С самого начала Богородицерождественский храм строился от некоторого избытка, и в конце XIX века, согласно клировой ведомости 1887 года, церковь села Саурово была " церковной утварью достаточна " . В советское время храм не закрывался, и в нём сберегались многие иконы, в том числе и из других храмов. Интерес представляет двусторонняя икона " Воскресение Христово. Рождество Богоматери " в большом киоте перед солеёй. Образ Рождества Богородицы - в одном из распространённых изводов для конца XIX - нач. ХХ столетия, характерном как для икон, так и для настенных росписей. Эти изображения восходят к образу Богоматери " Исааковская " , на которых аналогичное расположение персонажей: праведный Иоаким молится, воздев очи горе, святая Анна привстала на ложе, на переднем плане изображена повитуха. Из других почитаемых икон этого придела - Иверская икона Божией Матери начала ХХ столетия. Интересна икона " Целование Иуды " . Списки образа " Целование Иуды " находятся в ЦАКе и Николо-Берлюковской пустыни: икона вписана в круг на всех списках. Особенность образа в храме села Саурово - её большой размер и четыре клейма с изображением сюжетов Страстей Господних, расположенных вверху и внизу иконы. В храме сохранилась икона, представляющая несомненный исторический интерес: огромная икона " Страшный суд " (конец XVII - нач. XVIII вв.), располагается в тёплом притворе церкви. Некоторые иконы размещены в ризнице храма. Большая часть из них выносится на аналой для поклонения в соответствующие праздники; здесь есть полное собрание икон Двунадесятых праздников конца XIX - нач. ХХ столетия. Роспись храма осуществлена в 1890-х годах, в тот период, когда И. П. Абрамов " возобновил " церковь. Некоторые композиции были переписаны заново, видимо, в начале ХХ столетия, и в последние несколько десятков лет поновлялись. В куполе большое изображение " Сопрестолие " ; вокруг него - летящие ангелы со свитками, а в барабане между окон располагаются более традиционные фронтальные фигуры архангелов. В числе самых выразительных и крупных сюжетов, которые находятся в трапезной храма на южной и северной стенах, - изображение пророка Илии перед горящим жертвенником и " многолюдная " композиция " Святитель Николай на суде Ария " .

http://sobory.ru/article/?object=00570

Э., Шавров В. М. Очерки по истории рус. церк. смуты. М., 1996; Бочкарёв В., прот. История обновленческого раскола в Западной Сибири//Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (сер. XIX-XX в.). Новосиб., 1997. С. 118-129; Политбюро и Церковь. Кн. 2; Васильева О. Ю. Роль советского государства и Вселенской Патриархии как участников обновленческого раскола 1922-1923 гг.//Живое предание: Мат-лы богосл. конф. 1997/Св.-Филаретовская шк. М., 1999. С. 117-134; Журавский А. В. Обновленческий приход в 20-е годы ХХ в.//ЕжБК, 1999. С. 370-373; Заиканова И. Епископ Антонин (Грановский) и «обновленчество»//Живое предание: Мат-лы богосл. конф., 1997. М., 1999. С. 158-167; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ в. СПб., 1999; он же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; он же. Обновленческий «протопресвитер» Владимир Красницкий и его встреча с В. И. Лениным//ЦИВ. 2004. 11. С. 246-254; Кравецкий А. Г. К предыстории обновленческой смуты//УЗ РПУ. М., 2000. Вып. 6. С. 51-72; «Обновленческий» раскол; Петров С. Г. Новые данные об обновленческом Поместном соборе 1923 г.//Мат-лы конф. «История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917-1933)». М., 2002; Бердяев Н. А. «Живая Церковь» и религиозное возрождение в России//ЦИВ. 2003. 10. С. 61-70; Беглов А. Л. Последний бой обновленцев: Эпизоды воссоединения с Патриаршей церковью в 1944-1946 гг.//АиО. 2004. 2(40). С. 205-214; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004; Крапивин М. Ю., Далгатов А. Г., Макаров Ю. Н. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (окт. 1917 - кон. 1930-х г.). СПб., 2005; Короткая Н. Г. Обновленческий раскол на Смоленщине в 20-е годы ХХ в.//ЦИВ. 2006. 12/13. С. 218-233; Шиленок Д., свящ. Из истории Православной Церкви в Белоруссии, 1922-1939 («Обновленческий» раскол в Белоруссии).

http://pravenc.ru/text/обновленчество.ht...

