Есть известие, что Петр Великий хотел сделать еще более – исторгнуть гроб Господень и перевезти его в Россию и что об этом деле шли у него переговоры с турецким султаном в 1709 году. Но интриги Карла XII, политика других дворов и несчастные события под Прутом разрушили дружбу России с Турцией и остановили это предприятие. Проникновение русских святынями Палестины сказалось еще в том любопытном явлении, что предки наши усвоили разным своим местностям почти все названия палестинских замечательных мест. Так, у нас есть: 1) Новый Иерусалим, основанный патр. Никоном близ Москвы, и там же Вифлеем, Елеон, Иордан и другие названия палестинские. Кроме того – 2) Вифлеем, священное место на Казбеке 26 ; 3) Назарет, Благовещенский монастырь в Нежине, построенный митр. Стефаном Яворским ; 4) Вифания, устроенная м. Платоном близ Сергиевой лавры; 5) Вифанией называл преосв. Иннокентий живописную пустынь Михайловского монастыря под Киевом и разные местности в ней обозначил именами библейского Востока: там были у него и гора Фавор, и долина Иосафатова, и поток Силоамский 27 ; 6) Гефсимания – Горицкий храм в Переяславле-Залесском, сооруженный обновителем Нового Иерусалима, архиеп. Амвросием; 7) Гефсимания (другая) – близ Сергиевой Лавры, построенная, по благословению патриарха иерусалимского, митроп. Филаретом 28 ; им же устроен в Москве, в 1845 г., храм в честь и память гефсиманского моления. 8) Голгофа, гора Распятия, при Белом море, в Соловецком монастыре; 9) Лобное место в Москве, впрочем, с другим назначением 29 ; 10) Кальвария (Голгофа) в Вильне; 11) Сион или сионский собор в Тифлисе, основанный в VI столетии иверским царем Вахтангом; 12) Иосафатова долина – в Крыму, близ Чуфут-Кале; 13) Иорданский ручей – под Киевом; 14) Иорданский монастырь девичий, в предместии Киева «Плоское» (постр. в 1665 году, а в 1786 обращен в приходскую церковь ); 15) Иорданская купель – в старину, в Москве 30 . Иорданью – называют у нас повсюду прорубь на реке, в виде креста, где освящают воду в день крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Жнец» должен был, по закону Моисея ( Лев.19:9 ), не сжинать все колосья, дочиста, а оставлять немного колосьев на ниве, которые могли бы быть после собраны бедняками. «Долина Рефаимская» находилась к юго-западу от Иерусалима ( Нав.15:7 ) и была очень плодородна. Что касается рефаимов, по имени которых названа эта долина, то под ними вероятнее всего разуметь древних обитателей Палестины – аммореев, так как оба еврейских названия – амморей и рефаим – обозначают собою людей высокого роста. Ис.17:7–11 . Причиной гибели Израильского царства служило, с одной стороны, забвение истинного Бога и, с другой – увлечение идолослужением. После вразумления, полученного от руки Божией, Израиль снова обратится к истинному Богу. Ис.17:7 . В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; Ис.17:8 . и не взглянет на жертвен­ники, на дело рук сво­их, и не по­смотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. «Кумиры Астарты» – по-евр. haascherim. Вероятнее всего, здесь разуметь особо обработанные деревянные колонны – символы богини луны и плодородия Ашеры или, по-халдейски, Истар (см. Толк. Библия на кн. Суд.3:7 – т. 2-й, и на 3Цар.14:15 – ibid.). «Кумиры... Ваала» – по-евр. hachamanim, т. е. столбы, ставившиеся в честь бога солнца (chamah), Ваала (см. Толк. Библия, т. 2-й, к 3Цар.16:32 ). Ис.17:9 . В тот день укреплен­ные города его будут, как раз­валины в лесах и на вершинах гор, оставлен­ные пред сынами Израиля, – и будет пусто. «Развалины в лесах». Новейшие критики считают более естественным перевод LXX на это место и переводят слова 2-й половины стиха так: «как