В числе ворот, вводящих в Омарову мечеть, замечательны ворота золотые, заложённые наглухо, и ворота красные, или Апостольские, при коих Ап. Петр исцелил хромого, просившего подаяния (Деян. Апост. 3, 6). Против этих ворот находятся развалины башни Марка Антония, напоминающие древнее владычество римлян; башня была построена первосвященником Гирканом Маккавеем, который и жил в ней.    Заключим историю храма Соломонова печальным воспоминанием о премудром строителе его. По страсти женолюбия он, вопреки воле Божией, взял чуждых, иноплеменных жен, и они совратили его к идолопоклонению. И прогневался Господь на Соломона и потомство его за грехи их; и по слову Господню, не осталось от храма камня на камне. Слово Божие не мимо идет!    Нынешние потомки Израиля по пятницам приходят и плачут близ ограды, бывшего некогда святая святых, а входить в ограду не дерзают. Западные и северные местности Иерусалима. Долина Рафаим или Гигонская. – Никифория. – Развалины монастыря св. Вавилы. – Русские странноприимные дома. – Пещера св. пр.Иеремии. – Гробы царей и судей Израильских. – Везефа.    С западной стороны Иерусалима прилегает к нему довольно широкая долина Рафаим, или «долина великанов». Это та самая долина, которой достигали соглядатаи Моисея и донесли ему, что в этой долине видимы были ими мужи превысоцыи; эту местность называйте также долиной Гигонскою, по имени сохранившихся тут с древнейших времен двух водохранилищ. Эти водоемы замечательны как памятники, оставшиеся от еврейских времен, и по тем громадным трудам, кои были употреблены при сооружения их. Одно из сих водохранилищ лежит у самого подножия Сиона. Чрез устроенную на нем плотину идет дорога в Вифлеем, а на самой плотине построен фонтан с арабскою на нем надписью, но теперь он без воды. Развалины, находящаяся возле сего водоема, – по мнению ученых, – остатки водопровода Пилатова, который по своему протяженно был самый длинный из всех, снабжавших город водою. На Вифлеемской дороге, по правой стороне, видны остатки другого водоема Гигонского; его источник еще не совсем иссяк, но водою наполняется он лишь во время зимних дождей, а в остальное время года дно его покрыто грязью. Этим водоемам присвоены названия: первому – верхнего, а второму – нижнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

«Золотые ворота» Иерусалима, как и «Золотые ворота» Царьграда, имеют свою легенду. Древнее пророчество гласит, что через них должен пройти христианский царь, который освободит от Магомета гроб Спасителя и город Давида. Оттого магометане боятся держать их открытыми и заложили камнями. Время это может быть, ближе, чем думают турки и нужно только изумляться, как взаимная ненависть христианских народов мешает им до сих пор отобрать святой город христианства из рук его исконных врагов. Когда придет час, конечно, камни «Золотых ворот» не удержат того христианского царя, которому легенда пророчит освобождение Давидова города... XII. Долина смерти «Геенна огненная». – «Акелдама», земля крови. – Гробница пророка Исайи. – Купель Силоамская. – „Гора соблазна». – Поэзия «песни песней». – Русская баба в гробнице фараоновой дочери. – Мавзолей Авессалома и памятник долины Иосафатовой. – „Поток кедров». Древний город Иевусеев стоял на границе тех двух израильских колен, который положили основание могуществу и славе дома Давидова – колена Иуды и колена Вениаминова. «Отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова, с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины Рафаимов к северу»... описывает, эту границу с точностью географа книга Иисуса Навина. Долина Рафаимов, очевидно, Гигонская долина, с прудами Соломона, окаймляющая западную покатость Сиона; долина Енномова – это евангельская «геенна огненная», охватывающая южные скаты Иерусалима. В этой узкой лощине, в дни жестоких ассирийских и вавилонских завоевателей, в дни отступников царей иудейских, стояли медные идолы, в утробах которых жарили евреев не соглашавшихся поклониться иноземным кумирам, «Молоху – мерзости Аммонитской, Хамосу – мерзости Моавитской». «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне», говорит пророк Иеремия... «Не будут более называть места сего Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить, по недостатку места».