В 1850 г. на втором этаже флигеля богодельни на средста Ф. М. Королькова была оборудована домовая церковь во имя Сергия Радонежского. В 1861 г. из-за карстовых явлений здание осело и треснуло, его пришлось перестраивать, храм заново освящен в 1863 г. На этот раз основным жертвователем выступил мещанин Иван Платонович Платонов. В 1890-1893 гг. казанская купчиха Юлия Петровна Годяева на средства, завещанные её дедом Федором Егоровичем Постниковым (1806-1881) выстроила новый корпус богадельни, большую часть которого заняла трехпрестольная церковь. Главный Сергиевский престол освящен в 1891 г., приделы в честь чудотворной иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и во имя мученика Феодора Черниговского (в честь Ф. Е. Постникова) - в 1893 г. Главный корпус богадельни, выходящий на улицу - трехэтажное здание в стиле классицизм - сохранился с 1848 г. почти без изменений. Корпус с церковью, построенный в 1891 г. двухэтажный с базиликальным третьим этажом, завершенным куполом - эклектика. В 1850-1897 гг. священником, позже, протоиереем храма был Гавриил Николаевич Спасский (1819-1909), выпускник Казанского духовного училища. В 1897-1918 гг. священником церкви был Антонин Иванович Четаев (1857-?), выпускник Казанской духовной семинарии. Храм закрыт в 1918 г., когда Ложкинская богадельня стала государственным домом престарелых. Из книги: Липаков Е.В., Афонина Е.В., Долгов Е.Б., Середа Г.И., Якимов И.В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)». — Казань: Издательство «Фест», 1998. В 1850 году В.М. Ложкин устроил при богадельне церковь во имя Сергия Радонежского, освященную в 1851 г. В начале церковь была приписана к Николо-Ляпуновской церкви. Иконы были написаны в мастерской Т. Т. Гагаева, кроме иконы Сергия, привезенной из Троице-Сергиевской Лавры. Стены расписал москвич П. Н. Шейстов. В новом здании, построенном в 1890 г. на средства Ю. П. Годяевой, и церковь тоже обрела новый вид. Храм стал трехпрестольным: главный – во имя Сергия Радонежского, приделы - иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» и св. мученика Феодора Черниговского. Главный иконостас – четырехъярусный, придельные - трехъярусные. Иконостасы были сделаны из дуба в мастерской Тюфилина, а иконы для них были написаны палешаниным Сафоновым.

http://sobory.ru/article/?object=23496

Храм Рождества Христова, ул. Оболонская Набережная, 5. Храм Рождества Христова, ул. Щусева, ЗЗа. Храм св. Лазаря Четверодневного (Совское кладбище), ул. Колосковая, 6. Храм свмч. Космы и Дамиана (Диагностический центр КНП «КМКБ ул. Юрия Кондратюка, 8а. Храм св. Царственных страстотерпцев (в Киевской городской детской клинической больницы ул. Богатырская, З0. Храм свт. Димитрия Ростовского, ул. Щекавицкая, 6. Церковь святых Константина и Елены, ул. Щекавицкая, 6/8. Храм свт. Луки Крымского, прп. Агапита Печерского (в парке им. Багряного), проспект Победы, 40б (проспект Победы, 38). Храм свт. Николая Чудотворца (Приемник-распределитель для детей НП Украины в г. Киеве), переулок Бондарский, 14. Храм свт. Николая Чудотворца на водах, ул. Набережно-Крещатицкая, 8. Храм свт. Николая Чудотворца, ул. Юрковская, З. Церковь в честь иконы Божией Матери, ул. Щусева, 12а. Храм свт. Петра Могилы, улица Академика Грекова, 20а. Храм свт. Феодосия Черниговского, переулок Кияновский, 6/10. Храм Святителя Луки, Архиепископа Крымского, ул. Кловский спуск, 13А, (на территории Украинского научно-практического центра эндокринной хирургии, трансплантации эндокринных органов и тканей МОЗ Украины). Храм Святого Апостола и Евангелиста Марка, ул. Оноре де Бальзака, 2а. Храм святого мученика Трифона, ул. Сержа Лифаря. Храм святой блаженной Ксении Петербургской (Святошинское кладбище), ул. Кольцевая дорога 14а. Храм Святой великомученицы Варвары, ул. Загоровская, 1а. Собор Воскресения Христова, ул. Железнодорожное шоссе, 3. Храм Свято-Покровский (Приорка), переулок Мостицкий, 2а. Храм Преображения Христова, ул. Автозаводская, 68. Храм Преображения Господня, ул. Юрия Ильенко, 81. Храм Преподобного Сергея Радонежского Чудотворца, ул. Вышгородская, 47г. Храм пророка Илии, ул. Почайнинская, 2. Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (родильный дом просп. Владимира Ивасюка, 16. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Бабий Яр), переулок Герцена. Храм иконы Божией Матери «Боголюбская», ул. Дегтяревская, 23.

