Так жил и подвизался св. Иоанн Дамаскин в Великой лавре Саввы Освященного. Он достиг глубокой старости и мирно отошел ко Господу, имея от роду около ста лет. Кончину его полагают около 777 года. Погребен был он в лавре подле раки св. Саввы. В XII столетии русский паломник игумен Даниил видел здесь нетленные мощи св. Иоанна и поклонился им. В следующем веке мощи его были перенесены в Константинополь. Церковь , внесши Иоанна в число святых и установив совершать память его 4 декабря, в своих песнопениях прославляет его, как учителя благочестия и чистоты, наставника Православия, вселенной светильника, монашествующих богодухновенное удобрение, цевницу 387 духовную и ублажает особенно за то, что он, возгоревшись ревностью, своими писаниями уничтожил все зло богоборных ересей, ясным сделал для всех все, что написали прежде мудрые, учением своим и правыми догматами низложил хульное нечестие последователей Манеса, обличил Несториево разделение, Севирово слияние и единовольное безумие 388 . За необычайную силу и сладость слова, подобно потоку льющегося в его вдохновленных песнопениях и услаждающего сердца верующих, ему по всему праву дали высокое имя «Златая струя», «Златоструйный». « Иоанн Дамаскин справедливо назван златою струей, – говорит св. Феофан Исповедник в своем “Хронографе”, – по обилию в нем благодати Святого Духа, текущей в словах его и жизни» 389 . Называли Дамаскина еще «устами и истолкователем всех богословов» за то, что он в изложении православной веры постоянно говорит словами отцов Церкви, особенно Василия Великого , Григория Богослова , Афанасия Великого , Григория Нисского , творения коих он глубоко изучил и понимал 390 . «Изложение православной веры» послужило образцом, которому стали следовать богословы восточные и западные, особенно в Средние века 391 . Преподобный Михаил Черноризец (память 23 мая) жил в IX веке. Он родился в Месопотамском городе Эдессе от благородных христианских родителей и воспитан был в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершенного возраста, Михаил по внутреннему влечению решился посвятить себя подвижнической жизни. Зная, что родственник его Феодор 392 давно уже подвизается в Палестине в лавре преподобного Саввы Освященного, юноша отправился в Святую Землю. Прибыв в Иерусалим и поклонившись святым местам, он поспешил в Великую лавру, где, принятый родственником своим, поселился и сделался его учеником. Со всею ревностью Михаил стал подвизаться о Господе, подражая св. Феодору во всем: в посте и молитве, в чтении слова Божия и духовных размышлениях. Мирно текла жизнь юного инока под руководством св. Феодора, великого подвижника. Михаил преуспевал в духовной жизни и нравственных совершенствах. Но не суждено было ему совершить иноческого подвига в мирной обители; Богу угодно было указать ему другой подвиг – мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Софии. Стены церкви украшают фрески. В апсиде фрески, изображающие трех архангелов – Михаила (в центре), Рафаила (справа) и Гавриила (слева). Над апсидой фреска Крещения – изображен Иисус Христос, справа от него – Иоанн Креститель и еще один образ (возможно, олицетворение духа реки Иордан), справа царь и царица с коронами на головах. На южной стене сцена Успения Богородицы: Мария лежит на смертном одре, по сторонам – апостолы. Над двумя маленькими нишами в западной стене фреска, изображающая Распятие: Христос на кресте, лишь набедренная повязка прикрывает его чресла, слева три Марии, справа Иоанн и ученики. У ног Христа надпись по-английски «Jesus Christ King of the Jews». Роспись древняя с поздними поновлениями. Ниже образ Саввы. Рядом с ним на южной стене восстановленная греческая надпись, выполненная после окончания строительства церкви и рассказывающая об истории ее возведения: «Праведная София, мать Саввы, возжелав оставить мирскую жизнь и стать монахиней, получила благословение Саввы и удалилась в монастырь святой Павлы в Вифлееме. София вела святую жизнь и прославилась как святая. По смерти её святые мощи были перенесены в сие место, и старцы построили над ними церковь, освященную во имя её, было сие в году 657 от Р. Х.». (Для Й. Патриха перевел с греческого монах лавры о. Херувим Хрисостомос; в оргинале надписи ошибка в дате: вместо ΧΝΖ написано ΧΕΖ.) Древние своды церкви не сохранились, наличествующие относятся к началу ХХ века, выполнены из железных балок и бетона. Древние фрески только на западной и восточной стенах доходят до потолка, у двух других стен верхние части, видимо, обрушились, так что фрески покрывают нижние две трети стен. С северной стороны второго двора жилая келья размерами 3,1х1,7 м, перекрытая сводом. Система водоснабжения комплекса частично древняя, частично восстановленная в новейшее время. Древний водосборник, сохранившийся на участке в пять метров, ведет к комплексу с севера и открывается на крышу кельи. Оттуда вода направляется по современному водостоку во второй внутренний двор, откуда еще один водосток ведет в первый двор в древнюю цистерну.

