Укрепляя веру народа в непреложные обетования и надежду на спасение, Пророк с сугубым усилием возбуждает внимание его к своим убеждениям (ст.1,4,7,21) и обращается преимущественно к гонящим правду (стремящимся к правде), – к тем, кто еще помнит о Законе Божием и стремится исполнить его во всей точности, кто ищет Господа – желает быть и жить с Ним, как сын с отцом (ст.7; гл.49:15–21). И для таковых Он указывает высокий образец твердой веры – патриарха Авраама, Отца верующих. «Посмотрите говорит Пророк, на твердой камень – на скалу, которая иссечена вами, и на глубокую долину, по которой струится поток. Посмотрите на Авраама отца вашего, и на Сарру, родившую вас!» – Речь отчасти образная. Воспоминая о патриархе Аврааме и его жени Сарре, пророк живо переносится мыслью к их гробнице в Хевроне, к Махпели: это была пещера, высеченная в скале, над которой построен был (и остается поныне) великолепный Харам-памятник, в виде крепости из твердейших, искусно тесаных камней. 73 А близ Хеврона, по долине, с южной стороны города струится поток и есть большой пруд, древнейший из существующих здесь, обложенный тесаными камнями; есть даже водоем (цистерна) при самом Хараме, и со знаменательным наименованием Бир-Сара (т.е. колодезь Сарры). 74 И вот этот Харам-скала и долина с потоком служат для Пророка образами прародителей народа. Скала, это – Авраам, долина с водой, это – Сарра. Авраам человек незыблемой веры и верности, как величественная скала, в недрах которой он погребен. Сарра – праматерь неиссякаемого потомства, как долина, с её неиссякаемой водой. Скала безжизненна, но, по действию силы Божией, из её недр истекает жизнетворный поток. Так, по действию благословения Божьего, из мертвенных недр престарелого Авраама через мертвенную утробу старицы – Сарры излилось обильное потомство, и, как поток наводняет долину, оно заполнило обетованную землю. – Авраам был один, как истинно верующий, и Бог призвал его к исполнению Своей высшей воли, для него тогда непонятной. Авраам самоотверженно послушал Господа и Господь благословил его, а в силу этого благословения проявил к нему Свою любовь в бесчисленных благодеяниях, при его страннической жизни, а главное – умножил или размножил его, – не только даровал ему сына в старости, но и дал видеть целое потомство, из которого впоследствии выделилось несколько народов. Пример Авраама ручается уже за исполнение и других обетований Божьих достойным потомкам Авраама. Так Господь утешит и Сион: где, в окрестностях его были пустыни, там будет райская растительность, с многолюдным населением и райскими радостями спасенных Господом. Образом такого представления райской жизни Пророку послужила окрестность того же Хеврона, известная с древних времен и доныне своей громадной и долговечной растительностью, как бы совечной первозданному раю (как склонны думать еще и теперь местные жители – арабы). 75

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

С отменным удовольствием я ехал но этой долине. Свет лунный придавал ей особенную очаровательность. Смотрю на высоты: одни из них озарены, а другия сумрачны. Смотрю на землю, и вижу длинные тени холмов и дерев, и за тенями, между ними, вокруг, вблизи, вдали, – полосы света прямые, кривые, широкие, узкие, угловатые, клетчатые. Синайская луна – искусная ткальница. Она под хвойными Маннами тчет такую тончайшую, клетчатую, узорчатую кисею, что не налюбуешься ею. Не много далее от того места, где широкая Уади Шех впадает, с востока, в Фейранскую долину, и где эта долина непосредственно соединяется с прекрасною именем и свойством Уади Слаф, мы расположились ночевать. Эта Уади – настоящая горница, обширная и чистая! В ней меж высоких и утесистых стен, под лазуревым и звездным потолком, при свете лампады повешенной в небе, мы нашли вожделенный покой. Любуясь ее прекрасным