Иоанна Кронштадтского Шамординская казанская амвросиевская пустынь и её основатель старец иеросхимонах Амвросий Слово при отпевании Д. И. Филиппова Слово при отпевании Н. И. Пастухова Слово при отпевании Н. С. Перлова Слово при отпевании доктора В. Н. Штурма Слово на 40-й день по кончине протоиерея Сергия Щукина в храме святителя Николая на Песках Слово на отпевании Д. П. Понсова Внебогослужебная беседа в Неделю по просвещении Прощальное слово к сестрам Выксунского иверского женского монастыря Слово о. наместнику богоявленского монастыря игумену Ионе при посвящении его в сей сан Слово в день годового акта императорского лицея Слово в день открытия московского промышленного училища имени императора Александра II Слово перед воспитанницами Александро-Мариинского института имени кавалерственной дамы Чертовой в день акта Слово на освящение храма святого Феодосия Черниговского в богоявленском монастыре Слово в приюте для слепых ремесленников Слово о значении колокольного звона в день поднятия церковного колокола Слово, сказанное в селе Алексеевском в день празднования тихвинской иконы Божией Матери Слово при освящении храма на Сходне Слово перед воспитанницами церковно-учительской школы селе Богословском Тульской губернии (в имении В. К. Саблера) Слово перед прихожанами ксениевского приюта Из записной книжки митрополита Трифона (Туркестанова) Молитвы, составленные митрополитом Трифоном (Туркестановым) премилосердому Господу нашему Иисусу Христу Святому Духу Богоматери «Всех скорбящих радость» Богородице в честь Её образа «Споручница грешных» Иоанну Крестителю Исповедание грехов «Предсмертная» молитва митрополита Трифона     ЗЕМНОЙ АНГЕЛ И НЕБЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК (Предисловие) В наш рационалистический век всё чаще приходится слышать о соединении христианства с общегуманистическими идеями: мира между народами, прогресса, цивилизации, материального благосостояния; говорится о том, что христианство должно эволюционировать, идти в ногу с веком, что означает на деле (хотят или не хотят этого сторонники таких идей) подчинение духу века, духу мира сего и попытку (увы, уже столько раз не удававшуюся) достигнуть царства Божия на земле чисто человеческими средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Кладбищенская (Спаса Нерукотворного) церковь была построена в 1895-1898 годах из местного кирпича по инициативе и при исключительных организаторских усилиях протоиерея И. И. Преображенского. В храме пять престолов: 16 октября 1883 года был освящён престол в левом приделе во имя святого Иоанна Предтечи (первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи), святого Иоанна Новгородского, великомученика целителя Пантелеймона. 25 октября 1898 года освящён в холодном храме средний престол в честь Нерукотоврного образа Господня Иисуса Христа. 17 июля 1901 года освящён престол правого придела в том же храме в честь иконы Божией Матери, именуемой " Черниговская " , и преподобного Сергия Радонежского. 19 октября 1903 года освящён престол левого придела того же храма во имя равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги, святителя Феодосия Черниговского, преподобного Серафима Саровского. В освящении храма принял участие сам Иоанн Кронштадтский. В 1910-11 годах по проекту архитектора А. П. Фёдорова вместо прежней трапезной и первоначальной колокольни сооружена существующая ныне трапезная с притвором. Подряд на устройство бетонных сводов выполнил инженер Морошкин. После разборки старых Святых ворот в 1902-03 годах по проекту и под наблюдением архитектора А. П. Фёдорова при Спасо-кладбищенской церкви была возведена высокая трёхъярусная колокольня, выдержанная в русском стиле (в советские годы взорвана). Она была поставлена между женской богадельней и церковно-приходской школой (1890 г.), соприкасаясь с ними углами, но выступая относительно них к западу. В первом ярусе колокольни были оборудованы проездные Святые врата. Колокольня церкви Спаса Нерукотворного при городском кладбище была самым высоким сооружением Бежецка. 500 пудовый колокол для неё был отлит в граде Бежецке ярославскими мастерами. Отливка производилась на берегу Остречины, между мостом и спуском к водовозному плоту. Знаменитый русский художник " советской эпохи " Александр Николаевич Самохвалов, уроженец Бежецка, учился тогда в церковно-приходской школе при этой церкви, видел как строилась " гигантская " колокольня, а потом " на эту башню, множество народа принимало участие в подъёме колоколов... " .

