Умер в 1956 году. Список литературы В Белогорском подворье//Известия Пермского губисполкома. 1918. 27. 23 февр. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и советская власть в 1917–1927 гг.//Вопросы истории. 1993. С. 40–54. Волнения на религиозной почве//ПЕВ. 1918. 21 февр. Отд. первый. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Тверь, 1996. Кн. 2. Действия Правительства. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах//Известия Пермского губисполкома. 1918. 17. 28 янв. Дело архиепископа Андроника//Освобождение России. 24 апр. 1919. 89. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 3: Протоколы Священного Собора. М., 2014. Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и Советское государство (1917–1922). М., 2005. Леонов С. В. Антицерковный террор в период Октябрьской революции сквозь призму историографии//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). Матвеев В. Последний день Хлябинского совнаркома. М. ; Л.,1931. Объявления//ПЕВ. 1918. Отд. первый. Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений (1917–1922). Пермь, 2004. По поводу постановления экстренного съезда Епархиального духовенства о закрытии некоторых монастырей//ПЕВ. 1906. 16. 1 июня. Отд. неоф. Последние известия//ПЕВ. 1918. Отд. второй. Русская Православная Церковь 1917–1941: документы и фотоматериалы. М., 1996. Светлой памяти замученного архипастыря//Освобождение России. 1919. 14. 19 янв. Список лиц духовного звания, погибших от большевиков//Освобождение России. 1919. 17. 23 янв. Список священнослужителей и монашествующих Пермской епархии, павших жертвами большевистского гонения на Святую Церковь//ПЕВ. 1919. 28 марта. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. ХХ век. М., 2006. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ в. М., 2010. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. Curtiss J. C. The Russian Church and the Soviet State, 1917–1950.

http://e-vestnik.ru/history/aleksiy_marc...

Конец XIX и первая половина ХХ века были периодом бурного развития латышской национальной культуры. В это время большое развитие получил латышский литературный язык, устранялись германизмы, был осуществлён переход с готического на обычный латинский шрифт. Значительные изменения произошли в литературном языке. В 30-е годы ХХ века были пересмотрены и изданы молитвослов, служебник, требник, нотные издания служб двунадесятым праздникам и другие нотные издания. Несмотря на сравнительно малый период времени существования изначальных текстов молитвословий на латышском языке (менее 100 лет), исправленные переводы были приняты не всеми приходами и внедрялись очень медленно. В период гонений на Церковь работа над переводами была прекращена. В 90-е годы ХХ века, когда прекратились гонения на Церковь, очень остро стала проблема издания молитвословов, богослужебных текстов и текстов Священного Писания на латышском языке. Первые издания календарей и молитвословов были подготовлены и осуществлены Высокопреосвященнейшим Александром, Митрополитом Рижским и всея Латвии, ещё в бытность его священником. Эти издания стали образцом и примером глубоко церковного подхода к изданию молитвословий на латышском языке. В последующие годы по благословению Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, была создана комиссия Синода Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата по переводу молитвословий и богослужебных текстов на латышский язык. Наиболее сложными были первые годы работы комиссии, когда вырабатывалась концепция перевода. Главным в работе комиссии Синода ЛПЦ МП было неукоснительное соблюдений всех благословений Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии. Перевод осуществлялся с церковнославянского текста, греческий использовался только для уяснения сложных для понимания мест. За основу брались (если они были) имевшиеся переводы. Осуществлялась минимальная правка текста. При переводе ранее неизданных молитвословий сохранялась переводческая традиция и, в максимально возможной мере, стилистика существующих переводов. Параллельно с переводами подготавливался словарь церковнославянско-латышского языка.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/29/...