развалины, оставшиеся от городов Гевитов и Аммореев». Ис.17:10 . Ибо ты забыл Бога спасе­ния твоего, и не во­с­по­минал о скале при­бежища твоего; оттого раз­вел увесели­тель­ные сады и насадил черенки от чужой лозы. «Увеселительные сады». Многие из новейших критиков (Duhm, Marti, Condamin и др.) полагают, что здесь идет речь о садах в честь Адониса, любимца Венеры; растерзанного вепрем и потом опять ожившего в июне месяце. Этот месяц у греков и назывался месяцем Адониса. Гречанки в особых, посвященных Адонису, садах воспоминали его оживление, жертвуя своей невинностью, после того как предварительно справляли с печалью день его кончины. Самое слово naamanim – «увеселительный» напоминает собою греческое название цветка, посвященного Адонису, ανεμωνη (по-арабски красный анемон носит название: Адонисова рана). По всей вероятности, евреи заимствовали культ Адониса у сирийцев ( 4Цар.16:10–13 ), которые сами познакомились с ним в Финикии. Многие толкователи отождествляют Адониса с упоминаемым у пророка Иезекииля Фаммузом ( Иез.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом в Палестине, на пространстве, которое можно окинуть одним взором, встречаются всякие климаты и произведения всех стран, от холодных северной Европы до жарких тропической Азии и Африки. Плодородие Палестины было известно в древности далеко за ее пределами: это была страна, «текущая молоком и медом» ( Исх. 3:8 ). Теперь бесплодные и пустынные местности были раньше цветущими и богатыми; об этом говорят развалины городов не только в Галилее и Самарии, но и в крайне бесплодных теперь местностях юга, и густота населения Палестины, достигавшего в цветущее время истории четырех миллионов 17 . Особенным плодородием отличались берега Средиземного моря (долина Акко, равнина Саронская), область Ефрема и Манассии, Самария и Галилея, особенно долина Ездрелонская, западный и северный берега Галилейского озера. Иудея уступала в плодородии Самарии и Галилее, а южная область, ниже Хеврона, постепенно переходит в пустыню, голую и сухую с бесконечным рядом пепельно-серых холмов без травы и кустарников, без воды и почти без всяких признаков жизни: это пустыня Иудейская, место первоначального удаления Иоанна Крестителя. Древнее деление Палестины на колена по возвращении евреев из вавилонского плена выходит из употребления: Палестина во времена Иисуса Христа делилась на Иудею, Самарию, Галилею и Перею. Эти последние состояли из групп городских округов со столицей во главе. Деревни и городские округа не имели ни народных собраний, ни правильного городского и гражданского устройства. Административные обязанности возлагались на «книжников». Иерусалим был столицей всей страны: правительственная власть и дань, вообще вся политическая жизнь сосредотачивалась в Иерусалиме. Вся иудейская территория составляла одно административное и политическое целое. Но кроме строго иудейской территории (Иудея и топархии – Самария, Галилея и Перея) в Палестине были и эллинские города. Последние были выстроены в разные периоды и имели политическое устройство по образцу греческих городов – свои собственные сенаты (обыкновенно состоящие из нескольких сот лиц) и магистраты, каждый город с примыкающей к нему территорией составлял род самостоятельной общины. Впрочем, эти города не были исключительно или даже преимущественно населены греками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

