До 1762 Успенский Иосифов монастырь был одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Ему принадлежали многие села, деревни и пустоши. После секуляризации церковных владений в составе земельной собственности Иосифова монастыря числилось 210 десятин 1301 сажень в Волоколамском и Клинском уездах, а также земля под подворьями в Москве на Ильинской улице и Большой Дмитровке. В 1913 монастырь приобрел дополнительно 240 десятин лесной и луговой земли. В Успенском Иосифове монастыре по приглашению преподобного Иосифа работал иконописец Дионисий с сыновьями; в древних монастырских описях упоминались иконы Андрея Рублева. Большую известность в окрестностях Волоколамска имел крестный ход, совершаемый в 6-е воскресение по Пасхе из Волоколамска в Иосифов монастырь с чудотворной иконой святителя Николая на сретение с древним образом преподобного Иосифа (в память чудесного избавления Волоколамской земли от чумы в 1771 молитвами Иосифа Волоцкого). Монастырь обладал замечательной ризницей, библиотекой с древними рукописями, ценным поместно-вотчинным архивом 15-19 вв. Собрание документов монастырского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (ф.1192). По штату в монастыре состояли: архимандрит, 18 монахов, 32 послушника. В 1920-22 монастырь был закрыт и преобразован в музей (Музейный отдел МОНО Главнауки), затем на его территории располагался детский дом. Передан Русской православной церкви в 1990, в обители возобновлен мужской монастырь, ведутся реставрационные работы, организован церковный музей Библии. Наместником обители до конца своих дней состоял известный православный богослов и церковный археолог архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Из святынь монастыря были особенно примечательны: Владимирская икона Божией Матери в местном ярусе главного иконостаса собора; Смоленская Одигитрия (моленный образ преподобного Иосифа Волоцкого) в нижнем Иосифовском храме; икона Черниговской Божией Матери в приделе Рождества Богородицы; напрестольные кресты с мощами второй половины 17 в.; драгоценная плащаница 1558, пожертвованная удельным князем Владимиром Андреевичем Старицким и его матерью княгиней Ефросиньей.

http://sobory.ru/article/?object=00394

Игумения Варвара заботилась об обустройстве и благолепии храма. Она сама собирала пожертвования и приобретала церковную утварь. Из Нижнего Новгорода игумения привезла старинную икону (1782 г.) на кипарисовой доске с серебряным золоченым крестом, в который вделаны 32 частицы святых мощей угодников Божиих. По ходатайству настоятельницы Варвары монастырю были пожертвованы иконы Черниговской Божией Матери и Святого великомученика, целителя Пантелеймона, писанные на Святой Горе Афон. А чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, благодаря стараниям петербургского золотых дел мастера Андреева, оделась серебряной позолоченной ризой, отделанной бриллиантами и жемчугом. В 1893 году обитель получила в дар святую плащаницу, вышитую золотом по бархату, два больших киота, богато украшенное старинное Евангелие. 15 августа 1893 года на праздник Успения Божией Матери поздно ночью прибыл архипастырь монастыря архиепископ Рижский и Митавский Арсений. В торжественной проповеди владыка сказал: «Когда мы приближались к вашей обители, увидели освещенные храмы и услышали звон колоколов, то остановились, чтобы насладиться гармоничным гласом кампанов ваших, раздающихся на далекое пространство среди ночной тишины, и чудным видом иллюминированного и освещенного лунным светом монастыря. Невольно при этом пришло на мысль недавнее прошлое сей горы: давно ли было то время, когда на этом самом месте, именуемом от лет древних Святой горой, была дикая пустыня, по которой с шумом проносились одни только буйные ветры, пролетали хищные птицы и пробегали дикие звери. А теперь здесь высятся святые храмы Божии, и в церквах слышатся гимны Богу во псалмах и песнях духовных, и обитает в монастырских келиях целый сонм людей Божиих. Поистине теперь эта гора – гора Божия, место святое!» В 1894 году на сорок втором году жизни скоропостижно скончался князь Сергей Владимирович Шаховской – один из покровителей и благодетелей Пюхтицкой обители. В память о нем вдова поставила на горе, рядом с княжеским домом, храм во имя Сергия Радонежского с усыпальницей князя, где спустя много лет и сама нашла последний приют.

