Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мелитопольский мон-рь во имя прп. Саввы Освященного. Фотография. 2011 г. Мелитопольский мон-рь во имя прп. Саввы Освященного. Фотография. 2011 г. (Запорожской и Мелитопольской епархии УПЦ), находится в г. Мелитополе Запорожской обл. (Украина). Основан решением Синода УПЦ от 24 дек. 1994 г. в с. Терпенье Мелитопольского р-на Запорожской обл. Настоятель М. м. иером. Тихон (Масленников) с марта 1995 г. являлся также настоятелем городского кладбищенского храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1905) в г. Мелитополе. Этот храм, закрытый после 1917 г. и обращенный в продовольственный склад, затем в б-ку, в 1990 г. был возвращен Церкви. В нач. 1995 г. Иоанно-Предтеченская ц. и сопредельная территория кладбища стали подворьем монастыря. Весной-летом того же года братия М. м. переехала на подворье, а обитель в с. Терпенье стала монастырским скитом. К осени 1995 г. в г. Мелитополе был построен одноэтажный келейный корпус, в к-ром проживали 12 насельников, в 1996 г.- 2-этажный корпус с кельями и просфорней. 18 дек. 1995 г., в день памяти прп. Саввы Освященного, настоятель М. м. совершил 1-й монашеский постриг. 31 окт. 1996 г. наместником был назначен иером. Борис (Масленников). В 1997 г. скит в с. Терпенье был упразднен, а в с. Астраханка Мелитопольского р-на основано сельскохозяйственное подворье, к-рое возглавил иером. Иосиф (Масленников) , впосл. архиепископ Роменский и Бурынский. В 2002-2005 гг. была перестроена Иоанно-Предтеченская ц. 2 окт. 2005 г. архиеп. Запорожский и Мелитопольский Василий (Злотолинский) освятил обновленный храм: центральный придел - в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение», северный - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а южный - во имя Саввы Освященного. В 2006 г. был перестроен трапезный корпус, в к-ром разместилось и сестричество с 20 насельницами. В обители построены крестильная церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с купелью для полного погружения крещаемых (2007), реабилитационный центр для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью (2007), пекарня, электроподстанция (2008), гостиница и трапезная для паломников (2009), аудитория для воскресной школы, административное здание с конференц-залом, редакция, иконописная мастерская, спортзал, братский корпус и пчеловодческий комплекс (2011-2012), дом настоятеля (2014). Возводится храм в честь Преображения Господня. В 2013 г. 5 сестер из женской общины при монастыре переведены в новообразованный Терноватский во имя апостола Иоанна Богослова женский монастырь . К авг. 2016 г. в М. м. проживали наместник иером. Иоанн (Прокопенко), ок. 40 насельников и 15 сестер. Арх.: Арх. ЦНЦ. Лит.: Дятлов В. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 55. Д. Б. К. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562914.html

Церковь Собора свв. Архангелов Часовня-усыпальница Саввы Освященного Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного Часовня Георгия Победоносца Часовня Иоанна Крестителя Часовня Симеона Столпника в Девичьей башне Часовня Иоанна Златоуста Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы) Скит Иоанна Молчальника Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта) Скит Аркадия сына Ксенофонта (башня Аркадия) Скит Иоанна сына Ксенофонта Церковь Софии (матери Саввы Освященного) Добавить фотографии Древние кельи южной части монастырской территории в пределах ядра лавры. В настоящее время не используются для жилья монахов, однако восстановлены и реконструированы в том виде, какой они, по мнению монахов (и археологов), имели в VI веке. От самой левой идет ход к часовне Иоакима и Анны и третьей келье (исихастерию) прп. Саввы. Серж 9 октября 2006 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Преподобный Савва (439–†532) принял монашеский постриг на своей родине — Каппадокии, — еще в юные годы. В возрасте 18 лет он пришел в Святую Землю и сделался учеником прп. Евфимия Великого и прп. Феоктиста. В 478 г. Савва по Божиему научению обрел уединенную пещеру на склонах ущелья Вади Кедрон, где провел в уединении 5 лет, прежде чем начал принимать под свое руководство учеников. Первая церковь (часовня) лавры была построена в ущелье, у пересохшего потока Кедронского, на вершине горы савваиты возвели смотровую башню. Знак Божий в виде огненного столпа указал Савве естественную природную церковь в светлой пещере, имеющей алтарные своды, обращенные на восток. Архиепископ Иерусалимский Саллюстий освятил эту церковь во имя свт. Николая Чудотворца 12 декабря 490 г., а самого Савву рукоположил в сан пресвитера, отчего его и называют Освященным. Строители братья Феодул и Геласий Исаврийцы возвели в 490-х гг. ряд важных для лавры строений — хлебную пекарню и больницу, а затем в 494–502 гг. большую однокупольную церковь во имя Пресвятой Богородицы. Храм освятил архиепископ Илия 1 июля 502 г. После разрушительного восстания самаритян, подавленного войсками императора Юстиниана в 531 г., Савва посетил Константинополь и получил из казны средства на возведение вокруг лавры высоких стен и дозорных башен. Савва руководил жизнью лавры 59 лет, был архимандритом всех лавр Палестины, духовным наставником для тысяч монахов и пустынников, молитвенником, чудотворцем и непреклонным борцом за Православие.