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Из заметок путешественника в Святую землю). Воины сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, говорит о терновом венце Спасителя нашего тот Евангелист, который стоял при кресте Иисусове вместе с Пресвятой Богородицей и был очевидным свидетелем предсмертных истязаний страждущого Господа нашего ( Иоан. 19, 2. 25 ). Мучителен был терновый венец! Он имел такие острые шипы, как острие иглы. О терниях и драчии Палестины часто упоминается в книгах Ветхого и Нового Завета. Хотя святая земля была землей «кипящей медом и млеком», но вместе с сим она в изобилии произращала терния и драчие. «Палестина страна шипов по преимуществу», говорит один очень опытный путешественник в Святую землю 1 . На первых же страницах Библии говорит Бог Адаму: терние и волчцы произрастит она тебе… ( Быт. 3, 18 ). По местным преданиям, Адам, по изгнании из рая, жил в Святой Земле, которая считается средоточием земли. Спасение соделал еси по среде земли… Терния Святой Земли имеют несколько разновидностей. По терновникам нашей земли мы не можем составить себе верного представления о терниях Палестины. Цветущая и всегда зеленая долина Иордана, долина никогда не покрывавшаяся белым саваном снега, долина, вода которой никогда не знала холодных оков льда и русских морозов, есть вместе с сим и долина обильного произрастания в Святой Земле терния и драчии. О струях вод сей долины прорицательно взывал Исаия: «жаждущие! идите все к водам (Иордана...)». У берегов его вместо драчия выйдет кипарис… ( Ис. 55, 1. 13 ). У берегов Иордана, среди вербий, о которых упоминает благочестивый паломник XII в. в святую землю игумен Даниил, в изобилии произрастают рожковое дерево, ягодичия смоковниц, (на такую смоковницу у Иерихона возлез Закхей), и дерево с именем нубк. Некоторые из новейших толкователей Евангельской истории предполагают, что это дерево нубк и есть древо тернового венца Спасителя 2 . Предположение это не верно. Нубк не растет ни в Святом граде, ни в ближайших его окрестностях. Нубк скорее есть тот вид терния, о котором Спаситель вопросил своих слушателей в нагорной беседе: еда обемлют от терния грозды, или от репия смоквы ( Матф. 7, 16 )?!

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Ге-Еннон по-еврейски значит – долина Енномова. Она начиналась прямо за городской стеной Иерусалима. Это было мрачное место, связанное для евреев с самыми ужасными и омерзительными воспоминаниями. Дело в том, что после заключения Завета с Богом израильский народ многократно нарушал этот Завет, уклоняясь в язычество. И долина Енномова была местом поклонения Молоху и Астарте, культы которых сопровождались противоестественными развратными оргиями с храмовой проституцией, жрецами-кастратами и человеческими жертвоприношениями. Там были сооружены тофеты (с финикийского буквально: места сожжения людей) и совершались самые отвратительные и жестокие ритуалы, которые только существовали в древнем язычестве. На раскаленные руки идола Молоха бросали младенцев, и они скатывались в огненное нутро истукана. А в капищах Астарты девы приносили ей в жертву свою невинность. Из долины Енномовой этот ужас расползался по всей Иудее. Даже в Иерусалимском храме царь Манассия установил идола Астарты. Такое беззаконие не могло продолжаться бесконечно, и пророк Иеремия, собрав вокруг себя иудейских старейшин, именно в Ге-Енноне предрек народу Израиля падение Иерусалимского царства за отступление от Бога Истинного. В VI веке до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иудею, разрушил Иерусалим, разграбил и сжег Храм. Тогда же была навсегда утрачена величайшая святыня еврейского народа – ковчег Завета. Тысячи еврейских семей были угнаны в Вавилон. Так духовный разврат, средоточием которого была долина Енномова, кончился для иудеев эпохой Вавилонского пленения. Когда евреи вернулись из плена на родную землю, Ге-Енна стала для них местом, вызывавшим ужас и отвращение. Сюда начали свозить мусор и нечистоты со всего Иерусалима, а для предупреждения заражения здесь постоянно поддерживался огонь. Ге-Еннон превратился в городскую свалку, на которую выбрасывали также и трупы казненных преступников. Долина Енномова стала у евреев символом гибели язычества и разврата. Смрад и никогда не потухающий на свалке огонь царили там, откуда некогда разливалась духовная зараза, погубившая Израиль во времена Навуходоносора.

