Лавра св. Саввы особенно замечательна была, как центр богословского просвещения. В Саввинском монастыре с истинным благочестием стояла в связи истинная ученость. Здесь еще доселе показывают келию, где жил Кирилл Скифопольский , славный описатель житий святых отцов. Здесь составил многочисленные труды по истолкованию священного писания ученый инок Антиох. Здесь славились песнопевцы: Косьма, друг Иоанна Дамаскина , впоследствии епископ Маюмский, и Стефан. Целый сонм святых отцов собрался здесь под сению Саввы Освященного: св. Иаков скопец, Анфим, Афродисий, Флаис, Геласий, Кириак, Афанасий, Калинник, Леонтий писатель, Иоанн. Иона, Сергий, Патрикий и Анастасий, замученные Сарацинами, Михаил черноризец, Феодор начертанный, Феофан Исповедник и Феодор, епископ Едесский. И это только наиболее выдающиеся, которых не одни имена, но и деяния дошли до нас. Но из всего многочисленного лика святых, прославивших лавру св. Саввы, после имени её основателя, наиболее известно имя св. Иоанна Дамаскина , который до времени удаления в лавру был вельможею в Дамаске и жил спустя слишком двести лет по кончине св. Саввы Освященного. Положение страны в то время изменилось. Палестина, не цветущая более, а разорённая, находилась уже под властию неверных арабов. Имея уже за 50 лет от роду и принося с собою неувядаемую славу поборника за православие против иконоборцев, вступил св. Иоанн Дамаскин в лавру св. Саввы, единственную еще тогда процветавшую из многочисленных некогда Палестинских обителей. Св. Иоанн с готовностию подчинился уставу лавры, требующему, чтобы каждый новоначальный первоначально поступал для испытания под руководство опытного в духовной жизни старца. Старец, взявший под свое наблюдение св. Иоанна, прежде всего запретил ему писать послания, сочинения и песнопения, запретил даже беседовать о науках, словом, отстранил его от всякого научного занятия. Но после продолжительного времени искуса, св. Иоанну было разрешено свободно и беспрепятственно писать и перейти в отдельную келию. Здесь прожил он еще почти полстолетия, излагая догматическую часть богословия и слагая свои божественные песнопения. Поэтому церковь ублажает его, как «учителя благочестия и чистоты, наставника православия, вселенныя светильника, цевницу духовную, правыми догматами низложившего хульное понятие последователей Манеса, Несториево разделение, Северово слияние и единовольное безумие». Наш первый паломник писатель, игумен Даниил, в 1106 году видел еще в лавре святые мощи Иоанна Дамаскина ; впоследствии они были перенесены в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

В нем игумения Сама Пресвятая Богородица; на игуменской кафедре стоит чудотворная Ее икона, нарицаемая «Троеручица». О ней предание такое: «Сия икона прежде находилась в Сирии, в граде Дамаске, в доме святого Иоанна Дамаскина ; пред нею он молился и плакал, когда ему отсекли руку. Когда Царица Небесная чудесно исцелила его, тогда он в память этого чудеси подписал третью руку для вечной памяти. Когда он удалился в Лавру святого Саввы Освященного, для препровождения остальной своей жизни, то икону сию туда же принес; и поставил в соборном храме, и при ней поставил жезл святого Саввы Освященного. При кончине же своей дал завещание братии такое: «В последствии времени придет сюда один поклонник от северной страны, именем Савва; когда он поклонится иконе, и жезл сей поклонится ему напротив, то отдайте ему жезл сей и икону». Сам же преставился с миром. По прошествии четырехсот лет, пришел от Святой Горы Афонской (Святая Гора Афонская от Иерусалима