http://sobory.ru/article/?object=07755

Конечно, мы можем только строить предположения о потоке паломничества в то время. Но уже игумен Даниил Черниговский, миновав во время своего путешествия остров Крит и покинув Царьград, замечательно сказал: «…ошую путь в Иерусалим, одесную — на Афон», — то есть Афонская гора как духовный центр поминается уже в самом начале древнерусского паломничества. Митрополит Иларион: Я хотел бы пояснить для наших телезрителей, почему мы празднуем именно 1000-летие русского монашества на Афоне. Эта дата выбрана достаточно условно, ибо 1016 годом датируется первое упоминание в афонских документах игумена обители рос (русской обители) Герасима. Это означает, что в том году на Афоне уже была русская монашеская обитель, значит, по крайней мере, за несколько лет до этого должны были приехать монахи. Более вероятно, что они там оказались вскоре после Крещения Руси, которое произошло в 988 году. Ведь, чтобы сформировалась обитель, должна быть определенная традиция. Соответственно, 1000 лет — это минимум русского присутствия на Афоне. Что такое русское присутствие? Когда мы вместе с афонскими монахами обдумывали организацию празднования, некоторые говорили: «Вы вообще не должны вести речь о русском монашестве на Афоне, следует говорить " афонское монашество " , ибо всякий человек, приезжая на Афон, как бы теряет свою национальность». Мы можем согласиться с этим лишь частично. Действительно, Афон является сегодня частью суверенной Греции, этот факт никто не оспаривает, и все, кто сегодня приезжает на Афон, чтобы там остаться, принимают греческое гражданство. Действительно, все афонские монастыри входят в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, но при этом у нескольких афонских обителей сохраняется свой национальный дух, свое национальное лицо. В частности, монастырь святого великомученика Пантелеимона называется «русской обителью». В. Гуминский: Господь сподобил меня побывать в прошлом году на праздник Светлого Христова Воскресения в Пантелеимоновом монастыре, а затем мы отправились в Ватопед на вынос Иверской иконы Божией Матери и как раз на Светлой седмице присутствовали там на знаменитом крестном ходе. Монастырь когда-то был грузинским, но теперь хозяева там греки.