http://azbyka.ru/vzbesivshijsya-rotvejle...

Выехав утром из Тель-Авива, мы проезжаем по Са-ронской долине вдоль Средиземноморского побережья. Как я потом сожалел, что нам не сказали, что именно это и есть Саронская долина! Ведь именно здесь процвел тот Нарцисс Саронский, взирая на который, премудрый Соломон прозрел воплотившееся Слово 28 — Христа, прекраснейшего из Сынов Человеческих 29 , чудный Цветок Сарона. Далее мы сворачиваем в глубь континента и оказываемся в Изреельской долине. Это самая большая долина в земле Израиля. Удивительно красивая, насыщенно зеленая, плоская, как стол, обширная. Здесь находится селение Мегиддо («полчища»). Потому и долина называется еще иначе: Армагеддон. Два лютых сражения было здесь в древности. Сражения пророчицы Деворы и Варака с Сисарой и фараона Нехао с царем Иосией. Поле как специально предназначено для битвы. Место апокалиптическое. В Откровении Иоанна Богослова сказано, что когда изольется шестая чаша гнева Божия, то бесовские духи выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный день Бога Вседержителя... И он (Ангел) собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон (Откр. 16: 14, 16). Здесь произойдет последнее на Земле столкновение сил добра и зла. Последняя мировая битва. Мы едем по зеленой, необъятной ровной долине. И тревожное мистическое чувство охватывает душу. Она внутренне собирается, так и остается в некоем напряжении. Как будто уже слышен стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну (Откр. 9: 9). Это апокалиптические кони, устремляющиеся на последнюю брань... Проезжаем Мегиддо. Археологические раскопки обнаружили здесь двадцать культурных слоев, то есть двадцать городов, последовательно выстроенных на вершине кургана. Основание старейшего из них уходит в четвертое тысячелетие до Р.Х. А путь наш идет дальше, в Галилею. За обширной равниной вдруг появляется величественная гора, одиноко возвышающаяся над всем вокруг. Это Фавор! Какой контраст! Апокалиптическое поле — и чудная Гора Преображения, гора явления Божественной славы Иисуса Христа. Мы едем сейчас мимо Фавора, лишь глазами вбираем в себя образ этой святой горы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Напротив, южная вершина храмовой горы решительно была самым подходящим местом для Иерусалимской крепости, так как здесь сходились три долины (долина Тихона, долина сыроваров и долина Иосафата). Поэтому уже Давид построил здесь свою крепость, и здесь же сирийцы возвели свое укрепление. Узость и крутизна холма дали возможность Ионафану отделить крепость от города, возведя высокую стену с северной ее стороны. После упоминания об этом главном подвиге, избавившем Иерусалим от сирийского гарнизона, надпись переходит к странным отношениям между Симоном и номинальным сирийским царем Димитрием II: „И царь Димитрий утвердил за ним сан первосвященника, включил его в число своих друзей и оказал ему великие почести. Ибо все слышали, что иудеи признаны римлянами за друзей союзников и братьев, и что послы Симоновы были приняты ими с полным почетом». Таким образом, здесь соглашение с Димитрием является как бы последствием дружеского приема, оказанного послам Симона в Риме. Наконец, надпись снова возвращается к постановлению собрания, о котором упоминалось во вступлении: „И вот иудеи и священники (то есть колена Иудино и левитов) постановили, чтобы Симон был их вождем и первосвященником навеки (то есть наследственно), до тех пор, пока не восстанет истинный пророк; и чтобы он господствовал над ними, как князь, и заботился о святыне, чтобы он назначал людей для совершения обрядов богослужения и начальников над страной, в войске и в крепостях, и чтобы все они повиновались ему; чтобы все государственные акты писались его именем и чтобы он носил пурпур и золотые украшения. И никто из народа и из священников не посмеет воспротивиться чему-либо в этом постановлении, или противоречить хоть одному из слов Симона, а также без его согласия созывать собрания или одеваться в пурпур и украшать себя золотою цепью. Кто же будет действовать вопреки этому и чего-нибудь не соблюдать, тот понесет наказание». В этих словах больше всего бросается в глаза ожидание пророка, о котором мы уже знаем из рассказа о произведенной в 165 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От плато на юг отходят два