—410— новывается на таком первоначальном контракте. Чт никогда не могло быть постановлено таким первоначальным соглашением, того никогда не имеет права постановлять и законодательная власть». 611 Для Канта совершенно безразлично, – имел ли место в истории подобный договор. Для него важна идея этого договора, дающая надежную точку зрения для оценки управления. Применяя эту идею к оценке международных отношений, он отстаивает политическую неприкосновенность всякого самостоятельного государства. А поскольку в принципе эта неприкосновенность признается и современным международным правом, постольку мы имеем здесь косвенное признание и Кантовской точки зрения на этот предмет. При таком общем взгляде на неприкосновенность самостоятельных государств, Кант, разумеется, не мог не признать вопиющим беззаконием все виды приобретения одним государством другого. Наследование власти в государстве известным лицам, если оно уже состоит правителем в другом государстве, не может быть приобретением одного государства другим: не правитель здесь приобретает себе царство, а наоборот – государство приобретает себе правителя. 612 Брачные союзы правителей точно также не могут быть основанием для уничтожения самостоятельности государств, потому что государства в брак не вступают. 613 Подобное же, хотя и косвенное, посягательство составляет отдача войск одного государства на службу к другому не против общего врага, потому что при этом подданные трактуются уже, как вещи, которыми можно распоряжаться совершенно по произволу. 614 Требования, содержащиеся в рассматриваемой статье, действительно образуюсь одно из самых существенных условий вечного мира. Если бы эти требования из сферы теоретического только признания перешли в практику международную, то множество войн было бы предотвращено. Безусловно законными мотивом войны, как мы видели, яв- —411— ляется защита народом своей политической самостоятельности. Поэтому все, что угрожает этой самостоятельности, есть вместе с тем и постоянная угроза миру. Большинство войн последнего времени были войнами за освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1303). 1124 Других духовных училищ в патриархате нет. И это неудивительно, ибо источник, из которого заимствуются деньги на содержание школ, случаен, не определенен и скуден. Это «тарелка», обносимая в храм за богослужением. – Сведение взято из одного официального документа, о котором речь ниже (Богосл. Вестн., 1893, III, 280). 1126 Chassiotis. L’instuction publique chez les Grecs. p. 307. – Любопытно что в университете православной нации в числе общеобязательных наук нет богословия. Вот что значит прогресс! 1133 Церк. Вестник, 1896, 47, стр. 1542. Письмо из Афин С (т.е. арх. Сергия, настоятеля при Афинском посольстве). 1136 Chassiotis р. 278–270: «Из отчета министра церковных дел в Афинах»: «Христ. Чт.». 1863. ч. II. 131–134. 1139 Архимандрита Антонина (покойного настоятеля при русской миссии в Иерусалиме). «Из Румелии», стр. 582–583, С.-Петербург, 1886. 1143 Во всяком случае известно, что пансионеры, отказавшиеся от священства по окончании курса, никакому денежному штрафу не подвергаются. Проф. Курганова, вышеуказан. сочин. стр. 444 1146 Кроме Афинского богословского факультета и Ризариевой школы в греческом королевстве, существует четыре (впрочем, одна закрылась) т.н. священнические школы, в роде наших духовных училищ: они открыты в 1856 году и имеют целью подготовлять юношей к духовному званию. Разумеется, они очень плохи, и мы не считаем нужными говорить о них, так как мне никакой пользы духовно-просветительным интересам Константинопольского патриархата оказывать не могли. См. о них в докладе митр. Германа: «Богослов. Вест. » 1893, III, 267–268. 1152 «В эту минуту, – пишет Амиель в своем дневнике – в эту минуту я чувствую себя хорошо и мне кажется странным, что я приговорен и так скоро. Жизнь не чувствует никакого родства со смертью. Поэтому, вероятно, всегда возрождается в нас машинальная, инстинктивная надежда, затемняющая разум и заставляющая сомневаться в верности научного решения. Жизнь стремится упорствовать в бытии. Она повторяет как попугай в басне, даже в ту минуту, когда ею душат: «это, это ничего».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По явке записи, стороны не могут отказаться от третейского суда, как разве окончив дело между собою без суда мировою сделкой, установленным для сего порядком в суде предъявленною. 