— Николай Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, где и как проводится работа по сбору сведений о пострадавших за веру в ХХ веке? Николай Евгеньевич Емельянов Сбор сведений о гонениях на Русскую Православную Церковь в ХХ веке ведется в таких крупных центрах, как Синодальная комиссия по канонизации, Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В Комиссию по канонизации поступают все жития новомучеников, подготовленные в епархиях, они изучаются и либо отправляются на места для доработки, либо выдвигаются на Заседание Священного Синода для проведения канонизации. В собрании Комиссии хранятся жития всех канонизированных святых и тех новомучеников, канонизация которых готовится. Сейчас причислены к лику святых 1596 человек, пострадавших за веру. Комиссия публикует «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века». К 2006 г. вышло три тома: январь, февраль, март, содержащие около 300 житий, а также «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии», составленные под общей редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Собрание Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» — результат титанического труда игумена Дамаскина (Орловского) по изучению материалов, связанных с новомучениками, исповедниками и подвижниками благочестия ХХ века. Основная направленность деятельности Фонда — « подготовка исчерпывающих биографических материалов, которые могут лечь в основу канонизации » . Вышли семь томов, в которых описано около 900 биографий-житий, Фонд представлен в Интернет ( www . fond . ru ) . В отличие от Комиссии и Фонда, собирающих сведения о подвижниках, которые уже канонизированы, или канонизация которых готовится, в Базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета собираются сведения обо всех за Христа пострадавших, в том числе и о тех, вопрос о канонизации которых не стоит. Кратко ее можно охарактеризовать как базу данных репрессий по отношению к Русской Православной Церкви в ХХ веке. На основе Базы данных издана монография «За Христа пострадавшие», содержащая более 4000 биографических справок. На 1 января 2007 г. на сайте ПСТГУ ( www. pstbi .ru ) представлено 29000 биографий.

http://pravmir.ru/za-xrista-postradavshi...

Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 6. Тверь, 2002. С. 133. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 4. Тверь, 2000. С. 283. Дамаскин (Орловский), иеромонах.Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 6. С. 237. Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 23. Здесь и далее сведения об отце Александре Дянкове даются по: Николов М. Белослатинският пастир//Църковен вестник. 2003. 14. Здесь и далее сведения об отце Ангеле Хубанчеве даются по: Макавеева Милена. Живот в името на Христа// http://www.dveri.bg/content/view/10989/1/ Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. т. 1. С. 191. Конечно, коммунисты преследовали не только православных христиан, как и во время Диоклетиановых гонений, когда под репрессии попадали не только православные, но и раскольники-новациане и разнообразные еретики, принявшие имя христиан. Глинская пустынь и ее старцы. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1994. С. 47. Николай Доненко, протоиерей. Новомученики Бердянска. С. 194. Здесь и далее сведения об отце Борисе Вълканове даются по: Николов М. Неправедният съд на омразата//Църковен вестник. 2003. 22. Дамаскин (Орловский), иеромонах.Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. С. 200. Здесь и далее сведения об отце Каллистрате (Накове) даются по: Архимандрит Калистрат Наков, игумен на Рилския манастир//Църковен вестник. 2002. 23. Здесь и далее сведения об отце Макарии (Апостолове) даются по: Николов М. Страдалец за вяра и съвест//Църковен вестник. 2004. 2. Здесь и далее сведения об отце Григории Попалександрове даются по: Николов М. Свещеник Григорий Попалександров – човек на духа//Църковен вестник. 2004. 10. Здесь и далее сведения об отце Цветане Диковски даются по: Диковски Ц. Един свещенослужител пред «народния» съд// http://www.pravoslavie.bg .

