216 Зато иногда заседали в коллегии два епископа, со званием один члена, а другой присутствующего, как, например, в 1830 году, епископы: пинский епископ Кирилл Сероцинский и Мстиславский Иосиф Семашко . Число заседателей также не всегда было полно и в 1838 году случилось даже, что в коллегии присутствовали всего только председатель и один заседатель. В продолжение царствования Николая I были: председателями коллегии: 1) митрополит Иоасафат Булгак (с 1825–1838), 2) литовский архиепископ Иосиф Семашко (с 1838–1843 г.) и 3) самое короткое время присутствовавший в синоде Гедеон, епископ полтавский: членами из епископов: 1) упомянутый выше Кирилл Сероцинский (с 1829–1830), 2) Иосиф Семашко (с 1829–1832 присутствующий, а с 1832–1838 член коллегии); из архимандритов: 1) гродненского базилианского монастыря настоятель Василий Полонский (с 1826–1828), 2) мелецкого базилианского монастыря архимандрит Ианнуарий Быстрый (с 1828–1832), 3) Лещинского монастыря архимандрит Иоасафат Жарский (с 1832–1834). Наконец, заседателями из протоиереев были: 1) Антоний Зубко (с 1826–1834), 2) Иосиф Семашко , в бытность его еще прелатом-схоластиком (с 1826–1829), 3) каноник Василий Маркевич (с 1826–1838); младшие соборные протоиереи: 4) Игнатий Пильховский (с 1829–1843), 5) Василий Лужинский (с 1830–1834), 6) Иоанн Конюшевский (с 1838–1843), 7) Лев Паньковский (с 1838–1843). 217 Прокуроров коллегии во все царствование Николая I было трое: Крыжановский (с 1826–1829), Иванов (с 1829–1834) и Серно-Соловьевич (с 1834–1843). Булгак был человек добрый, ласковый и доступный, но слабый характером, нерешительный и не чуждый не только честолюбия, но даже и некоторого наивного тщеславия. Рассказывают, что когда ему был пожалован орден св. Андрея, он пришел в такой восторг, что показывал всем приходившим к нему Андреевскую звезду, говоря: «Посмотрите-ка, что я заслужил от Государя и чего удостоился от Него». Естественно, что, при таком настроении, действия Булгака всегда соответствовали видам нашего правительства и он неуклонно и безоговорочно исполнял все ему указываемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он часто обращался к архиереям с нецеремонными фразами, в роде следующих: «Батюшка, что это у вас за беспорядок? На что это похоже? что вы смотрите?» . В начале царствования Императора Николая I, по штату 9-го июля 1819 и указу 16-го мая 1822 года, присутствовали в московской синодальной конторе, под председательством архиепископа московского, викарий его, получавший во время отсутствия председательствующего из Москвы жалование, положенное сему последнему; архимандрит, назначавшийся большею частью из архимандритов Донского монастыря, и протопресвитер московского Успенского собора; штат же канцелярии состоял из прокурора, секретаря, протоколиста и определенного числа канцеляристов и копиистов. 24-го февраля 1834 года состоялся новый штат этой канцелярии, по которому положено быть в ней: прокурору, письмоводителю, секретарю, двум столоначальникам, протоколисту, архивариусу и канцелярским служителям разных окладов. В 1841 г. определен при конторе чиновник за прокурорский стол и в том же году, по Высочайшему указу 10-го июня, прибавлен к числу её членов уволенный от управления томскою епархией епископ Агапит, после кончины которого место его занял, с 1854 г., уволенный от управления ярославскою епархией синодальный член, архиепископ Евгений, получивший разрешение присутствовать в конторе, когда позволит состояние его здоровья. 