Глубоковский : «мы... оказываемся, прямо, в странном положении, спорим даже о каноничности книг неканонических и о неканоничности канонических, и вносим чистейшие апокрифы (3 Книга Ездры. – Б.Т.)» (Г. С. 622). Литература Афанасий Александрийский , свт. Краткое обозрение Священного Писания Ветхого и Нового Завета//ХЧ. Ч. IV. 1841. Нояб. С. 217–245; Дек. С. 324–402. Г. [Глубоковский Н.Н.] [Рец. на кн:] В.Х. Дообней, Употребление апокрифов в христианской церкви. Лондон, 1900//ХЧ. 1901. Ч. 2. 10. С. 622–624. Е.Р.Ф. ( Филарет (Гумилевский) , еп. Рижский). История Русской Церкви. Ч. I. М., 1848. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отцев. СПб., 1839. Макарий (Булгаков) , архим. [впосл. митр.] Введение в православное богословие. М., 1847; он же. Начало православной Церкви, собственно, в царстве Русском//ХЧ. 1845. Ч. 3. С. 266–322. Макарий (Булгаков) , архим. [впосл. митр.] Очерк истории Русской Церкви в период дотатарский//ХЧ. 1847. Ч. 1.220–283; 354–432; Ч. II. С. 42–92. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета: Происхождение, развитие, значение. М., 1998. Никанор (Боровкович), архиеп. Биографические материалы. Т. I. Одесса, 1900. Никанор (Каменский) , еп. Преосвященный Афанасий, архиеп. Астраханский//Странник. 1896. 6/7. С. 318–340; 8. С 586–593; 9. С. 99–119; 10. С. 314–337. Обозрение богословских наук, в отношении к преподаванию их в Высших духовных училищах, составленное Высокопреосвященным Митрополитом Филаретом//ЧОЛДП. 1872. Кн. III. С. 35–56; Кн. IV. С. 57–89; Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1886. Ч. II. [ Филарет Московский , свт.] Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 2006. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам издаваемое под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. СПб., 1885. Т. III. Титов Ф. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. |
Историческое положение и значение личности блж. Феодорита, еп. Киррского: (Речь пред защитой магист. дис.)//ПрТСО. 1891. Ч. 47. С. 615-626; Историческое положение и значение личности Феодорита, еп. Киррского: Речь и библиогр. указ. новейшей лит-ры о блж. Феодорите. СПб., 1911; Возрождение папства и его наст. положение по сравнению с прошлым//Воронежские ЕВ. 1891. 19. С. 675-696; 21. С. 779-790; 24. С. 893-968 (отд. отт.: Воронеж, 1891); К вопр. о реформе нашего правосл. календаря//ЦВ. 1892. 6. С. 86-89; Св. Киприан, митр. всея России (1374-1406), как писатель//ЧОЛДП. 1892. 2. С. 358-424; Правосл. пасхалия и общедоступные пособия и рук-ва по хронологии//ХЧ. 1892. 5/6. С. 399-420; К вопросу о пасхальной вечери Христовой и об отношении к Господу совр. Ему еврейства//Там же. 1893. 7/8. С. 84-121; 9/10. С. 289-320; К вопросу о взаимном отношении греч. перевода LXX-mu и евр. текста ВЗ//Там же. 1894. 3/4. С. 341-362; Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя//Там же. 1895. 1/2. С. 3-56; 3/4. С. 367-410; Благовестие св. ап. Павла и иудейско-раввинское богословие//ХЧ. 1897. 2. С. 280-316; 3. 323-372; 4. С. 566-611 (переизд: СПб., 1998р); Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу: Библейско-богосл. исслед. СПб., 1897. СПб., 1905-1912. 3 кн.; Греч. рукописный Евангелистарий из собр. проф. И. Е. Троицкого. СПб., 1898; Новейшее приобретение для текстуальной критики НЗ//ХЧ. 1899. 9. С. 331-346; Благовестие христ. свободы в послании св. ап. Павла к Галатам//Странник. 1902. 5. С. 881-916; 6. С. 1069-1117; 7. С. 3-44, 8. С. 149-177 (переизд.: СПб., 1902. София, 1935. М., 1999р); К вопр. о Послании к Галатам: (Крит. заметки)//Странник. 1903. 11. С. 752-765; 12. С. 940-956; Замечания о 1-м послании св. ап. Иоанна Богослова: 1. О тексте, о лжеучителях и толковании 1 Иоан; 2. К лит-ре о 1-м послании св. ап. Иоанна Богослова: (Библиогр. заметка)//ХЧ. 1904. 6. С. 857-877; Что значит «соборная» (собственно «кафолическая») Церковь символа веры?//ПрибЦВед. |
