сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь История 1819. 74-й съезд германских римо-католиков в Пассау//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 42–43. 1820. Августин (Никитин) , архим . Россия и Сорбонна//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 82–94. История контактов богословов Сорбонны с рус. церк. иерархами в XVIII в. по вопросу соединения Церквей. 1821. Антес П. Католичество в разнородной европейской среде: [Докл. на конф. «Religion in Europe in Twentieth Century» («Религия в Европе в XX столетии»). Milton Keynes (Великобритания), 18–22 апр. 1997 г.]/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 377–390. Проблемы совр. Церкви: юридическое и психологическое положение католиков во Франции, Германии, Испании, Италии. 1822. Васильева О. Ю. Нам нужно «сильное Православие»//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 267–281. Об отношении к Православию советского государства и римо-католического престола в 1939–1948 гг. 1823. Голиков А., свящ. Миссионерская деятельность Католической Церкви в странах Третьего мира в ХХв.//ХЧ. 1999. 17. С. 147–156. 1824. Замен К. «Священники-рабочие»/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 24–26. Движение во Франции – семинаристы в вакантное время работают на заводах. 1825. Кава Р., делла . Римско-Католическая Церковь латинского обряда в России: Оценка пятилетнего опыта (1991–1996)/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1997. Т. 2. 2. С. 230–251. 1826. Кончина архиеп. Боссара, Парижского викария (29 февр. 1952 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1952. 9. С. 25. 1827. Малов В. Н. Государство и Католическая Церковь во Франции XVII в.//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 144–147. 1828. Миннера Р. Опыт Католической Церкви в построении взаимоотношений с государством в XX в.: Пер. с англ.//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 109–111. 1829. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Кафолики и католики//Страницы. 1996. 3. С. 52–64. 1830. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Иоанн XXIII, папа Римский//БТ. 1979. Сб. 20. С. 83–240. 1831. Памяти отца Жака Лёва//Страницы. 1999. Т 4. 1. С. 136–137. |
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. 1857 г. Литография (РГБ) Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. 1857 г. Литография (РГБ) С 28 авг. 1823 г. инспектор и профессор церковной истории и греч. языка СПбДС, с 15 нояб. того же года одновременно ректор Александро-Невского ДУ. 10 дек. пострижен в монашество и рукоположен во диакона, 29 дек.- во иерея. 16 окт. 1824 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры . 24 дек. того же года переведен в СПбДА на должность бакалавра богословских наук. 2 сент. 1825 г. назначен инспектором академии, 24 сент. утвержден действительным членом академической конференции, с 6 янв. 1826 г. экстраординарный профессор. 16 марта 1826 г. возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля третьеклассного мон-ря. В СПбДА преподавал сначала обличительное, затем основное богословие. Широко используя новейшую зап. богословскую лит-ру, И. реформировал преподавание наук богословского курса и привлек к ним большое внимание студентов. Записанные ими лекции И. в многочисленных списках распространялись по всей России, попадали к ректорам и преподавателям семинарий и духовных уч-щ. В лекциях И. высказал критические замечания о 1-м издании (1823) катехизиса свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, послужившие «арсеналом для всех последующих возражателей против катехизиса» и «причиною исправлений, сделанных в последующих изданиях» ( Барсов Н. И. Мнение Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического, о катихизисах митр. Филарета//ХЧ. 1885. Ч. 1. 