Алексеевская. Церковь Михаила Архангела (старая). Михаило-Архангельская церковь /// Объект утрачен В 1724 г. по благословлению митрополита Пахомия в станице была построена первая деревянная церковь во имя святого Архистратига Михаила. После этого в станице новое здание церкви, с такой же колокольней, построили в 1789 г., на левом берегу реки Бузулук. Здание это привезли из Михайловской станицы, Богоявленской церкви. Освящено оно было в 1776 г. Перед строительством каменной она была разобрана с колокольней. Колокольня была употреблена на постройку общественного амбара, а церковь была передана в одно из сел Воронежской губернии. В 1816 г. начали строить каменную церковь. Церковь эта построена в 1818 г. по усердию и на средства прихожан. Освящена церковь в 1827 г. Придел освящен в 1828 г. Она каменная, с такой же колокольней, крепка и по числу прихожан поместительна. Ограда вокруг церкви деревянная с каменным фундаментом. Престолов в ней два – главный во имя Архистратига Михаила, придельный – во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Утварью снабжена достаточно. Причта при ней положено по Высочайше утвержденному штату в 1885 г. – два священника, один дьякон и два псаломщика. Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные. На содержание причта определенного жалования ни откуда не получается, а пользуются они доходами за исправление духовных треб. Особо отмежеванной земли церковной не имеется, а пользуются священноцерковнослужители паями на равных с прихожанами. Церкви принадлежат следующие здания: дом для караульных, кирпичный, покрыт железом, находится вне церковной ограды. Церковь находится в 400 верстах от Донской духовной консистории. Ближайшие церквиХристорождественская и Рождество-Богородицкая в станице Усть-Бузулуцкой, в 12 верстах, Николаевская – в Акишевской станице и Рождество-Богородицкая в хуторе Яменском. В приходе имеются следующие учебные заведения: 1. Женская церковно-приходская школа, открытая в 1891 г.; 2. Министерское двухклассное училище, открытое в 1806 г.; 3. Министерское мужское приходское училище в хуторе Чечерском, открытое в 1905 г.; 4. Такое же в хуторе Андреевском, открытое в 1906 г.

http://sobory.ru/article/?object=55414

Видимирь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Один из немногих дошедших до нас исторических документов, а именно «Историко-статистическое описание Христорождественской и Троицкой церкви во Видимирском погосте Боровичского Уезда», составленное в 1856 году священником Сопинского погоста Григорием Фортунатовым, гласит: «Видимирский Христорождественский Погост расположен на гористой возвышенности в 50 саженей на восток от озера Видимира. (Место расположения его в географическом отношении достойно замечания тем, что оно как будто бы самою природою образовано для построения на нём Святыни Христианской). И потому с древних времён (точные даты установить не представляется возможным) на данном месте были церковь Рождества Христова и церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Здания церквей со временем ветшали, сгорали, но усердием прихожан и священников выстраивались и возрождались заново. В 1824 году при императоре Александре Благословенном, с благословления Преосвященного Моисея Епископа Старорусского, заложен каменный храм во имя Святой Живоначальнй Троицы с двумя приделами во имя Святого Князя Александра Невского и Тихвинской Пресвятой Богородицы. Как построению, так и украшению сей Церкви весьма много содействовал Священник Церкви Иоанн Федотов. Видя совершенную невозможность, по недостатку кошельковой суммы, продолжать и окончить начатый им храм, Священник Федотов исходатайствовал у Епархиального Начальства сборную книгу, с которою сперва посылал сборщиков из крестьян, а потом, передав место зятю, посвятил себя исключительно на изыскание средств, дабы привести к концу начатое им дело Божие. В таких Евангельских подвигах Священник Федотов провёл более 10 лет, и Господь увенчал труды его желанным успехом. Кроме Священника Федотова также много содействовал при постройке Церкви своими пожертвованиями Церковный староста крестьянин деревни Клеймиха Иван Филиппов. Строительство храма завершено в 1853 году». На Руси испокон веков храмы строились «всем миром». Строительство храма во имя Святой Живоначальной Троицы на Святой горе Видимирь, как указано в исторических документах, не было исключением. Многие десятилетия храм являлся украшением и средоточием духовной жизни многочисленной паствы, подлинной «русской свечой», исполняя, как и многие тысячи храмов по всей Руси, своё Евангельское призвание — благовестие Слова Христова. Но в 40е годы прошлого века храм был закрыт и впоследствии разрушен. К величайшему сожалению, на сегодняшний день на Святой горе сохранился только фундамент от деревянной церкви Рождества Христова (1782 г. постройки) и частично каменный храм во имя Св.Живоначальной Троицы (1853 г. постройки).