http://sobory.ru/article/?object=00142

Небольшой шатровой храм с четырьмя главками на углах больше напоминает часовню. Он выдержан в русском стиле XVII века и стоит на высоком стилобате, под которым вначале хотели устроить склеп. К арочному крыльцу-порталу ведет крутая гранитная лестница. Над входом, во фронтоне, помещено терракотовое тондо с изображением Христа. На боковых фасадах — по одному огромному двойному окну. Апсида прорезана тремя полуциркульными окнами. Фасад облицован светло-желтым кирпичом, карниз и наличники сделаны из местного песчаника. Стены украшены крестами, выложенными из кирпича. Центральная и боковые главки увенчаны ажурными крестами с цепями и окрашены в голубой цвет. «Это — развитие типа надгробного памятника пирамидальной формы», — писал один из присутствовавших на освящении виде характере храма. Храм не имеет колокольни — звонница с пятью колоколами, отлитыми на гатчинском заводе В. Лаврова, находится над воротами кладбищенской ограды. На главном колоколе имелись строфы из стихотворения К. Р. (вел. кн. Константина Романова): «И ласково, и нежно с далекой Родины гудят колокола». Колокола настроил известный знаток прот. Аристарх Израилев. В Первую мировую войну эти колокола сняли и только после 1945 на звоннице появились новые. «Внутренность храма украшена живописью и орнаментовкой, весьма изящной и придающей всему храму, и без того светлому, особенно радостный и торжественный характер». В полуциркульных простенках были помещены изображения: свв. Александра Невского, Владимира и Кирилла, написанные маслом на цинке. Афонские старцы Парфений и Детасий прислали в дар новой церкви две иконы Божией Матери: Скоропослушницы и «Достойно есть» (стоят в киотах, у солеи); митрополит Московский Сергий благословил образом прп. Сергия Радонежского, епископ Воронежский Анастасий — Черниговской Божией Матери. Киоты, две кованые хоругви, светильники и вырезанный в русском стиле, золоченный одноярусный иконостас подарил статский советник Александр Григорьевич Елисеев из Петербурга, богач, известный своей благотворительностью. На храм он с женой внес 10 тыс. марок. На средства астраханского городского головы М. П. Часовникова четыре образа в иконостасе написал на золотом фоне петербургский живописец И. П. Распопин, хотя первоначально их думали поручить «лучшим русским художникам». Жертвенник и престол сделал из каррарского мрамора придворный немецкий скульптор Пауль Раше. Окна украшали витражи (сохранились лишь в алтаре). В интерьере повесили медное паникадило.

http://sobory.ru/article/?object=24489

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда. Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

