Савин А. И. «Город солнца»: К истории одной религиозной утопии в Советской России// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2009 . Т. 8. Вып. 1. С. 45–49. Сафонов Д. В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922–1925 гг.: дис... канд. ист. наук. М., 2004. Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Терентьев А. А. Буддийская церковь в 1917–1942//Журнал «Буддизм в России» Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Т. 2. М., 1990. Феодосий ( Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943) М., 2004. Филиппов Б. А. Очерки по истории России. ХХ век. М., 2012 Фотиев К., прот. Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ в.//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Цыпии В. А., прот. Каноническое прано. М., 2009. Шиленок Д., свящ. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939). М., 2006. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999. Шкаровский М. В. Партия и Церковь в раннем Советском государстве. 2007//Вестник церковной истории. 2008. 1. С. 259–263]. Шкаровский М. В.. Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России, 1917–1945. СПб.. 2004. Шкурин А. В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)–ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922–1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М.. 2005. Шкурин А. В. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг.: По материалам Антирелигиозной комиссии//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 162–175. Для подготовки биографических справок и именного указателя использовались также: Православная энциклопедия; Католическая энциклопедия; «Электронная еврейская Энциклопедия; база данных «Жертвы политического террора в СССР» (компакт-диск; 4-е изд. М., 2007); Архив Александра Н. Яковлева; «Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза (1898–1991)»; электронная база данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и другие интернет-ресурсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 07.01.2020  «Свидетели той эпохи уходили один за другим, и нужно было на что-то решаться» – как священник посвятил свою жизнь новомученикам Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, научный руководитель Фонда " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " Интервью журналу " Фома " Подробнее 11.12.2018  Значение исследования проблемы канонизации святых ХХ века для постижения истории России Иноземцева Зинаида Петровна, заслуженный работник культуры РФ, член Правления Российского общества историков и архивистов (РОИА), почетный архивист РФ, кандидат исторических наук Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Подробнее 08.12.2018  Духовно-нравственные качества учителя на примере жизни исповедницы Ираиды Тиховой (1896-1967). По материалам дневниковых записей Канурская Ирина Николаевна, секретарь секции «Архивы России» Правления Российского общества историков и архивистов Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Подробнее 08.12.2018  Подготовка материалов к канонизации святых Протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии, член Синодальной комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Подробнее 07.12.2018  Российские элиты в разные исторические эпохи Протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке»

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Москва. ИРИ РАН, 1999   Русская Православная Церковь и экуменическое движение: исторические аспекты проблемы (Статья) Журнал " Церковно-исторический вестник " 2-3. 1999. сс. 82-86. Церковь в 20 - 30 годы в истории России ХХ век " . (Статья) М-Т., 1999 сс. 111-121. Il metropolita Nicodim ela sua epoca (Статья) Печ. Итал La Nuova Evropa 2 1999. Рр. 22-30. Внешняя политика Советского государства и русская православная церковь 1943-1948 годы. (Статья) Труды Института российской истории РАН. Вып.2. Москва, 2000. Особенности религиозной жизни на временно оккупированной территории (Статья) Сб. " Церковь в истории России " Вып. 4. Сс 226-248. Дело архиепископа Варфоломея или " человек-загадка " против Русской Православной Церкви (Статья) Журнал " Альфа и Омега " 4. 2000. Сс. 192-206. Государство, Русская Православная Церковь и экуменизм (Статья) Журнал " Исторический вестник " 2. 2000. Сс. 115-119. Проблемы прозелетизма в России конца ХХ века (Статья) Журнал " Исторический вестник " 5-9. 2000. Сс. 254-265. Русская Православная Церковь и внешняя  политика Советского государства (Статья) Сб. материалов " Советское общество: будни холодной  войны " М-Арзамас, 2000. Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне: вклад в дело Победы (Статья) Сб.материалов " Великий подвиг народов " Минск, 2000. Церковь новомучеников. Россия ХХ век. (Статья) Журнал  Religio, 2000. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. (Монография) Второе издание,. М., 2001. дополненное Православие в ХХ веке (Статья) М., " Наука " , 2001. Сс. 124-150. Церковный суд в ХХ веке (Статья) Журнал " Исторический вестник " 11. 2001. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор (Статья) Соборность. 6. 2001. Тридцать  лет спустя... К истории Поместного Собора 1971 г. Часть 1. (Статья) Соборность. 5. 2001. Тридцать лет спустя... К истории Поместного Собора 1971 г. Часть II. (Статья) Соборность. 5. 2001. " Tre vie " (Монография) Печ. итал Milano, La Casa Di Matriona. 2002.

