Роспись келлии св. Иоанна Предтечи мон-ря Кутлумуш. 1711 г. Мастер иером. Дионисий Фурноаграфиот Кутлумуш из-за расположения рядом с К. не имеет конака, владеет 16 келлиями (из них в кон. XIX - нач. ХХ в. 2 было заселено болгарами, 1 - русскими и 1 - румынами - Γερσιμος (Σμυρνκης). 1903. Σ. 525): св. Иоанна Предтечи (Фурна, το Θουρν, в центре К., за конаком монастыря Ксенофонта), где в 1711-1734 гг. работал худож. иером. Дионисий Фурноаграфиот, украсивший фресками храм келлии (1711) и написавший здесь соч. «Ерминия», в наст. время здесь подвизается писатель и художник-самоучка иером. Анастасий; прор. Илии (там же), приобретенная в 1387 г., в XIX в. здесь действовала мастерская граверов, наиболее известным из которых был мон. Аверкий (1854-1870); Введения во храм Пресв. Богородицы (на зап. склоне, выше Протата); свт. Николая Чудотворца (Халкия, το Χαλκι, там же), впервые упоминаемая в 1640 г., в к-рой в нач. ХХ в. жил иеродиак. Прокопий (1845-1932), художник и фотограф; вмч. Георгия Победоносца (Филадельфа, напротив келлии Белозёрки, с правой стороны от дороги к Иверскому монастырю), известна с 984 г. как самостоятельная обитель, в 1334 г. приобретена Кутлумушем; вмц. Варвары (там же), населенная в кон. XIX - нач. ХХ в. рус. иноками; прп. Серафима Саровского недалеко от Белозёрки, построенная в кон. 90-х гг. ХХ в. схим. Герасимом из России; Эставромену (т. е. Распятого) в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (к северу от Кутлумуша); прп. Евфимия Великого (Переплетчика, το Βιβλιοδτη, сразу за Кутлумушем, с вост. стороны), бывшее кладбище мон-ря Алипия, в 1821 г. построено существующее ныне здание ц. прп. Евфимия Великого, в котором в 1892 г. иером. Евфимием была основана переплетная мастерская, действующая до наст. времени; Алипия (св. Апостолов, там же), древняя обитель, известная с 1048 г., подчиненная Кутлумушу с 1428 г.; Св. Троицы (выше и восточнее Кутлумуша); свт. Спиридона Тримифунтского (Керкирцы, ο Κερκυραοι, над Кутлумушем, к югу), названная так по происхождению членов монашеской общины с о-ва Керкира; свт. Николая Чудотворца (Диадоху, το Διαδχου, там же); великомучеников Феодоров Стратилата и Тирона (там же), существовавшая уже в XVI в. и в 1893 г. заселенная молдав. монахами (российскими подданными) во главе со схим. Иоакимом (Барканеску); Мегали-Панагия (там же), отождествляемая историками с основанной в нач. XI в. обителью Панагии (Гомату, το Γομτου), в храме, перестроенном в 1672 и 1901 гг., сохранилось 2 фрески 3-й четв. XV в.; вмч. Георгия Победоносца (там же), где подвизались сщмч. Киприан († 1679), прмч. Лука Митилинец († 1802) и прмч. Евфимий Новый из Димицаны († 1814).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Рязань Святыни Рязанской области [ править править код ] Рязань . Кафедральный Успенский собор Рязанского кремля: мощи свт. Василий (XIII в.), Мелетий и Гавриил (XIX в.) Рязанские, «Феодотьевская» икона Божией Матери. Скорбященский храм: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лазаревский храм на Лазаревском кладбище: блаж. Василий Кадомский (XIX в.) (часть мощей). Свято-Троицкий монастырь: свт. Мисаил (XVII в.) и Феодорит (XIX в.) Рязанские. Никольский храм в Ямской Слободе (подворье Иоанно-Богословского монастыря): блаж. Любовь Рязанская (ХХ в.). Касимов . Троицкий храм: мощи свящ. исп. Сергий Правдолюбов (Касимовский) (ХХ в.). Никольский храм: иконы Божией Матери «Касимовская-Казанская» и «Всех скорбящих Радость – Митинская». Сынтул, пос , Касимовского района. Покровский храм: мощи свящ. исп. Александр Орлов (ХХ в.). Срезеново село Шиловского района. Казанский храм: мощи преп. исп. Анна Срезневская (ХХ в.), икона Божией Матери «Споручница грешных – Срезневская». Поощупово село Рыбновского района. Иоанно-Богословский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона Апостола Иоанна Богослова. Солотча , пос. (20 км. к северу от Рязани). Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь: благ. кн. Олег Рязанский (XIV в.), «Казанская» икона Божией Матери. Кадом . Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» женский монастырь: икона Божией Матери «Милостивая». Выша , село Шацкого района. Свято-Успенский Вышенский женский монастырь: мощи свт. Феофан Затворник (XIX в.). Эммануиловка , дер (2 км. от Выши). Сергиевский храм: «Вышенская-Казанская» икона Божией Матери. Польное Ялтуново село Шацкого района. Кладбище: чтимые могилы стариц Анны, Анисии, Матроны и Агафии Петриных и блаж. Василия, Евдокии и Андрея (не канонизированы).

