1786 - Гамалиевский монастырь вместе с остальными украинскими монастырями по приказу Екатерины II уравнены в правах с российскими (т.е. у него конфискованы земли, а взамен государство выделило средства на его содержание - 1511 руб 90 коп. в год - как для монастыря II класса). 1794 - уничтожен новым пожаром монастырь был закрыт на длительное время. 1799 - настоятелем Гамалеевского монастыря Черниговской епархии был назначен известный ученый, поэт и церковный деятель Ириней Фальковский (его рукоположение в сан архимандрита произошло в Киево-Печерской лавре). Однако сразу же после этого назначения возник конфликт между И.Фальковським и митрополитом Еротеем. Конфликт рассматривали на уровне Священного Синода. Спор иссяк в 1803 году, когда Фальковский стал ректором Киевской Академии. 1827 - Монастырь восстановлен снова как женский (сюда перевели сотню монахинь из закрытого Кербутивского монастыря). После 1834 года все монастырские сооружения отремонтированы, некоторые из них были перестроены, существенно - надвратная башня-колокольня. Главной святыней монастыря была Кербутивская чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери в серебряной ризе. Большой почет имела также одна из копий Черниговской Ильинской иконы Божьей Матери (также в серебряной ризе). Середина XIX в. - Монастырь владел 30 десятинами пахотной земли, 18 дес. сада, 3 дес. огородов, рыбным озером и имел 284 руб жалованье из государственной казны. Начало XX в. - К 300-летию правления Романовых императрица Александра Федоровна подарила монастырю новый 320-пудовый колокол. Его везли по железной дороге в Шостки, а потом волами - до Гамалеевки. 1921 - в условиях советской власти монахини на основе хозяйственных зданий монастыря вынуждены были создать кустарную артель. 1924 - монастырь закрыли; осиротевшие монахини ходили по людям и зарабатывали на жизнь вышиванием или вязанием. Харлампиевская теплая церковь оставалась приходской для села Гамалеевка, в монастырских кельях жили люди. 1928 - большой монастырский колокол сняли, разбили на куски и увезли на переплав. Деревянный барочный иконостас собора Рождества Богородицы уничтожили, предварительно сняв позолоту. Часть монастырских икон и книг крестьяне еще долго прятали по домам. На территории монастыря в последующие годы действовали дом престарелых, детский приют, клуб, зернохранилище.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

1973 2. Из поучений и примеров достоподражательной жизни преподобного Аввы Евфимия Великого//Журнал Московской Патриархии. 1973. 7. С. 73-77; 8. С. 75-76; 1974. 8. С. 50-52. - Автор не указан. 1976 3. Сингулярность, направление времени и развитие Вселенной//Философские проблемы астрономии XX века. М., «Наука», 1976. 4. Житие преподобной Марии Египетской//Журнал Московской Патриархии. 1976. 3. С. 40-47. - Автор не указан. 1978 5. Статьи о святых//Настольная книга священнослужителя. Т. 2. Месяцеслов. Сентябрь-февраль. М., 1978. Свт. Иоанн IV Постник, патриарх Константинопольский. С. 15-16; преп. Афанасий Серпуховской. С. 63-66; св. князь Феодор Черный. С. 87-91; св. князь Игорь Черниговский. С. 91-93; преп. Иосиф Волоцкий. С. 193-201; свт. Иларион, митрополит Киевский. С. 206-209; св. князь Александр Невский. С. 317-322; свт. Геннадий, архиепископ Новгородский. С. 359-362; свт. Филипп, митрополит Московский. С. 477-481. - Автор не указан. 1979 6. Статьи о святых, иконах и праздниках//Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов Март-август. М., 1979. Св. князь Василько Ростовский. С. 23-26; Албазинская икона Божией Матери. С. 49-св. князь Ростислав Киевский. С. 70-73; Феодоровская икона Божией Матери. С. 73-76; св. князь Довмонт Псковский. С. 341-344; Положение Ризы Божией Матери. С. 498-502; свт. Фотий, митрополит Киевский. С. 502-504; свт. Анатолий, патриарх Константинопольский. С. 509-510; св. князь Андрей Боголюбский. С. 514-519; Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. С. 522-528; Явление Казанской иконы Божией Матери. С. 535-539; св. равноап. княгиня Ольга С. 553-563; св. варяги-мученики. С. 567-570; св. равноап. князь Владимир. С. 576-583; память святых отцов шести Вселенских Соборов С. 587-591. - Автор не указан. 1985 7. Die russische theologische Wissenschaft//Die russische Orthodoxe Kirche. Berlin-New York, 1985. (Die Kirche der Welt. Bd. 19). - Автор не указан. - Русский вариант (с дополнениями и послесловием автора): Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. См. ниже 170.

