Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006) С детских лет отец Иоанн рос в церкви: в возрасте шести лет был пономарем, затем исполнял обязанности иподиакона. Владыка Николай (Никольский), услышав, что его двенадцатилетний иподиакон хочет быть монахом, сказал: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно будешь монахом». В 1929 году Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы, работал в Орле бухгалтером, но был уволен, и в 1932 году переехал в Москву, где стал работать главным бухгалтером на маленьком предприятии (это давало возможность часто посещать храм). С 1944 года будущий старец служил псаломщиком в храме Рождества Христова в Измайлове, а 14 января 1945 года митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить. Экзамены за курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950 году, закончив четыре курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору («антисоветская агитация») получил семь лет исправительно-трудовых лагерей с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Отец Иоанн был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг, работал на лесоповале. Через три года по состоянию здоровья (без его просьбы) был переведен в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевым, где работал бухгалтером. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, отец Иоанн был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности, почти одиннадцать лет. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, преподобный Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архитектор Андрей Альбертович Анисимов Родился в 1960 г. Окончил МАрхИ в 1983 г. В 1985-1987 гг. главный архитектор г. Когалыма. В 1987 г. учредил Творческое объединение при Архфонде Союза архитекторов СССР, с 1994 г. преобразованное в " Товарищество реставраторов " . В 2000-2010-х гг. - один из наиболее успешных и востребованных архитекторов в церковной среде, творческий руководитель авторитетного коллектива, выполнившего сотни и реализовавшего десятки проектов в России и за рубежом. Обширный ансамбль из построек мастерской А.А. Анисимова сформировался, в частности, на островах Валаамского архипелага. Многие проекты отличаются весьма высоким художественным уровнем, что неоднократно отмечалось профессиональной критикой. Список храмов, которые построил Андрей Альбертович Анисимов (или с его участием) Алтайский край Церковь Владимирской иконы Божией Матери Бурлинский район, Бурла Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), С.С. Кантерин Год постройки: Между 2017 и 2019 Амурская область Церковь Алексия царевича Свободненский район и г. Свободный, Свободный Архитектор: А.А. Анисимов Год постройки: Между 2017 и 2019 Владимирская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Александровский район, Балакирево Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), Т.И. Ефимова Год постройки: Между 2002 и 2006 Калужская область Храм-часовня Георгия Победоносца Медынский район, Озёрное Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), О.М. Ермакова Год постройки: 2005 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Хвастовичский район, Красное Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), И.П. Канаев Год постройки: Между 2007 и 2009 Кировская область Христорождественский монастырь. Часовня на месте церкви Спаса Нерукотворного Образа Слободской район, Слободской Архитектор: А.А. Анисимов Год постройки: приблизительно 2010 - 2015 Московская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Надовражино Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), Т.И. Ефимова Год постройки: Между 2000 и 2001

http://sobory.ru/architect/aaanisimov

Астрахань. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В Белом городе (территория бывшей внешней крепости Астраханского кремля) с давних времён находилась Христорождественская церковь. Крупный кирпичный храм с декором в духе русско-византийского стиля, построенный в 1845 году, возможно, с включением в его состав фрагментов здания 1759 г. Четырехстолпная трехапсидная постройка с крупным восьмигранным барабаном под луковичным куполом над центральной частью. В 1896 году старанием церковно-приходского попечительства начались работы по расширению храма, законченные в следующем году. Была расширена трапеза храма на обе стороны с переносом боковых придельных алтарей на один уровень с центральным. Был полностью перестроен второй ярус колокольни. В 1911 году старанием этого же церковно-приходского попечительства был построен на храме новый деревянный купол, обитый снаружи железом, а внутри оштукатуренный. В 1923 году храм был захвачен обновленцами, а в 1938 году он был закрыт советскими властями, и в том же году была разобрана колокольня. 2-4 октября 1946 года храм был передан старообрядческой общине Белокриницкого согласия, имевшей до 1917 года в Астрахани деревянный храм в честь Покрова Божией Матери с высокой колокольней на улице Свердлова, который снесли в 30-х годах, и построили на этом месте комплекс зданий для КГБ, ныне ФСБ. Перенеся антиминс из старой церкви, Христорождественский храм переименовали в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Родоначальником староверия в Астраханском крае считают сосланного в Астрахань в 1653 г. костромского протопопа Даниила, единомышленника Аввакума. С 1683 г. в Н. Поволжье начали селиться бежавшие из Москвы стрельцы. В XVIII в. число старообрядцев в крае росло, поскольку в эти труднодоступные и малонаселенные места, прозванные Разгуляем, ссылались или уезжали сами все несогласные с установлениями центральной власти. Об этом свидетельствует весьма значительное число уклонявшихся от исповеди в 1717-1722 гг.: в Астрахани — 2324 чел., в городах Астраханской епархии — 11 345 чел. По сообщениям епархиальных миссионеров, в XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Астрахани, где существовала община Белокриницкой иерархии (попечителями моленной много лет состояли купцы Шульгины) и безпоповцы.