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

Современную иконопись конца ХХ начала ХХ I вв.от иконописи середины ХХ в. отличает более глубокое погружение в саму технику, оптическую систему, цветовую гамму, сложные лессировки, сочетание прозрачных и плотных слоёв краски, изощрённая лепка формы. Появились мастера, рядом с которыми иконопись сер. ХХ в. кажется пройденным этапом, способные создавать новые композиции. Очень помогают фотографии фрагментов. В современной иконописи недостаточный профессионализм, отсутствие вкуса, чувства цвета меня удручает. За это дело берутся многие несостоявшиеся художники, хотя встречаются и аккуратно выписанные, но какие-то застывшие, излишне правильные, холодные лики. В общем, писание икон сочетает в себе и ремесло и художественно-эстетический момент, и молитвенный, и «вкусовой». Создание Образов это тоже сложный, тонкий, глубокий психологический акт. С.И. Голубев преподносит саму технику яичной темперы, выработанную веками, как наиболее отвечающую сложной, многоплановой, многодревней задаче. Видимо сам Бог открыл ему многие тайны. Он разработал некоторые специальные упражнения для наработки навыков владения этой уникальной, не похожей на другие, краской (в иконе присутствует и форма и пластика но они выявляют «преображённую материю, где свет распространяется по отличным от физического мира законам (белильные пластины, чётко отдаленные друг от друга, движки и т.д.) лики иногда как бы «светятся изнутри» как апостол Павел Андрея Рублёва. С 1992 года занимаюсь профессиональной иконописью (2 года учился). Писал много повторов – «Троицы» Владимирской», «Спас поясной». Иногда компилировал, восстанавливал утраты, некоторые иконы рисовал без образцов (мученица Вера, святой Пантелеймон) Большое внимание уделяю пластике, лепке формы (хоть и не «академической»), созданию гармоничных цветовых рядов (в иконах праздников). Нужно подобрать цвет по яркости, тону, интенсивности, плотности (например горки пишутся более тонким слоем, чем одежды) некоторые цвета пишутся плотно (мафорий на Богородице). Важно сочетание «грязных, сложных, и открытых, чистых цветов (а в иконе бывают и «закрытые, «таинственные» цвета»).

http://azbyka.ru/frontinskiy/ya-pochuvst...

Русская Православная Церковь. Москва, 2000. С. 252-258; Журавский А.В. Приход в Русской Православной Церкви. ХХ в.//ПЭ Т. Русская Православная Церковь. Москва, 2000. СС. 276-294; Дружинкина Н.Г. Православные приходы в России во второй половине XIX – начале ХХ в. (на примере Санкт-Петербургской епархии). Москва, 2009; Пулькин М. В. Православный приход и власть в середине XVIII – начале ХХ века. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009; Белоногова Ю.И. Приходское духовенство Московской епархии и крестьянский мир в начале ХХ века. (По материалам Московской епархии). Москва, 2010; ImmekusE. P . Die russisch-orthodoxe Landpfarrei zu Beginn des XX. Jhs. Nach den Gutachten der Diözesenbischöfe. Würzburg, 1978; Oswalt J. Kirchliche Gemeinde und Bauernbefreiung: Soziales Reformdenke in der orthodoxen Gemeindegeistlichkeit Russlands in der Ära Alexanders II. Gött., 1975 Библиография на эту тему гораздо скромнее и состоит в основном из исследований, проводимых ПСТГУ: Приход Русской Православной Церкви. Материалы к изучению приходской жизни. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2011; Повный Ф., прот. Организация приходской жизни в условиях современного мегаполиса: диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Минск: Минская духовная академия, 2011. Там же и обширная библиография по теме. Тут следует оговорить, что автор данных строк ни в коей мере не выступает против воцерковления культуры, при том обязательном условии, что эта самая воцерковленная культура не будет восприниматься как необходимый элемент церковной жизни. Комментарии ( 5): протоиерей Александр Пелин, Санкт-Петербург 26 апреля 2015г. 09:16 Видимо, интересное исследование, да и статья критически выдержанная. Боюсь, что автор указанного исследования отец Феодор Повного, если цитаты из его диссертации верны, все же слишком сужает понимание прихода. Полагаю, что есть несколько пониманий " прихода " как такого. Это и самая малая ячейка народа Божьего, по сути, если приход возглавляет епископ, это и есть самая малая и полная " местная " церковь.

