны состоят из трех частей, в честь Святой Троицы. После первого антифона, во время которого священник читает тайно молитву, «Господи Боже наш, Его же держава несказанна», бывает малая ектения. И после нее священник возгласом славит Господа Бога, как Творца и Вседержителя: «Яко Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Св. Духа». После второго антифона и тайной молитвы священника: «Господи Боже наш, спаси люди Твоя» также бывает малая ектения. После нее священник славит Господа, как Искупителя мира. «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Таким образом, возгласы после сих ектений суть окончания молитв, читаемых тайно священником и архиереем 597 , называемых молитвами антифонов (Служебн., лит. св. Иоан. Злат.) или «молитвами согласия» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат, по «Благословенно царство» 598 . После 3-й части песнопений антифонов бывает Вход 599 . Об антифонах литургии есть отдельная глава (21-я) в Типиконе. Она надписывается так: «О еже когда глаголются Изобразительная и когда антифоны». Из этой главы, также из месяцеслова, находящегося в Типиконе, и из богослужебных книг видим, что на литургии поются троякого рода антифоны: именно: 1) антифоны вседневные, 2) антифоны изобразительные и 3) антифоны праздничные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

692 В Чиновнике сказано, что протодиакон подъемлет мало святый дискос и Святый Потир (Лит.). Обыкновенно, левою рукою берет Потир, а правою над левою берет дискос. В Литургиарионе, изданном в Львове в 1681 г., указано: диакон прелагает руце крестообразно и приемлет десною верху левыя сущею святый дискос, левою же Чашу (л. 188). При архиерейском служении, хотя веет рипидою не тот диакон, который подъемлет дискос и Потир, но и он пред призыванием Святого Духа, отлагает рипиду и поклоняется благоговейно (Чиновн.). 693 Когда диакон при литургии, совершаемой иереем служит в совершенстве (то есть – приобщается); тогда диакон, а не иерей, совершает некоторые священнодействия. При словах иерея: «Победную песнь» диакон снимает с дискоса звездицу, творит ею крест над дискосом, и целует звездицу. Также, при произношении иереем: «Приимите, ядите», «Пиите от нея вси», указывает на святой дискос и на Святой Потир; при словах иерея: «Твоя от Твоих» диакон подъемлет крестообразно дискос и Потир. Эти действия диакона указывают на ближайшее участие его при совершении таинства. Но, затем изношение диаконом Потира с возглашением. «Со страхом Божиим и верою приступите» есть уже действие диакона по совершении таинства, и действие обращено к стоящим в храме мирянам, и потому изношение Потира диаконом, совершается одинаково им, приобщается ли он при литургии или не приобщается. 694 Когда совершает литургию священник без диакона, сам священник произносит: «Аминь», изявляя тем веру в пресуществление Святых Даров (Сн. Прав. Исповед., ч. I, отв. на 107 вопр. Послан. восточн. патр. о прав. вере, гл. 17). В этом случае священник поступает подобно тому, как при крещении он по каждом погружении крещаемого в воду и при миропомазании при каждом помазании произносит «Аминь» (Требн. и Номок. в Требн., прав. 200). 695 При архиерейском служении протодиакон говорит архиерею: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей говорит: «Да помянет вас». Если есть хиротонисуемый иерей, то архиерей призывает его и, взяв Святый Хлеб и отломив часть от Святого Хлеба, юю, «яже есть Христос» дает ему, глаголя: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Он, взяв, целует руку архиерееву и, отойдя, стоит созади святой трапезы, руки положив на святую трапезу, моляся, говорит псалом «Помилуй мя, Боже», весь до конца. Егда же имать рещи: «Святая святым», тогда хиротонисанный отдает святый хлеб, и положит его архиерей на святый дискос. Хиротонисанный же приобщается первым из иереев (Чиновн., лит. Злат.). Архиерей отлагает омофор и приемлет шапку (Чиновн., лит. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

701 В θεο λειτουργα του α=γου του Χρυσοστμου Venetiis 1582 и Goari., ed. Venetiis 1647, p. 79. По произнесении иереем: «В первых помяни», диакон, стоя в дверях, говорит: «Преосвященнейшаго епископа» (имя рек) κα υ πρ τοu προσκομζοντας à ’γιν δρα τατα ελαβεσττου τοu Засим: «о спасении благочестивых царей» и т. д. В нынешнем Евхологионе иерей и цари здесь не упоминаются (См. изд. в Венеции 1885 г.). 