160 Вот перечень лиц, присутствовавших в московской синодальной конторе в продолжение царствования Императора Николая I: председательствующий Филарет, сначала архиепископ, потом митрополит московский, во все царствование; члены: 1) из московских викариев: Иннокентий (с 1826–1831), Николай (1831–1834), Исидор (1834–1837), Виталий (1837–1842), Иосиф (1842–1843); 2) из уволенных на покой: Агапит, бывший епископ томский (с 1841–1854), Евгений, бывший архиепископ ярославский (с 1854 и до конца); 3) из архимандритов: донские: Афанасий (1826–1832), Феофан (1832–1850), Симеон (1850–1852) и новоспасский Агапит (1854–1855); 4) из протопресвитеров Успенского собора: Яков Дмитриевич Никольский (с 1826–1839), Василий Иванович Платонов (1839–1855). Прокурорами конторы были: Евреинов (с 1825–1826), Михайлов (с 1826–1848) и Лопухин (с 1848–1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В апр. 1823 г. Н. подал прошение на имя имп. Николая I Павловича об увольнении с должности директора уч-щ Тульской губ.; тогда же взял отпуск для лечения на Кавказе. «Отрывки из путевых записок о Юго-Восточной России», содержащие впечатления от этого путешествия, напечатаны в 1826 г. в «Московском телеграфе». Издатель Н. А. Полевой просил Н. продолжить их публикацию в журнале, будучи уверенным, что «описания Моздока, чеченцев, гребенских казаков, Кизляра и проч., виденные им в рукописи, будут любопытны и занимательны для просвещенных читателей», но продолжения не последовало (Отрывки из путевых записок. 1826). В июне 1823 г. Н. представлен к награде за приведение уч-щ Тульской губ. в отличное состояние. Его пребывание в Туле пришлось на годы «двойного министерства» (Мин-ва духовных дел и народного просвещения), к-рое возглавлял кн. А. Н. Голицын , впосл. покровительствовавший Н. Переписка Голицына и Н. за 1823-1836 гг. опубликована П. И. Бартеневым , отмечавшим, что их сближению способствовало «мистическое направление мыслей и даже некоторая наклонность к легкой и безвредной шутливости» обоих (Из бумаг С. Д. Нечаева. 1893. Кн. 1. 4. С. 418-432). По возвращении с Кавказа 9 янв. 1824 г. Н. был назначен чиновником особых поручений в канцелярию московского военного ген.-губернатора кн. Д. В. Голицына. Служил при благотворительных учреждениях, 15 мая 1824 г. утвержден в должности казначея и секретаря Московского дома трудолюбия, состоявшего под покровительством имп. Елисаветы Алексеевны (впосл. преобразованного в Елизаветинский ин-т благородных девиц). 22 авг. 1827 г. получил бриллиантовый перстень от имп. Александры Феодоровны «за труды и усердие» по устройству Дома трудолюбия. 18 марта 1826 г. определен членом Комитета по сбору пожертвований для устройства московской глазной больницы, открытой 11 июня. 10 июля 1826 г. назначен попечителем Глебовского подворья, занимавшего 2-этажный дом в Китай-городе, к-рый был передан действительным статским советником П. И. Глебовым с условием, чтобы доходы от дома, в к-ром останавливались пребывавшие в Москве евреи, шли на содержание глазной больницы и др. заведений. С 31 июля 1826 г. определен к канцелярии статс-секретаря Н. М. Лонгинова для письмоводства в Комитете для рассмотрения подаваемых на Высочайшее имя прошений.