http://bogoslov.ru/person/254499

Мне кажется, что к о.Георгию эти слова, может быть, в еще большей мере применимы, чем к Солженицыну, потому что действительно его книга – это воплощение " зрячей любви " . Здесь все проникнуто любовью к России и к людям, которые в меру своих сил, в меру своего разумения, подчас с ошибками старались служить ей и Богу. О.Георгий их любит, но смотрит на них " зряче " , он их не идеализирует никогда, всегда честно говорит об ошибках, как пастырь, как христианин их видит. Вот за это моя огромная благодарность о.Георгию, пастырю, который очень много сыграл в лично моем отрезвлении и пробуждении каких-то мыслей, очень важных для меня. Я успел только пролистать книгу о.Георгия, потому что получил ее час тому назад, но я был слушателем проповедей о.Георгия, был даже на одном из его занятий в Духовной академии. Я понимаю, насколько важная, глубокая, умная эта книга, насколько она сегодня нужна, потому что мы лишены настоящей истории ХХ века. Поэтому странно выглядят всякие предложения ограничить размышления об Отечественной войне или о Гражданской, закончить на том, что у нас есть, а у нас ничего нет. Для чего нам, собственно говоря, нужна история? История защищает, историей можно гордиться. Или же если это грязная история, которая сегодня у нас существует, то эту историю можно ненавидеть, ею можно отравиться. Мне кажется, что в ХХ веке работа, которую ведет изо дня в день профессор и отец Георгий Митрофанов, нам всем очень и очень нужна. Его труды помогают нам размышлять, продвигаться вперед. Нас всех в ХХ веке постигло растление. Большевизм – это, прежде всего, растление. Конечно, и кровь, и уничтожение наших нерожденных правнуков - все это вместе взятое. Но главное - растление. В этом смысле я думаю, что в ХХ веке никакие наши организации, союзы не смогли уйти от этого растления. Мне кажется, что и Церковь в 1927 году получила свою порцию яда и об этом тоже надо думать. Мне кажется, что не мне судить, это внутри Церкви должно быть. Россия, конечно, будет или православной, или никакой, потому что Четвертому Риму не быть. А проблем у нас очень много, и то, что написал в этой книге о.Георгий, я еще буду и буду читать, потому что для меня очень важен и взгляд в целом на Белое движение и те факты, которые о.Георгий преподносит мне как читателю. Я не со всем могу согласиться, что написано в книге профессора и отца Церкви. Не могу я согласиться с трактовкой отречения Государя, которому вчера исполнилось 141 год со дня рождения, и поведения генерала Алексеева, который начал обманывать Государя еще летом 1916 года, но суть как раз не в этом. Именно через 6 часов после отречения генерал Алексеев сказал генералу Луковскому, что никогда себе этого не простит. Это было вот то первое покаяние, которое тогда в еще совершенно непонятных событиях истории уже свершилось. Ровно через 6 часов.

http://old.aquaviva.ru/news/2009-05-25/1...