702 При служении архиерея после пения «Достойно» или задостойника, дважды поется: «и всех и вся». В тайной молитве, архиерей просит Господа помянуть Святую Церковь , императора и царствующий дом, всю палату и воинство, протодиакон, став в (Царских) дверях, мало к стране, держа орарий тремя персты десные руки, и зря к народу, глаголет сице: «И всех и вся». И поет лик: «И всех и вся». Таже возглашает архиерей сице: «в первых помяни Господи Святейший Правительствующий Синод, их же даруй святым Твоим Церквам в мире, целы, честны, здравы, долгоденствующыя, право правящыя слово Твоея истины» (Чиновн.) и т. д. и первый по архиерее архимандрит или протопресвитер говорит: «Помяни, Господи, преосвященного (такого-то), его же даруй святым Твоим церквам в мире, цела (σον), честна, здрава, долго действующа, право правяща слово Твоея истины». Архимандрит за сим целует руку, и митру архиерея и опять руку его. Архиерей по возгласе благословляет архимандрита, говоря: «Священство твое да помянет Господь Бог» и т. д. Архидиакон же или протодиакон, стоя при (Царских) дверях, произносит велегласно «великую похвалу» (Чиновн.), обратясь к народу: «Святейший Правит. Синод и преосвященного (такого-то), приносящого Святые Дары сия Господеви Богу нашему; О спасении Благочестивейшаго, самодержавнейшаго великого государя»... И поминает всю царскую фамилию, подобно тому, как поминал ее архиерей тайно в молитве, и оканчивает словами: «И о всей палате и воинстве их» и целует архиерееву руку. После сего певцы поют: «И всех и за вся» (Чиновн.), т. е. помяни приносящаго Св. Дары о спасении и о всех и за вся.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Архиерей, входя в храм для совершения литургии с посохом, остается с ним до времени облачения. Тогда он отдает его чтецу 182 , который и «держит его обема рукама мало подъем» (Чиновн., лит. Злат.). Чтецу повелевается держать посох таким образом потому, что чтец не должен опираться на посох. Во время малого (Чиновн., Лит. Прежд. даров) и Великого Входа пастырский жезл несется (Чиновн.) пред шествием пастыреначальника Иисуса Христа, Которого в то время изображают: Евангелие, дискос и Потир. Подобным образом несется посох пред Плащаницею в Великую субботу (Чин священ. и обрядов в Большом Успенском соборе, лист 13). А при выносе архиереем креста 14 сентября посох несут за архиереем (Там же, лист 1-й). Устав Церкви не воспрещает жезл (Δeκανκιον) иметь при себе и престарелым людям, чтобы, опираясь на них, они могли облегчать трудность стояния, особенно при продолжительном богослужении. Но есть время при богослужении, в которое, по причине особенной важности чтения, пения, священнодействия, устав церковный требует, чтобы все стояли без жезлов, именно, в 26-й главе Типикона сказано, что не должно стоять с жезлами на утрени – при чтении шестопсалмия, при стихословии: «Величит душа моя», и на «Достойно»; на литургии – при чтении Евангелия, при пении Херувимской песни и в явлении Святых Тайн. Орлецы. – Орлецами называются небольшие круглые ковры с изображением единоглавого орла, имеющего сияние вокруг головы, парящего над городом. Стоять на орлеце при богослужении дозволяется только архиереям, и они вводятся на орлец при их посвящении. Тогда посвящаемый читает исповедание веры на особом орлеце большого размера. На него посвящаемый становится сперва на краю изображенного орла (приводят его до хвоста орла), потом на средине орла и, наконец, на главе орла 183 . Вид города на орлеце указывает на епископство в городе, а орел – на высоту и чистоту богословского учения епископа, сияние над главою орла – свет от учения епископа (Новая Скр., ч. III, гл. 6, § 4). Таким образом, орлецы, постилаемые при богослужении под ноги архиерею, означают, что он жизнью и учением должен подобно орлу, возвышаться над всем дольным и стремиться к ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

выше). – «О рабе Божием (имя рек), ныне проручествуемом пресвитере и спасении его, Господу помолимся». – Яко да человеколюбец Бог, не скверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся». По прочтении молитв, архиерей подает рукополагаемому священническую одежду: епитрахиль, которую одевают по снятии ораря. Затем архиерей дает пояс и фелонь и еще книгу: Служебник, как руководство для священнодействия. «Книга Служебник всяко есть потребна иерею к служению, на память же молитв да не глаголет» (Служебн., Извест. учит., о сосуд. свящ., к служению потребных). Принимая даваемое архиереем, рукополагаемый целует то, что получает, а затем и руку архиерея. После же всего целует омофор архиерея и руку его. При подаванин как одежд, так и Служебника возглашается: «’ξιος» (см. о значении «аксиос» выше). После сего иерей хиротонисуемый «отходит и целует архимандриты и сослужители вся в рамена», выражая взаимное приветствие, при вступлении в новое звание, и союз и любовь всех их. Засим он становится в ряду со священниками (Чиновн.). При целовании дискоса, и Потира, при словах: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя», после архимандритов, прежде других подходит хиротонисанный, «зане имать первенство всех иереев. По нем прочии иерее целуют святая и архиерея в рамена и десницу его» (Чиновн., лит. Злат.). По преложении даров, архиерей, взем святый хлеб и отломив часть от святого хлеба, горшою, яже есть Христос 1188 , дает ему, глаголя сице: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязал быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Следующий порядок соблюдается: архиерей полагает на особый дискос антиминсную губу и на нее часть св. агнца и даст дискос посвящаемому. Священник, взяв, целует руку архиерееву и, отойдя, стоит созади святыя трапезы, руки положив на святую трапезу, и читает 50-й псалом; пред возгласом же архиерея: «Святая Святым», он возвращает св. хлеб архиерею. Рукоположенный во священника приступает к приобщению первым из священников (Чиновн., лит.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