2. Гуревич Ф.Я. Историческая наука и научное мифотворчество (Критические заметки). Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. 1(119).- М., - 1995. 3. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания//Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. 4. Коэн С. Изучение России без России. Крах американской постсоветологии. - М.: АИРО-ХХ, 1999. 5. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Кн.: Январь. 2005.-558 c .; Кн.: Февраль. 2006. - 503с.; Кн.: Март. 2006.-285с.; Кн.: Апрель. 2006.- 318; Кн.: Май. 2007. - 447с.; Кн.: Июнь. 2008. - 710с. Изд. «Булат». Тверь; Мученики, исповедники Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Составитель иеромонах Дамаскин (Орловский). В 7 книгах. Тверь. Изд-во «Булат».1992-2003 гг.; Жития новомучеников и исповедников Оптиной Пустыни, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Письма преподобноисповедника Рафаила//Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь.-2008.- 494с., др. 6. Иноземцева З.П. Возрождение церковно-исторической традиции в агиографических трудах игумена Дамаскина (Орловского)//. Церковь в истории России. Сборник 9.- М., ИРИ РАН, 2010. 7. Канонизация святых в ХХ веке. М., 1999 8. Конституция (Основной закон) РСФСР: принята Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г./СУ.-1918. – – Ст.582. 9. 27 декабря 1932 г. ЦИК СССР и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Колхозники не были включены в этот список и не получали паспортов, что ставило их в положение насильственно прикрепленных к месту жительства, к своему колхозу. Только в 1974 году по Положению «О паспортной системе в СССР» был установлен единый для всего населения страны порядок, предусматривающий обязанность иметь паспорт всем гражданам СССР, достигшим шестнадцати лет независимо от места проживания (город или село).

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Львович Беглов Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории ХХ столетия (К осмыслению феномена новомучеников и исповедников Российских) Источник:  Богослов.ру Русская Церковь обогатилась большим числом мучеников и исповедников за многострадальный ХХ век. Их подвиг, вне сомнения, достоин стать одной из центральных тем богословского осмысления современной религиозно-философской мысли. Автор доклада размышляет над возможными направлениями этого вектора осмысления. ХХ столетие стало временем мученического и исповеднического подвига Русской Церкви. Мученического подвига по своим масштабам – как отмечали многие современники – сопоставимого с эпохой мученичества первых веков христианской эры. Образ и опыт мучеников этого периода, новомучеников и исповедников Российских должен был бы стать (но пока не стал) одной из центральных тем богословского осмысления сегодняшней российской богословской и религиозно-философской мысли. В настоящем докладе мы хотим предложить несколько размышлений историка о том, в каком направлении могло бы двигаться это осмысление. 1. " Жертвы " или " герои " : осмысление подвига новомучеников в современной литературе Как мы сказали, сопоставление российских новомучеников и мучеников первых веков достаточно распространено. Наряду с этим обращалось внимание и на существенное отличие этих явлений. Мученики первых веков были и сохранились в церковном предании как свидетели веры и воскресения, которые будучи поставлены перед выбором – вера во Христа и смерть или отречение от Него и сохранение жизни – выбрали веру и пребывание со Спасителем и тем самым засвидетельствовали истинность Его воскресения. В отличие от них, мученики ХХ столетия часто были лишены какой бы то ни было возможности выбора. Будучи представителями групп, подлежавших социальной сегрегации, они были обречены на лишение гражданских прав, а затем и жизни. В подавляющем большинстве случаев им никто не предлагал сохранить жизнь ценой отречения от Они оказывались не свидетелями, а жертвами. В этой связи можно вспомнить афоризм Варлама Шаламова, сказавшего, что в сталинских лагерях нет героев, а есть только жертвы.

