...Долгие годы в здании Всехсвятского храма по заранее согласованному расписанию наряду с православными богослужениями совершались и лютеранские службы. Клайпедчане мечтали о том, что когда-нибудь в их городе будет построена православная церковь в русском стиле. Но до поры до времени этим надеждам не суждено было сбыться. Тем более, что  начало 50-х годов ХХ века омрачилось, как его называли, «католическим скандалом». Вопреки всем  препонам, на средства верующих католиков в центре Клайпеды был построен костел во имя Пресвятой Девы Марии. Однако местные власти за якобы «допущенные при строительстве финансовые нарушения» конфисковали уже возведенное здание. «Ксендзы-растратчики» были арестованы и советским судом осуждены. По распоряжению городского начальства башню костела разобрали, а само здание вместо культового обрело иное – культурное назначение под вывеской «Концертный зал филармонии». Православные, имея  перед глазами пример неудавшейся попытки клайпедских католиков построить новый Дом молитвы, продолжали довольствоваться тем, что имели. Идея строительства в портовом городе полноценного православного храма по оригинальному проекту стала воплощаться только на рубеже ХХХХ1 веков, когда здесь приступили к возведению Покрово-Никольской церкви. На этом объекте строительные работы еще ведутся, и Всехсвятская община попрежнему является самой крупной из трех существующих ныне в Клайпеде. Протоиерей Николай Недвецкий в Клайпеде служил настоятелем в течение 35-ти лет, вплоть до своей кончины в 1983 году. Долгие годы во Всехсвятском клире состоял вторым священником протоиерей Николай Гирилович, переведенный из Шяуляй в 1957 году. Затем здесь служили иерей Александр Прокофьев (с 1984 года), игумен Феофан. В 1986 году главой клайпедской Всехсвятской общины назначается архимандрит Антоний (Буравцев).  В середине 60- х годов ХХ века после рукоположения во иеродиакона в Троице-Сергиевой лавре  он в течение пяти лет служил в этой святой обители, а затем его назначили в Литву. В вильнюсском Свято-Духовом монастыре о. Антоний возводится в сан иеромонаха и в 1969 году направляется вторым священником в каунасский Благовещенский собор, после чего  настоятелем Свято-Никольского храма в  Тельшяй и, наконец, в Клайпеду.

http://sobory.ru/article/?object=06009

Возрождение в Московской епархии совершается под благодатным молитвенным покровом новомучеников и исповедников Российских, которых поименно прославлено 1765 человек. Хочу отметить усердную работу Епархиальной комиссии по канонизации святых. Благодаря ее деятельности от Московской епархии прославлено 544 человека. На Архиерейском Соборе было принято решение включить в образовательный процесс Духовных школ изучение жизненного пути и богословского наследия новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Нашим людям не только необходимо поминать их имена в молитвах, но и изучать их подвиг для личного назидания. Активное участие Епархиальная комиссия по канонизации святых приняла в ряде церковных выставок, проходивших в городе Москве, и в частности в VII общецерковной выставке-форуме " Православная Русь – к Дню народного единства " и " Подмосковье-2008 " . Выражаю благодарность секретарю комиссии протоиерею Максиму Максимову за организацию этих экспозиций и его труды. В период разделения состоялись канонизации в Русской Зарубежной Церкви, особенно новомучеников и исповедников Российских. У нас были разные методологии при подготовке канонизаций: мы пользовались подлинными документами, следственными делами, которые можно назвать мученическими актами, исходя из древней терминологии о страданиях христиан первых веков. Русская же Зарубежная Церковь не имела к ним доступа. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в этом году определил: " Поручить Священному Синоду в межсоборный период рассмотреть и принять решение по вопросу, связанному с прославлением святых, канонизированных Русской Православной Церковью за границей в период разделения " . На заседании Священного Синода 6 октября этого года было принято решение " о создании рабочей группы для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских ХХ века, канонизированных Русской Православной Церковью за границей в период разделения " (журнал 73). Данной группе было поручено " выработать предложения по приведению к единству календаря Русской Православной Церкви в вопросе почитания новомучеников и исповедников Российских ХХ века " .

