Своеобразный компромисс между отшельническим и киновийным типами устройства монашеской жизни представляли лавры , где отдельно стоящие К. были объединены в единое поселение, имеющее в центре церковь, а также трапезную, кухню и др. хозяйственные и адм. постройки. Живя по сути отшельнически и подвизаясь независимо друг от друга в будни и во время постов, монахи собирались в конце недели и в праздничные дни для совместного богослужения, общей трапезы и решения текущих бытовых вопросов, напр. продажи изделий, изготовленных ими. Монашеские поселения такого типа существовали и в Египте (напр., Келлии), однако название «лавра» возникло в Палестине. Первые лавры здесь были заложены основателем палестинского монашества прп. Харитоном Исповедником († ок. 350), впосл. известные лавры были основаны св. Евфимием Великим († 473) и прп. Саввой Освященным († 532). Раскопки Новой лавры (ок. 507) прп. Саввы проводились в 1981-1982 гг. Был обнаружен ее центр и хорошо сохранившиеся остатки более чем 40 К. в радиусе 500 м. Каждая из них имела, как правило, небольшое жилое помещение, цистерну для воды и садовый участок. Нек-рые цистерны были устроены под полом. К. в Новой лавре были небольшими и простыми по планировке. Площадь самой большой К. составляла 56,2 кв. м, а самой маленькой - 8,4 кв. м. К. в лавре Иеремии, основанной учеником прп. Саввы ок. 531/2 г., были столь же просты, как в Новой лавре, их площадь составляла ок. 15 кв. м. В Саввы Освященного лавре К. были больших размеров, вплоть до 100 кв. м, и состояли из пещерной части и пристройки. Такие К. могли быть не только одноэтажными, поскольку помещения надстраивались одно над другим на склоне горы ( Hirschfield. 2001. Р. 325, 330, 333, 340-342). Лавра прп. Харитона была построена на высокой скале, занимала площадь ок. 54 тыс. кв. м и имела в центре огороженную стеной с 3 башнями треугольную киновию с церковью, кухней, трапезной, гостиницей и др. общественными постройками, а также К. для монахов, несших послушание в киновии. Остальные К. располагались вне стен киновии на значительном расстоянии друг от друга (ок. 35 м) для сохранения уединения, они были соединены между собой и с центром мон-ря узкими тропами, подчас прорубленными в скалах. Каждая из этих К. имела рядом участок земли и цистерну для воды; нек-рые из них были разделены на 2 комнаты. Средняя жилая площадь К. составляла 20 кв. м ( Tzaferis. 2001. P. 319).

http://pravenc.ru/text/1684163.html

Державшиеся гибельной Оригеновой ереси монахи раздражились этим случаем и начали возмущать церковь . Главным виновником безпорядков в церкви был некто Иоанн, диакон и канонарх лавры, родом антиохиянин. Он, будучи лишен отцами священства за ересь, соединился с Иоанном, по прозванию Вронтодемоном, с Птоломеем и с другими. Все они составляли между собою незаконные собрания и старались развратить других. Отцы лавры, по общему согласию, отделили и изгнали их из лавры в числе почти 40 человек. Они пришли в новую лавру к Нонну и Леонтию византийцу, который тогда прибыл из Константинополя и был в сильном негодовании на преемников блаженного Саввы, пришли и жаловались на авву Геласия и на отцов великой лавры. Таким образом в новой лавре собрались все главные виновники сей ереси. Леонтий византиец, будучи давно недоволен блаженным Саввою, дал им всем совет вооружиться смело и со всех сторон приступить к разрушению великой лавры. Поэтому они пошли вместе с Леонтием и другими монахами, изгнанными из лавры, в обитель блаженного Феодосия, надеясь привлечь к себе как игумена сей обители, славного Софрония, так и отцов. Но их предприятие было тщетно, и они со стыдом вышли из обители. После этой неудачи, сообщники Леонтия пришли в бешенство против Геласия и великой лавры, послали людей в различные места и чрез них собрали заступы, багры, ломы и другие нужные для разрушения орудия, также собрали несколько поселян для вспоможения себе и с величайшим бешенством пошли разрушать великую лавру. Но Бог аввы Саввы сотворил великое чудо. Во второй час дня напал на них мрак и темнота, так что они весь день блуждали по трудным и непроходимым местам. Я узнал об этом от некоторых достоверных людей. В следующий день они едва пришли к обители аввы Маркиана и, увидавши солнечный свет, без успеха и со стыдом возвратились в свои места. Сие чудо совершил Бог чудес, который гордым противится, смиренным же дает благодать ( Притч.3:34 ). В то время в Палестине находились, для низложения Александрийского епископа Павла, Ефрем, патриарх Антиохийский , и папа Евсевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

