И вот возвратился Авраам с великими и славными трофеями, ведя за собою, вместе с Лотом, и конницу, и жен, и прочее имение, громко проповедуя пред всеми и звучнее трубы возглашая, что он сделал нападение и одержал победу не человеческою силою, не телесною крепостью, но всесовершающею вышнею десницею. Видишь, как праведник постоянно делается более и более славным, и каждый раз всем показывает Божие о нем попечение. Посмотри, наконец, как он делается учителем благочестия и для содомлян. « Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская » (ст. 17). Смотри, что значит быть добродетельным и пользоваться Божиим благоволением. Царь выходит на встречу страннику старцу и воздает ему все по чести. Он узнал, что нет ему пользы и в царском достоинстве, когда нет у него вышнего поборника, и что никто не может быть могущественнее того, кому помогает десница Господня. « И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего » (ст. 18). 5. Что значит это замечание — « царь Салимский » и « священник Бога Всевышнего »? Был он, сказано, « царь Салимский ». Его описывает нам и блаженный Павел в послании к уверовавшим евреям (Евр. 7:1), и, обращая внимание на его имя и город, истолковывает значение имени его с помощью словопроизводства, говоря, что Мелхиседек значит — царь правды, так как на еврейском языке мелхи значит царство, а седек — правда. Потом, перешедши и к имени города, называет Мелхиседека царем мира, так как салим значит мир. Священник же он был, вероятно, саморукоположенный (таковы тогда были священники), или ближние его предоставили ему (эту) честь по его престарелому возрасту, или сам он заботился о принесении жертв, как Ной, как Авель, как Авраам, которые приносили жертвы. С другой стороны, ему предстояло быть и образом Христа, каковым изображает его и Павел, говоря: « Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником » (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И эта религиозная община состоит из трехсот восемнадцати человек (талмид – учеников Аврама), и Аврам, вооружившись вместе с этими людьми, отправляется спасать своего непутевого племянника, который всё потерял, всё расточил. Родство обязывает… « и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска » ( Быт. 14:15 ). Здесь непонятно: обычно, когда нападают – объединяются. А здесь: «разделившись, напал». Это был хитрый маневр: этим четырем царям могло показаться, будто со всех сторон на них напали. Кстати, это – самая первая мировая война, описанная в Библии, когда воюют представители разных народов. И повторяя то, как это происходило, будет происходить и самая последняя война. Но это – тайна, которую надо разгадать, понять, внимательно вчитываясь в библейский текст. Слово «Хова», означает и «жизнь» (от слова хая), и «вина». Пророчество о том, что наша вина за грехи и преступления ляжет на Христа Спасителя, Который ценою Своей жизни, искупит нас для жизни в Боге и с Богом. « И, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская » ( Быт. 14:15–17 ). Святитель Амвросий Медиоланский , объясняя смысл наименования города «Ховы», не оставляя и этого без внимания, пишет: «Даже число (то есть название города, – О. С.) имеет жизненную силу, ибо в нем жизнь, если мы верим в страдание во имя Господа Иисуса. Ведь таково толкование этого имени, о котором мы сказали: Хова, то есть жизнь. И прекрасно сказано, что она располагалась по правую сторону Дамаска, ибо овцы по правую сторону, а козлы по левую. Опытный ум знает, кого ему призвать для завершения сражения, каким оружием снарядить, под какими знаменами вести. Он не выставляет перед войском изображения орлов или драконов, но вступает в сражение с крестом Христовым и именем Иисуса; он храбр этим знаком, верен этим знаменем. Поэтому по справедливости опытен тот ум, который стяжал истинную мудрость праведного мужа. Праведность же искусна в порицании, уличением призывает грешников назад и сдерживает натиск страстей» 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, здесь мы видим Аврама, навстречу которому выходят разные люди. С одной стороны – царь Содома, этого гей-государства, государства извращенцев, а с другой стороны – Мелхиседек, царь Салима. И Авраам оказывается посредине между царем Содома и царем Салима, будущего Иерусалима: « Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская (то есть чтобы по-царски отблагодарить его, – О. С.); и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего » ( Быт. 14:17–18 ). Это пророчество о том, что перед пришествием Христовым («Мелхиседек, царь Салима (Царь Мира)», прежде чем Новый Иерусалим спуститься с Небес на землю (см.: Откр. 21:2 ), на земле будет страшный разврат (см.: 2Пет. 3:3 ), особенно усилиться содомский грех («царь Содомский» – Откр. 11:8 ). Сказано: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино» ( Быт. 14:18 ). Иудейский комментатор недоумевает: «Почему Малки-Цедек не намекнул и на жертвоприношения животных?» 