В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал новый образ Черниговской, принадлежащий к типу Одигитрии и прославленный многими чудесами. О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16 по 24 число апреля» и «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Празднование этому изводу Черниговской, пребывавшему в Троицком соборе ТроицеИльинского монастыря в Чернигове, совершается трижды в год – в Троицын день, 16 апреля и в день Ильипророка. Еще в 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов. ЧерниговскоГефсиманский образ по размерам больше первообраза и написан на полотне. Он был вкладом в «пещерное отделение» (где иноки начали селиться спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в 1844 году) девицы Александры Филипповой, сделанным в 1852 году. По толкованию современного богослова о. Александра Мумрикова, на этой иконе Очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа Святого, дышит Живоначальная Троица во всей своей полноте». И Пречистая и Младенец, восседающий на Ее левой руке – в царских венцах. В Гефсимании на Святой земле окончился земной путь Пречистой, это место ее славного Успения, слывущего второй Пасхой – этот праздник установлен еще современниками Богородицы, самими апостолами, и продолжается девять дней, с 15 по 23 августа по христианскому летоисчислению. Успенских храмов в православном мире неичислимое множество; Гефсиманий же на русской земле в силу особой святости этого понятия было очень немного. Престольным праздником в них считается не самый день Успения Богородицы (15 августа), а день Ее Вознесения на небо, отмечающийся 17 августа. Только в этот день на территорию Гефсиманского скита допускались женщины; нижняя же подземная церковь была посвящена Гефсиманскому молению Спасителя, и ее храмовым праздником была вся Страстная Седмица.

http://pravoslavie.ru/1924.html

В 1694 году был составлен монастырский Синодик, который «сочинися за благословением ясне в Богу Преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского». По благословению Святителя Феодосия было учреждено празднование иконы Богородицы Домницкой в десятую пятницу после Святой Пасхи. В 1714 году на средства сталинского сотника Иосифа Сычевского построена церковь святой Параскевы, которая уцелела и действует в наши дни. В 1786 году по Указу императрицы Екатерины об отдаче в казенное ведомство монастырских имений в Малороссии Домницкая обитель была переведена в третий класс с передачей ее в государственную казну. В1800-1808 годах монастырь процветал. На средства генерального судьи А. Я. Безбородько построены собор Рождества Богородицы (1806 г.), корпус братских келий, надбрамный двухъярусный колокол, ограда. В 1846 году на средства княжны Параскевы Прозоровской построена Петро-Павловская церковь. В Домницкой обители действовали храмы: 1) собор Рождества Богородицы, 2) Спасо-Преображенскнй, 3) Свято-Параскевиевский, 4) Свято-Варваринский, 5) Свято-Николаевский, 6) кладбищенская церковь. В 1846 году на месте кладбищенской церкви была построена каменная — Петро-Павловская. В монастыре тепло принимали паломников. Детей-сирот монахи брали на полное содержание до их совершеннолетия. В 1922 году безбожные власти пытались разграбить и храмы Домницкого монастыря. Но монахам, укрываясь в подземных галереях, удалось спасти ценности, особенно родную святыню — чудотворную Домницкую икону Божией Матери. В 1925 году обитель была закрыта. В 1928 году на ее подворье расположилась Домницкая коммуна, преобразованная в 1931 году в сельскохозяйственную артель имени Первого Мая. С 1932 года Свято-Параскевиевская церковь действовала как приходской храм. После закрытия этого прихода в 1936 году началось разрушение храмов. До фундамента уничтожили Петро-Павловскую церковь. На стройматериалы разобрали свод центрального купола Свято-Рождественского собора, а его колоннадами вымостили греблю в селе Николаевка.

