Данков. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Сторожевская слобода с находившеюся в ней церковью упоминается в писцовых книгах 136 и 137 г. (1628 и 1629 гг. соответственно) и писывается так: «в Донкове на посаде, на берегу реки Везовенки слобода сторожевых козаков, а в ней церковь во имя Рождества Христова да придел Николы Чудотворца». Первая церковь была деревянной. По всей видимости, церковь неодократно перестраивалась. В апреле 1801 г. прихожанин, титулярный советник Ф.И. Варсанофьев, просил дозволение у епархиального начальства, с общего согласия прихожан, «для лучшего вмещения приходских людей из ветхой Успенской упразднённой церкви устроить при Христорождественской церкви с северной стороны придел во имя Успения Божией Матери с прибавлением, буде потребно будет, нового леса»; на что и выдана была в том же году и храмозданная грамота. В августе 1802 г. благочинный донёс в Консисторию, что и «доселе к построению при Христорождественской церкви из упразднённой Успенской церкви придела во имя Успения Божией Матери никакого приготовления не видно»; почему Консистория журнальным постановлением от 3 сентября 1802 г. устройство означенного придела решила запретить на основании указа о нестроении деревянных церквей». По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. В 1873 году началось строительство каменной Христорождественской церкви. Строительство продолжалось 37 лет и окончено было в 1910 г. В 30-е годы XX века (по некоторым данным, в 1933 г.) приход перестал существовать. Однако в 2005 г. в церкви вновь начались богослужения, а в 2006 г. на купол церкви был воздвигнут новый крест, и храм стал постоянно действующим. Официальное описание церкви: Церковь построена на средства прихожан. Стиль – эклектика. Компактный объем крестовокупольного храма, с пятигранной алтарной апсидой увенчанный цилиндрическим световым барабаном шлемовидного купола поставлен на высокий рустованный подклет. Короткая, в один световой проем трапезная соединяет церковь с шатровой колокольней. Центральные ризалиты северного и южного фасадов венчают треугольные фронтоны. В богатом архитектурном декоре здания (перспективные наличники, декоративные пояса поребрика, зубцов, наборные архивольты, мотив аркатурного пояса в оформлении тройных окон в верхней части ризалитов северного и южного фасадов, светового барабана, арочных проемов звона колокольни) широко использованы формы т.н. кирпичного стиля.

http://sobory.ru/article/?object=12081

Глотово. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1865 и 1884. Адрес: Россия, Республика Коми, Удорский район, с. Глотово Координаты: 63.48518, 49.47804 Проезд:Село Глотово расположено на правом берегу реки Мезень в 48 км от села Кослан. Автобусное сообщение по определенным дням недели Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Особый колорит и выразительность коми поселениям издавна придавали часовни и храмы. Христорождественская церковь в удорском селе Глотово и сегодня остается его главной достопримечательностью. За безбожные десятилетия храм сильно обветшал, лишился изящества, многих архитектурных деталей. Жители села и многие удорцы не хотят смириться с потерей каменной жемчужины. По всей Удоре сейчас идет сбор средств на реставрацию храма, минувшим летом вплотную приступили к его возрождению. Золотым веком храмостроительства в Коми крае стал XIX век. В первой половине столетия в разных уголках нашей северной земли одновременно возводились 40 каменных церквей. Хотя большинство из них строилось по «образцовым», или, как теперь говорят, типовым проектам, каждое сооружение выходило неповторимым: и из-за привязки к местности, и из-за деталей, вносимых строителями, заказчиками, подрядчиками. Христорождественская церковь в селе Глотово – еще одно тому подтверждение. В отличие от многих разрушенных в годы атеизма культовых сооружений она уцелела и до сих пор впечатляет своими размерами, пропорциями, простотой, изысканностью. Предание повествует, что первая церковь в Глотово стала возводиться еще в 1554 году. В 1586 году в Глотовой слободке стояли уже две деревянные церкви. В 1673 году в большом селении на Мезени была выстроена церковь Николая Чудотворца, просуществовавшая до 1860 года. В 1859 году в Глотовском приходе насчитывалось 438 душ мужского пола. Две ветхие маленькие церкви не могли вмещать всех прихожан. Тогда жители обратились с ходатайством о строительстве большого храма. Свое прошение они адресовали сольвычегодскому мещанину, мастеру каменных работ Николаю Яковлевичу Черепанову. 15 января 1863 года строительная комиссия утвердила его проект каменной двух-этажной церкви. Кирпичи прихожане изготовили сами.