http://pravenc.ru/text/154005.html

Чтобы ты знал, любознательный читатель, как живет отец Исидор, соберемся-ко вместе к нему. Мы вышли из Обители Преподобного Сергия Радонежского, прошли Посад и затем пересекли поле, что около скитских прудов. Затем, перейдя мостик, Боголюбивую Киновию и лес, мы оказались меж скитов – Гефсиманского и Черниговского. Только, прежде нежели направиться к Старцу, не позабудем помолиться в подземном храме Черниговской Божией Матери, чудотворной святыне здешних мест. Ведь Старец так любит Ее, что наверняка спросит нас, были ли мы у Нее, как спрашивает об этом решительно всякого своего гостя. Ну, а теперь пойдем без смущения в Гефсиманский Скит. Подымаемся по деревянной лестнице, проходим кладбищем. Вон, виднеется и домик о. Исидора. Домик, в котором дважды (т. е. до и после Параклита 3 , о чем, читатель, смотри ниже) жил о. Исидор, в котором он и умер, расположен в правом углу (если считать от главного входа) Скита, у самой стены. Ранее этот домик принадлежал афонскому старцу Самуилу, в иеромонахах Иоанникию, а после Иоанникия – о. Авраамию, до того пробывшему много лет под землею, в так называемых «пещерах», примыкающих к подземной церкви Черниговской Божией Матери. Домик о. Исидора – маленькая бревенчатая избушечка, состоящая из келлийки, в которой с большим трудом усаживались вплотную четыре-пять человек, да и то на маленьких скамеечках, «прихожки» (как называл ее о. Исидор), в которой едва-едва усаживались двое, и сеничек; кроме того, к прихожке примыкала клеть (в ней о. Исидор ставил самовар). И сенички, и клеть были невелики: самовар занимал всю клеть, а в сенях едва могли разойтись двое, и не толстых. Последние два года жизни о. Исидора к его домику пристроили еще холодные сени, – такие незначительные, что едва ли в них могут стоять два человека. Но в этом игрушечном домике – много закоулков и уголков. Войдешь в него – и будто вспоминается-вспоминается, а все вспомниться не может, какой-то полузабытый, милый, любезный сердцу сон. Все – самое простое, нищенское; и все – особенное, теплое для взора, тихое. Вещи имеют свои глаза; и обстановка о. Исидора встречала взорами так радушно, провожала такими уветливыми взглядами. Как войдешь – прямо на тебя смотрят святые иконы. У каждой – своя история; каждая связана с каким-нибудь важным именем, но важным не здесь на земле, а в Царстве Небесном. Под иконами – поставец с иерусалимским перламутровым крестом, старым потрепанным Евангелием в кожаном – потертом и лоснящемся – переплете и лампадою на синей стеклянной стойке. Все стены келлии увешаны фотографическими карточками, – все людей связанных духовно с о. Исидором, – картинами, стихами, бумажками от леденцов. Все это – грошовое, но у о. Исидора ничто не бывает бесплодно. Все – символ горнего, все напоминает о высшем. Так и досточудный игумен горы Синайской, святой авва Иоанн Лествичник говорит, что Бого-любцам к радости и божественной любви и слезам свойственно возбуждаться и от мирских и от духовных песней, сластолюбцам же – наоборот 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В 1863г. при обители открыли школу иконописи. Здесь обучались рисованию сестры, имевшие к этому способности. Учителями рисования были Павло Давиденко (1863-1867г.г.), Цибульский (1868г.), Гаранович (из 1869г.), который учился в Петербургской академии художеств. Гаранович давал уроки бесплатно. Он нарисовал бесплатно четыре образа для часовни на вокзале (курско-нежинской железной дороги). Монастырь серез пять лет после основания школы иконописи начал принимать заказы для соседних церквей. Были написаны иконы для иконостаса Вознесенской церкви с.Басани, для Рождественско-Богородичной церкви в Монастырище, Елецкого монастыря в Чернигове. Одновременно с иконописной мастерской начала свое существование иконостасная. Здесь обучалось 15 послушниц. Руководил иконостасной мастерской мещанин Балабан, который был прекрасным мастером. В обители изготавливали и золотошвейные изделия. Среди них – заказы, по сведениям Филарета, для Елецкого монастыря в Чернигове и киевской Ильинской церкви (написана плащаница и встроена резная рама к ней). Нежинские мастерицы реставрировали ризницу Черниговского архиерейского дома, пошили новое архиерейское облачение для Елецкого монастыря. В 1864г. началось строительство монастырской кладбищенской церкви в память иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1869г. каменная церковь уже была готова. Потом здесь построили деревянные келии для сестер обители. В них они жили во время обработки монастырских огородов. О жизни монастыря перед революцией 1917г. описывает Александр Николаевич Лазаренко в своих воспоминаниях: «Нежинский женский монастырь был на Миллионной улице, где имел большую усадьбу с каменной оградой. В ограде была церковь и часовня. Монастырь имел хозяйство с конной мельницей и пекарней. Доходной частью монастыря была двухэтажная гостиница на углу Гоголевской площади. При гостинице и на вокзале были две работницы. Раз в неделю на вокзал ехала монастырская линейка, запряженная двумя лошадьми, на которой 10-12 монашек ездили на церковную службу.