http://radonezh.ru/2023/09/16/spzh-v-kie...

24 марта 1812 г. И. был хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. При вступлении на кафедру он особое внимание обратил на нравственное состояние и уклад жизни духовенства, применял к клирикам как строгие наказания, так и средства увещевания, часто прибегал к штрафам, выделив часть из них на обеспечение вдов и сирот. Стремясь повысить уровень образования среди духовных лиц, И. первый в Тамбове ввел обязательное обучение для всех детей духовного сословия, открыл Темниковское (1814), Елатомское (1815), Шацкое, Тамбовское, Липецкое, Лебедянское ДУ. По благословению И. воспитанник Шацкого училища Дмитрий Конобеевский переменил фамилию на Гумилевский (впосл. архиеп. Черниговский Филарет (Гумилевский) ). Во время Отечественной войны 1812 г. И. активно проповедовал и поддерживал создание народного ополчения. Так, 25 июля 1812 г. на заседании Тамбовского Дворянского собрания рассматривался вопрос о создании ополчения, И. в полном архиерейском облачении вошел в зал и обратился к дворянству и купечеству с краткой речью, призвав «ополчиться единодушно и сокрушить скрежещущего врага». И. первым в открытой для пожертвований книге «подписал» 3 тыс. р. на создание ополчения. Этот поступок епископа, по словам очевидца, «побудил все состояния к похвальному соревнованию» (РГИА. Ф. 797. Оп. 1. Д. 4419. Л. 33). В день Бородинской битвы, 8 сент. 1812 г., И. вместе с еп. Дмитровским Августином (Виноградским) молился в Успенском соборе Московского Кремля, а затем совершил крестный ход вокруг Китай-города с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. В 1813 г. одним из первых Тамбовских архиереев И. осуществил длительную поездку с целью обозрения епархии. 3-5 сент. 1817 г. встречал в Тамбове вел. кн. Михаила Павловича, подарил ему список Казанской иконы Божией Матери. 29 мая 1816 г. И. вместе с проживавшим в Тамбове католикосом-патриархом Вост. Грузии Антонием II (Багратиони) (1788-1811) присутствовал при закладке каменного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в тамбовском в честь Вознесения Господня женском монастыре. 5 сент. 1820 г. И. освятил основной, Всехскорбященский алтарь церкви, 6 и 7 сент.- боковые приделы, во имя прор. Илии и прп. Алексия, человека Божия. Строительство монастырского храма осуществлялось на средства архиерея. Трудами И. были возведены загородный архиерейский дом, колокольня при Преображенском храме, а также каменные церкви на Успенском и Воздвиженском кладбищах. В сент. 1832 г., будучи уже экзархом Грузинского Экзархата, И. посещал Тамбов, общался с помнившими его клириками и монахинями. По благословению И. был возведен Знаменский храм, положивший начало Сухотинскому в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырю . В 1820 г. И. был командирован обозревать Казанскую епархию, во время его отсутствия Тамбовской епархией управлял архиеп. Рязанский Сергий (Крылов-Платонов).