http://sobory.ru/article/?object=30745

Станишино. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Некогда село, а ныне деревня Станишино расположена от епархиального города Твери в 52-х, а от уездного города Старицы в 28-ми верстах. Христорождественская белокаменная церковь, декорированная в русско-византийском стиле, построена посреди села в 1858 году на средства прихожан. Имела пять престолов, из которых три находились в холодном основном объеме и два в теплой трапезной. Главный престол во имя Рождества Христова размещался в середине основного объема, правый придел был во имя Ильи Пророка, а левый - во имя Сергия Радонежского. В теплой трапезной правый престол был во имя Грузинской Божьей Матери и левый - во имя Богоявления Господня. Живопись в церкви произвели: в основном объеме - ржевский художник Павел Петрович Георгиев, в трапезной - старицкий художник Иван Иванович Масленников. Прихожан на состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 765 мужчин и 849 женщин. В 1935 году была закрыта и использовалась колхозом под зернохранилище. В настоящее время заброшена и разрушается: полностью утрачено внутреннее убранство, обрушена кровля над приделами основного объема, утрачены завершения глав храма и колокольни. Находится в 55 километрах от Твери. Изначально церковь была деревянной, построена в 1734 году во имя святого пророка Илии. В 1862 году уже было построена каменная церковь Христорождественская. Имела 4 престола: в холодной — средний Рождества Христова, правый — пророка Илии, левый — Сергия Радонежского, теплый — Грузинской Божией Матери. Потом появился пятый престол — во имя Богоявления Господня. В 1935 году церковь была закрыта и использовалась колхозом под зернохранилище. Февраль 2013 г., состояние церкви плохое. Местные жители кое-как следят за состоянием церкви. http://urban3p.ru/object15993/ По генеральному межеванию 1777 г. с. Станишино значилось за ведомством государственной коллегии экономии. Село имело деревянную церковь во имя святого пророка Ильи.

