—305— него, как на человека двоедушного. Того, чт ясно было Павлу, не могла, конечно, не видеть и Ирина. Как сейчас покажем, единственным средством осилить иконоборцев для Ирины было созвание вселенского собора. По указанным причинам, Павел всего менее мог стать во главе его; одни сношения с Римом и с восточными патриархами должны были представить для этого почти непреодолимые затруднения. Сознание этого едва ли могло не отозваться на отношениях Ирины к Павлу: ему если, может быть, и не делали намека, то стали его игнорировать. По той или другой причине, а скорее всего – по обеим вместе, Павел 31-го августа 784-го года оставил кафедру и постригся в обители Флора. Сцена его удаления в общем одинакова представляется во многих известиях. Императрица, узнав об уходе патриарха, отправилась к нему с сыном, и спросила, почему он оставил кафедру. По сообщению Игнатия, Павел отвечал следующее: «сделать это заставили меня болезнь и чаяние скорой смерти, а главным образом (πολ δε πρτερον) меня привело сюда поругание церкви, побораемой ересью и так поруганной, что язва кажется неизлечимой, и в-третьих (τρτον) – то, что я рукою и чернилом закрепил свое согласие с ересью. Невозможно мне было избежать сетей зловерия, и я языком и рукою был уловлен ими, чт меня особенно мучает». Упомянув затем, что все другие церкви сохраняют православие, Павел продолжает: «я готов скорее лечь в гроб, чем подвергнуться анафеме со стороны четырех апостольских престолов». В заключение он просил императрицу постараться возвратить церкви древнее благолепие и указал ей «искусного делателя (γεωργς πανεπιστμων), который мог возрастить гроздь истинного исповедания», – в лице Тарасия. 1657 Легко заметить из этого ответа, что боязнь анафемы со стороны могущего быть вселенского собора была главным побуждением удаления для Павла. Другие известия прямо и отмечают только это одно побуждение. 1658 Любопытно также, что в ответе Павла со- —306— звание вселенского собора предполагается уже предрешенным: патриарх говорит так, что мысль об этом созвании представляется не новою, ему принадлежащею, а уже давно созревшею в среде, его окружавшей. Равно и указание Павла преемника себе в Тарасии может быть объясняемо скорее, как подтверждение и согласие его со взглядами Ирины и ее приверженцев на Тарасия, как на будущего патриарха, чем как личное мнение престарелого иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А так как сразу изменить дела нельзя, то ближайшим образом надлежит христианским народам воспитывать молодыя поколения в истинно-христианском духе, в духе всепрощающей любви, в духе, чуждом противнаго христианству эгоизма... При этом условии, по крайней мере, в будущем (хотя бы и отчасти отдаленном) последний стал бы все более и более отступать назад, а вместо него выдвигалось бы начало противоположное, – о войнах и разделах не пришлось бы уж так часто или даже и вообще слышать..., наступило бы, наконец, царство мира, «мира вечнаго»... Но исполнятся ли наши чаяния или нет, определенно сказать, конечно, нельзя, хотя, поскольку известна нам человеческая природа, как такая, мы скорее, разумеется, склонны ожидать отрицательнаго на вопрос ответа. Однако, мы искренно были бы рады, если б обманулись, т. е., если б человечество в будущем настолько изменилось к лучшему, настолько стеснило свой эгоизм, что все дела стало бы решать единственно в духе и по руководству любви, любви христианской... «Qui vivra, verra»... А. Бронзов. 7 октября 1890 г. 1 «Толковое Евангелие. Кн. вторая. Евангелие от Марка и от Луки… С предисл. и подробными объяснит. примечаниями Архим.» (после епископа) «Михаила». Москва. 1871 г., стр. 264. 2 «Новое Время» 1989 г. 1 июня, N 7994: «Новости военной литературы» (фельетон: статья «А-та» по поводу «шеститомного сочинения И. С. Блиоха: Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношениях»). 16 Подробности по вопросу «об отношениях человека к ближним» по «христианскому учению» см. в нашей статье, посвященной выяснению этого и помещённой в «Христ. Чт.» за 1897 г. (ноябрь). Чит. также нашу актовую речь о «Христианской любви, как единственно истинном принципе человеческих взаимоотношений» («Христ. Чт.» 1899 г., март). 22 См., напр., в «Церков. Вестник» 39; 1899 г.; 30 сент., стр. 1393, 1394) о «печальных плодах безрелигиозного воспитании во Франции». 