Старокленское. Церковь Рождества Христова. Христорождественский храм Карта и ближайшие объекты Христорождественский храм в селе Старокленское берет свое начало в далеком XVII веке. Точной даты появления в селе храма, к сожалению, нет. Но в окладной книге 1676 года упоминается село Старокленское в качестве села Козловского уезда, Иловайского стана с церковью «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и, что «у тое церкви церковные земли двадцеть четвертей в поле, в дву потомуж. Сенных покосов на сорок копен. Земли и луги великого государя жалованья. А иных никаких угодей нет. У тоеж церкви двор попа Григория, двор пономарской, двор бобыльской. В приходе той церкви: сто двадцеть два двора детей боярских, дватцеть два двора бобылей и нищих. И всего сто сорок семь дворов. И по скаске, за рукою тое церкви попа Григория и по новому(1676г.) окладу, доведетца с тое церкви дани четыре рубли двадцеть алтын три деньги, пошлин гривна. А преж сего с тое церкви дани было рубль пять алтын. И перед прежним прибыло три рубли пятьнадцеть алтын три деньги». В 1773 году в селе вместо упоминаемой в XVII столетии деревянной церкви была построена новая также деревянная церковь с прежним храмонаименованием, которая из-за ветхости также была разобрана. О существующем сегодня в селе Старокленское каменном храме в книге священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», изданной в 1884 году, написано: «Существующая ныне в селе Старом Кленском каменная Христорождественская церковь начата постройкою в 1850 году, а окончена в 1857 году, при оной придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящен в 1869 году. Церковной земли, бывшей первоначально в чрезполосном владении с прихожанами в количестве 40 десятин, в 1859 году отмежевано усадебных 4 и пахотных 34 десятины. Но плана и межевой книги на отмежеванную землю у причта не имеется. В приходе, состоящем из одного села, при 578 дворах в 1885 году числилось мужского пола – 2079, женского пола – 2126, в том числе грамотных: мужского пола – 500, женского пола – 70. Кроме земледелия, жители Старого Кленского занимаются преимущественно шерстобитством валяньем сапог, благодаря чему живут все порядочно. В причте при Христорождественской церкви по штату 1803 года положено было 2 священника (при 184 дв.), по штату 1873 года определено быть 1 священнику и 2 псаломщикам, с 1885 года состояли 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик, указом св.Синода от 25 августа 1886 года открыта вакансия 2 штатного священника».

http://sobory.ru/article/?object=28738

Городищи. Церковь Рождества Христова. Христорождественская /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь в селе Городищи является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения – «Церковь в честь Рождества Христова (православный приходской трехпрестольный храм)», начало XX века. (Решение исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 79 («Церковь»); Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.99. 959-р.). Село Городищи расположено на речке Медведке, одном из притоков реки Аргаш, в 22 км к северо-западу от Инзы. Раньше село относилось к Карсунскому уезду Симбирской губернии. Основано в XVII веке на месте древнего укрепления — городища, откуда и происходит название села. В списках населенных мест, по сведениям 1859 года, значится село Городищи при речке Медведке, между рекой Сурой и дорогой на пригород Аргаш. В селе тогда было 105 дворов удельных крестьян, церковь. В 1913 году в Городищах было 248 дворов и 1603 жителя, лесопильный завод, 3 мельницы. Местный священник, наблюдавший за ходом строительства церкви, сообщал, что в 1900 году при копании рвов под фундамент нового храма были найдены человеческие костяки и «много металлических и стеклянных принадлежностей мордовского костюма». Вероятно, церковь была поставлена на месте старого мордовского кладбища. Проект церкви, по словам местных жителей, был прислан из Самары. Подтверждает эти сообщения облик церкви Покрова Божьей Матери, построенной в 1889–1895 годах в селе Чердаклы, раньше относившемся к Самарской губернии (сейчас посёлок Чердаклы, центр муниципального образования «Чердаклинский район»). Разрушенная в 1958–1960 годах Чердаклинская церковь имела почти идентичное Городищенской церкви архитектурное решение: незначительно отличались только колокольня и некоторые детали декоративного оформления. Сохранившиеся архивные материалы по Чердаклинской церкви дают представление и об особенностях Городищенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=23253

