Москва. Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле. Саввинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Саввы Освященного , Николая Чудотворца Год постройки:1592. Колокольня - 1817. Год утраты:Не установлен. Архитектор:П.П. Петров (перестройка 1841-1842) Адрес: Россия, город Москва, Большой Саввинский переулок, дом 14. Координаты: 55.732218, 37.564075 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Саввы Освященного, преподобного, на Девичьем поле церковь (уничтожена). В названии Саввинской набережной, Большого и Малого Саввинских переулков сохраняется память о располагавшемся здесь монастыре и храме святого Саввы. Первое письменное упоминание об обители относится к 1454 г. По своей духовной боярин Петр Константинович Добрынский завещал «своему господину Ионе митрополиту Киевскому и всея Руси монастырь святого Савы, на Москве, на посаде, и со всем тем, что к тому монастырю из старины потягло, и земель, и лугов, и Собакинская пустошь… А то есмя дал… на поминок своих прародителей и родителей, и по своей души, и по всему своему роду». Из этого текста понятно, что обитель к этому времени уже существовала и представляла собой так называемый вотчинный монастырь, но когда она была основана и что собой представляла, неизвестно. Следующее известие относится к 1456 г., когда чудотворную Смоленскую икону Божией Матери, именуемую «Одигитрия», до этого 58 лет находившуюся в Благовещенском соборе Кремля, вернули в Смоленск. Провожали ее торжественным крестным ходом великий князь Василий II с детьми, митрополит Иона с духовенством и народ до Саввина монастыря, который находился в предместьях Москвы, вблизи Смоленской дороги и переправы через Москву-реку. В память об этом событии был установлен крестный ход, совершавшийся ежегодно 28 июля. Монастырь считался домовым митрополичьим, а затем с 1589 г. и патриаршим. Известно, что в нем стояли патриаршие палаты. Сохранились сведения, что в 1637 г. «киот с деисусы поставлен в Саввинском же монастыре перед патриарши хоромы в сенях». С 1635 г. он известен уже не как мужской, а женский под названием «Ново-Саввинский Киевский, что под Девичьим полем». Первыми его монахинями были киевлянки. В 1667 г. обитель обновили за казенные деньги, а в 1678 г. приписали к Новодевичьему монастырю. Возле монастыря располагалась небольшая слобода, о которой писали: «Патриаршая вотчина Саввинская слобода, на берегу Москвы-реки, Горетово стану, а в ней 32 двора бобыльских, людей в них 68 человек, кормятся на Москве всякою работою». В конце XVII века монастырь был упразднен, после смерти в 1690 г. патриарха Иоакима деньги на помин его души были выданы уже в приходскую Саввинскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=21189