114 Действительно! Иудеям было бы понятнее, если бы он принес жертвенною овцу или барана, но «хлеб и вино»? Так и вспоминаются слова из Писания: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:5–7 ). Мелхиседек, пророчески являет собою Самого Господа Иисуса Христа, с евхаристическими символами Хлеба – Его Тела и Вина – Его Крови! «Здесь впервые совершилось жертвоприношение, которое ныне приносится Богу христианами по всему миру. Выполняется то, что много позднее через пророка говорится Христу, Которому еще только предстояло прийти во плоти: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс. 109:4 ). То есть не по чину Аарона, поскольку его чин должен был упраздниться, коль скоро явились сами предметы, которые предвосхищались этими тенями» 115 . Вот это таинственная фигура! Кто же такой Мелхиседек, священник Бога Всевышнего? Ефрем Сирин считает:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Напротив был увеселительный дворец последних царей, прозванный зеленым цветом по богатству своей растительности; теперь одна только башня указывает его место. Весь нижний город в садах обвит, как змеиным кольцом, своенравным течением Риона; вверх по лесистому ущелью реки величаво представляется древняя обитель Гелатская. Но это еще только ближние виды; какая кисть изобразит очарование дальних? К северу пред вами снежная цепь Кавказа: горы Лечгума тянутся по небосклону, иногда исторгаясь исполинскими вершинами из прочей семьи гигантов; между ними господствует кристалловидный Квамли. Правее дикий хребет Рачи с горою Фазиса или Фазисмта, откуда истекает сей бурный соперник Риона, теряющийся в его волнах под Кутаисом. К югу склоняются более смиренные высоты Ахалциха и Гурии, в объем коих роскошно разостлалась до моря вся цветущая долина Имеретии и Мингрелии, и посреди сего благодатного Эдема, исполненного всеми дарами природы, отрадно катятся соединенные воды Фазиса и Риона, заменившие ему райские реки Тигра и Евфрата. Осмотрев вышгород, спустился я в нижний город, собственно Кутаис, где мало, однако, сохранилось предметов для любопытства. Не только дома, но и самые церкви, которых очень немного, все новые и не представляют никакого благолепия ни внутри, ни снаружи: это каменные свидетели той бурной эпохи, сквозь которую прошла, в течение последних веков, бедствующая столица Имеретии. Малая церковь во имя обновления храма Иерусалимского, служила придворною; если кто взглянет на её голые стены, сведенные аркой, и потом на великолепные остатки собора Багратов, тот не поверит, что тут царствовали их потомки. Колокольня имеет более характера древности и при ней существовал малый придел. Тут же видны следы царской усадьбы, от которой осталась каменная терраса над Рионом и вековые липы, под сенью коих искали себе прохлады властители Имеретии. Еще стоит, на берегу реки, так называемый золотой чердак, или приемная зала царская, где представлялся царю Александру, в 1654 году, посланник царя Алексея Михайловича, Никифор Толченов; но это здание лишено теперь своих золотых украшений и стенной живописи, ибо оно уже давно обращено в складочное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Таким образом, вочеловечение Логоса принесло миру неисчислимые блага. Снисхождение Божие на землю и вселение Его в тварное существо должно быть признано никак не меньшим, если не большим актом любви Божией, чем творение мира. По любви, изливающейся из Св. Троицы, Бог из небытия призывает тварь к бытию. По любви же приносится и жертва воплощения. Это самое полное откровение Бога миру, это совершеннейшее богоявление, пред которым все ранее бывшие откровения Ветхого Завета суть только слабые и несовершенные тени. В воплощении