ответвления, разделенные долиной, называвшейся во времена римского владычества Тиропеонской (Tyropoeon). Восточный холм носил название Офел (смотрите, примечание 11 к Мих. 4, 8 (the hill ­Heb. Ophel) в тексте Revised Version, 1884, или соответствующее примечание в Толковой Библии (А ты, башня стада, холм (ophel ) дщери Сиона)), западный же холм впоследствии стал называться Сионом. К западу и к югу находится долина Енномова, являвшаяся местом свалки и ставшая в новозаветные времена синонимом Ада (Геенны), возможно, потому, что здесь постоянно горел огонь. Восточнее находится отделяющая Офел от Елеонской (Масличной) горы Кедронская долина, где находится Гион (Gihon) или Источник Пресвятой Девы, основной источник воды для жителей Иерусалима. Название Гион можно перевести как «фонтан». Вода здесь идет не непрерывным ровным потоком, но, вероятно, сначала накапливается в каком-то подземном резервуаре и лишь затем вырывается наружу, частота же ее выплескивания зависит от времени года. Несколько южнее, там, где сходятся Кедронская и Енномова долина, находится еще один источник, называемый Рогель (En-Rogel), где Адония, желавший стать царем, устроил великий пир в ту пору, когда Давид был уже в преклонном возрасте ( 3Цар. 1 ). Этот источник находился вне города и потому не защищался подобно Гиону. С 1867 года начались интенсивные раскопки Иерусалима, в ходе которых археологам удалось обнаружить множество предметов, относящихся к различным периодам истории города. Нам известно, что люди жили на этом месте уже за три тысячи лет до Рождества Христова, само же название «Иерусалим» появляется в египетских текстах уже около 1900 г. до Р.Х. Тем не менее, здесь отсутствует сколько-нибудь выраженная структура «теля», то есть, холма, сложенного из напластований культурного слоя. Объяснить это обстоятельство можно тем, что древние развалины и старые останки были убраны из города и сброшены со склонов за сто-двести лет до Рождества Христова. Иудейский историк Иосиф Флавий сообщает нам о том, что сирийская крепость, построенная там в начале второго столетия была сравнена с землей иудейским патриотом Симоном (братом Иуды Маккавея) около 140 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Это есть огромная и ровная долина, где сыны Израилевы пребывали в те дни, когда Святой Моисей взошел на гору Господню и оставался там сорок дней и сорок ночей. Это есть долина, где отлит телец, каковое место показывается и ныне, ибо на этом месте стоит водруженным большой камень. Это та самая долина, в начале которой есть место, где Бог во второй раз глаголал из огненной купины к Святому Моисею, когда тот пас овец тестя своего. И так как путь лежал так, чтобы сперва взойти на Божественную гору, видную оттуда, откуда мы подходили, и легче доступную, а затем спуститься к началу долины, где была купина – потому что спуск с Божественной горы легче – мы и решили, осмотрев все, что хотели, и спустившись с Божественной горы, прийти к месту купины, а затем пройти посреди долины, в ее длину, и возвратиться к пути с божиими людьми, которые показывали нам в долине отдельные местности, упоминаемые в писании. Так мы и сделали. От того места, где, придя от Фарана, мы совершили моление, путь наш лежал так, что мы должны были перейти по середине начала той долины, и так подойти к Божественной горе. Сама же гора в окружности кажется одною; но когда войдешь в нее, то является их несколько, которые однако все зовутся Божественною горою; в частности же та, на вершине которой есть место, где снизошло величие Божие по писанию; она находится посреди всех других. И хотя все окружающие горы такой вышины, какой я, как кажется, никогда, не видала, однако средняя гора, на которую снизошло величие Божие, на столько выше их всех, что, когда мы были на ней, то все остальные горы, казавшиеся нам высокими, были до такой степени ниже нас, что представлялись небольшими холмиками. Достойно удивления и, как кажется, не без благодати Божией, то обстоятельство, что хотя средняя гора, в частности называемая Синаем, т. е. та, где снизошло величие Божие, и выше всех других, однако не может быть видима раньше, чем подойдешь к самой ее подошве, перед тем, однако, как на нее взбираться: а после того, как исполнив свое желание, спустишься с нее, то видишь ее напротив, что до восхождения невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павла». Часть первая Глава первая. Путешествие на Синай Долина ...