http://sobory.ru/article/?object=26599

В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости Русскими войсками, настоятелем и братией лавры поднесён был генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I-й украсил сей список богатой ризой с драгоценными камнями и поставил в Казанском С.-Петербургском соборе, в южном боковом приделе, где горит перед ним неугасимая лампада. Св. преподобномучч. Конона и сына его Конона Благочестивый житель Иконии – Конон, лишившись жены, посвятил себя воспитанию осиротевшего сына и, когда ему минуло семь лет, поселился вместе с ним в соседней обители, где жили христиане, посвятившие себя Богу. Благочестивой своей жизнью Конон сподобился помощи свыше – просвещать христианскою верой темных язычников. Узнав о таком влиянии Конона на народ, областной начальник Домитиан нарочно приехал в Иконию, чтобы воспрепятствовать распространению христианского учения. Конон был призван на суд и за сопротивление принести жертвы идолам предан истязаниям. Узнав, что у Конона есть сын, юноша 17-ти лет, Домитиан понадеялся хотя его склонить к отречению от христианской веры, но, встретив и в молодом Кононе (бывшем уже тогда диаконом) непоколебимо-мужественного исповедника истины Христовой, он велел, после многих жестоких мучений, отсечь головы и отцу, и сыну. – «Благодарим Тебя, Господи, что сподобил нас пострадать за имя Твоё!» – воскликнули мученики, радостно приняв смертный приговор, – «молим Тебя, дай мир Церкви Твоей, низвергни силу идольскую, утверди и умножь верующих в Тебя, нас же приими к Себе и дай покой душам нашим!» . Это было в царствование Аврелиана, в 275 г. – Город Ацерра в Италии (в Кампании) хвалится тем, что владеет мощами этих мучеников, которые перенесены сюда неизвестно когда. История страданий их взята из проконсульских актов. Перенесение мощей св. муч. Авраамия Болгарского Память его – 1-го апреля. – Русские купцы из Мурома, бывшие свидетелями мученической кончины св. Авраамия, погребли тело его в Болгарах (1229 г.), а в 1230 г. перенесены были мощи святого во Владимир и положены в Княгинином монастыре (что ныне – Успенский девичий). С честью встретил святые мощи великий князь Георгий Всеволодович – с духовенством и со всем городом и до 1712 г. покоились они в приделе Божией Матери в каменном гробе, в этом же году, 11-го мая переложены в деревянную раку и перенесены в главный храм Успения. В 1805 г. мощи мученика переложены из деревянной раки в новую серебряную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1861 г. был построен храм во имя св. Параклита и освящен 2 июля 1861 г. митр. Московским Филаретом. Нижний храм - в память третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи (освящен 16 марта 1862 г.). При пустыни огород, конный двор, сенокосы. До 1927 г. скит сохранялся в качестве «трудовой артели». Позже он стал прибежищем для монахов, изгнанных из закрытой Лавры. Наконец скитские здания передали коммуне. До середины 60-х в верхнем храме был клуб со сценой в алтаре, а в нижнем - овощехранилище. Ограду растащили. Лишь в 1992 г. Параклитова пустынь была возвращена Церкви. Сейчас в скиту - 7 человек братии. Источник: На вновь избранном месте старцы назначили места, каждый для своей келии, расстоянием одна от другой «на вержение камня». Вначале построили только три кельи, из которых каждая огорожена была тёсовым забором, и в таком виде они оставались более года; в приезд же Наместника Лавры ради посещения старцев, он привозил с собой палатку, которая некогда принадлежала Митрополиту Платону, которую подарил ему, по преданию, император Павел Петрович. «Эту палатку раскидывали на томъ мст, гд нын церковь, и о. Архимандрит проводилъ въ ней по нскольку дней и ночей. На другой годъ онъ построилъ для себя кельи и при них часовню. В часовн для старцы собирались только въ воскресные дни да въ двунадесятые праздники, а въ дни — утреню, часы с обдницею и вечерню, каждый старецъ, съ своим ученикомъ, вычитывали въ къ же некоторые изъ нихъ ходили въ Скитъ, гд причащались Св. Таинъ, и къ вечеру возвращались обратно, принося съ собою запасные Св. Дары, которые и хранились въ часовн, и ими причащались какъ сами старцы, такъ и их ученики». Скит с необычным названием Параклит был основан в 1861 году как пустынь для молитвенного уединения иноков Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Параклит находится недалеко от реки Торгоши и Торбеевского озера, в окрестностях которых в XIX веке проходила граница Московской и Владимирской губерний. Всего в четырех километрах от Параклита стоит Черниговский скит – богатая монашеская обитель с великолепным собором Черниговской иконы Божией Матери и величественной колокольней. Пустынь Параклит – это, наоборот, скромное и бедное на внешние украшения место. Небольшой храм в честь Святого Духа и колокольня будто затерялись среди частных домов деревни Смена Сергиево-Посадского района.