http://sobory.ru/article/?object=12032

По свидетельству визант. паломника Иоанна Фоки, к 80-м гг. XII в. в Св. земле в дополнение к упомянутым выше были восстановлены мон-рь прор. Илии между Иерусалимом и Вифлеемом, лавра св. Евфимия, мон-рь Хозива, мон-ри св. Герасима и Иоанна Предтечи у Иордана, монастырь прор. Илии на горе Фавор (соседний мон-рь Преображения перешел в руки католиков). В кон. XII в. правосл. монахи из Калабрии возродили мон-рь прор. Илии на горе Кармель над Хайфой, однако позднее в нем поселились лат. монахи (возможно, какое-то время они жили вместе с православными по одному уставу) ( Иоанна Фоки Сказание. 1889. С. 46-47, 50-52; Jotischky. 2001. P. 93). Археологические исследования подтвердили перестройку мон-рей Хозива и св. Герасима, украшенных в то время новыми росписями. В мон-ре св. Герасима сохранилась греч. надпись о восстановлении обители в Патриаршество Иоанна (предположительно Иоанна IX), при игум. Иакове. Араб. надписи из этих же мон-рей содержат имена мастеров, участвовавших в перестройке ( Sharon. 2004. P. 50-52). Правосл. престол на Голгофе в храме Гроба Господня Правосл. престол на Голгофе в храме Гроба Господня В мон-рях собирались иноки из разных стран правосл. мира; большинство были греками, росло количество груз. монахов; есть данные об учреждении в Палестине в 20-х гг. XII в. груз. жен. мон-ря ( Pahlitzsch. 1996. P. 36). В палестинских обителях пребывали также выходцы из слав. земель, о чем свидетельствует, напр., Житие св. Евфросинии Полоцкой. О рус. монахах в Палестине рассказывается также в Житии св. Саввы, архиеп. Сербского, написанном его учеником иером. Доментианом , в эпизоде, посвященном 1-му хождению святителя в Св. землю (1229). В мон-ре св. Саввы Освященного он остановился «у святого Михаила, в русском монастыре, вблизи великой церкви», который в лит-ре трактуется как «малый» национальный мон-рь в составе лаврского комплекса ( Дoмehmujah. Жumuje светог Саве/Предговор, превод дела и коментари др. Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 2001. С. 297, 479; М. Прво светог Саве у Палестину//Зограф: Часопис за уметност. Београд, 2002/2003. 29. С. 71-72). Упоминается даже присутствие в лавре св. Саввы сообщества «франкских» монахов, составлявших одну из неск. автономных этнических групп насельников мон-ря. Историки отмечают влияние визант. монашеской традиции на католическое монашество Иерусалимского королевства ( Jotischky. 2001. P. 93). Мон-ри получали богатые вклады из Византии, Грузии и др. стран; эти средства позволили обителям приобрести значительные земельные владения в различных местностях, и особенно в долине Иордана. Известны документы о пожаловании деревень лавре св. Саввы иерусалимской кор. Мелисандой (1131-1153), а также о сделках с земельной собственностью обителей. По свидетельству Иоанна Фоки, долина Иордана была покрыта садами, находившимися в совместном пользовании мон-рей Иудейской пустыни ( Иоанна Фоки Сказание. 1889. С. 49; Pahlitzsch. 1996. P. 36-37; Jotischky. 2001. P. 90, 92; Frenkel. 2001. P. 111-112).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Агапит сказал, что они к погибели общества рассевают Оригеновы мнения, и что он согласен лучше выйти из своего места, нежели принять их во вверенное ему общество. Архиепископ, услышав сие, сказал: «Хорошо и богоугодно ты рассуждаешь». Сообщники Нонна, узнавши, что патриарх не соглашается на их прошение, опять пошли в страну обильную полями. По смерти блаженного Агапита, который пять лет благоразумно управлял Новою Лаврою, монахи оной избрали себе игуменом некоего Маму. Нонн и его сообщники, услышавши о смерти Агапита и о возведении Мамы на степень игумена, пришли к нему, и тайно приняты были от него в Лавру. В душе своей они скрывали пагубные мысли, но, боясь святого отца нашего Саввы, совсем не предлагали их монахам. Ибо когда был жив Савва, то исповедание веры у всех монахов было одно. Вот, что должно было сказать о монахах Новой Лавры. Теперь я возвращаюсь к дальнейшему повествованию о славных делах божественного старца. 