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Вскоре после освящения храма Рождества Христова прп. Серафим призвал к себе М.В. Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: " Сына Моего почтил, а Меня позабыл! " Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою...» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то там и следует устраивать храм в честь Рождества Богоматери. Подкоп вышел как раз в раз по этой мерке. Но свод потолка был пологим и низким, и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Мантуров поехал за советом к прп. Серафиму, а тот «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: " Четыре столба— ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая " ». В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей прпп. жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево, несмотря на эпидемию холеры. В церкви Рождества Богородицы иконостас был одноярусный. Он был подобен Христорождественскому, только окрашен в зеленый цвет. На Царских вратах помещалось Распятие. Храм Рождества Богородицы был теплый. В нижней церкви был очень нарядный пол из разноцветной керамической плитки, образующей живописный орнамент наподобие ковра. После закрытия монастыря в церкви Рождества Богородицы размещался склад. Повторное освящение нижнего храма состоялось 21 октября 1992 года. В 1993 году в церкви Рождества Богородицы прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

http://sobory.ru/article/?object=16529

Красное. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Поселение возникло ок. 1678 г. на крутом берегу Вятки и первоначально называлось Красная Изголовь, с 1766 г. – Красный Яр (Красноярское). В 1701 г. в д. Красная Изголовь построена деревянная часовня для чтимой местной иконы. В 1718 г. указом Казанского митрополита деревня стала селом Рождественское Красная Изголовь тож с построением первой деревянной холодной церкви во имя Рождества Христова, вошедшей в Уржумскую округу. В 1722 г. при храме заведены первые метрические книги. В 1749 г. в селе построена вторая теплая деревянная церковь во имя св. Димитрия Мироточивого. По описи 1775 г. в селе Красный Яр – Рождественское тож числились старая обветшалая деревянная часовня, холодная старая Христорождественская церковь и теплая деревянная еще крепкая Димитриевская церковь. 24 января того же года обе церкви сгорели, осталась одна старая ветхая часовня, в алтарное место которой были сложены уцелевшие церковные вещи. 31 марта 1775 г. дана храмозданная грамота за 379 на построение в селе новой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь св. Димитрия Мироточивого. Указом Вятской Духовной Консистории от 24 сентября 1775 г. за 2421 разрешено до построения церкви все требы совершать в вышеозначенной часовне, а священнослужение – в Лебяжской церкви. В том же 1775 г. по просьбе причта и прихожан, указом Духовной Консистории от 18 декабря 3203 позволено ветхую часовню поправить и превратить ее во временную церковь, а в селе строить не деревянную, а каменную церковь по выданной храмозданной грамоте. И хотя церковь-часовня освящена была только 11 января 1776 г., в «клировой ведомости» за 1775 г. написано: «Рождественская церковь деревянная вместо коей строится новая церковь каменная». Такая же запись за 1781 г.; в приходе 228 дворов. В самом селе только священнослужителей с семьями насчитывалось 40 человек. В 1783 г. 23 июня освящен первый придел каменной церкви во имя св. Димитрия Мироточивого, 3 июня 1795 г. освящен главный престол во имя Рождества Христова. В Духовной Консистории хранилось «дело» диакона с. Красной Изголови Федора Старцова «о дозволении чинить сбор со своих прихожан на украшение церкви». В 1811 г. сами красноярские прихожане просили разрешения вместо деревянной отдельно стоящей колокольни построить в селе каменную звонницу, «деньги-де у них имеются».