http://sobory.ru/article/?object=04719

Кореновск. Церковь Саввы Освященного. Саввинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Саввы Освященного Год постройки:Между 2002 и 2008. Адрес: Россия, Краснодарский край, г. Кореновск, перекресток улиц Пурыхина и Первомайской, сквер школы 3 Координаты: 45.478267, 39.452913 Проезд:Церковь расположена на окраине города в сквере школы 3 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приход Храма Святого Преподобного Саввы Освященного был зарегистрирован, как религиозная организация 19 августа 2002 г. Строить храм решили на его историческом месте. История храма начинается с конца XVIII века. Первой деревянной церковью, постороенной в станице Кореновской (ныне г.Кореновск) была церковь Святого Саввы с приделом святителю Николаю Чудотворцу. Располагалась она в центре станицы и была построена предположительно в конце XVIII века двумя братьями, сыновьями богатого купца, одного из которых звали Саввой. В 1933-34 гг. церковь была разгромлена. В 1905 году в станице на северной стороне реки Бейсужек (ныне на этом месте находится сквер средней школы 3) была возведена каменная церковь, огороженная высоким кирпичным забором, и названа также во славу святого Саввы. После революции эта церковь тоже была разрушена. В 2002 году по благословлению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора первый настоятель строящегося храма отец Василий Максимец приступил к строительству нового храма в честь святого преподобного Саввы Освященного. При выборе места закладки искали фундамент прежнего храма, он оказался частично под памятником-мемориалом погибшим воинам, расположенном на территории сквера, поэтому новый храм был заложен рядом. С 2003 года строительство храма продолжает назначенный правящим Архиереем новый настоятель храма протоиерей Василий Лебединский. Строился храм на пожертвования прихожан, как говорится всем миром. И сам настоятель, отец Василий Лебединский не гнушался никакой работой, вместе с рабочими строил храм. Благотворительной организацией, оказавшей большую помощь в завершении строительных работ, стал известный своей торговой маркой Кореновский молочно-консервный комбинат в лице его директора Ялового Игоря Владимировича. Благодаря ему были завершены внутренние работы и обустройство храма, приобретены и установлены 3-х ярусное паникадило и колокола, сделана ограда храмовой территории, а так же оказана помощь в строительстве административного здания прихода, где расположены классная комната воскресной школы, кухня под просфорню, комната для швеи, трапезная. За благотоворения по строительству храма, по представлению владыки Исидора, Яловой И.В. был удостоен Патриаршей награды — ордена Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=30402

Пластуновская. Подворье Краснодарского Всецарицынского женского монастыря. Церковь Саввы Освященного. Церковь. Действует.   Престолы: Саввы Освященного Год постройки:Между 2005 и 2007. Ссылки:   Адрес: Краснодарский край, Динской район, станица Пластуновская (рядом с трассой М4 " Дон " ) Координаты: 45.31441, 39.239345 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь преподобного святого Саввы Освященного находится на монастырском подворье Всецарицынского Краснодарского женского монастыря, которое расположено в станице Пластуновской Краснодарского края на территории бывшего колхозного Сада-бригады. Храм был построен на подворье в 2003 году силами прихожан и трудников монастыря во главе с матушкой Неониллой. За основу взяли строение бывшей колхозной кузнецы и переоборудовали его под церковь. Строители, нанятые в Краснодаре, восстановили храмовое здание, оштукатурили и побелили стены, перед входом установили открытую звонницу. В результате получилось небольшое церковное строение, которое освятили в августе 2007 года. В 2008 году к основному объему сделали каменную пристройку, где разместили три кельи для сестер, православную библиотеку и небольшую церковную лавку, трапезную и административное помещение. Внешние стены обложили диким камнем. Убрали перед входом звонницу и построили ее рядом с храмом. Венчанием церкви является шатровая медная скатная крыша с главкой на барабане и золотистым крестом. Храм в честь преподобного святого Саввы Освященного в Пластуновской – действующий. Бывшая кузница колхозной Сад-бригады усилиями матушки Неониллы, прихожан-трудников из Краснодара и строителей сначала стала маленьким храмом с побеленными стенами и колокольней над входом в виде арки. В августе 2007 г. было совершено освящение престола, в храме по праздникам стали совершаться литургии и водосвятные молебны. Второй этап истории храма – его реконструкция, которая была проведена в течение 2008 года – к маленькому храму была сделана пристройка, в которой разместились 3 келии для сестер, маленькая монастырская лавка для продажи свечей, библиотека, маленькая трапезная и бытовое помещение. Снаружи стены храма были окультурены диким камнем, храм покрыт медной крышей, установлены медный купол в форме древней луковицы и Крест. Рядом с пещерным храмом была установлена деревянная звонница по образцу звонницы Спасо-Андронникова монастыря в Москве. К празднику Крещения Господня 2009 года в храме был установлен резной иконостас из дуба и липы, выполненный в византийском стиле, это копия иконостаса храма в Косьминской пустыни Ново-Тихвинского монастыря в г.Екатеринбурге; в иконостасе иконы Спасителя и Божией Матери «Тихвинская» (так как источник на подворье освящен в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы).