убранством, я думал: великолепные горы и долины суть образцы, по которым народы в свое время будут строить храмы всесовершенному Богу. 13. Вторник. Слафская долина значительно возвышена над уровнем Чермного моря. К ней мы поднимались сперва чрез Уади Шиллел, потом чрез высокий всход, Накб-Сидыр. Посему-то тринадцатое Июньское утро в ней было так свежо, что у меня ноги озябли. Однако эта долина ниже той дебри, в которой стоит Синайский монастырь. Сегодня я с дружиною моею сделал последний переезд. Он на всегда останется памятным мнЕ по тем восторгам, кои я ощущал в себе при взгляде на велелепные и величественные горы Зербал, Хау, Банат, Фрейю, Хорив, Хамру, Дер и Синай. В слафской долине Зербал долго виден во всем его дивно-прекрасном величии. Идя пешком, я не раз с восхищением любовался этим царем высот Синайских, а в одном месте, где он весь открывается изумленному взору, невольно остановился пред ним, и в неизреченном восторге от его разнообразных и розовых вершин, озаренных утренним светом, обнажил свою голову, и с благоговением и в сладком умилении души произнес хвалу всевышнему творцу: «Дивно светиши от гор вечных».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Виждь пути (поступки) твоя на месте многогробищном (ν τ πολυανδρω) – местом многогробищным называется здесь (как видно из снесения Иер. 7:32, 19:2, 6 ) долина Енномова или долина сынов Енномовых ( Нав. 15:8 ; дебрь Енном, 2 Пар. 28:3; 33:6: земля или удоль Веенномля, 4Цар. 23:10 : дебрь сынов Енномлих), лежащая на юго-западной стороне Иерусалима. Здесь иудеи совершали свои гнусные жертвы в честь молоха и ваала, проводя чрез огонь ( 4Цар. 23:10 ; 2Пар. 28:3; 33:6 ) и даже сожигая ( Иер. 19:5 ) детей своих. Как место такой насильственной смерти детей, долина эта и называется у пророка местом многогробищным. Такое варварское умерщвление детей не всегда, конечно, совершалось с согласия их родителей и потому не могло обходиться без рыданий и воплей особенно матерей, от которых отнимали детей для жертвы бездушным истуканам. На эти то вопли и рыдания пророк и указывает словами: в вечер (ψ, поздно) глас его рыдаше, т. е. после дневных жертвоприношений до поздней ночи раздавался голос рыданий в народе, это отцы и матери оплакивали своих замученных детей. – Пути своя расшири (дороги сделал широкими) на воды пустынныя – этими словами указывается на другой вид идолослужения при водах в пустынных, необитаемых местах. В чем состояло это служение, здесь ясно не видно: русский перевод как будто дает ту мысль, что это служение между прочим состояло в гнусном удовлетворении низких плотских похотей, что составляло вообще отличительную особенность служения астарте. Славянский текст с особенною силою выражает только ту мысль, что народ иудейский с особенною охотою предавался этому служению: он во множестве и часто ходил на место этого служения, к водам пустынным, так что дороги туда сделались широки (расшири пути своя), влекомый похотями своей души (страстными пожеланиями), он поспешно, с быстротою ветра, как вихрь, носился туда (в похотех души своея ветром ношашеся), а это свидетельствовало о том, что он всецело отдался (предан бысть) этому гнусному служению, так что уже никто не отвратит его от этого (кто обратит его).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