http://sobory.ru/article/?object=12650

Пятидесятилетний юбилей протоиерея Христорождественской кладбищенской города Торжка церкви Василия Федоровича Соколова 22 января 1901 года в Христорождественской кладбищенской церкви г. Торжка происходило редкое торжество. В этот день духовенство г. Торжка, с разрешения Высокопреосвященнейшего Димитрия, чествовало настоятеля сей церкви и своего духовника, протоиерея В. Ф. Соколова, по случаю исполнившегося 50-летия служения его в священном сане. Кроме духовенства, в храм пришло много богомольцев, жителей г. Торжка. Несмотря на будничный день, небольшой кладбищенский храм оказался тесен для собравшихся. Всем хотелось быть на торжестве и вознести молитву за виновника торжества, всеми уважаемого протоиерея Василия Фёдоровича. Протоиерей В. Ф. Соколов, сын пономаря с. Ясеновичь, Вышневолоцкого уезда, родился 23 января 1829 года; обучался в Новоторжском духовном училище и Тверской семинарии, где окончил курс в 1849 году со званием студента. Жизнь встретила молодого студента сурово. Отец его вскоре умер, а мать осталась без всяких средств к существованию, имея на руках 8 человек детей. Все надежды возлагались на единственного кормильца, – старшего сына. Но места даже студентам семинарии в те времена доставались не скоро. Только через полтора года по окончании курса студент Василий Соколов нашел себе место, и то благодаря случаю. 31 октября 1850 года последовал указ Священного Синода об открытии, согласно ходатайству новоторжских граждан, самостоятельного причта при Христорождественской церкви на городском кладбище. На вновь открытое место священника к этой церкви Архиепископом Гавриилом 12 ноября 1850 года определен студент Василий Соколов . Рукоположение его во священника состоялось 22 января 1851 года. Таким образом юбиляр Василий Федорович явился первым настоятелем Христорождественского кладбищенского храма. До него этим безприходным храмом заведывали соседние причты Никольский и Власьевский; богослужение отправлялось в нем весьма редко. Условия первоначальной службы молодого настоятеля были далеко не благоприятны. Кладбищенская церковь была крайне бедная, ветхая, деревянная. Печей не было. Поэтому зимой в ней было так же холодно, как на улице. Ветер свободно проникал во все щели ветхого здания. Между тем служить приходилось почти каждый день. Домов для причта вблизи кладбища не было и нет. Ходить к службе нужно было из города, не меньше полуверсты. Все это не могло не повлиять на здоровье Василия Федоровича. В 1855 году он заболел и несколько месяцев не мог отправлять богослужение. В 1860 году на место ветхой деревянной церкви построена была каменная теплая, хотя и небольшая церковь . Постройка церкви совершилась при деятельном участии Василия Федоровича, расположившего сердце некоей помещицы Муромцевой к доброму делу. «И вступил я, рассказывает отец Василий, с неописанной радостью в новый теплый храм, точно в рай». Не мало трудов выпало на долю Василия Федоровича по благоустройству нового храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Рождествено (Павло-Слободский с/о). Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое письменное упоминание о селе Рождествено относится к 1433 г. Первые сведения о Рождественской церкви относятся к 1628 г.; в приходной книге Патриаршего Казенного приказа за этот год написано: «Церковь Рождество в государеве дворцовом селе Рожествене». В 1643 г. село Рождествено было пожаловано из Приказа Большого Дворца князю Алексею Михайловичу Львову. В 1646 г. при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В 1678 г. эта вотчина снова стала государевой. В 1810-1823 гг. в селе была построена новая каменная церковь Рождества Христова с приделами: Рождества св. Иоанна Предтечи и св. Апостолов Петра и Павла, в стиле позднего классицизма с чертами школы Матвея Казакова. В 1889 г. при храме была открыта церковно-приходская школа. Христорождественский храм был закрыт в 1938 г., последний настоятель храма Сергей Беляев арестован. Во время Великой Отечественной войны Рождествено оказалось в зоне тяжелых боев, которые происходили здесь в конце ноября – начале декабря 1941 г. Перед тем, как войти в село, немецкие самолеты бомбили село и одна из бомб упала с южной стороны ограды, образовав большую воронку. Но внутреннее убранство оставалось целым. При наступлении советские войска вели артобстрел села Рождествена, прицельно стреляя по храму, т.к. немцы на крыше церкви установили пулеметы. После войны в здании церкви хранились удобрения. В 1997 г. началось возрождение церкви Рождества Христова. В 1999 г. в день Апостола Андрея Первозванного над куполом храма был воздвигнут крест. 9 сентября 2001 г. прихожане храма перезахоронили останки первых строителей храма: графа Ивана Павловича и его супруги Анны Петровны Кутайсовых, обнаруженные в обвалившемся склепе в правом приделе храма. С 2002 г. при храме действует православная школа. http://www.blagoistr.ru/hram_rogdestvenno.html Первые сведения о Рождественской церкви находятся в приходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1628 год: «Церковь Рождество в государеве дворцовом селе Рожествене». В 1646 г. при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В селе и двух деревнях насчитывалось 66 крестьянских и 9 бобыльских дворов, всего 146 человек.