http://bogoslov.ru/person/249099

За богослужением были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, приумножении любви среди людей, мире и благосостоянии в украинском государстве. По окончании молебна Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к пастве с архипастырским словом. «Сердечно поздравляю всех с Днем Крещения Руси! Сегодня мы чтим память святого равноапостольного князя Владимира, который крестил Русь, который объединил Русь, который просветил всю Русь. Пусть молитвами святого князя Владимира Господь помогает нам быть его достойными потомками, жить в вере так, как он жил, нести мир в свои семьи, нести мир в государство, нести согласие, счастье и любовь! Пусть Господь благословит всех нас! С праздником!» — сказал, в частности, Блаженнейший владыка. Затем Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил многотысячный крестный ход в Успенскую Киево-Печерскую лавру . Верующие прошли по центральным улицам Киева. У поклонного креста на улице Грушевского митрополит Онуфрий вместе с духовенством и мирянами помолился о упокоении душ тех, кто погиб на месте во время трагических событий февраля 2014 года. Прямую трансляцию торжеств осуществлял телеканалы «Интер» и «112». Главными святынями крестного хода стали мощи святого благоверного великого князя Владимира, стопа апостола Андрея Первозванного, мощи восемнадцати святых исповедников: святителя Луки Крымского, преподобного Алексия Карпаторусского, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Кукши Одесского, священномученика Владимира (Богоявленского), преподобного Амфилохия Почаевского, святого праведного Петра Калнышевского, одиннадцати Святогорских святых, а также чудотворные иконы: Почаевская икона Божией Матери, Зимненская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Святогорская икона Божией Матери, икона «Успение Богородицы» из Киево-Печерской лавры. После крестного хода в Киево-Печерской лавре состоялся брифинг. «Каждый, кто участвует в крестном ходе, свидетельствует миру и Богу о своей преданности канонической Украинской Православной Церкви. Очень трудно сказать, сколько было точно людей в этом году. Мы видим, что было гораздо больше людей, чем в прошлом году. Поэтому по нашим приблизительным подсчетам — было около 300 000 крестоходцев. Это действительно большое количество людей, что свидетельствует о преданности украинского народа тому выбору, который сделал святой князь Владимир», — сказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .

http://patriarchia.ru/db/text/5478530.ht...

Образ написан темперой на доске (размер 125 ´ 88,5 ´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорус. иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) - главного центра Православия Белоруссии в тот период. Б. и. принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери - главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений. Особенности иконографии Б. и.: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Серебряный позолоченный оклад Б. и. (не сохр.) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г. На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Б. и., затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

