—29— Таким образом, иверские монастыри в Палестине, благодаря главным образом собранным в Иверии деньгам, окончательно и навсегда перешли в руки греков святогробцев, которые сделались их единственными хозяевами и распорядителями. Сербы, как мы видели, владели лаврой Саввы Освященного и в самом Иерусалиме Архангельским монастырём. Но при патриархе Феофане они настолько задолжали, вследствие нерасчётливого ведения хозяйства, что продали всё, что можно продать, а всего накопившегося на них долга всё-таки не уплатили. Тогда сербы будто бы оставили окончательно свои монастыри и разбежались, так что в монастырях их не осталось ни одного человека. В виду итого латиняне задумали было овладеть Архангельским монастырём, который был от них в недальнем расстоянии, а армяне хотели завладеть лаврой св. Саввы. Но патриарх Феофан отдал заимодавцам 54,000 гросий долгу, бывшего на тех монастырях, и получил их в своё полное владение. Деньги на это Феофан добыл таким образом: он отправился в Молдавию к воеводе Василию и в первый же день по приезде утром явился во дворец господаря. „Василий, рассказывает Досифей, вышел босыми ногами встретить владыку, а сей подаёт ему верёвку и говорит: Сын мой! удави меня, чтоб не удавили меня турецкие заимодавцы. И государь тотчас написал в Константинополь к чиновникам своим, и они отдали заимодавцам долг св. Гроба – 6000 венецианских флоринов. Не много спустя приехал в Яссы ага с царским повелением взять патриарха за другие 6,000 флоринов, кои он был должен. Господарь заплатил и эти деньги“ 1486 . Таким образом, лавра св. Саввы и монастырь Архангельский в Иерусалиме, которыми ранее владели сербы, благодаря денежному пособию молдавского воеводы, уже при п. Феофане окончательно перешли в руки греков. Впрочем, лавра св. Саввы и после приобретения её Феофаном долгое ещё время оставалась в запустении. Во время Досифея „в ней оставалась одна только церковь , а стен —30— уже не было и потому бродили там овцы и козы арабов; да и в самой церкви держали арабы овощи и быков своих, а жёны их входили в монастырь и попирали его“. Лавра св. Саввы была вполне восстановлена только Досифеем 1487 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Александрия в первые века по Р. X. была одним из основных духовных центров богословской мысли. «Имена, украшавшие патриарший престол и церковную школу Александрии, блистают неувядаемой славою, – пишет А. С. Норов . – Св. Пантений, некогда стоический философ и обратившийся в христианство , был преемником учеников св. Марка в Александрии. Этот самый Пантений проник в дальние пределы Эфиопии для распространения слова Христова» 846 . Из Александрии вышли такие выдающиеся церковные деятели, как Климент (конец II – начало III в.), Ориген (ок. 185–253), Афанасий (293–373), Кирилл (1–445). «Школа Александрийская, – продолжает Норов, – была управляема избранными мужами, каковы Климент, прозванный Александрийским, Ориген , светозарный слепец Дидим , Афанасий, Кирилл и другие» 847 . Русские паломники, посещавшие этот знаменитый город, находили пристанище в монастыре св. Саввы Освященного, при котором находилась и резиденция патриархов Александрийских. В 1704 году здесь радушно были приняты гости из России – иеромонахи Макарий и Селиверст, насельники «монастыря Всемилостивого Спаса Новгородка Северского». «Пришли до Александрии месяца июня 27-го дня, – повествуют российские пилигримы. – А во дворе Святейшего патриарха церковь святого Саввы Освященного великая, по правой стороне придел святого великомученика Георгия Победоносца, по левой стороне – святой великомученицы Екатерины придел» 848 . Интересно замечание российских паломников о той реликвии, которая сохранилась в этом храме. «В приделе святой великомученицы Екатерины есть стол- пик невеликий мармуровый белый, до которого каме- ня главу втято великомученице Екатерине. Еще же и доныне есть многим видети на столпику святой великомученицы кровь, и тут вернии кланяются и целуют тот столпик», – пишут