И под конец времени произойдет раскол, как говорит Святое Писание, будет раскол в его царстве. Его испугают слухи с севера и, главное, с востока. Слух с востока – это слух о пришествии Господа. Тогда он с яростью придет в Святую землю, чтобы там сокрушить последний оплот народа Божия. И тогда раскинутся царские шатры между морем и горою преславного святилища. «Но придет к своему концу, и никто не поможет ему». Здесь описывается очень интересное место. Есть долина такая, которая идет между морем и святилищем, она идет от Тель-Авива в сторону Сирии. Самое узкое место этой долины между Кармилом и Фавором. Называется эта долинадолина Мегиддон – Армагеддон. И вот как раз в этой долине придет к концу этот великий царь, великий отступник, потому что явится Господь наш и совершит Свой Суд, который Он совершит очень просто – дунет на Антихриста, и на этом его власть закончится. Так закончится власть мирового властителя, великого отступника, величайшего из злодеев, который вместе со своим же пророком будут единственными двумя людьми, которые будут лишены Страшного Суда. Честь Страшного Суда принадлежит всем людям, кроме Антихриста и лжепророка, потому что Страшный Суд есть знак уважения Бога к человеку. Раз Бог с ним судится, значит, Он его ставит наравне с Собой. То, что Бог ставит человека наравне с Собою, это знак Его уважения к человеку, к тому образу, который Он вложил в человека. Но есть два человека, которые лишены этого за свои беззакония, – это Антихрист и лжепророк. И их конец наступит тогда, когда они не смогут уже ничего сделать.   Глава двенадцатая Вступление Двенадцатая глава книги пророка Даниила последняя в еврейском тексте. Дело в том, что еврейский и греческие тексты Ветхого Завета отличаются между собою. Причина этого в том, что в еврейском тексте переделаны и выкинуты некоторые вещи, которые были оскорбительны для иудейских старейшин, а именно тринадцатая и четырнадцатая главы пророка Даниила. В двенадцатой речь идет о времени, когда будет великое гонение, это период гонений Антиоха Епифана, но за ним скрывается смысл уже гонений Антихриста, прообразом которого и был Антиох Епифан. Откровение о последних судьбах мира

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

5; 6). рабов. Букв.: «слуг». Под этим словом Исаия подразумевает как остаток Израиля (1,2), так и избранных от всех народов (56,6). не всех погубить. См. ком. к 1,9; ср. Быт. 18,22–30 . 65 семя. Ср. Иер. 31,36 . Это пророчество исполняется во Христе и Его детях по вере ( Гал. 3,16.26.29 ). наследуют... будут жить там. Избранным будет принадлежать Царство Божие (14,25; 57,13; ср. Агг. 19,21 ). 65 Сарон. Богатая растительностью долина Сарон располагалась на берегу Средиземного моря, к западу от горы Кармил. Исаия использует этот образ как символ Божественного преображения природы (см. ком. к 33,9; 35,2). долина Ахор. Долина к западу от Иерихона ( Нав. 7,24 ; Ос. 2,15 ). 65 обрекаю Я мечу... на заклание. Синоним насильственной смерти. 65 избранным... для проклятия. Избранные будут произносить имена отступников как проклятие: «да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву» ( Иер. 29,22 ). иным именем. См. ком. к 62,2. 65 Богом истины. Ср. 2Кор. 1,20 ; Откр. 3,14 . Господь верен данному Им слову. 65 новое небо и новую землю. Это пророчество сбудется во всей полноте во время Второго пришествия Христа ( 2Пет. 3,13 ; Откр. 21,1 ). прежние. Речь идет о горе и страданиях, принесенных на землю грехом. 65 Я творю Иерусалим. Речь идет о духовном Иерусалиме. 65 малолетнего и старца. Обетования полноты вечной жизни, исполненной Божественной благодати, противостоят скоротечной и полной невзгод жизни земной, на которую человек обрек себя грехопадением. 65 чтобы другой жил. См. 62,8. 65 Не будут трудиться... рождать. Господь снимет проклятие с человеческой жизни ( Быт. 3,16–18 ). 65 прежде... Я отвечу. Молитва и хвала будут сменять друг друга (30,19; 58,9) и между ними не будет места скорби. 65 для змея прах будет пищею. См. Быт. 3,14 . Волк... для змея. Мир воцарится во всем творении. Глава 66 66:1 См. статью «Духовная природа Божества». земля подножие ног Моих. См. ком. к 60,13. место покоя. Т.е. храм ( Пс. 131,8.14 ; 1Пар. 28,2 ). 