http://pravoslavie.ru/41945.html

прот. Георгий Митрофанов Скачать epub pdf Беседа первая Протоиерей Георгий Митрофанов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодняшняя программа будет посвящена жизненному пути и пастырскому служению одного из наиболее замечательных пастырей ХХ века Русской Православной Церкви, архимандрита Павла (Груздева) . Определив его сейчас словами «один из замечательных пастырей Русской Православной Церкви ХХ века», я невольно вспоминаю его образ и чувствую, что этих слов оказывается недостаточно для того, чтобы выразить глубокую духовную сущность этого подлинно народного пастыря. Сегодняшняя наша программа будет посвящена его замечательной, уникальной личности. Сегодняшнюю программу веду я, протоиерей Георгий Митрофанов, а беседовать со мной будет моя супруга Марина Александровна. Связано это именно с тем, что отцу Павлу (Груздеву) довелось сыграть довольно значительную роль в жизни нашей семьи, о чем мы расскажем в дальнейшем. А сейчас мне бы хотелось сказать несколько слов о том, чем же были в Русской Православной Церкви ХХ века те, кого сейчас принято называть «старцами». Слово «старец» менее всего применимо именно к отцу Павлу (Груздеву) . Ибо был он одним из многих в чем-то даже незаметных, служивших в глубокой провинции русских православных пастырей, которые и смогли на своих плечах вынести бремя сохранения русской церковной жизни в страшный ХХ век. Действительно, после тех испытаний, которые понесла наша Церковь в 1920–40-е годы, когда подавляющее большинство ее духовенства было физически уничтожено, когда были практически сведены на нет все веками развивавшиеся разнообразные стороны церковной жизни – и жизнь приходская, и жизнь монастырская, и жизнь духовных школ. Лишь отдельными, очень немногочисленными русскими пастырями, как правило проходившими через тяжелейшие испытания ХХ века, сохранялась в нашей стране память о том, что же такое Русская Православная Церковь . Память о той жизни, которой, казалось бы, жили веками наши предки, память о той жизни, которая открывала и открывает всем нам путь к вечности, путь ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 6. Тверь, 2002. С. 133. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 4. Тверь, 2000. С. 283. Дамаскин (Орловский), иеромонах.Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 6. С. 237. Нестор (Кумыш) , иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 23. Здесь и далее сведения об отце Александре Дянкове даются по: Николов М . Белослатинският пастир//Църковен вестник. 2003. 14. Здесь и далее сведения об отце Ангеле Хубанчеве даются по: Макавеева Милена . Живот в името на Христа// http://www.dveri.bg/content/view/10989/1/ Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. т. 1. С. 191. Конечно, коммунисты преследовали не только православных христиан, как и во время Диоклетиановых гонений, когда под репрессии попадали не только православные, но и раскольники-новациане и разнообразные еретики, принявшие имя христиан. Глинская пустынь и ее старцы. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1994. С. 47. Николай Доненко, протоиерей. Новомученики Бердянска. С. 194. Здесь и далее сведения об отце Борисе Вълканове даются по: Николов М . Неправедният съд на омразата//Църковен вестник. 2003. 22. Дамаскин (Орловский), иеромонах.Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. С. 200. Здесь и далее сведения об отце Каллистрате (Накове) даются по: Архимандрит Калистрат Наков, игумен на Рилския манастир//Църковен вестник. 2002. 23. Здесь и далее сведения об отце Макарии (Апостолове) даются по: Николов М . Страдалец за вяра и съвест//Църковен вестник. 2004. 2. Здесь и далее сведения об отце Григории Попалександрове даются по: Николов М . Свещеник Григорий Попалександров – човек на духа//Църковен вестник. 2004. 10. Здесь и далее сведения об отце Цветане Диковски даются по: Диковски Ц . Един свещенослужител пред «народния» съд// http://www.pravoslavie.bg .