Т. 2. История церкви в период до Константина Великого /Посмертное издание под ред. А. Бриллиантова . СПб.: Типография М. Меркушева, 1910; 3) Лекции по истории древней церкви. Т. 3. История Церкви в период Вселенских Соборов: Церковь и государство. Церковный строй/Посмертное издание под ред. А. Бриллиантова. СПб.: Типография М, Меркушева, 1913; 4) Лекции по истории древней церкви. Т. 4. История церкви в период Вселенских Соборов: история богословской мысли/Посмертное издание под ред. А. Бриллиантова. Пг: третья государственная типография, 1918. Все четыре тома издавались также в журнале «Христианское чтение» или в основном тексте журнала, или в Приложениях. Первый том: ХЧ. 1907. Февраль. С. 250–623; Март. С. 280–361. Второй том: ХЧ. Приложения к номерам за 1908–1911 гг.; Третий том: ХЧ. Приложения к номерам за 1911–1913 гг. Четвертый том: ХЧ. Приложения к номерам за 1913–1916 гг. Все четыре тома воспроизведены также репринтно в 1994 г. в Москве. 1133 Сочинение В. В. Болотова написано с позиций православного богослова. Сам В. В. Болотов никогда и не скрывал, что пишет со вполне определенных конфессиональных позиций (Болотов В. В. Лекции... T. 1. С. 36–37). За прошедшие 100 лет ни в церковной среде, ни среди представителей светской академической науки не было специалистов такого уровня и интересов. 1134 ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1.Д. 123 – «Курс лекций по истории древней церкви». Ч. 1 (1900–1912); Д. 124 – «Курс лекций по истории древней церкви» (1901–1909). 1137 Там же. Д. 13. Дело это состоит из повесток разных учреждений, адресованных А. И. Бриллиантову. Большая часть этих документов (Л. 1–21) состоит из приглашений на заседания Предсоборного Присутствия в 1905–1906 гг. Текст их почти всегда одинаков. Приведем для примера л. 1, повестка от 9 октября 1905 г. : «Канцелярия митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Приглашение на заседание комиссии по рассмотрению вопросов, подлежавших рассмотрению предстоящим Поместным собором Всероссийской Церкви». 1142 Бовкалло А. |
Ист.: РГИА. Ф. 796. Оп. 436. Д. 476; [Формулярный список за 1891 г.]. Соч.: О вселенских соборах//ХЧ. 1869. Т. 2. С. 191-242, 378-417, 795-829, 981-1011; Замечания на журнал 8-го заседания не присутствовавшего в нем члена Барсова//Журнал 8-84 заседания Комитета о реформе духовного суда СПб., 1870-1872; Христианство и его отношение к жизни и истории человечества//Странник. 1870. Т. 1. 1. С. 57-83; Вера, надежда и любовь и их значение в истории человечества//Там же. 1870. Т. 1. 3. С. 265-304; Правила и практика древней Вселенской Церкви относительно принятия неправославных священнослужителей в Православную церковь с повторением и без повторения рукоположения//ХЧ. 1870. Т. 1. С. 876-919; О духовном суде//Там же. 1870. Т. 2. С. 462-510, 587-626; Процессы духовного суда в древней Вселенской церкви//Там же. 1871. Т. 2. С. 242-303; Различные системы взаимных отношений Церкви и государства//Странник. 1872. 1. Ч. 1. С. 50-52; 2. С. 141-178; Об участии обвинительной и административной власти в решении вопросов о предании суду и прекращении дела//Странник. 1873. 