иноки 849 , добавляя при этом: «Так же и нам Бог сподобил видети кровь святой великомученицы Екатерины и знаменоватися» 850 . Можно было бы предположить, что подробные сведения об этой обители приведет в своих записках А. С. Норов . Однако он ограничивается кратким замечанием: «Скромный греческий монастырь во имя св. Саввы заменяет теперь знаменитую патриаршую церковь Александрийскую» 851 . При этом русский путешественник с сожалением отмечает: «Я не мог там быть по причине чумы, которая обнаружилась в стенах этого монастыря» 852 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Направо от этого храмика, в углу, в обширной пещере, доселе имеющей верх из цельной скалы, устроена церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. В этой церкви св. Савва, как уверяют, служил первую свою обедню и продолжал служить в ней постоянно. Все стены ее высечены из целой скалы, и только внутри немного обтесаны и оштукатурены. Среди икон ее есть некоторые с русскими надписями, – ясный знак усердия русских поклонников. Кроме этих икон, по стенам имеются и греческого письма картины, изображающие избиение всех монахов Саввина монастыря при персидском царе Хозрое. Около этих картин, за решетками, расположены в несколько рядов черепа замученных иноков и других лиц, думавших спастись в несокрушимой, неприступной твердыне обители. Налево от входа, на этой же площадке, имеется третья церковь , более обширная, чем вышеописанная. Когда мы приехали, то в ней вместо обедни отправлялись хорошо произнесённые греческим старцем великопостные часы, с поклонами и чтением молитвы: «Господи и Владыко живота моего». Это, говорят, совершается здесь по уставу Саввы Освященного. А рядом с этим храмом налево имеется общая для старцев молельня во всю длину храма. Здесь они отправляют утреню, полунощницу, вечерню и повечерие. В этом храме по окончании часов отслужили и мы, русские поклонники, молебен св. Савве Освященному и приложились к св. черепам св. Ксенофонта и его детей Иоанна и Аркадия, в окрестной пустыне в скале подвизавшихся и здесь скончавшихся. Прямо почти против входа в обитель, за стоящею посреди площадки церковью св. Саввы, возвышается двухэтажное помещение для поклонников. Нам было отведено зало во втором этаже. Это зало, по восточному обыкновению, было обставлено по трем стенам диванами с подушками. Сюда нам были поданы два самовара зараз, и родной напиток ослабил в нас жар от знойного дня. После краткого отдыха нам показали во 2-м этаже одного здания пещеру, где подвизался и скончался св. Иоанн Дамаскин , известный песнотворец, поборник православия и обличитель ереси иконоборческой. Место, достойное особого благоговения. Затем в особом здании, во 2-м этаже, нам показали сначала пещеру с закоптевшим потолком, где, говорят, задушили враги православия при Хозрое скрывавшихся иноков, a в глубине этой пещеры указали небольшую пещеру и изображение св. Саввы Освященного со львом у ног его. Есть предание, что св. Савве эту пещеру уступила львица, здесь издавна жившая и по слову Святого оставившая навсегда свое жилище. Такова сила и власть праведного человека, истинного царя природы. Верующему все возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

157 О Грузинах в биографии св. Саввы не упоминается, но буквально то же самое говорится об Армянах. Так, когда, по освящении «Богозданной церкви», явились к св. отцу «божественными дарами славный муж» Иеремия с двумя своими прекрасными учениками и соотечественниками Петром и Павлом, то он не только принял их в своё общество с любовью, но и «позволил им совершать правило псалмопения (τν καννα τς ψαλμωδας) в малой молитвеннице на армянском языке (ρμενεστ) в субботу и воскресный день» (pag. 247). «Он позволил им отдельно в своих собраниях читать по-армянски Евангелие и прочее последование богослужения (τ μεγαλεον κα τν λοιπν κολουϑαν ν τας συνξεσιν), повелев им приходить к Грекам во время божественного приношения Таин и вместе с ними приобщаться оных» (pag. 