Преподобный Савва, несмотря на просьбы учеников, отказывался принять сан священника. Некоторые монахи, недовольные слишком строгим уставом святого Саввы, решили воспользоваться скромностью своего руководителя. Они пошли к Иерусалимскому Патриарху и попросили поставить им другого настоятеля вместо святого Саввы, который не был иереем. Патриарх послал за преподобным Саввой и против желания святого рукоположил его во священника: «Вот вам отец ваш и игумен вашей лавры, избранный Богом, а не людьми. Я, Патриарх Иерусалимский, только утвердил Божественную волю». С тех пор преподобный Савва стал именоваться Освященным, поскольку принял священный сан. Вскоре к святому Савве пришла его престарелая мать. Она сообщила о смерти отца и отдала своему сыну-игумену огромное наследство умершего родителя. Эти деньги преподобный Савва употребил на постройку монастырских зданий, а для матери устроил келью неподалеку от своей лавры, где она в монашестве провела остаток жизни. Всего святой основал 7 монастырей, главный из них – лавра преподобного Саввы Освященного. В этих монастырях еще при жизни основателя подвизались свыше 5000 монахов. И для всех без исключения святой Савва был добрым и заботливым отцом. Преподобный Савва немало потрудился для блага всей христианской Церкви. В 517 году трон занял император Анастасий, разделявший ересь монофизитов. Это лжеучение было осуждено на Четвертом Вселенском Соборе. Однако император Анастасий вновь принялся насаждать ересь. Тогда престарелый игумен Савва пришел в Иерусалим, встал посреди храма и громогласно объявил: «Знайте, христиане, чему учит наша святая Церковь . У Господа нашего Иисуса Христа – две природы: Божественная и человеческая. Поэтому Он именуется Богочеловеком. Прошу вас, не слушайте еретиков, даже если с ними – сам царь!» Авторитет Саввы Освященного был так велик, что с учением монофизитов в Иерусалиме было покончено. Савва Освященный остался в истории христианской Церкви и как автор первого богослужебного устава, называемого Типикон. В Русской Православной Церкви устав преподобного Саввы Освященного, называемый Иерусалимским, принят с XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В храме села Саввина есть древняя икона преподобных Саввы и Варсонофия. Здесь же еще целы царские врата с мелкотравчатою резьбою и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преподобного отца нашего Саввы Освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря» 398 . В Московском Успенском соборе хранится устав Твер­ского Саввина монастыря XV века; в конце пасхалии его, доведенной до 8 тысяч, сказано: «Конец семи тысячам. Троице Святая, слава Тебе, Sôa aoi о 0гоа». На л. 295 читается древняя драгоценная заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говенье монастырю святого Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета» 399 . По этой заметке несомненно, что Тверской Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года на­чались подвиги преподобных Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На рукописной книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 году в монастыре преподобного Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича (1426 г.), по воле игумена Варсо­нофия. Другая книга, «Лествица», писана в 1419 году для священноинока Саввы 400 . Поскольку же преподобный Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преподобный Иосиф), то очевидно, что в 1419 году игуменом Саввиной обители был уже преподобный Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно по­ложить, что 1416 год был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 года бу­дем считать 50 лет начальствования преподобного Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 году 401 . Память Преподобного Савватия Тверского и ученика его Евфросина В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподоб­ный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, как у Иоанна Богослова». Пустынь преподобного Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается село Савватиево.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Именно в это время пост начинает напоминать привычный нам аскетический пост, связанный с воздержанием от определенных видов пищи. Впервые практика такого рода постов появилась во 2-м веке у еретиков монтанистов. Православные полемизировали с ней, приводя аргументы о ее недопустимости. Одним из аргументов была ссылка на слова Христа о том, что не тем оскверняется человек, что входит в уста, но тем, что выходит из уст. Вторым – ссылка на апостола, который говорит, что пище не приближает нас к Богу и не удаляет нас от Бога. Прошло три века, появилось монашество и отношение к посту у православных изменилось. Именно в монашеской среде стало принятоо порстоянно поститься на определенные виды пищи. Мясо у египетских подвижников не употреблялось вообще, молоко иногда допускалось, вино дозволялось, но многие принципиально пили только воду (чая не было). Обычная пища состояла, видимо, из хлеба с солью, а некоторые подвижники отказывали себе и в хлебе и питались годами сырыми овощами. Монашеская практика существенно повлияла на восприятие поста в Церкви. Лавра Саввы Освященного и современность В 484 году в Иудейской пустыне был основан монастырь, известный как Лавра Саввы Освященного. Сначала была построена пещерная церковь, потом вокруг прп.Саввы стали селиться ученики и к концу жизни прп.Саввы в Лавре жило 5 тысяч монахов. Современный нам устав поста сложился на основе принятого в VI веке Иерусалимского устава в Лавре прп.Саввы Освященного. На Руси он закрепился в 17 веке. В наши дни ситуация с постом сложная. Кто-то не видит в нем смысла, кто-то воспринимает как диету, кто-то изнуряет себя, пытаясь изо всех сил поститься по Уставу, кто-то советуется со священником и чувствует себя виноватым, если съел что-то не то. Надеемся, что приведенные нами сведения из истории помогут вам открыть в посте новые смыслы и, возможно, пересмотреть что-то в вашем способе поститься. Рекомендуем: Постное и пост Небольшая статья священномученика Илариона Троицкого полностью переворачивает наши привычные представления о посте в Церкви. Он рассматривает историческое развитие представлений о посте и говорит, что со временем в Церкви понятие поста было заменено понятием постного. Мы использовали в нашей статье сведения, которые он приводит, но, конечно, лучше прочитать статью целиком

http://predanie.ru/velikijpost/post-pere...