5/6. С. 732-740). Чтобы поддержать ж. «Христианское чтение» , к-рый был близок к закрытию, И. написал для него неск. работ: «Жизнь сщмч. Киприана, еп. Карфагенского» (ХЧ. 1825. Ч. 17), «Жизнь св. ап. Павла» (Там же. 1826. Ч. 21, 23), «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» (Там же. 1828. Ч. 29; 1830. Ч. 37). В журнале также печатались проповеди и лекции И., большая их часть вышла без указания имени автора. По поручению Комиссии духовных училищ И. летом 1826 г. ревизовал Тверскую и Новгородскую семинарии с подведомственными духовными уч-щами, в мае 1827 г.- СПбДС, летом 1828 г.- Смоленскую и Могилёвскую, летом 1830 г.- Архангельскую и Олонецкую семинарии с подведомственными духовными училищами. 9 мая 1827 г. определен членом Цензурного комитета при СПбДА, в 1828 г.- членом вновь образованного Комитета для цензуры духовных книг. По представлению академической конференции 3 сент. 1829 г. утвержден Комиссией духовных училищ доктором богословия (диплом от 15 окт. 1829). «Если бы еще на один лишний год остался я в Академии,- писал И. о своих многочисленных обязанностях в то время,- я бы умер» (Венок на могилу Высокопреосв. Иннокентия. 1864. С. 41). |
895 Номера страниц в скобках даются по изданию: Творения блж. Феодорита, еп. Кирского. М.: Паломник, 2003. (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т. XII). 896 Страницы указаны по переизданию: Блаженный Феодорит Кирский . Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003 (Творения святых отцов и учителей Церкви). 901 Греческий текст писем в PG разделен на пять книг, в то время как русский перевод, полностью им соответствующий, разделен только на три части. В таблице представлена нумерация писем по PG и по рус. пер., в котором она была изменена в связи с новым делением текста. Нужно иметь в виду, что в рус. переводе наряду с присвоенным номером указываются номер книги и письма по PG (за исключением первых пятьсот писем, где номера совпадают). К сожалению, при переиздании 20002001 гг. (М.: Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского) параллельная нумерация была снята. 904 Страницы в скобках даны по изданию: Творения блж. Феодорита, еп. Кирского. М.: Паломник, 2003. (Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. XII). 905 1-е изд.: M.: Типогр. В. Готье, 1861 (Ч. 1; 2), 1862 (Ч. 3); (Ч. 4), 1863 (Ч. 5), 1864 (Ч. 6), 1865 (Ч. 7, кн. 1), 1866 (Ч. 7, кн. 2), 1868 (Ч. 7, кн. 3), 1872 (Ч. 8). 13 части 1-го изд. были переизданы репринтом (М.: Из глубин, Б. г. 470, II, 481, 410 с. [Благотвор. библ.-издат. фонд «Нар. Б-ка»]). Ранее отдельные произведения свт. Григория Нисского издавались в ХЧ (К мон. Олимпию//ХЧ 23. 1826. С. 9 57; Слово на Вознесение//ХЧ 28. 1830. С. 75242; О жизни Моисея законодателя (незаконч.)//ХЧ 44. 1831. С. 115154; Слово о блаженстве (миротв.)//ХЧ. 1842. Ч. 2. С. 160178; На св. Пасху о воскресении//ХЧ. 1847. Ч. 2. С. 341). 909 Страницы в скобках к этому и следующему произведениям даны по изданию: О надписании псалмов. М.: Братство свт. Игнатия, 1998. 910 Страницы в скобках даны по изданию: Точное истолкование Екклесиаста Соломонова. М.: Братство свт. Игнатия, 1997. 912 Страницы в скобках даны по изданию: Большое огласительное слово/Редакция перевода, план-конспект, примечания и послесловие Ю.А. Вестеля. Киев: Пролог, 2003 (рус. пер. с греческим параллельным текстом). |
1393 . Neyt F. Les lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza. Diss. Louvain 1969. 1394 . Neyt F. Citations ‘Isaiennes’ chez Barsanuphe et de Jean de Gaza//Muséon. 1971. 89. 65–92. 1395 . Neyt F. Un type d’autorité charismatique//Byz. 44/2. 1974. 343–361. 1396 . Neyt F. Précisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza//SP 12. 1975. P. 247–253. 1397 . Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre ête//Byz 1983. 53(2). 494–506. 1398 . Perrone L. Le Lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza//Mémorial Dom Jean Gribomont, Studia Ephemerides Augustinianum. Roma 1988. 463–486. 1399 . Regnault L. Jean de Gaza//DS 1974. 