http://bogoslov.ru/article/4524604

Отцы Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года приняли решение о прославлении для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Деяние о канонизации новомучеников предусматривало продолжение работы по выявлению их имен, а «включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых». В 2000 году в сонме новомучеников было поименно прославлено 1097 человек. На сегодняшний день в числе поименно прославленных — 1765 человек, из них за период с октября 2004 года, когда состоялся предыдущий Архиерейский Собор, и до сего дня в состав Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века Определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода были включены имена 177 подвижников, пострадавших за веру в годы гонений, материалы о которых поступили из следующих епархий: Архангельской, Астраханской, Брянской, Екатеринбургской, Йошкар-Олинской, Казанской, Московской, Одесской, Ростовской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Саранской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Чебоксаро-Чувашской и ставропигиального монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Архиерейский Собор 1992 года принимал определение: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников ХХ столетия, в пределах каждой епархии». Эти комиссии занялись изучением и сбором архивных материалов и устного предания о новомучениках и исповедниках Российских. Работа их во второй половине 90-х годов ХХ века и первые годы нынешнего десятилетия протекала в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества с государственными и ведомственными архивами и дала свои результаты. С сожалением констатирую, что на сегодняшний день положение дела изменилось. За последнее время принят ряд новых законов, которые кардинальным образом изменили ситуацию, сделав невозможным для епархиальных комиссий ознакомление с фондом следственных дел в отношении пострадавших за веру в годы гонений и получение необходимых копий.

http://sedmitza.ru/lib/text/429934/

Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В 1648 г. архиеп. Рязанский и Муромский Моисей († 1651) послал по случаю свирепствовавшего морового поветрия «к Косимовскому царевичу Сеит-Бурхану Арослановичу» грамоту о «бережении игумении новаго девичьяго монастыря Казанскаго» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В 1654 г. архиеп. Рязанский сщмч. Мисаил отправился в Касимовское царство, откуда сообщал государю: «В лето 7162... Касимовский царевич Сеид-Бурхан креститься обещался же и Патриарх Никон ко Святому Крещению огласил и имя ему нарек Василий». Вскоре царевич принял крещение, т. к. существовала предварительная договоренность о его браке с сестрой царя Алексея Михайловича Ириной Михайловной, но венчание не состоялось; царевич Василий Арсланович женился на Марии, дочери боярина Никифора Юрьевича Плещеева (Там же. С. 71-72). После принятия христианства царевич Василий Арсланович помогал К. м.: «...игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов» (Там же. С. 110). Т. о., в XVII в. обитель существовала благодаря касимовской царской семье: местночтимому подвижнику благочестия царевичу Иакову Васильевичу , его отцу, Сеит-Бурхану Арслановичу (в крещении Василию) и бабке, вдове царя Арслана Фатиме Султан-Сеитовне. Эта семья пожертвовала К. м. земельные угодья в Касимове по берегу р. Оки и часть вотчин вне города; все насельницы обители снабжались одеждой и продуктами до самой смерти Василия Арслановича (в 1679 погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре ). Царица Фатима также содержала К. м. на свои средства, но после ее смерти настоятельница была вынуждена просить помощи у царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. По преданию, царевич Иаков, заболевший горячкой в ранней юности, обратился с молитвой к Пресв.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Кого Церковь прославляет во святых своих? Особенности исследования подвига новомучеников 12 марта, 2009. Игумен Дамаскин (Орловский) Как из выдающихся деятелей очень мало прославленных святых, так и из убитых в ХХ веке – много пострадавших, но мало мучеников за Христа. Христианский образец на все времена остается один и тот же, и не внешние обстоятельства жизни важны, даже и такие как насильственная смерть во время гонений, а внутренняя жизнь христианина, его праведность в очевидном и ясном выражении заповедей Господних. Московская епархия Русской Православной Церкви Игумен Дамаскин (Орловский) – член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе в Москве. Член Союза писателей России, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» (www.fond.ru), член научно-редакционного совета по изданию Православной энциклопедии. Автор семи книг «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» (1992-2002), составитель полного свода житий новомучеников и исповедников Российских ХХ века (на настоящий момент изданы жития за январь, февраль, март, апрель, май, а также жития тех святых, чья память празднуется только в Соборе новомучеников). Кого Церковь прославляет во святых своих? Есть ли разница между прославлением святого в Церкви и прославлением между людьми выдающегося человека за достижения в области культуры – в широком значении этого слова, включающего в себя всю созидательную деятельность человека? Огромная разница. Во святых Церковь прославляет Бога, Божественное действие Духа Святого, в человеке люди прославляют выдающиеся таланты, служащие зачастую не Богу, а людям, не духовной стороне, а материальной. Дух Святой может жить в человеке, если человек предоставил Ему место – очищенные от страстей тело и душу, если душа человека с ее страстями, грехами и гордостью самоупразднится, и поэтому первая ступень к возможности прихода в душу человека Божией благодати – это самоумаление человека, исполнение первой заповеди блаженства о нищете духа. Без этого невозможно приблизиться к человеку Духу Святому в рамках задачи по спасению его души. Церковь, прославляя святых, – прославляет действия Божии в мире: веру, дающую возможность устоять перед любыми испытаниями, чистоту, недостижимую для падшего человека, рассуждение, непостижимое для тленного разума, но о котором можно сказать, что этот человек имеет ум Христов, как о том писал святой апостол Павел (1 Кор. 2:16).