1164 Быть посредником в добровольном третейском суде никто не принуждается, но приняв посредство и сделав о том отзыв в суде при явке записи, посредник не может уже отречься от суда, как разве: 1) за тяжкою болезнью; 2) за переменою местопребывания по службе; 3) за доказанною необходимостью быть в долговременной из города отлучке. 1165 Когда общий посредник (суперарбитр) избран и означен в записи, тогда при явке записи должен быть приложен его отзыв, изъявляющий его согласие; но, когда избрание его предоставлено частным посредникам на случай разделения голосов, тогда они могут избрать его и после записи, и даже тогда только приступить к избранию, когда уже откроется между ними: разделение. 1166 Но если общий посредник при составлении записи не назначен, а частные посредники в выборе его будут не согласны, тогда, при происшедшем в третейском суде разделении голосов, сей суд считается не состоявшимся и закрывается. 1167 Как видно из этих общих положений о составлении третейского суда, и самый «добровольный» третейский суд —102— подразделяется на два вида: а) по закону и б) по совести. Само собою разумеется, что духовное лицо может без всякой опасности взять на себя долг быть посредником или суперарбитром только в суде, по совести. Этот вид добровольного третейского суда мы и будем только иметь в виду. Быть третейским судьей по закону мы не рекомендуем духовному лицу по необыкновенной сложности источников нашего гражданского права, требующей от судьи юридического образования, опытности в делах и юридической техники, для духовного лица едва ли возможной. Установление третейского суда чрез запись, как это предписывается вышеозначенными статьями закона есть формальность, исполнение которой вовсе не требуется, если тяжущиеся, прибегающие к третейскому суду принадлежат к крестьянскому сословию. Здесь третейский суд установляется без всякой предварительной записи, без гербовой пошлины, без суперарбитра. Тяжущиеся крестьяне избирают по своему желанию по равному числу судей из каких угодно сословий, словесно заявляют о том Волостному Правлению, и эти избранные судьи совершают акт суда, где им угодно т.е. – в Волостном ли Правлении, или же в частном доме. Т, чт сообщает полное юридическое значение такому третейскому суду, есть запись решения в особую книгу, для сего обязательно имеющуюся в каждом Волостном Правлении и скрепление этой записи подписью Волостного Старшины и Волостного писаря. Раз приговор или решение третейского суда записано в эту книгу они получают полную законную силу. 1168 Вот статьи Общего Положения о сельском состоянии (Прилож. к IX т. Свода Зак.), определяющие этот упрощенный третейский суд:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

возможною» (стр. 23). Метафизика «у цивилизованных народов является в двух видах, в зависимости от того, где она ищет своих доказательств, – в себе самой или вне себя. Философские системы принадлежать к первой категории их доказательства имеют своим источником размышление, изощренное на досуге суждение; поэтому они доступны весьма незначительному числу людей и притом лишь на высокой ступени цивилизации. Системы второго рода называются религиями; их доказательство – внешнего характера; это – откровение, подтверждаемое знамениями и чудесами. 0ни удовлетворяют бесчисленное множество людей, более расположенных склоняться пред авторитетом и верить, чем размышлять» (ibid). Метафизическая потребность человека, в ее высшей форме, удовлетворяется философией. Что же понимает Шопенгауэр под философией и как определяет он ее предмет и границы? – «Истинная философия, говорит он, – та, которая научает нас понимать сущность мipa и таким образом возвышает нас над явлениями, не задаваясь вопросами о том, откуда произошел мip, или куда он идет, или зачем он существует; она спрашивает только: что он такое»? «Заслуга и честь философии не в том, чтобы, подобно мистикам, постигать data в исключительных обстоятельствах, а в том, напротив, чтобы понимать все, что дается восприятием внешнего мipa. Поэтому она должна оставаться космологией, никогда не делаясь теологией. Она должна ограничиваться этим мipoм: выразить вполне, чт он такое в его сокровеннейшей сущности, – вот все, что она в праве сказать» (стр. 25). Таким образом, философия Шопенгауэра, в сущности, остается в границах опыта и только координирует его элементы, – следовательно, не имеет претензии отступать от начал Кантовой Критики. Поэтому Рибо справедливо называет ее «имманентным догматизмом». потому что «она остается в области опыта, который предполагается объяснить, свести к его последним элементам, – в противоположность трансцендентному догматизму, который, игнорируя опыт, поднимается над мipoм и надеется все объяснить посредством произвольных гипотез или теологических решений» (стр. 27). Он соглашается с отзывом одного из учеников нашего мыслителя, что