8. 536–538. 1400 . Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothee//Théologie de la vie monastique 1 .600). 315–322. 1401 . Stead J. Brother Andrew’s Problems. A sick soul of the sixth century//Monast. Studies 11. 1975. 173–180. 1402 . Vailhé P. Jean le Prophéte et Séridos//EO 1905. 8. 154–160. 1403 . Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe//EO 1907. 7. 268–276. 1404 . Vailhé P. Saint Barsanuphe//EO 1905. 8. 14–25. 1405 . Veselinovich Α. Βαρσανοφιος Μγας, ωννης προφτης κα Δωρθεος ββ ς. νασιμος π διδακτορα διατριβ. ν θναις, 1939. 1406 . Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes//Philoxenia Bernhard Kütting gewidmet. Münster, 1980. 281–308. Дорофей, авва CPGS 7352; DS 3. 1651–1664; DHGE 1958. 14.686 sq. Около 525; ученик преп. Варсануфия и Иоанна. Житие составлено его учеником Досифеем. Синтезировал традиции палестинского монашества и через посредство Феодора Студита повлиял на греческое, русское и арабское монашество. Сочинения Крит. изд. с франц. пер.: 1407 . Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles/Éd. Regnault L., Préville J. de. P. 1963. 582. (SC 92). 1408 . Слав. пер.: о. Павел Беринда. Киев 1628. пер.: 1) Орлов Ф. (М. 1701); 2) Вершинский Д. С. (ХЧ 1826–1830); 3) о. Климент Зедергольм [пер., подгот. в Оптиной пустыни]: Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. 1 М. 1856. 2, XIV, 283, 43. 3 М. 1866. XV, 315, 43, вновь испр. с греч. 4 1874. XV, 300, 38. 5 1885 [обл. 1886]. XVI, 316, 30. 6 1888. XV, 340, 30. 7 Калуга 1895. XV, 285, 29. [Репр.: М. 1991]; 8 [Сергиев Посад:] 1900. XI, 268, 32. [Репр.: Тула 1990. Переизд.: М. 2001. 378.]. 9 1904. 10 Шамордино 1913. XI, 268, 32. [Репр.: Свято-Усп. Псково-Печ. м-рь 1994]. Переизд.: М. 1995; М. 1999. 377, 1. Репр.: М. 1995. XIII, 315, 43. [Алфав. указ.]. |
В XVIII в. прп. Паисий (Величковский) сделал список с киевского издания Поучений ( Паисий (Величковский), прп. Автобиография, жизнеописание и избр. творения по рукоп. источникам XVIII-XIX вв./Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун. М., 2004. С. 187). По мнению К. Ханника ( Hannick. 1981. S. 262) и А. Э. Тахиаоса ( Ταχιος Α. Ο Πασιος Βελιτσκφσκι (1722-1794) κα σκητικοφιλολογικ σχολ του. Θεσσαλινκη, 1964. 19842. Σ. 85), прп. Паисий включил Поучения Д. Г. в одну из редакций слав. Добротолюбия. Известны 7 списков Поучений Д. Г. (2-й пол. XVIII в.) б-ки Нямецкого мон-ря; почерки 2 из них напоминают письмо Паисия ( Яцимирский А. И. Славянские и русские рукописи румынских б-к. СПб., 1905. С. 560. (СбОРЯС; 79)). За неск. лет до издания 1628 г. в Киеве был подготовлен к печати еще один список Поучений Д. Г., представленный в рукописи ГИМ. Син. 719 ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 219-225, 147), во всем тождественный предшествующей рукописной традиции и сопровождаемый прологом Захарии (Копыстенского) , архим. Киево-Печерской лавры (1624-1627). Однако это издание не состоялось. III. Русские. Из 3 рус. переводов Поучений Д. Г.- Ф. Орлова (М., 1701), Д. С. Вершинского (ХЧ. 1826-1830) и иером. Климента (Зедергольма) (М., 1856) - наиболее удачным является последний перевод, сделанный и подготовленный к изданию в Оптиной пуст. наряду с творениями преподобных Иоанна Лествичника, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и др. подвижников. Согласно записи, сохранившейся на полях оптинской рукописи с рус. переводом сочинений Д. Г., в подготовке ее издания принимали участие оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) и Амвросий (Гренков) : «Рукопись сия составлена в Козельской Оптиной пустыни. Переведена книга прп. Аввы Дорофея с греческого народного языка на российский в 1855 году Московского ун-та студентом Константином Карловичем Зедергольмом в Москве и в том же году в Оптиной пустыне перевод сей сличен со славянским переводом древним и исправлен… монахами Иувеналием Половцевым и Львом Кавелиным, а каталог составлен