http://pravoslavie.ru/93884.html

Крестный ход - это такое действо, которое не обходится без чудес. С нами был такой яркий случай, когда мы проходили границу между Украиной и Белоруссией в Черниговской области, где нас так хорошо встречали, что в одном из храмов мы забыли икону Андрея Боголюбского. Я решил, что её на обратном пути заберут украинцы, поскольку нас уже ждали в Гомеле и мы торопились. Но не тут-то было. Мы очень быстро почувствовали силу святого князя Андрея. Мы ехали на двух автобусах, украинском и российском. Украинский автобус быстро прошел таможню, а мы простояли два часа на украинской таможне, а потом на белорусской таможне нас вообще пропускать не хотели, а после долгой беготни по кабинетам нас вообще пригрозили арестовать и посадить в клетку. Затем разрешили быстро уехать обратно, и мы снова два часа стояли на украинской таможне. В общем, мы зависли между двух границ. Мысль, которая сначала возникла, о том, что мы виновны в том, что забыли икону, все более укреплялась. После долгих мучений нас все-таки выпустили, но и тут радость была преждевременной, у нас закончилось топливо… Мы приехали на АЗС, протягиваю деньги, чтобы заправиться, и в этот момент отключается электричество. Вот после этого нас объял суеверный ужас, даже водители начали креститься и говорить, что надо ехать за иконой, иначе нас тут всех поубивают. В общем, приехали мы в храм, забрали икону, и дальше даже говорить не о чем, все таможни прошли за 10 минут. Когда попадаешь в такие ситуации, то начинаешь больше понимать и верить. Начинался крестный ход с Почаевской Лавры. Думаю, что такое если и бывало, то крайне редко, чтобы крестный ход из России, Украины и Белоруссии прошел вокруг Почаевской лавры. Они живут довольно замкнутой жизнью, и посторонние люди там бывают довольно редко. На встречу крестному ходу вышло огромное количество людей, наши казаки часа полтора держали на плечах иконы, пока непрерывным потоком под ними проходил народ. Киев - второе чудо. Пройти по центру Киева с хоругвями во время чемпионата мира по футболу - это не просто. Порядка 2-3 километров мы прошли по центру Киева под взглядами иностранцев и украинских националистов, впечатление осталось яркое. Патриархия благословила нас строить в Москве храм Андрея Боголюбского, и когда мы попали в Вышгород под Киевом, увидели там часть фундамента (он накрыт стеклом) храма, который был во времена Андрея Боголюбского, и из которого в свое время вывезли бывшую Вышгородскую, а ныне Владимирскую икону Божией Матери. Мы упросили настоятеля дать нам камень, чтобы вложить его в фундамент будущего храма, первого в России во имя Андрея Боголюбского. Теперь вот будет богослужение, и мы заложим этот камень в основание храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/05/pa...