http://sobory.ru/article/?object=12235

IX. Приход Приход монастырской церкви ограничивался воспитанницами двух заведений Смольного монастыря и лицами, служащими при этих заведениях, хотя, по отдаленности приходских церквей, тот край, который теперь составляет приход соборный и часть прежде Скорбященской Надворотней, а ныне Христорождественской Песковской церкви, всегда тянул к церкви монастырской. С отстройкой собора, согласно Высочайшей воле – быть ему и приходской для окрестностей церковью, указом Св. Синода от 5-го декабря 1834 г. за 14,079, предписано епархиальному начальству «Войти в предварительные соображения и рассмотрения о назначении к оному собору прихода, о избрании церковного старосты, об употреблении свечного дохода и о преобразовании ныне существующего причта храма по новому штату»; в следствие чего консистория, собрав сведения о границах, прикосновенных к упомянутому собору приходов Невско-Скорбященской, что над вратами Александро-Невской лавры, церкви Рождественской, что на Песках, и Сергиевского собора, и истребовав от священно церковнослужителей этих церквей отзыв, какую они из своих приходов ближайшую к упомянутому собору часть находят удобным и для себя безобидным отчислить к помянутому собору», согласно заявлению причта Песковской церкви положила: «Отчислить от ее прихода дома, в окрестностях оного собора находящиеся, а именно: от реки Невы по Болотной улице, так чтобы обе стороны (?) сей Болотной улицы оставались в Песковском приходе, а от сей улицы направо в Дегтярный переулок (который также весь остался в Песковском приходе), помимо артиллерийских конюшен, через Конногвардейский переулок к Преображенскому параду, у коего к Песковской церкви угловое пустопорожнее место 46 наследников Рухтуевой и Косицкой 4-й, а на другом углу (тоже пустопорожнее место, на котором впоследствии построен Мариинский институт) к Смольному собору, мимо Таврического дворца к Неве». Таким образом, приход ограничен с севера и востока Невой, с юга и юго-запада Песковским приходом, с запада – садом Таврического дворца, самим дворцом и прежде пристанью Таврического дворца Ковжею, называвшейся в просторечии Ковшами, а ныне выстроенным на том месте, зданием городских водопроводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Батурино. Сретенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь на этом месте известна с XVIII века. В 1811 году на собрании Итанцинской волости прихожане приняли решение «за ветхостью деревянной, выстроить каменный храм» в Батурине. Строительство и благоустройство велось в основном на средства прихожан и «доброхотных пожалователей». Закладка храма состоялась летом 1813 года, в сентябре 1829 освятили нижнюю теплую церковь во имя Сретения Господа нашего Иисуса Христа, а в августе 1836 – вторую верхнюю церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. В это время Батуринская волость объединяла 12 деревень. Храм строился по типовому проекту, что характерно для забайкальских храмов того времени – вызвать архитектора в столь удаленное место было непросто. Несмотря на это, внешний вид церкви уникален. Строители внесли в оформление здания многочисленные изменения сообразно своим умениям, наличию материалов и собственному видению красоты. Пышность «сибирского барокко» в ней уже почти не ощущается. Мы видим характерные для этого стиля «полуглавия» – полукруглые завершения фасадов, многогранные барабаны и главы над ними, завершающий колокольню шпиль, поднимающийся на высоту более тридцати метров. Но внешний декор храма упрощен: сдвоенные пилястры, простые наличники, плоские картуши над окнами первого яруса, зубчатые карнизы и несколько лопаток с крестами-«квадрифолиями», похожими на распустившийся цветок. Очень простым осталось и цветовое решение: выбеленные стены, изумрудные покрытия крыш. Но именно такая лаконичность и придает зданию выразительную монументальность. Композиция церкви типична для многих забайкальских храмов своего времени: по одной оси объединены несколько объемов, среди которых выделяется высокий трехъярусный храм с большой алтарной апсидой и восьмигранная колокольня. Похожее решение мы можем встретить в Спасо-Преображенском соборе Посольского монастыря, Спасском соборе в Селенгинске, Одигитриевском соборе в Верхнеудинске, Богородско-Казанской церкви в Творогово, Христорождественской церкви в Читкане. Такое построение храма позволяет совместить в едином объеме две церкви: верхнюю, летнюю, и нижнюю, зимнюю, причем вход в теплую церковь лежит через нижний ярус колокольни, образующий своеобразные сени, препятствующие доступу в храм холодного воздуха. Не случайно именно такой тип храма прижился в Забайкалье с его суровым климатом. Сочетание объемов здания выглядит гармонично. Вертикальной доминантой является колокольня, однако за счет узкого шпиля, меньшей, по сравнению с храмом, ширины и крупных окон-слухов верхнего яруса она не подавляет, а выглядит соразмерной другим частям здания. Выбор места церкви определен и расположением села на Баргузинском тракте, и живописным окружением высоких гор, обрамляющих долину. Большая и одновременно изящная Сретенская церковь стала композиционной доминантой долины и просматривается со всех точек слободы.

