С точки зрения археологической, Масада представляет собой большой и сложный ансамбль. Общая длина стен, местами отремонтированных и восстановленных, составляет около 1300 м. Комплекс включает римские термы, микву (иудейская ритуальная купальня), два царских дворца: северный, трехуровневый, – с жилыми комнатами на верхнем этаже (с мозаичными полами и стенами, украшенными фресками) и атриумом с многоколонным портиком на нижнем, и меньший, западный (с сохранившимися мозаиками «Тронного зала»), на нижнем, синагогу – древнейшую в стране, современницу Второго Храма, и даже небольшую византийскую церковь , о которой мы упоминали выше. Был здесь и большой плавательный бассейн, и несколько больших цистерн, и, наконец, круглое в плане здание – колумбарий с каменными нишами-оссуариями. Не говорим уже о меньших цистернах, складах, арсеналах, казармах для воинов. Канатная дорога сделала Масаду одним из самых посещаемых музеев-заповедников страны. онастыри пустыни Лавра преп. Саввы Освященного Из многочисленных православных монастырей, существовавших в Иудейской пустыне в V-VI вв., в древнем своем виде уцелел только один – Лавра преп. Саввы Освященного. Все остальные были сметены персидским нашествием 614г., лишь некоторые возобновлялись в Средние века, а немногие, действующие ныне, – Хозевитский, Сорокадневный, Феодосиевский, – возрождены усилиями Иерусалимской патриархии с русской помощью лишь во второй половине XIX в. В обители св. Саввы иноческая жизнь не замирала никогда. Монастырь стоит на крутом, скалистом мысу, у слияния двух ущелий – на обрыве около 130 м глубиной. «Отсюда начинается то грозное и суровое по виду ущелье, которое называется Плачевной Юдолью, – писал архим. Леонид (Кавелин) . – С обеих сторон потока встают отвесные скалы, темно-желтые ребра которых изрыты пещерами, зияющими своими полуразрушенными входами, точно звериные логовища. Медленно подвигаетесь вы вперед, любуясь видом глубокого ущелья, и, смотря на пещеры, вспоминаете, что эти, ныне опустевшие, ульи были некогда населены пустынными пчелами. Сомневаюсь, чтобы на всей земной поверхности существовало человеческое жилище в месте более диком и ужасном, нежели то, где воздвигнута эта уединенная обитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В кон. V в. новыми лидерами монашества и духовными учителями Палестины стали преподобные Савва Освященный (438/9-532) и Феодосий Великий (Киновиарх; ок. 424-529). Прп. Савва, выходец из Каппадокии, перебрался в Палестину в 456/7 г. и поселился сначала в лавре св. Евфимия Великого, затем в монастыре Сука, где игуменом был прп. Феоктист, сподвижник прп. Евфимия. Мон-рь был тесно связан с лаврой св. Евфимия и считался подготовительной ступенью для тех, кто хотели войти в число ее подвижников. В 474 г. Савва ушел в пустыни Рува и Кутила, в 478 г. поселился в пещере на склоне Кедронского ущелья, юго-восточнее Вифлеема, где к нач. 80-х гг. возле его пещеры сформировалась монашеская община. 12 дек. 490 г. патриарх Саллюстий (486-494) освятил соборный храм мон-ря и поставил игуменом прп. Савву. Образованная т. о. лавра св. Саввы Освященного (араб. Мар-Саба) со временем приобрела славу во всем христ. мире. Уже в ранневизант. период здесь подвизались выходцы из разных христ. стран; среди насельников было много грузин, позже получивших право иметь в обители свой храм. В завещании св. Саввы, а также в Житии прп. Феодосия Великого указано, что грузины в лавре и в мон-ре прп. Феодосия совершали богослужения на родном языке ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 222-223; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 320) (см. Саввы Освященного лавра ). Прп. Феодосий Великий. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Феодор Студит, Феодосий Великий и Ефрем Сирин». Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ) Прп. Феодосий Великий. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Феодор Студит, Феодосий Великий и Ефрем Сирин». Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ) Прп. Феодосий также был родом из Каппадокии и в 457 г. отправился в паломничество по Сирии и Палестине. Под Антиохией он посетил прп. Симеона Столпника и получил благословение на подвижническую жизнь. Неск. лет он провел в мон-ре у башни Давида в Иерусалиме, затем переселился в лавру у пещеры Волхвов близ Вифлеема и, наконец, в мон-рь, основанный учениками прп. Евфимия Великого. Собственный мон-рь он основал ок. 479 г. восточнее Вифлеема, на месте, где, по преданию, в пещере ночевали волхвы (араб. Дейр-Доси). Ко времени кончины прп. Феодосия его мон-рь был крупнейшим в Палестине; в нем подвизалось до 400 монахов ( Cyr. Scyth. Vita Theod. S. 235-241). Ок. 493 г. патриарх Саллюстий поставил прп. Феодосия архимандритом всех киновийных мон-рей Иудейской пустыни, а прп. Савву - архимандритом лавр и отшельнических келлий ( I dem. Vita Sabae. S. 115; I dem. Vita Theod. S. 239).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Авва Мартирий, по прошествии 8 лет своего патриаршества, переселился к Богу, и правление церковью принял после него Саллюстий. Отцу нашему Савве был тогда 48-й год жизни. Тогда в его лавре возникли некоторые люди, которые умом были плотские и, как говорит писание, не имели духа ( Иуд.1:19 ). Они с давнего времени поставляли сети Савве и всяким образом оскорбляли его. Но был и между апостолами Иуда, и Гиезий жил несколько времени с Елисеем; родился и Исав от Исаака, и Каин был братом Авеля. Итак, эти люди, о которых мы сказали, согласившись между собою, пошли во святой град, пришли к архиепископу Саллюстию и просили его, чтобы он дал им игумена. Архиепископ спросил их: «из какого вы места»? Они отвечали: «мы живем в пустыне, в некоторой долине». Потом архиепископ спросил их: «в какой это долине?» На этот вопрос они и против желания ответили: «в той долине, которую некоторые называют долиною аввы Саввы». На это архиепископ сказал им: «где же авва Савва?» Они сказали: «он по грубости своей неспособен управлять тем местом; притом он и сам не имеет рукоположения, и другому никому не позволяет войти в церковный клир; посему, как может он управлять обществом, состоящим из 150 человек?» В это время один достопамятный муж, по имени Кирик, который был тогда пресвитером и настоятелем церкви Святого Воскресения и хранителем креста, находясь при архиепископе и слыша разговор его с отцами, пришедшими из лавры Св. Саввы, спросил их:      «вы ли приняли Савву в то место, или он принял вас?» Они отвечали: «хотя он нас принял, но поскольку он груб, то не может управлять нами, когда мы умножились». На это сказал им преблаженный Кирик: «если он, как вы сами говорите, собрал вас в упомянутом вами месте, и если это место, бывшее прежде пустым, он населил; то теперь не гораздо ли легче ему управлять населенным местом и вами, собравшимися вместе? Если Бог содействовал ему собрать вас и устроить место, то тем паче будет содействовать ему в управлении». После этого разговора архиепископ отпустил их, сказавши: «ступайте, рассмотрите это дело и завтра придите ко мне». Между тем он призвал к себе блаженного Савву, будто бы для другого дела, потом призвал и обвинителей его и перед их глазами рукоположил его в пресвитера им и сказал: «вот теперь в отце вашем Савве вы видите игумена вашей лавры; его свыше избрал Бог, а не человек; ибо я только утвердил божественное избрание и чрез это удостоился Божия благодеяния». После этого архиепископ взял с собою блаженного Савву и отцов и пошел в его лавру. При нем находился и упомянутый хранитель креста Кирик. Архиепископ, освятивши