http://sobory.ru/article/?object=43032

Вот как он передает предсмертное наставление препод[обного] Евфимия братии: «Братия, храните со всею точностию обыкновенныя церковныя славословия и устав, прежде нам данный» (Христ. чтен., 1824. Ч. 15 486 у Котельера Monument eccles. graec. 487 ). В каком виде вышел Устав церковный из рук препод[обного] Саввы Освященного – ничего нельзя сказать определенного, потому что, как говорит Сим[еон] Солунский, «начертание устава Саввы Освященного было затеряно во время опустошения его лавры варварами-сарацинами» 488 . Во всяком разе, с несомненностью можно сказать, что «начертание устава саввы освященного» далеко не походило на настоящий наш Типик с его именем, потому что в последнем мы находим указание на такие службы, которые составлены в VIII, IX и даже XIV веках. Всего же вероятнее думать, что устав наш заимствован от Саввы Освященного в главных частях и порядке богослужения, которые могли быть те же самые и во времена Евфимия, и при исповеднике Харитоне. Что же касается до подробностей, то они внесены в устав св. Саввы разными лицами уже в позднейшее время. Снова за исправление церковного устава и за его дополнение принялся св. Иоанн Дамаскин . «После него (т.е. патриарха Софрония. – А.А.Д.), – говорит Симеон Солунский , – этот устав (т.е. Саввы Освященного. – А.А.Д.) возобновил божественный отец наш и богослов Иоанн Дамаскин и, написав, предал его (для употребления)» 490 . Действительно, Иоанн Дамаскин был один из плодовитейших писателей канонов, стихир, тропарей и других церковнобогослужебных песней. Ему принадлежит и составление целых церковных служб. Все это, без всякого сомнения, должно было произвести немалую перемену в круге церковного богослужения; тем более что в то же время много новых песнопений получила Церковь из рук друга св. Дамаскина – Космы, епископа Маюмского. Иоанн Дамаскин и принял на себя поэтому обязанность снова пересмотреть и дополнить церковный устав. Он включил вновь составленные песнопения в круг богослужения и весь порядок церковной службы изложил сообразно обстоятельствам своего времени с большей подробностью и определенностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Церковь Софии (матери Саввы Освященного). Бейт-Суфья Церковь. Не действует.   Год постройки:657. Адрес: Координаты: 31.70767, 35.33252 Проезд:От Лавры Саввы Освященного следует идти по мощеной, местами разрушенной, тропе около 400 метров на север по западному берегу Кедрона. Тропа ответвляется от бетонной дорожки-лестницы, огибающей Лавру с севера, и проходит по береговому обрыву примерно в 30-40 метрах выше русла потока Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На территории Лавры Саввы Освященного. Церковь св. Софии (матери прп. Саввы) – Бейт-Суфья. Комплекс, построенный в скальном желобе на западном берегу Кедрона в 400 метрах к северу от Мар-Саббы. С внешней, восточной стороны, комплекс огораживает стена, выстроенная на краю желоба. Северный и южный торцы также защищены стеной. С запада – уходящая вверх отвесная скала. Комплекс включает в себя церковь, двор, келью и водяную цистерну. По преданию, здесь были захоронены останки Софии – матери св. Саввы. В начале XX века комплекс был основательно отремонтирован, включая окружающую его стену. Ныне в келье при церкви нет насельника, комплекс обычно заперт. От нижних ворот монастыря к калитке Бейт-Суфьи ведет мощеная тропа (сохранилась частично). Комплекс имеет размеры 28х6 м. Калитка в южной стене ведет в первый внутренний двор, в котором высечена в скале водяная цистерна, действующая до сих пор. С северной стороны двора поставленная на арочный пролет лестница ведет во второй внутренний двор. Лестница, пристроенная к южной стене церковки св. Софии, поднимается к узкому проходу между западной стеной церкви и скалой. Вход в церковь с севера из второго двора. Входной проем имеет 0,75 м в ширину. Сама церковь имеет в плане форму трапеции размерами 2,7х2,05-2,2 м. Толщина стен около метра. С восточной стороны апсида шириной 0,8 м и высотой 1 м, апсида перекрыта полукупольным сводом. На уровне пола в апсиде прямоугольная ниша, где, возможно, были захоронены кости св.