иеромонахами Макарием и Амвросием» ( Бушуев С. В. Иеромонах Климент (Зедергольм) и изд-во Оптиной Пустыни//Мат-лы 8-й междунар. науч. конф. (Москва 24-25 апр. 2003 г.). М., 2003. С. 135-156). Перевод, сделанный в Оптиной пуст. и сверенный по слав. печатному изданию, неоднократно переиздавался как в самой Оптиной пуст, так и в др. местах. Хотя творения Д. Г. не были включены ни в греч., ни в слав. Добротолюбие, свт. Феофан Затворник поместил в рус. Добротолюбие оптинский перевод Поучений Д. Г., разбив текст на 111 глав, подобно аскетическим сотницам, внеся ряд пояснений и устранив архаизмы (Добротолюбие. Т. 2. С. 601-642). |
Существуют три пер. на рус. язык· 1066 . (I) частичный Д. С. Вершинского://ХЧ 1826, 1827, 1830, 1844, 1845; 1067 . (II) полный в сер. ТСО: М. 1858. 31 [=1]; 32 [=2]; 1859. 33 [=3], с указ. разночтений по греческой ркп Моск. синод. б-ки. Частично перепечатан: 1068 . Нил Синайский , преп. О чтении и молитве. О различении лукавых помыслов. Репр.: М. 1999. 382. 1069 . Нил Синайский , преп. Слово подвижническое. Письма. М. 2000. 477. 1070 . Творения преподобного отца нашего Нила Синайского . СТСЛ 2000. 380 [Нил.Твор.]. (III) частичный пер. еп. Феофана Затворника в составе «Добротолюбия» (с использованием ТСО). К монаху Агафию (Peristeria) (CPG 6047) Рус. пер.: 1071 . ТСО 31 4 .1067). 1–169. же://Нил.Твор. 4 .1070). 14–103. Фрагменты (другой рукописной традиции) у Пс.- Анастасия Синаита (PG 89). Слово на евангельское изречение: Иже имат влагалище и проч. ( Лук. 22, 36 ) (CPG 6050) Рус. пер.: 1072 . ТСО 31 4 .1067). 312–328. же://Нил.Твор. 4 .1070). 181–189. Похвальное слово Алвиану (CPG 6045) Рус. пер.: 1073 . ТСО 31 4 .1067). 414–426. же://Нил.Твор. 4 .1070). 235–241. Слово подвижническое (Liber de monastica exercitatione) (CPG 6046, сравн. CPGS 6060, CPG 6067) 1074 . Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 190–232. PG 79, 720–809 (текст отличается от рус. Добротолюбия). пер.://ТСО 32 4 .1067). 1–97. же://Нил.Твор. 4 .1070). 242–292. 1075 . Gli scritti siriaci di Nilo il Solitario/Introd., ed. e trad. a cura di Bettiolo P. Louvain 1983. XIV, 364. (Publications de l’lnstitut Orientaliste de Louvain. 30). [Сир. пер., отражающий более раннюю версию текста. Сод. публ.: «О монашеской жизни», текст: 75–124, итал. пер.: 124–151; также «Слово к желающему принять монашество " ]. Colafemmina//Vetera Christianorum. Bari. 1984. 21. 406; Gribomont J.//RSLR 1985. 21. 487–489. «Слово подвижническое», наряду со «Словом о молитве» Евагрия, вошло в греч. «Добротолюбие» (где под именем Нила числятся только два эти творения), однако было опущено в рус. переводе еп. Феофаном, к-рый заменил «Слово подвижническое» др. произведениями, известными под именем Нила. В CPG 3978 отмечено сходство отрывка из «Слова подвижнического» с закл. частью слова Ефрема Сирина «Ответ брату о священнике Ниле» (Assemani. 3. 11 5 .172), рус. пер. во 2-м томе Творений Ефрема Сирина , слово 59), однако мы не заметили особых совпадений. |
59. Синев X. Христианское учение о браке [Отзыв]//ЖС за 1911/12 г. С. 358–359. (ХЧ. 1913. Февраль.) 60. Цветинов П. Участие инославной пропаганды, римско–католической и протестантской, в начальной истории, дальнейшем ходе и развитии греко–болгарской церковной распри [Отзыв]//ЖС за 1911/12 г. С. 390–391. (ХЧ. 1913. Февраль.) 61. Федченков С. А. Святой Ириней Лионский — его жизнь и литературная деятельность [Отзыв]//ЖС за 1911/12 г. С. 401–404. (ХЧ. 1913. Февраль.) 62. Прохоров Г. В . Нравственное учение Св. Амвросия, епископа Медиоланского: на соискание Макарьевской премии [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 170–174. (ХЧ. 1913. Сентябрь.) 63. Два произведения, ложно надписываемые именем св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского: а) Двенадцать глав о вере, б) Подробное изложение веры//ХЧ. 1914. Январь. С. 102–124. [Перевод с греч. Переиздание см. в 78.] 