Протоиерей Георгий Митрофанов: У Церкви не бывает трагедий РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89017.html 23 сентября 2011 Евгения Власова Протоиерей Георгий Митрофанов: У Церкви не бывает трагедий Источник:  Нескучный сад 21 сентября в культурном центре Покровские ворота прошла презентация книги профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерея Георгия Митрофанова " Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века " . Открывая вечер, отец Георгий вкратце охарактеризовал свою новую работу. Можно было предположить, что по аналогии с предыдущим сборником " Трагедия России " новая книга будет называться " Трагедия Церкви " . " Но я никогда не употреблю этого словосочетания, – сказал автор. – Церковь не переживает трагедий. Она может пережить драму, что и произошло в ХХ веке " . Этот период русской истории стал для Церкви временем подвига. Однако, по мнению о. Георгия, не менее важна тема отступничества, ведь помимо мучеников и исповедников, было достаточно людей, искавших компромисса с властью, видевших в этом благо и спасение для Церкви. " Я не принадлежу к тем проповедникам, которые призывают к страданию, – – сказал отец Георгий Митрофанов. – Не многие выходят из него преображенными. Страдания, как правило, искажают человека. Могут они исказить и Церковь. Мы вышли из ХХ века с огромным количеством церковных проблем " . Как трагедия России искалечила Церковь? Ответ на этот вопрос ищет автор в своей новой книге. В сборник вошли статьи, уже публиковавшиеся ранее. Тем не менее, отец Георгий счел целесообразным объединить их под одной обложкой. Опыт предыдущих публикаций, в том числе многочисленные отклики на его книгу " Трагедия России: запретные темы истории ХХ века " показали, что актуальные проблемы церковной истории мало волнуют даже церковных читателей. Люди привыкли жить по неким стереотипам, и проявляют интерес к истории только в том случае, если эти стереотипы ставятся под сомнение. " Сознание наших церковных современников часто бывает совсем не церковно. Они легко подменяют Евангельское Благовестие набором мифологем " , – – считает о. Георгий. Наиболее ярким свидетельством дехристианизации церковного общества священник считает реакцию на прославление новомучеников. Вместо того чтобы ужаснуться количеству убиенных замечательных людей, вместо того, чтобы осознать, " как плохи мы были в тот момент нашей истории " , мы гордо заявляем: " У кого еще столько святых? " и приходим к выводу о богоизбранности русского народа.

http://religare.ru/2_89017_1_21.html

Патриарх Тихон и Церковь в ХХ веке. Лекция протоиерея Георгия Митрофанова 7 апреля, 2015. Протоиерей Георгий Митрофанов Мы не столько Церковь мучеников, сколько Церковь мучителей. Из нашей Церкви вышло мучителей больше, чем мучеников 17 марта в просветительском Лектории портала «Православия и мир» состоялась первая лекция протоиерея Георгия Митрофанова на тему «История Церкви ХХ века сквозь призму личности Патриарха Тихона». В годовщину смерти святителя мы предлагаем нашим читателям текст этой лекции и её видеозапись. Протоиерей Георгий Митрофанов – кандидат философских наук, доктор богословия, преподаватель истории Русской Церкви в Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Академии Постдипломного Педагогического образования. Автор курсов по предметам «История Русской Церкви», «История России» в СПбДАиС, нескольких учебников и множества публикаций. Предоставленное мне слово очень трудно начать произносить прежде всего потому, что даже сама формулировка нашей темы, хотя она и предполагает, в общем-то, достаточно парадоксальную постановку вопроса – «История Церкви ХХ века сквозь призму личности Патриарха Тихона», тем не менее, заставляет как-то сразу одних – насторожиться, а других – потерять интерес к теме. Ну что можно сказать о патриархе Тихоне , о котором сказано более, чем о многих других патриархах ХХ века, да к тому же он еще и канонизован? А канонизация, увы, нередко является для кого-то причиной, а для кого-то поводом, чтобы избавить себя от необходимого, как мне кажется, для каждого христианина труда всестороннего, подчас, может быть, критического осмысления личности того человека, который сыграл большую роль в нашей церковной жизни и канонизован как святой, но который, будучи святым, отнюдь не был безгрешным. Отнюдь не был непогрешимым, правильней было бы сказать, поскольку он занимал кафедру церковного первоиерарха. Более того, случилось так, что именно канонизация патриарха Тихона, которая произошла на сломе эпох, в период, когда мы вдруг неожиданно для себя ощутили причастность к возрождению святой Руси, канонизация именно этого Патриарха, ставшего одной из первых известных значительных жертв богоборческого режима, с которым, как нам казалось тогда, мы уже распрощались, вызвала к его личности какое-то особенно теплое отношение. Тем более что и сам-то он был человек для церковного иерарха весьма живой и свободный. И ему выпало бремя тяжелейшего испытания.

http://pravmir.ru/patriarh-tihon-i-tserk...