У нас есть много прекрасных историков, пишущих о различных периодах отечественной истории ХХ века. Повторюсь: важен акцент, который делает тот или иной автор. Я за то, чтобы все-таки плюрализм мнений оставался, хотя, безусловно, каждый историк может стоять на своей позиции. При этом в любой оценке любого факта должна быть авторская ответственность. И еще – взвешенное использование источников, на которых это авторское суждение строится. Повторю еще раз: самое главное, особенно в подаче любого факта молодым, - это авторская ответственность, которая связана с нравственной позицией пишущего, с нравственной основой его мировоззрения. – Ольга Юрьевна, какие моменты из истории РПЦ ХХ века вы считаете критическими для ее существования? – Критическими для ее существования? Вопрос поставлен несколько неожиданно для меня. Для церковной организации критических моментов было много. Это и 1920-е, и 1930-е годы, годы хрущевских гонений… А что касается Церкви, то, как известно, «врата ада не одолеют ее», поэтому мы говорим именно об организации. 1920-е, 1960-е годы, период «застоя»… Они не были критическими, но были тяжелыми. Но одолеть Церковь никому не удастся. – Свержение монархии, установление патриаршества в начале ХХ века парадоксально несовместимы. Как безбожная власть могла допустить восстановление патриаршества? Или безбожная власть еще тогда была слаба? – Свержение монархии – дело не той безбожной власти, о которой вы говорите. В тот период шли определенные политические процессы. Что касается восстановления патриаршества, то Поместный Собор собрался, как известно, при одной власти, а закончился уже при другой власти. И к 5 ноября 1917 года, когда был избран патриарх Тихон, прошло ровно две недели после провозглашения первых декретов победивших большевиков. Я вообще думаю, что молодая победившая власть плохо понимала, к чему это событие – восстановление патриаршества – может привести. А когда разобрались к 1922 году, то и стали применять жесткие меры, и это продолжалось явно или неявно на протяжении всей советской истории.

