Кострома. Церковь Илии Пророка (Рождества Христова) " на Городище " . Ильинская (Христорождественская) " на Городище " церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена на средства стольника Морозова (или его вдовы, известной деятельницы старообрядчества). Имеет придел пророка Ильи, отчего в народе традиционно называется Ильинской (предполагается, что прежде на том же месте находилась церковь пророка Ильи). Церковь во имя пророка Божия Илии (Христорождественская) на высоком Городищенском холме над Волгой — одна из старейших в Костроме. Бывший приходской храм села Городища, построенный три с половиной столетия назад боярином Г.И. Морозовым и его супругой, известной в отечественной истории боярыней Ф.П. Морозовой, является свидетелем трагических событий раскола Русской Православной Церкви во второй половине XVII века. На протяжении XVII - первой половины XX веков храм господствовал в панораме Заволжской стороны, возносясь над просторами реки, прибрежными селениями, рощами и лугами. В это время небольшая Ильинская церковь на холме играла для Заволжья ту же роль архитектурной доминанты, какую для левой городской стороны Волги выполняла величественная соборная группа в бывшем Костромском кремле. В XX веке Ильинский храм испытал все, что в послереволюционную эпоху могло выпасть на долю церковному зданию. Чудом избежав разрушения, к которому его приговорило решение властей весной 1941 года, он несколько десятилетий простоял заброшенным, все более и более превращаясь в руины. В 1990 году храм был возвращен Костромской епархии, в нем началось возрождение и церковных стен, и прерванных традиций приходской жизни. Истории храма, которому в 2002 году исполняется 350 лет, посвящено это исследование. Из истории Городищенского холма Является ли каменный храм Илии Пророка первой церковной постройкой на Городищенском холме или же у него имелся, как это происходило в большинстве случаев, деревянный храм-предшественник? Второе, конечно, более вероятно. Связано это прежде всего с историей самого холма и селения на нем, в прошлом носивших одинаковое название — Городище.

http://sobory.ru/article/?object=00649

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИПЕЦКАЯ И ЗАДОНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, образована решением Синода от 7 мая 2003 г. как Липецкая и Елецкая в границах Липецкой обл. , отделена от Воронежской и Липецкой епархии (см. Воронежская и Борисоглебская епархия ). С 29 мая 2013 г. имеет совр. название, вместе с Елецкой и Лебедянской епархией входит в образованную тогда же Липецкую митрополию . Кафедральный город - Липецк. Кафедральный собор - в честь Рождества Христова. Правящий архиерей - митр. Липецкий и Задонский Арсений (Епифанов ; с 9 июля 2019), глава Липецкой митрополии. Территория епархии включает городской округ г. Липецк и Воловский, Грязинский, Добринский, Добровский, Задонский, Липецкий, Тербунский, Усманский, Хлевенский районы Липецкой обл. Л. и З. е. разделена на 8 благочиний: 1-е и 2-е Липецкие, Грязинское, Добринское, Добровское, Задонское, Тербунское и Усманское. К 2015 г. имелось 5 мон-рей (2 мужских, 3 женских), 164 прихода; в клире состояли 256 священников и 35 диаконов. При ЕУ действуют следующие комиссии и отделы: по религиозному образованию и катехизации, по социальному служению и благотворительности, по связям с медицинскими учреждениями, по миссионерской и антисектантской деятельности, по пастырской работе среди молодежи, по пастырской работе в исправительных учреждениях, по пастырской работе с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по реставрации и строительству храмов, по работе с казачеством, по взаимоотношениям Церкви и общества, по вопросам защиты семьи, материнства и детства, епархиальных средств массовой информации и коммуникации, паломнический. Кафедральный Христорождественский собор г. Липецка. 1791–1842 гг. Фотография. 2013 г. Кафедральный Христорождественский собор г. Липецка. 1791–1842 гг. Фотография. 2013 г. С кон. XI в. территория Л. и З. е. входила в Черниговскую (до 1198; см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ) и Рязанскую (с 1198; см. Рязанская и Михайловская епархия ) епархии.