http://religare.ru/2_80988.html

Но это еще не конец истории, потому что священноисповедник Лука написал письмо Сталину, в котором просил б о льшую часть его премии «употребить на помощь сиротам, жертвам фашистских извергов». И Сталин ему ответил: «Архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому): примите мой привет и благодарность Правительства Союза Советских Социалистических Республик за вашу заботу о сиротах, жертвах фашистских извергов» . И здесь, возвращаясь к словам «историка» Юлина, возникает интересный вопрос: ведь если, как говорит товарищ Юлин, почитание памяти Новомучеников и Исповедников Российских означает поднятие на щит тех, кто сотрудничал с Гитлером, как же быть с уважением и благодарностью, которые товарищ Сталин выразил одному из этих новомучеников и исповедников? Что же, получается, что он тоже «поднял на щит тех, кто сотрудничал с Гитлером»? Товарищ Юлин в своем ролике показал себя как чудовищно некомпетентный, тенденциозный и ангажированный лжец. И очень жалко, что по таким роликам наши современники составляют впечатление о Новомучениках и Исповедниках земли Русской. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1034 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Дамаскин (Орловский),  игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 6. Тверь, 2002. С. 442–446; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П536595; Д. 20865.   Доненко Николай,  протоиерей. Наследники Царства. Т. 2. Ялта, 2004. С. 485.   Дамаскин (Орловский),  иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 3. Тверь, 1999. С. 566–584, 619; Архив УФСБ по Тверской обл.. Арх. 5261-С. Л. 24; Арх. 21020-С. Л. 21–22.   Дамаскин (Орловский),  игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. Тверь, 2002. С. 203–209; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-46694; Д. 19623.   Дамаскин (Орловский),  игумен. Жития мучеников и исповедников Оптиной Пустыни. Оптика Пустынь, 2014; Архив УФСБ России по Калужской обл. Д. П-13573. Л. 92.   Дамаскин (Орловский),  игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. С. 200–202; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-74889.

http://pravoslavie.ru/106816.html

ст. М., 1989; Русское Православие: вехи истории. М., 1989; Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991; он же. «Штурм небес» отменяется?: Критич. очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992; Одинцов М. И. Государство и церковь: История взаимоотношений, 1917-1938 гг. М., 1991; он же. Государство и церковь в России: ХХ век. М., 1994; он же. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; он же. Русская Православная Церковь в ХХ веке//История религий в России. М., 1998. С. 165-225; он же. Золото Льва Троцкого//Диалог. 1998. 10. С. 70-74; он же. Русские Патриархи ХХ века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999; он же. Ему отмерен был библейский срок: (Док. повесть о Патриархе Алексии I, 1877-1970)//НиР. 1999. 4-7, 9; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994; Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. М., 1995. 2 ч.; Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Мат-лы «круглого стола», посвященного 50-летию Победы, 13.04.1995. М., 1995; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и Советское государство в 1943-1964 гг.: От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995; он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995; он же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996; История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1: 1917-1970; Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви, 1917-1997. М., 1997; Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13-185 ; Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999; Чумаченко Т. А. Государство, православная Церковь, верующие, 1941-1961 гг. М., 1999. . М. И. Одинцов, А. С. Буевский Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953), сов. гос. и полит. деятель, организатор массов. репресс. 30-х-нач. 50-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Русская икона. Сборник. Вып. 1–2. СПб., 1914. Русская икона в конце ХХ века. Каталог выставки. М., 1997. Русская поздняя икона от XVII до начала ХХ в./Сб. ст. М., 2001. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества/Сост. А. А. Мартынов . Текст И.М. Снегирева . Тетр. 1–18. М., 1848, 1859. Русские иконы. Частные коллекции. Коллекция русских икон Арт-галерея Дежа вю. М., 2003. Русские иконы в собрании Михаила де Буара (Елизаветина)/Авторы-составители Комашко Н И., Преображенский А.С., Смирнова Э.С. М., 2009. Русские мастера живописи и гравюры XVI–XVII вв.: Каталог выставки/Авт.-сост. Н.Ф. Трутнева, М.М. Шведова. ГИМ. М., 1989. Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997. Русское искусство из собрания Гос. музея истории религии. М., 2006. Русское церковное искусство нового времени/Отв. ред. А.В. Рындина. М., 2004. Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII – начала ХХ века. Л., 1980. Рыбаков А.А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М., 1995. Рыбаков А.А. Иконопись Вологодского региона Русского Севера XIII–XVIII веков. Центры, памятники и мастера. Дисс. доктора искусствоведения. СПб., 1999. Рыбакова С. Чудеса и судьбы икон Божией Матери в ХХ веке. М., 2009. Савваитов П.И. Материалы для археологического словаря [Статьи об иконописцах написаны П.И. Савваитовым ]//Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 3. Вып. 3. М., 1873. Савваитов П.И. Строгановские вклады в сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них//Памятники Общества любителей древней письменности. Вып. 61. СПб., 1886. Сарабьянов В. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария//Вопросы искусствознания. М., 1993. Сахаров И. Исследования в русском иконописании. Кн. 2. М., 1849. Сведения об иконописном промысле в Палехе, Мстере и Холуе//Европейская Россия (иллюстрированный географический сборник). М., 1901. Cbehцiцьka B.I. Живопис XIV–XVI cmoлimъ//В кн.: Icmopiя ykpaihcьkoro мистецтва. Т. 2. К., 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

