Важной стороной деятельности З. было восстановление поминальной практики в Черниговской епархии. По его повелению в Елецком черниговском монастыре был написан Елецкий синодик («Синодик, или помянник, Пресвятой Богородице Елецкой»), составленный на основе «давняго тоея обители помянника». Елецкий синодик не сохранился, его использовал архим. Иоанникий (Галятовский) при создании в бытность настоятелем Елецкого черниговского мон-ря соч. «Скарбница, потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676); Елецкий синодик также был известен архиеп. Филарету (Гумилевскому) . Для вечного поминания в синодик были внесены правосл. архиереи, князья, бояре, шляхта и нек-рые миряне Киевской и Чернигово-Северской земель X - нач. XVII в. Кроме того, в синодике были приведены сведения о начале Елецкого мон-ря, в частности о явлении в 1060 г. Елецкой иконы Божией Матери и об устроении обители по повелению черниговского кн. Святослава (Николая) Ярославича . З. имел значительную б-ку. Среди принадлежавших ему рукописных книг известны Лествица прп. Иоанна Синайского (список XVI в.), Слова свт. Григория Богослова и Кормчая книга (кон. XVI - нач. XVII в.), Соборник (1603), Скитский патерик (нач. XVII в.), Евангелие учительное (1-я пол. XVII в.) и др. В ряде книг сохранились владельческие записи - автографы З.: «Зосима Прокопович, еп[и]с[ко]п Чернеговский, Печерный, рукою властною» ( Петров. 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37 и др.). После смерти архиерея его книги перешли в б-ку Киево-Печерского мон-ря. В 1655 г. З. дал вкладом в Киево-Печерский мон-рь богато оформленную плащаницу (архиерей упом. во вкладной записи на плащанице). По мнению В. Г. Пуцко, она могла быть вышита в мастерской киевского Вознесенского жен. мон-ря (см. Киевский в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра женский монастырь ). Ист.: АрхЮЗР. Ч. 2. Т. 1. 32. С. 370; Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37, 70, 88-89, 11. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 2. С. 33-36; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. Т. 1: (XVI-XVII вв.). С. 446, 452, 455-456, 461; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1898. Т. 2; Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: (Ист. описание). Чернигов, 1900. С. 22; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 6. С. 347; Кн. 7. С. 31, 40-41, 45, 53-54, 66, 617; Пуцко В. [Г.] Ykpaïhcьki nлaщahuцi//Наша bipa: Всеукр. правосл. газ. 2002. 5. Травень.

http://pravenc.ru/text/200039.html

Вечером архиепископ Солнечногорский Сергий посетил домовый храм в честь Иверской иконы Божией Матери, где было совершено всенощное бдение. 18 июня 2017 года, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, архиепископ Солнечногорский Сергий возглавил служение Божественной литургии в Иверском храме Манилы. Архипастырю сослужили: настоятель домового храма, клирик Шуйской епархии иеромонах Алексий (Лапшин), временно командированный в столицу Филиппин для пастырского окормления соотечественников и возрождения действовавшего в Маниле в 30-40-х годах ХХ века Иверского храма; старший священник Успенского храма Русской Православной Церкви в Сингапуре иеромонах Питирим (Донденко); клирик московского храма преподобного Сергия Радонежского в Бусинове иерей Георгий Максимов, посещающий Филиппины для служения в православных общинах на острове Минданао; администратор Филиппинской миссии Русской Зарубежной Церкви иеромонах Филипп (Балингит) и клирик этой миссии иерей Силуан Томпсон. За богослужением молились посол России в Маниле И.А. Ховаев, соотечественники, сотрудники российского дипломатического представительства на Филиппинах, православные филиппинцы, в том числе представители православных общин острова Минданао, и граждане других стран. За богослужением пел хор Успенского прихода в Сингапуре. Многие из собравшихся приступили к Святым Христовым Таинам. Приветствуя молившихся, архиепископ Сергий поздравил их с праздником всех русских святых и рассказал о понимании Православной Церковью святости как деятельного исполнения заповеди Спасителя о любви подлинной любви во Христе, а не жизни по страстям мира и эмоциям, основанным на грехе и самоугождении. Иерарх сердечно поздравил главу российского дипломатического представительства на Филиппинах с тезоименитством, поскольку в этот день Церковью сугубо праздновалась память святого благоверного князя Игоря Черниговского. На память о совместной молитве архиепископ Сергий передал возрождающемуся Иверскому приходу икону святителя и чудотворца Николая, Мир Ликийских чудотворца.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4944547...

ГЕОРГИЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в 4 верстах от уездного города Козельца, на берегу реки Остры; состоит под управлением игумена. Основан в 1654 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Великомученика Георгия, нынешнее здание коей воздвигнуто по указу императрицы Елисаветы Петровны в 1744 году; 2) Преображения Господня, построена в 1811 году. РЫХЛОВСКИЙ ПУСТЫННО-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Сосниц, состоит под управлением игумена. На этом месте, в 1620 году, обретена на дереве, в лесу икона Николая Чудотворца, которая и находилась тут, в устроенной тогда ж часовне, несколько времени. Окрестные жители, притекавшие к иконе с верою, получали исцеления. К разным чудотворениям прибавилось облегчение от болезни Гетмана Скоропадского: он, в благодарность, устроил здесь на свой счет небольшую деревянную церковь , вмещавшую в стенах своих и пень того дерева, на котором явилась икона. При этой церки поселились три монаха: Евстафий, Елисей и Илия, и ископали для себя в горе пещеру. Наконец, когда число отшельников увеличилось, гетман Богдан Хмельницкий и брат его Василий основали, 1666, в некотором отдалении от первобытной церкви обитель, состоявшую из деревянных строений; а каменные сооружены уже в 1743 году, помощью усердствующих Федора Каченовского и Петра Чижевского. В 1845 году монастырь сгорел – и строения возобновлены вскоре теми же Каченовским и Чижевским. Ныне здесь четыре церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, построенная в 1743 году; в ней находится и означенная явленная икона; 2) Феодора Стратилата, теплая; 3) Иоанна Крестителя над св. вратами; 4) вне монастыря, на месте явления иконы, во имя Николая Чудотворца. ВВЕДЕНСКИЙ, женский, 2 класса, близ уездного города Нежина, на берегу реки Остры. Основан женою полковника Стародубского полка, но когда именно, неизвестно. Здесь две церкви: 1) Соб. Введения Божией Матери, 2) Пророка Илии. МАКСАКОВСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, женский, Единоверческий, 2 класса, близ уездного города Борзны, в местечке Максакове. О времени основания сей обители неизвестно. Сначала она была мужскою – и в это время был здесь, с 1681 года, игуменом св. Димитрий (что потом митрополит Ростовский); а в 1775 году имел тут пребывание Константинопольский Патриарх Серафим, прибегнувший к покровительству России от притеснений Турецкого Султана, и получавший на содержание свое от казны по 2000 руб. в месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