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

множ. еще ни разу, – во-2-х, в паралл. ( Лк.6:36 ) заменено γ()νεσθε – и, в-3-х, в ( 1Пет.1:15 ) в цитате LXX также имеется вариант γ()νεσθε: все это заставляет при толковании σεσθε у Матвея не опускать из виду указания и на то, что последователями Христа не только повелевается быть совершенными, как совершен Отец Небесный, но и дается непреложное обетование и надежда, что они действительно будут таковыми. 1060 Только во ( Втор.18:13 ) употреблен термин τλειος (–евр. тамим – целый, неповрежденный), но с ограничением ναντου Κυρου του θεοι σου. Таким образом в смысл ветхозаветной праведности по страху пред Грозным Иеговою (евр. вм. ενοπιον стоит предлог им, что не меняет смысла), а не по подражанию Богу как Небесному Отцу. Еще только в ( Быт.6:9 ), употреблен термин о Ное, но с выразительным ограничением: в роде своем. Такая редкость употребления термина в Пятокнижии указывает и на то, что идея богоподобного совершенства человека была преждевременна для сознания тогдашнего Израиля. 1063 Это ς или др. чт. σπερ глубоко и существенно отличает учение Христа от буддийско-пантенстического учения о переходе деятельно-личной жизни человека к безлично-мертвому покою Нирваны в слиянии с Божеством. Христианин есть и будет становиться непрестанно не Богом, но только как Бог. Вечное блаженство деятельно-личного нравственного самоусовершения (прогресса) есть основная истина христианской нравственности. 1064 προσεχετε – усиленно, тщательно старайтесь, прилежите, – имейте напряженное старание Δικαιοσυνην, как Син. Ват. Вульг. др. вм. ελεημοσυνην, как Др. и Сл. Русс., – с τν указывает на (5:20) и след. 1065 Для правильного уразумения как этой, так и других заповедей Господа, необходимо иметь в виду, что в Нагорной Беседе речь о милостыне, как религиозно-нравственном подвиге и частном осуществлении идеала Правды Христовой. Но здесь конечно отнюдь не воспрещается благотворительность, как общечеловеческая, свойственная всем религиям, и даже как гражданская добродетель. 1067 Термин πιοσιος, по свидетельству Оригена , не встречающийся ни у классических писателей, ни в народной речи, составлен вновь самим евангелистом от πεναι.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1043 ι τι γγομεν, ν ν ατ ζω вм. подлин. так что открывается возможность думать, что «ν υτ – в Нем» св. Кирилл относил к « γγομεν – что произошло», т.е. к тварям, а «ζω – жизнь» считал подлежащим и относил к Логосу, т.е. Логос как жизнь был в тварях. Впрочем, речь не вполне определенна, а εν αυτω грамматически трудно относить к γγομεν, следовало бы ожидать ν τυτ. Поэтому можно понимать и так: что произошло, (тому) в Нем жизнь была, – и так: если что произошло, (тому) была в Нем жизнь. 1053 Отсюда легко разрешаются все недоумения, предъявляемые к учению Христа о клятве. Ап. ( Иак.5:12 ) только повторяет учение Христа о внутренней правдивости и излишности клятвы с точки зрения нравственного идеала, как на побуждение к исполнению его указуя на возможность подпасть осуждению (или по др. чтению: впасть в лицемерие) за уклонение от идеала, за ложь и клятвопреступление, но не давая внешне-формального запрещения клятвы. Сам Спаситель, как исполнивший всю правду и явивший нам в Себе единственный и всесовершеннейший образец всецелого осуществления идеала Правды Божией, не должен был и действительно не клялся, и не божился никогда. Заклинанье (εξορκιζω др. чт.: ορκιζω) первосвященника Богом Живым, после чего Господь дал ответ, было ли, во-1-х, внешне-формальною присягою или простым клятвенным увещанием и божбой (как наше: Бога ради) – это остается неясным, – особенно в виду ( Мк.5:7 ), где мы имеем дело конечно не с присягою, а только с увещательным обращением бесноватого. Во-2-х, опущение первосвященнического заклинания у ( Мк.4:61 сл.; Лк.22:67 сл.) ведет к мысли, что Господь дал бы ответ и без этого заклинания (как у Марка и Луки), а отнюдь не по принудительной для Него клятве. В-3-х, наконец, так как совершенно такое же заклинание бесноватого осталось не исполненным, то и заклинание первосвященника отнюдь конечно не обязывало бы Господа к ответу, если бы Он не должен был дать этот ответь и без всякого заклинания первосвященнического. В соборных посланиях, писанных апостолами из Двенадцати, мы также не встречаем клятвенных обращений (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таковы основания и условия совершения третейского суда, добровольного, по совести. В них нельзя усмотреть никакого юридического препятствия к приложению современным нам священником его долга и права быть миротворцем и мудрым по христианской совести своей посредником-судьей своих пасомых, стечением обстоятельств, ставших в отношение тяжущихся, враждующих. Действующее законодательство о третейском суде напротив, как будто всячески покровительствует именно священнику (только не называя его) выступать со всею силою своего духовного орудия действовать на сердце и совесть враждующих в качестве миротворца и судьи. Это в особенности нужно сказать о той настойчивости, с какою закон выставляет на вид миротворческую задачу третейского суда, отсутствие всяких формальностей в делопроизводстве и значение «чистой совести» как единственное основание решения. Но кому же из всего наличного состава современного сельского общества быть всего естественнее органом хри- —106— стианской чистой совести, как не священнику? Само собою разумеется, что в данном случае речь может быть не о субъективном нравственном превосходстве священника над каждым духовным его чадом: один сан еще не гарантия и ручательство за личную высоконравственность, за чистоту побуждены и нравственного сознания, за стойкость и твердость нравственного характера, за внешнюю, наконец, нравственную безукоризненность и репутацию. Дело не в личном нравственном достоинстве, которым может отличаться и «ничего не значащий в церкви» и которого может не обнаружить в должной мере предстоятель ее (какового никто и не изберет себе в судьи); а дело в том, что по самому священному званию своему и общественному положению священник обладает нравственным авторитетом, какого, не имеет в сознании всей паствы его ни один из ее членов. Когда священник обращается с словом назидания, с обличением, с указанием на заповедь закона Божия, в данном случае напр., нарушаемую или колеблемую, то всякий крестьянин, всякая крестьянская баба сознает, что он имеет непререкаемое право это делать и почувствует по крайней мере стыд, если осмелится прекословить или состязаться со священником. И наоборот, раз последний покривит своею совестью и, Боже сохрани, будет в этом замечен, он сам принужден будет сгорать со стыда на глазах своих подсудимых. Не то обыкновенный, мipckoй человек; будь о высокой честности, общепризнанной репутации, – он безоружен в качестве моралиста проповедника пред всяким плутом и нахалом, который прямо ему и скажет: «да ты кто? Поп чт ли, что меня поучаешь! Не за свое ремесло взялся»! – и будет прав.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И надо сознаться, что эта реакция в значительной мере сделала свое дело. Кто знаком с современным состоянием философии, того не может не поражать скромность задач и осторожность тона, какими отличается современная философия, например, от философии сороковых годов. Я откровенно скажу, что в наше время самые слова «абсолютная истина» в ушах многих даже образованных людей прозвучат довольно дико… Но историк философии знает, что это есть лишь случайное, обусловленное специальными историческими обстоятельствами явление. Ничто нам не может ручаться, что ближайшее будущее не подарит нам системы, которая с не меньшей притязательностью на универсальность, чем, например, гегельянство, но с большей научной основательностью приобретет господство над умами, и такими образом еще раз пред сознанием мыслящего человечества промелькнет обольстительный образ найденной, наконец, последней истины. И внимательные наблюдатели даже довольно уверенно пророчат это будущее. Во всяком случае, историк должен считаться с теми чертами в понятии философии, какими она заявила себя на протяжении своего многовекового существования и может еще не раз заявить, а не с временными, характеризующими, может быть, упадок и ослабление философской продуктивности. Чт же такое эта «абсолютная истина», как идеал философии? В каком отношении стоит она к истории философии? – Абсолютная истина, как мы видели, является противоположностью истины относительной. В специальных науках источником относительности достигаемого ими познания являются их общие понятия и предположения, которые они принимают без критики и проверки. Философия берет эти общие понятия и предположения предметом своего специального исследования и тем делает шаг к освобождению знания от характера относительности. Но построить систему, чуждую всяких догматических примесей, т.