созданную Богом церковь , в том богосозданном отделении ее, которое было со сводом, поставил освященный жертвенник, под который положил весьма много мощей святых и добропобедных мучеников. Это происходило месяца Декабря двенадцатого дня, 14-го индиктиона, на 53-м году жизни блаженного Саввы, в то время, когда умер царь Зенон и начал царствовать Анастасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Когда внешняя и внутренняя жизнь монастыря была устроена, святой Савва решил исполнить свое давнее желание жить в безмолвии. Поставив вместо себя другого игумена, он удалился в Карею – центр Афона. Там он выстроил уединенную келлию и церковь во имя преподобного Саввы Освященного и поселился с тремя иноками, которые совершали богослужения в храме. Святой Савва усилил свои подвиги: ежедневно прочитывал Псалтирь, пищу употреблял раз в день, совершал особые поклоны в конце каждой службы. Во время безмолвия в Карее он написал устав для Карейской келлии и житие своего отца, преподобного Симеона, который скончался еще до поставления святого Саввы игуменом Хилендарского монастыря, 13 февраля 1200 года. По молитве святого Саввы Господь прославил мощи преподобного Симеона: они стали источником благовонного целительного мира. Вскоре после смерти отца святой Савва был хиротонисан епископом Ерисским Николаем во пресвитера, после чего вернулся в Карейскую келлию. По просьбе брата Стефана святой Савва перевез нетленные мощи своего родителя, преподобного Симеона, в Сербию, в монастырь Пресвятой Богородицы на реке Студенице. На родину он ехал через город Солунь (Фессалоники), где был посвящен в архимандриты. Святой Савва некоторое время управлял братией Студеницкой обители. В Сербии преподобный Савва к своим обычным подвигам иноческим присоединил труды апостольские. В разных городах Сербии он утверждал Православие, восстанавливал порядок в церковной службе, основывал обители, строил церкви, восстанавливал мир между враждующими. Так, преподобный Савва примирил своих братьев Вулка и Стефана. Своим словом он убедил Вулка подчиниться старшему брату и не злоумышлять против него. Стефана святой Савва венчал на царство – впервые в истории Сербии. Благодаря ему была предотвращена кровавая война между Сербией и Болгарией. За праведную жизнь Господь наделил Своего верного служителя даром чудотворений: многие по его молитве получали исцеление, одержимые освобождались от нечистых духов. Трудами преподобного Саввы православное благочестие все более утверждалось на сербской земле. Слава о святом подвижнике распространилась по всей Сербии. Это тяготило смиренного инока, и он вновь удалился на Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Новинском монастыре, пред уничтожением, было две церкви: 1) Соб. Введения во храм Божией Матери, с приделами Похвалы Богородицы и Иоанна Предтечи; 2) Казанской Богородицы – обе древней архитектуры. Они теперь приходские. Неизвестно, какая церковь построена, как выше сказано, в 1540 году; думать должно, что во имя Похвалы Богородицы: ибо, по старинным сведениям, видно, что в конце XVII в. были здесь особенные церкви Похвалы Богородицы и Иоанна Предтечи, обращенные, по-видимому, после в придельные к Соборному храму. Новинская, или Навинская слободка, издревле на этом месте бывшая, имела название по церкви Св. Иисуса Навина, некогда в слободке существовавшей; вероятно, это имя перешло и на самую обитель. Впрочем, село Новинки, под Москвою, значится и в Духовной грамоте В. К. Василия III, писанной в 1462 году. САВВИН, муж. существовавший в древности в Москве, близ нынешнего Новодевичьего монастыря. Он был основан около 1499 года, а соборная его церковь Саввы Освященного (что ныне приходская) построена с приделами, вероятно, вместо прежней, в 1592 году; потом за ветхостью возобновлен в 