«Дверь, – замечает А. Ф. Кони, – после многих испытаний нашлась в среде придворного духовенства, – и в Архангельском соборе Московского Кремля о. Валентин мог продолжать дело своей жизни. Однако пережитое оставило на нем след, его силы надломились...» 63 Тем не менее, праведный пастырь, несомненно, видел во всем промысл Божий и пресекал ропот и осуждение духовных властей, возникавшие в пасомых: «Когда батюшку из церкви “Нечаянной Радости” переводили в Архангельский собор, муж Марии Петровны, Василий Филиппович, был этим очень недоволен и все сетовал на митр. Леонтия, что такое перемещение сделалось по его распоряжению. Батюшка, благословляя его во время вечерни, произнес: “Напрасно ты обижаешься на митрополита Леонтия; совсем он не виноват в этом”. Потом Марии Петровне сказал: “Скажи мужу, чтобы он не бранил митр. Леонтия, митрополит тут не причем”» 64 . И всем духовным чадам батюшка говорил: «Не скорбите: я буду настоятелем, будете приходить ко мне, как и прежде». В величавом и строгом соборе все было иначе, чем в небольшой церкви «Нечаянной Радости». Старинные темные иконы, тонущие во мраке скудно освещенного храма, многочисленные гробницы Царей и князей, обилие посетителей-иностранцев, приходящих осматривать исторические достопримечательности – все это вносило какую-то холодность и официальность. В целом собор находился в запустении, не имел постоянного прихода, богослужение совершалось небрежно. Находившиеся в соборе великие святыни: чудотворный образ Матери Божией «Благодатное Небо», мощи св. страстотерпца царевича Димитрия, мучеников блгв. князя Михаила Черниговского и боярина Феодора, и еще не прославленного в то время благоверного князя Димитрия Донского – тоже были позабыты и не были почитаемы. «Небрежность, невнимательность церковнослужителей собора к своим обязанностям так глубоко укоренилась здесь, что требовались большие усилия для приведения всего в подобающее состояние. Монотонная служба, лишенная благоговения и усердия, небрежность причта – все это делало собор не храмом молитвы и умиления, а местом посещения туристов» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Ежегодно в этот день – день памяти святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси – десятки архиереев, сотни священников и тысячи верующих собираются на богослужение в Киево-Печерскую Лавру, чтобы засвидетельствовать свое единство во Христе, верность святому православию и поздравить с днем Ангела Предстоятеля Украинской Православной Церкви – Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Первым деянием новоизбранного в 1992-м году Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Владимира стало обретение мощей и прославление своего предшественника по киевской кафедре – первого новомученика 20-го столетия, священномученика – Владимира Богоявленского, митрополита Киевского и Галицкого, расстрелянного большевиками в 1918-м году. С тех пор и до сего дня Священным Синодом Украинской Православной Церкви было прославлено в лики святых 260 подвижников благочестия, среди которых – святители Петр Могила и Лука (Войно-Ясенецкий), Филарет (Гумилевский) и Иннокентий (Борисов), преподобные Лаврентий Черниговский и Амфилохий Почаевский, Иоанн Святогорский и Иона Киевский, преподобные Анастасия Киевская и Елена Флоровская; восстановлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, установлены Соборы местных святых и новомучеников 20-го столетия. Свидетельством благодатного обновления духовной жизни нашего народа можно считать многочисленные явления милости Божьей и чудотворных икон Спасителя и Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Неисчерпаемым источником благодати и духовного утешения стали новоявленные иконы, среди которых явленная в Киеве икона Божией Матери «Призри на смирение», «плачущая» Боянская икона Богородицы на Буковине, Святогорская икона Пречистой Девы на Донбассе и многие другие. Прошедшие два десятилетия, безусловно, войдут в историю как десятилетия восстановления из руин тысяч храмов и монастырей. За эти годы были восстановлены величайшие святыни нашей Церкви и нашего народа, среди которых Успенский собор Киево-Печерской Лавры, взорванный в годы Великой Отечественной войны. Преобразилась и вся Лавра, постепенно восстанавливающая храмы и корпуса. Сегодня это место паломничества миллионов православных христиан со всего мира, а также цветущий сад прямо посреди многомиллионного мегаполиса.

http://pravmir.ru/dvadcatiletie-predstoy...

За Патриаршим богослужении молились председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов, игумении, насельники и насельницы московских и ставропигиальных монастырей, прихожане московских храмов, паломники. Среди молившихся за Литургией были прибывшие в Москву дети из пострадавших семей Донецкой Народной Республики, а также из освобожденных районов Харьковской области и Луганской Народной Республики.  Богослужебные песнопения исполнил хор храма Черниговской иконы Божией Матери с. Санино Владимирской области (регент И.И. Капреллянц).  Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» , «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения, составленные к празднику Крещения Руси: «Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш, Господи, о Твоих благодаяниих, яже излиял еси на землю Русскую от Крещения ея и до ныне, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу, приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед люди Твоя и всегда, яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, услыши и помилуй.  Еще молимся Тебе, Господи Вседержителю, о еже призрети и утвердити виноград сей, егоже насади и сохрани от всех навет вражиих десница Твоя, и во предняя лета даровати наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Русь Святая, юже избрал еси в жилище Себе, да славится в ней Трисвятое Имя Твое, рцем вси, Господи, скоро услыши н милостивно помилуй.  Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся Спасителю наш, милостивно услыши и скоро помилуй».  Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву: «Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку Земли Русския, князя Владимира, к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве нашея украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим  за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне.

http://patriarchia.ru/db/text/5946779.ht...