http://religare.ru/2_60752.html

3. Свято-Екатерининский монастырь. (г. Видное, Петровский проезд). На территории монастыря располагалась Сухановская тюрьма. Неподалеку находилась государственная дача руководителей ОГПУ-НКВД – Г.Г. Ягоды, а затем Н.И. Ежова. Монастырь до его закрытия был местом служения преподобномученика Иоасафа (Крымзина) и священномученика Ярослава Савицкого. В главном храме находятся два мощевика, в одном из которых – частица мощей великомученицы Екатерины. 4. Храм иконы Божьей Матери «Казанская» (г. Реутов). В храме находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Лебедева, а также два мощевика, один из которых содержит частицы обретенных мощей новомучеников и исповедников Церкви Русской. Разработка новых маршрутов, посвящённых новомученикам и исповедникам Церкви Русской, и введение их в экскурсионную и паломническую практику служит увековечению памяти новомучеников Церкви Русской и усвоению из духовного опыта. Литература 1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1–7. – Тверь : «Булат», 1992–2002. 2. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь–Июнь. Москва – Тверь: «Булат», 2005–2008. (продолжающееся издание). 3. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. В 9 кн. – Тверь : «Булат», 2002 – 2006. 4. Мученица Татиана (Гримблит). Мне бы жизнь за тебя положить. Стихотворения. – М., 2017. 5. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. – М. : «Молод. гвард.», 1997. 6. Жития преподобномученика Иоасафа и священномученика Ярослава. – М. : Свято-Екатерининский монастырь, 2002. 7. Протоиерей Илья Четверухин, Евгения Четверухина. Преподобный старец Алексий, старец – затворник Смоленской Зосимовой пустыни. – Свято-Троице Сергиева Лавра, 2002. 8. Бутовский полигон. Книга памяти жертв политических репрессий. Вып. 8, – М. : «Альзо», 2007. 9. Русская Голгофа. Бутово. Месяцеслов – Синодик. М. : Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, 2005.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

  В монографии анализируется сложный период новейшей истории Русской Православной Церкви – 1943–2000 гг. На материалах регионов Центральной России рассматриваются вопросы внутрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношений. Среди изучаемых проблем – кризис церковно-государственных отношений в России к 1943 году, «хрущевские гонения на Церковь » 1958–1964 гг. отражение атеистической политики государства на церковно-общественной жизнив 1964–1990 гг. роль Русской Православной Церкви в постсоветской России, проблемы духовного образования. Книга адресована историкам, религиоведам, теологам, священнослужителям, всем кто интересуется историей России. Введение Современное Российское общество вступило в стадию реформирования своих структур и институтов. В этом находит отражение как социально-экономическая так и духовная сфера жизни. Идет сложный и достаточно противоречивый процесс формирования Российского государства на новых принципах. Одним из основных объектов таких преобразований является сам человек, его материальное благосостояние и духовная культура. Без человека невозможно ни одно преобразование в стране. Исторический опыт свидетельствует, что Русская Православная Церковь всегда была вместе с Российским народом. Государственно-церковные отношения в исторической ретроспективе не всегда были однозначны; русская история знает многочисленные примеры грубого вмешательства государства в сугубо церковные дела, но знает и примеры активного участия в управлении государством церковных деятелей (например Патриархи Филарет и Никон). Можно привести и примеры того, как священнослужители занимались несвойственной их сану государственной работой (например епископ Феофан (Прокопович .)) Непростыми были в России и церковно-общественные отношения. Отторжение многих представителей образованного общества от традиционных ценностей православия во многом предопределило создание революционной ситуации к началу ХХ века. ХХ век не был здесь исключением. Поэтому большое значение имеет изучение истории Русской Православной Церкови в 1943–2000 гг.: внутрицерковной жизни и взаимоотношений с государством и обществом, так как первая половина ХХ века все же более изучена в данном плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Святая Русь XX столетия в документах Архивного фонда Российской Федерации З.П. Иноземцева, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста», к.и.н., с.н.с., ВНИИДАД.  Доклад на VI научно-образовательных Знаменских чтениях в Курске 26 марта 2010     СВЯТАЯ РУСЬ ХХ СТОЛЕТИЯ В ДОКУМЕНТАХ АРХИВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Архивный фонд, созданный в 1918 году на основании декрета СНК РСФСР «О централизации и реорганизации архивного стал той информационной средой, в которой до времени оказалась сокрыта правда о Святой Руси ХХ столетия и которая, как невидимый град Китеж, восстала в ликах тысяч мучеников и исповедников Русской Православной Церкви в год 2000-летия Рождества Христова. Феномен святости, проявленный народом в ХХ столетии, актуализировал проблему исследования церковной истории. В настоящее время по количеству диссертационных исследований церковная проблематика вполне может соперничать с количеством диссертаций, защищаемых в советское время по темам антирелигиозной направленности, создаваемых в свое время на базе трудов основоположников атеистической идеологии. Работа современного исследователя церковной истории с архивными комплексами составляет немалые объективные и субъективные трудности, связанные, во-первых, с состоянием архивных фондов духовного ведомства в государственных хранилищах, а, во-вторых, с собственной недостаточной подготовкой к анализу информации документов, требующей проникновения в духовное содержание исторических событий. Фонды Синода, духовных консисторий, монастырей, духовных семинарий и других учреждений Церкви периода дореволюционной России практически и по сию пору не имеют в архивах информативного научно-справочного аппарата, что крайне затрудняет работу по выявлению искомой Это явилось следствием объявленной в советский период неактуальности церковной проблематики, исключения Церкви из системы исторического знания. Документы государственных, советских и партийных органов по вопросам государственно – церковных отношений, находились, как правило, на закрытом хранении и их рассекречивание еще не завершено. Осложняет работу исследователя и то, что источниковедение истории РПЦ отсутствует, видовой состав документов, отражающих церковную историю, не изучен. В этой связи уместно напомнить слова бывшего директора Курского государственного архива Николая Алексеевича Ульянкина, талантливейшего историка-архивиста. В своем труде «Антинаучная сенсация. О «гипотезах» А.Т. Фоменко и его сподвижников» он верно заметил : « Историк, не сумевший овладеть методами источниковедения, решает проблемы исторической науки, примерно, так, как решает свои проблемы неопытный путник в глухом лесу или мореплаватель в открытом океане, оставшись без компаса»

