Савинцы. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:не ранее 1861. В 1900-х перестроена. Архитектор: И.А. Чарушин (перестройка) Адрес: Кировская область, Афанасьевский район, село Савинцы Координаты: 58.993205, 53.412582 Проезд:Автодорога Афанасьево-Бисерово, примерно в 20 км от Афанасьево отворотка на Савинцы, по ней ехать примерно еще 8 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Открытие Христорождественского прихода состоялось в 1861 г. постройкой молитвенного дома. Проект теплой деревянной церкви, составленный годом раньше епархиальным архитектором Е.И. Мартыновым, был утвержден и реализован. Храм освятили во имя Рождества Христова в 1865 г. Живопись по оштукатуренной поверхности стен и потолков нанесли только в 1895 г. Через три года духовная консистория отсылает в Строительное отделение Вятского губернского правления проект расширения церкви, выполненный губернским архитектором И. А. Чарушиным. Проектом предусматривалось увеличение размеров здания за счет удлинения трапезной и возведение шатровой колокольни, которая должна была заменить легкую звонницу над папертью. Реконструкцию начали в 1900 г. С 1904 г. прихожане начали хлопотать о возведении каменной церкви. И.А. Чарушин освидетельствовал место под постройку и даже представил на утверждение план привязки нового храма. Однако проект остался только на бумаге. Как действующий, храм был закрыт в 1930-е гг. Тогда же, очевидно, он лишился главок над четвериком и алтарем, утратил верхние ярусы колокольни. Позже здесь разместился сельский Дом культуры. Памятник расположен на возвышенном месте в центре села. Окружающий его участок территории свободен от застройки, что способствует лучшему восприятию объекта. Распространенная продольно-осевая планировочная композиция деревянной церкви клетского типа включает вытянутый прямоугольник собственно храма с трапезной, прирубленный с востока пятигранный алтарный выступ и поперечный западный блок с двумя палатками и притвором посередине. Приземистый четверик, перекрытый четырехскатной кровлей с переломом, завершался луковичной главкой на сужавшейся к низу шейке. Восьмигранный с глухими диагональными сторонами ярус звона возвышался над папертью на двухчастном основании. Невысокая шатровая кровля с возносящейся над ней главкой, имела в основании щипцовые изломы широкой полицы, отмечавшие главные оси колокольни. Вход в здание был оформлен в виде открытого крыльца под двускатной кровлей, опиравшейся на резные деревянные столбики. Под основным этажом церкви находился подклет, который использовался для хозяйственных нужд.

http://sobory.ru/article/?object=28801

Свинчус. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (деревянная). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Свинчус в качестве села упоминается в Рязанских писцовых книгах XVII века. Там же говорится и о двух церквях, построенных старанием местных крестьян – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Вместо упоминаемой в XVII веке старой сгоревшей церкви, существующая в конце XIX - начале XX в. деревянная Покровская церковь построена в 1781 г. В 1863 г. трапезная часть при Покровской церкви была значительно распространена и 19 декабря того же года был освящен теплый Христорождественский придел. В клировой ведомости за 1865 г. указано, что церковь «была построена в 1781 г. тщанием прихожан, а в 1844 г. возобновлена тщанием тех же прихожан, в 1863 г. трапеза оной церкви распространена в крестообразном виде, поставлена на пакле и вообще устроена так, чтобы быть только с двумя сторонами, один алтарь освящен 19 декабря 1865 г. Зданием церковь была деревянная, на каменном фундаменте с такою же колокольней, у которой один нижний этаж весь каменный. Престолов в ней было два: один в настоящей во имя Покрова Пресвятой Богородицы, другой в приделе во имя Рождества Христова, оба холодные. В 1886 г. был возобновлен иконостас в настоящей церкви, а стены были украшены живописью, на что было употреблено было свыше 3000 рублей, из которых более 2000 пожертвовал С-Петербургский купец Киприан Гаврилович Степанов. Затем храм перестраивался и престол в нём был один: во имя Рождества Христова (теплый). Второй - во имя Покрова Пресвятой Богородицы был сломан по распоряжению Епархиального начальства 18 мая 1907 г. На церковной земле были дома, принадлежащие церкви: каменная богадельня, крыта железом, деревянная кладовая, так же была крыта железом. Эти здания были построены на средства Петроградского купца Киприана Гавриловича Степанова. В приходе имелась земская и церковно-приходская школы, учрежденные соответственно в 1861 г. и 1888 г. Церковная школа помещалась в своем собственном доме. В 1915 г. в ней обучалось 12 мальчиков и 10 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=59411