И в городском, и в сельском приходе священник должен в первую очередь найти контакт с местными жителями, резюмирует протоиерей Александр Белый-Кругляков, благочинный Усть-Илимского округа Братской и Усть-Илимской епархии, настоятель собора Всех святых земли Российской в Усть-Илимске и церкви преподобного Александра Свирского в поселке Седаново. «А для этого он должен быть прежде всего добрым и отзывчивым человеком, способным выслушать, поговорить, не обязательно на христианские темы, — продолжает он. — С человеком можно поговорить обо всем, что того интересует: о его тракторе, о его огороде, поле, о его детях, путевых или непутевых. И когда священник установит контакт с людьми, когда люди поймут, что с этим человеком можно просто поговорить, тогда уже можно начинать свою проповедническую деятельность». Бережно относиться к приходским традициям Если священника поставили настоятелем на уже сложившийся приход, у него может ­возникнуть ощущение, что все и везде нужно срочно поменять — и в богослужении, и в приходской жизни, и в том, как распределены послушания между прихожанами. Но именно этого делать нельзя ни в коем случае, по крайней мере в первые несколько лет настоятельства, единогласно свидетельствуют все опытные пастыри. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал: первый год молодой настоятель не должен ничего менять на приходе. Причем этот период надо понимать не буквально, а как достаточно протяженное время, обращает внимание председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , настоятель московского храма мучеников Михаила и Феодора Черниговских (Черниговское подворье). «Если на приходе какие-то явные безобразия — тогда менять по минимуму, не считать, что ты, молодой и ревностный, лучше знаешь, как тут все устроить: например, канон читать на 12 или на 14, а партесное пение срочно заменить на знаменное», — говорит отец Максим. «Помню, еще когда я учился в  Московской духовной академии , один из наших профессоров протоиерей Александр Ветелев говорил: “Если вас, молодое священство, пошлют на приход, где уже был настоятель, — ничего не меняйте. Как есть — так пусть все и будет”», — рассказывал духовник Московской епархии прото­иерей Георгий Бреев († 29.04.2020). Этот совет пригодился ему самому, когда, возродив приход в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, в 1998 году отец Георгий был назначен настоятелем уже действовавшего к тому моменту храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Мягкие и осторожные действия помогли ему быстро завоевать любовь и уважение прихожан.

http://e-vestnik.ru/analytics/molodoy_na...

И в городском, и в сельском приходе священник должен в первую очередь найти контакт с местными жителями, резюмирует протоиерей Александр Белый-Кругляков, благочинный Усть-Илимского округа Братской и Усть-Илимской епархии , настоятель собора Всех святых земли Российской в Усть-Илимске и церкви преподобного Александра Свирского в поселке Седаново. «А для этого он должен быть прежде всего добрым и отзывчивым человеком, способным выслушать, поговорить, не обязательно на христианские темы, — продолжает он. — С человеком можно поговорить обо всем, что того интересует: о его тракторе, о его огороде, поле, о его детях, путевых или непутевых. И когда священник установит контакт с людьми, когда люди поймут, что с этим человеком можно просто поговорить, тогда уже можно начинать свою проповедническую деятельность». Бережно относиться к приходским традициям Если священника поставили настоятелем на уже сложившийся приход, у него может ­возникнуть ощущение, что все и везде нужно срочно поменять — и в богослужении, и в приходской жизни, и в том, как распределены послушания между прихожанами. Но именно этого делать нельзя ни в коем случае, по крайней мере в первые несколько лет настоятельства, единогласно свидетельствуют все опытные пастыри. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал: первый год молодой настоятель не должен ничего менять на приходе. Причем этот период надо понимать не буквально, а как достаточно протяженное время, обращает внимание председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , настоятель московского храма мучеников Михаила и Феодора Черниговских (Черниговское подворье). «Если на приходе какие-то явные безобразия — тогда менять по минимуму, не считать, что ты, молодой и ревностный, лучше знаешь, как тут все устроить: например, канон читать на 12 или на 14, а партесное пение срочно заменить на знаменное», — говорит отец Максим. «Помню, еще когда я учился в Московской духовной академии , один из наших профессоров протоиерей Александр Ветелев говорил: " Если вас, молодое священство, пошлют на приход, где уже был настоятель, — ничего не меняйте. Как есть — так пусть все и будет " », — рассказывал духовник Московской епархии прото­иерей Георгий Бреев ( † 29.04.2020 ). Этот совет пригодился ему самому, когда, возродив приход в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, в 1998 году отец Георгий был назначен настоятелем уже действовавшего к тому моменту храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Мягкие и осторожные действия помогли ему быстро завоевать любовь и уважение прихожан.