http://pravoslavie.ru/33530.html

Стенограммы заседаний этого Отдела раньше не публиковались, но эти материалы очень интересны и важны, поскольку там велись дискуссии по «животрепещущим проблемам приходской жизни». Начало ХХ века ознаменовалось для приходской жизни новыми явлениями: с одной стороны, у приходов появился статус юридического лица, что давало большую свободу самоуправления; с другой стороны, возможности самоуправления православных приходов ограничивались, на фоне расширения прав старообрядцев и так называемых сект, которые получили новый импульс для развития после Указа о веротерпимости 1905 г. Кроме того, в 1906 г. возникла идея разработать Устав православного прихода, появилось много проектов, как со стороны духовного ведомства, так и от общественных групп. Однако составление этого Устава, как и многие другие начинания, не были доведены до конца из-за революционных событий 1917 г. А. Беглов упомянул о так называемой «приходской революции» весны-лета 1917 г., когда прихожане, особенно на селе, стали распоряжаться церковным имуществом, изгонять неугодных священников и выбирать новых и т.д. Реагируя на эти события, Поместный Собор пытался «ввести этот хаотичный процесс приходской революции в канонические рамки», сказал историк. Он высоко оценивает опубликованное в 14-м томе богословское введение к приходскому Уставу, в котором подчеркивается сотериологическое значение приходской жизни: «как незаметные приходские дела ведут каждого члена Церкви ко спасению». Материалы, связанные с разработкой Устава, – это «замечательный памятник богословской и церковно-правовой мысли начала ХХ века», заключил ответственный редактор тома. Протоиерей Максим Кокарев является ответственным редактором тома «Отдел об епархиальном управлении». В монографии «История Самарской епархии в предсоборный период 1894-1917» он исследует одну из самых молодых, динамично развивавшихся епархий указанного времени. В книге анализируется структура епархиального управления, взаимоотношения различных его институтов, а также место Церкви в стремительно менявшихся общественно-политических отношениях начала ХХ века.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Колонка редактора С. Мазур. Общество SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS и исследование наследия архиепископа Иоанна (Поммера) 12 октября 2014 года исполнилось 80 лет со дня мученической смерти архиепископа Иоанна (Поммера) (1876–1934 гг.). Для коллектива редакционного совета альманаха это стало поводом для издания специального номера, посвященного этой дате. Это далеко не первый вклад в изучение наследия архиепископа Иоанна (Поммера) . На протяжении 10 лет на страницах альманаха общества SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS доктором филологии Ю.Л. Сидяковым публикуются документы, в основном из фонда Латвийского государственного исторического архива (ЛГИА) 7131. Первая статья «Воспоминания архиепископа Иоанна» Ю.Л. Сидякова увидела свет в первом номере альманаха в декабре 2004 года. С 2008 по 2014 гг. Ю.Л. Сидяковым подготовлено четыре объемных тома документов. Последним томом 2014 года нами завершен издательский проект избранных источников из фонда 7131 ЛГИА. Общество SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS провело несколько публичных чтений, посвященных истории православной церкви 20-х и 30-х гг. ХХ века, биографическим страницам жизни архиепископа Иоанна (Поммера) . Так 10 мая 2008 года в Риге под председательством доктора истории, профессора А.В. Гаврилина и историка Б.А. Равдина прошел семинар на тему: «Русское зарубежье в 20-е – начале 30-х гг. ХХ века». 12 октября 2009 года в Доме конгрессов под председательством доктора филологии Ю.Л. Сидякова состоялись мемориальные Чтения, посвященные памяти архиепископа Иоанна (Поммера) . 11 февраля 2011 года в «Русском центре» Балтийской Международной Академии под председательством Ю.Л. Сидякова состоялись очередные мемориальные Чтения памяти архиепископа Иоанна (Поммера). 25 мая 2013 года в Юрмальском городском музее С.А. Мазур провел беседу с посетителями Дней Русской культуры на тему: «Архиепископ Иоанн (Поммер) и русская культура в 20-е и 30-е гг. ХХ века». 13 мая 2014 года в «Русском центре» Балтийской Международной Академии С.А. Мазур прочитал доклад о проблемах исследования протоколов следствия убийства архиепископа Иоанна (Поммера). И 5 декабря 2014 года при содействии Старообрядческого общества Латвии в помещении духовной семинарии состоялась дискуссия о значении изучения наследия архиепископа Иоанна (Поммера).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Владыка Сильвестр также отметил, что именно благодаря исследованиям обстоятельств жизни новомучеников стало возможным прославление почти 1800 святых, живших и пострадавших в XX веке. В то же время, объем неосвещенных материалов остается значительными. Научный форум начался торжественным заседанием, которое возглавили управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , председатель Учебного комитета при Синоде Украинской Православной Церкви митрополит Нежинский и Прилукский Климент , ректор Киевских духовных школ епископ Белогородский Сильвестр, проректор Киевской духовной академии и семинарии по научно-богословской работе В.В. Бурега, координатор Центра изучения наследия новомучеников и исповедников ХХ века С.В. Шумило. Митрополит Антоний обратился к слушателям с вступительным словом. В частности, иерарх рассказал, что в конференции участвуют представители 17 стран мира: это Украина, Белоруссия, Великобритания, Германия, Грузия, Израиль, Италия, Латвия, Молдавия, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, США, Франция и Эстония. В программу форума было включено 98 докладов (60 очных и 38 заочных) представителей как церковных научных кругов, так и светской науки.  После выступления митрополита Антония было зачитано приветствие  организаторам, участникам и гостям научной конференции Блаженнейшего митрополита Онуфрия, а также приветствие   митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона . На пленарном заседании было представлено несколько докладов, после чего работа конференции проходила в трех секциях: «Репрессивная политика советской власти в отношении религии и Церкви», «Новомученики и исповедники ХХ века: подвиг и наследие», «Православные иерархи и духовенство в годы коммунистических гонений на веру». 7 февраля участники конференции приняли участие в праздничном богослужении по случаю дня памяти сщмч. Владимира (Богоявленского).  После Божественной литургии и праздничной трапезы ученые продолжили работу в секциях «Мученичество и исповедничество в истории Церкви: память и осмысление» и «Православная Церковь в СССР в период атеистических гонений ХХ века», а также провели дискуссию о результатах мероприятия.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5590442...