37. Блистательные божественные дары просвещенного отца нашего Саввы. Они состоят в славном подвижничестве, добродетельной жизни и православной вере. Сие отчасти уже показано было выше, и частью Бог Слово, управляющий моими словами, покажет далее. Освященный Савва, явившись победоносцем над духами злобы, и желая населить пустыню, при содействии живущего в нем Святого Духа, еще устроил новое убежище благочестия. Ибо по отшествии тех дерзких монахов и по основании Новой Лавры, когда диавол, хотевший уловить себе учеников Саввы, сам был уловлен Саввою, Савва еще поставил знамение победы над ним. Возвратившись из Новой Лавры и проведши немногие дни в своей Лавре, он во время поста взял с собою некоторого старца Павла, славного весьма многими монашескими подвигами, и пришел к потоку, который был расстоянием от Великой Лавры на пятнадцать стадий, недалеко от Кастеллия, к Западу. Здесь в Северном утесе он нашел великую пещеру, которая никем еще не была занимаема, поселился и жил в ней с Павлом до праздника Ваий. После Пасхи взял Феодула, Геласия, того же Павла и других монахов, пришел на упомянутое место, и, короче сказать, при содействии Божьем, из пещеры сделал церковь , и в последствии времени устроил там весьма славную киновию и назвал ее пещерною.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

19. Авва Мартирий по прошествии восьми лет своего патриаршества переселился к Богу, и правление Церковью принял после него Саллюстий. Отцу нашему Савве был тогда сорок восьмой год жизни. Тогда в его Лавре возникли некоторые люди, которые умом были плотские, и, как говорит Писание, не имели духа ( Иуд.1:19 ). Они с давнего времени поставляли сети Савве и всяким образом оскорбляли его. Но был и Иуда между апостолами, и Гиезий жил несколько времени с Елисеем; родился и Исав от Исаака, и Каин был братом Авеля. И так сии люди, о которых мы сказали, согласившись между собою, пошли во святой град, вошли к архиепископу Саллюстию, и просили его, чтобы он дал им игумена, архиепископ спросил их: «Из какого места вы?» Они отвечали: «Мы живем в пустыне в некоторой долине». Потом архиепископ спросил их: «В какой это долине?» На сей вопрос они нехотя сказали: «В той долине, которую некоторые называют долиною аввы Саввы». На сие архиепископ сказал им: «Где же авва Савва?» Они сказали: «Он по грубости своей неспособен управлять тем местом; притом он и сам не имеет рукоположения, и другому никому не позволяет войти в церковный клир; посему как может он управлять обществом, состоящим из ста и пятидесяти человек?» В сие время некоторый достопамятный муж, именем Кирик, который был тогда пресвитером и настоятелем церкви Святого Воскресения и хранителем креста, находясь при архиепископе и слыша разговор его с отцами, пришедшими из Лавры св.Саввы, спросил их: «Вы ли приняли Савву в то место, или он принял вас?» Они отвечали: «Хотя принял нас он, но поскольку он груб, то не может управлять нами, когда мы умножились». На сие сказал им преблаженный Кирик: «Если он, как вы сами говорите, собрал вас в упомянутом месте, и если сие место, бывшее прежде пустым, он населил, то теперь не гораздо ли легче ему управлять населенным местом и вами, собравшимися вместе? Если Бог содействовал ему собрать вас и устроить место, то тем паче будет содействовать ему в правлении». После сего разговора архиепископ отпустил их, сказавши: «Подите, рассмотрите сие дело, и завтра придите ко мне». Между тем он призвал к себе блаженного Савву, будто для другого какого дела, потом призвал и обвинителей его, и пред их глазами рукоположил его во пресвитера им, и сказал: «Вот теперь в отце вашем Савве вы видите игумена вашей Лавры, его избрал Бог свыше, а не человек: ибо я только утвердил Божественное избрание, чрез сие удостоился Божьего благодеяния». После сего архиепископ взял с собою блаженного Савву и отцов, и пошел в его Лавру. При нем находился и упомянутый хранитель креста, Кирик. Архиепископ, освятивши созданную Богом церковь , в том созданном от Бога отделении оной, которое было со сводом, поставил освященный жертвенник, под который положил весьма много мощей святых и добропобедных мучеников. Сие происходило месяца декабря, двенадцатого дня, четырнадцатаго индиктиона на пятьдесят третьем году жизни блаженного Саввы в то время, как умер царь Зенон и начал царствовать Анастасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