Логоса люди впервые познали всю «полноту Божества телесно (Колос. II, 9) и научились от Него, как должно жить в Церкви Бога живого, которая есть столп и утверждение Истины (I Тим. III, 15). Открылось «от века утаенное и ангелам неведомое таинство», великая тайна благочестия, — «Бог во плоти явился, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (I Тим. III, 16). В воплощении Логоса дан нам совершенный пример для уподобления; показан совершенный Человек, Новый Адам, лучший чем ветхий, и от Него мы ведем теперь свою новую родословную. Потускневший, но не исчезнувший окончательно в грехопадении образ Божий, не раскрытый Адамом, как это дано ему было сделать по плану зиждительной Премудрости, должен раскрыться нами в богоуподоблении, в Христоуподоблении. Уподобляться, — учат нас отцы Церкви, а с ними и св. Григорий Палама, — это значит быть и жить по образу Творца, т. е., творить, В чем это творчество состоит показано нами в особой главе. «Бог, как мудрый Архитектор, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотрит, как строить. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (I Коринф. III. 10–11). В воплощении Логоса, в принятии Им и освящении Им нашего тела, этому Телу Христову дано быть принесену в совершенную жертву Богу, таинственную, святую, вечную. Праотец Авраам, после «сеча Ходоломогорского» (Бытия, XIV, 17) встречает в долине Шавэ, «что ныне долина царская» Салимского царя Мелхиседека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

18:18. Царская долина. Хотя местонахождение «царской долины» точно неизвестно, ее часто отождествляют с долиной Кедрон, к востоку от Иерусалима, или к слиянию Енномовой, Тиропеонской и Кедронской долин. В Быт. 14она упоминается под названием «долина Шаве». 18:19–23. Вестники. На древнем Ближнем Востоке скороходы состояли на службе у военного командования и правительства. Вестники играли важную роль в управлении передвижением войск, а также в деле доставки дипломатической корреспонденции или сообщений о прибытии иностранных делегаций и караванов. Как явствует из текстов из Мари, а также из библейского повествования, существовали вестники разного ранга. Вестники, которых в Мари называли suharum, были молодыми мужчинами, отличавшимися выносливостью и быстротой. В дипломатическом корпусе служили не столь быстрые, но более высокопоставленные вестники (статус которых, вероятно, сопоставим со священническим статусом Ахимааса), которым доверяли более важные сообщения. 18:24. Кровля ворот. Обычно ворота фланкировали многоярусные башни, прямоугольные или круглые в плане, которые можно было использовать как дозорные вышки. Археологические материалы из Мегиддона, Фимны, Асора и Лахиса подтверждают использование крепостных башен с этой целью. 18:33. Горница над воротами. Поскольку ворота и связанные с ними башни были многоярусными, внутри было достаточно пространства для размещения стражи. Поднявшись в горницу над воротами, Давид мог наблюдать за расположением своего войска и в то же время пребывать в уединении. Решение Давида не возвращаться в город свидетельствует о его понимании сложности политической ситуации, но в то же время выдает его нежелание заниматься обычными делами. 19:8. Сидение царя у ворот. Недавние раскопки в Тель-Дане обнаружили каменное возвышение перед воротами, на котором, очевидно, стоял трон под балдахином. Вероятно, царь восседал здесь во время религиозных церемоний, принимал дипломатические миссии или вершил суд (см.: 3Цар. 22:10 ). В угаритском эпосе об Акхате рассказывается о том, что царь Даниэл выслушивал жалобы вдов и сирот, сидя у ворот. Очевидно, Давид пытается соответствовать представлению, что законный царь – это царь, восседающий на престоле и исполняющий обязанности, связанные с этим положением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вопль мой к Тебе да придёт… Найди меня, яко погибшую драхму. Копейка прозеленелая, под ногами я у мира сего валяюсь. Это бы ещё ничего, копейка бы прежняя, царская, она медная. А я, пожалуй, серебро дырявое, кастрюльное. Сбродил в храм Божий. Там что-то рано сегодня управились. Но не напрасно сбродил. Много народу осталось: иные поют из молебна! Самообслуживанье, иные тихо кучками по несколько человек (и много таких кучек) тихо беседуют. Я разговорился с каким-то уже седеющим