http://pravmir.ru/kogo-cerkov-proslavlya...

Он же упоминается среди кинешемских отцов с иноческим именем Евпсихий в синодике 1811 г. (ГИМ. Щук. 150. Л. 6), а также с прозвищем Судиславльский как автор ряда сочинений ( Мальцев А. И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII - нач. XIX в.: Проблема взаимоотношений. Новосиб., 2006. С. 495-496). Начиная с 30-х гг. XIX в. в отношении Ситьминской и др. федосеевских моленных проводились следствия, их запрещалось ремонтировать, из моленных изымали колокола, в результате они или были превращены в единоверческие храмы, или разрушены. В Уржумском у., граничившем с Нолинским, наиболее известным центром было с. Турек, федосеевцы к-рого связывали свою историю со встречей в кон. XVIII в. их односельчан со старообрядцем, сосланным в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . Старообрядческое сообщество Турека (рябиновцы), где в 1817 г. была устроена моленная, со временем разделилось на ряд более мелких согласий в зависимости от воззрений на конечные судьбы мира, отношение к браку и к форме креста. В Уржуме в наст. время действует зарегистрированная община федосеевцев, их группы известны также в Нолинском р-не. Большое значение в общероссийском масштабе имела дер. Ст. Тушка Малмыжского у., в к-рой жили федосеевцы и поморцы, активно занимавшиеся предпринимательством. В 1-й трети XIX в. здесь уже существовала моленная, в 50-х г. XIX в. было решено переделать ее в единоверческую церковь, что и осуществилось почти десятилетие спустя. В 1882 г. местные федосеевцы получили разрешение открыть новую моленную в двухэтажном доме, предоставленном крестьянином А. А. Черезовым, в 1888 г. дом был выкуплен членом старотушкинского федосеевского об-ва К. С. Бушмакиным. В кон. ХХ - нач. ХХ в. из-за снисходительного отношения в Ст. Тушке к новоженам (см. в ст. Брак ) у общины возникли разногласия с московским Преображенским кладбищем , преодоленные в 1906 г. Особую известность центр старообрядчества в Ст. Тушке приобрел в нач. ХХ в., после того как Л. А. Гребнев в 1908 г. перевез туда типографское оборудование из дер.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