д. В конце же чина указано: «Вестно буди, яко аще литургия бывает, тогда вся сия ектении на литургии совершаются, и тропари на своем месте, и прокимен, и Апостол, и Евангелие, и по Евангелии ектения» и т. д. 653 Обыкновенно верхнюю часть антиминса (См. выше). При архиерейском служении простирают антиминс сослужащие, касается же и архиерей десною рукою и приемлет мусу, сиречь губу, и творит ею крест на антиминсии и, целовав, полагает в десном краю антиминса горе (Чиновн.). 654 При архиерейском служении прежде всего протодиакон, находящийся в алтаре, говорит: «Елицы оглашеннии, изыдите». диакон вне алтаря также взывает: «Оглашеннии, изыдите». Затем иной диакон, находящийся внутри алтаря, говорит: «Елицы оглашеннии, изыдите». Наконец, вне алтаря диакон произносит: «Да никто от оглашенных» (Чиновн.). 655 На литургии св. Василия Великого священник, как на литургии Златоустого, в это время взывает в молитве к Богу и о совершающих богослужение, и о мирянах: «Ты удовли нас, силою Святого Твоего Духа, в службу сию, да неосужденно ставше пред святою славою Твоею, принесем Ти жертву хваления». Даждь, Господи, и о наших гресех и о людских неведениих, приятней быти жертве нашей и благоприятне и пред Тобою. 656 При архиерейском служении возглас этот говорит второй архимандрит или игумен (Чиновн.). Если в служении находятся два архимандрита и два священника, то, обыкновенно, возглас этот произносит младший из служащих священников. 657 В этой мирной ектении нет молений о царствующем доме потому, что он вскоре засим вспоминается на великом выходе. 658 В литургии св. Василия Великого в это время священник не упоминает о мирянах. Он возносит молитву Господу только о совершающих службу: «Ты укрепи нас, силою Святого Твоего Духа, в службу сию, и даждь нам слово во отверзение уст наших, во еже призывати благодать Святого Твоего Духа на хотящыя предложитися дары». 660 То есть: мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие животворящей Троице трисвятую песнь (т. е. «Аллилуиа» трижды, ту песнь, которую тайновидец св. Иоанн слышал петую Херувимами на небе, Откр.19:4 ), отложим ныне всякое житейское попечение, чтобы поднять Царя всех (тварей), Которого невидимо копьеносят ([dορυφορομεnον) чины ангельские, сопровождают воины небесные, Ангелы, подобно воинам, вооруженным копьями, сопровождавшим, в древности, царей: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Симеон Солунский так объясняет: царь, при венчании на царство, если получает его по преемству, он первоначально провозглашается от царственных особ, поднимающих его на воинском щите пред народом, что означает военное начальство и царскую власть (Писан. Св. отцев, изд. СПБ. Дух. Акад., Т. 2, стр. 197).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В понедельник, вторник и среду страстной седмицы на литургии чтение Апостола не положено, а указано только чтение Евангелия. После пения «Да исправится» и трех поклонов диакон выносит Царскими вратами Евангелие. Иерей говорит: «Премудрость прости» и т. д. «Мир всем». «И духови твоему». От Матфея св. Евангелия чтение (Особ. книга – служба на каждый день страстной седмицы). По прочтении Евангелия, как и на литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого , певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Священник, приемля от диакона Евангелие, говорит: «Мир ти, благовествующему» и целует Евангелие и поставляет на престоле на горней стране, выше антиминса 762 (Чиновн.). После Евангелия, если же Евангелие не читается, то после пения «Да исправится» и великих поклонов – следуют те же молитвословия, которые бывают после чтения Евангелия в литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого , именно: ектения: «Рцем вси». Во время ектении священник читает тайно ту молитву, которую произносит и на литургиях св. Иоанна Златоустог о и Василия Великого при этой ектении. После молитвы и ектении священник возглашает: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси 763 (Служебн., Чиновн.). Засим иногда, бывает ектения за усопших 764 . Потом произносится ектения об оглашенных 765 . По окончании ее священник, после тайно прочитанной молитвы, возглашает: «Да и тии (т. е. оглашении) с нами славят пречестное и великолепое имя Твое». Пред тем, как произносить этот возглас, священник распростирает антиминс; если же несколько священников совершают службу, то все они распростирают антиминс, и старший из священников берет антиминсную губу и делает ею крест на антиминсе и, целовав ее, полагает: на правой стороне антиминса вверху 766 (Чиновн., лит. преждеосвященных Даров). Обыкновенно, в это время развертывается только верхняя часть антиминса, прочие же части, равно и илитон, в котором завернут антиминс, раскрываются во время ектении: «Рцем вси», после молитвы прилежного моления. После ектении оглашенных и возгласа: «Да и тии с нами славят», диакон говорит оглашенным: «Елицы оглашении изыдите.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010