На каждом шагу историческое воспоминание! Далее из врат златоверхой обители, основанной первым Митрополитом Киевским во имя Ангела своего, вышел со всею братией настоятель ее, епископ Серафим, с иконою великомученицы при пении хвалебных гимнов. Опять остановилось торжественное шествие и опять опустил с главы своей Владыка крест осеняльный, чтобы окадить святую икону и осенить на все страны стеснившияся толпы народа. Отселе уже не летописною стезею старого Киева, где сходили к Почайне во дни Владимировы, ибо давно засыпан Боричев взвоз, но по крутому спуску мимо римского костела тронулось шествие на Крешатик. В эту минуту, на встречу главного владычнего хода, должен был спускаться мимо зелени царского сада другой крестный ход из лавры Печерской, и чрезвычайно великолепно было бы соединение обоих у фонтана на улице Крещатика; по, к сожалению, лаврский несколько опоздал и настиг только у самого схода в глубокую юдоль к источнику во время чтения молебного Евангелия. Крестное шествие из лавры было уже само по себе чрезвычайно величественно, потому что в нем участвовали, под предводительством наместника, архимандрита Иоанна, двенадцать иеромонахов и весь клир великой церкви со списком чудотворной иконы Божией Матери и драгоценным образом равноапостольного князя, который принесло в дар усердие царское. Сюда же присоединилось духовенство всех Печерских церквей с своею святынею и ректор семинарии, как настоятель обители малого Николая, со всею братией, неся чудотворную икону Святителя. Толпы богомольцев устремились в след за святынею из лавры, так что с большим трудом могли соединиться оба крестные хода в тесноте долины, наводненной народом. С обеих сторон были им унизаны все горы снизу и доверху, как будто роскошный цветник внезапно испестрил их зелень своенравными узорами самых ярких и непрестанно движущихся плетениц. Это было чудное зрелище, какого не может себе представить самое пылкое воображение. Промежду сих живых стен отрадно веяли хоругви и знамена, спускавшиеся к источнику, а вдали, в зеленой раме расступившихся гор, как бы рассеченных одинокою колонною Крещатика, открывался синий Днепр с белыми парусами мимо плывущих судов и дальние темные леса Черниговские. Давно минувшим дышало это настоящее; можно было перенестись духом в первые времена возникающей Руси, к колыбели ее веры, когда, по слову своего князя, стремилась Русь с тех же высот, такими же несметными толпами, сюда на Почайну, ко всенародной своей купели. Тогда, как и теперь, единое чувство одушевляло всех; здесь можно было убедиться каждому, до какой степени природна нам сия священная почва Киевская, и как несвойственно ей все чуждое, непропитанное родным ей православием , которое закреплено у нас целыми веками священных преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но в ходе работы передо мной постепенно открывалась вневременная суть, выраженная в разных изображениях Александра Невского за последнее полутысячелетие. В их совокупности проявился цельный образ святого. Думаю, в этом находит подтверждение способность искусства своевременно свидетельствовать обществу о самом главном, непреходящем. Сейчас иконография святого Александра Невского представляется мне живой многоголосной проповедью, развернутой в веках для того, чтобы доступными, зримыми образами связать прошлое и будущее общества в актуальном настоящем. — Вы подробно разбираете четыре иконографических типа святого благоверного князя Александра Невского, скрупулезно анализируя их вариативность. Как вам кажется, есть ли еще среди святых Русской Церкви кто-то, столь же широко представленный в иконографии?Иконографические образы Александра Нев­ского с 1380 года, когда святой был прославлен для местного почитания во Владимирской епархии, и до наших дней невероятно разно­образны. Каждая из четырех глав книги посвящена одному из соответствующих типов — преподобническому, изображающему святого как схимника, княжескому, императорскому (пет­ровскому) и воинскому. Вероятнее всего, при более детальном исследовании и углублении этой классификации можно будет выявить еще какие-то переходные или промежуточные иконографические типы. Для Русской Церкви этот пример, несомненно, уникален. Как и для всей Вселенской Церкви. Если, разумеется, не принимать во внимание многочисленные иконы Божией Матери и образы Господа Иисуса Христа (но эти примеры, как мы понимаем, стоят все же особняком), с подобной широтой иконо­графического спектра может сравниться, пожалуй, разве что Иоанн Богослов (изображаемый, как известно, юношей или старцем, иногда работающим над книгой Откровения вместе с учеником Прохором, а также в виде Сокола — тетраморфного символа последних времен). Иконография святых князей Древней Руси — Игоря Черниговского, Петра Муромского, Даниила Московского, Олега Рязанского, завершивших земную жизнь в монашеском постриге, — обычно включает в себя два варианта, трактующих их образ согласно или с княжеским, или с монашеским статусом. Как в том, так и в другом случае художественная характеристика предельно лаконично отражает конкретный социальный статус, в зависимости от проповеднического контекста акцентируя внимание на разных духовных подвигах.

http://e-vestnik.ru/interviews/ikonograf...

Но спустя три часа икона была готова и писавший спросил: «не допущено ли ошибки в иконе»? Алипий отвечал: «хорошо написано, Бог помог тебе». К вечеру писавший скрылся и с иконою. Заказавший всю ночь не спал от слез, горюя о том, что к празднику не готова праздничная икона. Встав к утрени, он первый пришел в храм и поражен был изумлением: дорогая для него икона – готова, стоит на месте. Боголюбивый муж пришел потом к игумену и рассказал все случившееся. Вместе пошли они к Алипию и застали его уже умирающим. Однако игумен спросил его: кто бы это написал образ? «Был у меня, сказал Алипий, юноша, но думаю, что это ангел: так скоро написал и исчез; впрочем вот он теперь предстоит предо мною». И с этими словами предал Богу дух свой. Так рассказывает блаж. Поликарп. По ркп. святцам преп. Алипий почил 17 августа и это согласно с повествованием Поликарпа. Сильверст Коссов в 1635 г. писал, что память преп. Алипия празднуется 17 Августа 144 . Полагают, что преподобный дожил до 1114 г.; мощи его открыто почивают в Антониевых пещерах 145 . У правой руки его три первые перста сложены совершенно ровно, а два последние пригнуты в ладони: обличение новым суеверам! Одна икона преп. Алипия, известная под именем: «предста царица одесную тебе», ныне стоит в иконостасе московского Успенского собора одеяние небесной царицы отделано роскошно; раскраска похожа на мозаику 146 . Икона Божией Матери, перенесенная Мономахом в Ростов, ныне стоит в иконостасе каменного ростовского собора. Она потемнела не столько от свечного дыма, сколько от дыхания прикладывающихся к ней: ее носят в дальние места в крестном ходе 147 . † В тот же день память о пр. Филиппе Янковском По ркп. святцам, «пр. Филипп бысть на Сухоне реце, новый чудотворец». Преп. Филипп несколько лет подвизался отшельнически на Янковой горе, в 2 верстах от Устюга. Набожные устюжане, уважая жизнь его и желая видеть вблизи обитель молитвенников, выпросили дозволение построить на месте его пребывания обитель. – В 1654 г. построен был храм в честь иконы – знамения Богоматери, с приделом во имя вновь прославленного святителя Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