1607 году. В ней примечательны резные Царские врата, со столбцами и крылами, как единственный сохранившийся от древности памятника, бывшей некогда в употреблении резьбы. Саввинская церковь существовала на этом месте еще до основания обители, по крайней мере, за 50 лет, если не более: в 1456 году до этой церкви проводили из Москвы в Смоленск Чудотворную Икону Божией Матери – Одигитрии, и в память того совершаем был сюда из Успенского собора крестный ход, в продолжении слишком 60 лет, т. е. до самого того времени, когда воздвигнут Новодевичий монастырь. О времени уничтожения этой обители сведений нет; известно только, что она была прежде домовою митрополитов всероссийских, и что во время Стрелецких бунтов, в конце XVII века, церковь Саввы Освященного было уже приходскою. АНДРЕЕВСКИЙ, в ПЛЕНИЦАХ, муж. в Москве, между Калужской заставы и Воробьевых гор, на возвышенном берегу Москвы-реки. Обитель эта основана, под именем Преображенской пустыни в 1648 году, при царе Алексие Михайловиче, знаменитым любителем просвещения, боярином Федором Михайловичем Ртищевым, который учредил тут из Киевских монахов ученое братство (заключавшее в себе, впоследствии, 30 иноков), для перевода с греческого языка Священного Писания и других церковных служебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Брянск. Церковь иконы Божией Матери " Млекопитательница " при Госпитале ветеранов войн. Церковь. Действует.   Престолы: " Млекопитательница " иконы Божией Матери Год постройки:Между 2015 и 2018. Адрес: Брянск, пр. Ст. Димитрова, 84-б. Территория госпиталя ветеранов войн Координаты: 53.232978, 34.319015 Проезд:общественным транспортом до остановки " Областная больница " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 30 июля 2015 года, по благословению Митрополита Брянского и Севского Александра, было совершено освящение закладного камня в основание будущего храма в честь иконы Божией Матери " Млекопитательница " . 15 января 2016 года на территории строящегося храма в честь иконы Божией Матери " Млекопитательница " (рядом с Брянским Областным госпиталем для ветеранов войн) был совершен чин освящения креста для здания крещального храма, в котором планируется совершать Таинства Крещения, а также проводить занятия приходской воскресной школы. Приход нового храма составляют пациенты госпиталя и больничного городка, а также окрестные жители. Первоначально икона Богородицы " Млекопитательница " находилась в лавре Саввы Освященного, в 18 верстах от Иерусалима. Святой основатель единственной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, и что чудотворная икона Богородицы-Млекопитательницы будет дарована ему от лавры в благословение. Св. Савва мирно перешел ко Господу в VI веке. Его предсказание исполнилось более чем через шесть веков: в XIII веке прибыл в Палестину св. Савва Сербский; ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освященного, и Лавра благословила его иконою Богоматери-Млекопитательницы. Возвращаясь в Сербию, св. Савва передал ее в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена св. Саввою местною в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Св. Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери. Источник: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=55726

