14:18,19. Встреча Аврама и Мелхиседека. Встреча произошла в долине Шаве. Другое ее название – «Царская долина» – позволяет отождествить эту местность с долиной, расположенной к югу от Иерусалима, где сходятся Кедронская и Енномова долины. Позднее Авессалом поставил здесь памятник ( 2Цар. 18:18 ). Трапеза, которую разделили Аврам и Мелхиседек, обычно сопровождала заключение мирного соглашения. В текстах хеттских договоров сообщается о поставках продовольствия союзниками во время войны. Мелхиседек стремится заключить мир с доказавшей свою боеспособность военной силой, и Аврам соглашается на это, выплачивая десятину и подтверждая тем самым высокий статус Мелхиседека. 14:21–24. Соглашение Аврама и царя Содомского. Царь Содомский признал, что Аврам имеет право на добычу, но потребовал возвращения людей. Аврам отказался от добычи, поклявшись Богом Всевышним (которого он отождествлял с Яхве), что не намерен извлекать выгоду из своей победы. Возможно, это соглашение послужило основой некоего документа, в котором условия договора были надлежащим образом оформлены. Подобный документ вполне мог быть изложен в той же форме, что и эта глава, и даже послужить источником этой главы. 15:1–21 Заключение завета 15:1. Видения. Бог использовал видения, чтобы сообщаться с людьми. В Ветхом Завете все остальные видения такого рода посещали пророков (как пишущих, так и Валаама), выливаясь в пророчества, которые провозглашались перед народом. Видения могли наблюдаться во сне, но они отнюдь не были снами. Они могли быть зримыми или слышимыми. Видения могли содержать как реалистические, так и сверхъестественные образы, а человек, которого посещали видения, мог быть как наблюдателем, так и участником. Институт пророчества в других культурах древнего Ближнего Востока также возник на основе видений. 15:2,3. Наследование слугой. В тех случаях, когда у главы дома не было наследника мужского пола, он имел законное право признать наследником слугу, о чем подробно говорится в старовавилонском тексте из Ларсы. Скорее всего, к этому обращались как к последнему средству, так как подобный акт означал передачу собственности человеку (и его роду), который прежде был слугой или рабом и не имел родственных отношений с завещателем. Слова бездетного Аврама о том, что он назначил Елиезера из Дамаска своим наследником, свидетельствуют о крушении его надежд, хотя неясно, действительно ли он усыновил Елиезера, или только собирался прибегнуть к этому как к последнему средству.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:4. Дом Азаила. Благодаря достижениям Азаила в IX в. до н. э. (см.: 4Цар. 10:32,33 ), сирийская царская династия получила известность как «дом Азаила». Это выражение встречается в анналах Тиглатпаласара III (744–727 гг. до н. э.), который царствовал столетие спустя после Азаила. Таким образом, Амос имеет в виду не конкретного правителя, а целую династию, распространяя далее это понятие на саму Сирию. 1:4. Крепости Венадада. См. коммент. к Иер. 49:27 . 1:5. Долина Авен. Поскольку древнееврейское слово aven означает «грех» или «идолопоклонство», то, скорее всего, это не город, а местность, где происходило поклонение Ваалу (ср.: Беф-Авен ­­ Вефиль в Ос. 10:8 ). Возможно, острие критики Амоса направлено на плодородную долину Бека. 1:5. Дом Еденов (Беф-Эден). Ассирийские анналы IX в. до н. э. времен царя Ашшурбанипала и Салманасара III упоминают Беф-Эден (Bit Adini) как мятежное арамейское царство, расположенное между реками Евфрат и Бал их (Balikh). Поскольку в царствование Салманасара III оно потеряло свою самостоятельность и было переименовано, появление Беф-Эдена в пророчествах жившего в VIII в. до н. э. Амоса ставит вопрос, идет ли речь о том же самом месте, или нет. Однако в хрониках Тиглатпаласара III Беф-Эден по-прежнему упоминается как область сирийских городов, и, возможно, Амос использует это географическое название по традиции. Правителем этого царства во времена Амоса был Шамши-Илу. 1:5. Кир. См. коммент. к Ис. 22и Ам. 9:7 об этом месте как о родине арамеев. Оно также упоминается в 4Цар. 16:9 . 