От Атала до Уади Тайбе дорога пролегает через местность, перепутанную многими мелкими юдолями. Посему арабы называют ее Шебаки, что значит «сеть». В течение полутора часов поезд мой тянулся по этому скучному месту. В верховье Уади Тайбе разделяются две дороги в Синайский монастырь. Одна, налево, пролегает по наклонной выси, ближе к Ет-Тихскому хребту и к песчаной пустыне, расстилающейся у подошвы его; другая, направо, склоняется к Чермному морю через Тайбскую долину и поморием ведет до городка Раифы и далее, а через внутренние горы до развалин Фарана и самого монастыря. Первая немного короче второй. Но на обеих есть предметы, достойные внимания любознательного богомольца; посему я решился проехать в св.обитель верхней дорогой, а воротиться нижней и, перекрестясь, пошагал налево от Тайбе в Уади Оммар, в приятной надежде видеть таинственные развалины на горе Зарбут ел-Хадем. Оммарская долина широка и вдоль обставлена высокими и крутоярыми скалами известковой породы. После трехчасового пути по ней огибаешь юго-восточный, крутолобый угол горы Зарбут-Оммар, у самой подошвы ее. Эта высокая гора с остроконечным верхом, похожим на колоколенку, издали видна заранее. Если не изменяет мне память, то ее называют также Ел-Джамаль, т.е. верблюд, по причине острой вершины, которая бедуинам кажется верблюжьим горбом. За углом Зарбут-Оммара опять тянется та же долина, но более в восточном направлении. Здесь в первый раз встречаются, направо от дороги, камено-песчаниковые скалы, налево же высится хребет по большой части известковый. Видно, что силы природы тут пользовались разными материалами подземными и работали одна другой крепче. Продолжая путь между разгоряченными скалами еще два часа, я утомился и потому пожелал расположиться на ночлег у выхода из Уади Оммар, где ее скалы почти оканчиваются с обеих сторон. Но переводчик, монахи и бедуины уговорили меня проехать до источника сладкой воды в Уади Насб. Общая воля увлекает человека, как сильное течение уносит судно. Я повиновался. В пути минул еще час с небольшим. Тогда силы мои изнемогли, и я приказал остановиться в песчаном околотке, который называют Деббет Эн-Насб. Напрасно переводчик пугал меня змеями, водящимися тут в песке; напрасно проводники мои роптали и уговаривали меня подвинуться далее, обещая мне тень и воду. Воля моя была непреклонна. Переводчик отыскал местечко, усеянное камешками, и на нем водрузил мою кущу. А синайские старцы уехали к источнику, до которого было не близко. С ними отправился за водой один из проводников моих на облегченном верблюде и привез ее в мой стан в бочке.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

При благочестивом Иудейском царе Иосафате (870–845 гг.) на иудеев двинулись огромные рати моавитян и аммонитян вместе с обитателями горы Сеира (идумеями), их силы значительно превосходили силы иудеев. Тогда царь Иосафат в Иерусалимском храме молитвенно обратился к Ягве, Богу отцов своих. Некий Иозиил, сын Захарии, пророчески возвестил царю и жителям Иерусалима, что не ваша война, а Божия... не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Ягве ( 2Пар. 20 ). Ягве Бог прислал спасение и совершил сражение. Иудеи, во главе с Иосафатом, выступили с певцами Ягве впереди воинов, восклицали и славословили Бога, а в это время по непонятным причинам аммонитяне и моавитяне обрушились на жителей горы Сеира и истребили их, а потом стали истреблять друг друга. Когда Иосафат с иудеями пришли в долину, то там уже не было неприятельских войск, а только трупы и богатая добыча. И благословили Ягве иудеи, и стала долина та именоваться долиной благословения ( – емек браха). Вот эта «долина благословения» и есть долина Иосафатова, долина, где народ Божий благословляет Ягве за поражение враждебных народов. Но где же эта долина? Долина благословения есть в пустыне Фекойской на юг от Вифлеема ( 2Пар 20:20 ). Эту долину считал долиной Иосафата равви Авен-Езра. Существует и другое