http://sobory.ru/article/?object=02866

Боровск. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь; Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Боровский в честь Рождества Христова женский монастырь находился в г. Боровске Калужской губ. Время основания неизвестно, первое упоминание монастырского храма Рождества Христова относится к 1544 г.: в описании 1763 г. воспроизводится надпись на камне в стене Рождественской ц.: «Строена в 7052 г. по повелению царя и великаго князя Иоанна Васильевича» (Боровск: Мат-лы для истории города. С. 288). Версия об основании монастыря в XV в. Боровским удельным кн. Владимиром Андреевичем (Зверинский; Памятная книжка Калужской губ. на 1861 г. и др.) возникла в результате неверного прочтения духовной грамоты вдовы князя Елены (в иночестве Евпраксии) 1433 г. В этой грамоте она благословляла «свои снохи и своего внука князя Василия Ярославича» монастырем в честь Рождества, но не Христова, как прочли авторы этой версии, а «Святеи Богородицы» в Москве. Существует др. документ, в к-ром упоминается имя «князя Володимира Андреевича». В 1733-1734 гг. в синодальном Казенном приказе разбирался спор о земле между обителью и монастырским причтом. В числе др. была представлена грамота царя Алексея Михайловича 1651 г., данная в ответ на «челобитье» «строительницы старицы Анисьи с сестрами». В челобитной говорилось о том, что в 1650 г. по царскому указу в мон-рь приезжал «сыщик Леонтей Корсаков, и у них-де отнял их вкладныя монастырския земли пять селищ, которую землю дал им вкладу по душе своей князь Володимер Андреевич... а те-де селища в книгах не написаны, потому как... в те поры тот монастырь был пуст и стариц никово не было». В 1556 г. Боровск был передан в удел Владимиру Андреевичу Старицкому, по всей видимости, именно он упоминается в грамоте, а не Боровский кн. Владимир Андреевич. Челобитная также свидетельствует о запустении монастыря в сер. XVI в. Согласно «Дозорной книге» 1621 г., в 1610 г. крымские татары сожгли Рождественскую ц., кельи и ограду монастыря, но к 1621 г. на месте прежней церкви на средства прихожан была выстроена новая деревянная и 2 кельи, в которых жили 3 монахини; обитель получала ругу. По «Приправочной книге» 1614 г., монастырю принадлежала пустошь. К 1625 г. прибавилось еще 2 кельи.