http://pravenc.ru/text/153201.html

Было принято решение заместить Нежинское вик-ство Черниговской епархии. 2 апр. 1944 г. во епископа Нежинского был хиротонисан архим. Борис (Вик) , ставший 16 апр. 1945 г. самостоятельным епископом Черниговским и Нежинским. Кафедральным являлся Николаевский собор в Нежине. Большинство храмов края было закрыто в ходе антирелиг. кампании 1958-1964 гг. На 25 июня 1973 г. в пределах совр. Н. и П. е. находилось 43 храма и 23 молитвенных дома, 4 из них были в аварийном состоянии. Шесть общин не имели молитвенных помещений, 8 приходов являлись вакантными. Служили 43 священника, в т. ч. 5 протоиереев. В 1988 г. в числе первых возродились приходы в селах Вертиевка и Шатура Нежинского р-на, в пос. Дмитровка Бахмачского р-на, в с. Хорошее Озеро Борзнянского р-на, в пос. Понорница Коропского р-на. В 1990 г. Церкви были возвращены Николаевский собор в Нежине (закрыт в 1920, действовал в 1941-1943), Воскресенский собор в г. Ичня и Георгиевский собор в г. Бахмаче. В 1991 г. переданы Воскресенский собор в г. Батурине Бахмачского р-на (усыпальница последнего укр. гетмана генерал-фельдмаршала К. Г. Разумовского) и Преображенский собор в Прилуках, в 2005 г.- Сретенский собор в Прилуках. Кроме собора в Нежине действуют храмы: во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, св. Иоанна Милостивого, Васильевский, Вознесенский и Богоявленский замковый. Святыни В Н. и П. е. почитаются иконы Божией Матери: Густынская - в Троицкой ц. Густынского во имя Святой Троицы монастыря , Иржавецкая (Ржавецкая, Ржавская) из с. Иржавец Ичнянского р-на, Ладинская из упраздненного Ладинского (Ладанского) Покровского жен. монастыря. Ранее были известны Перекопская икона из Рождество-Богородичной ц. в мест. Варва Лохвицкого у., Прилуцкая икона Божией Матери «Скорбящая», нежинский список Толгской иконы Божией Матери. Местами паломничеств являются св. источник в с. Свидовец Бобровицкого р-на, Михаило-Архангельский храм в с. Полонки Прилукского р-на, где хранится десница свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2564832.html

В 1818-1833 гг. в монастырском здании на северо-западном углу размещалось Симбирское духовное училище. В 1844 г. по указу Синода " Спаса второго собор " в Спасском женском монастыре был упразднен, а в ранг приходского собора была возведена Вознесенская церковь. В 1846-1847 гг. было построено еще несколько зданий. 12.10.1847 г. новое здание в северо-западном углу монастыря было передано под открывшееся тогда же при монастыре училище для девиц-сирот из духовного звания. Училище, открытое стараниями епископа Феодотия, относилось к числу первых начальных школ Симбирской губернии. В 1853 г. в нем училось 25 девочек. В 1861 г. церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского по ветхости была разобрана, и в том же году вместо нее было начато строительство нового каменного трехпрестольного храма во имя Иверской иконы Божией матери. 19 августа 1864 г. монастырь сильно пострадал от пожара - обгорели обе каменные церкви, сгорели все деревянные кельи и дом училища девиц духовного звания. Монастырь был восстановлен за два года. Большую сумму на возобновление монастыря пожертвовал Святитель Московский Филарет. После пожара Спасская церковь была возобновлена и освящена 11 февраля 1865 г. Также была возобновлено строительство соборной Иверской церкви. 29.11.1870 г. был освящен главный престол во имя Иверской иконы Божией Матери. Освящение придельных алтарей соборной церкви Спасского монастыря состоялось 13.12.1870 г. Правый придел был освящен во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Левый придел был освящен после 1903 г. во имя Успения Божией Матери, св. Николая Чудотворца, св. Феодосия Черниговского, св. Тихона Задонского, св. Иннокентия Иркутского, св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. великомученицы Варвары, св. преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. При монастырской больнице устроена домовая Никольская церковь (во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского), освященная 06.11.1866 г. На 1882 г. монастырь занимал 2 десят. 1060 кв. саж. При монастыре имелась богадельня (1877 г.). В ограде монастыря издавна существовало кладбище " именитейших симбирян " .