http://patriarchia.ru/db/text/6117571.ht...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» С северо-восточной стороны монастыря находится надвратная 36 метровая восьмигранная в основании колокольня. Эта монастырская колокольня одна из старых колоколен Надднепрянской Украины, что дошла до нашего времени. Её оригинальность заключается в том, что строилась она в два этапа: нижний ярус выстроен в 1670-1675 годах, как оборонная надвратная башня, над которым позднее был надстроен верхний ярус, предназначенный для размещения колоколов. Существуют данные, опираясь на которые мы можем предположить, что колокольня имелась в Елецкой обители даже раньше сохранившейся до наших дней, по крайней мере с XV века. Однако ко времени первого описания монастыря, составленного о. Иоанникием (Голятовским), старая колокольня к тому времени не сохранилась. В своей " Скарбнице " он сообщает, что в монастыре " трапеза и звонница од реки Десны была " . Следовательно, она находилась где-то на краю Болдиной горы. Голятовским же упоминается интересный случай, связанный с великим колоколом, висевшим на двух столбах в монастыре. Во время захвата и разграбления Чернигова отрядом киевского полковника Самуила Горностая, превратившего город в груду дымящих развалин, бравые захватчики, разграбив город, также захотели увезти с собой приглянувшийся главный монастырский колокол, но им это не удалось. Не смогли они его даже с места сдвинуть. Колокол этот " взяти мнозству людей не дался, из мисца не могли жадною мирою того звона порушити " . К сожалению, ко времени настоятельства о. Иоанникия этого колокола уже не было в Елецком монастыре. Монастырь со всех сторон был окружён естественными преградами - глубокими оврагами и крутым склоном со стороны Лесковицы. Единственный доступ к монастырю существовал только с северо-восточной стороны. Ворота колокольни, именуемые прежде святыми, выходят непосредственно на Елецкую улицу, которая соединяет монастырь с " Детинцем " . До революции эти ворота были расписаны: в верхней части находилось изображение иконы Елецкой Божией Матери, а под ней на створках ворот были запечатлены два святителя, некогда подвизавшиеся в стенах Елецкой обители - Феодосий, архиепископ Черниговский, и Димитрий, митрополит Ростовский. Во втором и третьем этажах колокольни хранился архив Черниговской духовной консистории. На нижнем ярусе имеется небольшое тёмное помещение, служившее когда-то монастырской тюрьмой. Что касается звонницы, то она формировалась в основном в XVIII-XIX веках. В 1786 году архимандритом Иерофеем Малицким из доходов монастыря был отлит колокол в 160 пудов. Со временем коллекцию колоколов пополнили разные по весу и звону другие колокола. Все колокола представляли значительную историко-культурную ценность. Однако все они были сброшены с колокольни и разбиты в конце 1920-х годов, при закрытии монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01653

Им задан урок. Не вразумились. «Найдя икону Богоматери с предвечным Младенцем на руках в доме, где стояли Русские купцы, они стали ругаться над иконою; потом, взяв ее со стены, бросили в огонь, где варилось пиво... Пламень внезапно, быстрее стрелы, бросился вверх, и верх здания запылал». Начался страшный пожар в Нарве. Русские, воспользовавшись пожаром, завладели городом. «Такова награда хулителям Божественного, тем, которые образ Христа, изображенного по плоти, и образ Матери Его равняют болванам богов языческих! Такова награда иконоборцам». Так пишет современник событий, князь Курбский. Нельзя было не содрогнуться при такой каре Божией. Надобно было подумать о себе ученикам новых учителей, тем более, что икона Богоматери и другая святителя Николая, которую также бросили в огонь лютеране, найдены на пожарище целыми. Блаженный Корнилий и Юрьевский архимандрит, по распоряжению митрополита и царя, освятили Нарву и Иван-город торжественным крестным ходом с чудодейственными иконами и затем доставили эти иконы в Москву 316 . Вслед за Нарвою взяты были замки Нейгауз, Киремпе и потом Дерпт 317 . Для бедных Эстов, пострадавших и теперь и прежде от войны, блаженный Корнилий щедрою рукою раздавал пособия всякого рода. Он принял на себя построить православный храм в Нейгаузе, тогда как в Нарве и других местах строило храмы правительство. Благотворительность блажен. Корнилия, его кроткие наставления, его бескорыстие и чистая жизнь произвели то, что в приходе Нейгауза все Эсты, а в приходах Рауге, Пельве и Гериеля многие обратились к св. православию, как к благочестию бескорыстному и искреннему 318 . Да, не трудно понять учение Апостола: «надобно быть исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя» ( Иак.1:22 ). Что пользы, если и кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет ( Иак.1:14 )? Там, где хотят питать и развивать один разум, где с презрением отвергают способы образования воли, – там невозможно живое, вседушевное благочестие, там только обманывают самих себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010