Если же кто и будет говорить, что строение будет принадлежать Лавре, то я не хочу, чтобы Лавра так далеко распространялась. Послушай, что пророк советует тем, которые по неопытности и гордости предпринимают дела выше своего достоинства и сил: «разсецыте, говорит он, орала ваши на мечи, и серпы ваши на копия» (Иол.3:10): ибо какая польза от земледелия, когда война опустошает землю? Как ты можешь учить других, когда сам еще не победил в себе плотских и душевных страстей, когда еще сам управляешься сластолюбием и тщеславием»? Поелику Иаков противоречил сим словам и не хотел оставить своего предприятия: то старец сказал ему: «Я советую тебе, сын мой, полезное, но как ты не хочешь слушаться, то на опыте узнаешь, что Писание справедливо говорит: » прекословия воздвижет всяк злый: Господь же Ангела немилостива послет нань» (Прит.17:11). Когда святой произнес сии слова и удалился в свою башню: то Иаков объят был ужасом и вместе весьма сильною горячкою: семь месяцев он был мучим сею болезнью, так что в месяце ноябре отчаялся в выздоровлении. Почему просил отцов, чтобы они взяли и снесли его в церковь Лавры, и положили к ногам святого, дабы удостоиться от него прощения прежде смерти. Когда сие сделано было с ним, то святой сказал ему: «Узнал ли ты, в чем состоит награда упрямству и противоречию? Научился ли ты гордостью своею?» Когда же он с трудом отверз уста и сказал: прости меня, честный отец, то святой сказал ему: «Бог простит тебя»; потом подал ему руку, поднял его, и приказал ему приобщиться Пречистых Таин. Приобщившись их, Иаков тотчас принял пищу и выздоровел, так что все удивлялись нечаянной его перемене. С сего времени он уже не возвращался к своему строению. Архиепископ Илия, услышавши о сем, послал людей разрушить строение Иаковлево. А святой отец наш Савва, взявши из Лавры некоторых монахов, способных к телесным трудам, пришел на место, отстоящее от разрушенного строения к северу около пяти стадий, построил молитвенницу и кельи в виде круга, поставил там настоятелями некоторых монахов из Великой Лавры, по имени Павла и Андрея, которые родом были греки и братья по плоти, поселил также и других братьев, основал на сем месте Лавру, и назвал оную «Семиушною».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