при финансовой поддержке Министерства культуры РФ Премия имени Константина Николаевича Леонтьева от Карамзинского клуба  ( Ответственный секретарь Карамзинского клуба - Д.М.Володихин   ЛУЧШИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ФИЛЬМ «ОТЕЦ СОЛДАТА». КАК ТЫ ВЫРОС, СЫНОК МОЙ (Россия, Москва, 2021) Автор: Александр Казакевич Ведущий: Александр Казакевич Режиссёр: Константин Голенчик Производство: ООО Студия «Неофит» по заказу и при финансовой поддержке ФГУП ВГТРК   ЛУЧШИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ФИЛЬМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ ЕДИНАЯ ВЕРА, ЕДИНЫЙ ЯЗЫК. 8 ФИЛЬМОВ-СТРАНИЦ (Россия, Кемерово, 2021) Режиссёр: Елена Мироненко Автор сценария: Елена Мироненко Оператор: Владислав Ионис Производство: Телевизионная программа «Дорога к Храму»   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ПРЕЗИДЕНТА ФЕСТИВАЛЯ ЗА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ДУХА (Россия, Москва, 2020) Режиссёр: Ирма Комладзе Автор сценария: Ирма Комладзе Операторы: Артём Игнатов, Олег Кочубей, Сурен Давтян, Григорий Булкот Производство: ООО «Центр культурных инициатив «Сретение» по заказу Местной религиозной организации Православный приход Богоявленского Кафедрального собора города Москвы с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в рамках осуществления проекта «Увековечивания памяти генерал лейтенанта Валерия Халилова»   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОДЮСЕРА ЗА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ 30 000 УДАРОВ.ВОСХОЖДЕНИЕ РУСТАМА НАБИЕВА (Россия, Москва, 2021) Режиссёр: Дмитрий Олейник Авторы сценария: Дмитрий Олейник, Алексей Малинкович, Лариса Олейник Оператор: Алексей Малинкович Производство: ООО «Дока» при поддержке Правительства Башкирии   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЖЮРИ ЗА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ АЛИЛО. ВОЗРОЖДЕНИЕ ГРУЗИНСКИХ ПЕСНОПЕНИЙ. ЦИКЛ «АНГЕЛЬСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ» (Россия, Москва, 2020) Режиссёр: Филипп Орлянский Автор сценария: Филипп Орлянский Оператор: Виктор Антонов Производство: Филипп Орлянский при финансовой поддержке часового центра «Перспектива» и прихожан храма Черниговской иконы Божией Матери с. Санино

http://fest.radonezh.ru/2021/11/29/proto...