http://pravenc.ru/text/2110526.html

Новокрасное. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Новокрасная слобода, выселившаяся в 1850 году из села Красного, была расположена по обоим берегам р. Лукмоса. Находящаяся в этом селе деревянная Христорождественская церковь с приделами Казанским и Никольским была куплена в 1853 году прихожанами в селе Пустотине Ряжского уезда. В 1854 году эта церковь была перенесена в Новокрасную слободу и в том же году освящена. Одновременно с церковью построена была и колокольня. Каменная Христорождественская церковь с такой же колокольней в одной связи была построена в селе Новокрасной Слободе в 1905 году на средства прихожан и благотворителей. В приходе церкви имелись две школы: церковно-приходская и земская. Церковно-приходская школа помещалась в собственном доме, на содержание которой от сельского общества выделялось 100 рублей. В 1914 году в ней обучалось 144 мальчика и 57 девочек. Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе, а также законоучителем в земской школе был сельский священник Иван Васильевич Маргаритов. С 1908 года утвержден законоучителем в церковно-приходской школе села и дьякон Иван Иванович Викторов. Церковь была закрыта в 1936 г. под клуб, и использовалось под клуб Памятник регионального значения. (Постановление областной Думы 17 от 26.10.1994 г.). http://www.ryazeparh.ru/ История возникновения села Новокрасное и Рождественского храма. В 18 веке Пётр Первый пожаловал князю В. В. Долгорукому (1667-1746) за подавление Булавинского восстания и Полтавскую битву земли на реке Лукмос. Земли эти были малоплодородны и мало пригодны для пашни. Тогда Долгорукий, пользуясь поддержкой местных властей, совершает самозахват 10000 дес. самой лучшей пашни у деревень Новоникольское и Чёрной речки. Из-за нехватки земель пострадавшие сёла были вынуждены выселять излишек населения по " жребию " на р. Лукмос. Выселению особенно сопротивлялись казаки с. Новоникольское, за что их стали называть " самодурами " , а село получило новое название Самодуровка. Обречённые на выселение прятались, не желая переезжать, тогда власти жгли риги, ломали печи в домах, разбирали крыши, били стёкла, затем сопротивлявшихся под барабанный бой секли, грузили на подводы и отправляли в лес на р. Лукмос. Переселенцы Новоникольского (Самодуровки) в 1850 году основали вторую Самодуровку - Ново-Красную слободу, в дальнейшем Новокрасное. Пострадавшие крестьяне из с. Чёрная речка основали с. Уда(1846г.)

http://sobory.ru/article/?object=17639

Тверь. Христорождественский монастырь. Кафедральный собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Воскресенский кафедральный собор Христорождественского женского монастыря. Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора Н.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых. Он выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковкой архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери. По статусу епархии - кафедральный собор (главный храм) монастыря и епархии. В 1936 г. храм закрыли. Воскресенский кафедральный собор вернули прихожанам в 1988 г. Возобновлены богослужения в 1992 г. В 1995 г. в Соборе побывал и отслужил всенощную Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.  По материалам журнала СИТЕС 2001/4 (99). Тверь. Православные храмы. Путеводитель. Собор был построен по проекту архитектора Н.П. Омелюстого в 1913 году при Христорождественском женском монастыре Твери в честь 300-летия дома Романовых. На строительство собора тысячу рублей из своих средств пожертвовал император Николай II. В 1914 году чин освящения совершил Архиепископ Тверской Кашинский Серафим (Чичагов), позже прославленный Церковью как священномученик. При освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители, ныне тоже прославленная Церковью в чине преподобномучениц. Собор был закрыт в 1936 году. В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 году, был освящен малым чином в 1992 году После восстановительных работ в 2010 году архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010). В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).