264). Когда соборная церковь была окончена, то преп. Савва перевёл Армян из малой молитвенницы в созданную Богом церковь (см. об этой церкви pag. 242–243:247) для совершения в ней правила псалмопения (об этом обстоятельнее см. нашу статью в Рук. для сельских паст. 1889 г. 38 под заглавием: «что такое κανν τς ψαλμωδας, так нередко упоминаемый в жизнеописании преп. Саввы Освященного?») на армянском языке (pag. 264). Отмеченное разногласие между издаваемыми памятником и биографией преп. Кирилла Скифопольского заслуживает особенного внимания. Иверия, просвещённая светом Христовой веры ещё в первой четверти IV века, имела в Палестине в V веке замечательного деятеля, подвижника и учёного Мурваноса, известного под именем св. Петра, епископа Маюмского, который принял монашество в храме Св. Гроба и выстроил монастырь во имя Пресвятой Богородицы, называвшийся «монастырём иверов», и странноприимный дом для Грузин и Греков (Прав. Палестин. Сборн. т. IV в. 1, СПб. 1888 г., стр. 33). Поклонники из Иверии являлись в Палестину и строились иверские монастыри здесь и в VI в. (ibid., стр. 37). Между тем достоверный биограф преп. Саввы Освященного даже и намёка не делает никакого, чтобы, при жизни сего святого, в его лавре между прочими братиями были и иверские уроженцы, тогда как об армянах говорит настойчиво и неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

18 декабря Русская Православная Церковь празднует память преподобного Саввы Освященного, который является небесным покровителем наместника Новоспасской обители епископа Воскресенского Саввы. Мы предлагаем вашему вниманию рассказ владыки о своем пути к монашеству, наших небесных заступниках и о том, как выбирать имена для детей. - Владыка, как Вы приняли решение посвятить свою жизнь служению Богу и принять монашество? - Я принял постриг в 21 год. Стать монахом хотел еще в семинарии, даже пошел за советом на исповедь к духовнику, отцу архимандриту Илариону. Но когда понес прошение ректору и уже вошел в приемную, что-то меня остановило, я испугался и решил повременить с этим решением. После выпуска меня по распределению направили в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона, - назначили преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно - секретарем-референтом митрополита Симона. Владыка и помог мне утвердиться в решении принять постриг. - То есть Вы даже не размышляли о том, что Вам ближе – семейная жизнь или монашество? - После семинарии я даже не думал о том, что необходимо что-то решать. Появилось столько забот: хлопоты по училищу плюс работа секретаря, - так что думать было некогда. Определиться помог случай. Однажды я помогал митрополиту Симону надевать обувь, и он спросил: «Александр Евгеньевич, когда Вы будете монашество принимать?» И я как-то не раздумывая ответил: «Как благословите». Владыка сказал: «Завтра». Но у меня не было ни клобука, ни рясы, а только подрясник. Владыка Симон позвонил наместнику Троицкого рязанского монастыря и спросил, сколько нужно времени, чтобы все это пошить. Ответили, что неделя. И ровно через неделю, 27 ноября 2001 года, владыка Симон постриг меня в мантию в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище с именем Савва - в честь преподобного Саввы Освященного. - Как переживается сам постриг? - Когда ползешь к алтарю (согласно чинопоследованию пострига в мантию, готовящиеся к постригу облачаются в белые длинные рубахи (хитоны) и ползут от притвора храма к алтарю – прим.), не слышишь ничего, кроме стука своего сердца. Сердце стучало очень сильно, и было ощущение, что оно ударялось об пол, словно я по полу полз сердцем, и даже слышал эхо от ударов. В алтаре, по велению владыки, я провел одну ночь, потому что, когда я принимал постриг, у нас не было монахов, которые могли бы за мной смотреть. Студенты помогли мне прочитать правило, кафизмы, Псалтирь. Всю ночь я молился, как положено, утром причастился, и меня отвели в келью. Со дня пострига я ни разу не пожалел, что стал монахом.