МДА А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. архиеп. Литовский и Виленский Алексий ), П. А. Лашкарёва, прот. Михаила Горчакова , М. Е. Красножена , ученых ХХ в. П. В. Гидулянова , сщмч. Илии Громогласова , проф. кафедры церковного права Варшавского ун-та М. В. Зызыкина, протопр. Николая Афанасьева. Серьезными исследованиями по устройству древней Церкви являются написанные в 20-х гг. статьи архиеп. Лоллия (Юрьевского) , опубликованные посмертно в «Богословских трудах» (1978. Сб. 18. С. 136-179; 1980. Сб. 21. С. 181-220; 1983. Сб. 24. С. 46-96; 1984. Сб. 25. С. 57-153) и изданные в 2001 г. в виде монографии «Александрия и Египет». Наряду с Бенешевичем одним из самых крупных канонистов XX в. был С. В. Троицкий , первые работы которого появились в начале века, а последние опубликованы в 60-х гг. Его исследования посвящены вопросам автокефалии, критике папистических тенденций в церковной политике К-польского Патриархата, проблеме расколов, брачному праву, истории канонических источников. Большим вкладом в развитие церковного правосознания явились статьи патриарха Сергия (Страгородского), как написанные в дореволюционный период, так и помещенные в церковных изданиях в 30-40-х гг. ХХ в., а также его переписка с рус. архиереями, относящаяся к 30-м гг. Предметом особого интереса патриарха Сергия были вопросы устройства высшего церковного управления. Ряд статей он посвятил проблемам взаимоотношений правосл. Церкви с инославными обществами. В разработке этой экклезиологической темы он опирался на церковные каноны, давая им глубокое богословское толкование. В 90-х гг. ХХ в. опубликован ряд работ по церковному праву, свидетельствующих о начале возрождения в России этой науки. Среди них могут быть упомянуты книга свящ. Алексия Николина «Церковь и государство» (М., 1997), работы М. Ю. Варьяса, архим. Саввы (Тутунова), А. Г. Бондача, К. А. Максимовича, прот. Владислава Цыпина . Крупнейший сербский канонист - Далматинско-Истрийский еп. Никодим (Милаш). Его «Каноны Православной Церкви» с продуманными, обширными комментариями (Правила православне цркве с Нови Сад, 1895-1896.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Несмотря на все объективные сложности сегодняшнего дня, церковная жизнь возрождается. Государство сегодня делает шаги навстречу Церкви. Церковь имеет большие возможности для проповеди . Сегодня она играет большую роль в жизни Российского государства и общества, но должна играть неизмеримо большую. Для дальнейшего расширения миссии Русской Православной Церкви в современном государстве и обществе необходимо изучение опыта прошлого, в частности внутрицерковной жизни в 1943 – 2000 гг., взаимоотношений Церкви с государством и обществом в этот период. Взаимоотношения Церкви с обществом тесно взаимосвязаны с взаимоотношениями Церкви с государством. Если в атеистическом государстве существовала такая общественная организация как «Союз воинствующих безбожников», то в России 1990-х годов появились уже православные общероссийские общественные организации. Хотя всегда были и диссиденты. Историографию истории Русской Православной Церкви можно разделить на два основных этапа: 1) 1943–1991 гг., 2) 1991–2005 гг. Они характеризуются следующим. На первом этапе отечественная историография была характерна замалчиванием исторической правды, причем это было показательно, как для светских исследователей, так и для проходивших жесткую цензуру работ церковных авторов; в них делались попытки показать, что в СССР существует свобода вероисповедания 5 . Работы советских историков были предельно политизированы, Церковь в них представлялась как атавизм чудом уцелевший в стране победившего социализма, которому в ближайшем будущем уготована участь реликта 6 . Неудивительно, что при таком подходе достоверную картину истории Русской Православной Церкви в ХХ веке было трудно представить. В 1980-е годы появляются попытки более объективного анализа истории Русской Церкви в ХХ веке, но и они не были свободны, даже в начале 1990-х годов, от атеистических штампов и пропаганды советского общества, в котором якобы единственно возможна подлинная свобода совести 7 . На втором этапе историографии – 1991–2005 гг. – появляется первая попытка глубокого изучения и серьезного анализа истории Русской Православной Церкви в ХХ веке, как в целом, так и по отдельным периодам, отдельным проблемам. Сюда можно отнести поздние работы В. А. Алексеева , А.В. Кураева, Д.В. Поспеловского, протоиерея Владислава Цыпина , М.В. Шкаровского, Т.А. Чумаченко, О.Ю. Васильевой и других 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