Уступаем тебе собственность. Бог тебе поборник, мы не можем противиться». Произнося это и сему подобное, они, в виде воронов, с криком и шумом в ту же полночь все тотчас удалились с этого холма. В эту ночь в пустыне, лежащей около этого холма, ночевали пастухи, стерегшие свое стадо. Они, видя с шумом летящих воронов и слыша крик их, очень устрашились и говорили между собою: «видно, какие- нибудь святые мужи находятся в Кастеллии. Они прогнали оттуда бесов. Пойдем к этому холму и узнаем, что значит это явление, и ежели там находятся святые мужи, то поклонимся им». По наступлении утра, они взошли на Кастеллийский холм и, нашедши там святого старца одного, рассказали ему о том, что они видели и слышали в прошедшую ночь. Святой Савва сказал им: идите, дети, в мире и страха их не убойтеся ( 1Пет.3:14 ). Ободривши их таким образом, он отпустил их с миром. По прошествии же дней поста, он возвратился в лавру и, совершивши праздник Пасхи, взял с собою некоторых из отцов, пошел в Кастеллий и начал очищать это место и строить келлии из найденного там леса. Когда они очищали, то под деревами нашли большой дом со сводом, который сделан был из удивительных камней, и в котором можно было жить. Очистивши от земли и украсивши этот дом, Савва сделал из него церковь . С того времени он вознамерился устроить на этом месте киновию. Это и исполнилось. Когда Савва с братией работал в этом Кастеллии и около месяца Августа уже нисколько не имел съестных припасов; то авва Маркиан, настоятель киновий около Святого Вифлеема, посредством откровения узнал о стесненном положении божественного старца. Ибо авва Маркиан ночью видел некоторый ангельский образ, который сиял и сказал ему: «вот ты, Маркиан, сидишь спокойно и имеешь все нужное для телесной пищи; раб же Божий Савва из любви к Богу трудится в Кастеллии с братией. Он алчет и не имеет ничего нужного для пищи. Итак, без отлагательства пошли к ним пищи, дабы они не ослабели». Авва Маркиан тотчас встал, приказал приготовить рабочий скот и, навьючив его различными припасами, послал их с братиями в Кастеллий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Годы: 1721, 1734, 1738 и др. Алексей Александрович Мартынов прочитал следующие две надписи: «1714 года Августа в 13 день в 1 часу дня преставися раб Божий дому боярина Тихона Никитича Стрешнева человек его...» «1721 году Августа в 22 день преставися раба Божия Татиана Лукина жена секретаря Ивана Спиридонова от роду... лет» «Рус. Арх.» 1895 г. В 1895 году, при выемке земли около дома священнослужителей Успенского собора, с правой стороны от входа с Воздвиженки, в разстоянии около 5 саж. от ограды найден склеп, в котором сохранился с небольшим повреждением маленький гроб, обитый светломалиновым бархатом, и другой гроб, высеченный из камня, распавшийся. На найденных здесь же двух плитах удалось нам прочитать следующие надписи. На плите небольшого размера вырезано: «Лета 7069 июня 19 дня преставися княжна Анна кж... триева дочь семе.ова шестунов». На другой большой плите: «Лета 7067 февраля в 21 день преставися яковлева жена никитича Губина Моклокова Евдокея Григориева дочь Обарина вземлю положена февраля в 23 день». Надписи эти А. А. Мартынов напечатал в «Русск. Арх.» в Надгроб. летописи Москвы. Обарина – фамилия дворянская, существов. в России прежде 1600 года. Эти надписи заслуживают особенного внимания, как древнейшие, современные первоначальному устроению каменого храма. Еще более древняя плита открыта в 1899 году, при прокладке канализационных труб, па которой имеется следующая надиись – «Лета 7046 года февраля преставися князя Федор Дмитреевич.». Эта надпись современна еще деревянному храму Кресто-воздвиженской обители. В том же году найдено еще несколько плит, из которых две превосходно сохранившиеся небольшие плиты имеют следующие надписи. На одной. «Лета 7203 июня в 17день в пндлник в 12 чсу дня на память свтго мчнка мануила преставися раба Бжия болярина Никиты Костантиновича Стрешнева супруга его боярыня ирина григорьевна: жития ее 72 лета тезоименитство ее апреля 16». На другой: «лета 1702 декемрия против 6 числа во 2 часу нощи на память преподобного отца нашего Саввы освященного преставися раб Бжий болярин Никита Костантинович Стрешнев жития его 88 лет тезоименитство апреля 3 числа». Тому же роду Стрешневых принадлежит третья плита, расколотая, с датой 1699 года. Эти три плиты переданы на хранение в московский Главный Архив М. И. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Все храмы Саввы Освященного (23 всего, 20 на карте) Беларусь, Минская область Минск, город. Минск. Саввы Освященного, церковь Греция Центральная Македония. Верия (Βροια). Саввы Освященного, церковь Грузия Кахетия. Карданахи. Саввы Освященного, церковь Самцхе-Джавахетия. Сапара. Успенский монастырь. Церковь Саввы Освященного Имеретия. Гелати. Саввы Освященного, церковь Ивановская область Пестяковский район. Нижний Ландех. Саввы Освященного, часовня Кировская область Уржумский район. Лазарево. Саввы Освященного, часовня Краснодарский край Динской район. Пластуновская. Подворье Краснодарского Всецарицынского женского монастыря. Церковь Саввы Освященного Кореновский район. Кореновск. Саввы Освященного, церковь Прочие страны Черногория. Херцег-Нови. Саввы Освященного, церковь Палестина. Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Саввы Освященного, Лавра Палестина. Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Часовня-усыпальница прп. Саввы Освященного (координаты не указаны) Палестина. Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Скит прп. Саввы Освященного (координаты не указаны) Псковская область Псковский район. Соловьи. Саввы Освященного, церковь Псков, город. Псков. Космы и Дамиана с Примостья, церковь (с приделом Саввы Освященного) Румыния Яссы. Яссы. Саввы, церковь Прахова. Плоешти. Саввы Освященного (утраченная), церковь (координаты не указаны) Свердловская область Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский). Невьянск. Спаса Преображения, собор (с приделом Саввы Освященного) Сербия Рашский округ. Жича. Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня (с приделом Саввы Освященного) г. Москва Юго-Восточный административный округ (ЮВАО). Люблино. Саввы Освященного в Люблине, церковь Юго-Восточный административный округ (ЮВАО). Люблино. Саввы Освященного, часовня Центральный административный округ (ЦАО). Хамовники. Саввы Освященного на Девичьем поле, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Новоспасский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с приделом Саввы Освященного) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=572