http://pravenc.ru/text/2565178.html

436 . MaraM. G. Il ruolo di Paolo nella proposta monastica della «Vita Antonii»//Atti dei I Simposio di Tarso su S. Paolo Apostolo. Roma 1993. 129–138. 437 . Marx M. Incessant prayer in the «Vita Antonii»//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 108–135. 438 . Mohrmann C. Note sur la version latine la plus ancienne de la Vie de saint Antoine par saint Athanase//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 35–44. 439 . Reitzenstein R. Das Athanasius Werk über das Leben des Antonius. Ein philologischer Beitrag zur Geschichte des Mönchtums. Heidelberg 1914. 440 . Santos Otero A. de. Die altslavische Überlieferung der Vita Antonii des Athanasius//ZKG 1979. 90:2–3. 242–252. 441 . Takeda F. F. Monastic theology of the Syriac version of the Life of Antony//StPatr 2001. 35. 148–157. 442 . Tetz M. Athanasius und die Vita Antonii. Literarische und theologische Relationen//ZWT 1982. 73. 1–30. 443 . Tomau C. Intertextuality in early Latin hagiography: Sulpicius Severus and the Vita Antonii//StPatr 2001. 35. 158–166. Послания, атрибуируемые преп. Антонию Аутентичным, по мнению большинства ученых, является корпус из семи посланий (в арабской версии св. Антонию оказались приписаны еще и послания преп. Аммона, см. 4 .483). Из них на греческом дошел один фрагмент, а на коптском – несколько фрагментов. Только одно (первое) послание сохранилось в сирийской версии, полностью корпус из семи посланий – в арабской, грузинской и латинской версиях; их конкорданс: Араб.: Груз.: Латин.: Издания Арабская версия: .1899 444 . [Авва Муркус ал-Антуни. Книга душеполезная посланий святого Антония. Каир 1899]. .1979 445 . [Послания святого Антония. Монастырь Св. Аввы Макария. 1979]. 446 . Лат. пер. (маронит Abraham Ecchelensis. 1641) по арабской ркп: PG 40, 999С-1119С. 447 . Рус. пер. с лат.://ХЧ 1826. 22–23; 1828. 31–32; 1829. 33–36. Подробная роспись «творений» и писем Антония в: Указатель к ХЧ за 1821–1903 гг. СПб. 1905. 25–26. Ср.: Антоний Великий , преп. Духовные наставления. М. 1997. 254; Добротолюбие. М. 3 1895. 1. 17–152.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

По его представлению и распоряжению, архимандрит Мефодий того же 1812 года 8 апреля определен ректором воронежской семинарии, первоприсутствующим в консистории, учителем богословия и благочинным над монастырями. Проходя сии должности, Мефодий, по ходатайству того же пр. Антония и духовной коммисии, всемилостивейше награжден 13-го ноября 1815 года «наперстным крестом за отличные труды по семинарии». Но по случаю преобразования воронежской семинарии начальство требовало от Мефодия конспекта в преподаваемом им богословии. Представленный конспект признан неудовлетворительным. Поэтому Мефодий был уволен от ученых должностей. За ним оставлены одни епархиальные должности. Увольнение его от воронежской семинарии последовало 28 августа 1819 года. Управляя одним небогатым воронежским монастырем, Мефодий терпел крайнюю нужду. При одном этом монастыре он оставался до 1826 года. После смерти нижегородского епископа Моисея Платонова, управляемая им епархия целый год находилась под заведыванием Самуила, епископа костромского и Галицкого. На нижегородскую кафедру, 4 января 1826 г. избран и утвержден 52 летний архимандрит Мефодий. В сан епископа он рукоположен 28 февраля в Москве архиепископом Филаретом, бывшим потом митрополитом московским и коломенским. Не имея денег на проезд из Воронежа, новопосвященный епископ 12 февраля должен был занять у титулярного советника Граникова 1000 руб. В Нижний-Новгород Мефодий прибыл в полночь 7 марта 1826 года. На кафедре нижегородской Мефодий был менее даже года. 19 октября 1826 года, «по слабости здоровья», он уволен от управления нижегородскою епархиею. На покое преосвященный жил недолго. Проживал он большею частию в селе Лыскове у бывшего благодетеля для всех духовных Георгия Александровича князя Грузинского. Пользуясь его гостеприимством, Мефодий нередко совершал богослужение в селе Лыскове. От душевной скорби он вскоре сделался не здоров. Благодеяния князя не могли поддержать его здоровья. В 1827 г. 12 мая в 6 часов по полудни, преосвященный отшел на вечный покой 54 лет от рождения. К 17 мая преосвященный Афанасий прибыл в Макарьевский монастырь и, по совершении литургии, отпевал почившего архипастыря, своего предместника. Мефодий погребен на паперти соборной Троицкой монастырской церкви. 5)Иван Лук. Слободский, священник кафедрального собора, проходил должность учителя до 1805 г. 6)Яков Архангельский (1801–1803). В 1803 г, определен был в г. Симбирск соборным священником и учителем симбирского русского училища. 7)Гурий Ласточкин (1802–1818), в 1806 году на 25 году жизни произведен в протоиерея Петропавловского собора. С 1809 по 1813 г. при трех классах преподавал но воскресным дням пространный катихизис студентам философии, ученикам реторики и 3-го российского класса; с 1808 г. был цензором проповедей; 1815 г. консисториею отряжен был для увещевания подсудимых в существовавшую тогда в г. Казани коммиссию для расследования

