И источникъ дому Господн изыдетъ, и напоитъ водотечь Евр. „и источник из дома Господня выйдет и будет напоять долину Ситтим“. Долина Ситтим находилась в земле моавитян, у Мертвого моря, на расстоянии 2 1 / 2 стадий от Иордана, по ту сторону его р. 90). Здесь израильтяне были введены моавитянами в грех ( Чис.25:1 и сл.); здесь же был и последний стан их пред вступлением в землю ханаанскую ( Нав.3:1 ). Местность эта была безводная и неплодородная. Свое название она получила отъ , акация, так как тут много росло этих деревьев, которые любят сухую почву 470 . Пророк говорит, что из храма Иерусалимского („дома Господня“) выйдет источник и будет напоять эту безводную и бесплодную долину. Но такой источник прежде, чем достиг бы ее, должен впасть в Иордан. Это многим толкователям представляется странным, и, чтобы избежать такого затруднения, некоторые из них думают, что под разумеется не долина Ситтим, находившаяся в земле моавитян, а какая-либо другая. Так, Михаэлис (см. Юсти S. 169), пунктируя , переводит „долина дождевых ручьев“ 471 , т. е. долина, которая обыкновенно бывает сухою и в которой только в дождливое время появляются ручьи. Такою долиною пророк, по мнению Михаэлиса, называет часть Кедронской долины, лежащей между Иерусалимом и Мертвым морем 472 . Шегг (S. 204) дает другое объяснение. Он думает, что , буквально „долина акаций“, означает не „долина Ситтим“, а вообще безводная долина, на которой ничего не может расти, кроме одних акаций. Но прибегать к таким объяснениям нет необходимости. Речь у Иоиля поэтическая: а в поэтической речи не все возможно понимать буквально. Нельзя, напр., понимать буквально, что с гор будет капать сладкий сок, и с холмов польется молоко. Так точно нет необходимости понимать буквально и то, что из храма Иерусалимского выйдет источник и прольется чрез Иордан в долину Ситтим. Очевидно, пророк здесь образно представляет, что во время Мессианское воды в царстве Иудейском будет столь много, что она станет изливаться отсюда даже в чужие земли и притом в самые безводные местности их, какова была, напр., долина Ситтим. В духовном смысле под водой здесь нужно разуметь спасительную благодать, излившуюся из Церкви Христовой на мир языческий, бывший бесплодным и безводным, как долина Ситтим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Мы выходим. Вечер и вправду опускается на землю. Здесь уже начинается Кедронская долина. Через дорогу, ведущую к Стефановым вратам Иерусалима, видим храм. Это церковь святого Стефана. Здесь был побит камнями первый христианский мученик – архидиакон Стефан. Сюда после проповеди в Иерусалимском храме его вывели через заложенные ныне Львиные врата. С тех пор они называются еще и Стефановыми. Здесь впервые пролилась кровь за исповедание Христа. Здесь умирал первый из длинной-длинной, тянущейся в веках вереницы христианских мучеников. Здесь он прощал своих убийц, молясь о них. Здесь он видел Христа одесную Отца, приемлющего дух его Деян.7:55–60 ). Где-то здесь стоял и гонитель христиан юноша Савл со скинутой к его ногам одеждой мученика ( Деян.7:58 ). Будущий великий апостол языков Павел тогда с одобрением взирал на убиение Стефана... Здесь летели смертоносные камни. Я склоняюсь к земле, собираю камни и беру землю, чтобы привезти святыни домой и понемногу раздать всем своим прихожанам. А еще чтобы передать их своему младшему сыну Стефану. Здесь я особо молился о нём. С Елеонской горы мы уже спустились. По другую сторону от нее видна Храмовая гора, или гора Мориа. А между ними – долина Иосафата, или иначе Кедронская долина. Поток Кедрон уже давно иссох. Долина Иосафата опоясывает древний Иерусалим с севера и востока. На юге она переходит в долину Енномову. Эта долина связана со многими библейскими событиями. По ней в Великий Четверг Господь шел с учениками из Сионской горницы, где была совершена Тайная вечеря, в Гефсиманский сад. Эта долина имеет и свою древнюю историю. Если идти от церкви святого Стефана Первомученика, то первым встречается каменный куб, пустой изнутри, вырубленный из скалы с воронкообразной крышей. Это столп Авессалома, мятежного сына царя Давида. Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем. И называется он «памятник Авессалома» до сего дня ( 2Цар. 18: 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

