Насколько живыми были контакты Сербии с Палестиной свидетельсвтует тот факт, что патриарх Иоанникий воздвиг две церкви в Палестине – церковь Св. Илии на Кармильской Горе и Преображения на Фаворе. Эти контакты сохранялись и позднее, особенно сербская монашеская община в Палестине, окрепла в начале 16 века. В это время был возрожден, опустошенный чумой, монастырь Св. Архангелов. Сербские монахи, в 1504 году, даже взяли в свои руки и монастырь св.Саввы Освященного, под защитой которого находились задужбины Святого Саввы в Палестине. В Лавре в 1612 году была посторена колокольня и церковь Св. Симеона Мироточивого, а между часовней св. Гроба и церкви Воскресения вплоть до 1652 года находилась «сербская трапезная».То, что среди синайских и сионских монахов сербов и других славян, было достаточно ученых людей, видно по тому, что ими, в 1555 году,была написана служба новомученику Софийскому Николе. Однако, во второй половине 17 века, число сербских монахов на Востоке резко уменьшается, Лавра св. Саввы Освященного и монастырь Св. Архангелов переходят в руки Иерусалимского патриарха, оплатившего огромные монастырские долги, но любовь сербов к палестинским и синайским святыням не гаснет. Они, по словам Саввы Димитриевича, считали Иерусалимскую патриархию и патриарха, более близкими себе, чем Цариград. Особенно усилилась эта любовь после Переселения сербов в земли за Савой и Дунаем. Так, Арсений III называет (1690) Коморанских сербов называет «более ревностными служителями святой восточной церкви Иерусалимской». Так же и митрополит Павел Ненадович (1754г.) пишет послание «всем своим христианам восточного благочестия святой Иерусалимской Церкви». Такое выраженное стремление Сербской Церкви в Задунайских землях к Иерусалимской Церкви, именно в это время, не случайно: оно коренится в глубоком экклезиологическом самосознании, пробужденном прямым столкновением с монополистическими претензиями Рима, и трудностями возникшими в отношениях между Сербской и Цариградской Патриархиями. То, что в 17 веке монахи славяне все еще присутствовали в Палестине и на Синае, говорит одна синайская рукопись, написанная «Стефаном на святой Горе Синай» (1662г).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Заглавие это читается так: Τυπιχον τh ζ εχχλh σιαστιχh ς αχολουθιαζ εν Ιερουσαλυμοιζ ευαγουζ λαυραζ του οσιου θεοφορου πατροζ Σαβα, т.е. Типикон церковного последования святой лавры в Иерусалиме преподобного, богоносного отца нашего Саввы. Если к этому заглавию мы прибавим слова: «это последование бывает и в остальных церквах святых монастырей иерусалимских» ( Αυσh αχολουθια γινεται χαι εν ταιζ λοιπαιζ εχχλh σιαις των εν Ιερουσαλυμοιζ αγιων μονων), которые могли быть опущены писцом совершенно случайно, то получается то стереотипное заглавие подобного рода памятников, с которыми мы встречаемся на каждом шагу. Типиконы с подобным заглавием встречаются во всех библиотеках Европы, Азии и Африки целыми десятками и своим однообразным заглавием возбуждают чувство даже недовольства у исследователя их 29 . Но при ближайшем знакомстве с содержанием этой рукописи оказалось, что пропуск данных по видимому ничтожных слов сделан не случайно, а имеет свое глубокое знаменательное значение. Анализ рукописи обнаружил, что передо мною быль, как гласило и заглавие, Типикон, обнимающий специально церковно-богослужебные порядки знаменитой Лавры Саввы Освященного, которые ни в коем случае не могли иметь места а других монастырях и церквях Палестины или иных стран, будучи применены к храмам и священным местам (напр. могила св. Саввы, богосозданная церковь , пещерная церковь и т.