1:6. Газа в начале VIII в. до н. э. Поскольку Амос использует Газу как обобщенный образ всех филистимских городов-государств, по всей видимости, в то время это был самый видный город. Благодаря своим связям с арабскими племенами, которые контролировали торговые пути в Аравию, Газа составляла серьезную конкуренцию Иудее в области торговли во времена царя Иорама (см.: 2Пар. 21:16,17 ). Однако по мере распространения ассирийского влияния на Сирию-Палестину политическая ситуация сильно усложнилась. Амасия и Озия в первые десятилетия VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Город Александрия Великая лежит в западной части дельты Нила, на песчаной косе, отделяющей от Средиземного моря озеро Мареотиду. Основан Александром Великим в 331 г. до н. э. Главный город в диоцезе Египет. Страбон посвятил ему значительную часть первой главы XVII книги (XVII. 1. 6–10, 13). 717 Пелузий расположен на восточном рукаве Нила в дельте в 20 стадиях от моря (Strabo XVII. 1. 4). 718 Мемфис – царская резиденция египтян в Фиваиде. Город находился на расстоянии около 360 стадиев от Дельты Нила (Strabo XVII. 1. 31–32). 719 Возможно, Птолемаида Гермия – город, который Страбон называет самым большим в Фиваиде (Strabo XVII. I. 42). 720 Сирия Иудейская – Палестина, расположенная южнее Финикии и Келесирии на побережье Средиземного моря. 721 Кесария была отстроена Иродом Великим на месте финикийского города, известного как Стратонова Башня ( Πργος Στρτωνος). Город был основан в персидский период и, согласно одной из теорий, назван по имени сидонского царя Стратона I (375/4–361) или Стратона II (343/2–332). Помпей отбил Стратонову Башню у хасмонеев, и со временем она вошла в царство Ирода Великого. Ирод дал городу новое имя Кесария в честь императора Августа. С 6 г. до н. э. Кесария становится местом пребывания римского наместника в Иудее (префекта). Во время Иудейской войны была ставкой сначала Веспасиана, а затем Тита. Император Веспасиан сделал ее римской колонией, позднее Кесария – главный город провинции Первая Палестина. 722 Аскалон – приморский город в Палестине, один из пяти главных городов филистимлян. Страбон пишет о нем как о незначительном городе (Strabo XVI. 2. 29). 723 Тивериада – город на юго-западном берегу Геннисаретского озера. Город основан Иродом Антипатром как столица своего царства в 18–20 г. 724 Неаполь основан императорами Флавиями в 72–73 г. в центре Самарии, с 244 г. город считался римской колонией. 725 Севаста (Севаста) – древняя столица Самария, которую Ирод Великий переименовал в Себасту (Strabo XVI. 2. 34). 726 Скифополь был столицей Палестины II, в которую входили Галилея, Говланитида, Ездриловская долина, несколько городов за Иорданом. Страбон упоминает о нем как о крепости, которую захватил Помпей (Strabo XVI. 2. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

И вот, напав ночью на беспечно спавшего неприятеля с различных сторон его лагеря, Аврам привел его в крайнее замешательство, разбил его на голову и обратил в беспорядочное бегство. Освободив таким образом всех пленных вместе с Лотом, своим племянником, а также и все захваченное неприятелями имущество, он преследовал бегущих неприятелей далее горной цепи антиливанской до места, известного под названием Ховы, которую Евсевий Кесарийский отождествляет с деревней вблизи Дамаска, населенной евионитами. В то время на эту деревню указывали как на то именно место, где Аврам молился Богу по своем возвращении из преследования месопотамских царей; но вероятнее всего Хова находилась на полпути между Дамаском и Пальмирой, на прямой дороге на восток, где находится деревня, носящая это самое название. С большою