на север) святой Савва, Сербский Царевич, в Иерусалим ради поклонения Христову Гробу и прочим святым местам. Когда пришел в Лавру святого Саввы Освященного, и начал покланяться иконе Божия Матери, то жезл, стоявший подле иконы, пал напротив его. Тогда братия спросили его: «Как он нарицается?» Он же сказал: «Савва нарицаюсь». Тогда игумен с братиею отдали ему икону и жезл. Когда он пришел во Святую Афонскую Гору, то поставил сию чудотворную икону в своем монастыре, Хилендаре, по левую страну Царских врат. А когда поставили его архиепископом Сербии, и когда он отправлялся на кафедру, то препоручил свою обитель Богоматери, и просил Ее иметь о ней попечение, помогать и защищать ее во всяких опасных случаях. Потом написал своей рукой общежительный устав, и приказал братии – во всем его исполнять без малейшего опущения. И поставил в обители игумена, и препоручил ему братию; сам же отправился в Сербию. По прошествии несколько лет, во едино время помре в сей обители игумен. Братия же, собравшись в великую церковь , начали избирать себе игумена; но все от сего бремени отказались. Тогда икона Пресвятой Богородицы, Троеручица, двинулась сама с места из иконостаса, стала на игуменском месте, и испустила глас: «Отселе Аз Сама вам игумен, и всей Горе Афонской». От того времени в этом монастыре не избирают себе игумена, а только епитропа, и то на один год, а игумен – Сама Пресвятая Богородица.» Доднесь стоит икона на игуменском месте, и у ней на всякое дело берут благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Сербская Церковь подарит России список иконы Божией Матери «Млекопитательница» 19 сентября 2008 г. 10:35 Специально выполненная копия чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» будет передана в дар русскому народу, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви . Сербская Церковь решила подарить в знак любви братского сербского народа православному русскому народу копию очень почитаемой сербами чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Список был специально сделан с оригинала, который хранится в Карее, главном городе монашеской республики Афон. 18 декабря 2007 года предназначенный в дар России список был принесен в Белград и выставлен для поклонения верующих в старой церкви Саввы Сербского на Врачаре. Торжественные проводы иконы в Москву начнутся вечером в пятницу 19 сентября. В 17 часов перед ней будет отслужен акафист Пресвятой Богородице. На следующий день, в 7.30, начнется Божественная литургия, которую возглавит викарий Сербского Патриарха епископ Хвостанский Афанасий. От имени Сербской Церкви и сербского народа митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и епископ Бачский Ириней передадут икону Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» является единственной православной иконой, которая изображает Пречистую Матерь кормящей Младенца, напоминает Радио и телевидение Сербии. Согласно преданию, во время первого посещения св. Саввой Сербским монастыря своего небесного покровителя прп. Саввы Освященного близ Иерусалима, икона Пресвятой Богородицы несколько раз наклонилась, а игуменский жезл, прислоненный к гробу прп. Саввы, упал. Монахи расценили это как знак исполнения пророчества прп. Саввы Освященного, который предрек, что однажды в монастырь придет монах благородного рода по имени Савва. Поэтому монахи подарили икону и жезл Савве Сербскому, а он перенес святыни на Афон. Считается, что эта икона имеет особую благодать защищать детей и матерей. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/461711.htm...