66 на смиренного... трепещущего. Аналогичное выражение встречается только в Езд. 9,4; 10,3 и означает то же самое, что и евангельское «поклоняющийся в духе и истине» ( Ин. 4,24 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Давно сердце мое жаждало поклониться месту радостного Рождества Искупителя мира, – Вифлеем отстоит не более двух часов пути от Иерусалима, на запад. Мы выехали из Яфских или Вифлеемских ворот; тотчас при выезде, оставя Яфскую дорогу вправо, мы спустились прямо по крутой тропе к нижнему водоему Гигонскому. Высота, находящаяся направо от него, названа именем Св. Георгия; мы отклонились туда, чтоб посетить часовню святого мученика, где был прежде монастырь. Тут показывают цепь, в которую был закован святой мученик; говорят, что она имеет силу исцелять одержимых сумасшествием и бешенством. Сойдя опять на дорогу Вифлеемскую, мы поднялись к горе Злого Совещания. Отсюда идет равнина, ограниченная слева горою Злого Совещания, права горами Иудейскими, а спереди высотами Св. Илии; эти высоты, расступаясь посередине, открывают путь в Вифлеем. Эта плоскость называется долиною Рефаимскою и также, по переводу коренного слова, – юдолью Гигантов. Она определена с удивительною точностью в Книге Иисуса Навина. «И поднимаются пределы по дебри Гиномской позади Иевуса, то есть Иерусалима, от юга, и выходят пределы на верх горы, которая насупротив дебри Гиномской с запада до оконечности долины Рефаимской на север» ( Нав 15:8 ). Здесь Давид разбил два раза филистимлян. Местность битвы между Саулом и филистимлянами, когда Давид поразил Голиафа, обозначена не с меньшею точностью в Книге Царств. Войско Саулово расположено было на хребтах горы Злого Совещания, а филистимляне на отлогостях гор Иудейских, при дороге в Горняя; долина Рефаимская находилась между двумя войсками ( 1Цар 18:2–3 ). Эта долина называлась Гигантскою еще прежде поражения Голиафа. Моисеевы соглядатаи доходили почти сюда и сказали ему: «Видехом мужы превысоцыи». В библейские времена долина Рефаимская покрыта была теребинтовыми деревьями, почему и называлась также Теребинтовою; во времена христианского владычества она была хорошо обработана; теперь в запустении и местами покрыта древними развалинами, особенно вдоль пути. Одну из этих развалин называют башнею или домом Симеона Богоприимца. Неподалеку от дороги показывали отросток теревинфового дерева, под которым, по преданиям, Пресвятая Богородица часто отдыхала на пути своем из Вифлеема в Иерусалим. Эти народные предания, которые как бы улавливают на земле бесценные следы Иисуса и Его Божественной Матери, сладостны сердцу. Это дерево было также в большом уважении у арабов; рассказывают, как один из них видел его в пламени.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Виноградная лоза – образ благ, посылаемых от Бога. Пророк хочет сказать, что как некогда Израиль, пройдя пустыню, вступил в страну виноградников, так и в будущем он воспользуется драгоценными благами. «И долину Ахор в преддверие надежды». Образ заимствуется из времени вступления евреев в Ханаанскую землю. Долина Ахор – (евр. achor – смятение) долина, находившаяся на северной границе колена Иудина, вблизи Иерихона ( Нав 15.7 ). Здесь был исполнен суд Божий над Аханом, утаившим часть заклятого ( Нав 7.1 ). После этого суда отвратился гнев Божий от Израиля. Таким образом, долина Ахор, явилась памятником того, как Господь, по очищении вины народа через наказание преступника, снова возвратил обществу Свою милость (Бродович). Это возвращение милости Божией Израилю, по мысли пророка, повторится и в будущем. «И она будет петь там, как во дни юности своей», т. е. петь благодарственную песнь за спасение. Пророк, очевидно, вспоминает о песни, воспетой при переходе через Чермное море ( Исх 15.1 ) и отсюда берет свой образ. В слав. вместо слов и дам ей оттуда виноградники (et keramajha) читается – «и дам ей притяжание ( κτματα) ея оттуду»: LXX нередко ставят общее вместо частного. Вместо слов «и она