На вопрос этот Савва ответил словами своего Учителя: «Лучше для вас, чтобы я пошел» ( Ин.16:7 ). Он не удалился на покой в Студеницу – хотя покой был ему более чем необходим после стольких трудов и тревог. Он не уехал на Святую Гору – хотя хотел бы туда отправиться и жить там больше, чем где бы то ни было. Итак, он не руководствовался своими желаниями и не бежал от своих обязанностей. Он научился направлять свою жизнь по воле Божией, как раб Божий и пришлец на земле. Водимый Духом Божиим, Савва собирался в далекие земли, дабы среди чужих людей работать на благо своего сербского народа и всего вселенского православия. Все народы в мире должны были узнать имя Сербии, ее народ и Церковь чрез самого лучшего их представителя. Таков был промысл Божий, который Савва исполнял с любовью и послушанием. В Будве, пока видна была уплывающая Саввина галера, множество стоявших на берегу людей кланялись своему дорогому святителю, причитая и оплакивая его отъезд. Савва все это время стоял на палубе, обеими руками благословляя свой народ и свою землю. В пути паломников застал сильный шторм. Объятые страхом, капитан и все путники испрашивали Саввиных молитв. Святитель, попросив учеников держать его, так как корабль раскачивало, воздел руки к небу и начал молиться. Затем сотворил крестное знамение и громко возгласил: «Во имя Господа и Бога нашего Иисуса Христа повелеваю вам, ветер и море, утихните!» И море утихло. После этого путешественники готовы были почти обожествить Савву. Прибыв в Акру, святитель отправился в храм Святого Георгия, который в свое время выкупил у латинян и возвратил монастырю преподобного Саввы Освященного. Пока он отдыхал, капитан корабля, моряки и путники разнесли весть о том, как по молитвам сербского святителя спаслись от верной смерти. Узнав об этом, городские старейшины и народ пришли поприветствовать Савву. Поклонившись ему и предложив погостить в их городе, они испрашивали его благословения и молитв. В Иерусалиме Савву вновь принял патриарх Афанасий. Он предоставил ему свою резиденцию. Два первоиерарха долго и сердечно беседовали. Некоторое время спустя Савва переселился на Сион в сербский монастырь Святого апостола Иоанна Богослова, купленный им во время первого паломничества в Иерусалим. Следуя примеру Саввы, сербские государи и епископы основывали монастыри в Святой Земле. Король Милутин выстроил монастырь Святых архангелов близ Гроба Господня в Иерусалиме. Патриарх Иоанникий создал храм на горе Фавор и монастырь Пророка Божия Илии в Кармиле. Долгое время во всех обителях Палестины сербские монахи были самыми многочисленными после греков. Глава 39. Меж верных и неверных

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Плоешти. Церковь Саввы Освященного (утраченная). Biserica Sf. Sava /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Саввы Освященного Год постройки:Между 1843 и 1848. Год утраты:1944 (разрушена при бомбардировке 24.04.1944, остатки разобраны после войны) Адрес: Румыния, Прахова, Плоешти Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Церковь Святого Саввы в Плоешти, построенная в 1843-1848 годах на дороге Бухарештилор, была полностью разрушена во время воздушных бомбардировок 1944 года. В этой чрезвычайной ситуации прихожане прихода, не имея материальных средства на восстановление церкви, обратились за поддержкой к Народному совету города, который решением, принятым в 1952 году, уступил часовню кладбища «Этернитатея» (ETERNITATEA), расположенного в том же районе, чтобы ее можно было использовать в качестве приходской церкви. Часовня на этом кладбище, посвященная Воздвижению Креста Господня, построена из кирпича в 1904-1908 годах для выполнения функций церкви, в 1952-1953 годах была расширена, добавлен пронаос и освящена 19 июля 1953 г. с покровителем Святым Саввой и Святым Георгием. В 1966, 1969 и 1970 годах были необходимы ремонт и модернизация, чтобы церковь могла функционировать в хорошем состоянии, завершенные в 1978 году. В этот период также была выполнена роспись. Церковь была освящена 15 июня 1978 года. Источник: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=58652