http://sobory.ru/article/?object=34006

В.Березин, В.Добронравов Город Ковров На месте нынешнего гор. Коврова прежде находилась деревня Елифановка, впоследствии переименованная в село Рождественское, которое в XVI веке принадлежало князьям Ковровым. Князь Василий Андреевич Ковер был первым наместником Великой Перми. Неизвестно, долго ли он управлял Великопермскою областью; но на Ковровском кладбище из надписи на надгробном камне видно, что он в 7089 (1581 году) был погребен на этом кладбище. – В первой половине XVII в. село составляло вотчину Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, которому подарено было кн. Иваном Семеновичем Ковровым. В XVII столетии в селе Коврове существовала таможня, с которой получалось откупной суммы 71 р. 8 алт. 4 деньги, хотя торг производился только один день в год, именно – на Рождество Христово, когда съезжались торговые люди из разных городов со всякими товарами; монастырь Спасо-Евфимиевский выпросил себе в 1641 году этот сбор «на ладон и на воск, и на вино церковное». В 1657 году велено в Коврове учредить постоянный торг, потому что «чрез Ковров ходят разные люди из Казани и из Казанских городов, и в том селе ратным людям на перевозе чинится мотчание большое, для того, возят в полую воду вверх по реке по Клязме две версты и больши, а купить им, ратным людем, ничего негде, потому что торгу нет». В начале XVIII столетия ярмарочный сбор доходил уже до 124 р. 17 алт. с полуденьгою. По учреждении в 1764 г. монастырских штатов, Коврово сделано экономическим селом, а в 1778 г. переименовано в уездный город; в 1796 г. город оставлен за штатом, но в 1803 г. опять восстановлен. В городе Коврове имеются следующие церкви: две соборные – Христорождественская и Преображенская, Феодоровская церковь при Механическом заведении и Св. Иоанна Воина церковь на кладбище. Число домов в городе 1,188 (каменных 105 и деревянных 1,083); жителей 7,773 мужеского пола и 6,634 женского пола. В городе существуют 4 фабрики; сумма производительности их равняется 3,872,200 руб. в год; рабочих на фабриках в 1897 году было 4,506 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Вертепы, концерты, скульптуры, поделки – Россия готовится к Рождеству (+фото) 5 января, 2016. Мария Строганова Как готовятся к Рождеству в регионах Рождество уже совсем близко, «пред дверьми», и по всей России началась подготовка к этому радостному празднику. Как это делается в епархиях Русской Православной Церкви – в нашей очередной подборке из регионов. В Калужской епархии у стен храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие «Рождественского вертепа». Воспитанники воскресных школ встретили митрополита Калужского и Боровского Климента у вертепа и устроили концерт. Установили вертеп и в Тамбовской епархии на Центральной площади города Тамбова. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил освящение вертепа. В Элистинской и Калмыцкой епархии был торжественно открыт вертеп при Казанском кафедральном соборе города Элисты. Главными героями праздника стали воспитанники Детского сада города Элисты. А в Якутии даже вертепы изо льда! Работа над ледяным вертепом ведется возле Градоякутского Преображенского кафедрального собора, а возле Покровского храма (город Покровск, Хангаласский улус) уже стоят ледяные фигуры. Работа над вертепом возле Градоякутского Преображенского кафедрального собора В Улан-Удэнской и Бурятской епархии в Сретенском Батуринском женском монастыре тоже установили ледяной вертеп. Украшаются и храмы Нерчинской и Краснокаменской епархии. Соборную площадь Нерчинска впервые украсил Рождественский вертеп, а в кафедральном соборе установлены и украшены ёлки. А в Казанской епархии открылась выставка «Свет Вифлеемской звезды», на которой можно познакомиться с историей возникновения вертепов. Выставка проходит в музее истории Благовещенского собора Казани. В Санкт-Петербургской митрополии прошел праздничный благотворительный концерт «Христорождественское приношение» для людей с ограниченными физическими возможностями, ветеранов, малообеспеченных семей, детей из приютов и детских домов, пациентов детского хосписа, воспитанников православных детских клубов и воскресных школ.

http://pravmir.ru/vertepyi-kontsertyi-sk...