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

А ведь отрекшись от Христа Спасителя, и человек, да и народы падают гораздо ниже, чем те язычники, что не веровали во Христа. Что мы сегодня и видим в бывших христианских странах, где пытаются уничтожить  сам образ Божий в человеке,  уничтожить такие священные понятия, как отец и мать, заменив родителями и сделать нормой не атеизм, а откровенный сатанизм. Но почему же, еще недавно христианский Запад так стремительно отрекся от Христа, что произошло с западно-христианской цивилизацией, где сегодня те, кто сохраняет веру, католики и протестанты подвергаются самым настоящим  гонениям? О том, что произошло с некогда христианской Европой очень точно сказал святой ХХ века сербский святитель Николай Велимирович, который был свидетелем трагедии и ужасов двух мировых войн в ХХ столетии: «Пока Европа держалась Христа как солнца Правды, а также его апостолов, мучеников, святителей и бесчисленных праведников, до тех пор она была подобна площади, освещенной сотнями светильников. Но когда человеческая похоть и ум обрушились на Христа, как два страшных урагана, светильники были погашены на глазах у людей и площадь охватил мрак». И мы сегодня видим, к чему привели ереси отпавшего от Вселенского Православия западного христианства. К полному отречению от Христа, к женщинам-епископам, к венчанию содомитов и пр. вещам, в возможность которых еще 50 лет назад благочестивые католики и протестанты даже поверить не могли. Поэтому нынешнее противостояние с Западом,  с нынешним  Четвертым рейхом – это война, прежде всего имеющая духовные причины. И победить в этом противостоянии можно только с помощью Божией.   В чем же причины русофобии? Дело в том, что сумев покорить и превратить в свои колонии  народы всех континентов, европейцы неизбежно терпели поражения, вторгаясь в Россию.  От Карла XII, которому философ и математик Лейбниц ставил в XVIII в. задачу " продвинуть цивилизацию до Амура " , т.е. превратить Россию в    колонию, до Наполеона, объединившего в своей великой армии войска всего нынешнего Евросоюза, а в ХХ веке Гитлера. Нашествия Европы, объединенной для войны с Россией, всегда заканчивались сокрушительным разгромом завоевателей. И победные русские знамена развевались в столицах поверженных вражеских государств. От этого и страх европейцев перед необъятными русскими просторами и загадочным народом.

http://radonezh.ru/2022/06/16/russkaya-c...