А внизу отделяет нас, находящихся на горе Елеонской, от древнего Иерусалима, долина, а на ней русло потока Кедрон. Между этой горой и той – кладбище. Могила к могиле, надгробный камень к надгробному камню. Год к году, век к веку, тысячелетие к тысячелетию. Лежащие здесь прожили свое на земле, отшумели-отгалдели, отстрадали-отвеселились, угомонились. Теперь ждут. Ждут, когда вострубит труба Божия, когда прозвучит глас архангела (см. 1Фес.4:16 ), и они пробудятся от сна, воскреснут. И это будет здесь. Поток Кедрон, долина Иосафата... А вон и могила Иосафата, царя Иудейского, своеобразным шпилем означенная. Наш гид Геннадий не без некоей робости говорит: сказывают, что будто здесь и будет суд Божий над людьми. Спешу ему на выручку – не просто «сказывают», а ясно провозвестил о том пророк Иоиль. Перед нами долина Судного дня. Пророк слышал, как Сам Бог возвестил: Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд... Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! ( Иоиль 3: 2,14 ). Мы смотрим вниз, где предстанем на Суд Божий... А панорама Иерусалима тянется дальше. Гид показывает нам: вон там, с южной стороны города, долина Иосафата, долина суда, переходит в долину сыновей Енномовых. Там геенна огненная. Некоторые паломники переглядываются недоуменно и не без страха. Хотя уже начали привыкать, что всякий клочок земной реальности здесь, на этой земле, в этом удивительном городе связан с некоей Божественной тайной. Перед нами земная проекция того невидимого мира. Когда-то та южная часть долины, с которой и возвышается гора Сион, принадлежала неким сыновьям Еннома, или Геннома. От этого и название ее – «геенна». Сюда сбрасывали весь мусор из святого города и здесь его сжигали. Мусор же никогда не переводился, и огонь горел всегда. Именно это место избрано еще и потому, что земля эта в еще более древние времена была осквернена идолопоклонниками мерзкими жертвоприношениями богу Молоху. «Молох» значит «царь». Царь и князь бесовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Где-то здесь стоял и гонитель христиан юноша Савл со скинутой к его ногам одеждой мученика. Будущий великий апостол языков Павел тогда с одобрением взирал на убиение Стефана... Здесь летели смертоносные камни. Я склоняюсь к земле, собираю камни и беру землю, чтобы привезти святыни домой и понемногу раздать всем своим прихожанам. А еще чтобы передать их своему младшему сыну Стефану. Здесь я особо молился о нем. С Елеонской горы мы уже спустились. По другую сторону от нее видна Храмовая гора, или гора Мориа. А между ними — долина Иосафата, или иначе Кедронская долина. Поток Кедрон уже давно иссох. Долина Иосафата опоясывает древний Иерусалим с севера и востока. На юге она переходит в долину Енномову. Эта долина связана со многими библейскими событиями. По ней в Великий Четверг Господь шел с учениками из Сионской горницы, где была совершена Тайная вечеря, в Гефсиманский сад. Эта долина имеет и свою древнюю историю. Если идти от церкви святого Стефана Первомученика, то первым встречается каменный куб, пустой изнутри, вырубленный из скалы с воронкообразной крышей. Это столп Авессалома, мятежного сына царя Давида. Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник именем своим. И называется он «памятник Авессалома» до сего дня (2 Цар. 18: 18). Так и стоит он вот уже три тысячи лет. Далее целый лабиринт еврейских могил, и среди них гробница царя Иудейского Иосафата, от которой и долина получила свое название. И почил Иосафат с отцами своими, и был погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего (3 Цар. 22: 50). В этой же скале несколько далее — гробница святого Иакова. Из пещеры на дорогу выходит портик на двух колоннах и двух полупилястрах. В этой пещере, по преданию, укрывались апостолы во время суда и распятия Христа. Здесь, будучи сброшен с кровли Иерусалимского храма, был погребен погибший мученически за Христа святой Иаков, брат Господень и первый епископ Иерусалима. А далее, совсем рядом, четырехугольный памятник с пирамидальной крышей. Это гробница праведного Захарии, отца Иоанна Крестителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В центре христианского квартала находится храм Воскресения или св. Гроба Господня. Эту величайшую святыню Иерусалима составляют: в средине греческий собор Воскресения, к западной стороне его примыкает ротонда Св. Гроба; к югу – храм горы Голгофской; к востоку же – храм обретения св. Креста. К востоку от храма Гроба Господня находится русский дом с церковью Александра Невского, где указывается открытый