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Помимо помощи Саратовскому архиерею в общеепархиальном управлении Вольские епископы управляли храмами Вольска и Вольского у. Первоначально резиденцией Вольских архиереев являлся саратовский Спасо-Преображенский мон-рь. Первым Вольским епископом, поселившимся в Вольске, стал Палладий (Добронравов). Вольским архиереям в разное время подчинялись саратовский Спасо-Преображенский, петровский Никольский и хвалынский Свято-Троицкий муж. мон-ри. В нач. ХХ в. в Вольске действовали 6 правосл. храмов: собор во имя Иоанна Предтечи (заложен в 1747, перестроен в 1844, закрыт в 1929, уничтожен в 30-х гг. ХХ в.), церкви Троицкая (построена в 1793-1806, закрыта в 1929, уничтожена в 30-х гг. ХХ в.), Благовещенская (построена в 1908, закрыта в 1929), Покровская (построена в 1844, закрыта в 1930, уничтожена в 30-х гг. ХХ в.), Успенская (построена в 1904, закрыта в 1929, уничтожена в 1968) и кладбищенская во имя князей Феодора, Давида и Константина Смоленских (построена в 1833, закрыта в 1930, разрушена в 30-х гг. ХХ в.), 7 домовых церквей, 2 единоверческих храма, жен. мон-рь в честь Владимирской иконы Божией Матери (создан в 1892, закрыт в 1929), духовное уч-ще, епархиальное жен. уч-ще. В кон. 1917-1918 г. в Вольске закрылись ДУ, жен. уч-ще, домовые церкви при учительской семинарии, реальном уч-ще, кадетском корпусе, только что построенная церковь при заводе «Ассерин». В кон. янв. 1918 г. во епископа Вольского был хиротонисан Герман (Косолапов) , осенью того же года еп. Герман был арестован и вскоре расстрелян. Во исполнение решения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о создании в епархиях единоверческих вик-ств 9 мая 1920 г. в Вольского единоверческого епископа был хиротонисан архим. Иов (Рогожин). После ареста Саратовского еп. Досифея (Протопопова) в 1922 г. еп. Иов управлял Саратовской епархией, в том же году получил назначение на Пятигорскую кафедру. В 1922 г. в Вольске, как и по всей России, прошла кампания по изъятию церковных ценностей , в нач. марта была создана уездная комиссия по изъятию ценностей. Жители города просили о возможности заменять освященные предметы по весу золотом и серебром, первоначально в этом было отказано, разрешение было получено в кон. авг. 1923 г., когда основное изъятие было завершено.

http://pravenc.ru/text/155204.html

Церковь , государство и общество в истории России ХХ века. Материалы II Всероссийской научной конференции./Отв. Редактор А.А.Корников. Иваново 5 декабря 2002года. Иваново, 2002. Церковь , государство и общество в истории России ХХ века. Материалы III Международной научной конференции./Отв. Редактор А.А.Корников. Иваново 5–6 декабря 2003года. Иваново, 2003. Церковь , государство и общество в истории России ХХ века. Материалы IV Международной научной конференции./Отв. Редактор А.А.Корников.Иваново 8–9 декабря 2004года. Иваново, 2004. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Чертков А. От Бога к людям. М., 1962. Чумаченко Т.А. Государство, Православная Церковь , верующие. 1914–1961 гг. М., 1999. Шабалин Н.В. Русская православная церковь и советское государство в сороковые-пятидесятые годы ХХ века (на сатериалах Кировской области). Киров, 2004. Шумилов В.Ф. Православная Удмуртия: история Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век. Ижевск, 1996 Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945. С-Пб., 1995. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика советского государства в 1939–1964 годах: Автореф. дис. док. ист. наук. М., 1996. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. Шмеман А. , прот. Исторический путь Православия. М., 1993 Экономцев И., прот. Православие, Византия, Россия. Париж, 1989 484 Воробьёв В., прот. Российское законодательство и структура православного религиозного образования//Сборник пленарных докладов XI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2003. С. 162 485 Государственная регистрация Религиозных организаций Русской Православной Церкви (Справочное пособие). Воронеж, 2004. С. 29. 