10. Ч. 1. С. 62-98; Программа науки православного церковного права. СПб., 1874. Литогр.; О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающим духовных лиц светскому суду//ХЧ. 1875. Т. 1. С. 450-490 (отд. отт.: СПб., 1875); О преподавании церковного права в наших университетах//Там же. 1876. Т. 1. С. 529-540, 730-754; О правилах Карфагенских соборов//Там же. 1876. Т. 2. С. 405-439; 1877. Т. 2. С. 683-708; 1879. Т. 1. С. 192-224; По вопросу о слиянии духовно-учебных заведений со светскими//ЦВ. 1876. 32. С. 5-8; Об участии государственной власти в деле охранения древней Вселенской церкви и ее веры//ХЧ. 1877. Т. 1. С. 785-820; О трудах комиссии для разбора дел архива Святейшего Синода//ЦВ. 1877. 7. С. 7-9; Константинопольский патриарх и его власть над Русскою церковью. СПб., 1878; О светских фискалах и духовных инквизиторах, учрежденных Петром I//ЖМНП. 1878. 2. С. 307-400; Об управлении русским военным духовенством. |
СПб., 1869-1870. 2 т.; 19005; Христианство в Северной, или Петрейской, Аравии//ПО. 1870. 7. С. 46-70; Церковный и политический быт сербов и валахов в австрийских землях с IX в. до настоящего времени//ЖМНП. 1870. Окт. С. 159-251; История православной греческой Церкви на о. Сицилии//ПО. 1871. Кн. 6. С. 794-818; Очерк жизни Феолепта, митр. Филадельфийского († ок. 1325)//Странник. 1872. 8. Отд. 1. С. 73-89; Еп. Симеон Концаревич († ок. 1769)//Там же. 1872. 10. Отд. 1. С. 3-16; Михаил Акоминат Хонский, митр. Афинский (XII в.)//ПО. 1872. 11. С. 702-738; Митрополия о. Родоса в эпоху владычества ордена св. Иоанна Иерусалимского//Там же. 12. С. 645-664; Готская епархия в Крыму//ЖМНП. 1873. Янв. С. 60-86; Состояние Церкви в Африке в эпоху владычества вандалов//ХЧ. 1873. Ч. 1. С. 191-239; Жизнь и деятельность Каллиста, патр. Константинопольского//ПО. 1873. Т. 2. 6. С. 917-944; Климент Аврелий Пруденций, христианский поэт IV в.//Там же. 1873. Т. 2. 12. С. 933-960; История Северо-Африканской Церкви с 534 г. до конца ее существования//ХЧ. 1873. Ч. 3. С. 461-531; По поводу вопроса об Афонском мон-ре св. Пантелеймона. СПб., 1876; Греческая Церковь на о. Крите в период венецианского владычества (1204-1669)//ПО. 1876. 8. С. 669-722; Древнейшие исповедники христианства в Испании//Странник. 1876. 10. Отд. 1. С. 31-41; О жизни и сочинениях иером. Иосифа Вриенния, греческого проповедника в кон. XIV и 1-й четв. XV ст.//ПО. 1879. Т. 2. 5/6. С. 85-138, 403-450 (отд. отт. М., 1879); Несколько страниц из истории христианства в Персии//ХЧ. 1881. Ч. 1. 5/6. С. 596-666; Николай Мефонский, епископ XII в., и его сочинения//Там же. 1882. Ч. 2. С. 161-175; 1883. Янв./февр. С. 11-26; Март/апр. С. 308-357; Макарий, Магнезийский епископ в кон. IV и нач. V вв., и его сочинения//Там же. 1883. Ч. 1. Май/июнь. С. 597-632; Попытка основания православной архиерейской кафедры в г. Немирове в XVIII ст.//Киевская старина. 1883. 4. С. 883-893; Софроний Доброшевич, архимандрит Новой Сербии//Там же. 1884. 10. С. 276-304; Описание одного рукописного сборника, принадлежавшего некогда библиотеке Синайского мон-ря//ХЧ. |