при раскопках в 1883 г. порог Судных ворот 34 . С западной стороны Иерусалима проходит долина Гион (евр. gichon: 2Пар. 32, 30 ), которая начинается близ нынешних Яффских ворот и затем поворачивает к юго-востоку. На юго-западе Иерусалима долина Гион переходит в долину Енномову. Долина Енномова (gei-hinom) или сынов Енномовых, теперь у арабов называемая „вади-Эль-Ребаби», в древности служила границей колен Иудина и Вениаминова (I. Нав. 15, 8 ). Теперь она отделяет покатый склон горы Сион, с Сионскими воротами, от крутого обрыва горы Злого Совещания: на этой горе, по преданию, стоял загородный дворец Каиафы, в котором происходило совещание членов Синедриона о том, как погубить Господа Иисуса (Иоанн. 11, 47–53); теперь здесь обнаженный холм с развалинами. Далее на уступе этой горы, не далеко от устья долины Енномовой, находится Акелдама – «село крови», или «село скудельниче» ( Мф. 27, 7 . Зах. 11, 12, 13 . Деян. 1, 19 ). Направляясь к востоку, долина Енномова изгибается к долине Кедронской, с которой она соединяется на юго-востоке Иерусалима. В библейское время в нижней части долины находилось Тофет, т.е. место сожжения: здесь огонь, поддерживавшийся день и ночь, должен был сжигать все отбросы из храма и остального города. Здесь же на высотах стояли изображения Молоха и Рефала с протянутыми руками, и суеверные, точнее изуверные родители сами бросали в раскаленные руки жестоких божеств своих детей ( 4Цар. 23, 10 . Иер. 7, 31; 17, 32–4 ). Даже и в позднейшие времена, спустя много времени после прекращения страшного и загадочного культа, долина эта вызывала ужас и отвращение у иудеев: сокращенная форма gei-hinnom, «геенна», у иудеев сделалось словом, означающим ад. С южной стороны храма, где возвышался величественный царский портик, открывается вид на долину Гинном с ее неугасающими огнями, которые часто мог созерцать Христос Спаситель во время Своих посещений храма: в речах Господа часто встречается этот образ неугасимого огня («геенна»), как символ вечных мучений грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Это здесь, над этой долиной, скованный из лучей солнца, отточенный, острый, блистающий ослепительным блеском, протянется огромный кинжал. На этих горах будут лежать его рукоять и конец. Эта долина загорится адским огнем, в тот час, когда Магомет на вершине Мориа, под куполом мечети Омара, падет на колени, простирая свои руки к великому Аллаху: – Милосердый! Пощади свой правоверный народ! С ласковым веянием весеннего ветерка, в аромате цветов, среди голубоватого дыма благовонных кадильниц донесутся тихие звуки лютен, тамбуринов, песен, отзвуки светлого, веселого рая. Со страхом, смиренно сложив на груди руки и опустив головы в белоснежных чалмах, пойдут правоверные слуги Аллаха по острию кинжала, скованного из золотых лучей солнца, над огненной рекой, бушующей внизу. И праведные пройдут по острию кинжала в царство вечной молодости, любви и веселья. А те, кто не соблюдал заповедей Пророка, оступятся, и их поглотит огненная река. Это здесь, в тот страшный час, когда прозвучит труба архангела, бледные и дрожащие встанут живые и мертвые, те, кто ненавидел младших братьев своих. И здесь, этот бледный, исстрадавшийся мир, услышит голос правды: и те, кто мучил, и кто страдал – над всем свершится суд, последний и страшный, в тот час смятения, в тот час ужаса, в тот час правды, – это здесь. И вот она передо мной, эта долина ожидания, эта долина, наполненная костями, эта долина, полная бесконечной печали. Облитая последними, дрожащими бледными лучами голубоватого света, с ее памятниками, как призраки стоящими по склонам. Эти памятники – белые лежащие плиты еврейских могил, и поднимающиеся в ногах и головах белые камни могил мусульман. Словно толпы призраков устали ждать. И в то время, когда одни, истомленные ожиданием, заснули сном покоя, другие приподнялись, с тревогой и ужасом прислушиваясь к звучащей вдали страшной трубе. Какой-то звук, печальный, страшный, быть может, крик ночной птицы, почуявшей близость рассвета, один из тех таинственных ночных звуков, похожих на стон, которые неизвестно где родятся, проносятся и умирают вдали, – проносится и дрожит над молчащей, страшной долиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«се, иду как тать» – несмотря на многие признаки, указанные в Писании, день Господень наступит для большинства людей неожиданно. «Придет же день Господень, как тать ночью, – говорит апостол Петр, – и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10; см. также 1 Фес. 5, 2). «чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» – см. комм. на 3, 18.  