добычею и освобожденными пленниками, Аврам возвратился в мире в долину Иорданекую. Такой великий подвиг, принесший столь великое благодеяние жителям страны, не мог пройти без выражения особой признательности. Слава и влияние патриарха чрезвычайно возвысились от этого подвига, и благодарность народа выражалась всячески. Прежде всех вышел к нему навстречу царь Содомский, чтобы поздравить его с этим успехом и получить свою часть добычи из его рук. Место этой встречи называется «долиной Шаве, что ныне долина царская». Это, вероятно, северная часть долины Кедронской, где теперь находятся «гробницы царские» и где бездетный Авессалом воздвиг себе памятник, чтобы не забыто было его имя 142 . Исполненные благодарности за мужественный подвиг Аврама, царь Содомский желал чем-нибудь отблагодарить его за великую услугу. Обращаясь к Авраму, он сказал ему: «отдай мне людей, а имение возьми себе». Это было обычное условие при таких обстоятельствах в восточных странах. Строго говоря, вся возвращенная добыча принадлежала освободителю, а не прежним ее владельцам; но теперь неуместно было настаивать на таком праве, да великодушный Аврам и не желал этого. Патриарх решительно отказался от этого предложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Над нами зеленовато - мыльное небо, чуть розовеющее у горизонта за полосою сиреневых туч... Должицы. Солнце стелется по траве, вытягивает из-под деревьев длинные тени, красит оранжевым золотом березы и крыши. Бабульки сидят рядком у амбара, провожают нас взглядами. Пахнуло коровушкой. Не навозом, а именно теплой коровьей сытью... сколько напомнил он вдруг из детства. Самый мирный на свете запах. Речка показалась - серебро очищенное, ни единой царапинки. Посередине лодка с рыбаком, на мостике тоже мужики рыбачат. На дальнем берегу избушки в садах по самые крыши. Дорога вьется серою змейкой, деревенька за деревеньку цепляется.. Тормозим. Стадо коров запрудило дорогу. Идут вразвалочку, они здесь у себя... Вообще странное ощущение от этой дороги: едем вдоль деревни, а там люди сидят по обе стороны на лавочках, разговаривают через дорогу, обсуждают чего-то, переходят друг к другу... Даже как-то неловко проезжать, впору разрешения попросить. Какая то " домашняя " дорога. Осоки. На дворе кто-то лежит ничком в белой рубашке, среди гусей. Девчонка обходит его с полным ведром... А дорога всё крутит-вертит. Дубровно. Ямкино. Шлялово... Какие еще тут слова нужны? Бери и смакуй. День угасает на глазах. Край неба сливается с лесом. Смеркается. Наехала долина с темными от росы лугами. Дышится сладкой прохладой... Торчит деревянная вышка, в старину называлась - вежа. Не иначе для того, чтоб глядеть с нее да поглядывать: все ли мирно окрест, не видать ли где дыму-опасности, не крадется ли враг какой? Давно уж не встречаем мы никакого жителя, только жильё засветилось кое-где окошками... Выкатилась луна. И какая луна - пушка царская, а не луна! Туман дымится под фарами. Лопатово. Скоро Псков. Проехали Кебь. Места пошли всё больше дремучие, и, похоже, конца им нет... Вот так встанешь здесь, случись чего, и поминай как звали. Совсем стемнело. Пора бы уж и пригороду показаться... Въезжаем в Псков по каким-то колдобинам и во тьме. Где-то впереди маячит квадрат освещенной улицы, угадывается ночная жизнь. Желтый квадрат наезжает на нас, мы притормаживаем на перекрестке уже в полном свете фонарей и реклам. Спать здесь явно не собираются. На углу магазинчика парень с девушкой, берутся за руки, что-то говорят на ходу, смеются, прямо под светофором в киношном поцелуе застыла парочка… Гуляет " любовь " . Встречи, взгляды, касания, дрожь… Как все это далеко от нас, нам бы гостиницу. Спрашиваем у фланирующих с пивом девиц; где тут гостиница? Оказывается, у нас за спиной. Теперь найти стоянку, покончить с формальностями - и всё. Отбой…

http://foma.ru/vremya-dorogi-chast-perva...