ниже), образа по большей части древние; из них особенно замечательны: Преображения Господня, данный вкладом в монастырь царицей Евдокией Лукиановною; точный список с чудотворной иконы Владимирской Богоматери прежде поновления оной, в 1682 году; Саввы Освященного, современный Патриарху Филарету, и проч. – 3) Знамения Богородицы, вместо древней, ветхой, перестроена вновь по проекту сотрудника известного Баженова, архитектора Елизвия Семеновича Назарова, иждивением графа Николая Петровича Шереметева, в 1793, и освящена в 1795 году; она двухъярусная: престол ее помещен на хорах, а внизу усыпальница, или склеп, для фамилии Шереметевых; церковь эта послужила образцом митрополиту Платону для построения храма в Вифанском монастыре. Здесь под жертвенником погребен Преосвященный Аарон, бывший епископом в Архангельске; а в особой палатке, также под алтарем, находятся могилы четырех братьев патриарха Филарета, бояр Романовых: Василья, Александра, Михаила и Ивана Никитичей, несчастных жертв политики Годунова, которых тела возвращены в Москву самозванцем; тут же погребена: схимница Александра, жена боярина Феодора Ивановича Годунова, некоторые из Князей Сицких, Черкаских и другие. 4) Николая Чудотворца, с больничными кельями, построена в 1652 году боярином, князем Яковом Куденетовичем Черкаским. С тех пор эта церковь была возобновляема трижды: в 1734, в 1813, после пожара при неприятелях, при чем главный престол переименован в честь Саввы Освященного, а Николаевский оставлен придельным, и в 1840 году; при последнем возобновлении сооружен архимандритом Аполлосом еще придел Нерукотворенного Спасова образа, освященный 6 октября, 1840 митрополитом Московским Филаретом. Находящийся в этом приделе местный Спасов образ прежде принадлежал императрице Елисавете Петровне и от нее дан в благословение фрейлине, графине Гендриковой, которая отказала его сюда. 5). Сергия Радонежского, в среднем ярусе колокольни, устроенная купеческою женою Бабкиною и освященная в октябре 1787 года; она вновь отделана и украшена в 1822 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Чилтер-Мармара. Монастырь Саввы Освященного. Пещерный монастырь Чилтер-Мармара Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Пещерный монастырь Чилтер-Мармара, расположен в 1,5км от с. Терновка (бывшая Шули) на обрыве горы Чилтер-кая, нависающей над Каракобинской и Шульской долинами. Координаты: 44.595487, 33.732161 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Чилтер-Мармара (Челтер в некоторой литературе)– древний пещерный монастырь, действовавший с VIII по XV век. " Чилтер " в переводе с тюркского означает " решетка " , а Мармара- это название средневековой деревни, некогда находившейся на склоне, у подножия монастыря. Здесь более 50-ти пещер, кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, четыре церкви. Первые пещерные сооружения появились здесь в XII-XIII вв. Однако отдельные отшельники могли появиться здесь и ранее, облюбовав естественную карстовую пещеру у верхней кромки скалы. Известно, что значительная часть монастырей возникала в районе " святых мест " - бывших келий или захоронений почитаемых отшельников. Настоящий расцвет монастырская жизнь здесь достигает в XIV-cepeдuhe XV века - Чилтер-Мармара расширяется и достигает своих максимальных размеров. Турецкий захват Крыма в 1475 году привел к тому, что православные монастыри, в том числе и пещерные, были либо разрушены либо пришли в упадок. Пещерный монастырь Чилтер-Мармара, расположен в 1,5км от с. Терновка (бывшая Шули) на обрыве горы Чилтер-кая, нависающей над Каракобинской и Шульской долинами. Учитывая большое число помещений и следы перестроек, а так же разрушение ряда пещер, можно сделать вывод, что монастырь существовал довольно длительное время - до последней четверти XV в., после которой жизнь здесь если и теплилась, то новое строительство вряд ли велось. Вероятно в XII -XIII в. возникла церковь 1, врубленная в естественном скальном гроте, и, возможно, часовня В период Феодоро (конец XIV-XV вв.) монастырь расширяется, появляются пещеры 3-4-х ярусов, в том числе церкви 2-3. Таким образом, монастырь, скорее всего, функционировал с XII-XIII до конца XV в. Однако это не исключает, что отдельные отшельники могли поселиться здесь и ранее, облюбовав карстовую пещеру.