Но в часовню-усыпальницу, построенную на месте, где явилась когда-то преподобному Сама Пречистая в огненном столпе, мощи не вернулись. Здесь находится только кенотаф – и над ним икона, изображающая погребение Саввы. На стенах изображены его великие современники: Евфимий Великий и Феоктист, Феодосий Киновиарх (духовный друг Саввы) и преподобный Герасим Иорданский, а также позднейшие святые отцы, прославившие Лавру, – Иоанн Дамаскин , Иоанн Молчальник, преподобные Аркадий и Иоанн с их отцом Ксенофонтом. Мощи святого почивают теперь в новой раке в большом соборном храме, построенном при императоре Юстиниане, у южной стены. В храм ведут две двери – западная, напротив часовни Саввы, и северная – из другого монастырского двора. Резной позолоченный иконостас напоминает иконостас Вифлеемской базилики (из нее он и был перенесен сюда, по старому монастырскому преданию). Над карнизом верхнего яруса изогнулись символические драконы, держащие в пасти круглые иконы. Местные образы русского письма принесены в XIX в. из Москвы постриженником Саввинской Лавры, русским иноком отцом Продромом. Справа от входа в церковь – ход в бывшую монастырскую библиотеку (так называемую «нижнюю» – для отличия от «верхней», располагавшейся в Юстиниановой башне). В ризнице светлого и просторного алтаря сохранились дары знаменитого митрополита Филарета Московского , причисленного ныне Русской Церковью к лику святых. В том же монастырском дворе, по другую сторону от часовни Саввы, находится «Богозданная пещера». В Житии рассказывается, как Савва нашел по таинственному свету над самой крутизной «Богозданную пещеру, как бы высеченную в скале совершенно в виде храма; здесь-то он и устроил первую церковь ». Она существует и теперь. Главный придел посвящен святителю Николаю Угоднику, в южном помещается монастырская «костница»: за железной решеткой бережно сложены груды черепов и костей святых отцов Лавры, в разное время мученически сложивших свои головы от рук мусульманских фанатиков. В юго-восточном углу двора есть еще несколько вырубленных в скале пещер. Одна из них называется «пещерой святых мучеников». Закопченные своды хранят память о задушенных здесь иноках. В один из набегов сарацины загнали их в эту пещеру и, разложив костры из влажного тростника, пытали дымом, принуждая выдать мнимые сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

лит. язык. Синайский Многоглав (Sinait. iber. 32-57-33, 864 г.) - наиболее ранняя датированная груз. рукопись, переписанная в лавре св. Саввы по инициативе ученика прп. Григория Хандзтийского Макара Лететели; в ее создании также участвовали Пимен Каха, Амон и др. По сведению Георгия Мерчуле, Макар происходил из дер. Летети в Картли и не прекращал общения с прп. Григорием, руководившим его работой из Тао-Кларджети. Многоглав сохранился в неполном виде, в нем представлены 50 сочинений 18 авторов (святителей Григория Неокесарийского, Епифания Кипрского, прп. Ефрема Сирина, святителей Кирилла Иерусалимского, Мелетия Антиохийского, Иоанна Златоуста и др.). В VI-VIII вв. большая часть их была переведена на груз. язык, в основном в лавре св. Саввы. Нек-рые фрагменты отдельных гомилетических произведений рифмованы. В 864 г. Макар Лететели преподнес Многоглав в подарок груз. общине Синайской горы (изд. кафедрой груз. яз. Тбилисского гос. ун-та под рук. А. Шанидзе). В лавре были осуществлены переводы с греч. и араб. языков таких сочинений, как «Учение св. Стефана Сабацминдели, который ходил по поверхности моря», «Рассказ о мученичестве св. отцов, умерщвленных варварами... в лавре святого отца нашего Саввы» Стефана Мансура , «Пленение Иерусалима» и «Житие и судьба св. отцов Стефана и Никона» Антиоха Стратигия , «Житие святых и блаженных отцов, умерщвленных варварами на Синайской горе» Аммония и др. В лавре св. Саввы редактировали раннегруз. переводы отдельных библейских книг, создавали и переводили агиографические, мистико-аскетические и др. сборники, отражавшие национальные особенности. Сабацминдская редакция Четвероевангелия IX в. содержит характерные изменения груз. языка того времени (отказ от ханметных форм). Предположительно Маргвирий Грузин перевел и отредактировал «Повесть покаяния и смирения святого монаха Маргвирия» (Кекел. А 56, VI-VII вв.), неизвестный по имени переводчик создал кименную редакцию Жития св. Саввы Освященного (Кекел. А 119, 134). Во 2-й пол. VIII - 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Инок Кирилл так распределяет годы жизни освященного Саввы: восемнадцати лет пришел он в Палестину, семнадцать лет провел в обители, пятьдесят девять в пустыне и лавре и скончался девяноста четырех лет. – «Но его блаженную кончину, – говорит тот же Кирилл, – скорее можно назвать сном, нежели смертию; ибо, по словам Премудрого, души праведных в руках Божиих, и их не постигнут муки». Многие годы спустя после кончины святого тело его сохранялось свежим и целым, как в час успения, и сам Кирилл это видел собственными глазами, спустившись в погребальные своды для поклонения его мощам, когда тут же предавали земле тело блаженного игумена Кассиана. Но Господь, прославив таким образом смертные останки своего угодника, еще более прославил его чудесами и исцелениями, от него истекавшими, ради людей, призывавших с верою имя святого. Св. Иоанн молчальник, из епископов сделавшийся учеником Саввы и затворником его лавры уже в течение двадцати четырех лет, не присутствовал при его кончине и безутешно плакал о разлуке с духовным отцом своим; но ему предстал в сонном видении Савва и сказал: «Перестань огорчаться, отец мой Иоанн, хотя мы и разлучены телом, но духом я всегда с тобою». – «Ах, помолись Господу, чтобы он и меня взял к себе», – возразил Иоанн, но авва отвечал: «Теперь невозможно, потому что лавра взволнуется сильным искушением, и ты будешь нужен для утешения и укрепления подвижников за веру». Иоанн перестал плакать, но заботился душою о предсказанном искушении. Тогда же, по случаю блаженной кончины своего аввы, помолился он Господу, чтобы ему открыто было, как разлучается душа с телом, и духом был он перенесен в церковь Вифлеемскую; там виделся ему в преддверии умирающий странник, простертый на земле; Ангелы же, приняв душу его, несли на небо со славою и сладким пением. Иоанн, желая удостовериться в истине видения, поспешил немедля в Вифлеем и нашел тело умершего на самом том месте, где оно ему виделось; с благоговением облобызав священные останки, он предал их земле и опять заключился в свою келию. Семидесяти восьми лет остался он по кончине Св. Саввы и еще двадцать шесть лет спустя, историк Кирилл, описывая блаженное житие его, говорил о нем, как о живом, предоставляя другим раскрыть все его добродетели. Еще во время великого Саввы многие приходили им дивиться; некто Аферий архиепископ, поклонившись Св. местам и раздав многие милостыни по обителям, уже возвращался в свою епархию, но противный ветер заставил его пристать к Аскалону. В сонном видении явился ему Ангел и сказал: «Ты не можешь предпринять плавание, не увидев прежде, в лавре игумена Саввы, молчальника авву Иоанна, мужа праведного, благочестивого и подобно тебе облеченного саном епископства; ибо Господь положил в нем дары небесные, которые таит его смирение. Он живет в совершенном отчуждении от мира, проникнутый страхом Божиим и желанием быть с одним лишь Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

уже существовал груз. перевод по крайней мере одной из важнейших литургических книг - Псалтири (см.: Шанидзе М. 1960 (а также рецензию Ж. Гаритта на эту работу: Garitte. Une édition. 1961); Шанидзе М. 1978). Др. важное свидетельство, относящееся к 1-й пол. VI в., сохранилось в «Завещании» прп. Саввы Освященного ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 222-224), где в т. ч. содержится следующее предписание: «Не позволяется ни иверам, ни сирийцам совершать полную литургию в своих храмах, но, собираясь в них, петь там часы и изобразительны, читать также Апостол и Евангелие на своем языке, а затем входить в великую церковь (т. е. главный храм мон-ря.- Ред.) и причащаться вместе со всей братией Божественных и пречистых и животворящих Таин». Т. о., уже к рубежу V и VI вв. груз. монахи, подвизавшиеся вместе с греч. и сир. отцами в лавре прп. Саввы Освященного, имели возможность совершать литургию оглашенных по-грузински, что свидетельствует о наличии к этому времени груз. переводов не только служебных Апостола и Евангелия, но и Евхология и Часослова (или по крайней мере отдельных частей этих книг). VI-X вв. Ханметное Четвероевангелие. V-VI вв. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) I. Литургия и др. чины Евхология. В течение 1-го периода истории развития своей богослужебной традиции ГПЦ совершала Евхаристию согласно иерусалимскому чину ап. Иакова. Самое раннее свидетельство о существовании груз. перевода (по меньшей мере частичного) палестинского литургийного чина содержится в уже упомянутом «Завещании» прп. Саввы Освященного. Текст древнего груз. перевода литургии ап. Иакова был впервые опубликован прот. К. Кекелидзе по рукописи Тбилисского церковного музея (Кекел. А 86; комментированный рус. пер.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 6-32; груз. текст: он же. Древнегруз. Архиератикон. 1912); по этому изданию был опубликован комментированный англ. перевод памятника ( Conybeare, Wardrop. 1913). Тогда же стал известен факт существования еще неск. списков древнего груз. перевода литургии ап.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Саввы Освященного, Лавра. Дир Мар-Сабба Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Саввы Освященного Год основания:Между 478 и 532. Адрес: Израиль, Иудейская пустыня Координаты: 31.70453, 35.33123 Проезд: Первый вариант. От Иерусалима по шоссе на Мертвое море до поворота на Наби-Муса (направо, к югу), по дороге через Наби-Муса 15-20 км до крепости Гиркания (Хоркания) или до брода через ручей Кедрон (летом - сухое русло или сточные воды, зимой по обстоятельствам, может быть весьма бурный поток) ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Первый вариант. От Иерусалима по шоссе на Мертвое море до поворота на Наби-Муса (направо, к югу), по дороге через Наби-Муса 15-20 км до крепости Гиркания (Хоркания) или до брода через ручей Кедрон (летом - сухое русло или сточные воды, зимой по обстоятельствам, может быть весьма бурный поток). От крепости Гиркания пешком около 5 км на юго-запад или от брода через Кедрон вверх по ущелью 3-5 км. Примечание: необходим внедорожник. Ехать следует в субботу или в дни еврейских праздников, поскольку в остальные дни дорога от Наби-Муса до крепости Гиркания проходит по действующему танковому полигону. Второй вариант. Из Вифлеема на восток через Бейт-Сахур по дороге на деревню Убейдие. На развилке с указателем налево на " Эль-Азарие " поехать направо. Примерно через 10 км старой узкой извилистой асфальтированной дороги вы окажетесь на автостоянке над лаврой. Примечание. Не рекомендуется ехать на машине с израильскими номерами. Рекомендуется иметь при себе документы, потому что по дороге возможны задержания для проверки и выяснения обстоятельств как израильскими, так и палестинскими силами безопасности. Население деревень по дороге от Бейт-Сахура до лавры не всегда проявляет дружелюбие к проезжающим машинам любознательных туристов (могут закидать камнями). Изменить описание Храмы и часовни лавры: Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Феотокос) Пещерная церковь Николая Чудотворца (Феоктистос)

http://sobory.ru/article/?object=04719

Затем, с усилением централизации церковной жизни, Церковь стала принимать меры, призванные обеспечить единообразие и закрепление богослужебных текстов и обычаев. Начальный период развития Устава наименее благоприятен для научного исследования. Древнейшие монастырские уставы, которые до нас дошли, содержат в себе мало литургического материала. Кроме того, если в теперешних уставах отделяется дисциплинарная часть от литургической, то в памятниках того времени это разделение не проводилось. Отдельные монашеские уставы, которые могут иллюстрировать состояние тогдашнего монастырского быта, следующие: 1 . Устав преподобного Пахомия Великого († 348) для Тавеннисийского монастыря. 2 . Пространно изложенные правила для монахов святого Василия Великого (ок. 329–379). 3 . Сочинения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина «Об устройстве общежитий» (в 12 книгах). 4 . Устав преподобного Венедикта Нурсийского († 543) для монастыря в Монте-Кассино, в Италии. 