По левую сторону Дамаска. По переводу Онкелоса: к северу Дамаска. Сие объясняется тем, что евреи представляют восток переднею стороною мира, а запад заднею, и посему полдень называется правою (Пс. LXXXVIII. 13), а север левою стороною. ТОРЖЕСТВО АВРАМА 17. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, то царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, которая есть долина царская, 18. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священником Бога Всевышнего. 19. И благословил его, и сказал: благословен Аврам. от Бога Всевышнего, обладателя небес и земли; 20. и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего. 21. Тогда царь Содомский сказал Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. 22. Но Аврам сказал царю Содомскому: я поднимаю руку мою к Господу, Богу Всевышнему, обладателю небес и земли, 23. клянусь, что даже нитки или сапожной подвязки не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; 24. кроме того только, что съели рабы, и кроме участка людей, ходивших со мною; Анер, Эшкол и Мамре пусть возьмут свой участок. Шаве. О сей долине упоминается во второй книге Царств (XVIII. 18), но не определяется ее положение. Кажется, она должна лежать к северу от Салима. Мелхиседек. Под сим именем разумеют: Ионафан, толковник иерусалимский, — Сима; Дамиан, один из мелхиседекиан, — Сына Божия (Epiph. Haer. LV), Иеракс Египтянин — Святого Духа (Haer. LXVII), Ориген и Дидим — Ангела (Hieron. Ер. ad Euang). Вероятно, говорит блаженный Феодорит (Quaese. LXIV. m Gen.), что он происходил от народов, живших в Палестине; ибо у них был и царем и священником. Сколь просто и естественно сие последнее мнение, настолько все прочие противоречат каждому слову сказания Моисеева. Царь Салимский. Салимом иногда называется Иерусалим (Пс. LXXV. 3). Впрочем, есть и другой Салим. Вынес хлеб и вино. Здесь некоторые думают видеть действие священства, то есть принесение хлеба и вина в жертву, что выводят из приписанного тут же Мелхиседеку имени священника, но как сие имя ближе и яснее относится к действию благословения, то нет нужды предполагать при сем другого священнодействия; и Апостол приписывает Мелхиседеку только сии два действия: сретение и благословение (Евр. VII. 1). Сретение с хлебом и вином или водою было в древности обыкновенным знаком уважения, союза и гостеприимства (Втор. XXIII. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Птолемей 23) локализует Озену на востоке от реки Намад (нын. Нарбада=Нармада), но в действительности город находится далеко к северу от этой реки. С образованием державы Маурьев (Чандрагупта, Ашока и др.) в последней четверти IV в. до н. э. царство Аванти стало ее частью, а Озена стала резиденцией наместника (которым был наследник престола династии Маурьев). В царствование следующей династии Шунтов (II в до н. э.) Озена перестала быть и резиденцией наместника. В 13 (I в. н. э., может быть, 70-е годы I в. н. э.), при описании царства Манбана (=инд. Нахапана) в области Ариака сообщается (§ 41 и 48), что главный город (μητρπολις) там – Миннагара, а в Озене прежде был царский дворец (или царская резиденция, столица – τ βασλεια). Птолемей 23. II в. н. э.) называет Озену столицей (царской резиденцией – βασλειον) Тиастана (см.). Озоабис – см. Озоамис. Озоамис – 23. VII, 1, 65 (Р: ζοαμς; Η: ζοαβς – Озоабис) – город в области прапиотов или сирамнов (но см. Когнабанда, 2); локализуется у нын. Kotra (Котра, 24°21», 73°14», на юго-востоке штата Раджастхан; но это место очень далеко, к северу и северо-западу от локализации Птолемея, см. текст); другие локализуют область сирамнов в долине верхнего течения нын. реки Нарбада=Нармада (долина реки Нарбада – 22°30», 77°00», на юге штата Мадхья-Прадеш; верховья реки – ок. 22°30», 81°, 00»). Озоана – 23. VII, 1, 76 (ζονα) – город в области дрилофилитов, локализуется у нын. города Самбалпур (21°27», 83°59», на