п.), находящимся в этой Лавре, и к событиям, имевшим значение лишь в истории этой обители. Короче говоря, пред нами чистый Типикон Лавры Саввы Освященного, древнейшего его состава, Типикон, не подвергшийся еще влиянию практики студийского монастыря, еще не переработанный в Константинополе, каким его мы знаем теперь. Уже этого одного обстоятельства, самого факта нахождения древнейшего Типикона знаменитой Лавры, о котором доселе лишь мечтали все исследователи истории церковного Устава (Сергий епископ, проф. Мансветов и др.) было достаточно, чтобы приковать к себе самое глубокое внимание и возбудить в нас самый живой интерес, а к этому еще прибавляется другой не менее интересный в истории нашего Типикона факт нахождения духовного завещания пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Из дальнейших статей заключает несколько литургических указаний глава о том, когда стоят на службе со свечами, и об освещении церкви в будние дни и праздники. Особенно же замечательна в этом отношении обширная статья о погребении, листы 273–278 (издана с объяснениями в приложении к сочинению Митрополит Киприан в его литургической деятельности). Устав иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских. Иерусалимский устав на Востоке Первые сведения о лавре св. Саввы, с которой связано происхождение устава иерусалимского, и о порядках, которые имели здесь место при её основателе, сообщаются в житии Саввы Освященного. Оно написано Кириллом Скифопольским , спустя 80 лет по смерти св. Евфимия († 472 г), следовательно, через 20 лет по смерти преп. Саввы, на основании рассказов достоверных лиц, бывших его учеников и свидетелей подвигов, которые, во время биографа, «следовали образу жизни преподобного и освещали путь, ведущий ко Христу». Несмотря на желание собрать возможно большее число сведений, составитель жития признаётся, что ему удалось добыть этим путём лишь немногое. Но зато эти известия, по словам его, были им строго проверены и отличались такой точностью, которая не оставляла никаких сомнений в читателе. Что касается неполноты сведений, то с этой стороны, сравнительно с другими произведениями агиобиографической литературы, нельзя сделать упрёка составителю жития. Оно очень подробно и излагает в последовательном рассказе обстоятельства жизни Саввы Освященного, его деятельность по устройству монастырей, сношения с тогдашними церковными деятелями и участие в решении догматических вопросов, волновавших тогдашнюю церковь . К, сожалению, жизнеописатель гораздо сдержаннее, когда дело идёт о порядках службы и дисциплины и в этом отношении для истории устава даёт очень немного. Что же касается до особенной хронологической точности, о которой заявляет биограф, то этим качеством житие, в теперешнем его изложении, похвалиться не может и заключает немало противоречий 156 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Таким образом, иверские монастыри в Палестине, благодаря, главным образом, собранным в Иверии деньгам, окончательно и навсегда перешли в руки греков святогробцев, которые сделались их единственными хозяевами и распорядителями. Сербы, как мы видели, владели лаврой Саввы Освященного и в самом Иерусалиме Архангельским мона­стырем. Но при патриархе Феофане они настолько задол­жали, вследствие нерасчётливого ведения хозяйства, что продали всё, что можно продать, а всего накопившегося на них долга всё-таки не уплатили. Тогда сербы будто бы оставили окончательно свои монастыри и разбежались, так что в монастырях их не осталось ни одного человека. В виду этого латиняне задумали было овладеть Архангельским монастырем, который был от них в недальнем расстоянии, а армяне хотели завладеть лаврой св. Саввы. Но патриарх Феофан отдал заимодавцам 54 000 гросий долга, бывшего на тех монастырях, и получил их в свое полное владение. Деньги на это Феофан добыл таким образом: он отправился в Молдавию к воеводе Василию и в первый же день по приезду утром явился во дворец господаря. «Василий, – рассказывает Досифей, – вышел босыми ногами встретить владыку, а сей подает ему веревку и говорит: Сын мой! удави