мнение. Равви Кимхи полагает, что долиной Иосафата является одна из долин, окружающих Иерусалим, по причине промышленных построек, сделанных там Иосафатом. Соседство долины Иосафата с Иерусалимом соответствует пророческим словам Иоиля, в которых говорится как о долине Иосафата, так и о Иерусалиме ( Иоиль 3 гл.). Древние предания еще более уточняют свидетельство равви Кимхи, отождествляя долину Иосафата с частью Кедронской долины между горой Мориа и Елеонской горой. Поток Кедрон и его долина продолжаются еще далее, огибая святой город. Так и поныне говорят в Святой Земле. Первое сохранившееся письменное свидетельство мы находим у св. Кирилла Александрийского (V в. по Р.Х.). Он говорит, что Иосафатова долина находится на восточной стороне Иерусалима, тянется от него на несколько стадий, обширна, ровна, удобна для сражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

ЧАСТЬ V Это наше последнее собрание. Поэтому я хотел бы сказать лишь несколько слов в заключение, подвести итог и оставить побольше времени на ваши вопросы. Я хотел бы сказать две вещи. Я начал с цитаты из книги Осии: «Долина Печали (Ахор) станет вратами надежды»  ( Ос. 2 :15 ). В своих беседах и в ответах на ваши вопросы я пытался показать, как эта долина тревоги, смятения, беспорядка, бури, долина, которую временами мы видим как место проклятое Богом, где нет ничего от божественного мира, может стать, если посмотреть по-другому, вратами надежды. Я уже цитировал отрывок из Исайи, где он говорит, что «долина тревоги станет пастбищем для овечьих стад». В жизни ваших мужей очевидно, что есть стадо, духовные овцы стада ваших мужей, пасущиеся более или менее спокойно в долине, которую они воспринимают как место покоя, под защитой и заботой пастыря, под руководством и благословением Того, Кого Мэри Уэбб называет «Хозяин великого стада». Овцам хорошо в долине; есть трава, есть забота пасущего. Долина представляется долиной тревоги, да и то пока лишь только для пастыря и его семьи; однако это долина надежды, потому что она раскрывается в новые времена. Иерихон по существу уничтожен, вырван с корнем. Не осталось охраняющих стен, они пали. Каждый отдельный маленький Иерихон можно встретить тем же звуком рога и той же победой любви. Я хотел бы сделать вместе с вами еще один шаг по этому пути. Надежда должна быть укоренена в радости, а радость – в некоем уже пережитом опыте, не в том смысле, что надежда пытается вернуть прошлое, а потому что она укоренена в уверенности, основанной на нашем собственном опытно пережитом прошлом. Мне хотелось бы напомнить вам отрывок в конце 28-й главы Евангелия от Матфея, когда Христос говорит Своим ученикам, чтобы они шли в Галилею: «там Меня встретите». На первый взгляд, очень странный приказ. Ученики только что встретили Христа, и Он Сам тут же говорит им, что встретит их в Галилее. Кроме того, почему в Галилее, а не где-либо еще? Разве Галилея – особенно святое, священное место? Разве Галилея – в большей степени врата в Царство Божие, чем Иерусалим, чем Сионская горница, Гефсиманский сад, Крестный путь, Гроб Господень? В чем дело? Мне кажется, Галилея имела особое значение в жизни учеников. В Галилее они впервые встретили Господа Иисуса Христа. Это место первых откровений, это место, где началась Весна их жизни, новизна жизни. Галилея – место первого открытия вечной жизни, восходящего солнца, конец ночи, о которой говорит Исайя  ( Ис. 21 :4, 12 ). Поэтому вернуться в Галилею после жестких, грубых, жестоких переживаний в Иудее означало вернуться к началу всех начал, вернуться к месту, где все было новым, все в становлении, все свежесть, новизна весны.

http://pravmir.ru/beseda-s-zhenami-svyas...