486 Например, Православный Свято-Тихоновский богословский институт подведомственен Учебному Комитету, но по своей организационно-правовой форме является не религиозной организацией, а не государственным образовательным учреждением, что позволило ему получить государственную аккредитацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акакием Кавсокаливитом - в экзонартексе кафоликона монастыря Эсфигмен (1841; художники-карпенисиоты); с прп. Нилом Мироточивым - в литийном притворе кафоликона Великой Лавры (1854; Георгий Селепсис из Сисаниона); между прп. Афанасием Афонским и свт. Григорием Паламой - в нартексе парекклисиона во имя прп. Афанасия Афонского в том же мон-ре (1852; мастер Захария Христу из Самокова) и т. д. Как самостоятельные сюжеты были написаны: беседа в Башне Протата М. К. с прп. Григорием Синаитом, рядом с ними слушающий их монах (90-е гг. ХХ в.; иером. Лука Ксенофонтин); явление М. К. Пресв. Богородицы в окружении ангелов, рядом коленопреклоненный М. К. держит дарованный ему небесный хлеб - сцена в верхнем ярусе росписей в трапезной мон-ря Кутлумуш (кон. ХХ в.; К. Цилсавидис). В нижнем ярусе того же помещения М. К. представлен традиц. образом среди святогорских отцов. Его изображение присутствует и в др. новейших афонских росписях: в трапезной мон-ря Пантократор (1980; мон. Кирилл из пантократорской келлии Успения Пресв. Богородицы на Капсале), в кладбищенской церкви мон-ря Ставроникита (90-е гг. ХХ в.), в парекклисионе каливы вмч. Пантелеимона в Кавсокаливийском скиту (90-е гг. ХХ в.; иером. Максим Кавсокаливит), ряде других. Древнейшая сохранившаяся икона М. К. датируется первыми десятилетиями XVIII в. Она происходит из Кавсокаливийского скита, из каливы самого святого, с нач. 90-х гг. ХХ в. хранится в Великой Лавре. Святой написан традиционно, в рост, фронтально; стиль близок к стилю произведений мон. Дионисия Фурноаграфиота. Как правило, преподобного писали в составе Собора Афонских святых: иконы в иконостасе кириакона Кавсокаливийского скита (50-е гг. XVIII в.; иером. Парфений Скуртей); в иконостасе парекклисиона Успения Пресв. Богородицы каливы прп. Акакия Кавсокаливийского скита (1753; того же мастера); на иконе 2-й пол. XVIII в. из Протата. Совместно с прп. Феодосием Киновиархом и прп. Афанасием Афонским - на иконе из иконохранилища кириакона в Кавсокаливийском скиту (2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

На рубеже XIX – XX вв. в Египте возрастает численность православной общины. К началу ХХ в. она составила ок. 100 тыс. человек. Численность духовенства увеличивалась медленнее – в начале ХХ в. под властью Патриарха находились 3 митрополии (Фиваидская, Иерапольская и Трипольская), ок. 50 клириков, храмов – 8, монастырей – 2 (св. Саввы Освященного в Александрии и св. вмч. Георгия в Каире). Роль Синода фактически снова сходит на нет из-за небольшого числа священнослужителей. В первой четверти ХХ в. Александрийский престол возглавлял Патриарх Фотий (1900–1925) – один из выдающихся архипастырей Востока. Он умело вел дела церкви: возобновлял строительство храмов и монастырей, учебных и благотворительных заведений, основал типографию, где начали выходить журналы, учредил Патриарший музей. Территория Патриархата была разделена на 7 епархий. По вступлении на Александрийский престол бывшего Константинопольского Патриарха Мелетия II (Метаксакиса) (1926–1935) Александрийская Церковь в 1926 г. перешла на новоюлианский стиль. В 1930 г. Патриарх Мелетий подписал «Положение о священническом служении», по которому ни один клирик не мог быть рукоположен без семинарского или университетского образования. В 1931 г. было выработано «Положение о Синоде», который упорядочил выборы Патриарха и заседания Синода. В 1934 г. был выпущен «Органический закон Греко-православной Александрийской Патриархии», регламентировавшего административное устройство и управление Александрийской Церкви. В 1938 г. этот закон был доработан и дополнен: было включено положение, по которому Патриарх должен избираться духовенством и православной паствой независимо от национального признака. Кандидат в Патриархи должен иметь богословское образование, быть не моложе 40 лет и не менее 10 лет прослужить в священном сане. К 1930 г. численность паствы Александрийской Церкви в Египте стала насчитывать до 120 тыс. верующих, большинство из которых составляли греки. Несмотря на то, что в Африке всегда существовало, помимо греческого, многотысячная арабоязычная православная община, коренные народности континента до начала ХХ в. не были приобщены к Православию: географическим барьером была пустыня Сахара. Лишь с ХХ в. начинается миссионерская деятельность вглубь континента.