http://sobory.ru/article/?object=08184

В разные времена со многих почитаемых икон делались списки (копии). Списков иконы " Призри на смирение " известно не много. Один список XVII века находится в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, а второй - в главном храме Киевского Свято-Введенского мужского монастыря. Предположительно, эта икона была написана в конце XIX века. Икона " Призри на смирение " XIX века была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. В то время при храме еще существовала община, которую возглавлял игумен Дамиан. Икона явилась в эту святую обитель, в которой едва затеплилась монашеская жизнь, и благословение в лице чудотворной иконы, пришедшей в нее Промыслом Божиим и освятившей храм, послужило знамением к возрождению обители и ее дальнейшему процветанию. Схимонахиня Феодора (в миру - Феодосия Дмитриевна Тоцкая) родилась в 1906 году в селе Хрещатое Черниговской губернии. С раннего детства она имела желание поступить в Киевский Введенский монастырь, где несла свое послушание ее родная тетя монахиня Фотиния. В возрасте 12 лет девочка пришла в обитель и поступила послушницей с именем Феодосия. Обладая хорошим слухом, несла послушание регента, управляла хором, во многом помогала игумений Елевферии, которая заботилась об обучении и воспитании девочки. С ранних лет Феодосия пользовалась уважением сестер. Со временем она приняла монашеский постриг с именем Феофания. В 1920-е священником Введенского женского монастыря был отец Борис Квасницкий, который вместе со своей семьей проживал при обители. Этому священнику и принадлежала икона " Призри на смирение " . В 1930-е, уже после закрытия монастыря, отец Борис был репрессирован. Незадолго до ареста, как бы предвидя свою трагическую судьбу, он обратился к монахине Феофании с просьбой позаботиться о его семье и сохранить икону. Просил также вернуть эту икону сыну Михаилу при благоприятных обстоятельствах. Выполняя наказ своего духовного отца, матушка Феофания помогла отправить сына священника к родственникам в Москву, а икону бережно хранила у себя.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В храме сохранилась чудотворная икона " Балыкинская Богоматерь " , относящаяся, вероятно, к 17 в. Согласно рукописному преданию на рубеже 17-18 вв. икона находилась в Стародубе, в доме знатного товарища Стародубско-го полка Т. Дульского. Во время Северной войны, когда шведы находились в этих краях, икона начала источать слезы, в связи с чем Дульский дал обет отдать образ в какую-либо новосозданную церковь. Таким храмом оказалась церковь в Балыкине, однако Дульский медлил с передачей иконы. Лишь после того, как Богородица дважды являлась ему во сне, он 4 августа 1711 г. принес образ в храм. После этого в 1712 г. икона исцелила слепую девушку, в связи с чем и была объявлена чудотворной. На серебряной и вызолоченной ризе иконы существует надпись: " 1811 г. июня 24 д коштомъ графини Анны Ивановны Безбородковой переделана и вызолочена " . Прежняя риза была устроена в 1770 г. В.Г. Юркевичем, войсковым товарищем. Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997 Поставленный в центре села на холме, крепостном земляном городище, храм господствует в окружающем пейзаже. Он широко известен чудотворной Балыкинской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых на Брянщине. Храм во имя Святителя Николая в селе Балыкино чудом был сохранён во время гонений на веру в советское время. Церковь, как многие селяне считают, уберегла и спасла именно святая икона. Старожилы до сих пор сказывают о том, что тогдашний председатель местного колхоза собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он ушёл в партизаны и, став командиром партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела. По преданию, эта икона, выполненная " малороссийским письмом " , первоначально находилась в Стародубе, в доме пана Дульского. Икона Богоматери стала известна в 1709 году. Накануне Полтавской битвы мимо Стародуба, где в хозяйском доме хранился образ Богоматери, шли войска шведов. И некто пан Дульский обнаружил, что из глаз Богородицы полились слёзы. Это настолько испугало его, что он дал обет передать икону первому вновь построенному храму. Таковым оказался храм в селе Балыкино тогдашней Черниговской губернии. Но произошло это не сразу, а только в 1711 году. Пан медлил до тех пор, пока дважды не увидел во сне Богородицу, пригрозившую ему наказанием за неисполнение святого обета. Так эту икону признала сама Божия Матерь, а чудотворения не заставили долго ждать. Считается, что первое исцеление произошло с девицей Юлианией, страдавшей болезнью глаз. Вместе с этим и другими исцелениями ширилась и слава чудотворной иконы; с неё массово стали писать списки (копии).