северо-западе штата Орисса) или идентифицируется как нын. город Сеони (22°05», 79°33», на юге штата Мадхья-Прадеш). Ойхард – 23. VI, 15, 2; 16, 3; 4 (Οχρδης) – река в стране серов; идентифицируется как нын. река Тарим в районе Синьцзян (на северо-западе Китая=Восточный Туркестан). У Аммиана Марцеллина (XXIII, 6, 65) это название передано в искаженной форме (рукописные чтения etchartis и etcarthis исправляют на Oechartis или Oechardes; лат. ое=греч. οι); название народа «ойхарды» передано как Chardi. Это название было обнаружено в документах (на кхароштхи, индийской письменности) из раскопок в Восточном Туркестане в форме Echara. Этим подтверждается, что «Ойхард» передает местное название реки Тарим. Само название «Тарим» (местное уйгурское) известно только с XVIII в. У Хорезми (IX в.) названа река Йухардис (но здесь склонны идентифицировать ее как китайскую реку Хуанхэ). Китайцы в древности называли Тарим «Хо» (Но), «река», или Huang-ho (Хуанхэ) и др., так как до XVIII в. считали ее верхним течением реки Хуанхэ (Тарим впадает в озеро Лобнор, затем невидимо течет под землей, потом появляется опять на земле и с этого места называется Хуанхэ). С 1923 г. Тарим, недоходя до озера Лобнор, теряется в песках (40°57», 83°12»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершенно вправо, где последняя покатость исполинской горы сбегает в море, уже напротив Терапии, открывается роскошная долина царская. Там, подле Султанского киоска, расположены были войска наши в 1833 году, и строится теперь великолепный дворец Мегемет Али Египетского; вероятно он имел намерение подарить его Султану; и доселе работа продолжается, хотя без всякой цели. Но для меня особенно драгоценно это место: там, на берегу, под тенью трёх дерев, доселе стоит обломок гранита с турецкими раззолоченными стихами и русской надписью: «25 июня 1833 года». Это памятник, воздвигнутый братом в память пребывания наших войск, над коими он начальствовал; он перевёз его чрез Босфор из каменоломней европейского берега, и поставил в свидетельство будущим поколениям о славе русского имени, как тот ратный щит, который прибил некогда Олег к вратам Царьграда! 34. Русский на Афоне скит Серай, и Лавры Афанасьева и Иверская 11 августа 1849 г. Пишу Вам из глубины Афона, из нашего русского скита, прозванного Сераем, или дворцом, по его счастливому положению на лучшем месте св. горы, близ её монашеской столицы, Кареи. Из высокого окна моей уединённой кельи, пред которою стоит, как бы на страже, стройный кипарис, открывается пространное море Эгейское, с тремя островами: Тасо, Самофраки и Лемносом; близким кажется море, хотя оно на расстоянии более часа прямого пути. Чудно это зрелище, когда после утреннего бдения, постепенно алеет восток, и заревом, его румянится вершина Афона, и солнце вытекает багряным щитом из раскалённых волн, близ самого Лемноса, баснословного жилища Вулканова. А мне, чтобы любоваться столь великолепной картиной, не нужно даже и приподыматься с моей постели, и кипарис мой защищает меня от слишком ярких лучей встающего светила. По склону горы рассеяны посреди садов белые кельи и каливы иноков, живущих по два и по три вместе в окрестностях Кареи, на участках различных монастырей, с тех пор как она сама престала быть лаврою келий. Далее горный хребет Афона покрыт густым лесом, ибо восточный берег славится своею растительностью, и над всею массою зелени подымается голая гряда утёсов, с остроконечною главою, которую подобострастие Эллинов хотело иссечь в образ Македонского героя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Авраамъ же собра вс домочадца сво и гна по нихъ до Дана, и приспвши нощи, нападъ на н, изби и обрати, рече, всь плнь содомескъ, и Лота, сыновца и съ женою и съ чадьми и вьсе отто бысть. Аврамъ же возвратис сча Ходоламогоровы на долии Снаи, се б поле исенаръ, т и сърте и Мельхиседекъ, царь Салимьскъ, изнесе и хлбъ и