http://pravenc.ru/text/578300.html

Для епископа Питирима в Тамбовской епархии открылось широкое поле деятельности. Ему первому пришлось заняться благоустройством новой епархии, так как предшественник его находился на Тамбовской епархии всего один год и не успел для нее ничего сделать. По приезде в Тамбов преосвященный Питирим все свое внимание направил на религиозно-нравственное воспитание своей паствы. Основными мероприятиями для достижения этой цели было строительство, восстановление и благоустройство храмов, подготовка достойного священства, благоустройство монашеской жизни и строительство монастырей. За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми. Это количество храмов хотя и невелико было по сравнению с количеством церквей в других епархиях, но оно служило доказательством того, что христианство в крае стало преобладающим. Причем в связи с бедностью епархии средства на строительство церквей епископ Питирим приобретал только за счет благотворителей и своих собственных. Наиболее выдающимся событием было строительство нового каменного кафедрального собора, который, однако, не был закончен при жизни епископа Питирима. Особую пастырскую заботу проявил святитель Питирим к монастырям. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1690), игуменией которой стала сестра святителя Питирима Екатерина, и мужская Трегуляевская (Тригуляевская) во имя Крестителя Господня Иоанна (1688) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила в связи с тем. что святитель Питирим любил уединение и при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1686 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места, которое и благословили они для основания обители. Во вновь построенной обители святитель имел свою келию. Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, и икона святителя Николая прославилась чудотворениями. Девпетерувская (Питиримовская) икона Божией Матери была родительским благословением святителю, с ней он не расставался до конца жизни и завещал ее перед кончиной кафедральному собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Колокольня Гефсиманского Черниговского скита. 1895–1900 гг. Фотография. 2012 г. Колокольня Гефсиманского Черниговского скита. 1895–1900 гг. Фотография. 2012 г. В связи с тем что все сооружения благодаря тщательному надзору и разумным указаниям Л. «устроены в лучшем виде прочно и сравнительно недорого», в 1896 г. он был представлен Духовным собором лавры к присвоению звания потомственного почетного гражданина. Строительная деятельность Л. в значительной степени сформировала облик лаврской округи и Сергиевского посада, в застройке которого видное место занял русский «кирпичный стиль». В Сергиевском посаде Л. возвел каменные торговые ряды (1902-1903), завершенные башенками с шатрами, которые оформили с востока Красногорскую пл., 2-этажную кузницу для Конного двора (1895-1896), со скромным декором, напоминающим странноприимный дом лавры, и 2 нетипичных по своей архитектуре для Л. 4-этажных доходных дома на Переславской ул., по заказу лавры в стилистике модерна и неоклассицизма (1911-1916). На территории лавры Л. построил книжную палатку близ св. ворот (1895). В кон. XIX в. один из критиков назвал ее «неуместным придатком» к воротам монастыря, однако к достоинствам архитектурного метода Л. на примере этой постройки можно отнести тактичную работу с уже сформировавшейся средой - умелое сочетание малых и больших объемов (Успенский собор и надкладезная часовня, трапезная и Михеевская ц., колокольня и ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери) ( Холодкова. 2011). На территории лавры Л. также возвел новую ограду вокруг кладбища при Смоленской ц. (1898) и надстроил 3-й этаж над Варваринским корпусом (1906-1907). Л. много работал на подведомственных Троице-Сергиевой лавре территориях. В 1893 г. построил гостиницу и, возможно, ограду (ок. 1900) Спасо-Вифанского мон-ря. При устройстве нового отд-ния Гефсиманского в честь Черниговской иконы Божией Матери скита Л. выстроил кирпичную ограду с 8-гранными шатровыми башнями (1894-1895), в 1897-1898 гг.- ограду, а также ворота и колокольню (утрачены) старой части.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