Соловьи. Церковь Саввы Освященного. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никитина Саввина (Саввы Освященного) пустынь в письменных источниках впервые упоминается под 1442 годом. В XVI веке она приписана к Псковскому Пантелеимонову монастырю, затем к архиерейскому дому, с 1631 года — к Псково-Печерскому монастырю. Первоначально церковь была деревянная, на плитяном фундаменте. Она уничтожена пожаром или сожжена во время вражеских набегов. Когда закрыт Саввин монастырь и церковь стала приходской — неизвестно. Престолов в церкви три. Главный престол — во имя Преподобного Саввы Освященного, в приделе справа — во имя Нерукотворенного Образа, устроенный помещицей Шишковой, в левом приделе — во имя свт. Афанасия Афонского, устроенный в 1825 году помещиком Сергеем Назимовым. Иконостас в этом приделебыл обновлён в 1875 году, а в 1899 году возобновлен иконостас и в главном приделе. Придел Спаса Нерукотворенного Образа построен из плиты, придел Афанасия Афонского — из кирпича. Колокольня-звонница стояла у западной стены притвора на трех каменных столбах, на ней было пять колоколов. Большой колокол весил 15 пудов 37 фунтов, остальные колокола без обозначения веса, все колокола без надписей. Близ церкви находилось кладбище. Священник Владимир Семенович Аадинский родился в 1868 году в деревне Дубровно Порховского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии служил священником в погосте Саввина Пустынь, одновременно преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. Являлся членом Братства СвятыхКирилла и Мефодия. В «Псковских епархиальных ведомостях», в 10 за 1907 год, опубликовал статью «Погостъ Саввина Пустынь Псковскаго уезда». В 1905 году Псковской духовной консисторией награжден скуфьей. Арестован 8 марта 1938 года, «тройкой» УНКВД Ленинградской области 20 марта 1938 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1957 году. В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала: «Центральная часть храма и апсиды разрушены. Погибли очень ценные резные Царские Врата XVII века и ряд произведений станковой живописи XVl-XVII веков... от здания сохранилось не более 40%, но и оставшаяся часть в значительной мере деформировалась от взрыва». Церковь разобрана в 1950-х годах для строительства военного городка в поселке Черёха. Источник: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48755

- Монастырь – это жертва. В Евангелии написано: «иже слышат слово, и приемлют, и плодствуют – на тридесять, и на шестьдесят, и на сто (Мк. 4). «На сто» – это про монахов. Монах жертвует Богу всю свою жизнь «на сто». Правда и в монастыре встречаются свиньи, и в миру бывают ангелы. С 4 ноября 1996 г., по решению Священного Синода и Святейшего и Блаженнейшего Илии II, Католикоса-Патриарха всей Грузии, состоялось поставление игумена Саввы в епископы. Епископ Савва возглавил Хонскую епархию Грузинской Православной Церкви в западной Грузии. Хонская архиепископия была основана после разделения Имеретии на несколько небольших епархий царем Багратом III в XVI в. Упразднена в соответствии с решением российского экзарха в Грузии 26 ноября 1821 г. Сто семьдесят шесть лет кафедра в Хони пустовала. - Когда мне Патриарх предложил стать епископом, я даже не представлял, какой это тяжелый крест. Я отказывался, но то, что меня все же убедило: очень хотелось помочь людям. Когда мы пришли в Хони, здесь не было ничего. Шестьсот грузовиков мусора вывезли, а сколько еще сами вынесли на руках! Никто не мог поверить, что хоть что-то получится, смеялись над нами. Была асфальтированная площадка для волейбола – привезли землю, и сад насадили. Двор архиепископской резиденции Сейчас нельзя поверить в обратное – что когда-то здесь была «мерзость запустения». Приходящий в обитель встречает идеальный порядок, уют, новая церковь и келлейный корпус, а вокруг - дивный сад. В резиденции находится женская обитель св. Саввы Освященного. В ней подвизаются четыре монахини и семь послушниц. - За два года владыка все отремонтировал. Всегда, стоит ему только что-то захотеть, он сделает. Сам и крышу кроет, и камни таскает, и проектирует, все сам. Только за последние несколько месяцев по его молитвам и благословению построены и освящены храмы св. Саввы Освященного в резиденции, св. Георгия в Ианетии, Пресвятой Богородицы в Баши. Когда пришел владыка, во всей епархии действовали всего восемь церквей. Сейчас около тридцати, и еще несколько строится. Открылись женские монастыри прп. Саввы Освященного в Хони, св. равноап. Нины в Матходже, св. ап. Андрея Первозванного в Самтредии, мужской монастырь Вознесения Господня в Удзлоури. Возобновили свое действие православная Казбегская школа, колледж имени Нико Николадзе в селе Диди Джихаиши и другие.