зап. К., 2003; Бродович И. А. 30-летие Церк. археол. музея при КДА//ТКДА. 1903. 2. С. 231–253; Голубев С. Т. Неск. страниц из новейшей истории КДА: (Ответ проф. Голубева проф. Титову и беседы его с разными лицами по вопросам ученым, учебным и житейским). К., 1907; Родосский. Словарь студентов СПбДА. 1907; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1908–1909. 2 т.; Пархомович А. М. КДА (ныне императорская) для Кишинёвской епархии с ее учебными заведениями (1813–1913): Ист. археол. справка к 300-летию Академии (15.10.1615-1915). Кишинёв, 1914; Руткевич П., прот. Мои восп. о КДА за время с 1879 до 1883 гг.//Киевские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. 12/13. С. 285–296; I. старовина в Церк. археол. Укр. науч. товариства в К., 1918. Кн. 17: Зап. Icm. i филол. cekцii. С. 87–91; Микитась В. Л., Микитась Н. Д. Акад. М. I. Петров. К., 1994; Ульчновський В. «Третя складова» icmopuko-цepk. школи Icmopiя Церкви, науки i культури: Npoceмihapiй. К., 1997. Вип. 1. С. 134–144; он же. Церква в Дepжabi 1917–1920 рр. К., 1997. 2 кн.; он же. Дbiчi професор: Степан в yhibepcumemcьkoмy та akaдeмiчhoмy контекстах. К., 2007; Ткачук М. Л. КДА в ocbimяhcьkoмy «abmohoмiзaцiйhoмy» pyci поч. ХХ Akaдeмiя. 2007. Вип. 4. С. 149–165; она же. Фiлocoфcьka спадщина КДА: Стан i перспективи дocлiджehhя//ТКДА. 2009. 11. С. 205–214; она же. За що його засудили?: (До вигнання з КДА проф. В. Akaдeмiя. 2010. Вип. 8. С. 64–78; она же. Свт. Иннокентий (Борисов) и его роль в истории КДА//ТКДА. 2010. 12. С. 207–225; она же. Трансформационные процессы в духовной школе нач. ХХ в.: Опыт КДА//Там же. 2011. 14. С. 109–121; она же. «Академию бесконечно люблю…»: Архиеп. Василий (Богдашевский) как студент, профессор и ректор КДА//Там же. 2012. 16. С. 27–56; Kpaйhiй К. К. Icmopuku лаври XIX — поч. ХХ ст. К., 2000; он же. Цepk.-icmopuчhe та товариство, 1872–1920//Лаврський альм. К., 2001. Вип. 4. Спецвип. 1; он же. Видання Цepk.-icm. та археол. товариства при КДА як джерело до його 2012. 17. С. 38–47; Файда О. В. Kupuлo-мeфoдiяha на cmopihkax «Трудов КДА»//Проблеми слов’янознавства.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

К данному моменту Комиссия изучила материалы о 860 мучениках и исповедниках, вопрос об общецерковном прославлении которых, согласно предшествовавшим решениям Священного Синода, предлагается рассмотреть на настоящем Архиерейском Соборе. Вместе с поименным прославлением подвижников, чей подвиг уже изучен, предлагается совершить прославление всех за Христа пострадавших новомучеников и исповедников Российских ХХ века пока неизвестных людям, но ведомых Богу. Такое прославление всего сонма за Христа пострадавших новомучеников и исповедников Российских ХХ века поименованных и неименуемых не оставит вне церковного почитания всех пред Богом святых этого периода. С древности Церковью совершалось соборное прославление безымянных мучеников. Так, в Православном календаре поминаются 28 декабря 20.000 мучеников, в Никомидии сожженных, 29 декабря – 14.000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, 12 января – мученица Татиана и с нею в Риме пострадавшие и т.д. Безымянные мученики поминаются не менее 70 дней в году. Поэтому нет ни канонических, ни литургических препятствий для прославления безымянных мучеников, пострадавших за Христа в единении с Церковью. В епархиях Русской Православной Церкви прославлен ряд местночтимых новомучеников и исповедников. Предлагается включить имена этих подвижников в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Среди них известные всей Церковной Полноте: митрополит Одесский Анатолий (Грисюк; 1880-1938), архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий; 1877-1961), архиепископ Пермский Андроник (Никольский; 1870-1918), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий; 1886-1929) и другие. Напомню, что Архиерейский Собор 1992 года установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века 25 января (ст. ст.) в случае совпадения сего числа с воскресным днем или в ближайший воскресный день после оного. В принятии такого решения Собор руководствовался Постановлением Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., где в Определении «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» устанавливалось в этот день совершать поминовение «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010