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мелитопольский мон-рь во имя прп. Саввы Освященного. Фотография. 2011 г. Мелитопольский мон-рь во имя прп. Саввы Освященного. Фотография. 2011 г. (Запорожской и Мелитопольской епархии УПЦ), находится в г. Мелитополе Запорожской обл. (Украина). Основан решением Синода УПЦ от 24 дек. 1994 г. в с. Терпенье Мелитопольского р-на Запорожской обл. Настоятель М. м. иером. Тихон (Масленников) с марта 1995 г. являлся также настоятелем городского кладбищенского храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1905) в г. Мелитополе. Этот храм, закрытый после 1917 г. и обращенный в продовольственный склад, затем в б-ку, в 1990 г. был возвращен Церкви. В нач. 1995 г. Иоанно-Предтеченская ц. и сопредельная территория кладбища стали подворьем монастыря. Весной-летом того же года братия М. м. переехала на подворье, а обитель в с. Терпенье стала монастырским скитом. К осени 1995 г. в г. Мелитополе был построен одноэтажный келейный корпус, в к-ром проживали 12 насельников, в 1996 г.- 2-этажный корпус с кельями и просфорней. 18 дек. 1995 г., в день памяти прп. Саввы Освященного, настоятель М. м. совершил 1-й монашеский постриг. 31 окт. 1996 г. наместником был назначен иером. Борис (Масленников). В 1997 г. скит в с. Терпенье был упразднен, а в с. Астраханка Мелитопольского р-на основано сельскохозяйственное подворье, к-рое возглавил иером. Иосиф (Масленников) , впосл. архиепископ Роменский и Бурынский. В 2002-2005 гг. была перестроена Иоанно-Предтеченская ц. 2 окт. 2005 г. архиеп. Запорожский и Мелитопольский Василий (Злотолинский) освятил обновленный храм: центральный придел - в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение», северный - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а южный - во имя Саввы Освященного. В 2006 г. был перестроен трапезный корпус, в к-ром разместилось и сестричество с 20 насельницами. В обители построены крестильная церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с купелью для полного погружения крещаемых (2007), реабилитационный центр для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью (2007), пекарня, электроподстанция (2008), гостиница и трапезная для паломников (2009), аудитория для воскресной школы, административное здание с конференц-залом, редакция, иконописная мастерская, спортзал, братский корпус и пчеловодческий комплекс (2011-2012), дом настоятеля (2014). Возводится храм в честь Преображения Господня. В 2013 г. 5 сестер из женской общины при монастыре переведены в новообразованный Терноватский во имя апостола Иоанна Богослова женский монастырь . К авг. 2016 г. в М. м. проживали наместник иером. Иоанн (Прокопенко), ок. 40 насельников и 15 сестер. Арх.: Арх. ЦНЦ. Лит.: Дятлов В. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 55. Д. Б. К. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562914.html

Кореновск. Церковь Саввы Освященного. Саввинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Саввы Освященного Год постройки:Между 2002 и 2008. Адрес: Россия, Краснодарский край, г. Кореновск, перекресток улиц Пурыхина и Первомайской, сквер школы 3 Координаты: 45.478267, 39.452913 Проезд:Церковь расположена на окраине города в сквере школы 3 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Приход Храма Святого Преподобного Саввы Освященного был зарегистрирован, как религиозная организация 19 августа 2002 г. Строить храм решили на его историческом месте. История храма начинается с конца XVIII века. Первой деревянной церковью, постороенной в станице Кореновской (ныне г.Кореновск) была церковь Святого Саввы с приделом святителю Николаю Чудотворцу. Располагалась она в центре станицы и была построена предположительно в конце XVIII века двумя братьями, сыновьями богатого купца, одного из которых звали Саввой. В 1933-34 гг. церковь была разгромлена. В 1905 году в станице на северной стороне реки Бейсужек (ныне на этом месте находится сквер средней школы 3) была возведена каменная церковь, огороженная высоким кирпичным забором, и названа также во славу святого Саввы. После революции эта церковь тоже была разрушена. В 2002 году по благословлению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора первый настоятель строящегося храма отец Василий Максимец приступил к строительству нового храма в честь святого преподобного Саввы Освященного. При выборе места закладки искали фундамент прежнего храма, он оказался частично под памятником-мемориалом погибшим воинам, расположенном на территории сквера, поэтому новый храм был заложен рядом. С 2003 года строительство храма продолжает назначенный правящим Архиереем новый настоятель храма протоиерей Василий Лебединский. Строился храм на пожертвования прихожан, как говорится всем миром. И сам настоятель, отец Василий Лебединский не гнушался никакой работой, вместе с рабочими строил храм. Благотворительной организацией, оказавшей большую помощь в завершении строительных работ, стал известный своей торговой маркой Кореновский молочно-консервный комбинат в лице его директора Ялового Игоря Владимировича. Благодаря ему были завершены внутренние работы и обустройство храма, приобретены и установлены 3-х ярусное паникадило и колокола, сделана ограда храмовой территории, а так же оказана помощь в строительстве административного здания прихода, где расположены классная комната воскресной школы, кухня под просфорню, комната для швеи, трапезная. За благотоворения по строительству храма, по представлению владыки Исидора, Яловой И.В. был удостоен Патриаршей награды — ордена Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=30402