меня, чтоб не удавили меня турецкие заимодавцы. И го­сударь тотчас написал в Константинополь к чиновникам своим, и они отдали заимодавцам долг св. Гроба– 6000 венецианских флоринов. Немного спустя приехал в Яссы ага с царским повелением взять патриарха за другие 6000 флоринов, кои он был должен. Господарь заплатил и эти деньги» 15 . Таким образом, лавра св. Саввы и монастырь Архангельский в Иерусалиме, которыми ранее владели сербы, благодаря денежному пособию молдавского воеводы, уже при п. Феофане окончательно перешли в руки греков. Впрочем, лавра св. Саввы и после приобретения её Феофаном долгое еще время оставалась в запустении. Во время Досифея «в ней оставалась одна только церковь , а стен уже не было, и потому бродили там овцы и козы арабов; да и в самой церкви держали арабы овощи и быков своих, а жены их входили в монастырь и попирали его». Лавра св. Саввы была вполне восстановлена только Досифеем 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Древний Святогробский патриарший Типикон потерял свое жизненное практическое значение и сделался достоянием библиотеки, как красноречивый памятник безвозвратно минувшего счастливого прошлого времени Сионской Церкви. Его место занял другой, более упрощенный, выработанный отчасти в Святогробском храме, но более всего практиковавшийся в соседнем с Святогробским храмом монастыре Богородицы Спудеев или Тщания, построенном на том месте, где стояла пречистая Богоматерь, потщавщаяся видеть Сына своего распинаема. 22 Этот-то Церковный Устав или Типикон, попав в лавру пр. Саввы Освященного и будучи там в значительной степени обработан и дополнен, и получил у нас название Иерусалимского Типикона обители пр. Саввы Освященного. И у монахов–спудеев, и в обители преподобного Саввы Освященного, и повсюду, куда был принят в богослужебную практику этот последний Устав, как руководство, служба Страстей Христовых не могла уже совершаться так, как она совершалась в Иерусалиме клиром Сионской Церкви, потому что не было налицо тех святых достопокланяемых мест и тех драгоценных реликвий, какими некогда владела древняя Сионская Церковь – Матерь всех церквей – Божие жилище. Сложный и полный движения и жизни чин Страстей Христовых, принятый в целом своем виде из Иерусалимской Церкви и весьма незначительно дополненный в Константинопольской Церкви, пришлось волею–неволею ограничивать тесными пределами соборных или приходских храмов, лишить присущего ему драматизма и массовых паломнических движений, чем отличался этот чин в древности в Иерусалиме. Теперь все внимание молящихся в наших храмах сосредоточено было на священнослужителях, воспроизводящих в евангельских повествованиях шаг за шагом всю трогательную повесть страданий нашего Спасителя в эту ужасную ночь, и на пение умилительных по содержанию антифонов, седальнов, блаженств, тропарей трипеснца и стихир на стиховне и хвалитех. О бывшем некогда непрерывном передвижении клира и народа с места на место: с Сиона на Елеон, с Елеона в Гефсиманию, снова на Сион на место покаяния апостола Петра, в город на Лифостротон и к Голгофе, отчасти напоминают нам лишь непрерывные каждения священнослужителями храма и молящихся во время седальнов и постепенное удаление в алтарь с середины храма архипастырей и пастырей, по прочтении им назначенного евангельского чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В моих «Заметках о Втором Ватиканском Соборе» я привел ряд примеров того, что Константинопольские патриархи в течение ряда исков имели дружеские отношения с папами Римскими. Во время Второго Ватиканского Собора эти отношения особенно улучшились. В свете этого становится понятной и поездка патриарха Афинагора в Иерусалим для дружеского свидания с папой Павлом VI, а затем визит Константинопольского патриарха папе и ответ последнего патриарху, а также возвращение православным тех