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Канонизации к местному почитанию совершались и во второй половине ХХ века. Однако последствия эпохи репрессий, тотального уничтожения кадрового состава Русской Церкви, в особенности ее образованной части, а также утверждение всеобъемлющего влияния государства на жизнь общества принесло свои отрицательные плоды. В общественном сознании постепенно стало размываться традиционное для Русской Церкви представление о канонизации святых. Представление о святости стало в значительной степени замещаться представлением о человеческих заслугах, о чем убедительно свидетельствуют письма представителей современного общества, в которых выставляются требования прославить того или иного исторического деятеля за его выдающиеся заслуги перед обществом или государством, или хотя бы для того, чтобы он послужил примером для воспитания. У такого рода восприятия «святых» есть свои истоки. Представление о святых в конце ХХ века обществом черпалось в основном из многочисленных книг с жизнеописаниями подвижников благочестия, публиковавшихся в конце XIX и в начале и конце ХХ века. Авторы этих книг зачастую не ставили перед собой задачу исторически точного описания жизни подвижника, ограничиваясь тем, что давали своим читателям благочестивое чтение и сохраняли память о самом подвижнике. Не ставили они перед собой и задачу проверки источника на степень достоверности, например, той или иной газетной статьи, откуда они брали жизнеописание. Вынося в дальнейшем суждение о подвижнике, читатели, как и сами авторы, зачастую доверялись своему впечатлению, и, как охарактеризовал это явление архиепископ Сергий (Спасский), считали почившего святым на основании своего личного убеждения с. 388.]. При доступности в конце ХХ века печатных средств и отсутствии цензуры, подобного рода литература с жизнеописаниями неканонизованных подвижников (и просто людей почивших, но обративших на себя внимание общества), как якобы канонизованных, стала публиковаться огромными тиражами. Пагубное явление, с которым боролась Церковь в конце XIX – начале ХХ века, в конце ХХ – начале XXI века стало распространяться еще более стремительно.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Ряд икон XIX в. следует традиц. иконографии О. (напр., мстёрская икона кон. XIX - нач. ХХ в. из собрания В. М. Федотова, (см.: Коллекция иконописи. 2013. С. 256-257. Кат. 307); икона 90-х гг. XIX в. иконописца И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге, ГМИР). С сер. XIX в. появляются иконы с изображением О. в визант. имп. одеждах, напр., на иконе «Образ всех святых Российских великих князей и княжон роду царского» 60-х гг. XIX в., выполненной в мастерской Пешехоновых (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). На иконе «Блгв. кн. Александр Невский, ап. Павел, равноап. кнг. Ольга, прп. Мария Египетская и мц. София» (посл. треть XIX в., ГЭ) О. обеими руками держит перед собой в белом плате крест с драгоценными камнями. Аналогичный образ (только поясной) - на хромолитографии Е. И. Фесенко 1892 г. Сходный образ О. (без плата в руках): на ростовом эскизе Н. А. Бруни 1898 г. (частное собрание; оплечный образ на холсте, оригинал для мозаики собора Воскресения Христова (Спаса на Крови) в С.-Петербурге - 1901, ГРМ); на складне «Равноап. кнг. Ольга, икона Божией Матери «Знамение» и вмц. Екатерина», созданном в честь рождения вел. кнж. Ольги Николаевны (1895, фабрика Ф. А. Овчинникова, собрание А. В. Дадиани); на неск. иконах кон. XIX - нач. ХХ в. (частные собрания). К этому иконографическому типу относится также образ худож. М. В. Нестерова (в масляной технике), написанный в 1892 г. для юж. иконостаса на хорах Владимирского собора в Киеве (акварельный эскиз в ГТГ): О., прижимая к груди крест, стоит на берегу реки (авторское повторение: ок. 1892, собрание В. М. Федотова; копии: икона нач. ХХ в., ЯХМ; икона с включением псковского пейзажа иконописца архим. Алипия (Воронова), сер. ХХ в., Троицкий собор Пскова). Нестеров также выполнил образ О. (1927, ГТГ), держащей на покровенной левой руке модель храма. На иконе с прп. Онуфрием Великим кон. XIX - нач. ХХ в. (частное собрание) О. в правой руке держит крест, в левой - развернутый свиток с надписью: «Попрахъ идолы и познахъ истиннаго Бога Иисса Христа».

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010