http://sobory.ru/article/?object=02528

Калязин. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь возведена в 1781 году. Построена она была по просьбе жителей Свистушинской слободы, расположенной на высоком берегу реки Волги. Дело в том, что во время разлива Волги, жителям слободы с трудом удавалось переправиться через неё, чтобы попасть в расположенную на другом берегу Христорождественскую церковь. Епископ Тверской и Кашинский Арсений, к которому пришло соответствующее прошение, обратился с ним в Святейший Синод. В результате в 1779 году разрешение на строительство было дано. Первоначально в приходе новой церкви, построенной в честь Богоявления Господня местными мастерами, состояло 80 крестьянских дворов. Позднее церковь расширили, достроив ещё один придел в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но наиболее почитаемым оставался придел, сооружённый в честь святого пророка Ильи. Из-за этого Богоявленскую церковь иногда именовали Ильинской. В конце позапрошлого века храм получил дополнительное украшение в виде великолепного четырёхъярусного иконостаса. Звонница церкви состояла из шести колоколов. Самый большой из них весил 152 пуда. Отливался он на заводе Оловянникова в городе Ярославле мастером Семёном Горошковым в 1843 году. Как было принято в то время, подле церкви располагалось кладбище, на котором хоронили жителей села. В 1823 году рядом с Богоявленской церковью появилась новая – каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы. В начале прошлого века прихожанами Богоявленской церкви были не только треть жителей Калязина, но и жители нескольких окрестных деревень. Общее количество прихожан её было около 1700 человек. Также за Богоявленской церковью были закреплены городское и земское училища. После революции Богоявленскую церковь, как и многие другие церкви по всей России, закрыли. От полного разорения она была сохранена благодаря Ивану Федоровичу Никольскому. Он основал в Богоявленской церкви краеведческий музей, руководителем которого оставался на протяжении долгих лет (с 1920 по 1972 г.). Благодаря нему были сохранены не только экспонаты прошлых веков, рассказывающие об истории этого древнего края, но и собраны новые. В экспозиции музея находится всё, что тем или иным образом касается Калязинского района: предметы, найденные во время археологических раскопок, живопись, графика, резьба по дереву, старинные монеты и многое другое. Всего в экспозиции музея около 1500 тысяч экспонатов.

http://sobory.ru/article/?object=02574

Липецк. Церковь Евдокии. Евдокиевская церковь Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1817—1818 годах «тщанием коллежского советника Ивана Фёдоровича Лобкова» во имя святой преподобномученицы Евдокии на погосте, возникшем в начале девятнадцатого века как кладбище Христорождественского собора. Сегодня это — Евдокиевское кладбище. После длительного перерыва была построена трапезная церковь, а колокольня ещё долгое время оставалась отдельно стоящей. В 1876 году впервые упоминаются два придела, устроенные в трапезной церкви Евдокиевского храма — во имя святой великомученицы Варвары и святого Алексия, человека Божия. Так в течение почти всего XIX века складывался комплекс Евдокиевского храма. Сама церковь была построена в классическом стиле в виде четырёхлепестковой ротонды. В 1918 году здание церкви было национализировано и стало использоваться под зерносклад, а позже — в качестве конторы ОРСа «Липецкстроя». Официальное закрытие храма было оформлено тридцатого августа 1935 года. Комиссия по вопросам культа при Воронежском облисполкоме собрала под ходатайством о закрытии 1191 подпись и приняла решение: “Ввиду того, что здание Евдокиевской церкви, а это видно из акта технической комиссии, пришло в ветхость и по прямому назначению использовано быть не может церковь закрыть.” К квадратному в плане миниатюрному основному объему храма, перекрытому полусферическим куполом, обогащенному равновеликими полуциркульными в плане объемами с северо-востока и юга, примыкает прямоугольная в плане обширная трапезная, соединенная притвором с трехъярусной колокольней. Северный, восточный и южный фасады церкви фланкированы трехчетвертными колонами тосканского ордера. Северный и южный фасады трапезной и притвора обработаны пилястрами тосканского ордера (по фасаду трапезной - сдвоенными). Оконные проемы прямоугольные. Верхняя часть фасадов церкви трапезной и притвора декорирована прямоугольными филенками. Фасады основного объема церкви завершены треугольными фронтонами. Колокольня – квадратная в плане, со срезанными углами. Первый и третий ярусы обработаны по углам рустом, второй ярус Церковь построена в традициях русской архитектуры конца XVIII - начала XIX веков в стиле классицизма. Композиция колокольни и самого храма, а равно и обработка фасадов оригинальны и не имеют прямых аналогий.

http://sobory.ru/article/?object=11634

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010