человеком. Поговорили как незнакомые, перекинулись мыслями вообще, коснулись церковных дел и т. п. И, удивительно, светлое чувство от незнакомца живёт во мне и сейчас, спустя несколько часов. Подсознательно душа моя вобрала обаяние того человека. Как бы голубь светлый от него перелетел на меня. А в полумраке храма и лица-то его не разглядел, да и не рассматривал: задумчиво опущенная голова, тихий взгляд, спокойная речь, неширокая борода, густые волосы, худощав… Но сколько обаяния в манере беседы! Он и говорил-то мало, и какая культура душевная в этой скромности, доверчивости… Вот, проповедует с амвона сановный иерарх, и — ничего не унесёшь в сердце. По обязанности, по профессии-де проповедует иерей или, там, иерарх. А тут тихая краткая беседа с таким же, как я, «мирянином», и какое светлое, благодарное ощущение на весь день… 15 сентября. Среда Осень серая. Туск на травах, серебряная долина. Чёрная, молчащая река. Торжественно, как в храме, когда совершается таинство и молчит всякая плоть человека. Тишина, подобная неизъяснимой музыке. День, и дивно это безлюдие и безмолвие. Только что трижды прозвучал вопль: оглашении, изыдите, и мир сей изгнан отсюда. Ни души на горах, обставших долину священной реки, ни по брегам ея святым. Бреду с мешками, груз гнетёт долу, тронь, — я так и клюну. Загорбок и шею свело, как понурая свинья ковыляю. Пот бежит по загривку… Не опоздать бы на поезд. Скрипит нога, скрипит липовая. Очки лезут с носа. Подслепые глазишки худо разглядывают. Но что мне глаза, что мне ноги. Торжественно стало и преславно вокруг меня. И ничто уж меня не оторвёт от славы и мира, ум преимущаго, которые накрыли меня. Уж ничто мне не мешает, — ни поезда, ни люди. Брателко, бредучи с грузом втрое тяжким, ещё что-то насоветывает, а уж около меня как бы гремит чудная музыка. Торжеством исполнилась долина, преславно ожила река. Всё стало настоящее. Уж не дольнее, топтаное, будничное, а преображённое, истинное всё вкруг меня.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Для того чтобы ощутимее представить силу веры Авраама, – то, что верою обитал он на земле обетованной, как на чужой ( Евр. 11:9 ), для этого рассказ о самом обетовании предваряет бытописатель замечанием, что эта земля обетования населена была в то время сильными ханаанскими народами. При таком понимании, „соответствующем, – скажем словами автора Записок на книгу Бытия, – духу всего сказания Моисеева об Аврааме, которое главным предметом имеет его твёрдую веру и послушание Богу”, нет, понятно, надобности дополнять рассматриваемые слова книги Бытия, для большей их ясности, ни частицей: ещё, ни уже; без всякого прибавления смысл их совершенно понятен и они не заключают в себе ни малейшего указания, ни на позднейшее, относительно, поселение хананеев в Палестине, ни на изгнание их отсюда после Моисея, а, следовательно, они не имеют ни малейшего отношения к вопросу о времени написания Пятикнижия. За тем мы не будем особенно останавливаться на разборе признаков позднейшего времени, указываемых критиками в том, что в Бытии 14 главе древнейшие названия некоторых мест пояснены другими, более употребительными во времена писателя, например, г. Бела ( Быт. 14:2, 8 ) пояснён названием: Цоар или Сигор; Мишпат – именем: Кадес; долина Шаве – названием: долина Царская ( Быт. 14:17 ). Относительно этого заметим только, с одной стороны, что эти позднейшие имена произошли или задолго до Моисея, или в его время. Так г. Бела получил имя: Цоар ещё во времени Авраама вследствие того, что Лот, прося себе убежища в этом городе, называл его малым ( Быт. 19:20, 22 ). Время происхождения других двух имён неизвестно; но Кадес, кроме 14 главы, неоднократно встречается затем в Пятикнижии ( Быт. 16:14 ; Быт. 20:1 , Чис. 20:14, 16  и др.), и поэтому нет основания сомневаться в существовании этого имени во времена Моисея 111 . А что касается долины Шаве, то она, вероятно, получила имя „царской” вследствие события, описанного в той же 14 главе, именно от встречи Авраама в этой долине двумя царями: салимским, и содомским 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