16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.  «он собрал» – вероятно, дракон-диавол. В Библии слово «Армагеддон» встречается только в Апокалипсисе, и больше нигде. Известна, однако, местность с похожим названием – долина «Мегиддо» (2 Пар. 35, 22; Зах. 12, 11). Исходя из этого, толкователи обычно производят «Армагеддон» от названия этой долины и толкуют слово или как «Хар-Магеддон», то есть «гора Мегиддон», или как Ир-Магеддон», то есть «город Мегиддон». 140 140 Раскопки древнего города Мегиддо на холме того же названия можно видеть в современном Израиле. С холма открывается широкая панорама Изреельской долины, на противоположной стороне которой, на расстоянии более 20 километров, видна гора Фавор, а также расположенный несколько ближе город Назарет. Долина Мегиддо, или Изреельская долина, занимает стратегическое положение в палестинском регионе, и на ней происходило очень много кровопролитных сражений. Поэтому мнение, что последняя самая страшная битва мировой истории может произойти именно там, представляется правдоподобным. Конечно, с полной уверенностью этого утверждать нельзя, и, может быть, словом «Армагеддон» названо у святого Иоанна не Изреельская долина, а совсем другое место. Ведь если Вавилон, всемирная столица последних времен, может не совпадать с Древним Вавилоном, являющимся для нее лишь прообразом, то и для места последней войны подобным прообразом может служить поле многих кровопролитных битв – Изреельская долина в Израиле. В Армагеддоне произойдет последняя битва на земле – битва сил тьмы против сил света и даже против Самого Бога. Может быть, именно к этому событию следует отнести слова псалмопевца: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. " Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их " . Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение» (Пс. 2, 2–5). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Слово в неделю Ваий. Св. Димитрия, митрополита Ростовского Благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних ( Матф. 21:9 ). Представим, возлюбленные, в уме нашем, как Господь наш Иисус Христос торжественно входил в Иерусалим, как с ветвями в руках встречал Его народ, а дети восклицали: „Осанна!“ Представим то место, где совершалось это, вспомним, как совершалось, и духовными очами посмотрим на все. Шествие Христа Спасителя нашего началось от горы Елеонской или, другими словами – масличной (греческое слово „Елеон“ на нашем языке значит „масло“), называвшейся так от того, что масличные деревья густым лесом покрывали ее; находилась эта гора на восточной стороне от Иерусалима и отстояла от старого города на пять стадий, т. е. на одну версту. Это – путь субботы, как пишется о том в Деяниях Апостольских: возвратишася Апостоли во Иерусалим от горы нарицаемыя Елеон, иже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь ( Деян. 1:12 ); а путь субботы был пять стадий. По повелению своего закона, иудеи так почитали свою субботу, что даже дальнего пути нельзя было идти им в субботу, кроме пяти стадий, то есть одной версты, что и называется путь субботы. Таким образом, гора эта была невдалеке от старого Иерусалима, но была довольно высока, и считалось от самого верха горы той до Иерусалима шесть стадий, а от подгория – пять: ибо была целая стадия восхождения на ту гору; между горою и Иерусалимом лежала долина Иосафатова (именуемая так потому, что древле Иосафат, царь иудейский, создал себе в той дебри прежде времени гроб, и над гробом пирамиду или предивный столб: с того времени дебрь та прозвалась долиною Иосафатовою); глубока была та долина, и посреди ее протекал поток Кедрский. Та долина называлась иначе долиною плача: поскольку там было кладбище всего Иерусалима, ибо евреи не погребали мертвецов своих в городе, но вне города: износили мертвецов своих в долину Иосафатову к погребению, и по обычаю плакали над мертвецами, и потому долина Иосафатова прозвана была юдолию плача. В той-то юдоли Писание и святые отцы предвозвещают и страшный суд Христов. Над тою юдолию от восточной страны есть гора Елеонская.