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Ограда В Московской области на границе Щелковского и Ногинского районов, на берегу речки Воря находится село Авдотьино. Примерно в 1606 г. здесь появился Берлюковский Монастырь. Первая ограда вокруг Николаевской Берлюковской пустыми появилась в 1806 г. Новая ограда с двумя башнями построена с трех сторон монастыря в 1840 г. Сохранившаяся до нашего времени монастырская сапожная стоит в линии восточного прясла ограды. В конце XIX в. территория монастыря была расширена и в связи с этим перестроена монастырская ограда. В начале ХХ века сооружена ограда вокруг кладбища примыкающего к пустыни. Тогда же к юго-восточной башне была пристроена одноэтажная кирпичная келья над которой вскоре надстроили деревянный второй этаж. К концу ХХ в. были разобраны южные прясла ограды монастыря и кладбища, а также вторые ярусы юго-западной и северо-западной монастырских башен. Облик юго-восточной башни монастыря искажен современной деревянной пристройкой к кельям. В конце ХХ в. общине верующих была передана часть сооружений монастыря и ограда конца XIX в. Уцелевшие фрагменты ограды 1840 г. остаются в ведении больницы. К настоящему времени сохранились юго-западная и северо-восточная башни монастыря 1840 г. с фрагментами одновременной им ограды, фрагменты южной и северной стен монастырской отрады, северо-восточная и восточная стена монастырской ограды конца XIX в. с северо-восточной и юго-восточной башнями и воротами, восточная стена ограды кладбища начала ХХ в. с воротами и юго-восточной башней. На сегодняшний день доступ в северо-западную и юго-западную сохранившиеся башни монастыря отсутствует, они, как и прилегающие к ним участки монастырской ограды находятся в ведении психиатрической больницы Москвы. В 2015-2016 г.г. проведены работы по сохранению объекта культурного наследия. Выполнена реставрация и отделка кирпичной кладки, реставрация кровли башен и окрытий стен, отмостка. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

http://sobory.ru/article/?object=00768

В то же время часть Русской Церкви в Западной Европе, находившаяся под омофором митрополита Евлогия (Георгиевского), достаточно активно участвовала в экуменическом движении. Однако часть эта, во-первых, была полностью изолирована от Русской Церкви в СССР, а во-вторых, слишком малочисленна, для того чтобы иметь возможность адекватно выражать позицию всей Русской Церкви. Кроме того, с 1930 года эта часть фактически находилась в расколе и, следовательно, вообще не имела право выступать на экуменических мероприятиях от лица Русской Церкви, на что справедливо было указано на совещании глав и представителей Автокефальных Поместных Церквей в Москве в 1948 году. Непосредственное взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в собственном смысле слова начинается по мере возобновления международных контактов Московской Патриархии после окончания Великой Отечественной войны. В лице экуменического движения, особенно - стремительно набиравшего силу в ВСЦ, наша Церковь столкнулась с качественно совершенно новым явлением, не имеющим аналогов в истории межконфессиональных контактов Русской Церкви до 1917 года, что поставило перед Русской Церковью ряд серьезных проблем как богословского, так и практического характера. Экуменическое движение середины ХХ века отличалось от практики межхристианских контактов начала ХХ века и по форме, и по духу, и по целям, и по средствам достижения этих целей. Межконфессиональные контакты XIX— начала ХХ века представляли собой двусторонние диалоги. Участвовавшие в них стороны были совершенно свободны, независимы одна от другой. В середине ХХ века экуменизм — всемирно направленное движение с определенной структурой, ядром которого уже являлся Всемирный Совет Церквей. Интеграция в это движение автоматически делала ту или иную Церковь частью огромного целого и неизбежно налагала на нее определенные обязательства, принятие которых могло входить в противоречие с ее традицией. Так, для Русской Церкви особую остроту приобрел тогда вопрос о допустимости для православных участвовать в совместных экуменических молитвах с инославными, поскольку к этому времени эти молитвы сделались неотъемлемой частью экуменических мероприятий.