В самом деле, длинные стороны ее имели 541 метр, короткие 344, что составляло поверхность почти в десять десятин и массу кирпичей в сорок с половиною миллионов кубических футов! Сколько работы употреблено только на устройство подобной террасы! И эта работа исполнена без всяких машин, одними лишь человеческими руками! Как было бы это возможно без труда тех тысяч и десятков тысяч военнопленных, которых ежегодно приводили ассирийские завоеватели? Между этими пленниками мы естественно должны представить себе и израильтян десяти колен, отведенных в плен по взятии Самарии ( 4Цар.16:6 ). И это не простое предположение. Во дворце Сеннахерима в Куюнджике найдена награвированная плита, на которой эти несчастные гнутся под тяжестью глиняного груза, предназначенного для устройства террасы, и многие из них представляют собою вполне ясный еврейский тип. Чтобы подняться во дворец, господствующий над этим колоссальным фундаментом, мы имеем два пути. Пойдем сначала по главному подъему, который с северо-восточной стороны возвышается в виде отлогой покатости на протяжении 170 метров. Это почетный подъезд, предназначенный для царских колесниц и для официальных посетителей всякого рода: он ведет прямо к той части дворца, в которой расположены приемные залы. Потом обойдем по всему северному фасаду, следуя вдоль террасы, которая без сомнения была украшена с этой стороны великолепными садами. С нее открывается обширная долина, простирающаяся до самых гор. Таким образом, мы подходим к двум отдельным строениям, о которых считаем нужным упомянуть прежде всего. Первая из этих построек есть храм или царская молельня, предназначенная исключительно для царского употребления. В подобной именно молельне, составлявшей часть дворца, расположенного в Куюнджике, Сеннахерим, возвратившись в Ассирию, после уничтожения армии его в Палестине, предавался молитве, когда, по свидетельству 4-й книги Царств (19:37), сыновья его Адрамелех и Шарецер убили его мечем. Дальше, с западной стороны, во всем своем оригинальном величии, высится царская обсерватория, усеченная пирамида, имеющая сорок метров с боку и почти столько же в высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Х аварда, крепость 19. Халисияне 116; поселяются Мануилом в новопостроенной крепости 274. Халуфа (Никифор), оставляется Мануилом при Стефане в качестве военачальника 249; отправляется послом к венетам 252; говорит им речь 254; управляет Далмациею 275; попадает в плен к гуннам 292. Хама, крепость в Сирии 19. Хартулярий, достоинство 75. Херис, знаменитый перс 42. Хировакхийская долина 78. Хиос 312, 315. Хорасмияне 201. Храм, крепость при Дунае 10, 266. Хрисафий, военачальник 219. Хрисовул, царская грамота 306. Христиан, епископ Могунции, командует войском алеманов 321; терпит поражение 322. Хуруна, военачальник Мануила 47; управляет флотом в войне с сицилийцами 95; ведет флот против флота Рожерова 107; разбивает сицилийский флот 109; участвует в войне против далматов 115. Ц ентенарий золота 34, 233. Ч едомил – одно лицо с Вакхином 123. Чехи, участвуют в крестовом походе 91; воюют против римлян в союзе с гуннами 241, 246, 268. Чивриличимани 49. Чикандил, военачальник Мануила 59; идет против крестоносцев 78; сражается с крестоносцами 82. Чиновник от порфиры – титул сановника 47. Э вбея 100, 190. Эвксинский Понт 81. Экватана 201. Эксувит (Феофилакт), итальянец 230. Элефантина, царская темница 331. Эмволон, улица в Византии 312. Эмерик, Антиохийский патриарх 199; подвергается пыткам от Ренальда 200. Энхелис, итальянский воин 175. Эпарх, имя должности 233. Эрик, или Генрих Лев, первый герцог Австрии, вступает в союз с Мануилом против гуннов 262; приходит в Сардику в качестве примирителя Мануила с Фридериком 290; отправляется в Пэонию и сватает за венгерского короля свою дочь 291. Ю венант, город в Италии 155. Я гупасан, персидский филарх, задумывает грабить Азию 110; нападает на пределы Римской империи 192; зять иконийского султана 220. Ярослав, князь галицкий 257, 260. Яцелин, владетель Эдессы 238. 1 Спатарий – имя важного достоинства в константинопольской империи. Лица, имевшие этот сан, почитались телохранителями царя и принадлежали к его свите. Carol. du Fresne Not. ad Alexiadem p. 259. Название спатария произошло от слова «spata», означавшего обоюдоострый меч значительной длины, который спатарии носили при левом бедре на железной или медной цепочке (Diod. Sic. lib. 5). От этого слова, по всей вероятности, произошло название шпаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010