2 Греческий подлинник этой биографии напечатан Котельером в его «Ecclesiae graecae monumenta» t.III, Paris. 1686 an. pag. 220–376. Но в этом виде житие препод. Саввы не чуждо некоторых хронологических погрешностей. «Летосчисление в нем, по словам архимандрита (ныне епископа) Сергия, не совсем согласуется само с собой, вероятно по ошибкам писцов» (Полн. Месяц. Востока m.II, стр. 379. М. 1876 г.). Посему весьма желательно переиздание этого драгоценного во многих отношениях памятника VI века по новым более исправным и гораздо полнейшим спискам. К числу последних мы относим унициального письма список IX века в рукописи Синайской библиотеки 494 и список XI века той е библиотеки под 505 (V. Gardthausen. Catal. codic. graecor. Sinatic. Oxon. 1886 an. pag. 120, 123). Кроме этих списков мы встретили весьма интересные и полные пергаменные списки жития сего отца в библиотеки Лавры препод.Саввы (ныне патриаршей Иерусалимской). 3 Об этом епископ Иоанн Кирилл Скифопольский дает весьма лестный отзыв в своей биографии препод. Саввы. «В то время, как созданная Богом церковь была освящена, пишет препод. Кирилл, Дух Святый привел в Лавру божественного отца нашего Иоанна епископа, удалившегося на покой, сообщившего мне весьма многия полезные сказания о Евеимие и Савве и побудившего меня к тому, чтобы я передал оныя письма. Святый отец наш Савва причислил его к живущим в Лавре. Иоанну был тогда только еще тридцать восьмой год жизни: теперь же он сделался освященным сосудом Всесвятого Духа, обилует божественными дарами, соделался святоносцем, и до ныне будучи во плоти, живет по ангельски и освящает наши пути к Богу. Его добродетели и подвиги теперь не возможно описать мимоходом. Но ежели будет угодно Богу, то, приведши к окончанию настоящий труд, я в особенном сочинении что-нибудь скажу и о его делах, которые почти всем известны, которые я слышал от его святых уст и которые многочисленны и важны. Молчать о сих делах и предавать их забвению не прилично: ибо Иоанн во всем нашем, так сказать гражданстве по своей жизни и добродетелям знаменит и славен» (стр. 131; pag. 248). Это свое намерение Кирилл Скифипольский действительно исполнил на деле; в рукописях в настоящее время нередко встречается биография сего отца, доселе еще не изданная в свет. Так в пергаментной рукописи 494 Синайской библиотеки, писанной унициальным письмом IX века, мы находим: Bioz cci politeia tou agiou patroz hmvn Iwannou tou epscopou cai hsucastou thz Lauaz tou agiou Saba (М. Gardthaus. Catalog. cod. graecor. Sinaiticor. p. 120). Память сего отца праздновалась в Лавре препод. Саввы Освященного 8 января (Tupic. ркп. Синайск. Бuбл.XII в. 1096, л. 73 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Рубрики Коллекции Сегодня, 18 декабря, Церковь вспоминает преподобного Савву Освященного 2 мин., 18.12.2023 Поделиться Память одного из великих подвижников монашества  –  преподобного Саввы Освященного (+ 532 г.) празднует Православная Церковь 18 декабря. Будущий святой родился в V веке в Каппадокии (Малая Азия) в благочестивой христианской семье. Его отец Иоанн был военачальником. Когда Савве было пять лет его родители уехали в Александрию по делам службы отца, оставив сына на попечении дяди. В восемь лет Савва поступил в монастырь святой Флавианы, в котором вскоре научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Когда Савва повзрослел родители стали уговаривать его вернуться домой и жениться, однако юноша не захотел этого. Так, в 17 лет, он принял монашество. Спустя время, преуспев в молитвах и посте, Савва получил от Бога дар чудотворения. После 10 лет в монастыре святой Флавианы преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда  –  в обитель преподобного Евфимия Великого . Однако святой Евфимий направил святого Савву в соседний монастырь со строгим общежительным уставом, в котором тот и подвизался до 30 лет как послушник. Позднее преподобный Савва затворился в пещере, только в субботу он покидал затвор и приходил в обитель, участвуя в богослужении и принимая пищу. Вскоре святому разрешили совсем не покидать затвор, в котором он и пребывал последующие пять лет. Особенностью монашеского служения преподобного Саввы было то, что он стяжал большой духовный опыт, будучи еще относительно молодым. Видя это, преподобный Евфимий Великий называл его отроком-старцем. После кончины преподобного Евфимия в 473 году, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Спустя несколько лет к святому Савве стали приходить ученики  – так постепенно возникла известная Великая Лавра. После этого преподобный Савва Освященный основал еще несколько монастырей, совершая при этом разные чудеса: среди Лавры забил источник, во время засухи прошел сильный дождь, исцелялись больные и бесноватые. Также святой Савва написал первый устав церковных служб, т.н. «Иерусалимский», принятый всеми монастырями Палестины. В 532 году преподобный мирно отошел ко Господу. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-vspominaet-prepod...

– на Знаменке. – за Петровскими воротами, построена в 1681 году. – близ Девичьего монастыря, построена в 1694 года. – в Ямской Переяславской слободе, перестроена 1765 году. – в Новоспаском монастыре построена Графом Николаем Петровичем Шереметевым в 1783 году. – у Петра и Павла, близ Яузских ворот. – в доме Графа Шереметева на Воздвиженке. Придел при церкви Св. Николая Чудотворца, у Старого Каменного мосту. – Преображения Господня, между Пятницкой и Ордынкой. – Саввы Освященного, на Девичьем поле. – Св. Николая Чудотворца, на Хлыновке. 30 . Св. Апостола. Андрея Первозванного. Придел при церкви Тихвинской Богородицы, в Новом Сущове, построена иждивением Московского купца И. Ф. Викторова. – Софии Премудрости Божией, в средних Садовниках. Декабрь 1 . Св. Пророка Наума. Придел при Церкви всех Святых, на Кулишках. 3 . Преподобного Саввы Звенигородского Чудотворца. Церковь домовая на Саввинском подворье, что на Тверской. 4 . Святой Великомученицы Варвары. Церковь на Варварке, вновь построенная в 1796 году; в ней находится часть мощей Св. Варвары в богатоукрашенном ковчеге. Придел при церкви Покрова Богородицы в Новоспаском монастыре. – Воскресения Христова, именуемого новое. Преподобного Иоанна Дамаскина . Придел при церкви Покрова Богородицы, на Лыщевой горе, освящен в 1697 году. 5 . Преподобного Саввы Освященного. Церковь в Новоспаском монастыре. Церковь в Савинской слободе на Девичьем поле; построена 1592 года, а потом за ветхостью поновлена в 1607 г. 6 . Св. Николая Архиепископа, Мирликийского Чудотворца. Церковь соборная, бывшая в Кремле и именовавшаяся Гостунским Собором, по образу Св. Николая, принесенному с реки Гостуни; после сожжения в 1812 году неприятелями храм сей и образ Святителя перенесен в 1816 г. под Ивановскую колокольню. – нижняя в Греческом монастыре, построена Князем Кантемиром в 1736 году. – в Покровском Соборе, что на Рву. – у Красных Колоколов, освящена в 1691 году. – в Сретенском монастыре, подле ворот. – на Арбате, именуемая Явленного. – на Старом Ваганькове.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Это мы сделаем главным образом в тех видах, чтобы можно было судить, что «Tupoz cai paradosiz cai nomoz» препод Саввы Освященного, оставленный им ученику своему и преемнику в игуменстве Мелиту, с которым мы намерены познакомить наших читателей, и вновь ними открытый, взять целиком из жизни самой Лавры и осуществлялся в практике в бытность игуменом самого Саввы Освященного. 