Церковь Собора свв. Архангелов Часовня-усыпальница Саввы Освященного Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного Часовня Георгия Победоносца Часовня Иоанна Крестителя Часовня Симеона Столпника в Девичьей башне Часовня Иоанна Златоуста Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы) Скит Иоанна Молчальника Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта) Скит Аркадия сына Ксенофонта (башня Аркадия) Скит Иоанна сына Ксенофонта Церковь Софии (матери Саввы Освященного) Добавить фотографии Древние кельи южной части монастырской территории в пределах ядра лавры. В настоящее время не используются для жилья монахов, однако восстановлены и реконструированы в том виде, какой они, по мнению монахов (и археологов), имели в VI веке. От самой левой идет ход к часовне Иоакима и Анны и третьей келье (исихастерию) прп. Саввы. Серж 9 октября 2006 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Преподобный Савва (439–†532) принял монашеский постриг на своей родине — Каппадокии, — еще в юные годы. В возрасте 18 лет он пришел в Святую Землю и сделался учеником прп. Евфимия Великого и прп. Феоктиста. В 478 г. Савва по Божиему научению обрел уединенную пещеру на склонах ущелья Вади Кедрон, где провел в уединении 5 лет, прежде чем начал принимать под свое руководство учеников. Первая церковь (часовня) лавры была построена в ущелье, у пересохшего потока Кедронского, на вершине горы савваиты возвели смотровую башню. Знак Божий в виде огненного столпа указал Савве естественную природную церковь в светлой пещере, имеющей алтарные своды, обращенные на восток. Архиепископ Иерусалимский Саллюстий освятил эту церковь во имя свт. Николая Чудотворца 12 декабря 490 г., а самого Савву рукоположил в сан пресвитера, отчего его и называют Освященным. Строители братья Феодул и Геласий Исаврийцы возвели в 490-х гг. ряд важных для лавры строений — хлебную пекарню и больницу, а затем в 494–502 гг. большую однокупольную церковь во имя Пресвятой Богородицы. Храм освятил архиепископ Илия 1 июля 502 г. После разрушительного восстания самаритян, подавленного войсками императора Юстиниана в 531 г., Савва посетил Константинополь и получил из казны средства на возведение вокруг лавры высоких стен и дозорных башен. Савва руководил жизнью лавры 59 лет, был архимандритом всех лавр Палестины, духовным наставником для тысяч монахов и пустынников, молитвенником, чудотворцем и непреклонным борцом за Православие.

http://sobory.ru/article/?object=04719

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Саввы монастыря прпп. - житие Монастырь Саввы Освященного, по арабски Мар Саба, православный греческий мужской монастырь в Иудейской пустыне, в долине реки Кедрон. Монастырь основан преподобным Саввой Освященным в конце 5 века новой эры. Недалеко от Иерусалима, в Иудейской пустыне находится замечательное место, являющееся ярким и достойным примером монашеской жизни – это Лавра прп. Саввы Освященного. Строгий устав, аскетическая жизнь монахов, каждодневные службы – все это не менялось с момента основания Лавры. Следует заметить, что именно устав Лавры преп. Саввы Освященного распространился и был взят за основу по всему православному Востоку. Редко какой монастырь в середине V в. мог похвастаться таким количеством иноков как Лавра. Еще при жизни основателя монастыря – прп. Саввы Освященного, в монастыре уже было около 5 тыс. иноков. И сегодня этот монастырь является самым крупным из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Описание, сделанное в начале XII века русским паломником игуменом Даниилом, актуально и по сей день: " Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии - прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы. " Монастырь неоднократно за свою историю подвергался набегам и разрушениям. При этом христианское служение в нем не прекращалось в течении всех столетий.