23 Напр. На Филиппинах, – лишь только после испано-американской войны был низвергнут существовавший дотоле порядок вещей, – заявила себя фальшивая свобода вероисповедания, началось удаление духовенства, война против монастырей и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Штунд. Какие это свидетельства? Это весьма любопытно знать. Священ. В житиях святых мы находим много умилительных и убедительных рассказов о том, как умершие, которым – по смерти и суде над ними Божием в сороковой день – Господом определено было место в обителях ада, молитвами и милостынями ближних о них, бескровной жертвой и ходатайством Церкви были освобождены, и какие именно средства сильны изъять из места мучения попавшего туда, но достойного Божия снисхождения, грешника. Если хочешь ты или слушающие, – отыщу в книжках и вычитаю вам эти свидетельства. Все присутствующие, не исключая и Ивана, пожелали услышать эти рассказы. Я привёл 147 . Видите и слышите, братия мои, какие трогательные имеются доказательства того, что молитвы, милостыня и особенно молитвы пастырей и архипастырей, совершаемые ими во время божественной литургии, бескровная жертва, которую они приносят Богу, какую имеют силу перед Богом, и как полезны, как спасительны для умерших! Можно ли сему всему не верить и можно ли не творить таких молитв? Не только мы знаем от святых, что нужно молиться за умерших, это мы знаем и от Ангелов, которые являлись угодникам Божиим и открывали, что особенно полезны молитвы живых за умерших, творимые ими в 3-й, 9-й и 40-й дни, когда душа является к Богу на поклонение Ему. Такое явление Ангелов было святому Макарию Александрийскому и они, в беседе своей с ним, открыли ему, что для души умершего великая помощь – милостыня, молитва и бескровная жертва, заключив так: «Бог не попустил ничему быть в Церкви своей неблагопогребному и бесполезному; но устроил в Церкви Своей небесные и земные таинства и повелел совершать оные» (Слов. об исходе душ прав. и грешн. «Христ. Чт.». 1831 г., авг., час. XII). Даже есть и такое свидетельство, что молились за живого, почитая его за умершего, и в то время ему было особое душевное утешение, как сам он после сообщал молившимся о нём. Если Господь внял такой молитве и даровал живому отраду и великое благо, то тем более это Он, по милости и правосудию Своему, творит над умершими. Что скажешь мне на это 148 ?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

V. Письмо на имя Преосвященного Ректора вновь избранного в звание Почётного Члена Академии заслуженного ординарного профессора С.-Петербургской Духовной Академии (в отставке) Александра Львовича Катанского: „Позвольте почтительнейше принести глубокую благодарность Московской Академии и Вашему Преосвященству, досточтимому её Представителю, за высокую честь избрания меня в число почётных её членов. Это избрание вдвойне для меня дорого. Московская Академия – вторая моя Alma mater, 40 лет тому назад с любовью принявшая меня, молодого и неопытного, прямо со школьной скамьи, в число своих многоучёных тружеников и направившая мои первые шаги на поприще учебной и учёной деятельности. А потому с юных дней она была мне родной и сердечно близкой и во всю дальнейшую мою жизнь составляла предмет всегдашних благодарных и светлых моих воспоминаний. 1003 Монофизиты в виду возражений православных прибегали к различению, что Христос состоит из двух естеств, однако не в двух. 1005 О желательных изменениях и улучшениях современного строя церковно-приходской жизни. Вера и Разум 8. Стр. 350. 1007 К вопросу о Всероссийском Церковном Соборе. Отклики на современность. Душ. Чт. 5 стр. 141 сл. 1010 С. Артоболевский. Св. Василий, архиепископ Новгородский. Моск. Церк. Вед. 17–18 стр. 201 сл. 1018 М.В. Великий „печальник земли Русской“ – патриарх всероссийский. Орл. Е. В. 14 408–409. Ср. Е. Сергий, А. Михаил и др. 1019 К. Ровинский. Указ 17 апреля и приходский вопрос. Слово 137. Ср. Церк. Вести. 17. 17-е апреля для православной Церкви. 1022 Любопытен состав Собора, по проекту церковной реформы архиепископа Пензенского Варлаама († 1876 г.). На Соборе должно присутствовать: не менее 24 епископов, 3 архимандрита, 3 игуменьи, 3 протоиерея, 3 священника, члены Государственного Совета и Сената, два-три человека старейших от учебных заведений, все головщики раскола... Душ. Чт. Соч. цит. Стр. 142–143. 