http://sobory.ru/article/?object=30517

До наших дней сохранился лишь каменный одноглавый храм в старорусском стиле с шатровой колокольней, который с недавних пор возвращен в ведение Русской Православной Церкви. Теперь предстоит приложить много усилий, чтобы восстановить уцелевшую часть некогда процветавшей святой обители Боголюбской. Источник: Слово «киновия» в переводе с греческого языка буквально означает «общежитие». Боголюбская киновия вместе с Гефсиманским и Черниговским скитами, Вифанией митрополита Платона и пустынью Параклита составляли ожерелье общежительных монастырей, возникших вокруг Троице-Сергиевой лавры в XIX столетии. Основателем киновии был старец Филипп – блаженный Филиппушка. В 1859 году святитель Филарет (Дроздов) освятил возле его лесной келии каменную двухэтажную церковь Боголюбской иконы Божией Матери, построенную на средства московской купчихи Матроны Логиновой. До революции киновия играла роль скита при монастырском кладбище Троицкой лавры. Писатель и журналист С. А. Кельцев в очерке 1882 года о жизни блаженного Филиппушки писал: «Помолившись в Лавре, поклонившись мощам преподобного Сергия, каждый считает своим долгом посетить и новейшие, под кровом преподобного Сергия создавшиеся в последнее полустолетие в двух верстах от Лавры обители: Гефсиманский скит с его Пещерною обителью и Киновиею Боголюбивой Богоматери». В конце XIX и начале XX века паломники имели обычай поклониться чудотворной Черниговской иконе Божией Матери в Гефсиманском скиту, а после пройти несколько десятков метров к уединенной Боголюбской киновии, чтобы отслужить панихиду по ее основателе схимонахе Филиппе. До революции гроб подвижника находился в нижнем храме киновии. Блаженный Филипп родился в семье крестьянина деревни Стряпковой Вязниковского уезда Владимирской губернии Андрея Хорева. До принятия на себя подвига юродства, а затем и иночества, Филипп был дважды женат и имел трех сыновей и двух дочерей. Семейство Хоревых отличалось набожностью и благочестием. Старший брат схимонаха Филиппа Федор Андреевич Хорев, а также сыновья самого Филиппа – Галактион, Прокопий и Лазарь – подвизались в основанной им Боголюбской киновии. Дочь Синклития была послушницей в московском Алексеевском монастыре, вторая дочь Варвара более двадцати лет несла послушание в Хотьковской женской обители, а невестка Епистимия – в Зосимовой пустыни Подольского уезда. Поворотным моментом в судьбе Филиппа стало его первое пешее путешествие. В один из летних дней родные ушли в поле на работы, условившись, что тот позднее приготовит и принесет обед. Однако блаженный этого не исполнил, а ушел из дома и пять дней странствовать в пустынных местах почти за сорок верст от своей деревни. Филипп вернулся из своего загадочного похода изнуренным, полураздетым и босым. О том, где он был, Филипп не говорил родным ни слова. С того времени Филипп сильно изменился: стал молчаливым, постоянно постился и не желал носить верхнюю одежду даже в непогоду.

http://sobory.ru/article/?object=06580

На участке земли в 1000 кв. саж., пожертвованной Ольгой Федоровной Андреевой, в слободе Александрово близ станции Сергиево, в границах Андреевской улицы, части Дмитриевской улицы, части Оболенского проспекта, против Владимирской площади, было построено добротное двухэтажное здание, в котором расположился Дом милосердия. В здании был организован приют для детей, открыты классы церковно-приходской школы, богадельня. На втором этаже трудами члена благотворительного Общества А.Н. Дорофина был выстроен храм в честь св. прмч. Андрея Критского, освященный 1 (14) июня 1903 года и Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 11 августа 1903 года за 4739 причисленный к Петергофскому благочинническому округу. Престол в храме был облицован 5-ю мраморными досками; антиминс — с мощами св. мученика Иакова персиянина. Иконостас в церкви дубовый, резной, о 15-ти иконах, писанных на полотне по золотому фону, под стеклом — Спасителя и Божией Матери, Михаила и Гавриила — в диаконских дверях, преподобномученика Андрея Критского и прп. Сергия Радонежского — боковые, Благовещение и 4 евангелиста в царских вратах, Тайная Вечеря, свв. Феодосия Черниговского и Димитрия Ростовского, свв. Митрофана и Тихона Воронежских. В советское время Дом милосердия с храмом постигла та же участь, что и многие тысячи православных храмов: он был закрыт в 1929 году, клир и служащие разогнаны. Лишь ненадолго в Великую Отечественную войну в период оккупации была открыта для богослужений часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дом Милосердия пострадал от бомбометания во время наступления наших войск. После войны здание использовалось под различные нужды. В 1959 году здание отдали под клуб. В храме устраивались танцы. Приход в честь св. прмч. Андрея Критского был возрожден в 1992 году. В этом же году общине верующих было возвращено принадлежавшее Обществу полуразрушенное обезображенное здание часовни в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» у железнодорожной платформы «Володарская».

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прмч._...