http://pravicon.com/info-3312

Вот как он передает предсмертное наставление препод[обного] Евфимия братии: «Братия, храните со всею точностию обыкновенныя церковныя славословия и устав, прежде нам данный» (Христ. чтен., 1824. Ч. 15 486 у Котельера Monument eccles. graec. 487 ). В каком виде вышел Устав церковный из рук препод[обного] Саввы Освященного – ничего нельзя сказать определенного, потому что, как говорит Сим[еон] Солунский, «начертание устава Саввы Освященного было затеряно во время опустошения его лавры варварами-сарацинами» 488 . Во всяком разе, с несомненностью можно сказать, что «начертание устава саввы освященного» далеко не походило на настоящий наш Типик с его именем, потому что в последнем мы находим указание на такие службы, которые составлены в VIII, IX и даже XIV веках. Всего же вероятнее думать, что устав наш заимствован от Саввы Освященного в главных частях и порядке богослужения, которые могли быть те же самые и во времена Евфимия, и при исповеднике Харитоне. Что же касается до подробностей, то они внесены в устав св. Саввы разными лицами уже в позднейшее время. Снова за исправление церковного устава и за его дополнение принялся св. Иоанн Дамаскин . «После него (т.е. патриарха Софрония. – А.А.Д.), – говорит Симеон Солунский , – этот устав (т.е. Саввы Освященного. – А.А.Д.) возобновил божественный отец наш и богослов Иоанн Дамаскин и, написав, предал его (для употребления)» 490 . Действительно, Иоанн Дамаскин был один из плодовитейших писателей канонов, стихир, тропарей и других церковнобогослужебных песней. Ему принадлежит и составление целых церковных служб. Все это, без всякого сомнения, должно было произвести немалую перемену в круге церковного богослужения; тем более что в то же время много новых песнопений получила Церковь из рук друга св. Дамаскина – Космы, епископа Маюмского. Иоанн Дамаскин и принял на себя поэтому обязанность снова пересмотреть и дополнить церковный устав. Он включил вновь составленные песнопения в круг богослужения и весь порядок церковной службы изложил сообразно обстоятельствам своего времени с большей подробностью и определенностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Церковь Софии (матери Саввы Освященного). Бейт-Суфья Церковь. Не действует.   Год постройки:657. Адрес: Координаты: 31.70767, 35.33252 Проезд:От Лавры Саввы Освященного следует идти по мощеной, местами разрушенной, тропе около 400 метров на север по западному берегу Кедрона. Тропа ответвляется от бетонной дорожки-лестницы, огибающей Лавру с севера, и проходит по береговому обрыву примерно в 30-40 метрах выше русла потока Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На территории Лавры Саввы Освященного. Церковь св. Софии (матери прп. Саввы) – Бейт-Суфья. Комплекс, построенный в скальном желобе на западном берегу Кедрона в 400 метрах к северу от Мар-Саббы. С внешней, восточной стороны, комплекс огораживает стена, выстроенная на краю желоба. Северный и южный торцы также защищены стеной. С запада – уходящая вверх отвесная скала. Комплекс включает в себя церковь, двор, келью и водяную цистерну. По преданию, здесь были захоронены останки Софии – матери св. Саввы. В начале XX века комплекс был основательно отремонтирован, включая окружающую его стену. Ныне в келье при церкви нет насельника, комплекс обычно заперт. От нижних ворот монастыря к калитке Бейт-Суфьи ведет мощеная тропа (сохранилась частично). Комплекс имеет размеры 28х6 м. Калитка в южной стене ведет в первый внутренний двор, в котором высечена в скале водяная цистерна, действующая до сих пор. С северной стороны двора поставленная на арочный пролет лестница ведет во второй внутренний двор. Лестница, пристроенная к южной стене церковки св. Софии, поднимается к узкому проходу между западной стеной церкви и скалой. Вход в церковь с севера из второго двора. Входной проем имеет 0,75 м в ширину. Сама церковь имеет в плане форму трапеции размерами 2,7х2,05-2,2 м. Толщина стен около метра. С восточной стороны апсида шириной 0,8 м и высотой 1 м, апсида перекрыта полукупольным сводом. На уровне пола в апсиде прямоугольная ниша, где, возможно, были захоронены кости св.

http://sobory.ru/article/?object=12032

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010