848. Романова С. Н. Особенности судебно-следственных документов о духовенстве (1918–1940 гг.)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 101–104. 849. Свенцицкий А. Они были последними?: [Воспоминания]//ППр. 1994. 3. С. 135–163; 1995. 4. С. 106–126. Жизнь московского духовенства и интеллигенции в 1920– 1950-е гг.; Воспоминания о церк. жизни в 1920–1930-е гг. «Обновленцы». 850. Шкаровский М. В. История иосифлянского движения 1927–1940-х гг. в свете новых архивных документов: (Тез.)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 373–374. 851. Щелкачев В. Н. Религиозная жизнь в Московском государственном университете в годы гонений//РЧ, 8-е. 2000. С. 238–245. См. также 1003, 1346, 1366, 2058. Политические процессы, массовые казни и ссылки См. также: Особенности подвига и прославления но-вомучеников 1255–1261); Новомученики российские 1255–1261); Новомученики россиийские 1310–1332). 852. Васильева И. Л., Зимина Н. П. Дело антисоветского фашистского центра церковников: [Башкирия, 1937 г.]//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 216–222. 853. Емельянов Н. Е. Об одной ненаписанной странице русской истории ХХ века//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 169–172. О подвиге женщин-христианок, разделивших в 1920–1940-е гг. со своими мужьями, отцами и духовниками муки лагерей и ссылок. 854. Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 166–168. 855. Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь с 1917 по 1952 гг. (по данным на янв. 1999 г.)//БСб. 1999. 3. С. 258–274. 856. Каледа К. Г., диак. [Рец. на кн.:] Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937–19.10.1938//АиО. 1998. 1(15). С. 341–342. 857. Лавринов В., свящ. Екатеринбургская епархия в 20– 30-е годы ХХ в.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 327–332. 858. Лозина-Лозинский В., прот. Из Соловецких тетрадей/Вступ. ст. и подгот. текстов: Ф. О. Стукалов-Погодин//УЗ РПУ. 1995. 1. С. 188–199. 859. Мохов В. В., прот., Зимина Н. П. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии (1917– 1987 гг.)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 341–351.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIX веке территория монастыря была выкуплена Иерусалимской патриархией. Началось благоустройство, в рамках которого выстроена ограда с двумя вратами – западными и южными, проложены аллеи, построена беседка на месте, откуда открываются чарующий вид на Старый город и Елеон, возведено скромное здание церкви Модеста и кое-какие надворные постройки к востоку от церкви, включавшие, по-видимому, небольшую звонницу. Точные даты этих строительных начинаний выяснить мне пока не удалось, как бы то ни было, это было до 1918 г., поскольку на аэрофотосъемке от 3 июня 1918 г., выполненной авиаторами 304-й Баварской эскадрильи германской армии, и церковь Модеста, и надворные постройки уже имеются. Далее этого, однако, дело не пошло: в качестве действующего монастыря обитель тогда так и не возродилась. На протяжении большей части ХХ века монастырь оставался в запустении. Территория его заросла диким колючим кустарником, распространенным в Иудейских горах, беседка разрушалась, церковь Модеста заполнял бытовой мусор и обломки мебели, крипты при церкви Прокопия зимой заливались водой, стоявшей в них по многу месяцев, западный вход в крипту Прокопия находился в аварийном состоянии и грозил обрушением. В второй половине ХХ века на территории монастыря проводились обзорные археологические раскопки (без консервации) под руководством А. Овадии (1970) и Х. Гольдфуса и З.-М. Гозлана (1985). Раскопки выявили остатки двух церквей V-VII веков – Прокопия и, предположительно, Модеста. (Остатки второй церкви в настоящее время засыпаны и на местности не просматриваются.) По-видимому, в конце 90-х годов ХХ века наметились изменения к лучшему. С благословения патриархии в монастыря стала подвизаться монахиня (матушка Фотина). Силами русских добровольных помощников было проведено благоустройство территории. (Часть информации, относящейся к новейшему времени, получена мною устно от одного из таких помощников.) Церковь Модеста была отремонтирована, был соороужен небольшой иконостас, навешены двери, проведено электричество. Крипты были очищены от мусора, своды их – укреплены и гидроизолированы. Расчищены от растительности развалины церкви Прокопия, в апсиде ее установлен памятный крест. По словам добровольца, занятого в ноябре 2008 г. на благоустройстве монастыря, в 2000 г. частный подрядчик начал возведение жилого дома на участке, частично захватывавшем с востока монастырскую территорию. Дело дошло до суда, в котором патриархия выиграла, а подрядчик проиграл. В 2002 г. незаконное строительство было прекращено, однако, уходя, подрядчик отомстил, подогнав технику и разрушив надворные постройки и звонницу. (Данные эти требуют проверки.) По не слишком ясной информации из того же источника, в конце 2008 г. патриархия склонялась к тому, чтобы заморозить деятельность по возрождению монастыря и законсервировать уже восстановленные сооружения.

http://sobory.ru/article/?object=11668

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010