http://sobory.ru/article/?object=23790

Тула. Церковь Рождества Христова (Николозарецкая). Николо-Зареченская церковь Карта и ближайшие объекты ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - приходский храм в Туле, на Оружейной стороне, во имя Рождества Христова (иначе - Николозарецкая церковь) с приделом во имя апостола Андрея Первозванного. Образование прихода Христорождественской церкви относится ко времени основания Кузнецкой слободы, когда по указу Федора Ивановича в 1595 г. 30 самопальным мастерам была дарована земля за р. Упой, на Хопре. Со временем население в Слободе значительно увеличилось, и уже при Алексее Михайловиче самопальники смогли построить на свои средства 2 деревянные церкви (Георгиевская и Христорождественская). Прихожанами Христорождественской церкви были оружейники, среди которых был и Н. Демидов. В 1730 -1734 гг. вместо деревянного храма сын Демидова Акинфий возле могилы своих родителей построил 2-этажный каменный храм, верхний этаж которого освящен во имя Рождества Христова, а нижний - во имя св. Николая. При нижней церкви был устроен придел апостола Андрея Первозванного. С ним связана одна из легенд из жизни Н. Демидова. У знаменитого прихожанина были всякого рода тайные ходы и подвалы; однажды его дочь из любопытства отперла один из них, чем вызвала такой гнев родителя, что он ударил ее связкой ключей по голове, и она умерла. Случилось это в день св. ап. Андрея Первозванного, и кающийся отец соорудил придел «на костях» его дочери во имя этого апостола. Николо-Зарецкая (Демидовская) церковь или Рождества Христова Приход образован с основанием Кузнецкой казенной слободы в конце XVI в. На месте деревянной церкви в 1730 г. на средства заводчика Акинфия Никитича Демидова выстроена каменная двухэтажная с приделом на первом этаже во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, на втором, освященном в 1834 г., - в честь Рождества Христова. В том же году на первом этаже освящен придел во имя ап. Андрея Первозванного. До революции 1917 года Николо-Зарецкий храм считался одним из самых богатых в Туле. На сегодняшний день Николо-Зарецкий храм – самый крупный в Туле, один из трех сохранившихся двухэтажных храмов города. Служба в нем возобновилась в 1999 году, после 65-летнего перерыва. Николо-Зарецкий храм стоит на чугунных плитах производства Демидовского завода. Сейчас чудом сохранились лестница и чугунный пол, которые отливали на Урале почти 300 лет назад. Долгое время в храме находился продуктовый склад. На втором этаже сохранился подъемник, с помощью которого в церковь заносили ликероводочную продукцию и мешки с мукой. Потом храм облюбовали лица без определенного места жительства. Сегодня церковь восстанавливают прихожане на свои деньги и своими силами.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Енисейск. Часовня Николая Чудотворца в Кузнечных рядах. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:приблизительно 1950 Адрес: Красноярский край, город Енисейск Проезд:Точное месторасположение не установлено Изменить описание объекта До настоящего времени остаются слабо изученными утраченные церковные постройки Енисейска XVIII века. К их числу принадлежит каменная часовня Николая Чудотворца в Кузнечных рядах, игравшая в прошлом заметную роль в городском сакральном пространстве. Упоминание об этой часовне, наряду с другими аналогичными ей небольшими культовыми постройками, приписанными к енисейской Христорождественской церкви, находится в справочнике о церковных приходах, опубликованном енисейским церковно-археологическим обществом в 1916 году. Сведения об этой часовне, располагавшейся на Кузнечной улице Енисейска, весьма кратки, и не содержат данных ни о времени сооружения часовни, ни о материале ее стен. Известно, что в основу указанного справочника о церковных приходах Енисейской епархии были положены материалы клировых ведомостей, составлявшихся отдельно по каждой приходской церкви. Так, одна из таких ведомостей енисейской Христорождественской церкви, датированная 1866 годом, приводит следующие данные о часовне Николая Чудотворца: «В приходе сей церкви находится вроде часовни каменный столб, построенный неизвестно когда мещанами кузнецами, где находится несколько икон, принадлежащих им же кузнецам…». Из этого описания следует, что к моменту составления клировой ведомости в церковных архивах уже давно были затеряны сведения о времени и обстоятельствах сооружения часовни, а сама постройка, видимо, не имела особого значения в среде енисейских священнослужителей. При известной тщательности церковного делопроизводства скудность сведений о енисейской часовне Николая Чудотворца может быть отчасти объяснена особенностями процесса строительства этих небольших культовых сооружений в России в XVIII веке.

http://sobory.ru/article/?object=36408

Никологоры. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова , Воздвижения Креста Господня , Николая Чудотворца Год постройки:1790. Трапезная - 1839. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, пос. Никологоры Координаты: 56.140669, 41.993867 Проезд:Из райцентра Вязники западный выезд по трассе М7. На четвертом км на юг отходит боковая дорога, следует доехать до ближайшего разворота сплошного разделительного барьера, далее вернуться к этому повороту и на юг от трассы 10км до Никологоры. В самом поселке двигаться по главной до центральной площади посёлка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная Христорождественская церковь построена в 1790 г., в 1839 г. пристроена тёплая трапезная, которая в 1880 г. перестроена со значительным расширением. Кроме основного Христорождественского придела в тёплой трапезной устроены ещё два: Крестовоздвиженский и Свят. Николая Чудотворца. В настоящее время сохранился лищь четверик основного объёма, разобрана верхняя часть (восмерик и глава). Церковь использовали под клуб Никологорской прядильно-ткацкой фабрики. Кроме Никольской церкви в погосте Никологорском есть приходская Христо-Рождественская церковь. С 1656 г. на погосте значилась церковь во имя Рождества Христова, в 1714 г. она обращена при построении первой каменной церкви в теплую. При построении второй каменной церкви предположено было построить в тоже время и теплую церковь, но предположение почему-то не состоялось, и каменный храм во имя Рождества Христова построен был только в 1790 г. Этот храм существует в погосте и в настоящее время, но в значительно измененном виде. В 1839 г. к нему пристроена теплая трапеза, а в 1880 г. эта трапеза была распространена. При храме колокольня, общая с Никольскою церковью, стоит отдельно от них. Престолов в храме три: главный – во имя Рождества Христова, в трапезе теплой – во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня и во имя св. Николая чудотв. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато.