были 40 показаны, согласно Писанию. Между тем, продвигаясь между горами вперед, мы достигли, наконец, места, где оне, раскрываясь, образуют беспредельную долину, очень ровную и необычно красивую, а через нее, вдали, перед нами появилась гора Синай, священная, Божия гора. 41 Смежно с этим местом находятся «гробы похотения». 42 Существует здесь обычай, сказали сопровождавшие нас святые проводники, возносить молитвы в тот момент, когда впервые становится видна священная гора Синай. Так мы по их совету и поступили. Отсюда, через эту, мною описанную, большую долину до Божией горы приблизительно четыре мили. 43 Эта долина, лежащая у подножия Божией горы, действительно очень велика. По словам проводников и насколько можно было заключить по глазомеру, она около 16-ти миль в длину и 4-х миль в ширину. 44 Для того, чтобы подняться на гору, нам было необходимо ее пересечь. Это та же самая огромная и очень ровная долина, в которой сыны Израиля пребывали в те дни, когда святой Моисей взошел на гору Синай и провел на ней сорок дней и сорок ночей. В этой же долине был отлит золотой телец. Место это показывают до сих пор, ибо на нем все еще стоит большой камень. 45 Кроме того, в самом конце этой долины 46 находится место, с котораго Господь дважды глаголал из огненной Купины святому мужу Моисею в те дни, когда тот пас стада своего тестя. И вот каков должен был быть наш путь: нам следовало взойти на священную гору с той стороны, с которой мы к ней подошли, так как подъем был здесь легче. Спуск же был легче с другой стороны, ведущей к тому концу долины, где росла купина (т. е. к ея началу) 47 . Придя к обоюдному согласию, что после того, как все осмотрим, мы спустимся с горы к месту, где растет купина. Оттуда возобновим наш путь, двигаясь через середину долины, сопровождаемые Божиими людьми, показывающими нам каждое место согласно Писанию. Как порешили, так и сделали. Этим путем, лежащим посередине долины, от ея начала, то есть от того места, на котором мы молились, придя из Фарана, мы приблизились к горе Господней. 48 Описание горы Синай

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как малая, так и большая Омарова мечеть украшены колоннами. В городской восточной стене в долине Иосафатовой или потоку Кедрскому, против восточной двери мечети, имеются, так называемые, Золотые ворота (вероятно, в старину раззолоченные), с колоннами и сводами, – со времен Омара заложенные из страха пред молвою: будто бы в эти ворота войдут христиане и одолеют матометан навсегда. Над этими воротами есть пустые комнатки. За городскою стеною от Гефсиманских или Овчих ворот 13 к югу до колонны Суда находится ныне кладбище магометан, куда особенно по пятницам любят ходить окутанные в белые покрывала магометанки поминать своих. 2-е магометанское кладбище у пруда Мамиллы; 3-е на севере Иерусалима у гробницы Иеремии против Дамасских ворот. Под площадью харама имеется немало пещер, подземных ходов в разных направлениях от лет древних. Окрестности Иерусалима Иосафатова Долина На востоке от Иерусалима тянется Иосафатова долина, названная по имени царя Иосафата. Долина эта не приятна, печальна. По ней прорезался ручеек Кедронский, который давно высох, и только во время дождливое отделяется от долины своим руслом, покрытым водою. На этой безжизненной долине множество разных надгробных памятников, разбросанных камней: тут есть гроб царя Иосафата, Захарии, отца Иоанна Предтечи, тут же указывают и гроб Авессалома, сына, дерзкого против отца, Давида. На гроб Авессалома евреи издревле и доселе бросали и бросают каменья в знак осуждения дерзости Авессаломовой. Гробница Авессалома представляет из себя памятник. Есть предание, что в долине Иосафатовой будет Страшный суд. Вероятно, оно основывается на значении слова Иосафат, что значит Суд Божий, и еще на словах пророка Иоиля ( Иоиль.3:12 ), «да взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки, яже окрест». Как бы то ни было, но как евреи, так и другие, считают за счастье умереть в Иерусалиме и быть погребенными в долине Иосафатовой. В семнадцатом веке из Европы в Иерусалим чрез Яффу, транспортом присылали целыми тысячами умерших для погребения в долине Иосафатовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010