Елецкой Черниговской иконы в черниговском Успенском монастыре. «Скарбница...» сообщает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится». В период сбора сведений о черниговской иконе архим. Иоанникию докладывали о том, что «в Москве… в России Великой образы такие продают». В 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы привезли из Владимира-на-Клязьме в Чернигов на ярмарку перед Богоявлением образ, известный как Елецкий, житель Чернигова Константин Мезопета купил эту икону и 11 янв. того же года подарил ее мон-рю. По перенесении из Талицы Е. и. находилась в елецком во имя Святой Троицы монастыре до пожара 1768 г. После перевода обители в Тамбовскую губ., в г. Лебедянь, образ, спасенный от пожара, был поставлен в соборной церкви Ельца. Иером. Геронтий, ссылаясь на указ Воронежской духовной консистории от 24 сент. 1775 г. 3015 об упразднении елецкого Троицкого мон-ря, сообщает, что «иконостас из ветхой Троицкой монастырской церкви велено было взять: часть в градскую соборную Вознесенскую, а другую - в Христорождественскую Елецкую церковь» ( Геронтий (Кургановский). 1894. С. 17). А. К. Воскресенский дополняет, что «главная святыня монастыря с того времени и поныне украшает собой соборную церковь» ( Воскресенский. 1911. С. 96). Сообщение Воскресенского не вполне корректно, т. к. при передаче «части иконостаса» речь шла не о совр. автору Вознесенском соборе, построенном в 1845-1889 гг., а о старой Вознесенской ц., возведенной в камне в 1746 г. и получившей статус соборной в 1772 г. Передача иконы в соборную на то время церковь Ельца представляется логичной. Однако уже в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. в связи со строительством нового Вознесенского собора храм XVIII в. разобрали, т. е. местонахождение иконы в период до окончания строительства нового собора (ок. 40 лет) неясно. Поскольку старый собор показан на плане Ельца 1849 г. без колокольни и трапезной, возможно, его храмовую часть окончательно разобрали после 1855 г., когда освятили престолы в трапезной нового собора, занявшего место колокольни и трапезной старой Вознесенской ц.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Храм однопрестольный. Он перекрыт сомкнутым сводом, над которым возвышается глухой деревянный барабан, обшитый железом. Стены украшены «готическими» арочками, нишами, пирамидками-пинаклями. Иконостас — «готический», со стрельчатыми нишами и образами в чеканных окладах. Рядом с церковью находится склеп князей Черкасских с беседкой-сенью (кровля не сохранилась) и мраморными надгробиями первой половины XIX в. Здесь были два рельефных изображения из белого мрамора (ныне — в Коломенском краеведческом музее). Отдельно стоящая колокольня покоится на четырех пилонах. Оба яруса обработаны также в «готическом» духе; звонница венчается шпилем. В доме напротив церкви какое-то время жила М.Цветаева. Под старковскими сводами молилась А.Ахматова: Никольская церковь воспета в ее стихах. В числе последних настоятелей храма были священник Василий Озерецковский (конец XIX в.) и Григорий Зачатейский (служил с 1911 г.). Из-за гонений 1930-х гг. отец Григорий уехал в Москву, где был арестован. Он погиб в ссылке. Церковь на некоторое время закрывалась, но благодаря самоотверженности верующих не была разграблена. Регулярное богослужение в ней восстановлено с 1946 г. Долгое время старковская церковь была единственным храмом Коломенского района, в котором совершалось богослужение. За это время здесь собралось много реликвий и образов из разоренных храмов района. Особо почитается образ святителя Николая, хранящийся в трапезной. В 2003 г. стенопись в храме обновлена, храмовые иконы промыты. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=338 История знаменитой подмосковной святыни Черниговской иконы Божией Матери связана с погостом Старки в коломенском крае. Чудотворный образ пожертвовала в пещерное отделение Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры Александра Григорьевна Филиппова. Ее мать Наталья Григорьевна, сестра Варвара и брат Дмитрий погребены возле Никольской церкви погоста Старки в ограде с могилами князей Черкасских. Старые надгробия Филипповых сохранились. «Сказание о чудотворной иконе Богоматери, находящейся в пещерном храме Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой лавры» 1890 года детально описывает обстоятельства, при которых икона попала в лаврский скит. У Григория Алексеевича и Натальи Григорьевны Филипповых было четверо детей: Александра, Варвара, Екатерина и сын Дмитрий. Екатерина приняла монашество в московском Зачатьевском монастыре. Варвара вышла замуж за князя Александра Борисовича Черкасского, чей род владел коломенскими селами Черкизово и соседним погостом Старки. Главную роль в истории обретения Черниговской иконы сыграла старшая дочь Александра. 