Владимирская. Александровский-Борисоглебский (1366), Антониева-Покровская (1374), Архангельский-Суздальский (1383), Благовещенский-Дуниловский (1403), (1417), Богородицкий-Тихвинский-Андрея Первозв.-Суздальский (1422), Богословский-Переяславский (1427), Борисоглебская за Великим озером (1440), Бори­соглебский (1441), Борисоглебский-Владимирский (1442), Борисоглебский-Суздальский (1443), Борисоглебский-Шуйский (1444), Борисоглебский-Стефановский на Кидекше (1453), Введенский-Суздальский (1467), Воздвиженский или Крестовоздвиженский-Иваново-Вознесенский (1492), Вознесенская-Иваново-Вознес. (1498), Возне­сенский-Владимирский (1500), Вознесенский-Мытинский (1512), Воскресенская (1521), Воскресенский-Муромский (1524), Георгиева-Сергиева-Троицкая-Гороховецкая (1553), Георгиевский-Каменные церкви (1557), Городецкий или Городищенский-Лазарев­ский (1565), Димитриевский-Суздальский (1577), Дубровский-Фрололаврский-Сергиев на Ушне (1588), Духов с Гробли-Переяславский (1595), Зачатейский-Владимирский (1607), Ивановский-Метерский (1614), Ильинская-Судогодская (1620), Иоанно-Предтечев-Куземский (1647), Казанский-Кохамский (1655), Козмодемьянская-Леж- невская (1677), Козмодемьянская-Переяславская (1678), Козмодемьянский-Влади- мирский (1679), Козмодемьянский-Суздальский (1680), Козмодемьянский на Подок- стовье-Муромский (1683), Крестовоздвиженский-Суздальский (1698), Мирзин-По- кровский-Переяславский (1735), Моисеева-Вязниковская (1751), Николаевский-Суз- дальский (1774), Николаевский-Шуйский (1775), Николаевский-Дерюзинский (1796), Покровский-Троицкий-Ивановско-Вознесенский (1887), Покровский-Юрьевский (1888), Покровский-Дубенский (1903), Покровский-Митрополичий на Богоне (1905), Предтечевский-Суздальский (1920), Предтечевский-Киберчанский (1922), на Кубри (1942), Рождество-Иоанно-Крестительский (1991), Сергиевский-Владимирский (2005), Симеоновский-Троицкий (2020), Спасский-Златовратский (2072), Спасский на Чибоже (2083), Сретенский-Богородицкий-Богоявленская пу­стынь (2091), Троицкая-Серапионова (2111), Троицкий-Нежнеландехский (2138), Успенский-Горицкий-Богородицкий-Переяславский (2184), Успенский-Любецкий на Рожку (2187), Успенский-Хотимльский (2197), Христорождественский-Переяславский (2212), Юрьевский-Успенский-Богородицкий на Войнове горе (2236), Якиманский-Суздальский (2241), Ястребский-Спасский-Прохорова-Вассианова пустынь в Сыр­никах (2245).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Собор Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. http://www.ryazeparh.ru/index.php Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря был возведён как холодный " летний " храм, а небольшая Успенская церковка, существующая с XVIII века, не вмещала всех желающих помолиться в монастыре, особенно в дни праздников и больших паломничеств. И вот в 1874-1890 годах к северу от Казанского собора был выстроен больших размеров тёплый собор. Глядя на этот великолепный храм, невольно приходишь к выводу, что строил его незаурядный архитектор или строился он по плану, выполненному выдающимся архитектором того времени. Да и сходство его с Иссакиевским собором Санкт-Петербурга говорит о многом. Пятиглавый, с мощным куполом, выполненный в виде креста, он окружён с трёх сторон портиками и колоннами ионического ордера. Четыре сквозных малых купола предназначались для нахождения там колоколов. Главный престол был освящён в честь Рождества Христова, правый - во имя святых Адриана и Наталии. Слева устроили ризницу. Особо почитаемой святыней этого храма была икона Девяти мучеников Кизических.