http://sobory.ru/article/?object=00045

В 1896 году царь Николай II и сенат утвердили устав Товарищества Петровско-Никитской мануфактуры П.Г. Брунова. Вот что было сказано в тексте указа: «Государь император, по положению Комитета Министров, Высочайше повелеть соизволил разрешить Богородскому купцу Петру Григорьевичу Брунову, жене его Марии Гавриловне Бруновой и Богородскому купеческому сыну Ивану Петровичу Брунову учредить Товарищество на паях, под наименованием: «Товарищество Петровско-Никитской мануфактуры ковровых, клеенчатых и льноткацких изделий П.Г. Брунова и Ко». Одновременно с этим Брунов задумал строительство в Каменке недалеко от своей усадьбы величественной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделами Черниговской иконы Божией Матери и первоверховных апостолов Петра и Павла, в день которых храмоздатель отмечал именины. Официально приход Троицкой церкви в Каменках был утвержден церковной властью 8 июля 1900 года. На обращение митрополита московского Владимира (Богоявленского) в Синод было дано такое заключение: «Согласно представлению Вашего Преосвященства, и заключению хозяйственного управления, Святейший Синод определяет: при Троицкой церкви в деревне Каменке Богородского уезда, открыть самостоятельный приход, с причтом из священника и псаломщика…». Купцы Бруновы были известны в округе и другими благотворительными и полезными начинаниями. Петр Григорьевич был попечителем училища при селе Сафонове и учредителем больницы при фабрике в Обуховской подгорной слободе. В 1899 году Петр Брунов на собственные средства учредил а затем содержал церковно-приходскую школу на погосте Лужки соседнего Бронницкого уезда, за что два года спустя был удостоен по указу Николая II орденом святой Анны третей степени. Супруга Мария Гавриловна была попечительницей школы в уже упоминавшейся Обуховской слободе. Петр Григорьевич Брунов скончался вскоре после строительства церкви в 1902 году. Его супруга Мария Гавриловна умерла через год. Дело попечения о храме продолжил их сын Иван Петрович, который еще с 1901 года занимал должность старосты Троицкой церкви в Каменке. Внук храмоздателя Троицкой церкви в Каменке Николай Иванович Брунов стал впоследствии известным советским искусствоведом, исследователем церковной архитектуры Византии и Древней Руси. Н.И. Брунов учился в Московском университете, работал педагогом, был членом Академии строительства и архитектуры. Большое влияние на ученого еще в гимназические годы оказали уроки теоретика искусства А.В. Бакушинского, а позднее в 1925 году – поездки в Стамбул и Малую Азию, где он смог познакомиться с древними византийскими памятниками.

http://sobory.ru/article/?object=04126

В раздумьях о том, какой путь избрать, как найти дело, которому можно было бы посвятить жизнь, студент Сергей Четвериков приехал в Троице-Сергиеву Лавру. Беседа с архимандритом Антонием (Храповицким) 6 , тогдашним ректором Московской духовной академии, оказалась решающей: будущий отец Сергий перешел из университета в академию. Он сдал экзамены и был принят на стипендию преподобного Сергия. «Окончился период моих блужданий. Я нашел свой путь и успокоился» 7 . На четыре года Лавра стала для него домом. Он полюбил и ночные молебны в часовне близ того места, где явилась преподобному Сергию Матерь Божия, и праздничную толчею, когда толпы богомольцев заполняли не только храмы, но и двор монастыря. Книги и лекции преподавателей воспитывали ум будущего пастыря, а душа возрастала под мудрым водительством старца Варнавы, жившего недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, в скиту Черниговской иконы Божией Матери. Летом 1894 года будущий пастырь снова побывал в Оптиной пустыни, прожил там неделю, говел (впервые он увидел Оптину во время своего путешествия по Руси – как бы мимоходом). На этот раз он «близко рассмотрел Оптину пустынь» – и «ощутил там веяние истинной духовной жизни» 8 . Он стал выписывать оптинские издания, вероятно, не предполагая, что в будущем сам напишет две книги и несколько статей о знаменитом монастыре и его подвижниках. В 1896 году Сергей Иванович Четвериков закончил курс духовной академии. «В том году на Академическом акте читал свою знаменитую речь о преподобном Сергии профессор академии и университета В. О. Ключевский . Я слушал эту потрясающую речь, и она указала мне программу моей новой жизни» 9 . Вскоре он был рукоположен: 14 июля 1896 года во диакона, через неделю, 21 июля, – во священника. Свое священническое служение отец Сергий начал в 1896 году в Глуховском уезде Черниговской губернии в качестве настоятеля Крестовоздвиженской церкви при Русском Трудовом Православном братстве. Братство было основано черниговским помещиком Н. Н. Неплюевым , знакомство с которым произвело на отца Сергия неизгладимое впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