Это не искусство? Диак. Ф. Котрелев: Первый вопрос связан с тем, почему современное искусство стало таким, что приходится говорить о диалоге, цензуре, конфликтах? Прот. Б. Михайлов: Мне кажется, что мы должны, прежде всего, сказать о том, что тот предмет, с которым мы имеем дело, мы совершенно напрасно называем искусством. Современная художественная культура, начиная с ХХ века, очень мало отвечает тому слову, тому содержанию, которое традиционно несет это слово – искусство. Так же, как икона не является произведением искусства, так и «Черный квадрат» не является произведением искусства. Но с противоположным полюсом. Мир иконы – это не только собственно икона, это, конечно, и сам храм, и, прежде всего, правильная жизнь во Христе. И по отношению к искусству этот мир первичен. Далее, в какой-то момент появляется искусство. Художественное произведение в эпоху Ренессанса и дальше, понималось как совершенный художественный организм: здания, картины, статуи – это эстетически преображенная и возвышенная реальность, самодовлеющая, самодостаточная ценность. Вот это и есть искусство. Но на протяжении веков оно эволюционировало в своем содержании. Новая культура XX века направленно разрушала это искусство, и это-то и важно для того явления, о которой мы сейчас говорим. Его специфика заключается в том, что оно чрезвычайно агрессивно и по отношению к предмету, и по отношению к зрителю. А самое главное — это явление выходит за пределы искусства. Это не эстетическое явление, а социальная активность! Это не-искусство! И если икона есть эпифанический символ, то есть то, что нас связывает с Богом, в какой-то степени являет Его, приобщает к Нему, то современное не-искусство тоже соединяет нас с духовным началом, но с духовным началом отрицательного порядка. Это демоническая культура, культура ХХ века, Пикассо, Малевича и так далее. Но я сразу хотел бы сказать, что искусство Гора Чахала не имеет ничего общего с не-искусством ХХ века, о котором я сейчас говорил. Потому что это работы художника религиозного, для которого Бог значим.

http://pravmir.ru/vozmozhen-li-dialog-s-...

ХХ век был очень тяжелым для Православной Церкви, много было испытаний — и расстрелы, и гонения. Но уже глядя сейчас, с высоты лет, на эту историю, можем ли мы говорить о том, что это все-таки было исцеление, что эти испытания не прошли незамеченными для Бога, и поэтому мы имеем такой сонм святых новомучеников? — Никакое самое незначительное для внешнего взгляда дело не бывает без воли Божией или Божьего попущения. Есть две вещи: Бог или дает, потому что Он хочет этого, или попускает нам, потому что мы это заслужили. И то, что случилось с Лаврой, и вообще с христианством в начале ХХ столетия, было попущением Божиим за наши грехи. К сожалению, это правда. Хотя люди себя оправдывают, делают из себя великих мучеников, но мы заслужили это всё. А Киево-Печерская лавра — святыня. Когда Бог дает испытание человеку или наказывает человека, то он не щадит и святыни. Святыня — для человека, человек тоже определяет долю святыни. И была разорена святая обитель, опустошена. И была закрыта в свое время, уже в 1961 году. Все это мы заслужили своими грехами. Но святые угодники Божии остались святыми, и они не покинули Лавру и ее пещеры. Нас, людей живых, выкинули из Лавры, а преподобные не дали себя выкинуть из ее стен. И был парадокс: как это совместить и понять, как отнестись к государству, которое держит у себя мощи святых угодников, которые явно обвиняют их в неправоте? Они держали эти мощи, даже водили к ним экскурсии, выставляли напоказ (правда, со своей трактовкой). Люди слушали, каждый по-своему это понимал, по-своему все это осуждал. Но наши святые не оставили это место. А значит, была надежда, что оно возродится. — Мы знаем, что в ХХ веке в Киеве были уничтожены практически все православные храмы. Как произошло, что Киево-Печерская лавра выстояла? — Думаю, что это Матерь Божия покрыла Свою обитель. Тут человеческих заслуг нет, есть только заслуга благодати Божией. Молитва Пресвятой Богородицы очень сильна, и молитвы Печерских угодников к ней присоединились. И я думаю, что это плоды великой благородной молитвы. Хотя сказать, что абсолютно ничего не пострадало, нельзя — был взорван Успенский собор. Но в целом все сохранилось.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5243204...