будет петь (veanethah) там» в слав. с греч. «и смирится ( ταπεινωθσεται) тамо». Гл. anah имеет несколько значений: отвечать, петь, смиряться. В значении петь, отвечать понимают гл. в большинстве древних переводов (Ак. υπακοσει, Феод. ποκριθσεται, Вул. canet). Ос.2:16 И будет в тот день, говорит Го­с­по­дь, ты будешь з­вать Меня: «муж мой», и не будешь более з­вать Меня: «Ваали». Ос.2:17 . И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их. «Ваали» – «Господин мой». Пророк предвозвещает восстановление брачных отношений Израиля с Иеговою, т. е. восстановление Завета. Имя Ваала в ст. 16, по-видимому, употреблено в его нарицательном значении – господин, так как оно сопоставляется с нарицат. муж мой. Пророк хочет выразить мысль, что при восстановлении в чистоте брачных отношений Израиля к Иегове основою этих отношений будет не столько страх ( «не будешь более звать меня: Господин мой»), сколько любовь ( «муж мой»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ГЕЕННА . (греч. Γεννα, лат. Gehenna, от евр. ge hinnom, «долина Хинном»), в иудаистической и христианской традиции символическое обозначение конечной погибели грешников и отсюда ада («Г. огненная»). Долина Хинном или Бен–Хинном («долина сыновей Энномовых») к югу от Иерусалима, возле т. н. Солнечных ворот, бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иер. 7:31); отсюда ненависть к этому месту верных культу Господа иудеев. В библейской «Книге пророка Иеремии» предсказывается, что оно будет называться «долиною убиения», потому что на нем птицы и звери будут пожирать трупы павших в бою, и так совершится кара Господня за преступные жертвоприношения (19:4–7). Ортодоксально настроенный царь Иудеи Иосия ок. 622 г. до н. э. уничтожил языческие жертвенники долины Хинном. Отныне место было проклято и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов; там постоянно горели огни, уничтожавшие гниение. По–видимому, из наложения образности пророчества Иеремии на реальность непрекращающейся работы червей и огня в проклятой долине возникла эсхатологическая картина у продолжателя пророка Исаии:«… И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66:24). Отсюда употребление слова «Г.» в Новом Завете (Мк. 9:47–48; Мф. 5:22 след.). ГЕ0РГИЙ Победоносец (греч. Γεργιος Τροπαιοφρος, в рус. фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Д ж и ρ д ж и с), в христианских и мусульманских преданиях воин–мученик, с именем которого фольклорная традиция связала реликтовую языческую обрядность весенних скотоводческих и отчасти земледельческих культов и богатую мифологическую топику, в частности мотив драконоборчества. Ортодоксальная христианская житийная литература говорит о Г. как о современнике римского императора Диоклетиана (284–305), уроженце восточной Малой Азии (Каппадокии) или сопредельных ливанско–палестинских земель, принадлежавшем к местной знати и дослужившемся до высокого военного чина; во время гонения на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову, что ставит Г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Если вы приехали в Каппадокию на один день, то кроме музея в Гереме и одного из подземных городов вы едва ли успеете куда-то еще. Если же вы намерены прожить здесь несколько дней, то совершенно необходимо посетить расположенную совсем рядом с Гереме скальную деревню Ухчисар. Все дома этой необыкновенной деревни вырублены в высокой скале. Каппадокия состоит из множества отдельных долин, между которыми разбросаны деревеньки. Каждая долина имеет свое название, и ориентироваться удобнее всего по карте, которую вы можете бесплатно получить в своем отеле. Наиболее интересны долины — Розовая, Долина Голубей, Пашабаг, Зелве, Земи, Долина Любви. Все они разбросаны на довольно большой площади, поэтому, если вам тяжело много ходить пешком, можете купить однодневный автобусный тур по Каппадокии, включающий в себя посещение самых интересных долин, церквей и подземных городов. Стоимость тура 50-70 лир. Можно самостоятельно объехать все на арендованной машине, но если у вас есть время и вас не пугают пешие путешествия, то придумать что-то лучше прогулок тут невозможно. Странно, но эта мусульманская страна заключает в себе столько законсервированных памятников христианства, что каждый приезд в Турцию становится для ищущего и вдумчивого христианина настоящим погружением в века, когда мир населяли люди, видевшие Христа. 