Начинаясь к западу от Гая (новейшего Гаиана. развалины, лежащей близь деревни Геир-Диван, еще и теперь показывающей остатки огромного надгробного памятника, воздвигнутого над ним Иисусом Навином), идет большая долина, верст в восемнадцать длиною, и огибая Гай с востока, спускается к Иерихону. Путь по ней, несмотря на гористый характер местности, чрезвычайно гладкий, и он, проходя по волнообразной площади и спускаясь более, чем на 2,000 футов, подходит к самому берегу Мертвого моря. Подобная же полоса ведет в восточном направлении к Вефилю. Долина эта теперь называется Вади-Сувейнит, т.е., «долина малого тернового дерева», и в древнее время была главной дорогой с востока к холмистой местности центральной Палестины. Верстах в трех от своего начала, долина делается узкой горловиной, с нависшими над ней вертикальными крутизнами, имеющими до 800 футов высоты. При приближении с юга, это великое ущелье сначала совершенно незаметно; но следуя по дороге, спускающейся по крутым склонам, вы приходите к своего рода мысу, с которого видите то, что прежде было закрыто для вас, то есть, самый проход, смотрящий весьма величественно с своими крутыми скалами с обеих сторон. С южной стороны этого ущелья стоит Гива Вениаминова, лежащая на скалистом холме, с пещерами под домами и пахотной землей к востоку. Если смотреть чрез долину, то эти каменистые холмы на белой известняковой скале представляются пустынными, и на противоположной, то есть северной, стороне, гораздо ниже Гивы, находится маленькая деревня Михмас (Мук-мас), лежащая на своего рода седле, к которому сзади примыкает открытая и богатая хлебными нивами долина. Версты на полторы к западу от деревни, скала увенчивается площадкой, спускающейся позади к холму, имеющему круглую вершину. Вефиль лежит верстах в шести к северу, и промежуток занят цепью холмов, которая называется «горой Вефильской». В Михмасе, расположенном менее полуторы версты к северу от того места, где начинает суживаться долина, и на некоторых других высотах в окрестности, Саул и расположил свой двухтысячный отряд избранных воинов, с целью наблюдать за движениями филистимлян, если бы они вздумали двинуться к югу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Он не мог выдержать такого напора и требования от народа и проявил такую мягкость – слил тельца. Все стали вокруг него, принесли ему жертвы, а после жертвы началась оргия – это мягко сказано. Народ стал есть и пить, а потом играть (см. Исх. 32:6 ) – началась оргия: они привыкли к религиозной проституции, потому что при многих храмах языческих были вот такие . Дальше] Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи [А это нам намёк на что? Это последняя их стоянка, дальше уже Иордан. Аве-Ситтим, долина акаций в переводе, и вот на этой последней стоянке они совершили такое, что остаётся всегда в памяти теперь на веки веков. Валаам, который не мог проклясть народ, колдун, он дал Валаку от себя совет: да, я проклясть их не мог (ему не хочется расставаться с теми сокровищами, которые были ему обещаны), но ты их можешь совратить через женщин. Вот, будет местный праздник Ваал-Фегору, он будет сопровождаться такими же делами, пускай они участвуют в этом празднике и наведут на себя гнев Божий. Что и произошло. Моисей приказал пройтись по стану и поразить – 24 тысячи оказалось виновных людей в этом деле (см. Числ. 25:9 )]. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей [Очередной ропот на недостаток воды, пищи. Господь насылает на них змей ядовитых. Долина Акраимская – это как раз долина – кто жалит хвостом себя, подскажите? Скорпион: Долина Скорпионов, долина Акраим и ядовитые змеи. Народ возопил, и Господь говорит: пусть вознесут медного змея на древо, и всякий, кто посмотрит с верой на него, исцелится от ядовитых укусов. Вот прообраз Жертвы Христовой, Крестной Жертвы, Которая исцеляет укусы диавола. Дальше смотрите]. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков [Всё это происходило с ними как прообразы, а написано нам, последних веков. И дальше что?]. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:1–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