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

192 Димитрий Ростовский , свт. Молитва исповедания к Богу от человека, полагающая спасения начало. М., 1795 (переиздания: М., 1809, 1823, 1843; Киев, 1823, 1839, 1879, 1894, 1898, 1906; СПб., 1849, 1853, 1858, 1861, 1868:1896); Он же. Летопись иже во святых... с присовокуплением богоугодного жития сего святителя, Духовной грамоты, Келейных записок и гравированного его портрета. СПб., 1796. Ч. 1–2 (переиздания: СПб., 1799–1800. Ч. 1–2); Он же. Краткий катехизис, или Вопросы и ответы о вере, и о прочих ко знанию христианина нужнейших, сочинения святого Димитрия митрополита Ростовского чудотворца. Житие иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовского чудотворца СПб., 1796. С. 57–121; Он же. Зерцало православного исповедания... СПб., 1805 (переиздание: СПб., 1807); Он же. Богомысленное размышление о пресвятых страстях Господа нашего Иисуса Христа. Киев, 1826 (переиздания: Киев, 1846, 1860, 1886, 1905; СПб., 1888); Врачество духовное на смущение помыслов. Киев, 1826 (переиздания: Киев, 1835, 1838, 1847, 1868, 1872, 1882, 1887, 1903, 1911; СПб., 1850, 1853, 1880, 1890:1905); Письма Феологу и Г.Д. Строганову святителя Дмитрия Ростовского //Вестник Европы. 1826. Январь-февраль. С. 272–275; Он же. Плач на погребение Христово с прибавлением поклонения св. Троице и поклонения Пресвятой Богородице. Киев, 1826 (переиздания: Киев, 1830, 1842, 1851, 1858, 1875, 1892, 1893:1905); Он же. Краткое богомысленное размышление. Киев, 1829 (переиздания: Киев, 1838, 1850, 1854, 1860:1873); Он же. Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучатся и молящся в тайне. Киев, 1830 (переиздания: СПб., 1849, 1853, 1862; Киев, 1857, 1878, 1890:1893); Он же. Апология во утолении печали человека, сущаго в бедах и озлоблении. (Печатается из сочинений святителя Димитрия Ростовского ). Киев, 1833 (переиздания: Киев, 1848, 1864, 1886, 1916; СПб., 1850, 1853:1862); Он же. Размышление о смерти. Киев, 1846 (переиздания: Почаев, 1853; Киев, 1879:1893); Он же. Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С 1787 г. братия во главе с игум. Иаковом проживала в просторном келейном корпусе Петропавловского мон-ря, а храм вмц. Екатерины с прицерковной усадьбой был объявлен «двором» (подворьем), при к-ром насчитывалось 8 келий, а к 1811 г. существовала домовая теплая ц. свт. Спиридона Тримифунтского. 19 дек. 1797 г. имп. указом мон-рю было предоставлено право на 30 дес. городских «сеножатей». В 1787 г. к обители был приписан скит прп. Симеона Столпника в с. Петропавловская Борщаговка Киевского у. (к 1811 Симеоновский храм стал приходским, но во владении К. м. осталось подворье с сельскохозяйственными угодьями, постоялым двором, водяной мельницей и прудом). С 1787 по 1826 г. обитель официально именовалась Греческим Петропавловским мон-рем. В нач. 1811 г. при настоятеле (1804-1816) архим. Мисаиле в К. м. имелось 2 церкви: соборная апостолов Петра и Павла с 2 приделами, Захариево-Елисаветинским и Алексиевским, и небольшая церковь-колокольня с престолом вмц. Екатерины ( Бабару. 2012). 9 июля 1811 г. на Подоле был сильный пожар, во время к-рого сгорели почти все здания бывш. Петропавловского мон-ря и деревянные постройки Екатерининского подворья, в т. ч. монашеский корпус с 8 кельями и домовой ц. свт. Спиридона, конюшенный двор. Уцелели лишь каменная трапезная и Екатерининская ц. с металлическими дверями и ставнями. По свидетельству очевидцев, монастырский храм не пострадал лишь потому, что настоятель не открыл мощные двери бежавшим с вещами погорельцам. Комиссия, созданная после пожара для восстановления Подольской части города, разделила землю К. м. между частными лицами, причем от обители было отчуждено более 400 кв. саж. земли, за пределами монастырских владений оказались также и 2 монастырских каменных погреба. В 1826 г. территория бывш. Петропавловского мон-ря была отдана Киевским магистратом под строительство зданий Киевской семинарии. Т. о., в 1826-1828 гг. немногочисленная братия К. м. вернулась на монастырский двор при ц. вмц. Екатерины близ Ярмарочной пл. В 1826 г. в Екатерининском храме служили настоятель архим. Неофит, свящ. Василий Капитанский, диак. Стефан Ковровский, послушник Василий Матковский, в 1834 г.- настоятель архим. Кирилл, свящ. Феодор Белячевский (Белошицкий?), диак. Иоанн и неск. служителей.