Челябинск. Кафедральный собор Симеона Верхотурского. Свято-Симеоновский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии. Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище. Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому. «Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия. По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище. Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=07418

Балахна. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Высокое мастерство показали балахнинцы при сооружении пятиглавой Спасской церкви. Главное помещение церкви вытянуто поперек продольной оси и перекрыто сомкнутым сводом. Средняя глава световая, остальные — декоративные. Пластичный переход к ним от стен четверика дают два яруса кокошников. С запада примыкает трапезная, которая использовалась как зимняя церковь, с двумя придельными престолами, помещавшимися в особых каменных алтарях, перекрытых сводами и выступавших в западных углах внутрь основного помещения. Церковь построена в 1668 г. на средства балахнинского солепромышленника Г.Е. Добрынина. В 1690 г. церковь сгорела и при восстановлении ее в 1702-1704 гг. главы были покрыты черепицей, а с запада пристроена шатровая колокольня, украшенная цветными изразцами. Хотя она построена на 35 лет позже, но составляет единое целое с церковью. Ни одно из окон всего сооружения с их фигурными кирпичными обрамлениями и кокошниками не повторяется по рисунку, причем мастерами были учтены разные условия их освещенности. В 1957—1962 гг. церковь была реставрирована. Церковь XVII в. — Спасская — выделяется особым изяществом деталей и изысканностью линий. Ее формы относятся к архитектуре Христорождественской церкви в той степени, в какой ионический ордер мягче и женственнее дорического. Спасская церковь стоит на гряде между Волгой и речкой Нетечей. Здесь на древней Никитинской улице в Кузнечной слободе в XVI в. были две деревянные церкви — Спасская и Никитская. Церковь Никиты была сожжена в 1610 г. во время набега бродячей казачьей банды, и хотя она не была восстановлена, ее именем и сейчас нередко называют каменную Спасскую церковь, построенную в 1668 г. на средства солепромышленника Г. Е. Добрынина. Сначала это была пятиглавая церковь с трапезной, без колокольни. Главы ее были покрыты " немецким " железом, но в 1690 г. во время пожара кровли, главы и кресты " погорели без остатку " . В 1702-04 гг. производились восстановительные работы, на отремонтированных главах была уложена глазурованная черепица, а перед западным порталом выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными изразцами. В начале нашего века все пять глав были сделаны железными, а многие окна расширены и потеряли свою прежнюю форму. Сейчас, после проведенной в 1962 г. реставрации, Спасская церковь предстает перед нами почти в первоначальном виде, который нарушает только сторожка, пристроенная к ее юго-запад-ному углу.