http://sobory.ru/article/?object=04506

Предисловие I. Священник А. В. Гумилевский, организатор приходской благотворительности в Петербурге II. Христорождественское Александро-Иосифовское братство на Песках III. Общество вспомоществования приходским бедным при Благовещенской, на Васильевском острове, церкви IV. Благотворительное общество для вспоможения приходским бедным при Владимирской церкви V. Общество вспоможения бедным в приходе Входоиерусалимской Знаменской церкви VI. Общество вспомоществования бедным Пантелеймоновского прихода. VII. Общество вспоможения бедным при Симеоновской церкви, что в Моховой улице VIII. Сергиевское братство IX. Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора X. Общество вспомоществования бедным прихода Казанского собора XI. Общество попечения о бедных в приходе церкви Вознесения Господня. XII. Общество вспоможения бедным в приходе церкви Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка XIII. Общество вспоможения бедным в приходе морского Богоявленского Николаевского собора XIV. Общество вспомоществования бедным в приходе церкви Воскресения Христова в Малой Коломне XV. Петровское общество вспоможения бедным (при Введенской церкви) XVI. Общество вспоможения бедным Спасобочазинского прихода XVII. Общество вспоможения бедным в приходе Екатерингофской Екатерининской церкви. XVIII. Благотворительное общество при Троицком соборе на Петербургской стороне XIX. Общество вспоможения приходским бедным при Спасосенновской церкви XX. Общество вспоможения бедным сампсоновского прихода XXI. Приходское благотворительное общество при с.-петербургской Крестововдвиженской, что в Ямской, церкви XXII. Благотворительное общество в приходе Кавалерского собора св. равноапостольного князя Владимира на Петербургской стороне XXIII. Общество вспомоществования бедным Екатерининского прихода на Васильевском острове XXIV. Николаевское православное братство XXV. Николаевское общество попечения о бедных в приходе Спасопреображенской церкви в Колтовской XXVI. Благотворительное общество Борисоглебского церковного прихода XXVII. Благотворительное общество в приходе Матфиевской церкви на Петербургской стороне XXVIII. Благотворительное общество при церкви святой равноапостольной Марии Магдалины, на Малой Охте XXIX. Общество вспоможения бедным в приходе Троицкой церкви, что в Суворовском участке (Галерная Гавань) XXX. Большеохтенское благотворительное общество XXXI. С.-Петербургское православное Исаакиевское братство XXXII. Дополнения  

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Княжево. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь села Княжево Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова , Успения Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1800 и 1802. Адрес: Костромская область, Красносельский район, село Княжево Координаты: 57.713501, 41.488495 Проезд:автобусом из Костромы до дер. Синцово по дороге на Заволжск, от Синцово пешком или на попутном транспорте. На половине дороги между Карабаново и Синцово бетонка закончилась и началась грунтовая дорога, присыпанная щебнем. Кругом ямы - скорость 20-25 км/час. Слева увидели остановку автобуса и на стене прочитали, что это Синцово. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1904 году адрес Христорождественской церкви в селе Княжево записан так: Костромская губерния, Костромской уезд, Шишкинская волость, село Княжево. Данные из копий Клировой ведомости церкви за 1904 г. Христорождественской церкви села Княжева состоящей в Костромском 9-ом Благочинническом округе за 1904 год. Построена 1802 года тщанием прихожан. Зданием каменная, с таковою же колокольнею, сторожкою при самой церкви для караула и оградою крепкою. Особо отведённого, вне селения, для предания умерших тел земле кладбища не имеется. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Рождества Христова. В приделах тёплых, на правой стороне - во имя Успения Пресвятой Богородицы, на левой – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Утварью достаточна и все Богослужебные книги имеются. Причта при церкви по штату положено: один священник и один псаломщик. Причт получает: Жалование от казны 123 руб.48 коп. Из оного - священник получает 88 руб. 20 коп. Псаломщик - 35 руб. 28 коп. Одну половину процентов по билету Государственной комиссии погашения долгов=200 рублей. 100 рублей по Государственной ренте. Земли при сей церкви: усадебной - 1 десятина, пахотной - 32,34 десятин, сенокосной - 1 дес. 1960 саженей. План на землю имеется. Кроме того: Причт пользуется с 1832 года лесной дачею в 29 десятин 2199 саженей, пожертвованною госпожею Виц. Межевая книга с дарственной записью имеется и хранится в церкви. Землёю пользуются сами священноцерковнослужители. Своих домов у причта нет, живут в наёмных квартирах за свои деньги. По бедности прихожан никаких мер к строительству причтовых домов не предпринимается. Домов, лавок, рыбных ловель у церкви не имеется. Растоянием сия церковь - от Консистории в 40 верстах. От местного отца благочинного - в 30 верстах. Ближайшие к сей церкви: Предтеченская – в селе Корееве - в 5 верстах к югу; Благовещенская в погосте Подлесное - в 7 верстах к северу. Приписных церквей нет. Домовой церкви и молитвенных домов, приписанных к сей церкви, нет, а имеется одна деревянная часовня, находящаяся в дер. Клементьеве, основана иждивением местных жителей неизвестно когда. Опись церковному имуществу сделана в 4-х книгах в 1866 году.