http://pravoslavie.ru/88908.html

Писания и библейских песен и более протяжно исполнялись псалмы и песнопения 137 . Большой интерес всенощные приобрели после покровительных к ним отношений Василия Великого и Св. Иоанна Златоуста ; но наибольшее применение всенощные бдения нашли в VI – VII веках в палестинских обителях и главнейшей из них – Лавре Св. Саввы Освященного († 532), близ Иерусалима, у потока Кедронского. С именем Св. Саввы Освященного, как устроителя богослужения, соединяется воспоминание, что он: ввел бдения воскресные и праздничные, продолжавшиеся у него с вечера до утра, а не с полуночи только, как то было на практике других церквей и хранил и заповедал хранить правило совершать каждодневно установленные службы часов, как то и надлежало быть в Иерусалиме, на родине повседневного богослужения. Одной из причин укрепления обычая Всенощных бдений в отшельнической Лавре Св. Саввы было то обстоятельство, что монахи жили в далеком расстоянии от монастырского храма и им неудобно было расходиться и снова собираться по нескольку раз в Церковь в течении суток, тогда как в монастырях, где монашеские кельи были расположены поблизости к церквям, такого неудобства не представлялось, и поэтому здесь не прививался долго обычай Всенощных бдений. Итак, из периода IV – VI веков видно, что характерные черты этих веков: развитие монашества и борьба с ересями наложили несомненный отпечаток на богослужение и, в частности, на Всенощное бдение, подобно тому, как гонения за первые три века также повлияли на развитие богослужения. Влияние монашества, проникнутого стремлением к неусыпному попечению о спасении души, глубоким сознанием человеческой греховности и напряженным выражением в молитвах покаянных чувств, сказалось на широком, иногда исключительном, применении псалтири к богослужению. Борьба же с ересями, сопровождавшаяся развитием богословской науки и совпадавшая в течение IV – VI веков с развитием церковного искусства (архитектуры, живописи и пения) дала толчок к развитию и словесного, начиная с VI века поэтического творчества – к развитию и увеличению собственных христианских гимнов и других песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сергий Савваит, прмч. - житие Преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий, Косма, Анастасий протодиакон, Феоктист и прочие, в обители святого Саввы убиенные Преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий, Косма, Анастасий протодиакон, Феоктист и прочие, в обители святого Саввы убиенные. В VIII веке окрестности Иерусалима подвергались частым нападениям сарацин. Был разрушен и пришел в запустение монастырь святого Харитона. Дважды сарацины пытались разграбить Лавру преподобного Саввы Освященного, но Промысл Божий хранил обитель. Лаврские иноки могли укрыться от варварских набегов в Иерусалиме, но они решили не покидать того места, где спасались много лет. В конце Великого поста на неделе перед Вербным воскресеньем, 13 марта, сарацины ворвались в монастырь и потребовали отдать им все ценности. Получив от монахов ответ, что в монастыре нет ничего, кроме скудных запасов пищи и ветхой одежды, сарацины стали стрелять в насельников из луков. Тринадцать человек было убито и многие ранены, пылали монашеские келлии. Сарацины намеревались поджечь и монастырскую церковь, но, увидев вдали множество людей, решили, что это войска, посланные из Иерусалима. Сарацины поспешили удалиться, унося с собой то немногое, что им удалось награбить. После бегства врага отец Фома, искусный врач, стал оказывать помощь оставшимся в живых. В Великий четверг 20 марта сарацины в еще большем количестве вновь напали на Лавру и стали истреблять иноков. Оставшиеся в живых были согнаны в церковь, чтобы под пыткой узнать от них, где спрятаны сокровища. Обитель была окружена, чтобы никто не мог спастись бегством. Варвары схватили святого Иоанна, совсем еще юного инока, бывшего попечителем странников. Его жестоко пытали, затем перерезали на ногах и руках сухожилия и стащили за ноги по камням с горы, содрав кожу со спины мученика. Хранитель церковных сосудов, преподобный Сергий, скрыл священную утварь и пытался бежать, но был схвачен и обезглавлен. Нескольким монахам все-таки удалось скрыться вне обители, в пещере, но это заметил находившийся на горе страж и приказал всем выйти. Внутри пещеры преподобный Патрикий шепотом сказал братиям, бывшим с ним в пещере: «Не бойтесь, я один за вас выйду и умру, вы же сидите и молчите». Сарацин спросил, есть ли еще кто-нибудь в пещере, и преподобный ответил, что он был один. Его отвели в Лаврскую церковь, где оставшиеся в живых ожидали своей участи. Сарацины потребовали с них выкуп в 4000 златниц и священные сосуды. Монахи не могли дать такого выкупа. Тогда их перевели в пещеру преподобного Саввы, находившуюся в ограде монастыря, и перед входом в пещеру развели костер, в который подбрасывали навоз, чтобы заключенные задохнулись от ядовитого дыма. В пещере погибло восемнадцать человек, в том числе и преподобные Иоанн и Патрикий. Оставшихся в живых сарацины продолжали истязать, однако, ничего не добившись от них, покинули монастырь.