Уже с юных лет Ваня хотел стать монахом. Но родители уговорили его жениться на давно приглянувшейся им местной крестьянской девушке Анне. Ваня послушался старших, однако семейная жизнь длилась недолго: не прошло и года, как Анна заболела скоротечной чахоткой и умерла, оставив Ивана вдовцом. Глава 2. Долгожданный монастырь В те годы в России многие верующие, особенно среди простого народа, считали своим долгом хотя бы раз в году совершить паломничество к христианским святыням. Шли пешком многие сотни километров, чтобы преодолением трудностей заслужить у Господа прощение грехов, приложиться к чудотворным иконам, мощам святых, спросить совета у прозорливого отшельника-монаха. Вместе с богомольцами ходил по монастырям и Иван Орешкин. После смерти жены он желал лишь молитвенного уединения и искал место, где мог бы посвятить себя Богу. Однажды, после очередного богомолья, Иван не вернулся в родное Ерюхино, – остался в Троице-Сергиевой Лавре 4 . Великий пост 1895 года он провел в устроенном Лаврой Гефсиманском скиту, известном особой уединенностью и строгостью жизни. Здесь Иван увидел, как серьезно монахи проводят пост, как готовятся к Пасхе: молитвой и покаянием очищают душу, чтоб ничто не омрачало встречи Воскресения Христова. Все, что происходило в скиту, находило отклик в его сердце. А сама пасхальная ночь в монастыре так его потрясла, таким не испытанным ранее счастьем наполнила, что он решил не искать другой обители и остаться здесь. 7 апреля 1895 года, в пятницу Пасхальной седмицы, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Иван Орешкин был принят в Гефсиманский скит временным послушником. Поистине живоносным стал этот день для его души. Первым послушанием Ивана была работа на кухне. Позже – свечная торговля в храме в честь Черниговской иконы Божией Матери, работал он и на пасеке. Никогда не жаловался, что послушание отвлекает от молитвы, добросовестно выполнял порученное дело. Он очень хотел принять постриг и обрести духовного наставника. Столько вопросов требовало ответа! Однажды Иван обратился за советом к известному всей России старцу Гефсиманского скита иеромонаху Варнаве 5 , теперь уже прославленному в лике преподобных, а тогда носившему звание народного духовника: «Кому излить свои помыслы и как с ними разобраться, если нет духовника?». Отец Варнава ответил: «А ты свои помыслы поверяй Божией Матери». – «Да нет, батюшка, – настаивал на своем послушник, – я хочу живому сосуду их открывать». Непонимание и неопытность Ивана не смутили старца. Провидя его будущее, он сказал: «В Зосимову пустынь пойдешь, в гостиницу попадешь, все и устроится». Предреченное иеромонахом Варнавой вскоре исполнилось. 23 февраля 1898 года Ивана Орешкина перевели в Зосимову пустынь и определили на послушание в гостиницу. Глава 3. Зосимова пустынь – Северная Оптина

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мощи святителя Иоасафа Белгородского – дар Владыки Онуфрия, архиепископа Харьковского и Богодуховского нашей святой обители. Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда преп. Антоний Печерский в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом, он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он искал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели, сияющею светлыми лучами, так что она казалась окруженною огнем. Благодаря содействию черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери. В апреле 2012 года был восстановлен первообраз Елецкой-Харьковской иконы, который в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова. Богослужения [ править править код ] В храмах Свято-Покровского мужского монастыря Богослужения совершаются ежедневно. По будням: 6.00 – Полунощница 6.30 – Часы, Божественная Литургия, Исповедь и Святое Причастие. По окончании Божественной Литургии - панихида. В воскресные и праздничные дни: 6.30 – ранняя Божественная Литургия, исповедь и причастие. По окончании литургии - панихида (молитва о усопших) 8.30 – поздняя Божественная Литургия, исповедь и причастие, молебен празднику с освящением воды. По окончании - панихида. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября 12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря Димитрий Солунский, великомученик - 8 ноября Местонахождение [ править править код ] Адрес: 61003, Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 8/10 Телефоны: +38(057) 731 50 30 (дежурный монастыря) Как добраться: Свято-Покровский монастырь расположен вблизи площади Конституции. Доехать до него можно, воспользовавшись метро. Необходимо выйти на станции «Советская» или «Исторический музей». Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010