http://pravoslavie.ru/475.html

рукою о. благочинного погоста Архидиаконского священника Василия Доброхотова, поверявшего церковное имущество в Акиншинском Казанском храме в 1827 г. Подобная участь постигла и некоторые другие древние иконы, как о том отмечено рукою сего же благочинного. Что была за причина, побудившая священно-церковнослужителей так святотатственно поступить с сими иконами, неизвестно), второй Казанской Пресвятой Богородицы с венцом, оплечьем и окладом серебряными, существовавший в начале ХХ в., только вместо серебряных оплечья, венца и оклада за их крайней ветхостью (снятое с сей иконы серебро употреблено на устройство серебро-позлащенной верхней доски престольного св. евангелия, пожертвованного в Казанскую села Акиншино и церковь княжной Куракивой.), возложена на икону уже новая медно-посеребренная риза. Образ сей письма старинного и, нужно полагать, современен прочим древним иконам Казанского храма. На задней стороне иконы изображены в рост два св. мученика: князья Борис и Глеб, а вверху над ними посредине нерукотворенный образ Христа Спасителя, св. мученики написаны в княжеских одеждах и мантиях с княжескими на головах шапками. Причем св. Борис имеет руки свои воздетыми к небу, а св. Глеб одну левую руку свою в благоговении возносит к верху, правою же рукою хочет сотворить крестное знамение сложением двуперстным. Имя «Иисус» во всех местах иконы подписано с старопечатною особенностью. Икона мерой в вышину 10, а в ширину 8 вершков. Обозревши св. алтарь, обратим должное внимание на сам храм. Иконостас храма был резной, позолоченный, в три яруса. Царские двери гладкие; завеса в них крашенинная. В первом ярусе, по правую сторону царских дверей, стоял образ Преображения Господня в серебро-позлащенной ризе, за ним южные двери и подле них образ Покрова Пресвятой Богородицы в медной позлащенной ризе - в начале ХХ в. местная икона Покровского придела, затем на завороте по стене: образ Воскресения Христа, в нач. ХХ в. не существовавший, образ Нерукотворенного Спаса в медной ризе с таковым же венцом в начале ХХ в.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Основной и главной источниковой базой для воссоздания житий новомучеников ХХ столетия явились документы процессуального делопроизводства. В этих документах зафиксирован истори­чески достоверный факт духовного стоя­ния тысяч праведников Святой Руси, по­вторивших подвиг первых христиан, пострадавших за Христа. Новомученики ХХ столетия прошли свой крестный путь в иных условиях, чем христиане первых веков. Если первые христиане открыто преследовались за исповедание Христа, то большевистская богоборческая власть, лукаво предъяв­ляла мученикам обвинение и требовала письменного подтверждения об участии в контрреволюционной деятельности. Это ставило человека в особо тяжелые усло­вия не стать лжесвидетелем против себя и всей Русской Православной Церкви. В условиях жестоких принудительных дей­ствий, под пытками, тысячи православных людей из духовенства и мирян устоя­ли в своей правоте, отказались оговорить себя, ближних и Церковь в политическом контрреволюционном заговоре. Следуя евангельским заповедям даже до смерти, они принимали свои страдания как Бо­жий дар, и тогда Господь давал им силы выстоять и свидетельствовать об Истине. Но и отпадение от Христа и Его Церк­ви во время гонений в ХХ веке было не­редким явлением. Было все: и участие в расколе, и отречение от веры или от сана, от монашества, лжесвидетельство против себя и Церкви, сотрудничество с органа­ми НКВД в качестве секретных сотрудни­ков. По церковным правилам постановка вопроса о канонизации этих клириков и мирян полностью Тесны врата и узок путь, ведущие в Жизнь, и не­многие находят У Бога есть святые: явленные земным людям и неявленные. В Царствии Небес­ном есть и спасенные грешники. Но между святостью и спасением души по милосер­дию Божию – принципиальная разница. Церковь не предрешает суда Господня. Но не видеть различия между пострадав­шими святыми людьми и пострадавшими грешниками, даже раскаявшимися, – рав­носильно дискредитации, зачеркиванию подвига святых мучеников и исповедни­ков Российских ХХ века. В этом заключается ответ, почему не каждого страдальца, погибшего в со­ветских застенках, Церковь причисляет к лику святых.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010