http://sobory.ru/article/?object=00898

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый митрополит Минский и Слуцкий Павел: «По сравнению с Владыкой Филаретом я неопытный человек, неграмотный и молодой» Новый глава Белорусской Православной Церкви приедет в Минск 4 января 30.12.2013 594 Время на чтение 3 минуты Владыка Павел сменит в Минске отправившегося на покой митрополита Филарета. Фото: официальный сайт Рязанской епархии. 25 декабря Священный Синод Русской Православной Церкви удовлетворил п рошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, «о почислении его на покой» в связи с достижением 75-летнего возраста. Новость, с одной стороны, неожиданная, а с другой - ожидаемая. Свое заявление Владыка написал еще три года назад. Новым митрополитом Минским и Слуцким назначен митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Владыка Филарет участвовал в работе Синода в Москве и в пятницу вернется в Беларусь. Новый же глава Белорусской Православной Церкви встретил новость в Рязани. 29 декабря в Христорождественском кафедральном соборе Рязани состоится Божественная Литургия с его участием. После чего Владыка Павел отправится в Беларусь. - Мы с большой радостью и грустью восприняли эту новость. Владыку Филарета любят в Беларуси. Вас мы поздравляем с назначением и очень ждем. Когда вы к нам приедете? Рождественские службы пройдут с вашим участием? - поинтересовалась «КП» у нового руководителя Белорусской Православной Церкви. - Еще продолжается заседание Синода. Я со Святейшим (Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. - Прим.) еще не встречался и не беседовал. Но думаю так: у Святейшего такое настроение - после назначения надо как можно быстрее приехать к месту предстоящего служения. А тем более сейчас праздники наступают великие - Рождество Христово. Я постараюсь приехать. Пока планирую, может быть, на 4-е число. Потому что уже 5-го, в воскресенье, должна быть служба. Потом Сочельник, 7-го - Рождество Христово. Каким образом - самолетом или поездом, пока еще не определился, приеду, как только святейший меня благословит, как только получу указ и решение Синода. Так это у нас принято.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Новосёлка. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова , Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1826. Адрес: Владимирская область, Александровский район, с. Новосёлка Координаты: 56.3822, 39.0619 Проезд:Дорога Александров-Кольчугино, на 19 км правый поворот, церковь в прямой видимости с трассы, 3 км до с. Новоселка. Асфальтированная дорога. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ныне существующая каменная церковь Рождества Христова построена в 1826 году вместо деревянной. В документах село Новосёлка при реке Бачевке упоминается с 1517 года. Кудрино находится на другом берегу реки и в наше время слилось с селом Новосёлка. Царь Иван Грозный отобрал село в опричнину, с тех пор оно было дворцовым. В Смутное время церковь стояла в запустении, новая деревянная церковь построена только 1632 году. В 1784 году церковь сгорела и была построена вновь. В советское (в 1930-х гг.) время храм закрыт и разорён. Из книги протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы г. Александрова и окрестностей», 2003 год. В обиходе - Рождественская церковь. Пятиглавая каменная церковь в духе традиционной архитектуры с классическим декором. К трапезной с юга во второй половине 19 века пристроен придел Введения во храм Божией Матери. Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, состоявшегося 19-20 марта 1930 года. § 68. СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в селе Кудрино-Новоселки Александровского района. Инд. 19/179. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что здание указанной церкви согласно акта технического осмотра является чрезвычайно ветхим и грозит обвалом и что исполнительным органом группы верующих вынесено решение о закрытии этой церкви и прекращении исполнения в ней религиозных обрядов – договор с группой верующих на пользование указанной церковью расторгнуть и как молитвенное здание ее ликвидировать. Предложить Александровскому Окрисполкому определить дальнейшее назначение здания этой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02089