По одной из версий, она называлась так еще до завоевания Давидом Иерусалима, так как иевусеи хоронили там своих мертвых, и тогда Эмек-Рефаим следует переводить как Долина мертвецов. Однако чаще всего Эмек-Рефаим переводится как Долина исполинов, и именно на таком переводе настаивал Иосиф Флавий . По версии тех, кто придерживается именно такого варианта перевода, свое название долина получила потому, что жившие здесь туземцы отличались высоким, под два метра ростом. Некоторые считают, что все дело во встречающихся в этой долине мегалитических гробницах, в которых древние обитатели долины хоронили своих умерших: обнаружив их, израильтяне решили, что они принадлежат великанам. Однако в Пятикнижии для обозначения исполинов используется другое слово — “нафалим”, что в буквальном переводе означает “упавшие” (отсюда берет свое начало христианская легенда о падших ангелах), так что не исключено, что Эмек-Рефаим — это все же Долина ужаса или Долина привидений, что опять-таки могло быть связано с имеющимися здесь могилами. Все военные историки отмечают, что Рефаимскую долину можно назвать долиной очень условно. На самом деле речь идет об ущелье в Иудейских горах, в котором филистимлянам негде было развернуть колесницы и конницу — главные ударные силы их армии. Исходя из этого, они выдвигают гипотезу, что Давид намеренно не повел свою армию навстречу филистимлянам, а терпеливо ждал, когда они окажутся в Долине исполинов, как в ловушке, и только после этого принял брошенный ему вызов. Таким образом, по сути, он использовал ту же тактику, что и в поединке с Голиафом: обратил преимущество противника в недостаток и нанес решающий удар. Библия повествует, что, определяя ход своих дальнейших действий, раздумывая, отсиживаться ли ему за стенами только что завоеванного города или выйти навстречу противнику, Давид, как обычно, обратился за помощью к Богу посредством уже не раз упоминавшихся на страницах этой книги “урим” и “туммим”, и Бог пообещал даровать израильтянам победу в открытой битве:

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Глава XX. Обзор вокруг стен Иерусалима. – Долина сынов Гиномовых. – Везефа «И создаша требище Тафефу, еже есть во юдоли сына Енномля, да сожигают сыны своя и дщери своя огнем, егоже не повелех им». ( Иер 7:31 ) «И называется земля та землею крови, до сего дня». ( Мф 27:8 ) Огибая Сион, мы вступаем теперь в грозную долину сынов Гиномовых, сжатую святою горою Сионскою и мрачною горою Злого Совещания. Игривая долина Силоамская уже за нами, и вы видите с одной стороны обнаженные скаты Сиона, а с другой изрытую погребальными вертепами гору Злого Совещания. Долина сынов Гиномовых названа этим именем по принадлежности ее сынам Гиномовым. Некогда она была плодородна и служила местом веселья; ее орошали водопроводы Силоамские и Гиона ( 2Пар 32:30 ). Это место радости превратилось в жилище ужаса с той поры, как при Ахазе и Манассии, здесь воздвиглось гнусное требище идолу Молоху. В медную раскаленную внутренность этого идола, – в жертву ему, – повергали бесчеловечные родители своих младенцев; жрецы заглушали звуками тимпанов стоны невинных жертв. По этому последнему обстоятельству эта долина называлась также Тофет – слово значащее тимпан. Но здесь прогремели для Иерусалима грозные глаголы Иеремии: «Остризи главу твою и отметни, и восприими во устне рыдание, яко отверже Господь, и отрину род творя сия… И создаша требище Тафефу, еже есть во юдоли сына Енномля, да сожигают сыны своя и дщери своя огнем, егоже не повелех им, ниже помыслих в сердцы моем. Сего ради се, дние грядут, глаголет Господь, и не рекут ктому: требище Тафефово и юдоль сына Енномля, но юдоль закланных: и погребутся во Тафефе, занеже несть места. И будут трупие людий сих в снедь птицам небесным, и зверем земным, и не будет отгоняющаго. И упраздню от градов Иудиных, и от путий Иерусалимлих глас радующихся и глас веселящихся, глас жениха и глас невесты, во опустении бо будет вся земля» ( Иер 7:29–34 ). По свидетельству блаженного Иеронима , огонь адский, о котором говорит Спаситель в Евангелии, сравнен с безбожным жертвенным пламенем этой долины, почему и назван адский пламень Геенским или Гигонским.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010