1036 Перечень исследований, касающихся содержания сочинений преп. Макария, читатель найдёт в обширной и обстоятельной диссертации проф. А. А. Бронзова Преподобный Макарий Египетский . Его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. Т. I. СПб. 1899. Стр. 465–493. Здесь же даны подробные сведения о жизни и творениях преп. Макария, которых в настоящем очерке мы не касались, предполагая их известными. См. также соч. проф. А. Л. Казанского Учение о благодати Божией в творениях св. отцов и учителей церкви до бл. Августина СПб. 1902, стр. 208–242.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

греси ваши разлучают между вами и между Богом, и греси ради ваших отврати лице Свое от вас, еже не помиловати (ст. 3) я т. д. 12 Да просит же верою, ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобивя волнению морскому ветры возмогшему и развеваему. Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога. 15 Аще убо принесеши дар твой ко алтарю, и ту помяпеши, яко брат твой имат нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой. 16 И егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого: да и Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша... 20 Сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею-Материю Иисусовою, и с братьею Его... 22 И вниде Иисус в церковь Божию, и изгна вся продающия и купующия в церкви, и трапезы торжников испроверже, и седалища продающих голуби. И глогола им: писано есть, храм Мой, храмъ молитвы наречется: вы же сотвористе и вертеп разбойником. 23 Не стяжите злата, ни сребра, ни меди..., ни пиры в пут, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла: достоин бо есть делатель мзды своея. 24 Не весте ли, яко делающий священная от святилища ядят? и служащии олтарю со олтарем делятся? Тако и Господь повелт проповедающим благовестие от благовестия жити. 25 ... что достоит в субботы, добро творити или зло творити? душу сплети или погубити? Они же умолчаша... (ст. 9). 27 ... еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними естъ жених? Приидут же дние, егда Иотъимется от них жених, и тогда постятся. 29 ... иже восхулит на Духа Святаго, не имать отпущения во веки, но повинен есть вечному суду... (стх. 29). 31 Скажем о них кратко. За подробностями же отсылаем к другим своим статьям: чит., напр., «Христ. Чт.» за .1896 г., ноябрь-дек. и друг. 35 Чит., между прочим, нашу статью «К вопросу о нормальных условиях жизни христианской семьи» («Христ. Чт.» 1898 г., апрель). 37 … проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблены: их же не бе достоин (вес) мир: в пустыняхъ скитающеся и в горах и в вертепах, и в пропастех земных... 38 О нынешних юродивых (изредка заявляющих о себе) говорить считаем еще преждевременным; здесь возможно впасть в ошибку. 39 Чит., напр., о. Ковалевскаго сочин.: «Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. Историч. очерк жития сих подвижников благочестия». Москва. 1895 г. Читать далее Источник: А.А. Бронзов. Сущность христианского понимания молитвы и обетов.//Христианское чтение. 1899. 1. С. 3-36. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Такую именно, полагаю, а не другую, заключает в себе мысль толкуемое изречение. Но надо также обратить внимание на то, что и называет Сына Единородным Богом, и говорит, что Он есть в недрах Отца, дабы оказывался опять и находящимся вне единоприродия с тварью, и имеющим особое из Отца и в Отце существование. Ведь если Он действительно есть Бог Единородный, то как может не быть другим по природе сравнительно с теми, кои суть боги и сыны по усыновлению? – Единородный не может быть мыслим (как один) между многими братьями, но как единственный из Отца. А как, по слову Павла, хотя и много есть или и называется, как на небе, так и на земле, богов ( 1Кор.8:5 ), но Сын есть Бог Единородный: то очевидно Он должен быть вне других и не принадлежать к числу богов по благодати, но напротив – быть истинным (Богом) вместе с Отцом, чт и Павел вслед за вышеприведенными словами утверждает: нам же един Бог Отец, из Него же вся, и един Господь Иисус Христос, Имже вся ( 1Кор.8:6 ). Так как один —163— по природе есть Бог Отец, то сущее из Него и в Нем Слово не должно оставаться вне бытия-богом, украшаясь (божественными) свойствами Родившего и по существу восходя к равному (с Ним) достоинству, именно в отношении бытия-богом по природе. Потому-то и говорит, что Он есть в недрах Отца, дабы ты опять разумел бытие в Нем и из Него, по сказанному в Псалмах: из чрева прежде денницы родих тя ( Пс.109:3 ). Как здесь выражение «из чрева» полагает собственно в значении истинного рождения из Него, как бы опять по подобию с нами, ибо рождаемые от людей дети выходят из чрева: так и когда употребляет выражение " в лоне», то как бы желает выразительно указать на рождение Сына Отеческим лоном, на подобие богоприличного воссияния и неизреченного некоего исхождения к собственной ипостаси, имеющим (лоном) в то же время Его в себе, так как не чрез отсечение или отделение по телу произникло из Отца божественное Рождение (Сын). О семь и Сын негде говорит, что Он – в Отце, и с Своей стороны имеет в Себе Отца ( Ин.14:10–11 ), ибо само свойстве сущности Отца, естественно переходя к Сыну, являет в Нем Отца; также опять и Отец имеет в Себе Сына, как вкорененного ненепреложным тожеством сущности и как рожденного из Него, однако же, не чрез отделение или местное расстояние, но как всуществующего (в Нем) и всегда сосуществующего (с Ним).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—389— и Важеский, и его деятельность против раскола»; г) две премии Митрополита Московского Макария , по 97 руб. каждая, за лучшие семестровые сочинения – кандидатам Ивану Петровых и (в виду присуждения кандидату Константину Орлову премии протоиерея А.И. Невоструева в 158 руб.) Евгению Пясецкому, д) премию протоиерея И. Орлова в 32 руб. за лучшие успехи в сочинении проповедей (в виду присуждения Ивану Петровых премий Митрополита Литовского Иосифа и Митрополита Московского Макария ) – кандидату Александру Петропавловскому. 3) Присуждение премии имени Высокопреосвященного Димитрия, Архиепископа Тверского и Кашинского, отложить до будущего года. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1899 г. Декаб. 30. Смотрено и утверждается». 2396 Теп. сие чит. Мар. Зогр. Гал. др. соотв. С 2 др. и Сир. sch. р. hr. Но не чит. А В др. и Сир. Кур. и син. (Ефр. не им. и Господи) слав. Остр. Тип. Св. Ал. В Мар. же после человека. как С 2 и нек. Св. Ал.: вложит внегда прихожю без аз, как и нек. – влазит и Мар. Зогр. Гал. вм. слазит Остр. приходит Сим. 2397 Тип. Добр. чит. и перед возми соотв. мн. греч. Вм. ходи Тип. нед. Сим. Ал. в Остр. Мар. Зогр. Гал. Мст.: иди в дом твой. как код. 33. Сир. Кур. (после и ходи приб.: иди..) Ефр. 146. Конст. и Св. Ал.: бысть здрав вм. Древн.: цел бысть. Вм. Конст. и поздн. взем Map. Зогр. Гал. Ал.: взят Остр. Мст. Юр. Добр.: взя. 2398 Св. Ал.: глаголаша – не точно. Вм. же древнесл. Ал.: убо – ουν – точно. Иудеи – древн. и Ал. исцелевшему и древн. соб.: исцеленному Вм. Ти древ. и Ал.: тебе. У св. Ал. нет твоего, как одни греч. а др. греч. и слав. им. 2400 Св. Ал. точно по сих обретает – святилищи. В греч. вм. Ιαθεις как и Сир. кур. и др. (Син. ανθρωπος) др. чт.: ασθενων. 2-я пол. 13-го ст. разнообразно перев. в лат. (Тишенд.), чему соотв. и разнообразие Сир.: в sch: Иисус бо скрылся в толпе великой, которая была на том месте. – кур.: Иисус же удалился от того места в другое ради собрания людей, – син.: потому что Учитель удалился из того места в другое от толпы, – Ефр.: quia Iesus, cum. maltitudinem populi viderit, declinavit ab illo loco (последние три более между собою сходны).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . Зачем вам платить серебро не за хлеб и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня и вкушайте благо, и насладится благом душа ваша. 3 . Внимайте ушами вашими и следуйте по путям Моим, послушайте Меня, и поживет во благе душа ваша, и дам вам завет вечный, истинные милости (обещанные) Давиду 729 . 4 . Вот, Я во свидетельство народам поставил Его 730 , Владыкою и Повелителем народов. 5 . Вот народы, которые не знали тебя 731 , призовут тебя, и народы, которые не ведали тебя, поспешат к тебе, ради Господа Бога твоего, Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. 6 . Ищите Господа и, когда вы найдете Его, призывайте, а когда Он приблизится к вам, 7 . То пусть нечестивый оставит пути свои и человек беззаконный помыслы свои, и да обратится к Господу, и помилован будет, ибо Он премного оставит грехи ваши. 8 . Ибо Мои советы – не то, что ваши советы, и пути Мои – не то, что пути ваши, говорит Господь. 