http://sobory.ru/article/?object=13358

1. В настоящем издании справочника помещены краткие сведения о составе Епархиального Управления, Духовной Консистории, Епархиального Попечительства, о начальствующих лицах духов.-учебн. Заведений, Епархиального Училищного совета и отделений оного, церковноучительских и второклассных школ, Тульского Отдела ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского общества, Тульского комитета Православного Миссионерского общества, Тульского Епархиального Братства во имя Св. Иоанна Предтече, Тульского Епархиального Свечного Завода, Эмеритальной Кассы Духовенства Тульской Епархии, Тульской Епархиальной палаты Древностей, а также о монастырях, благочинных, духовных следователях и приходах епархии, с указанием почтовых адресов приходов. 2. Церкви и села, где для причтов положено казённое жалование, напечатаны курсивом. 1. Епархиальное управление Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Парфений, Архиепископ Тульский и Белевский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Евдоким, Епископ Каширский, Викарий Тульской епархии. 2. Духовная консистория Штатные члены: протоиерей Казанской г. Тулы церкви Феодор Тихвинский, протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Феодосиевской г. Тулы церкви Александр Сенявин и священник Петропавловской г.Тулы церкви Владимир Архангельский и сверхштатный член-протоиерей Воскресенской церкви при Тульском ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Оружейном Заводе Дмитрий Протасов. Секретарь кол. Сов. Иван Осипович Савич. 3. Епархиальное попечительство Члены попечительства: протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Пречистенской г.Тулы церкви Симеон Соколов, священник Вознесенской г.Тулы церкви Петр Зеленецкий, священник Христорождественской, что в Чулкове, г.Тулы церкви Феодор Глаголев и священник Николо-Завальской г.Тулы церкви Иоанн Смирнов . Скретарь – священник Кафедрального Собора Платон Рачинский. 4. Духовно-учебные заведения Духовная Семинария: Ректор – Архимандрит Корнилий, инспектор – ст. сов. Петр Иванович Повлушков, секретарь – священник Петр Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Краснинский. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. О времени постройки церкви, о ее первых служителях мы узнаем из клировой ведомости «Краснинского отряда Михайло-Архангельской церкви» за 1861 год. «Церковь сия построена в 1860 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, теплая. Престол в ней один, во именование Архистратига Михаила. Утварью еще недостаточна. Причта положено по штату, священник и дьячок. Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной в отводе не имеется, священноцерковнослужители сенокосными участками пользуются от прихожан малыми. Дома для священно-церковнослужителей получается от прихожан денежного жалования 160 рублей серебром в год, из коих священник получает 120 руб., а дьячок 40 руб. серебром. Частного хлебного сбора в год не более 70 пудов на причт, денежного сбора 50 руб. серебром. Зданий, принадлежащих к сей церкви, нет. Расстоянием сия церковь от Консистории в 600 верстах, от местного Благочинного в 200 верстах. Ближайшая к Сей церкви суть станицы Карагайской Вознесенкая в 25, станицы Петропаловской Петропаловская в 28, и отряда Арсинского Христорождественская в 22 верстах. Приписной церкви нет. Домовой церкви нет. Опись церковному имуществу есть, сделана 1861 года, скреплена членом консистории ключарем Священником Высотцким и утверждена печатию Духовной Консистории. Приходорасходные книги о сумме святой и церковной за шнуром и печатию оренбургской духовной консистории выданы 1861 года, ведутся исправно и хранятся в целости. Копия с метрической книги за 1861 год хранится в целости. Исповедальная роспись за 1861 год имеется. Обыскные книги, выданные в 1861 году за шнуром и печатию оренбургской духовной консистории, хранятся в целости, в них ненаписанных листов 194-ре. О причте означенной церкви: Священник Василий Павлов Ребрин, дьякской сын, по окончании курса в Уфимской семинарии 1844 г., уволен с аттестатом 2-го разряда и сего же года ноября 8-го дня Преосвященным Иоанникием рукоположен в священника Верхнеуральского уезда в Петропаловскую крепость к Петропаловской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=52090