Чада светлой России. Священномученик Василий Соколов В фильме использованы материалы из книги игумена Дамаскина (Орловского) " Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия " Документальный фильм-воспоминание рассказывает о жизненном пути и глубокой внутренней жизни священника Василия Соколова, в 1922 году приговорённого к расстрелу по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В основу фильма легли материалы из книги игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия». Чада светлой России. Архиепископ Фаддей Священномученик Фаддей (Успенский, 1872–1937) – величайший христианский святой ХХ века, соединивший в жизни архипастырское служение и аскетический монашеский подвиг. Святость архиепископа Фаддея стала очевидна современникам ещё при жизни. Многочисленная паства Волынской, Астраханской и Тверской епархий почитала архиепископа Фаддея за труды и молитвенный подвиг. Патриарх Тихон назвал владыку светочем Церкви и чудом нашего времени. Господь увенчал праведное житие владыки Фаддея мученической кончиной в 1937 году. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1997 году. В фильм вошли документальные съёмки перенесения мощей архиепископа Фаддея, обретение которых состоялось в 1993 году. Ныне честные останки великого русского святителя пребывают в Вознесенском соборе города Твери. Чада светлой России. Священномученик Константин Голубев Город Богородск, названный советской властью именем революционера, известен тем, что и в дореволюционные годы, и после революции 1917 года в нем произрастали ядовитые семена раскола. И в этом городе совершил подвиг веры видный миссионер Русской Православной Церкви священномученик Константин Голубев. В начале фильма рассказывается об обретении мощей священномученика, которое состоялось по благословению Высокопреосвященного митрополита Ювеналия 20 ноября 1995 года на опушке соснового леса, где в 1918 году был заживо погребен настоятель Богоявленского собора города Богородска протоиерей Константин. При расстреле изуверы нанесли протоиерею только рану и еще живого засыпали землей, не вняв мольбам дочери, которая на коленях умоляла не хоронить отца живым. Вместе с протоиереем Константином приняли мученическую кончину еще два христианина, одним из которых стал солдат, убитый за отказ стрелять в священника. Своими размышлениями о значении Православной миссии, одним из значительных деятелей которой был отец Константин Голубев, поделился со зрителями автор жизнеописания священномученика игумен Дамаскин (Орловский).

http://fond.ru/video/kino

Boston, 1953 (reprinted in 1965). ПРИМЕЧАНИЯ 1 Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений (1917–1922). Пермь, 2004; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и советская власть в 1917–1927 гг.//Вопросы истории. 1993. С. 40–54; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. ХХ век. М., 2006; Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и Советское государство (1917–1922). М., 2005; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ в. М., 2010. 2 Леонов С. В. Антицерковный террор в период Октябрьской революции сквозь призму историографии//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 38. 3 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 73. 4 Цыпин В., прот. Указ. соч. С. 19. 5 Curtiss J. C. The Russian Church and the Soviet State, 1917–1950. Boston, 1953 (reprinted in 1965). P. 57. 6 Цит. по: Леонов С. В. Указ. соч. С. 42. 7 Русская Православная Церковь 1917–1941: документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 30. 8 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 3: Протоколы Священного Собора. М., 2014. С. 251–253. 9 Действия Правительства. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах//Известия Пермского губисполкома. 1918. 17. 28 янв. С. 1. 10 Государственный архив Пермского края (далее — ГАПК). Ф. р-656. Оп. 1. Д. 25. Л. 11. 11 Объявления//Пермские епархиальные ведомости (далее — ПЕВ). 1918. Отд. первый. С. 7. 12 Светлой памяти замученного архипастыря//Освобождение России. 1919. 14. 19 янв. С. 3. 13 По поводу постановления экстренного съезда Епархиального духовенства о закрытии некоторых монастырей//ПЕВ. 1906. 16. 1 июня. Отд. неоф. С. 304–305. 14 Пермский государственный архив социально-политической истории. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 10078. Л. 13, 40, 56. 15 Матвеев В. Последний день Хлябинского совнаркома. М. ; Л., 1931. С. 10. 16 Последние известия//ПЕВ. 1918. Отд. второй. С. 66. 17 Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия.

http://e-vestnik.ru/history/aleksiy_marc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010