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Долина Кедрона, она же долина Иосафата, еще в древние времена служила кладбищем для низших классов народа. На этой же долине показывают могилу царя Иосафата. В скалах долины очень много гробов, многие века там погребались иерусалимские иудеи. Отрада смерти страждущим дана. Вы побелели, странники, от пыли, Среди врагов, в чужих краях вы были. Но вот вам отдых, мир и тишина. Гора полдневным солнцем сожжена, Русло Кедрона ветры иссушили. Но в прах отцов вы посохи сложили, Вас обрела родимая страна. В ней спят цари, пророки и левиты. В блаженные обители ея Всех, что в чужбине не были убиты, Сбирает милосердный Судия. По жестким склонам каменные плиты Стоят раскрытой Книгой Бытия. Иван Бунин (1908 г.) Может ли долина Иосафатова, где высох поток Кедрон и молчаливо взирают к небесам могилы, могилы, могилы, надгробные плиты погребенных иудеев, быть долиной суда Божия? Конечно, не раз там свершались исторические суды Божии, но неужели и тот, конечный, эсхатологический?.. Разумно и богословски естественно считать долину Иосафата просто образом долины, где Ягве судит. Но, невзирая на это, как в древние времена, так и ныне благочестивые паломники, пилигримы, хаджи так и будут со страхом и трепетом ступать на эту землю, смотреть на бесконечные ряды могил, на бездонное небо над ними и думать, что именно здесь раздастся глас Божий и протрубит труба архангела, откроются гробы, воскреснув, выйдут из них мертвецы, и начнется суд Божий. На этот счет позволим себе высказать такое суждение. Всё в домостроительстве Божием о нашем спасении, и особенно во всем апокалиптическом, имеет свою небесную и земную сторону. Что касается суда Божия в день Ягве, небесная сторона – это великий и белый престол, от Сидящего на котором бежало небо и земля ( Откр. 20:11 ). Земная сторона – это долина Иосафата, кладбище ее и толпы, толпы в долине суда, когда воспрянут народы, и низойдут в долину Иосафата ( Иоиль 2, 14. 12 ). А как это будет сочетаться – это знает Бог и Сын Его, имеющий произвести суд над людьми и Народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

А вскоре мы подъезжаем к блок - посту, где уже скопилась вереница легковушек, фургонов, автобусов. Здесь заканчивается зона палестинской автономии и начинается израильская территория. Солдаты выборочно проверяют машины, документы. Молодой служивый, с «узи» подмышкой, улыбнувшись, на почти чистом русском желает нам хорошего отдыха. Евреев из России (и из СССР) мы потом неоднократно встречали, в том числе среди военнослужащих. Тогда это было ещё непривычно… Здесь, кстати, армейскую службу проходят и девушки. Это нас пытались, и почти с успехом - разоружить, израильтяне же прекрасно понимают, что такое армия. Патриотизм – в великой чести. Молодёжь служит с удовольствием, как это и должно быть в суверенном и уверенном государстве. Иосафатова долина Вот, наконец, подъезжаем к Столице мира, открывается панорама Старого Города, обнесенного крепостной стеной, сверкает золотом «Купол Скалы» (одна из главных святынь мусульман), и вскоре наш автобус, притормаживая, спускается вниз, в долину, где некогда протекал поток Кедрон. Эта долина, отделяющая Елеонскую гору от Иерусалима с восточной стороны, называется еще Иосафатовой, по имени царя, погребенного здесь. Место это многократно упоминается в Священном Писании, в первый раз — во времена царя Давида (X в. до Р. X.). Долина Кедрона издавна почитается как Долина Суда: и христиане, и иудеи, и мусульмане считают, что именно здесь будет проходить Страшный Суд над миром, когда состоится Второе Пришествие Христа, и каждый человек, живший когда-либо на земле, воскреснет и предстанет именно здесь на Суд Божий. «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд» - говорит Господь устами пророка Иоиля (гл.3). Спуск в эту долину — мимо церкви св. Стефана, которая воздвигнута на месте казни первомученика, побитого камнями после пламенной проповеди о Христе в синедрионе (Деян.гл.6-7). На склоне – обширное еврейское кладбище с древнейшими памятниками. Вот каменный куб, вырубленный из скалы и увенчанный воронкообразной крышей. Это столп Авессалома, взбунтовавшегося против своего отца - царя Давида. По преданию, Авессалом воздвиг его, чтобы оставить о себе память... Память осталась, но печальная. У Авессалома были очень красивые, густые и длинные волосы, которые он холил... Они же его и погубили: скрываясь от погони, он запутался ими в деревьях, и был схвачен.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/28/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010