тем не менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Св. горы. По благословению А. была построена Успенская ц. над большой пещерой, затем - кельи и ограда, по совету и благословению А. в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран прп. Феодосий. События 1068 г. (поражение рус. князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого кн. Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между А. и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины к-рого не вполне ясны (Изяслав гневался на А. «за Всеслава»). Во всяком случае идущее от М. Д. Присёлкова представление о наличии в Печерском мон-ре своеобразных противоборствовавших «политических партий» («антониевской» - против Изяслава Ярославича и «феодосиевской» - против его брата черниговского, а затем киевского кн. Святослава ) надо признать упрощением. Так или иначе в 1069 г. А. был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного мон-ря, в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он вскоре скончался, успев, кажется, принять участие в 1073 г. в закладке каменного Успенского собора мон-ря, место для к-рого было чудесным образом указано по молитвам святого. А. был погребен в своей пещере. В отличие от прп. Феодосия Печерского в отношении А. определенных сведений о времени его канонизации нет, письменная традиция не сохранила даже даты преставления А. Однако о почитании А. в Печерском мон-ре уже в посл. четв. XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его житие. Иконы А. и прп. Феодосия упоминаются в Патерике (слово 4), кроме того, на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (ок. 1288?) изображены предстоящие А. и прп. Феодосий. Первое твердое свидетельство церковного почитания А. вне Киево-Печерского мон-ря - посвящение А. и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Жёлтикове Успенском мон-ре Тверским еп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Церковь Анны праведной Зачатия в Благовещенском монастыре. Обширный каменный четырехстолпный собор в духе проектов К.А. Тона, самый большой из храмов Бежецка, выстроен по проекту 1872 г. Был увенчан пятью световыми барабанами под декоративными шатрами. Боковые приделы: один Николая Чудотворца и муч. Феклы, второй Софии, Веры, Надежды и Любови и Иоанна Рыльского. Закрыт в кон. 1930-х г., вскоре сломан. В настоящее время на месте собора находится новый корпус городской поликлиники. Хильтов И. А. Историческая записка о Бежецком Благовещенском женском монастыре. Бежецк, 1915. Бежецкий женский монастырь был основан во второй половине XIX века. Вначале, с 1866 года, сёстры жили на частных квартирах. 18 февраля 1869 года Бежецкая женская община была зарегистрирована, а 13 января 1879 года преобразовалась в Бежецкий женский Благовещенский монастырь. Основательницей и первой настоятельницей его была игумения София (в миру Любовь Алексеевна Ососкова), а вели её и благословляли на сей великий труд Югской Дорофеевой пустыни иеромонах Адриан и Иерусалимской Угличской слободы заштатный Христа ради юродивый священник Пётр Томаницкий. На пожертвованной купцом Иваном Михайловичем Неворотиным земле (15 десятин) при помощи благотворителя, бежецкого купца Митрофана Гавриловича Крюкова на окраине города Бежецка купили небольшой деревянный двухэтажный домик и сделали к нему деревянную пристройку. Он, с разрешения церковных властей, тотчас был обращён в церковь и освящён 30 ноября 1869 года во имя святителя Митрофана Воронежского. С освящением первого храма начинается дальнейший рост обители. Второй храм, каменный, более обширный, светлый и богатый, был освящён 18 июня 1878 года во имя чудотворцев бессребренников Космы и Дамиана (в нём потом устроен придел в честь явления иконы Божией Матери Тихвинской). Потребовался потом Дом молитвы на месте упокоения сестёр обители, и в 1882 году при помощи благотворителя выстроен храм каменный трёхпрестольный в честь Зачатия праведной Анны, князя Михаила Черниговского и боярина Михаила. При общине организовано училище для девочек и приют для женщин. В 1887 году Министерство государственного имущества предоставило Бежецкой обители " в вечное пользование " ещё 150 десятин земли. В 1885 году на средства действительного статского советника М. Г. Петрова монастырская территория была обнесена кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями и надвратной колокольней в центре. Позже возведены другие келейные корпуса: стены некоторых из них одновременно служили пряслами ограды. Вблизи восточной границы построили несколько деревянных домов, принадлежавших монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=10440

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010