В середине XVII века были основаны Иоанно-Предтеченский под Тобольском и северный Кондинский Троицкий монастыри, обретены мощи праведного отрока Василия Мангазейского. В 1667 году на Большом Московском Соборе Сибирская архиепископия ввиду ее особой значимости была возвведена в степень митрополии, и тогдашний архиепископ Корнилий стал первым митрополитом Сибирским. В 80-е годы XVII века при митрополите-строителе Павле I в Тобольске были возведены первые за Уралом каменные сооружения - Кремль и Софийско-Успенский собор (1686 г.). Тогда же в Абалаке по указу царя Фёдора Алексеевича построили каменный Знаменский собор в честь чудотворной иконы Божией Матери, в тобольские церкви царями делались богатые вклады. К началу XVIII века в России были остро поставлены вопросы христианизации северных народов и борьбы с расколом. Во исполнение царского указа митрополитом Филофеем (Лещинским) в 1703 году при архиерейском доме была открыта первая в Сибири школа и развернута широкая миссионерская деятельность. Вскоре он по болезни оставил управление и в Тюменском Троицком монастыре принял схиму с именем Феодор. На его место назначили кроткого и нищелюбивого молитвенника Черниговского архиепископа Иоанна (Максимовича) , по смерти которого в 1715 году митрополия вновь была вверена святителю Филофею (Феодору), окончательно отошедшему от дел только в 1720 году. Во все время пребывания на кафедре, а потом и на покое, он не оставлял миссионерских трудов, предпринимая поездки в самые отдаленные места своей обширной епархии. По блаженной кончине, последовавшей в 1727 году, он, согласно завещанию, был похоронен у порога Троицкого собора, дабы и по смерти не оставить подвига смирения. За свою жизнь святитель Филофей выстроил 288 церквей и крестил около 40000 человек из местных племён, объездив и исходив всю Сибирь от края и до края. Управлявший Тобольской митрополией после святителя Филофея святитель Антоний (Стаховский) также почитался сибиряками за святость жизни. В 1741 году митрополитом Тобольским некоторое время был св.Арсений (Мациевич), непримиримый противник секуляризации, впоследствии пострадавший при Екатерине II за защиту достояния и канонов Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Тюмень

В советское время монастырь ликвидировали, но открыли здесь единственный приход в городе. В 1992 г. муромский мужской Благовещенский монастырь был возобновлен. Благовещенский монастырь, 2 класса, в городе Муроме. Основан в 1563 году царем Иоанном Грозным, в память завоевания Казани. Здесь почивают открыто мощи святых князей Михаила и Федора (см. 21 мая), в приделе их имени, в одной раке, обложенной серебром. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого. Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города. Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 г. во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