Ладожского Николая (Налимова) и наместника лавры. 11 сент. в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили отпевание митрополиты Киевский Иоанникий (Руднев) , Московский Леонтий, архиепископы Волынский Модест (Стрельбицкий) , Холмско-Варшавский Флавиан (Городецкий) , епископы Псковский Ермоген (Добронравин) , Камчатский Гурий (Буртасовский) , Герман (Осецкий) , Воронежский Анастасий (Добрадин) , Выборгский Антоний (Вадковский), Ладожский Николай, Нарвский Никандр (Молчанов) при участии 30 архимандритов и 120 протоиереев и иереев, в присутствии вел. кнг. Марии Павловны, вел. кн. Сергея Александровича , вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны , вел. князей Константина и Дмитрия Константиновича. И. был погребен на правой солее Исидоровской ц. Александро-Невской лавры под иконой Спасителя. В 1932 г., после закрытия церкви, останки И. были перенесены на Никольское кладбище лавры и захоронены в его братской части. В 1988 г. на предполагаемом месте перезахоронения установлен деревянный крест. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 152. Д. 702 [О возведении в степень доктора богословия]; Оп. 205. Д. 450-454 [Дневник (1881-1892). Ч. 1-5]; Д. 509 [Мнение о старообрядцах и единоверии]; Д. 521, 523, 524 [Переписка по поводу итал. старокатоликов]; Оп. 150. Д. 638; Оп. 162. Д. 834; Оп. 205. Д. 485 [Переписка по поводу англикан]; Д. 525 [Записка по поводу старокатоликов]; Д. 457; Ф. 834. Оп. 4. Д. 1192, 1193 [Письма гр. Н. А. Протасову, архиеп. Леонтию (Лебединскому), мон. Евфалии (Лебедевой)]; РНБ ОР. Ф. СПбДА. А-1/69 [Сб. писем]. Соч.: Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня//Некоторые упражнения студентов СПбДА шестого учебного курса. СПб., 1825. Ч. 1. С. 9-21; Слово в день Введения во храм Пресв. Богородицы//Там же. С. 95-109; История канона св. книг Нового Завета//РНБ ОР. Ф. СПбДА. А-1/246. 1825-1829 гг.; Нравственно-филологическое изъяснение текста Лк 16. 9//ХЧ. 1826. Ч. 23. С. 58-82; Кр. сведение о св. Варсануфии//ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 249-256; О звезде, явившейся волхвам//ХЧ. |
В своем послании о расследовании дела декабристов Фотий комментировал статью, помещённую в «Русском инвалиде» N 24 за 1826 год. Факты, помещённые там, он дополнял собственными наблюдениями над деятельностью тайных обществ. Фотий писал, что, прежде чем заговор созрел в умах молодых людей в России, он был спланирован за границей. Общество английских методистов решило преобразовать русскую Церковь и государство, для этого было разослано 1657 эмиссаров-проповедников. Этот тайный план был опубликован в 1815 году в книге «Победная повесть». Решительный шаг к проведению реформ, по мнению Фотия, был сделан учреждением Соединенного министерства. Фотий писал: «За сим в след нахлынули в Россию карбонарии духовные и гражданские извне; методисты, пиетисты, квакеры поделали в Петербурге свои связи: выходят на кафедру в России Фесслер, Линдель, Госснер, Патерсон, Пинкертон, Крюденер, Татаринова и вся сволочь» 209 . Письмо заканчивается вопросом Фотия: «После таких успехов карбонариев в России, чего хорошего можно было ждать?». Такое объяснение восстания декабристов Николай I не воспринял, но 6 февраля 1826 года Фотию было объявлено, что он может писать лично в руки Николаю I и приезжать в Петербург в любое время. При этом архимандриту было дано понять, что в его политических советах Император больше не нуждается. 26 марта 1826 года Фотий писал «славному воину 1824 года» А. А.Павлову : «Невод цел был рыбы, и на берегу из руки велено бросить от рыбаря Апостола Андрея [К.Ю.Е.– митрополит Серафим]. Что делать: воля в том Андрея, апостол бо есть, а мы работники в дому Божьем. Помоги, Господи, поборнику православия, Царю нашему на все супротивные силы, видимые и невидимые» 210 . Под этим иносказанием архимандрит имел в виду волю его пастыря митрополита Серафима, предписывавшего ему отказаться от политической борьбы, когда победа была так близка. В апреле того же года Фотий писал А. А.