е. не проверенных критически общих понятий и предположений, это превышает силы единичного человека и составляет задачу целого человечества. Гениальные и наиболее дально- —223— видные философские умы не мало вложили труда в эту работу и многое выяснили в этом направлении, но браться за решение этой задачи во всей полноте не отваживались.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Образцом для не и послужила т.н. германская коллегия в Риме, происхождение германской коллегии при папе Юлии III, учреждение ее по мысли Игнатия Лойолы, чт сделано этим последним в образовательном и дисциплинарном отношении для этой коллегии; – полное устройство ее при папе Григорий XIII, образовательная и дисциплинарная система этой коллегии при названном папе, – краткие сведения из истории этой коллегии в последующее время. – Греческая коллегия в Риме, ее происхождение при папе Григории XIII, цель и задача ее; замечательная заботливость его о греческой коллегии, первые ученики ее, первые ректора ее, первые же кардиналы-попечители в ней (сочувственное и несочувственное отношение к ней этих последних); подчинение ее ордену Иисуса; – сведения о системе образования и дисциплины в этой коллегии; введение в ней т.н. Мариинской конгрегации с целью утверждения в ее питомцах], (римско-католической) религиозности. – Важнейшие питомцы ее: Лев Алляций, Петр Аркудий, – Паисий Лигарид. – Упадок греческой коллегии и незначительность ее влияния на Востоке. – Успехи римского католицизма на Востоке в XIX-м веке, свидетельство об этом, пессимистические предсказания одного римско-католического писателя касательно будущности католической пропаганды на Востоке, утешительны я для православных. – Отношение греческой церкви к западной по данным греческого канонического сборника, именуемого «Пидалиона» резкость взглядов «Пидалиона»; свойства обыденных, практических отношений представителей греческой церкви к западной церкви. Из того, что было раскрыто выше касательно отношений турецких властей к греческой и латинской церквам, —506— следует, что латинская пропаганда до XIX века не могла иметь успеха на Востоке. Это понимали и папы. А потому папская курия хотела действовать другим путем для достижения своих целей. Она решилась воспитать возможно большее число Греков в духе папских стремлений и таким образом незаметно, чрез этих своих питомцев распространить идеи католицизма в среде Греческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зная, как Тарасий направлял ход соборных заседаний, трудно отрешиться от мысли, что и правила составлены собором главными образом, по его указаниям. Некоторым из них во всяком случае несомненно предложены для соборного утверждения патриархом, как о том говорит самое содержание правил. 1961 О многих других правилах хотя и нельзя утверждать того же прямо, но самый характер их дает понять, что они были необходимыми дополнением той программы, которую стремился осуществить Тарасий в видах наиболее полного торжества православия. Рассматриваемые в связи, почти все правила удобно могут быть разделены на два разряда: одни преследуют злоупотребления, источником которых была церковная политика иконоборческого —475— правительства, а другие направлены против тех нестроений в церковной жизни, на который опирались иконоборцы и которые служили некоторым оправданием их репрессивных мер, особенно относительно монашества. Как мы говорили выше, иконоборческие императоры старались замещать епископские кафедры лицами, объявлявшими себя на стороне, реформы, причем главным достоинством, дававшим преимущество одному из многих кандидатов, естественно считалась наибольшая ревность его к делу реформы. Такая политика открывала дорогу к кафедрам людям сомнительных качеств во всех отношениях, на чт, как мы видели, указывал автор 4-й речи за иконы, приписываемой Иоанну Дамаскину . Для устранения неприглядных явлений в этой области избрание епископов и вообще клириков мipckuмu начальниками правила считают недействительным 1962 ; от кандидата на епископство – требуют, чтобы он «знал в совершенстве псалтирь (πντως τ ψαλτριον γινςκειν), с рассуждением (ρευνητικς), а не бегло (παροδευτικς) читал священные правила, святое Евангелие, книгу божественного апостола и все божественное Писание, чтобы он был подготовлен к жизни, согласной с божественными заповедями и к учению вверенного ему народа». 1963 Как господствующий порок среди высшего духовенства, осуждается сребролюбие, требование подарков от рукополагаемых, расхищение монастырских имуществ 1964 , отсюда франтовство в одежде и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010