http://sobory.ru/article/?object=09890

и. и Елецкой Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в совр. «Православном церковном календаре»: день празднования Е. и. зафиксирован под 11 янв., Елецкой Черниговской - под 5 февр. Уже в нач. XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 янв. указано празднование Е. и. с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской - под 6 февр. (РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. 1212; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472). Поскольку древняя история Е. и. неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом. Наличие 2 икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е. Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая - Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком» ( Поселянин. 1909. С. 115). Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон (Там же. Ил. на с. 115, 155), входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со 2-й пол. XVIII в. В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении Е. и. в Ельце в соборной ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери - храма с таким освящением в городе не существовало. Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) Мнение о связи 2 икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования, установленная Е. и.,- 11 янв.- соотносится с датой появления в XVII в.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Самым искренним певцом был пр. Иосиф. Управление обителью предоставил он другому, а сам, прикрывая свои подвиги юродством для изнурения плоти, носил за пазухой каменья или песок и землю; в жестокие морозы ходил босиком; целые ночи стоял в своей часовне на молитве; под одеждой его была власяница столько колючая, что из-под неё струилась кровь. Многие смеялись над его странным видом, но он переносил всё незлобиво. Так прожил он 25 лет. Накануне кончины своей, приобщившись Св. Таин, блаженный исполнился духовной радостью и вспоминал о благодеяниях Божиих, явленных ему, в том числе о чудесном явлении иконы и также исцелении своём. На утро сказал одному из братии: «скажи о. игумену Феодосию, чтобы положил грешное тело моё в часовне, которую сам я построил». И в том же часе предал дух свой Господу. Мощи пр. Иосифа, почившего в 1612 г., покоятся в Заоникиевой пустыни 232 . Праздник в честь иконы Богоматери Во второй раз празднование иконы Божией Матери Владимирской Прав. Церковь совершает в благодарение за избавление отечества, невидимым заступлением Богородицы, от Ордынского царя Ахмата, в 1480 году, при великом князе Иоанне III Васильевиче. Ахмат, царь золотой Орды, шёл ограбить и разорить Москву и достиг уже реки Угры, которую православные называли поясом Богоматери, охраняющим Московские владения. Москва страшилась; мать великого князя с его сыном для безопасности уехала в Ростов. Князь, укрепляемый советами, молитвой и благословениями святителей, подвизался за веру и отечество против врагов. Между тем, по предстательству Пресв. Богородицы, совершилось дивное избавление отечества. Великий князь повелел отступить своим войскам от Угры. На татар напал страх, и они, думая, что Русские устроили для них засады, начали отступать, сперва тихо, медленно, а ночью побежали, гонимые одним страхом. Это избавление от Ахмата было совершенным свержением с России ига татарского. В благодарность за окончательное освобождение Москвы и отечества от поносного ига Татар, заступлением Божией Матери, установлено в 1480 году 23-го июня, подобно первому, празднество сретению Владимирские иконы Богоматери, с крестным ходом в Сретенский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Богослужебные песнопения исполнил Московский Синодальный хор (художественный руководитель — А.А. Пузаков). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз». После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. Затем было совершено заупокойное поминовение погибших 31 октября в авиационной катастрофе в Египте пассажиров и членов экипажа самолета компании «Когалымавиа», выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург. По благословению Его Святейшества в этот день молитва о упокоении душ всех, «в крушении самолета над землей Синайской погибших», совершалась и в других храмах Русской Православной Церкви. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иерея диакона Алексия Власова, клирика храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино. Проповедь перед причастием произнес священник Михаил Немнонов, клирик Черниговского Патриаршего подворья. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом , в котором, в частности, призвал всех помолиться о жертвах авиакатастрофы в Египте. В дар новоосвященному храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Предстоятель передал Феодоровскую икону Божией Матери — точную копию чудотворного образа, которым был благословлен на царство Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых. Митрополиту Волоколамскому Илариону в благодарность за труды на благо Святой Церкви Святейший Патриарх вручил юбилейный крест, изготовленный в память 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Предстоятель Русской Церкви также отметил наградами особо потрудившихся в деле восстановления храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Во внимание к помощи в реставрации Черниговского Патриаршего подворья города Москвы знаков отличия Русской Православной Церкви были удостоены следующие лица: Во внимание к усердным трудам во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви министр Правительства Москвы А.В. Кибовский был награжден Патриаршим знаком храмостроителя.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010