http://sobory.ru/article/?object=00856

В янв. 1861 г. сестры избрали настоятельницей казначею Смарагду (Урсул), архиеп. Черниговский и Нежинский Филарет (Гумилевский) возвел ее в сан игумении. Благодаря ей в 1863 г. при мон-ре в отдельном 2-этажном доме было открыто уч-ще для девочек, основана больница на 12 кроватей, при к-рой проживали 6 послушниц под надзором рясофорной инокини. Для лечения больных приглашали доктора. За оградой игум. Смарагда устроила странноприимный дом для паломников (от 20 до 100 чел. в день). В том же году была основана иконописная школа, в к-рой к 70-м гг. XIX в. занимались 12 учениц, и устроены мастерские резчиков по дереву. С 1868 г. мон-рь принимал заказы по изготовлению икон для соседних церквей. Были написаны образа для иконостаса Вознесенского храма в мест. Нов. Басань (ныне село), в 1870 г.- для Богородице-Рождественской ц. в Монастырище, для Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Одновременно с иконописной мастерской существовала и иконостасная мастерская, где обучались 15 послушниц. В Н. В. м. изготавливали и золотошвейные изделия, в т. ч. для черниговского Елецкого мон-ря и киевской Илиинской ц., а также «исправляли ризницу» Черниговского архиерейского дома. В 1864 г. обитель получила 80 дес. земли, на которой было устроено кладбище с каменной ц. в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (1869) и сооружены деревянные кельи для сестер, трудившихся на огородах. Во время русско-турецкой войны (1877-1878) в здании монастырского училища, существовавшего ранее в Н. В. м., игум. Смарагда устроила госпиталь для раненых солдат и офицеров. В 1896-1900 гг. обитель возглавляла подвижница игум. Архелая (Дашкевич), переписывавшаяся со св. прав. прот. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым). В 1898 г. имп. св. Николай II Александрович наградил ее золотым наперсным крестом. К нач. XX в. на территории Н. В. м., в к-ром проживали ок. 200 насельниц, был построен 3-этажный келейный корпус с домовой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца. Монастырь владел 211 дес. земли, конной мельницей с 30 дес. земли, имел скит в лесу около с. Ветхое с церковью и большой сельскохозяйственной фермой. Обитель получала из казны ежегодно 346 р. 27 к. Доход Н. В. м. приносила и гостиница, считавшаяся самой комфортабельной и дорогой в городе. По воспоминаниям, условия проживания в ней были настолько благоприятными, что там постоянно останавливались богатые холостяки.

http://pravenc.ru/text/2564836.html

В янв. 1906 г. у В. обнаружился острый катар дыхательных путей, ослабело зрение, в февр. он в последний раз посетил Выксу, благословил и дал наставление каждой сестре. Скончался, принимая исповедь в Успенской ц. дома призрения ТСЛ, исповедовав более 400 чел.; женщина, у к-рой старец принял исповедь непосредственно перед кончиной, вспоминала о его «ласковости» и «благодушии». В. был похоронен 21 февр. 1906 г. в Иверской часовне скита, за алтарем пещерного храма во имя арх. Михаила, чин погребения совершили епископы Дмитровский Трифон (Туркестанов), Серпуховской Никон (Рождественский) , Волоколамский Евдоким (Мещерский) , наместник лавры архим. Товия (Цимбал) и др. В 1923 г., через 2 года после закрытия скита, тело В. было перенесено на Вознесенское кладбище г. Сергиева (совр. Сергиев Посад), в 1934 г.- на Никольское кладбище, в 1968 г.- на «северное» Загорское кладбище. По свидетельству духовных чад и почитателей В., по молитвам старца, от его вещей и фотографий верующие получали чудесную помощь и исцеления. 19 июля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II в Успенском соборе ТСЛ совершил акт канонизации В. Мощи преподобного почивают в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита, боковой придел храма посвящен В. Составлены тропарь и кондак преподобному. Арх.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8241. Л. 1-3, 9, 10, 19, 22, 42; Ед. хр. 11381. Л. 32-34; Ед. хр. 11603. Л. 2, 10; Ед. хр. 16824. Л. 10. Лит.: 50 лет иночества о. Варнавы. М., 1905; Введенский Д. И. Старец-утешитель о. Варнава. Серг. П., 1906; Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя о. Варнавы, основателя и строителя Иверского выксунского женского мон-ря. Серг. П., 1907; Порохов Ф. Незабвенной памяти старца иером. о. Варнавы. СПб., 1911; Архангельская А. Д. Мои воспоминания о батюшке Варнаве. М., 1912; Аркадий, иеродиак. Воспоминания о старце Гефсиманского скита иером. о. Варнаве. Серг. П., 1917; Жизнь во славу Божию: Труды и подвиги старца Гефсиманского скита Варнавы (1831-1906). [Серг. П.], 1991; Старец Гефсиманско-Черниговского скита Варнава Гефсиманский//Встреча. 1992. 2. С. 18-22; Житие прп. Варнавы, старца Гефсиманского скита при Св.-Троицкой Сергиевой лавре. [Серг. П.], 1995; Трифон (Туркестанов), митр. Памяти иером. о. Варнавы//Троицкий сб. [Серг. П.], 2000. 1. С 100-105.

http://pravenc.ru/text/154265.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010