http://sobory.ru/article/?object=19953

Владимир. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенская церковь, Солдатская церковь Карта и ближайшие объекты Сретенская церковь в Солдатской слободе В 1992 году, через 55 лет после закрытия, Русской Православной Церкви передан храм во Владимире, известный в истории как Сретенский в Солдатской слободе. Поставленный на нынешнем месте в 1785 году, он между тем имеет более длинную историю, насчитывающую ни много, ни мало… 8 веков! Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы по приказу великого князя Андрея Боголюбского. Повод для её возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм. При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 году соборным причтом крестный ход был отменён. Во время разорения Владимира в 1237 году «дикие орды монголов» сожгли среди прочих и Сретенскую церковь. С тех пор она долго не возобновлялась и лишь в 1656 году упоминается в архивах «прибылою вновь». Перестраиваемый и обновляемый, храм позднее встречается в документах второй половины XVII столетия. В это время он также был приписан к Успенскому собору, но уже в 1710 году в Сретенской церкви богослужения проводил свой священник. А теперь на время оставим деревянный Сретенский храм на берегу Клязьмы и перенесёмся на «эту» (правую) сторону речки Лыбедь в Гатилову слободу, соседствовавшую со слободой Стрелецкой. Здесь с давних пор стоял Никольский храм, о котором принято думать, что во времена «литовского разорения» прекратил своё существование, хотя в 1628 году он ещё платил дань в патриаршую казну. Правда, уже в 1640 году храма не было, как не было и кладбища, «да на церковной же земле место пустое попово». К началу XVIII столетия, на месте Гатиловой и Стрелецкой слобод начала заселяться Солдатская слобода, а поскольку своей церкви здесь не было, жители слободы посещали близлежащие Петропавловский и Казанский храмы. Позднее Петропавловская церковь сгорела, а Казанская вместе с Ямской слободой была перенесена за город. Оставшиеся без храма жители Солдатской слободы, причисленные при учреждении губернии к владимирскому городскому мещанству и купечеству, в 1784 году просили епископа Владимирского и Муромского Виктора (Анисимова) о переносе к ним в слободу из города ветхой деревянной Христорождественской церкви. Преосвященный Виктор просьбу удовлетворил, но перенести повелел Сретенский храм с берега Клязьмы, который годом ранее имел в приходе всего три двора. К весне 1785 года храм разобрали и поставили в новом месте – Солдатской слободе.

http://sobory.ru/article/?object=01995

Волоколамск. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в Волоколамске рядом с Волоколамским кремлем была построена в 1776г. на месте прежней деревянной приходской церкви. В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Сейчас бывшая церковь занята учреждением, сохранившиеся части содержатся в хорошем состоянии. До польско-литовской интервенции конца XVI – начала XVII веков, «на Волоку, на посаде» существовал деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XVII века (1653 г.) на посадской земле поставили деревянный храм во имя Рождества Христова с приделом преподобного Сергия. Этой церкви досталась земля и утварь уничтоженного в лихолетье войны Сергиевского храма. Традиция особого почитания Сергия Радонежского отразилась в ежегодном торжественном крестном ходе в день памяти преподобного от Воскресенского городского собора в Сергиевский придел церкви Рождества Христова. В течение первой половины XVIII века деревянное здание Христорождественской церкви несколько раз горело. Каменную двухпрестольную церковь построили в 1776-1778 годах по благословению епископа Переяславского Феофилакта (Горского) храмоздатели – московский купец Алексей Петров и волоколамский мещанин Иосиф Калинин. Рост прихода в первой половине XIX века потребовал перестройки тесного трапезного храма преподобного Сергия. В 1835 году по благословению митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова) на средства церковного старосты волоколамского купца 3 гильдии Ивана Сергеевича Смирдина и почётного гражданина Ивана Ивановича Бажанова трапезную церковь разобрали с устройством приделов преподобного Сергия (северный), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (южный) и новой колокольни. На средства тех же вкладчиков в приходе построили каменную одноэтажную богадельню. В марте 1900 года по проекту московского архитектора В.Ф. Жигардловича начали постройку яруса колокольни, паперти, каменной ограды с сторожкой. В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Разобрали купол, сомкнутый свод заменили балками, снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус, уничтожили ограду храмового комплекса и здание богадельни. Серьёзно пострадало здание церкви в Великую Отечественную войну за период октябрьских и декабрьских боев в 1941 году. После войны здание храма занимали различные административные учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=09099