прот. Иоанн Чижевский Отделение четвертое. О благоустройстве храмов Глава I. Храм и его части 1 . Православный христианский храм или церковь , есть особое здание посвященное Триипостасному Богу, в которое верующие, в установленное Церковью время, собираются на общественную молитву и совершения св. Таинств ( Лук.19:45–46 ) и потому храм, как место особенного таинственного присутствия Божия, называется Домом Божиим (Мат.21:31; Иоан.2:13, 25 ; Деян.5:11 ; 1Корф.14:23; 1Тим.3:15 ). Примечание 1. Устав православной Церкви предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Так, божественная литургия может совершаться только в храме (50 прав. Вселен. Собор.), также и все таинства, хотя некоторые например крещение 40 и елеосвящение дозволяется совершать и в домах (II. С. З. 23 мар. 1805 г. 21678; но таинство брака предписано совершать непременно в церкви 41 (т. X, ч. 1, ст. 31, Свод. Зак. изд. 1887 г.; инстр. благоч. § 19, кн. о должн. пресв. приход. § 123). Примечание 2. Определением Св. Син. 12–23 декабря 18 нарта 188 5 / 6 г. за 2899, согласно постановлению собрания Преосвященных, происходившего в июне 1885 г. в Казани, предоставлено право епархиальным Преосвященным разрешать миссионерам и приходским священникам в далеко отстоящих от церквей в инородческих деревнях, в особенности в тех, которые окружены язычниками и магометанами, совершать богослужение с литургией на переносном антиминсе и переносных престолах, в молитвенных домах, часовнях и в других приспособленных к сему зданиях, а равно и в открытых местах. 2 . Каждый Православный христианский храм имеет свое особенное название, смотря по тому, в память какого события из истории веры он устроен и посвящен Богу, или в честь и память угодника Божия, которого общество верующих (приход) избирает своим особенным предстателем пред Господом Богом. Поэтому храмы, или церкви носят названия: Воскресенский – в память Воскресения Господня, Христорождественский – в память Рождества Господня. Рождество-Богородичный в память Рождества Пресвятые Богородицы. Николаевский, Митрофаньевский – в честь сих святителей, Архангело-Михайловский в честь Архистратига Михаила, и проч. В тех городах и селах, в которых несколько церквей, и приходы называются: Воскресенский, Николаевский, Михайловский и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Студенки. Домовая церковь Рождества Христова. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1855. Адрес: Липецкая область, Усманский район, село Студёнки, Первомайская улица, 55 Координаты: 52.01259, 39.606889 Проезд:по автодороге Усмань-Беляево Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Студёнки в качестве «починка в поляне Ягодной, под Толшенским Олхом, на реке Студёнке» с 14 дворами помещиков впервые упоминается в писцовых книгах Воронежского уезда 1629 года. Впоследствии деревню сожгли татары, и из старых помещиков в 1645 году на пепелище вернулись лишь 4 человека, которые вскоре образовали здесь Боярскую слободу. Рядом с ней, на правом берегу реки, в 1646 году была поселена слобода полковых казаков в 50 дворов. Тогда же впервые упоминается церковь: «Слобода полковых казаков, что было село Студёнки по правой стороне от татарской войны запустела, а в ней место церковное Рождества Христова, на нём часовня». В 1651 году воевода князь Иван Михайлович Волконский выстроил в сельце вместо часовни деревянную Христорождественскую церковь, к которой было отведено 20 четвертей земли. В «Окладных книгах Рязанской митрополии 1676 года» показана «церковь Рождества Христова в селе Студёнках. У тое церкви двор попа Мины, двор пономарёв. Церковной земли в трёх полях двадцать четвертей, сенных покосов и рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви восемнадцать дворов детей боярских, пятьдесят дворов полковых казаков». По всей видимости, в середине XVIII столетия первый деревянный храм был заменён новым, «но когда неизвестно». В начале 1847 года, «в селе Студёнки Христорождественская церковь деревянная... крепка, без ограды, при ней прихожан мужского пола 583, женского 548 душ, состоят из крестьян, к церкви усердны». В 1850 году усманским мещанином Андреем Осиповичем Будариным была попытка о перестройке и увеличении храма, однако она не увенчалась успехом: «на крестьянах с. Студёнок числится недоимки прежних лет 9.189 рублей ½ копейки и в платеже они неисправны», а потому, по мнению Тамбовской палаты государственных имуществ «нельзя дозволить означенным крестьянам отдать в оброк 200 десятин земли, и вырученные деньги употребить на устройство церкви».