http://sobory.ru/article/?object=04232

Прилуки. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По легенде, название Прилуки (Прилук) происходит от " прилучить " : пришедшие сюда (не позднее середины XVI века) новгородцы по традиции определяли " места силы " , пуская по течению реки лодку или строительный лес. Там, где Онега " прилучила " сплав (по совпадению, при речной луке), решено было ставить церковь, а возникший приход получил название Прилуцкого.  На 1917 год в Прилуках действовало 2 церкви: каменная, с каменной колокольней кладбищенская в честь Феодосия Тотемского, 1828 года, и приходская в честь Рождества Христова, заложенная в 1865 году на месте деревянного тройника, сгоревшего 26 июня 1864 года. В состав тройника на момент пожара входили: Покровская церковь 1647 г.; крытая лемехом колокольня в 28 саженей (7 колоколов от 1 до 47,5 пудов) 1764 г.; и недавно заложенная трехпрестольная Христорождественская церковь (взамен разобранных в 1857 г. за ветхостью Христорождественско-Климентовской конца XVII в. - и выделившейся из нее Климентовской 1700 г. с верхним Троицким храмом 1791 г.). Два других престола планировались к освящению также в честь Климента и Живоначальной Троицы. Однако освятить до пожара успели только главный престол. Новая (1865 года постройки) Христорождественская церковь была деревянной, на каменном фундаменте, обшита тесом. Венчания крыты железом, основной объем пятиглавый, окна на фасадах стрельчатые. Колокольня - восьмерик на высоком четверике, с куполом и шпилем, притвор с запада под щипцовой восьмискатной кровлей. Вокруг церкви - каменная ограда (не сохранилась). В церкви было 5 престолов: Рождества Христова (освящен 27.01.1869), Покрова Богородицы (28.01.1869), Климента (28.01.1870), Троицы (27.01.1874) и Тихвинской И.Б.М. (28.01.1874). Действовала вплоть до 1965 года. 5 августа 1977 года церковь ... загорелась от молнии. Очаг находился высоко, что позволило местным жителям спасти утварь и другое имущество. Однако прибывшие пожарные бригады (в основном добровольцы) не смогли приступить к тушению, так как в стенах начали рваться снаряды, числом до семи, засевшие там со времен Гражданской войны. Взорвались как минимум два снаряда, церковь же полностью сгорела. Сейчас на ее месте установлен памятный крест.

http://sobory.ru/article/?object=19512

Ярославль. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Христорождественская церковь построена в 1635-1644 годах. Каменная Христорождественская церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала, т.к. в этой церкви ярославцы прятали икону Казанской Богоматери во время осады города польскими отрядами пана Лисовского. Церковь Рождества Христова была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия перковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина». Имя Назарьевых было хорошо известно в Ярославле. Основателем богатства и финансовой мощи семьи был Гурий Назарьев. Его брат, Дружина, в 1608 году, когда над городом нависла угроза разорения польскими отрядами, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал». Тотчас по воцарении Михаила Романова Гурьевы получили жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского купечества. В первой половине XVII века гостей, этой высшей категории русского купечества, было в русском государстве немного - в разные годы от 15 до 35 человек. Гости имели особые привилегии: право судиться у самого царя, право свободного выезда за границу для торговых дел, свободы от постоя и т. д. Гости несли также государеву службу: ведали денежными сборами, руководили царской торговлей, устраивали государевы промысловые предприятия. Богатство Гурьевых было создано, как и капитал других ярославских торговых людей, широкими торговыми операциями: они ездили и посылали своих агентов «в сибирские города и в Казань, и в Астрахань, и за море с своими товары». Постройка каменного городка обошлась Гурьевым в колоссальную сумму, причем строили они без чьей-либо «помочи, одною своею надсадною немочью». В 1667 году отряды Степана Разина захватили Яицкий городок. Строительство каменного городка, разорение крепости привели Гурьевых к полному финансовому краху. В 1670-х годах город со всем промыслом был взят в ведение приказа Большого дворца.