http://pravenc.ru/text/1684557.html

Из старых студенческих писем (1826–1834 гг.) В Московской епархиальной библиотеке имеется несколько десятков писем, полученных от разных лиц священником села Симбухова (Верейского уезда, Моск, губ.), о. П. Загряжским. Среди этих писем есть четыре письма студентов Московской Духовной Академии – Павла Модестова (обучался в академии в 1826–27 гг.), кандидата 9 курса Вас. Малинина (скончался священником в Москве, при церкви Неопалимой Купины) и магистра того же курса Павла Фивейского (скончался архиепископом Костромским). Письма эти пожертвованы в епархиальную библиотеку здравствующим ныне сельским благочинным о. Сироткиным. В большинстве своем эти письма представляют излияния чувства, какое, очевидно, связывало означенных студентов с настоятелем Симбуховской церкви. Но изредка в них попадаются и некоторые сообщения о тогдашней академической жизни. Вот, напр., выдержка из письма П. Модестова от 23-го августа 1826 года 24 : «Где же я теперь? – вы опять можете спросить. Очевидно, что в Лавре, что иначе выражается на семинарском языке, под зеленою крышкою. Учения еще у нас нет, потому что нет еще о. Ректора и бакалавров, также многих студентов, имеющих поступить в академию, – впрочем скоро начнется. Теперь ожидаем Императора и нашего Архипастыря Московского Митрополита Филарета, за которых мы ныне 23-го дня Августа приносили благодарственное Богу молебствие. Посему то и нет надлежащего у нас распоряжения, а живем все где пришлось, без всякого порядка. Только тот порядок, что всегда в одно время ходим в столовую, – а посему и не имею, о чем бы я мог вас известить как о новом». Студент Вас. Малинин приходился племянником о. Загряжскому и его письма проникнуты чувством родственного уважения к о. Петру. Вот его письмо от 5 ноября 1830 года. Приводим письмо полностью ввиду его краткости. «Любезнейшие – Дяденька и Тетинька Петр Георгиевич и Евдокея Никитишна здравствуйте. Давно бы мне должно было хоть что-нибудь написать к Вам, а особенно поблагодарить Вас за желание мне счастия и успехов на новом пути моем 25 : но не знаю, что отвлекало меня от исполнения сего, – то ли, что я почти каждую почту находил нужду писать к Родителю, или то, что времени или охоты не доставало, – но чтобы то ни было, я уже начинаю решительно исправлять свою погрешность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

622 Письма Филарета к князю С. М. Голицыну, стр. 96. Письмо от 5 июля 1854 года. Ср. также стр. 97. 634 Чтения в обществе истории и древностей, 1869, I, 153 указанный отд. Здесь же на стр. 152 есть сведения и о холере среди неприятелей. 637 Письма Филарета к Антонию, III, 301–302; срав. стр. 317; срав. также Письма Филарета к Алексию, стр. 133–134. 641 Письма Филарета к Антонию, III, стр. 307–308. Текст утаиваемого здесь манифеста можно читать в Московских Ведомостях1854 г. 151. 645 Текст этого манифеста, равно как и относящихся к нему по существу дела указов сенату и положения о государственном ополчении можно читать в Полном собрании законов Российской Империи, собрание второе т. 30, отд. 1, стр. 86–95, 28991–28994. 655 «Несколько человек гнусного вида во фраках», как сообщалось в официальных известиях того времени. Московские Ведомости, 1825 г. 102. 656 Воспоминания М. М. Евреинова, о митрополите Филарете, стр. 21 Москва, 1873. Срав. Московские ведомости, 1825 г. 102. 