святынь, которые в давние времена латиняне вывезли к себе, именно: возвращение главы св. апостола Андрея Первозванного, которого Константинопольская церковь считает своим основателем, и возвращение в обитель св. Саввы Освященного мощей преподобного Саввы. Возвращение этих великих снятынь, несомненно, послужило сближению между греками и римо-католиками. Очевидец возвращения мощей – главы св. апостола Андрея, – греческий диакон-профессор, рассказывал мне о том, с каким великим торжеством происходила передача православным их святыни. Святую главу апостола Андрея, хранившуюся в серебряном кивоте в базилике св. апостола Петра, провожаемую папой и всем латинским духовенством, доставил на аэроплане в Грецию, на остров Патрас, кардинал Беа в сопровождении свиты. Все население острова собралось на аэродроме. От греческого короля прибыл премьер-министр, который пожаловал от короля кардиналу высший греческий орден. Многочисленные крестные ходы, духовенство в облачениях и до 30 епископов встретили возвращавшуюся после почти 600-летняго отсутствия их святыню – главу Первозванного апостола. Трудно передать ту радость, то ликование. когда старец-кардинал вынес святыню. Предваряемая крестным ходом святыня была внесена в соборный храм, где была отслужена Божественная литургия, возглавляемая архиепископом Афинским, главою Элладской церкви, в сослужении всего греческого епископства и многочисленного духовенства. При конце службы, архиепископ взял под руку кардинала Беа и вышел с ним к народу. Народ устроил овации кардиналу и просил его передать всенародную глубокую благодарность папе. «Мы все плакали, – рассказал мне мой докладчик, – плакал народ, плакали епископы, плакал старец-кардинал.» В течение 40 дней ежедневно архиерейским служением служилась в соборе Божественная литургия. Трогательно было провожание и другой великой святыни, возвращение мощей прп. Саввы Освященного из Венеции в его обитель в Иерусалим. О том, что его нетленное тело будет взято из обители и долгое время будет вне ее и потом снова будет покоиться в основанной им лавре, преподобный Савва говорил своим ученикам, и при этом указал, что он вернется в свою обитель уже перед самым концом мира. Подробное описание перенесения мощей преподобного Саввы из Венеции в Иерусалим было дано г-жою В. Артуровой-Кононовой па страницах «Русской Жизни» По 8793.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

В конце VIII века, именно в 796 году, перед Пасхою, Великая лавра подверглась нападению сарацин, живших за Иорданом. Она была разграблена и опустошена; многие иноки ее были умерщвлены, например, Иоанн, Сергий и Патрикий, память коих Церковь совершает 20 марта 327 . В первых годах IX столетия Великая лавра опять испытала тяжкое бедствие, которому подверглась вместе с другими обителями. В это время по причине междоусобиц между детьми халифа Гарун-аль-Рашида на Востоке, и в частности в Палестине, происходили страшные разбои и всякого рода насилия. В Палестине многие христиане подверглись мученической смерти, а другие толпами бежали на остров Кипр и в другие места; церкви были расхищены, многие обители разорены или совсем оставлены. Тогда оставлена была на время и Великая лавра св. Саввы. В XII веке Великая лавра была совершенно разорена арабами, жившими за Иорданом. Во время крестовых походов, когда латины овладели всеми важнейшими местами Святой Земли, лавра Саввы Освященного находилась в руках православных и игумен ее упоминается в летописях западных при явлении на Гробе Господнем святого огня в Великую Субботу. В начале XVI века лавра св. Саввы была совершенно оставлена греками по причине нестерпимых притеснений со стороны арабов. Через несколько лет некоторые благочестивые сербские иноки восстановили обитель, выстроив вне стен еще башню для защиты с приделом св. Симеона Сербского. Но спустя 70 лет после этого