5 . Повествование святого Софрония, епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (аввы Нила Синайского ). К древнейшим источникам можно отнести также Житие преп. Саввы Освященного, в котором много сведений о монашеском богослужении V-VI вв., и такие ранние памятники, как «Апостольское Предание» св. Ипполита, Армянский лекционарий начала V в. (он же – Иерусалимский), Иерусалимский канонарь, изданный прот. К. Кекелидзе. Основными в истории богослужебного Устава были Уставы Иерусалимский и Студийский. Кроме того, очень большое значение имел в истории Типикона и Устав Великой церкви – Святой Софии в Константинополе. Устав Иерусалимский, или преподобного Саввы Освященного, есть отображение литургической жизни и монашеских традиций палестинских монастырей в классическую эпоху их истории. Он связывается с именем преподобного Саввы Освященного и с известной под его именем знаменитой палестинской Лаврой близ Иерусалима. Если этот Устав и не является собственным произведением этого знаменитого подвижника, то, во всяком случае, отображает быт его Лавры и дух его преданий и наставлений. Святой Савва скончался в 532 году. Нравственный авторитет его еще при жизни был очень высок. Его вызывали к себе патриарх Иерусалимский и патриарх Константинопольский в тревожное время оригенистских споров в монашеской среде. С ним предание связывает также имя Леонтия Византийского , одного из видных церковных писателей того времени. Что святой Савва ввел какой-то устав в своей обители (три лавры и четыре киновии в небольшом отдалении одна от другой), не подлежит сомнению. Вероятно, на его Устав влияли иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого . Судя по «Преданию», которое печатается в виде предисловия к теперешнему Типикону, Устав был принят святым Саввой от славного палестинского подвижника – преподобного Евфимия Великого († 473), его учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, лавра св. Саввы Освященного занимала зону длиной ок. 2 км; ее кельи включали жилое помещение, двор, цистерну для сбора дождя, иногда - отдельную молельню; нек-рые кельи рассчитаны на 2-3 монахов. В лавре св. Герасима в долине Иордана, где в эпоху расцвета (V-VI вв.) жило до 100 иноков, открыты десятки келий (отдельно стоящих или вырубленных в скале), широко разбросанных на местности, и центральная общежительная группа зданий. Из киновий хорошо сохранился мон-рь св. Мартирия (Хирбет-эль-Мурасас) (сер. V в.) на пути между Иерихоном и Иерусалимом. Его стена (78 ´ 68 м) охватывала церковь, 2 часовни, кладбище, кухню, трапезную, кладовые, жилища, подземную систему для сбора воды и даже (что необычно) маленькую баню; полы украшала мозаика. Снаружи оставались часовня, стойла и жилище для паломников (мат-лы см.: Ancient Churches Revealed/Ed. J. Tsafrir. Jerusalem, 1993). Лавра св. Саввы Освященного в Иудейской пустыне Лавра св. Саввы Освященного в Иудейской пустыне В Иордании в 1996 г. были завершены длительные раскопки мон-ря св. Лота (Дейр-Айн-Абата, V-VII вв., окончательно покинут в IX в.). Его главная базилика включала естественную пещеру, где, по представлениям византийцев, укрывался Лот с дочерьми по разрушении Содома; с юга от базилики находился бассейн для воды, с севера - общая трапезная с очагом, крытое кладбище и общежитие для паломников; масса отдельных келий располагалась выше по склонам. В храме открыты 5 мозаичных полов с греч. надписями и датами 605 и 691 гг., в 3 надписях на камнях упомянут св. Лот. В 80-90-х гг. XX в. открыты многочисленные остатки визант. мон-рей Ближ. Востока, напр. уникальный мон-рь IV - кон. VI в. в Талль-Бие, в верхнем течении Евфрата (район древней Эдессы). Он обладал развитой планировкой: здания из сырцовых кирпичей группировались вокруг атриума и ряда внутренних дворов; общая трапезная имела сложный план. Полы 3 помещений украшали дорогие мозаики с надписями: в надписи 509 г. в помещении при входе перечисляется клир церкви; в алтаре пол 595 г. покрывала мозаика с плетеным орнаментом, птицами, цветами, чашей и крестом; в погребальном зале изображен олень под огромной пальмой.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010