657 Были попытки возмущения и крестьян ложными толками о слободе. См. Московские ведомости, 1826 год, 42, где напечатал манифест по сему случаю. 659 Там же, 47 и 59. Указ о том последовал от 10 июля; манифест по тому же случаю – от 13 июля 1826 года, а 21 июня того же года государь уже и прибыл в Москву для предстоящей коронации. 665 Воспоминания М. М. Евреинова, о митрополите Филарете, стр. 24. Московские Ведомости, 1826, 53. А великая княгиня Елена Павловна со своим супругом жила в это же время на даче близ Кузьминок в Кускове, в имении графа Д. Н. Шереметева, См. Московские ведомости, 1826 г. 54. 667 Едва только в Петербурге высочайше утвержден был приговор над декабристами, как и в Москве, по высочайшей воле, Филаретом совершено было торжественное благодарственное молебствие с крестным ходом. Собрание мнений и отзывов Филарета, II, 144 и далее. 668 Замечательно то, что передает по сему случаю современник события, именно, что Филарет, «не прежде возложил на себя белый клобук, как отнес оный в Чудов монастырь, положил его в раку святителя Алексия, в как бы от него принял оный и возложил на себя». Воспоминания М. М. Евреинова о митрополите Филарете, стр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Учение книги Премудрости Соломоновой о Божественной Премудрости или Духе по сравнению с апостольским//ХЧ, 1904, май, с. 615–659. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Учение св. апостола Павла и апокрифическая иудейская литература//ХЧ, 1900, февр. Учение св. апостола Павла и книги Премудрости Соломоновой о происхождении и характере язычества//ХЧ, 1905, февр. Учение св. апостола Павла о грехе, искуплении и оправдании//ХЧ, 1898, март, с. 301–343; апр., с. 471–516; май, с. 629–666; июнь, с. 793–840. Учение св. апостола Павла о добрых и злых духах//ХЧ, 1900, янв. Учение св. апостола Павла о загробной жизни и воскресении мертвых//ХЧ, 1888, янв. Учение св. апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой//ХЧ, 1904, июль–авг. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Учение св. апостола Павла о христианской жизни в «Духе» и его самобытная независимость//ХЧ, 1904, апр., с. 751–787. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Хвала ученому мудрецу в Книге Иисуса сына Сирахова//ХЧ, 1910, авг., с. 892–910. Хвалебная песнь Иисуса, сына Сирахова, Творцу и Промыслителю Вселенной//ХЧ, нояб., с. 1313–1331. Ходатай Нового Завета: экзегетический анализ Евр. 1:1–15 . Сергиев Посад, 1915, 47 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Христово уничижение и наше спасение: библейско-экзегетический анализ Фил. 2:5–11 //ПМ, 1930, 2, с. 86–101. То же: София, 1929. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Христос и Ангелы: экзегетический анализ Евр. 1:6–14 . Пг., 1915, 43 с. Из: ХЧ, 1915. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Экзаменский конспект по предмету Священного Писания Нового Завета для переходных испытаний студентов СПбДА: в 1895 году. СПб., 1895, 6 с.; в 1896 году. СПб., 1896, 5 с.; в 1898 году. СПб., 1898, 5 с. Эллинская образованность апостола Павла//ХЧ, 1906, март–июль; 1907, февр–март. II. Исторические, биографические и церковно-публицистические сочинения Академик Борис Александрович Тураев как христианский учитель и ученый//Рус. Мысль, 1923, кн. 9–12, с. 387–398. То же//Воскрес. чтение (Варшава), 1929, 11, с. 169–173, 185–187.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010