Енисейск. Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Иверской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1871 и 1872. В 1923-1924 гг. перестроена. Архитектор:Г.Я. Судовский (предположительно) Адрес: Россия, Красноярский край, Енисейский район, г.Енисейск, ул.Ленина, 100 Координаты: 58.453685, 92.188335 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 19 веке прихожане Енисейска и монастырь стали спорить, кому принадлежит Христорождественская церковь. Спор дошел до царя и Синода, церковь передали приходу, а монастырь остался без церкви. Но места для строительства новой на территории монастыря не было. В итоге выкупили частный дом, примыкающий к монастырю, и перестроили его в церковь - уникальный случай! В советское время в Иверской церкви был театр, сейчас идет реставрация. В настоящее время в Енисейске на территории Иверского женского монастыря сохраняется ряд построек, представляющих собой часть его прежнего архитектурного комплекса, на протяжении длительного времени игравшего исключительно важную роль в формировании городской застройки и её силуэта. К числу этих построек принадлежит здание церкви в честь Иконы Иверской Божией Матери, расположенное в юго-восточном углу монастырской территории, на пересечении улиц Ленина (бывшей Большой) и Лыткина (бывшей Никольской). Любопытна история появления этой церкви в структуре комплекса монастырских строений. Она была связана с давним спором между женской обителью и енисейскими прихожанами за обладание правами на располагавшийся в монастыре каменный Христорождественский храм, сооруженный в 50-х годах XVIII века. Свое право на владение церковью монастырь основывал на том, что этот храм был выстроен на монастырской земле. Прихожане же добивались у духовных властей закрепления за ними здания церкви, ссылаясь на то, что она была выстроена «их иждивением». Еще в конце XVIII века жители Христорождественского прихода безуспешно испрашивали у тобольского епархиального начальства наименования «оной церкви приходской, а не монастырской». В 1837 году распря о праве на Христорождественскую церковь рассматривалась в Томской консистории и даже в Святейшем Синоде. С новой силой споры о принадлежности Христорождественской церкви разгорелись после учреждения в 1861 году Енисейской епархии. Несмотря на ходатайства первого енисейского епископа Никодима (Казанцева), дело, длившееся, почти пять лет, в 1868 году было завершено поручением Священного Синода «озаботится устройством в Христорождественском женском монастыре особой домовой церкви…».

http://sobory.ru/article/?object=15134

Касимов. Казанский женский монастырь. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь, построенная в 1735 г. купцом А.Г. Полежаевым. Высокий трёхсветный четверик, завёршенный декоративным пятиглавием, с трапезной, в которой помещались Пятницкий и Никольский приделы. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1781 г. В 1930-х гг. разрушена, на ее месте магазин. Первоначально приходской храм. В 1825 г., при расширении территории Казанского монастыря, включен в ее состав. http://www.history-ryazan.ru/ Существовавшая ранее церковь Рождества Христова, стоявшая близ церкви Пятницкой, одновременно упоминается в писцовых книгах 1627 г. Вместо обветшавшей Христорождественской церкви, упоминаемой в писцовых книгах, в том же столетии поставлена была новая церковь в то же храмонаименование, которая в 1753 г. уступлена была прихожанам сгоревшей Успенской церкви. Вместо двух деревянных церквей Пятницкой и Христорождественской, существующая каменная Христорождественская церковь с приделами Пятницким и Никольским построена была Алексеем Григорьевичем Полежаевым в 1735 г., а колокольня в 1781 г. купцом Иваном Степановым и коллежским секретарем Кириллом Федоровичем Скорняковым, как значится в записке о Христорождественской церкви, данной в 1799 г. благочинному Успенскому священнику Федору бывшим Христорождественской церкви священником Петром Борисовым. Церковь эта о пяти главах и имеет вид креста: в длину простирается на 50, а в ширину на 29 аршин. 28 августа 1803 г. в Никольском приделе сильно пострадал от пожара иконостас, посему в декабре того же года купец Федор Степанов обращался к епархиальному начальству с просьбою о выдаче сборной книги, которая и дана была ему при указе Консистории от 13 января 1804 г. за 156. В 1810 г. в настоящей Христорождественской церкви был устроен новый, величественный по своим размерам иконостас, и староста церковный Иван Герасимович Грошев испрашивал дозволение освятить его и утвердить обще с храмом Рождества Христова и храм Рождества Богородицы; кроме того, просил вследствие бедности церкви утвердить к Христорождественской церкви крестное хождение на день Рождества Богородицы. Журнальным определением Консистории освятить новоустроенный иконостас было дозволено, о чем и послан был указ иерею Поликарпу; об учреждении особого крестного хода замечено, что «особой нужды в нем не предвидится, а об украшении храма должны заботиться сами прихожане».

http://sobory.ru/article/?object=42434

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010