http://pravicon.com/info-3360

Большое значение для Церкви имело восстановление в сер. XI в. прп. Прохором Грузином († 1066) при содействии Баграта IV Крестового мон-ря в Иерусалиме, на том месте, где, по преданию, Лотом были посажены кипарис, певг и кедр, к-рые позже переплелись в одно дерево, срубленное царем Соломоном для строительства иерусалимского храма (по церковному Преданию, дерево не было использовано и долгое время лежало во дворе храма; позже из него был сделан крест, на к-ром распяли Христа). В IV в. этот участок земли передали в дар св. царю Мириану; в V в. св. Вахтанг Горгасали выстроил здесь мон-рь. В Крестовом мон-ре подвизалось множество насельников, здесь были переписаны десятки рукописей, переведено множество лит. памятников, созданы оригинальные произведения. В 1083 г. в Родопских горах (совр. Болгария), в 30 км от Филиппополя (совр. Пловдив), вел. доместик Византийской империи Григорий Пакуриан основал Петрицонский (Бачковский) мон-рь. В. Силогава Устройство грузинских монастырей Сведения о груз. мон-рях, имеющих каждый свой устав, сохранились фрагментарно. Значительное влияние на формирование груз. типиконов оказал т. н. палестинский, или иерусалимский, устав, принятый в лавре прп. Саввы Освященного близ Иерусалима (VI в.) и имевший ключевое значение для всего вост. христианства: начиная с X-XI вв. Типикон св. Саввы использовался во всех Вост. Церквах. В посл. четв. Х в. на Афоне широко развернулась груз. монастырская деятельность; для нужд Иверского мон-ря на груз. язык была переведена к-польская редакция Типикона. В 1-й четв. XII в. некий Иоанн перевел Типикон мон-ря Симеона Чудотворца (близ Антиохии), выполненный под редакцией св. Саввы и содержавший элементы литургической практики афонских мон-рей. В XVIII в. католикос Антоний I (Багратиони) исправил груз. Типикон в соответствии со славянским. Помимо Типикона св. Саввы в груз. мон-рях были приняты также уставы Студийского мон-ря (К-поль) и Лавры прп. Афанасия (Афон). Известны также т. н. ктиторские типиконы, разработанные ктиторами для основанных ими мон-рей.