вино, – то баше жьрьць Бога вышьнго, – благословивъ Авраама и рече: «благословенъ Авраамъ Богу вышьнему, иже створи небе и землю, благословенъ же Богъ вышнии, иже преда врагы тво подъ рц твои». Когда Аврам пришёл из Египта к дубраве Мамре, до него дошла весть о взятии Содома и пленении его племянника Лота, так как его племянник Лот там жил 670 . Аврам собрал своих домочадцев и гнался за ними (неприятелями) до Дана, и, когда настала ночь, он, напав на них, избил их и возвратил всех содомских пленников и Лота, своего племянника, с его женой и детьми, и имущество его возвратил (см. Быт. 14:14–16 ). Когда Аврам возвращался после сражения с Кедорлаомером, на равнине Шаве (это была царская долина) «вышел ему навстречу Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – благословил Аврама и сказал: „Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Творца неба и земли; благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои”» ( Быт. 14:18–20 ) 671 . Да почто наречес Мельхиседекъ жьрьць Бога вышьнго? Чимь же ли жьрше Мельхиседекъ? Что ли бо принесе Авраам? Не ли Господь нашь на вечери преда своимъ апостоломъ, рекъ: (л.66а) «приимте и дите: се тло за вы во грховъ»; и паки рече: «пиите: се кровь мо новаго завта, за вы во грховъ». То бо Господь нашь рече своимъ апостоломъ, ко б пострадати за миръ, и дасть имъ жьртв бескровн, ко же бо и Мелхиседекъ хлбомъ и виномъ жьртву доше Богу. О семъ же и великыи Павьлъ рече: «ты въ вки по чин Мелхиседекову». А рече Господь, «се [кровь мо] новаго завта». Тогда бо жрху жидове агньци и козлищи. Тмъ же рече Господь «се новыи завтъ», понеже хотше ко пригвоздити пречистое тло на крьст и пролити за миръ честню свою кровь врющимъ во нь на грховъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

3. Долина Енном , в Иерусалиме, на юге города ( Нав.15:8 ). Здесь стоял некогда идол Молоха, которому приносили в жертву детей, сожигая их на огне. Эта долина носила также название Тофет , т. е. тамбурин ( Ис.30:33 ), потому что жрецы били в тамбурин, чтобы звуком этого инструмента заглушать звуки детей, сгоравших в руках идола ( Иер.7:31; 19:5; 32:35 ). Царь Иосия, чтобы сделать эту долину омерзительною для Иудеев, осквернил ее ( 4Цар.23:10, 12, 14 ), и с этого времени туда свозили всякие нечистоты из города. Вследствие этих обстоятельств это место сделалось страшным и отвратительным для Иудеев, и они стали называть его геенною. Впоследствии Иудеи, чтобы выразить понятие об аде, употребляли выражение: «геенна огненная». 4. Долина Рефаимская или долина исполинов ( Нав.15:8 ), на юго-западе Иерусалима. В этой долине Давид несколько раз побеждал Филистимлян ( 2Цар.23:13 ). 5. Долина Есхол ( Чис.13:24 ) между Мамре и Хевроном. 6. Долина Сорен ( Суд.16:4 ), между Аскалоном и Газою. Места Палестины, названные в Библии пустынями, не всегда «означают местности бесплодные или совсем необработанные; по большей части, пустыни Палестины мало пригодны для земледелия, но в них находятся пастбища. Этим и объясняются, наприм., слова Иисуса Христа: «Кто из вас, имея сто овец, и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне, и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее» ( Лк.15:4 ). – На севере Палестины в Св. Писании упоминается только одна пустыня – Вифсаида ( Лк.9:10 ), куда удалился Иисус Христос, после смерти Иоанна Крестителя, и где напитал 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами ( Ин.6:10 ). На юге их несколько, из которых самая значительная – пустыня Иудейская , на западном берегу Мертвого моря; она содержала 6 городов ( Нав.15:61–62 ). На северо-востоке Иерихона находилась пустыня Иерихонская ( Нав.16:1 ), а на юго-востоке – Ен-Гадди ( Нав.15:62 ), и друг. § 15. Озера Палестины Из озер Палестины замечательны: 1 . Озеро Фиал , при подошве Антиливана. 2 . Озеро Мером , при подошве горы Ливана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010