9 . Но как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших и помыслы ваши от Моей мысли. 10 . Ибо как дождь или снег сходит с неба и не возвращается, пока не напоит землю, и она родит, и произрастит, и даст семя сеющему и хлеб в пищу, 11 . Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, не возвращается ко Мне тщетным, пока не исполнит (всего) 732 того, что Мне угодно. И Я благопоспешу путям твоим и заповедям Моим. 12 . Итак, вы с веселием выйдете и с радостью будете изведены 733 , ибо горы и холмы будут скакать, ожидая вас с радостью, и все полевые деревья восплещут ветвями. 13 . И вместо терновника вырастет кипарис, и вместо крапивы вырастет мирт, и будет Господь во имя и во знамение вечное, и (это) не прекратится. 728 Соотв. слав. оскобл. и пийте, греч. чт. κα πετε наход. в алекс., син. и в ст. 22, 36, 49, 86. Оскоблено в слав. напрасно. 733 Слав. научитеся соотв. греч. διδαχθσεσθε – очень распространенное чт.: у Бабера, в ват., text. recept. и др., но в минуск. рукописях (22, 93, 198, 308), у Фильда, в паримийнике преосв. Порфирия есть другое чт. διαχθσεσθε (от διγω) будете проведены или изведены, в альд. χθσεσθε; у Иерон. deducemini. Это чт. соотв. контексту, евр. тексту, одобряется преосв. Порфирием и современными филологами (Schleusner. 2. Р. 84); им и мы пользуемся, отступая от славянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Прежде же праздника пасхи«, повествует евангелист Иоанн, т. е. до того действия, коим начинался собственно пасхальный обряд на вечере, до возлежания или во время спора учеников о первенстве при выборе мест для возлежания за праздничным столом, 53 – ведая Иисус, что пришел (др. чт. приходит и настал) Его час, чтобы, перейти из мира сего к Отцу, возлюбив Своих, сущих в мере, до конца возлюбил их, – и во время бывшей (т. е. происходившей – γινομνου, др. чт. происшедшей γενομνου) вечери», т. е. или во время предварительной части вечери, до возлежания и начала собственно пасхального обряда, или вообще во время совершенной, бывшей, происшедшей тогда, 14-го Нисана, вечери, 54 – »когда (А: и когда) диавол уже вложил в сердце, чтобы предал Его Иуда Симонов Искариот (др.: в сердце Иуды Симонова Искариота, чтобы Его предал), т. е. после уже совершившегося уговора Иуды Искариота с архиереями о предании Господа, что евангелист, по обычаю, опускает, как уже известное из синоптических евангелий, – «ведая (др. приб. Иисус), что все дал Ему Отец в руки и что от Бога изшел и к Богу уходит, 55 – встает с вечери, т. е. или с седалища, если это было до возлежания, – или с ложа, если это было после того, как Господь возлег, а ученики еще спорили о местах, 56 – и кладет одежды, т. е. снимает верхнюю одежду или плащ и остается для удобства действия в нижнем одеянии, длинном хитоне, – и взяв полотенце, находившееся в комнате для вытирания рук после неоднократного их омовения за вечерею, – препоясал Себя, – потом вливает (др. влил) воду в умывальник, вероятно глиняный сосуд для воды, требовавшейся для умовения рук, – и начал умывать ноги учеников и вытирать полотенцем, коим был препоясан. 57 И приходит к Симону Петру, 58 и (др. оп.) он (др. оп.) говорит Ему: «Господи! Ты (ли) мои умываешь ноги!» Отвечал Иисус и сказал ему: «что Я делаю, ты не ведаешь теперь, узнаешь же после сего». Говорит Ему Петр: «не умоешь моих ног (др.: ног моих) вовек». Отвечал Иисус ему: «если не умою тебя, не (воз)имеешь части со Мною». Говорит Ему Симон Петр: «Господи! не ноги мои (нек. оп. мои) только, но и руки (нек. приб. мои) и главу (нек. приб. мою и еще нек. лат: и все тело). Говорит ему Иисус: «омывшийся имеет нужду (Ор. Терт. Иер. и нек. лат ркп. приб: опять) только ноги умыть (др. чт: умыться без ноги, 59 но (др.: ибо) он чист весь, т. е. всецело – λος, по всему своему телу (и душе), во всех частях, в целом своем составе, 60 – и вы чисты, но не всю (πντες, т. е. все присутствующие ученики). Ибо ведал (нек. приб: Иисус) предающего Его, посему сказал: (др. приб. что) не все чисты вы («посему сказал, что не все чисты вы»: этих слов нет в D и Сир. iep., а син.: посему сказал слово это, кур. не сохранил текста).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010