Москва. Церковь Саввы Освященного в Люблине. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянный храм в честь преподобного Саввы Освященного в Люблино строился в рамках Программы-200, и ушло на его возведение чуть меньше года. Изначально на выделенном месте была лишь устроена часовня для молитв. В марте 2014 г. состоялась закладка фундамента. 5 ноября благочинный Влахернского округа протоиерей Анатолий Родионов освятил колокола и кресты.  Колокольный ансамбль состоит из 9 колоколов, отлитых на Тутаевском заводе. Вес самого большого Благовеста – 460 кг. Два купола с барабанами размерами 2 метра и 1 метр с традиционными восьмиконечными крестами. Выполненные в русскую объемную шашку и покрытые напылением нитрида титана. Высота колокольни 18 метров. Первое Богослужение в церкви было совершено 12 ноября 2014 г. В этот день празднуется перенесение мощей преподобного Саввы из Венеции в Лавру, основанную этим подвижником на Святой Земле и носящую его имя. Чин малого освящения совершил наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Воскресенский Савва. 18 декабря 2014 года Владыка Савва и епископ Уржумский и Омутнинский Леонид совершили чин великого освящения новой церкви, воздвигнутой в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. http://hram-savva-lublino.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33129

И Кирилл Скифопольский передаёт, между прочим, что Армяне лавры, ещё при жизни св. Саввы, в своих отдельных собраниях стали было петь «Святый Боже» с прибавкой: «распныйся за ны», но были удержаны св. отцом (Coteler. pag. 264), т. е. рассказывает такой факт, который не позволяет нам допустить и малейшую тень сомнения в достоверности описываемых биографом событий и лиц. Остаётся, таким образом, допустить то весьма вероятное предположение, что в древнейшем списке «правил» преп. Саввы Освященного вместо слов: τος βηρας стояли слова: τος ρμνους, соблазнившие греческих переписчиков IX, Χ и др. веков, когда, особенно у византийских Греков, развилась страшная ненависть к Армянам, выразившаяся в составлении на их счёт разного рода нелепейших легенд и сказок. Грекам-переписчикам казалось неудобным соседство соплеменников с Армянами, и они заменили последних единственно в то время единоверными Иверцами. Этой-то замене, нам думается, мы и обязаны настоящим противоречием. В позднейшее время, а именно в IX в., Грузины жили в лавре св. Саввы, имели в своём распоряжении пещерную церковь и здесь занимались книжным списанием. Например, здесь написаны Постная Триодь 864 года, Творения святых отец 924 или 925 г., Слова св. отцов 864 г. и др. (Пал. Сборн. стр. 38, 222, 224 и др.). 158 Из Сирийцев происходил один из приближенных учеников преп. Саввы, по имени Флаис, живший вместе с ним в рувской пустыне (pag. 249). 159 В рукописи Синайск. библ. 531 нет слов: τος φργγους. Очевидно, это позднейшая вставка, относящаяся во времени написания данной рукописи, из которой мы берём настоящие «правила» св. Саввы (слич. л. 107 той же рукописи). 160 Великая лаврская церковь во имя Всехвальной Богородицы и Приснодевы Марии была построена преп. Саввой на шестьдесят третьем, году его жизни и освящена епископом Илией. При этой церкви была устроена и паперть (μεσαλιον) (pag. 263). 161 Гроб святого Саввы до похищения его мощей латинянами находился в особой часовенке, стоящей посредине двора лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010