Павлову , что даже в этой ситуации им не следует складывать оружия: «Лучше не жить, если я не хочу по-христиански жить. Мы в свое время свои дела должны делать» 211 . 18 июля 1826 года Фотий писал ещё более определенно: «Не все могу делать и силен, ибо и во всем есть мне предел» 212 . До конца 1826 года Фотий ещё продолжал бывать в Петербурге, затем эти поездки были негласно запрещёны. 29 декабря 1826 года он писал А. А.Павлову : «Во сии времена я не буду во граде Св. Петра, я из него изгнан был. Я люблю на одном месте жить и быть. Мне нет нужды быть в С. Петербурге, когда я не нужен» 213 . |
Б. издал «Материалы для биографии Иннокентия (Борисова), архиеп. Херсонского» (СПб., 1884-1887. 2 т.), «Материалы для биографии Московского митр. Филарета» (СПб., 1882), переписку архим. Фотия (Спасского) и кн. А. Н. Голицына и др. Ряд статей и некрологов Б. посвятил различным церковным деятелям: митр. сщмч. Арсению (Мацеевичу) , Московскому митр. Макарию (Булгакову) , прот. Г. П. Павскому , прот. И. В. Васильеву и др. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 168. 1887 г. 496; Оп. 170. 1889. 473 [об увольнении Б. из СПбДА]; Ф. 802. Оп. 10. 1898. 28. Л. 59-61; РНБ ОР. Ф. 120. Оп. 1. 339 [письма А. Ф. Бычкову]; Ф. 391. 378 [письма А. А. Краевскому]; Ф. 593. 133 [письмо Н. В. Покровскому]; Ф. 874. Оп. 1. 7, 10, 14, 21, 48, 76 [письма С. Н. Шубинскому]; ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. 363 [формулярный список]. Соч.: Русский простонародный мистицизм. СПб., 1869; Духовные стихи (роспевцы) секты людей Божиих//Зап. отдела этнографии имп. Географического об-ва. СПб., 1871. Кн. 4; Иоанн (Соколов), еп. Смоленский как проповедник//ХЧ. 1872. Т. 3. С. 420-440; Конспект лекций по кафедре гомилетики. СПб., 1874; Конспект лекций по истории русского проповедничества. СПб., 1874; Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) и дело об отобрании церковных имений в 1762-1763 гг.//РС. 1876. 4. С. 721-756; Конспект лекций по пастырскому богословию и гомилетике. СПб., 1878; Исторические, критические и полемические опыты. СПб., 1879; Князь А. Н. Голицын и архим. Фотий//РС. 1882. 3. С. 765-775; Митрополит Московский Макарий (Булгаков)//Там же. 1883. 6. С. 669-680; Как пишут критику в «Православном обозрении». СПб., 1886; Лекции по гомилетике. СПб., 1886; Лекции по истории проповедничества и гомилетики. СПб., 1886; Письма Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического, к разным лицам//ХЧ. 1886. Т. 1. С. 226-248; Св. Ефрем Сирин как проповедник//Там же. С. 732-770; Григорий Богослов как проповедник//Там же. Т. 2. С. 731-760; Лекции по патристике. СПб., 1887; Лекции по православной христианской гомилетике. СПб., 1889; О возможных улучшениях в современной нашей церковной проповеди//ХЧ. 1894. Т. 1. С. 171-188; Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современных. СПб., 1899 [полн. список тр. Б. см.: Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 34-40]. |
О Святой и Животворящей Троице.//ХЧ, 1847, ч. III, СПб. – с. 2–54. 3 . Святого отца нашего Кирилла архиепископа Александрийского. О вочеловечении Господа.//ХЧ, 1847, ч. III, СПб – с.165–238. 4 . Кирилл Александрийский , святитель. 1. Слово против тех, кто не хотят признавать Св. Деву Богородицею. 2. Разговор с Несторием о том, что Св. Дева – Богородица, а не Христородица. Сергиев Посад, 1915 – 28 с. 5 . Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского. Книга 1. О поклонении и служении в Духе и истине. Ч. 1–3. М.: «Паломник», 2000. 6 . Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского. Книга 2. Glafira или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисеева. Толкования на евангелие от Иоанна. Ч. 1. М.: «Паломник», 2001. – 798 с. 7 . Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского. Книга 3. Толкования на евангелие от Иоанна. Ч. 2–4. – М.: «Паломник», 2002 – 910 с. 8 . Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология: Кирилл Александрийский , Феодорит Киррский , Корпус Ареопагитикум./Сост., биогр. и библиогр. статьи иером. Илариона (Алфеева) – М.: Издательство МФТИ. 2000 – 418 с. 9 . Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры . Ростов н/Д, 1992 – 614 с. 10 . Ранние отцы Церкви. Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1988 – 734 с. 11 . TLG Workplace, Электронная библиотека. Copyright 1993, 1999 by Silver Mountain Software. Исследования: 12 . Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского . Киев: Типография Т.Г. Корчак-Новицкого, 1899. – 300 с. 13 . [Тьерри А.] Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. « Переработанный и дополненный перевод с французского заслуженного профессора Киевской академии Д. Поспехова. М.: «Путем зерна», 1997. – 207 с. 14 . Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. – репр. изд. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – 378 с. 15 . Бриллиантов А.И. Происхождение монофизитства.//ХЧ, 1906, – с.793–822. 16 . Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эригены. |
СПб., 1888; Руководство к библейской истории НЗ. СПб., 1889; Библейская история при свете новейших исследований и открытий: ВЗ. СПб., 1889-1890. 2 т.; 1913-19152. 5 т.; К вопросу о том, что такое библейская история//ЦВ. 1890. 39. С. 642-645; 40. С. 657-660; Конспект лекций по древней гражданской истории, читанных студентам СПбДА в 1891/92 уч. г.: История Ассиро-Вавилонии. СПб., 1892. Литогр.; Идея промысла Божия в истории, преимущественно по воззрению блж. Августина и Боссюэта//ХЧ. 1892. 3/4. С. 214-298; То же, изм. загл.: Промысл Божий в истории человечества: Опыт филос.-ист. обоснования воззрений блж. Августина и Боссюэта. СПб., 1898. М., 20122; Старокатолицизм в Швейцарии, история его происхождения и теперешнее состояние//ХЧ. 1893. 1/2. С. 154-176; Кораблекрушение ап. Павла на Средиземном м. при свете новейших археол. открытий//Там же. 11/12. С. 478-504; Памяти проф. А. И. Предтеченского//ЦВ. 1893. 19. С. 295-299; 21. С. 326-330; Памяти историка нашей академии - И. А. Чистовича//Там же. 45. С. 711-714; Конспект лекций по древней гражданской истории, чит. студентам 1-го курса СПбДА в 1892/93 уч. г. СПб., 1893. Литогр.; То же, студентам 2-го курса. СПб., 1893. Литогр.; То же, в 1893/94 уч. г. СПб., 1894. Литогр.; То же, в 1894/95 уч. г. СПб., 1895. Литогр.; Два слова в защиту библ. истории при свете новейших исследований и открытий: Вынужденная отповедь 2-м критикам. СПб., 1894; Христ. Церковь в Рим. империи в первые дни века (до 170 г.)//ХЧ. 1894. 1/2. С. 3-39; Нероново гонение на христиан и политика императоров Флавиева дома по отношению к ним//Там же. 3/4. С. 209-239; Гонения на христиан в Рим. империи в первые два века (до 170 г.)//Там же. 5/6. С. 385-418; Столетие правосл. миссии в Сев. Америке//Там же. 9/10. С. 177-207 (отд. отт.: СПб., 1894); Совр. протестантизм в его принципах и наличной действительности//Там же. 11/12. С. 331-347; Иезуиты, их внешняя и внутренняя организация и жизнь//Там же. С. 453-489; Библейская история при свете новейших исследований и открытий: НЗ. |
| |