http://sobory.ru/article/?object=12032

Но, при ближайшем знакомстве с содержанием данной рукописи, обнаружилось, что предо мною был Типикон, обнимающий специально церковно-богослужебные порядки знаменитой лавры св. Саввы Освященного. Эти порядки ни в каком случае не могли иметь места в других палестинских монастырях, по отсутствию в них тех священных храмов (например, церковь Богозданная, церковь пещерная, церковь в Химаррском потоке и т. д.) и священных мест (например, гробница св. Саввы и др.), а также событий и праздников (например, предпраздненство св. Саввы с первого декабря, торжественная служба сего отца 5 числа, служба в честь отцов, избиенных от персов и мавров под 20 января, служба 15 отцам лавры, избиенным от измаильтян под 15 мая и т. д.). Уже этого одного обстоятельства, самого факта нахождения древнейшего Типикона знаменитой лавры, о котором лишь мечтали все исследователи истории церковного Устава (епископ Сергий, проф. И.Д. Мансветов и др.), было достаточно, чтобы приковать глубокое внимание и возбудить в нас самый живой интерес к данной рукописи, а к этому ещё присоединился другой более интересный и важный в истории нашего Типикона факт нахождения «правил» преп. Саввы Освященного, вручённых письменно преемнику его Мелиту и считавшихся учёными бесследно потерянными. Текст этих «правил» помещён в этой рукописи на листах 145 и 146, т. е. занимает всего-навсего два листа рукописи в 16 долю. Ему предшествуют обычное в Типиконах изложение синаксарных служб и статья: κολουϑα το νιπτρος, а последуют статья: πιστολ δελφο πρς γροντα с ответами на него старца и изложение служб по Триодям цветной и постной. Т. е. интересующие нас «правила» св. Саввы находятся в середине Типикона, между статьями общего характера. Настоящее положение «правил» в данном месте и в рукописи, несомненно связанной, по своему происхождению с лаврой преподобного Саввы Освященного, говорит, таким образом, само за себя и избавляет нас от обязанности доказывать подлинность их. Из описанных данных сами собой вытекают для нас весьма важные следующие положения: 1) настоящие «правила» св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Саввы и Варсонофия. Здесь же ещё целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря» 35 . Московском Успенском соборе хранится устав Тверского Саввина монастыря XV в.; в конце пасхалии его, доведённой до 8 тысячи, сказано: «конец седми тысящам. Троице Святая, слава Тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя, драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета 36 . По этой заметке несомненно, что Тверский Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 года), по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы 37 . Поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преп. Иосиф), то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем считать 50 лет начальствования преп. Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г. 38 . † Память о преп. Савватии Тверском и ученике его Евфросине В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остаётся с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лавра Саввы Освященного Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Лавра Саввы Освященного является одним из древнейших общежительных монастырей, обитель основана около 484 года святым Саввой. Расположен на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Греческое название — Λαρα Σββα το γιασμνου, арабское — ‎‎, на иврите —‏‎‎‎ (монастырь Мар Саба). Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан преп. Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин , сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году; о мученичестве упомянутых монахов рассказал во вводной главе «Пандектов», свидетель этой резни преподобный Антиох Палестинский . В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней: «Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы».

http://azbyka.ru/palomnik/Лавра_Саввы_Ос...

Саввы и Варсонофия. Здесь же еще целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сии царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакие тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Левапида Саввина монастыря». 500 В московском успенском соборе хранится устав тверского Саввина монастыря XV в. в конце пасхалии его, доведенной до 8 тысячи, сказано: «конец семи тысячам. Троице сватая слава тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя; драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князи великого Михаила 34 лета». 501 По этой заметке несомненно, что тверской Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Савинной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 г.). по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы. 502 поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью, – (так пишет преп. Иосиф): то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по не многим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем ститать 50 лет начальствования преп. Саввы тверского: то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г. 503 В тот же (2) день память о преп. САВВАТЇ тверском – и ученике его ЕВФРОСИН В ркп. описании святых г. Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010