http://sobory.ru/article/?object=50670

Тула. Церковь Рождества Христова в Чулковой слободе. Карта и ближайшие объекты Христорождественская церковь - приходский храм во имя Рождества Христова в бывшей Чулковой слободе (ул. К. Маркса/Осташева) г. Тулы. Чулковская слобода, согласно писцовым книгам 1627, 1628 и 1629 гг., была вотчиной дворян Чулковых и называлась «селом Рождественским, а Чулково тож». Судя по этому наименованию, храм в Слободе существовал уже в нач. XVII в., но каким он был, деревянным или каменным, — неизвестно. Прихожанами его в то время были крепостные крестьяне Чулковых, позже, в XVIII в., к ним присоединились заводские работники Демидовых, а также крепостные крестьяне из д. Комарок, принадлежавшей помещикам Ивашкину и Мансурову. В 1732 г. на месте старой церкви «тщанием прихожан» построили каменный храм того же наименования. Из писцовых книг известно, что в 1728 году в деревянной церкви была похоронена Евдокия Тарасова, невестка Никиты Демидова. В 1732 году на средства Акинфия Никитича Демидова над прахом его жены построили новую каменную церковь с колокольней в честь Рождества Христова. В 1769 году в храме построили придел Святого Димитрия Ростовского, а 1816 году придел Бориса и Глеба. С 1894 года при храме стала работать приходская школа. Во времена советской власти храм был закрыт. В нём размещается склад. Лозинский Р.Р. «Страницы минувшего» Власти передали Тульской митрополии старинный храм в честь Рождества Христова, возведенный на средства известного промышленника, основателя металлургических заводов Акинфия Демидова. Первый молебен в храме состоялся 6 августа. Церковь распологается в Пролетарском районе Тулы и станет пятым действующим храмом в самом крупном промышленном районе города. На месте каменной церкви ранее стояла деревянная, в которой в 1728 году была похоронена первая жена А.Демидова - купеческая дочь Авдотья Коробкова. В 1732 году А.Демидов возвел над могилой каменный храм. До передачи здания Церкви там хранились реквизиты областной филармонии.  Источник: Православная газета (688) 2012 г. 

http://sobory.ru/article/?object=01484

Вокруг передачи Рязанского кремля в ведение Рязанской и Касимовской епархии Русской Православной Церкви уже давно кипят далеко не детские страсти. Достаточно полистать центральную или областную прессу, заглянуть во «всемирную сеть», включить телевизор или радиоприемник. Вполне объяснимые, но явно выходящие из берегов эмоции, охватывают  как сторонников, так и противников идеи церковного использования архитектурного ансамбля Рязанского кремля. Впрочем, именно таким было использование кремлевских построек в течение более чем 400 лет. В XVI столетии Рязань присоединили к Московскому государству, и бывшая княжеская резиденция (кремль) перешла во владение к рязанским архиереям. Именно со времени передачи кремля православным владыкам в нем идет интенсивное сооружение тех самых памятников архитектуры, благодаря наличию которых Указом Президента РФ (1995) Рязанский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Те сооружения, что были возведены в Кремле в домосковский период – Христорождественский и Архангельский соборы – ясное дело! – принадлежали Православной Церкви и соответственно ей использовались. По большому счету, весь архитектурный ансамбль Рязанского кремля, дошедший до нашего времени, включая культовые, гражданские, хозяйственные, и отчасти фортификационные постройки – имеет сугубо церковный характер. От кремля – центра Великого княжества Рязанского – сохранился лишь оборонительный ров и почти 300-метровый фрагмент вала в юго-западной части. Интерес представляет и тот факт, что нынешний Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник – активный участник конфликта – ведет свое начало от Епархиального древлехранилища (1914). То есть у истоков музейного дела в Рязани стоит все та же Рязанская епархия Русской Православной Церкви, которая всегда трепетно относилась и отечественной истории и ее достопамятностям. После пресловутого «Великого Октября» рязанских архиереев изгнали из Кремля, храмы и монастыри закрыли, кладбище уничтожили. На базе экспроприированного советским – светским! - государством Епархиального древлехранилища создается губернский историко-художественный (1923), затем областные краеведческий и художественный  музеи (1937). В 1968 году образуется  историко-архитектурный музей-заповедник. В условиях советской действительности, а также коллизий перестроечного и постперестроечного времени музей сыграл поистине выдающуюся роль в сохранении и научном исследовании памятников Рязанского кремля.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010