http://sobory.ru/article/?object=06945

Дедюхин (акватория Камского водохранилища). Собор Рождества Христова. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1732 и 1739. Год утраты:1954 (взорван) Адрес: Пермский край, г. Березники, Дедюхин (акватория Камского водохранилища) Координаты: 59.450019, 56.689421 Проезд:автобус 22 (Березники-Усолье) до моста через Каму Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Христорождественская деревянная. Построена b XVII в. Взамен её в 1732 г. заложен Христорождественский каменный собор. Построен в 1739 г. Сооружен на средства Пыскорского монастыря. Закрыт. Затоплен водами Камского водохранилища в 50-е гг. ХХ в. Шумилов Е.Н. «Православные и единоверческие храмы Пермского края. Краткий исторический справочник». Построен на средства баронов Строгановых на главной площади города. Трёхпрестольный собор с храмами Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в трапезной части. Колокольня была увенчана шпилем с крестом и флюгером в виде ангела, имелся набор колоколов и пушка для праздничных фейерверков. Закрыт в 1929 г. Взорван в 1954 г. Сайт «Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых»  http://pstroganov.com/?memorial Наиболее привлекательной и благоустроенной была центральная площадь Дедюхина. Украшением ее являлся каменный собор Рождества Христова. До 1730 г. в документах встречаются упоминания о существовавшем в Дедюхине молельном доме. Христорождественский собор с приделом на северной стороне заложен в том же 1730 г. иждивением Пыскорского ставропигиалыюго монастыря. Каменный на палатах собор с приделом на северной стороне и колокольней выходил на площадь в центре города. Колокольня - восьмерик, венчалась шпилем с крестом и флюгером в виде ангела. Собор трехпрестольный. Главный летний храм - в честь Рождества Христова, зимний, на северной стороне - в честь Рождества пресвятыя Богородицы, и на южной стороне, внутри трапезной церкви - во имя Святителя Николая Чудотворца. В подклете собора, в помещении, где размещалось казначейство, в стену была вмурована кедровая доска с резной надписью, повествующей о том, что здесь похоронен «находившийся у смотрения соляных промыслов губернский секретарь Самуилов, сын Дедюхинского священника, при котором строился храм».

http://sobory.ru/article/?object=37416

Енисейск. Иверский монастырь. Карта и ближайшие объекты Иверский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Енисейске, основанный — по одним в 1623 году, по другим в 1664 году и именовавшийся Христо-рождественским. Здесь покоится старец Даниил, подвизавшийся в пределах города Ачинска и скончавшийся 15 апреля 1843 года. При монастыре двухклассная школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основали в 1623 г. приказные люди при боярине Иване Семёновиче Куракине (? - 1632), по указу государя Михаила Фёдоровича (1596-1645). В памятной книге девичьего монастыря сообщается, что устроительницей его и первой настоятельницей была " игуменья Параскева Салтыкова, происходившая от знатного рода " . По другой версии, Прасковья Фёдоровна Салтыкова (1664-1723), племянница воеводы Салтыкова, впоследствии супруга царевича Ивана Алексеевича (1666-1696) содержалась в монастыре как ссыльная. Монастырь сгорел при пожаре 1869 г. Был восстановлен в 1871 г. Взамен Христорождественской церкви построили каменный храм в честь Иверской иконы Божьей матери, а монастырь в 1875 г. переименовали в Иверский. При монастыре была швейно-рукодельная мастерская и монастырское духовное училище. В 1843 г. в Иверском монастыре похоронили праведного старца Даниила Ачинского. В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Основан в 1623 году игуменией Параскевой (Племянниковой), прибывшей в Енисейск из Нижнего Новгорода. Расположен в самом городе при впадении рек Мельничной и Лазаревки в реку Енисей. Енисейский Иверский девичий монастырь - именно так звучало полное название Иверского женского монастыря. Летописи называют 1623 г. годом образования обители, хотя есть и другие предположения. Основательницей называют Параскеву из Нижнего Новгорода, хотя и на сей счет есть версии. Первоначально монастырь был создан во имя Рождества Христова и назывался Христорождественским, это же название носила деревянная церковь монастыря. Она сгорела в 1673 г., вместо нее за год был построен другой деревянный храм, уже в честь Владимирской Иконы Божией Матери. Но пожары еще не раз сыграют свою решающую роль в истории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=15131

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010