Елец. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Рождества Христова впервые упоминается в 1628 году. В то время она находилась на территории современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 метрах к юго-востоку от ныне существующего каменного Христорождественского храма. Храм в то время, был самым маленьким в городе, однако имел своё кладбище. В приход Рождественской церкви входили казаки Александровской слободы. Первый деревянный храм к кону 17 века пришёл в ветхое состояние, по этому к началу 18 на прежнем месте выстроен новый деревянный, также освящённый в честь Рождества Христова. В 1730-х годах по неизвестной причине церковь сгорела и в течении 20 лет не восстанавливалась. В 1758 году жители Александровской слободы обратились с просьбой о возобновлении их приходского храма. Благословение было скоро получено, и в апреле 1759 года началось строительство новой деревянной церкви,  которое завершилось в феврале 1760 года. В мае того же года храм был освящён. Однако через несколько лет прихожане осознали необходимость замены деревянной церкви на каменную, и в декабре 1767 года был получен указ епархиального начальства на строительство нового храма. Пока строился новый храм, деревянная церковь сгорела во время большого пожара 1769 года. На её месте, на Щепной площади впоследствии была поставлена часовня. Новый каменный храм был построен всего за три года, и в 1772 освящён. На рубеже 18-19 веков к церкви была пристроена каменная трёхъярусная колокольня. Использован был привычный для Ельца архитектурный прём «восьмерик на четверике». Но и этот храм простоял не долго. Размеры каменного храма были невелики (8х8 м), к тому же поспешность в его постройки сказалась на прочности здания, отчего в начале 1840-х годов прихожане приняли решение о строительстве нового храма. Подготовленный проект был одобрен Орловской губернской строительной комиссией. Но из-за недостаточности средств, прихожане решили перестроить лишь трапезную часть и колокольню. В 1848 году новый храм был освящён. Однако уже в 1858 году епископом Орловским Поликарпом было принято решение о перестройке храма. Весной 1860 года старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца Никиты Лагутина. К 1869 году работы были закончены, и был освящён левый придел в честь св. вмч. Пантелеимона. Главный престол освящён в 1871 году во имя Спаса нерукотворного образа. Отныне храм по главному престолу стал именоваться Спасовским. Так храм принял свой нынешний облик.

http://sobory.ru/article/?object=07286

Мелихово. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Карта и ближайшие объекты «Числа 27 апреля поручик Андрей Григорьевич Наумов входил с прошением в Духовную консисторию о разрешении построить в его вотчине в сельце Мелихове деревянную церковь во имя Рождества Христова. Когда ж церковь отстроена будет, то положенные с оной Рождественской церкви деньги как он, Наумов, так и наследники его, по накладу все сполна платить обязуются без доимки». Так в 1757 году начала свое существование Рождественская церковь в селе Мелихово. Но немногие знали, что строительство храма – обет Андрея Григорьевича, данный перед иконами во время тяжелой болезни дочери. Врачи оказались бессильны, и только по воле Господней отступил смертельный недуг. 16 марта 1759 года новопостроенная церковь была освящена. Приход состоял из семи помещичьих и 39 крестьянских дворов. При церкви был поп Василий Васильев и дьячок Николай Антонов. Со временем приход уменьшился, денег на содержание причта церкви Рождества Христова оказалось недостаточно, вести в ней службу постоянно не было возможности, и, как тогда говорили, «церковь стояла без пения», утварью скудна. В 1829 году с церкви снят антиминс и представлен в кафедральную ризницу. В 1834 году храм возобновлен местными помещиками господами Чуфаровскими, покрыт железом. Храм был приписан к соседнему, в селе Васькино, откуда приходил священник совершать богослужения по большим праздникам. Прихожане храма: титулярная советница Екатерина Ивановна Чуфарова, которая тут живет, и ее дворовые и крестьяне, помещица коллежская асессорша Мария Николаевна Тончи и ее крестьяне, сенатского регистратора Алексея Николаевича Чуфаровского (который тут живет постоянно) крестьяне и помещика коллежского регистратора Сергея Сергеевича Чуфаровского (который тут живет летом) крестьяне. В клировой ведомости за 1869 год соседнего села Васькино записано: «Церковь Рождества Христова в селе Мелихове была построена в 1757 году тщанием Андрея Григорьевича Наумова. Зданием деревянная, с такой же колокольней, возобновлена в 1834 году, иконостас возобновлен в 1857 году. Престол один. Утварью скудна. Причта издавна не имеется». Прошло еще четверть века, по ветхости была разобрана колокольня, покосился крест, прохудилась крыша, была повреждена тесовая обшивка четверика церкви. Храм освящен архиепископом Можайским Григорием 9 января 1999 года.