     Об изучении бессмертного подвига новомучеников и их жизни во Христе рассказывает научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, составитель полного свода житий новомучеников и исповедников Российских XX в., игумен Дамаскин (Орловский). – Отец Дамаскин, жизнь Церкви с первых веков созидалась на подвигах мучеников. Чем отличается подвиг новомучеников от подвига мучеников первых веков христианства? И чем отличается изучение их жизни от изучения жизни древних мучеников? – Сам подвиг, его качественное содержание никак не изменилось, тот же самый христианин с верой во Христа воскресшего предстоял Богу в древности, предстоял Богу и в ХХ столетии. Изменилось не содержание христианского подвига, а обстоятельства, в которых этот подвиг стал совершаться. Если христиане первых веков были гонимы только за то, что они христиане, само христианство и ставило их уже вне закона, то во время гонений в ХХ столетии христианство не объявлялось преступным и заслуживающим смерти, как то было в древности. От христианина в ХХ в. не всегда требовали и отречения от Христа. Главным стало не то, кем ты называешься, а кем ты являешься в действительности. Ты можешь называться христианином, но не быть им на деле. Поэтому если жизнь древних мучеников рассматривалась по одному признаку – их веры во Христа, то жизнь пострадавших от властей в ХХ столетии рассматривается по множеству признаков. И подход к их изучению – личностный, то есть надо изучать жизнь человека, чтобы понять, кто перед нами. Властей в то время вполне устраивало положение, чтобы христиане были таковыми только по имени или тайно помогали гонителям. Поэтому в те годы христиане по имени могли быть отступниками от веры, лжесвидетелями против ближних и людьми недостойного христианина образа жизни. И при этом всем – пострадать, как многие наши славные мученики, те, для кого не было ничего дороже и прекрасней Христовой Церкви. Это значит, что методика изучения жизни мучеников при остающихся неизменными церковных критериях стала иной.