бедуины, напав на лавру, изгнали из нее иноков, разорили обитель, разрушили самые ее стены. С тех пор лавра оставалась в совершенном запустении более ста лет до конца XVII столетия; в этом столетии патриарх Иерусалимский Досифей совершенно восстановил знаменитую обитель Саввы Освященного и привел ее в тот вид, в каком она находится ныне 328 . Из подвижников, процветавших в Великой лавре, известны: V века – Иоанн Постник ; VI века – Иаков, Анфим, Афродисий, Флаис и Геласий, ученики преподобного Саввы; Кириак, Афанасий, Каллиник, Иоанн Савваит, Иоанн Молчальник епископ и Кирилл Скифопольский ; VII века – Антиох и Леонтий писатели; VIII века – Иоанн Дамаскин , Иоанн, Сергий, Патрикий и Анастасий, избиенные сарацинами; IX века – Иона и Михаил черноризец. Не упоминаем о тех знаменитых мужах, которые также жили и подвизались в Великой лавре, каковы: Косма Маюмский (память 12 октября), Стефан Савваит (память 28 октября), Феодор Начертанный (память 27 декабря), Феофан Исповедник Савваит (память 11 октября) и Феодор, епископ Эдесский (память 9 июля). Они действовали на других поприщах служения Церкви Христовой и в Великой лавре полагали только начало подвижничества, приготовляясь к будущей великой деятельности. Но первое место в ряду подвижников Великой лавры занимал сам основатель ее. О нем и поведем прежде всего речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лавра прп. Саввы Освященного Лавра прп. Саввы Освященного Прп. Савва Освященный оказал большое влияние на распространение лавриотской формы монашества в Палестине. Он и его ученики основали 13 мон-рей, 7 Л. и 6 общежительных. Мн. известные монастыри, устроенные прежними поколениями монахов, такие как Л. прп. Евфимия, преобразованная в киновию, мон-рь прп. Феоктиста, Старая Л., оказались под духовным руководством прп. Саввы ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 10, 36, 90). Численность монахов увеличилась с неск. сот в 1-й пол. V в. почти до 3 тыс. в VI в. В 478 г. прп. Саввой была основана Л. в Кедронской долине, к-рая после масштабных строительных работ 482-486 гг. превратилась в крупный монастырский комплекс, получивший название Великой Л. (Μεγστη Λαρα, Μεγλη Λαρα; араб. Дейр-Мар-Саба) и ставший главным центром савваитской конфедерации мон-рей. При жизни прп. Саввы в Великой Л. были построены 2 церкви: большая в честь Пресв. Богородицы и т. н. пещерная церковь Феоктиста («богозданная»), освященная в честь свт. Николая Мирликийского. В наст. время кроме этих храмов в Л. имеется ряд часовен, нек-рые из них расположены на месте древних келий. В 493 г. к северу от Великой Л. была построена т. н. Малая киновия, предназначенная для новоначальных иноков, желавших подготовить себя к отшельнической жизни ( Idem. Vita Ioan. Hesych. 6). Совр. монастырь Дейр-Мар-Саба, занимающий сравнительно небольшую территорию (ок. 60×100 м), представляет собой лишь центральную часть древней Великой Л., кельи к-рой были разбросаны на скалах по берегам потока Кедрон, к югу и северу от нынешнего мон-ря, на протяжении ок. 2 км. В наст. время настоятелем мон-ря является Иерусалимский патриарх, фактически Л. управляют назначаемый патриархом «духовник» (наместник) в сане архимандрита и 2 его помощника. В 510 г. была основана Семиустная Л., к-рая находилась примерно в 4 км к северо-западу от Великой Л. (ныне Хирбат-Джинджас, к северу от Кедронской долины), возле т. н. Семиустной цистерны (Επτστομος λκκος), устроенной имп. Евдокией в 20 стадиях от Л. прп. Евфимия ( Idem. Vita Sabae. 39). Семиустная Л. была сравнительно небольшой, в ней могли разместиться не более 20 монахов. Характеристики, типичные для равнинных Л., в основном относятся к этой Л.: симметричная структура с четким разделением между 2 группами келий, каменная ограда правильной формы, центральные здания, по форме напоминающие киновию ( Hirschfeld. 2003).