http://pravenc.ru/text/638558.html

После Литургии подавали по чаше вина и закуски; и пошли по своим келиям. 52. Путь в Лавру Саввы Освященного Потом пошли мы в Лавру Саввы Освященного. Вышли из Иерусалима в Давидовы врата, и пошли налево, вниз по долине, называемой Геенна, прошли мимо прудов Давидовых и села Скудельнича; остались они у нас в правой руке, а гора Сион и колодезь Иоавль – в левой. Потом пошли по юдоли плачевной, и шли шесть часов, по-русски – тридцать верст, шли, ничего не видали, ни селения, ни града, – была самая дикая пустыня, – ни травы, ни лесу, но голые горы и острое камение. Только видели в правой руке развалины монастыря преподобного Феодосия, общих житий начальника. Уже близки были окрестности Содома и Гоморры, и нам наскучило даже смотреть на плачевные места, да уже и приустали; ибо был великий зной, а воды нет. Вдруг из-за горы показалась нам святая Лавра. 53. Лавра святого Саввы Увидавши кресты на соборной церкви, мы возрадовались. Отцы, увидавши нас из Лавры, начали звонить в колокола; звон очень порядочный. Когда мы подошли ко вратам, – не скоро нас пустили. Ибо пускают с осторожностью, потому что боятся арабов. Прежде осмотрели кругом башни: нет ли где близко арабов. Потом отворили нам маленькую железную дверь, в которую едва с нуждой пролезли. Когда взошли, – думали, что уже в монастыре; но посмотрели, а еще нет. Когда мы все взобрались, тогда первую дверь заперли, и стали другую отпирать, подобную первой. Когда вошли внутрь Лавры, – встретил нас игумен с братией, и много нас приветствовал. Потом ввели нас в великую соборную церковь , в воспоминание Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм богатый, убранный наподобие афонских. Иконостас новый, резбенной работы, и вызлащенный; иконы все российские, высокой греческой работы, писаны в Москве. Местные – все в серебряных вызлащенных ризах. Паникадила и подсвечники – все из России. Потом вынесли святые мощи святого Ксенофонта, чад его Аркадия и Иоанна, и преподобного Иоанна Дамаскина , не целокупные, но только части и главы их. И мы лобызали их.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

По кончине Саввы Освященного Иоанн отворил двери своей кельи и стал принимать посетителей; явились у него и два ученика: Феодор и Иоанн. К этому вызвали Молчальника бедственные обстоятельства, наставшие для Великой лавры и всей Палестины. По воле Божией Иоанн должен был сделаться стражем и хранителем обители св. Саввы. Об этом он был извещен свыше. Глубоко скорбел Иоанн, когда скончался богоносный Савва: он даже плакал о разлуке со своим духовным отцом. И вот в сонном видении является ему светлый лицом Савва и говорит: «Не плачь, возлюбленный отец Иоанн, не скорби; хоть мы и разлучены телом, но духом я всегда с тобой». – «Ах, отец мой, помолись Господу, чтобы и меня Он взял к себе», – возразил Иоанн. «Нет, теперь это невозможно, – ответил Савва, – сильному искушению подвергнется лавра, и ты будешь нужен для утешения и укрепления подвижников». И действительно, когда произошли в Святой Земле смятения от оригенистов, Иоанн стал на страже Великой лавры, подобно преподобному Кириаку, оградившему от еретиков лавру Суккийскую. Славой своего имени, советом и убеждениями Молчальник поддержал обитель Саввы Освященного, так что она до последней крайности противостояла всем усилиям врагов и осталась верна православному учению, хотя отцы-подвижники и сам Иоанн, уступая насилию врагов, вооруженною рукой ворвавшихся в лавру, должны были на время из нее удалиться в другие места. Иоанн с некоторыми братиями поселился на Елеонской горе. По прекращении смятений, возвратившись в лавру, Иоанн жил спокойно и уже не затворял более дверей своей кельи. Посетители, искавшие его благословения и духовных советов, имели свободный доступ в его келью; всех принимал он с любовью, подавая каждому потребное. В каком году скончался св. Иоанн, достоверно не известно. В 557 году, когда инок Кирилл Скифопольский составлял описание его жизни и подвигов, он еще был жив и имел 103 года от рождения. Он был, говорит жизнеописатель, весьма стар, но светел лицом, быстр душой, исполнен Божиею благодатью. Необычен подвиг, который более тридцати лет нес св. Иоанн и за который христианская Церковь усвоила ему высокое имя Молчальника; велики нравственные совершенства и добродетели, коих он достиг, с постоянным усилием и самоотвержением стремясь к почести вышнего звания о Христе Иисусе; особенно необыкновенно было его смирение, которому издалека приходили дивиться современники. За то близок к Господу и угоден Ему стал великий подвижник; оком божественного благоволения взирал на него Господь, разнообразными дарами Духа Святого исполнил Он раба Своего. В жизнеописании Иоанна, составленном иноком Кириллом, помещены опыты благодатных дарований, которыми он был наделен. Представим некоторые из этих опытов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010