http://sobory.ru/article/?object=00578

Ковров. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1870-1884 гг. на средства ковровчан, особенно значительными были пожертвования купцов Дунаевых, Сомовых и дворян Култашевых. Ковровский купец 2-й гильдии Михаил Дмитриевич Сомов руководил строительством храма, построенного по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена. Главный престол в честь Преображения Господня. Приделов два: южный во имя святителя и чудотворца Николая, северный в честь иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " . Храм был приписным к Христорождественскому собору. Ему принадлежали каменная ризница и сторожка. В 1920-е гг. в отличие от Христорождественского Собора, Спасо-Преображенский храм постоянно находился в ведении сторонников патриарха Тихона (Белавина) и его приемника патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского). Закрыт в 1934 г., использовался в качестве тюрьмы и склада. Здание значительно пострадало, завершение храма и колокольни оказались утраченными, а церковная ограда разобрана до основания. Возвращен епархии в 1991 г. после длительных усилий верующих и ряда депутатов Ковровского Горсовета во главе с Владиславом Борисовичем Богатыревым. В настоящее время работы по приведению собора в вид, близкий первоначальному, продолжаются. Источник: prvskovrov.narod.ru Центральной фигурой панорамы старого Коврова является колокольня Спасо-Преображенского собора. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров и является как бы указателем для путешественников, следующих со стороны Камешково в Ковров. Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение «возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад» было отправлено в марте архиепископу Антонию (Павлинскому) ковровским городским головой Я.А. Мытарёвым.

http://sobory.ru/article/?object=04062

Колокольня Костромского Кремля с Богоявленским собором (на стройплощадке прошлым летом). Фото Владимира Ходакова ЖМП 1 январь 2020 /  28 февраля 2020 г. 12:45 Соборное дело: от Мурома до Мурманска КАК ВОЗДВИГАЮТ ГЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЕПАРХИЙ Вряд ли прежде в Русской Церкви был другой столь краткий по историческим меркам период, когда в разных епархиальных градах одновременно возводилось бы столько кафедральных соборов. Беспрецедентное по интенсивности строительства и частоте освящения число соборных храмов, предназначенных для служения епархиальных архиереев, объясняется двумя наложившимися друг на друга во времени процессами. С одной стороны, продолжается эпоха церковного возрождения, когда после практически векового перерыва Церковь получила возможность воздвигать большие соборы-новостройки и воссоздавать утраченные. С другой — реформа административно-территориального деления с разукрупнением епархий и созданием митрополий. PDF-bepcuя Сейчас кафедральные соборы возводятся параллельно в Геленджике и Мурманске, ­Нарьян-Маре и Архангельске, Караганде и Владивостоке, Ейске и Муроме, Ярославле и Улан-Удэ, Новороссийске и Сургуте, Воркуте и Горно-­Алтайске, Челябинске и Чебоксарах, Барна­уле и Салехарде, Клинцах (Брянская область) и Георгиевске ( Брянская и Ставропольская митрополии соответственно). Только за пять последних лет великим чином (подавляющее большинство — лично Предстоятелем) освящены соборы: Богоявленский в Енисейске (2019 год, Красноярская митрополия ), Успенский в Салавате (2018 год, Башкортостанская митрополия ), Воскресенский в Бишкеке и Успенский в Ташкенте (2017 год), Христорождественский в Солигорске (2017 год, Слуцкая епархия Белорусского Экзархата), Христорождественский в Южно-Сахалинске (2016 год), Андреевский в Североморске (2016 год, Мурманская митрополия ), Благовещенский в Йошкар-Оле (2016 год, Марийская митрополия ), Богородицерождественский в Уфе (2016 год, Башкортостанская митрополия), Успенский в Иванове (2015 год), Вознесенский войсковой всеказачий в Новочеркасске (2015 год, Донская митрополия ), Вознесенский в Ульяновске (2015 год, Симбирская митрополия ), Георгиевский в Орске (2014 год, Оренбургская митрополия ). «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как на местах сооружают соборы, которые на наших глазах становятся архитектурными достопримечательностями и новыми «визитными карточками» своих городов.

http://e-vestnik.ru/church/kafedralnye_s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010