http://pravoslavie.ru/40491.html

Посвящение храма исследователи связывают с тем, что незадолго до празднования памяти прп. Саввы (5 дек.) русская и польская стороны договорились об обмене пленными в 1618 г. (1 дек.). Ю. В. Тарабарина предположила, что храм во имя Саввы Освященного и колокольня над ним были сооружены иностранным зодчим ( Тарабарина. 2006. С. 48-51, 55), однако подтверждений этому в письменных источниках нет. Патриарх Филарет в 1620 и 1631 гг. пожертвовал в обитель колокола (Вкладная книга. 1883. С. 17). Архидиак. Павел Алеппский писал, что в мон-ре «колокольня древняя, удивительная по своей архитектуре» ( Павел Алеппский. 2005. С. 510). Разборку этой колокольни Снегирёв относил к 1787 г. ( Снегирёв. 1863. С. 55), Дмитриев - к 1759 г. ( Дмитриев. 1909. С. 51), а в другом месте - также к 1787 г. (Там же. С. 80), при этом оба автора не указали источник своей информации. Офицерская опись (15 апр. 1763) локализует ц. Саввы при уже не функционировавшей колокольне в районе Преображенского и Покровского храмов (т. е. с зап. стороны собора), на гравюре XVIII в.- она изображена с северной. В описании 1790 г. отмечены 3 колокольни Н. П. м.: «ветхая каменная» в районе Покровского храма и трапезной церкви; при Никольском больничном храме «колокольня с часовыми колоколами; да вновь построенная колокольня» ( Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы. М., 1954. Т. 2. С. 283; Круглик. 1999. С. 168 (примеч. 47)). Перед разборкой колокольни храм св. Саввы Освященного был перенесен в Хлебодарную палату (Памятники. 2000. С. 163) и 10 сент. 1780 г. освящен на новом месте ( Круглик. 1999. С. 61; вероятно, именно ц. св. Саввы имеется в виду в описании 1790 г., в к-ром отмечена «при трапезной церковь» без указания посвящения ( Сытин П. В. История. Т. 2. С. 283)). В 1759 г. в середине вост. стены монастырской ограды, на месте проездной башни, была заложена новая колокольня с храмом прп. Сергия Радонежского, к-рая должна была иметь 5 ярусов. Известен текст закладной храмозданной надписи на колокольне («на белом камне, вделанном в стене нижняго яруса… в первой палатке со входу южною дверью в монастырь») следующего содержания: «…основася святый храм сей в честь и память преподобнаго отца нашего Сергия Радонежского… со Святыми воротами и с колокольнею, Синодальным членом Иларионом епископом Сарским и Подонским при настоятеле Святыя обители сея Синодальном члене архимандрите Мисаиле Чирском, на память преподобнаго отца нашего Висариона Чудотворца, и во утверждение всего здания по церковному чиноположению по средине четырех больших столпов в нарочно устроенных камениях, положены мученическия Святыя мощи: от сотворения мира 7267, от Рождества же по плоти Бога Слова 1759 индикта 7 месяца июня в 6 день в неделю Всех Святых по прожекту Архитектурии гезеля Ивана Жеребцова» ( Ювеналий (Воейков).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Архимандрит Антонин о принадлежности Иерусалимского устава лавре преп. Саввы писал: «Так называемый Саввинский устав не был никогда измышлением монастыря св. Саввы, а и был всегда, и теперь есть всеобщий устав Православной Церкви, слагавшийся мало-помалу от самых времен апостольских главным образом в Палестине и оттуда расходившийся по отдаленным пределам земли. Трудолюбие же иноков обители богоносного отца только извлекло его из часословов, октоихов, миней и триодей и пр. и изложило в виде одной справочной книги» 201 . Все приведенные мнения о принадлежности Иерусалимского устава, а следовательно, и чина всенощного бдения творчеству преп. Саввы Освященного, в одних случаях более близкие к истине (проф. И. Мансветов и архим. Антонин), в других – далекие от нее (архиепископ Филарет, прот. А. Горский и архиепископ Сергий), продолжали оставаться только предположениями, так как сами «Правила» преп. Саввы, переданные им перед смертью в письменном виде его преемнику игумену Мелиту, оставались для науки неизвестными. Счастливое открытие их проф. А. А. Дмитриевским положило конец всем предположениям и дало возможность определить отношение преп. Саввы к приписываемому ему уставу. «Правила» представляют собой документ следующего содержания: «Образец, правило и закон честной лавры святого Саввы. Должно соблюдать правила, установленные преподобным и блаженным отцом нашим Саввою. Ни в коем случае не принимать в лавру евнуха или безбородого; женщинам же для молитвы нельзя входить не только в лавру, но даже в метохи, и в особенности за вторую дверь великого метоха. Кто же из монахов лавры будет замечен, что он входит в монастырский гинекон с целью поесть, попить, или побыть в нем, или под предлогом охраны, или для пострижения, или для исповеди, или что он пишет и взаимно получает письма, или вообще имеет знакомство с женщинами, или заводит кумовство, то да будет удален из братства, как виновник соблазна не только для христиан, но и для язычников. Не иметь права ни грузинам, ни сирийцам или франкам совершать полную литургию в их церквах, но, собираясь в них, позволительно петь часы и изобразительныя, читать Апостол и Евангелие на их природном языке, а после сего входить в Великую церковь и причащаться со всем братством вместе Божественных и пречистых и животворящих Тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Общежительная Лавра была основана св. Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 г. была учреждена Лавра — монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения. Для этого еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI b.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва. Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня. В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники из России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза. Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое, поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских.