http://sobory.ru/article/?object=00766

Никологоры. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, пос. Никологоры Координаты: 56.140638, 41.993523 Проезд:Из райцентра Вязники западный выезд по трассе М7. На четвертом км на юг отходит боковая дорога, следует доехать до ближайшего разворота сплошного разделительного барьера, далее вернуться к этому повороту и на юг от трассы 10км до Никологоры. В самом поселке двигаться по главной до центральной площади посёлка Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Поселок Никологоры под Вязниками стоит на речках Пенуха и Погостовка. В письменных источниках селение впервые упоминается в 1628 г. в патриарших окладных книгах, где было записано о церкви великого чудотворца Николы на горах, т.е. на высоком берегу. Она была построена в вотчине князя Ф.И. Мстиславского в Ярополческой волости Погост у Николы на горах или Никологоры – так называли первые его жители. Село росло и к концу XVII в. становится крупным населённым пунктом, в котором помимо других получил развитие льнопрядильный промысел, для которого специально возводились отдельные избы. С XVIII в. два раза в год в селе проводятся ярмарки. Первая льнопрядильная фабрика крестьянина Серина появилась в 1827 году, затем были созданы ручные полотняные фабрики В. Городова, М. Федянина, И. Зеленина, А. Зайцева, М. Балакина. Продукция их уходила в основном в Москву. Сохранившиеся по сей день в Никологорах церкви и колокольни построены не скупясь, с размахом, добротно. Для этого по всей видимости приглашались хорошие мастера строительного дела, знающие не просто толк в своём деле, но и приемы московских зодчих, умеющие внести в сложившиеся традиции свои находки и талант. В центре поселка сложился красивый древний архитектурный ансамбль Никольской и Христорождественской церквей. Особенно впечатляет своей удивительной стройностью высокая колокольня Никольской церкви, возведенная на рубеже XVII-XVIII веков.

http://sobory.ru/article/?object=04230

Одноушево. Церковь Трех Святителей Московских. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Трехсвятительская с. Одноушево каменная, с каменной колокольней. Холодная церковь построена в 1775 г., а теплый придел пристроен к ней в 1872 г. на средства прихожан и пожертвования. Вокруг церкви каменная ограда, внутри коей кладбище. Престолов 3: в холодной а) во имя трех святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы, в теплой б) правый во имя святит. Николая Мирликийского, в) левый в честь Благовещения Богородицы. Селение Одноушево, состоящее в приходе сей церкви, есть родина Святителя Московского Ионы. Расстояние от Костромы 210 в., от Солигалича 10 в. Ближайшие церкви: Троицкая Богородицкого Феодоровского монастыря в 9 в., Сретенская в Зашугомье в 12 в., Троицкая Зашугомья в 15 в. и Христорождественская с. Великова в 20 в. http://www.old-churches.ru/so_010.htm Село Одноушево имело и второе название: Вершки. Оно было центром старинной вотчины московских митрополитов, а потом патриархов. В жизнеописании московского митрополита Ионы, который родился в Одноушеве, село упоминается в 1461 г., в год смерти Ионы. Хорошо известна роль святителя Ионы в создании централизованного русского государства. Во время междоусобной войны Москвы с Галичем в середине XV века Иона был посредником и сторонником объединения русских княжеств. В 1527 г. московский великий князь Василий Иванович дал московскому митрополиту жалованную грамоту на владение Соли-Галицкой варницей и пустошами у Одноушева. В 1628 г. в сельце Одноушеве построили деревянную церковь во имя Трех Святителей, а в 1775 г. на ее месте построили каменную Трехсвятскую церковь. Жизнь одноушевской вотчины контролировалась конторой русского патриарха, особенно следившего за нравственностью своих крепостных и служивых. В 1704 г. в челобитной на имя Петра I церковный староста села Одноушева писал: «...поп церкви Фадеев взял церковные ключи, ризы, утварь и детей своих держит причетниками, а он поп Фадеев двоеженец и взят был в Солигалич в губную избу и высидел шесть недель». Неизвестно, какое решение принял царь по этому челобитью. В XVIII веке Одноушево было центром Вершковской волости.