18-летним юношей св. Савва явился в Иерусалим и был принят неким каппадокийским старцем в монастырь аввы Пассариона, находившемся под управлением архимандрита Елпидия (стр. 104; Cotel. p.226 . Но, перезимовав в этом монастыре, препод, Савва не пожелал более оставаться в Иерусалиме, а удалился к препод. Евфимию, «который тогда подвизался в пустыне, лежащей к востоку от святого града и сиял на подобие светила и везде испускал лучи чудес своих» (стр.105 ; pag. 227), и, увидевши его однажды в субботний день идущим в церковь , «со слезами просил его, чтобы он причислил его к находящимся под его смотрением братьям» (Ibid.). Препод. Евфимий, как опытный в духовной жизни старец дал пылкому юноше такой прекрасный урок: «Сын мой, я думаю, что не прилично тебе столько молодому оставаться в Лавре; да и Лавре нет никакой пользы иметь у себя юношу, и тебе юноше не прилично между отшельниками: и так, заключил препод. Евфимий свой мудрый отеческий совет, поди к авве Феоктисту в обитель, лежащую ниже; там ты получишь себе великую пользу» (стр. 106; pag. 228). Юноша беспрекословно повиновался мудрому совету препод. Евфмия и удалился с рекомендацией последнего в обитель Феоктиста, где «все, что принадлежало ему, как собственность, он отдал в руки Феоктиста и посвятил себе на всякое дело подвижника. Проводя дни в телесном труде, он в основание и в начало своей жизни полагал смирение и послушание. Будучи способен и весьма ревностен к совершению божественного служения, он прежде всех входил в церковь и выходил из нее после всех; при великих душевных силах он и телом был велик и силен. Почему, когда все монахи рубили в пустыне только по одной связке прутьев для корзин и носили в киновию, то Савва рубин и носил по три. При том он усердно служил при богослужении. Сверх сего иногда носил и воду и дрова, и таким образом старался всем услужить. Был он довольно долгое время смотрителем над лошаками, исправлял и другие различные должности и все сие исполнял неукоризненно и беспорочно, так что отцы киновии удивлялись столь великому усердию и услужливости юного Саввы» (стр. 108; pag. 229).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских//Прибавления к Творениям св. Отцов 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 466–564 (1-я пагин.). Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских Иерусалимский устав на Востоке Первые сведения о лавре св. Саввы, с которой связано происхождение устава Иерусалимского, и о порядках, которые имели здесь место при ее основателе,      сообщаются в житии Саввы Освященного. Оно было написано Кириллом Скифопольским , спустя 80 лет по смерти св. Евфимия († 472 г.), следовательно, через 20 лет по смерти преп. Саввы, на основании рассказов достоверных лиц, бывших его учеников и       свидетелей подвигов, которые во время биографа «следовали образу жизни преподобного и освещали путь, ведущий ко Христу». Несмотря на желание собрать возможно большее число сведений, составитель жития признается, что ему удалось добыть этим путем лишь немногое. Но за то эти      известия, по словам составителя, были им строго      проверены и отличались точностью, не допускающей      никаких сомнений в читателе. Что касается до       неполноты сведений, то с этой стороны, сравнительно с другими произведениями агиобиографической      литературы, нельзя сделать упрека составителю жития. Напротив, оно очень подробно, и излагает в      последовательном рассказе обстоятельства жизни      Саввы Освященного, его деятельность по устройству монастырей, сношения с тогдашними церковными деятелями и участие в решении догматических вопросов, волновавших тогдашнюю церковь . К сожалению, жизнеописатель гораздо сдержаннее, когда дело идет о порядках службы и дисциплины и в этом отношении для истории устава дает очень немного. Что же касается до особенной хронологической точности, о которой заявляет биограф, то этим качеством житие, в его теперешнем изложении, похвалиться не может и заключает немало противоречий 1 . По словам жития, св. Савва начал свои монашеские подвиги очень рано (почти в детские годы) и сначала жил в монастыре Флавиановом (Φλαβιαναις), находившемся в 20 стадиях от его родного села Муталаски, близ Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010