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Рубрики Коллекции 25 января Русская Православная Церковь чтит память святителя Саввы Сербского 2 мин., 25.01.2024 Поделиться Память устроителя Сербской Православной Церкви, первого Архиепископа Сербского святителя Саввы (+ 1237 г.) празднует Русская Православная Церковь 25 января. Сербская Православная Церковь совершает память этого святого в другой день – 27 января. В историю православия святитель Савва Сербский вошел как выдающийся подвижник монашеского делания, а также архипастырь для верующих.   Савва Сербский (в миру – Ростислав Растко) родился в 1169 году в семье правителя тогдашней Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства будущий святой усердно посещал богослужения, при этом особо обращая внимание на монашество. В 17 лет, после встречи с русским иноком с Афона, он оставил дом и сам прибыл в Русский Пантелеимонов монастырь на Святой Горе. В 1186 году будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь преподобного Саввы Освященного. Позже в Хиландарском монастыре святой Савва был посвящен в диакона и затем в пресвитера, а уже в Солуни, за свои подвижнические труды на Афоне, его удостоили сана архимандрита.   Вернувшись в Сербию, святитель Савва вместе со своим державным братом святым Стефаном заложил Жичский монастырь в честь Вознесения Господня, который стал центром Сербской Православной Церкви. В 1219 году в Никее Патриарх Константинопольский Герман рукоположил архимандрита Савву в епископа с возведением его в достоинство Архиепископа Сербского. Во время возвращения на родину святителю во сне явилась Пресвятая Богородица, в память о чем он заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери. Дальнейшая часть жизни Саввы Сербского была посвящена устроению жизни Православной Церкви в его родной стране. И не только жизни Церкви, но и государства. В частности, именно святитель Савва в 1222 году венчал на царство своего державного брата Стефана. Это событие было важно для укрепления независимого государства сербов.

http://foma.ru/25-janvarja-russkaja-prav...

В день памяти святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, в Венеции перед его мощами был совершен молебен 26 ноября 2007 г. 17:42 25 ноября, по сложившейся за несколько последних лет традиции, верующие венецианского прихода святых Жен-Мироносиц Русской Православной Церкви в день памяти святителя Иоанна Милостивого поклонились его мощам. После совершения общинной молитвы и поклонения мощам святителя Иоанна священник Алексий благословил верующих крестом преподобного Саввы, в который вставлены частицы Древа Животворящего Креста Господня. По окончании молебна священнослужитель поблагодарил настоятеля церкви святого Иоанна дона Джованни за гостеприимство и теплоту, с которой он встретил православных верующих, и выразил надежду, что сотрудничество прихода святых Жен-Мироносиц и католической епархии Венеции в области паломничества принесет в будущем еще большие плоды, поскольку посещение православными верующими святынь Западной и Восточной Церкви, хранящихся в Италии, обогащает как паломников, так и верующих итальянцев, которые открывают для себя православные традиции благочестия. В церковь святого Иоанна Предтечи, где с XIII века хранятся мощи святого, в наши дни стекается все больше паломников из разных стран, желающих поклониться этой святыне. По особой договоренности настоятеля прихода святых Жен-Мироносиц священника Алексия Ястребова с венецианской католической епархией православные возносят молитвы перед мощами святого Иоанна. Отцу Алексию предоставляется также возможность выносить православным верующим «крест святого Саввы» монашеский крест преподобного Саввы Освященного, с которым был похоронен подвижник. Мощи святого Саввы также пребывали в Венеции, пока в 1966 году не были возвращены Иерусалимскому Патриархату . Крест же преподобного Саввы был оставлен и хранится в приходе святого Иоанна Предтечи. Иоанн Милостивый, святой VII века, как заступник и утешитель нуждающихся и помощник страждущим, был и остается одним из наиболее почитаемых святых Православия. Сайт прихода святых Жен-мироносиц в Венеции /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/329442.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010