http://sobory.ru/article/?object=39062

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3 (16) июля Священномученик Антоний (Быстров), архиепископ Архангельский Священномученик Антоний родился 11 октября 1858 года в Нюбском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье священника Николаевской церкви Михаила Ивановича Быстрова и его супруги Марии и в крещении был наречен Никола­ем. Его благочестивые родители имели обычай принимать стран­ников, путешествующих по монастырям. Один из таких странников, рассказывая родителям о жизни монахов, в конце беседы внимательно посмотрел на мальчика и сказал: «Он будет у вас архи­ереем». Те не придали значения его словам, но мальчику они глубо­ко запали в душу. И с этого времени Николай стал думать о мона­шестве, а когда поступил в семинарию, то еще более утвердился в этих мыслях; изучая историю Церкви, он выбрал себе и будущее монашеское имя – в честь преподобного Антония Великого. В 1879 году Николай окончил Вологодскую духовную семина­рию и 11 сентября того же года был назначен псаломщиком в Сретенскую и Предтеченскую церкви города Вологды. Он не оставил мысли о принятии иночества, но родители хотели видеть его женатым священником, и, послушный родительской воле, он женился на девице Софии, дочери священника Иоанна Гиммельбродского, служившего в Степуринской Христорождественской церкви в Грязовецком уезде . Отец Иоанн прослужил в священ­ном сане более пятидесяти лет и 16 января 1882 года был уволен по старости за штат, а на его место был определен Николай Бы­стров. 12 февраля Николай был рукоположен во диакона, а 21 февраля – во священника и назначен законоучителем Степуринской земской школы. В этом же году у них с супругой родилась дочь Мария, а через год супруга скончалась, и мысли священника снова вернулись к тому, о чем свидетельствовал через странника Промысл Божий. Впоследствии заботу о воспитании девочки взяла на себя ее тетя. В 1900 году Мария окончила Вологодскую гим­назию, в 1904 году вышла замуж, а когда в 1920 году муж скончался, переехала жить к отцу.

http://fond.ru/foto/537/Antoniy/

Рождественское. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты История Церкви Рождества Христова В 1764 году, через 86 лет после возникновения селения, в самом его центре, была построена красавица-церковь, которая получила название Христорождественской. Крестьяне со всей округи участвовали в её строительстве. После открытия церкви село Лапугино переименовали в Рождественское. Но ещё 50 лет после открытия церкви продолжалось ее строительство. Престолов в ней было четыре: в холодном храме в честь Рождества Христова и во имя «Всех скорбящих Радости»; в теплом храме — в честь святых апостолов Петра и Павла и святого Николая. При церкви состояло два священника, дьякон и два дьячка. Приход имел 4 десятины 80 соток усадебной земли, а пахотная и сенокосная земли в количестве 33 десятин находилась во владении сельских жителей. Приход простирался на 10 верст от церкви, в нем было 25 селений, прихожан — 2198 человек мужского пола и 2460 — женского пола. С. ШИШКИНА. с. Рождественское. газета «Заря» 28 июля 1998 г     Расположена посреди села на пологом изломе главной улицы, с угла которой начинается спуск к пруду. Первый каменный храм, построенный на территории района. В его облике сохранились черты раннего барокко, присущие региональным стилистическим особенностям (четверик и его завершение), позднего классицизма (колокольня, компартименты четверика и алтарь) и прагматичное стилизаторство начала ХХ века (трапезная, переход).Расположена посреди села на пологом изломе главной улицы, с угла которой начинается спуск к пруду. Первый каменный храм, построенный на территории района. В его облике сохранились черты раннего барокко, присущие региональным стилистическим особенностям (четверик и его завершение), позднего классицизма (колокольня, компартименты четверика и алтарь) и прагматичное стилизаторство начала ХХ века (трапезная, переход). Временные различия строительных периодов памятника снивелированы схожестью фасадных решений, основанных на простоте и четком ритме вертикальных членений.

http://sobory.ru/article/?object=18536

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010