http://sobory.ru/article/?object=15734

1249 Архиепископ Макарий (Миролюбов Николай Кириллович; 24.03.1817–24.12.1894) – известный церковный писатель и историк, почетный член ИППО. Окончил МДА (1842). Преподаватель (1842) и ректор (1860) Нижегородской ДС. Принял монашество (1846). В 1853 г. возведен в сан игумена и назначен членом Синодального комитета по составлению охранных описей церковных древностей. Был командирован в Вологду, Ярославль, Кострому и Владимир для изучения важнейших хранилищ церковных древностей в епархиях. В 1866 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, и затем в течение своей жизни занимал кафедры – Орловскую (1867), Архангельскую (1876), Нижегородскую (1879), Вятскую (1885) и Ростовскую (1887). На всех этапах своего служения неустанно занимался церковно-историческими и археографическими исследованиями. Автор работ: «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (т. 1–2), «Путеводитель по Новгороду с указанием его церковных древностей и святынь», «Церковно-историческое и статистическое описание Старой Руссы», «Описание новгородского Юрьева монастыря» (последнее издание имелось в библиотеке Антонина) – всего более 40 книг и публикаций. Известен также своей речью на открытии памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). 1250 Пика – мера длины в Турции и на Ближнем Востоке. 1 турецкая пика равна 64 см, 1 арабская пика равна 48 см. 1252 Имеется в виду византийский хронист преп. Феофан Исповедник (760–818), автор «Хронографии» – выдающегося исторического труда, погодно излагающего события с воцарения Диоклетиана (284) до конца царствования Михаила I (813). Сведений о строительстве церкви Стефана в «Хронографии» нет, Феофан лишь говорит кратко о обретении мощей Первомученика, о первом паломничестве Евдокии в Святой Град, а затем о ее опале и окончательном поселении в Иерусалиме. 1253 В «Житии преп. Саввы Освященного», написанном известным писателемагиографом Кириллом Скифопольским (525–558), содержится упоминание о базилике св. Стефана и ее размерах – в эпизоде, относящемся к иерусалимским событиям 516/517 г.: «Архиепископ , освободившись из темницы, ночью со всех мест собрал в Святой Город около десяти тысяч монахов. Поскольку соборная церковь не могла вместить такого количества людей, решено было собраться всем в воскресенье в храме св. первомученика Стефана. Этот храм как раз мог вместить всех собравшихся монахов» (Палестинский патерик. Житие преподобного Саввы Освященного. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. С. 232). Подлинные размеры полностью раскопанной базилики оказалась не более 38 x 19 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Почему по неведению ли, или по забвению определений, содержащихся в божественных и церковных правилах, Иаков взял нож, и исказил себя. Когда освященный Савва узнал о сем поступке Иакова, то по выздоровлении его, выгнал его из Лавры, как самоубийцу. Его принял в свою обитель великий Феодосий. Он, узнавши и рассмотревши, что с ним случилось, привел его в Лавру, и убедил старца принять его с надлежащею епитимиею. Освященный Савва дал ему заповедь, чтобы он уединенно жил в своей кельи, чтобы из нее никуда не выходил, никого к себе не принимал или ни с кем не имел общения, кроме одного своего служителя. Иаков, принявши от старца заповедь, долгое время молился Богу со слезами. Наконец, старцу открыто было, что Бог принял покаяние Иакова. Старцу было следующее видение. Один светоносный муж указывал ему на некоторого мертвеца, который лежал пред Иаковом, стоящим на молитве. Иаков, услышавши слова: «Услышана молитва твоя, Иаков; теперь протяни руку свою и подними лежащего», – воскресил мертвеца. После сего светоносный муж сказал старцу: «Вот мертвец воскрес, и ты разреши узы, возложенные на воскресившего. Старец после сего видения, пришедши в самого себя и рассмотревши оное, позволил Иакову придти в церковь . Здесь Иаков облобызал старца и прочих отцов. Потом посетил и блаженного Феодосия, облобызал и его, и в седьмой день после видения скончался в радости. 42. В Великой Лавре были два брата по плоти, по имени Занн и Вениамин. Они и в отношении к Богу мыслили как братья. Родом были из окрестных мест Хеврона, и украшены были божественными добродетелями. Они оба единодушно просили освященного Савву, чтобы он дал им ту пустынную келью, которую он сам себе построил в расстоянии около пятнадцати стадий от Лавры к Ливии. Великий старец, зная, что они истинные делатели Божьи, согласился на их просьбу и дал им ту келью. И так они имели у себя одну келью пустынную, а другую в Лавре свою. При пустынной кельи они своими трудами и старанием основали киновию при помощи святого отца нашего Саввы, ибо он доставлял им потребное для издержек и прочие нужные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010