http://sobory.ru/article/?object=12403

Еще один выставленный образ апостола Анд­рея Первозванного двумя с лишним десятками лет старше и происходит из Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. На обороте читаем надпись желтой масляной краской: «даръ въ день Ангела дорогому благодтелю/Батюшк Отцу Iωahhy/19 Октября 1895 года». Кто же этот «дорогой благодетель»? Указанная дата — день именин святого праведного Иоанна Кронштадтского, служившего, как известно, в посвященном апостолу Андреевском соборе островной крепости под Петербургом. «Пастырь духовно окормлял Казанский Вышневолоцкий монастырь, чтил хранившуюся там Андрониковскую икону Божией Матери, жертвовал в обитель личные средства», — добавляет Елена Тихомирова. Рядом с этой иконой экспонируется образ «Святитель Феодосий Черниговский», ­написанный в 1897 году П. И. Брусниковым. Он помещен тут не случайно. Заказчик иконы святителя Феодосия — Владимир Павлович Мордвинов — был лично знаком с праведным Иоанном Кронштадтским. Новые сведения об иконе были обнаружены при тщательном прочтении надписи на обороте: «Сию икону новоявленного чудотворца святителя Феодосия Угличскаго архиепископа Черниговскаго для церкви Успения Пресвятыя Богородицы в усадьбе Владимира Павловича Мордвинова в селе Ваулове Романово-Борисоглебскаго уезда Ярославской губернии, писал в Санкт-Петербурге в июне месяце 1897 года иконный изограф Платон Иванович Брусников». Упоминающийся здесь тайный советник Мордвинов († 1908) — дворянин, получи­вший блестящее образование и служивший в 1860-х годах обер-секретарем Священного Синода. Очень любивший паломничать, он известен как составитель подробных путеводителей для православных христиан по святыням Запада и Востока. Бездетный, как и обе его родные сестры, он серьезно заболел и решил пожертвовать свою усадьбу Иоанновскому женскому монастыр ю на Карповке, находившемуся под покровительством святого праведного Иоанна Кронштадтского. В начале ХХ столетия в Ваулове проживало около двух сотен насельниц обители, действовал кирпичный завод. И сам «всероссийский пастырь» неоднократно тут бывал и встречался с Мордвиновым. «Так в одной витрине встретились две иконы, принадлежавшие людям, хорошо знавшим друг друга. Разные по стилю, отличающиеся историей бытования, вместе с тем они неразрывно связаны одной эпохой и судьбой их владельцев», — заключает Тихомирова.

http://e-vestnik.ru/culture/lichnoe_blag...

Иоанникием, получила широкое распространение, но с исторической т. зр. малодостоверна. Первой исторически подтверждаемой Е. Ч. и. является образ, к-рый, по свидетельству архим. Иоанникия, в янв. 1676 г. был привезен на Богоявленскую ярмарку в Чернигов из Владимира братьями Никитой и Матфеем Федоровичами Козелами (по-видимому, черниговскими торговцами). Житель Чернигова Константин Константинович Мезопета купил образ и 11 янв. вложил в Успенский мон-рь. В «Скарбнице...» со слов «обывателей московских» сообщается, что иконография Богородицы с Младенцем на еловом дереве имела широкое распространение в московских землях (что не соответствует исторической действительности) и связывалась с утраченной черниговской святыней, якобы перенесенной «з Чернигова до Москвы под час войны». Для выяснения отдельных моментов истории иконы в том же 1676 г. архим. Иоанникий направил в Москву посольство, иером. Сильвестра (Хмелевича) и диак. Геннадия. Там кн. Никита Иванович Одоевский, ведший свой род от кн. Святослава Ярославича, рассказал им предание, дошедшее «от дедов и прадедов», указав на родовую древность иконы. Очевидно, что для архим. Иоанникия, создававшего «Скарбницу...» вскоре после воссоединения Украины с Россией (1654), важно было сделать акцент на том, что, хотя в Чернигове сам образ и сведения о нем были утрачены, Москва сохранила память о них для его современников и способствовала возвращению святыни. Всего в «Скарбнице...» приведено 32 чуда. Но только в первых 2 излагаются легендарная история обретения образа в XI в. и события 1676 г. В последующих главах об иконе не упоминается, а описанные чудеса произошли благодаря заступничеству Пресв. Богородицы. В 6-й и 7-й главах рассказывается о чудесах от настенного изображения Пресв. Богородицы, представленной в иконографическом типе «Великая Панагия» (ростовое «Знамение») в Успенском соборе. В 8-й гл. повествуется об обретении во время земляных работ близ монастырской трапезной небольшого круглого оловянного образка Пресв. Богородицы с Младенцем типа «Знамение».

http://pravenc.ru/text/189785.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010