http://pravmir.ru/monastyr-savvy-osvyash...

Каменный храм преподобного Саввы на месте деревянного был выстроен в 1592 г. Это была небольшая одноглавая постройка, которая за три века своего существования неоднократно перестраивалась и обрастала пристройками. Известно, что в 1680-х гг. новые патриаршие палаты примыкали к южной стене Саввинской церкви, и в них в 1696 г. прихожане устроили храм святителя Николая (взамен сгоревшей второй монастырской Никольской церкви). В 1732 г. в подклете Никольского храма был освящен Знаменский придел. Последующие изменения в архитектуре Саввинского храма произошли уже в начале XIX века, когда наружный древнерусский наряд сменился строгим классическим. В 1817 г. разобрали старую колокольню, выстроенную в 1637 (или 1632) г. и выстроили новую. В 1824 г. к Никольскому приделу была пристроена апсида, вероятно тогда же он получил новую главку. В 1869 г. проделали арки, соединившие пространство двух храмов. Судя по описаниям, внутри Саввинского храма сохранялся иконостас 1869 г. с древними иконами. Среди особо ценных и почитаемых предметов в нем находилась северная дверь с изображением Благоразумного разбойника и надписью о том, что ее принес в дар в 1544 г. Семен Андреев в память о своих родителях. Царские врата и живопись на них считались копией 1869 г. с прежних врат, особо почитавшихся. С церковью Саввы связано одно важное для истории русской литературы событие. Рядом с ней находилась большая московская усадьба, в которой с 1835 г. жил известный историк и собиратель русской старины М.П. Погодин. У него в гостях перебывали почти все современные ему историки и литераторы, он поддерживал дружеские отношения с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем. Последний несколько раз подолгу живал на Девичьем поле, о чем сохранились подробные воспоминания. Наверняка Гоголь, известный своей религиозностью, не раз бывал в ближайшей церкви преподобного Саввы. Здесь же ему выпало судьбой посетить последнюю в своей жизни обедню незадолго до смерти, последовавшей 21 февраля 1852 г. Погодин вспоминал: «В четверг на масленой неделе, 7 февраля, явился Гоголь в ц. Саввы Освященного на Девичьем поле, еще до заутрени, и исповедался. Перед принятием св. Даров, за обеднею, пал ниц и много плакал. Был слаб и почти шатался». Настоятель этого храма, Иоанн Никольский был духовником Гоголя и неодократно посещал его во время предсмертной болезни.

http://sobory.ru/article/?object=21189

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010