http://pravoslavie.ru/97341.html

44 . Богоматерь. Миниатюра из книги Павла Любопытного «Каталог или библиотека старообрядческой церкви». Около 1829 года. ОР РГБ, ф. 17, ед. хр. 397, л. 1 об. 45 . Никон разбивает св. иконы о плиты церковного пола. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». Начало ХХ века. ОР БАН, ф. 67. ед. хр. 49, л. 88 об. 46 . Орудия мучений. Гравюра. Рим. Конец XVI -начало XVII века. Из книги: Дзери, 1957, илл. 96. 47 . Страшная казнь капитана Василия Левина за крестное знамение и древнее предание, Рисованная религиозная картинка. Начало ХХ века. ор ВАН, ф. 67, хр. 49, л. 92. 48 . Карта иконописного промысла Владимиро-Суздальской области в середине XVII-XVIII веке. 49 . Список иконописцев села Холуй. 1725. ВОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 108, л. 43–43 об. 50 . Иконописец-старинщик. Мстера. Фотография конца XIX-haчaлa ХХ века. Архив ВСМЗ, в-10342. 51 . Богоматерь Казанская, Никола. Чудо Георгия о змие, святые Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . Мстера. XIX век. 31,5х26. Частное собрание, Москва. 52 . Богоматерь Казанская, Воскресение Христово, Никола, святые Власий, Самон, Василий Великий , Иоанн Златоуст , Авив, Чудо Георгия о змиев святые Евдокия и Никита. Мстера. XIX век. 31 х 26. Частное собрание, Москва. 53 . Иконописцы Белоусовской мастерской в Палехе. Фотография 1880–90-х годов. Собрание З.И. Холиной, Палех. 54 . Суббота всех святых, с избранными святыми на полях. Палех. В. И. Хохлов. 1813. 39х32. ГГГ, собрание П.Д. Корина. 55 . «Да молчит всякая плоть». Пешехоновская мастерская в Петербурге. В. Скопин. 1853. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 56 . Иконописцы Сафоновской мастерской в Палехе. Фотография конца XIX века. Архив гмпи. 57 . Богоматерь Ахтырская. Мстера или Холуй. Икона-«краснушка». XIX век. 22,5х18. Частное собрание, Москва. 58 . Ризочеканная мастерская в Мстере. Фотография конца XIX-haчaлa ХХ века. Архив всмз. 59 . Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . Икона в окладе. Мстера. Вторая половина XIX века. 31х26. Собрание В.В. Бормотова, Холуй.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА) СССР (ныне РГИА. – Прим. изд.) хранится около 200 документов Глинской пустыни периода XVIII – начала ХХ века. Особый интерес представляют фонды этого архива: «Канцелярия Св. Синода», «Канцелярия обер-прокурора Св. Синода» и «Хозяйственное управление при Св. Синоде». Здесь находятся послужные списки монашествующих Глинской пустыни, ведомости о ее настоятелях, описи церковного и ризничного имущества, отчеты о состоянии и деятельности монастыря, документы о наделении обители землями и лесом, о пожертвованиях, о постройках в монастыре, о епитимийцах. Впервые автору данной работы удалось обнаружить в этом архиве подлинные письма игумена Филарета (Данилевского) , в том числе его письма к императорам Александру I и Николаю I. В этом же архиве хранятся фотографии храмов, скитов Глинской пустыни XIX – начала ХХ века, а также портреты ее известных подвижников. В ЦГИА СССР находится 53 отчета о состоянии Курской епархии, которые ежегодно представлялись в Св. Синод, в период второй половины XIX – начале ХХ века. В каждом из этих отчетов содержатся сведения о деятельности Глинской пустыни. Наиболее древние документы Глинской пустыни (XVII – начала XVIII века) хранятся в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА) СССР (ныне РГАДА. – Примеч. изд.). Здесь находятся самая древняя из сохранившихся описей Глинской пустыни, составленная в 1764 году, а также исключительно полные и подробные сведения Межевого архива (Экономические примечания) о Глинской пустыни в 80-х годах XVII века. Здесь же хранится самый древний геометрический план монастыря. Ряд документов этого архива XIX и начала ХХ века существенно дополняют сведения о насельниках Глинской пустыни. Документы Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (ГБЛ) (ныне РГБ. – Примеч. изд.) представляют большой интерес для характеристики духовной жизни Глинской пустыни. Там хранятся письма великого Глинского старца схиархимандрита Илиодора (Голованицкого) к его духовным чадам. Они раскрывают сущность старческого окормления и содержат высокое духовное назидание. Здесь же хранятся письма других Глинских старцев: схиархимандрита Иоанникия (Гомолко), о. Арсения (Митрофанова), архимандрита Макария (Глухарева), в том числе его письмо к императору Николаю I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010