5 вещей, которые надо сделать в Стамбуле 1. Первым делом отправиться в Святую Софию — одно из самых ясных произведений мировой архитектуры, наглядное воплощение богословия в камне. Там, наконец, окончательно удостовериться, что архитектура — это чудо, а купол Софии, конечно же, «на цепи подвешен к небесам», потому что никакие другие версии в голову не приходят. Найти на хорах граффити, которым больше тысячи лет. 2. Посетить главный христианский район старого города — Фенер (или Фанар), с кривыми, опрокидывающимися из-под ног переулками, где расположены здания Константинопольского патриархата. В патриаршей церкви Святого Георгия хранятся уникальные мозаичные иконы, византийский церемониальный крест, вырезанный из дерева Святого Креста, и каменная колонна, к которой привязывали Христа для бичевания. Здесь же, в тени огромного и уродливого Греческого лицея, притулилась маленькая церковь Монгольской Богоматери — единственный в городе византийский храм, не перестроенный в мечеть. В Фенере же находится и знаменитая болгарская церковь Святого Стефана, сделанная целиком из железа.

http://pravmir.ru/kappadokiya-xristiansk...

Раскопки подтвердили факт падения стен Иерихона во время Иисуса Навина. Они упали от землетрясения на внешнюю сторону, а при восстановлении Иерихона новые стены возводили прямо на обломках. Археология откроет нам еще много фактов, иллюстрирующих Библейское повествование. Моисей подошел к вечному городу Иерусалиму, чтобы только увидеть его с горы, ибо отсюда начиналась земля обетованная. Пророк увидел вдали еле заметный город, которому предстояло такое великое будущее, увидел будущую Святую Землю и отошел ко Господу. Здесь же, вблизи Иерихона, Иисус Навин увидел Архангела Михаила, который велел ему обнести ковчег Завета Господня вокруг стен Иерихона, и стены упали от внезапного землетрясения. Явился Архангел настолько явственно, что Иисус Навин принял его за воина и спросил: " Ты наш или неприятельский? " Здесь же у Иерихона, в Заиорданской пустыне жил человек, величайший из рожденных женами – святой Иоанн Креститель. Здесь же, в водах Иордана, неподалеку от Иерихона было Богоявление Пресвятой Троицы после Крещения Господня. Христос Спаситель любил эти святые места и часто бывал здесь. Иорданская долина – избранное, великое, историческое место Домостроительства Божия. Митрополит Филарет. Толкование на книгу Бытия. Часть 2. Первоначальная история Церкви после Потопа. 1867 г., 182 Жизнь после Потопа Две Богоизбранные области известны в истории Ветхозаветной Церкви. Почему Адам мог в конце своей жизни оставить окрестности Рая, чтобы переселиться на место будущего Иерусалима, где умер и был похоронен? Поверхностно это объяснить легко: там, в плодородной долине Иордана существовал такой же город, как Эриду и Ур, город Иерихон, где жили его потомки в 8 и 9 поколениях. Адам захотел посмотреть на них, рассказать им лично о Боге и Рае. Но главное, безусловно, идти туда ему было повелено Богом. Почему? Этот вопрос необходимо рассмотреть всесторонне. В то время, при существовавшем образе жизни адамитов, только три области были пригодны для их обитания: долины рек Евфрата и Тигра, долина реки Иордана и долина реки Нила.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010