64. Лобовиков Иван Иванович, бакалавр Санкт–Петербургской духовной академии по кафедре Патристики (4 сентября 1841 г. — 19 мая 1848 г.)//ХЧ. 1914. Февраль. С. 246–273. 65. Гомилетические произведения св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского//ХЧ. 1914. Сентябрь. С. 1035–1066; октябрь. С. 1197–1216; ноябрь. С. 1381—1397. [Перевод с греч., с лат. перевода с арм., с англ. перевода с арм. Переиздание см. в 78.] 66. Куренков А. Учение о нравственности по творениям Св. Тихона Задонского [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 360–361. (ХЧ. 1914. Апрель.) 67. Спасский И. О. Иоанн Кронштадтский, как богослов [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 454. (ХЧ. 1914. Июнь.) 68. Титов А . Отношение между церковью и государством в России в конце XVII века (1589–1652 гг.) [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 470–471. (ХЧ. 1914. Июль–август.) 69. Федорович Π . Религиозно–нравственное состояние русского общества в царствование императора Александра I [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 502–503. (ХЧ. 1914. Июль–август.) 70. Отзыв о занятиях профессорского стипендиата С. А. Федченкова//ЖС за 1913/14 г. С. 60–62! (ХЧ. 1914. Октябрь.) 71. Фрагменты творений св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, и надписываемые его именем заклинательные молитвы//ХЧ. 1915. Май—июнь. С. 559—576; декабрь. С. 1321—1336. [Перевод с греч. Переиздание см. в 78.] |
57 . Святого Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского, «К Феопомпу возможности и невозможности страданий для Бога»//ХЧ. 1913. Июнь. С. 833–846; июль–август. С. 993–1003. [Перевод с лат. перевода с сир. Переиздание см. в 78.] 58 . Св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского: а) К Филагрию о еди–носущии. б) К Татиану краткое слово о душе//ХЧ. 1913. Декабрь. С. 1490– 1508. [Перевод с греч. Переиздание см. в 78.] 59 . Синев X. Христианское учение о браке [Отзыв]//ЖС за 1911/12 г. С. 358–359. (ХЧ. 1913. Февраль.) 60 . Цветинов П. Участие инославной пропаганды, римско–католической и протестантской, в начальной истории, дальнейшем ходе и развитии греко–болгарской церковной распри [Отзыв]//ЖС за 1911/12 г. С. 390–391. (ХЧ. 1913. Февраль.) 61 . Федченков С. А. Святой Ириней Лионский – его жизнь и литературная деятельность [Отзыв]//ЖС за 1911/12 г. С. 401–404. (ХЧ. 1913. Февраль.) 62 . Прохоров Г. В . Нравственное учение Св. Амвросия, епископа Медиоланского: на соискание Макарьевской премии [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 170–174. (ХЧ. 1913. Сентябрь.) 63 . Два произведения, ложно надписываемые именем св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского: а) Двенадцать глав о вере, б) Подробное изложение веры//ХЧ. 1914. Январь. С. 102–124. [Перевод с греч. Переиздание см. в 78.] 64 . Лобовиков Иван Иванович, бакалавр Санкт–Петербургской духовной академии по кафедре Патристики (4 сентября 1841 г. – 19 мая 1848 г.)//ХЧ. 1914. Февраль. С. 246–273. 65 . Гомилетические произведения св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского//ХЧ. 1914. Сентябрь. С. 1035–1066; октябрь. С. 1197–1216; ноябрь. С. 1381–1397. 36 [Перевод с греч., с лат. перевода с арм., с англ. перевода с арм. Переиздание см. в 78.] 66 . Куренков А. Учение о нравственности по творениям Св. Тихона Задонского [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 360–361. (ХЧ. 1914. Апрель.) 67 . Спасский И. О. Иоанн Кронштадтский , как богослов [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 454. (ХЧ. 1914. Июнь.) 68 . Титов А . Отношение между церковью и государством в России в конце XVII века (1589–1652 гг.) [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 470–471. (ХЧ. 1914. Июль–август.) |
934. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский . К 175-летию Ленинградской духовной академии (1809–1984)//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 5. 935. Вербицкая Л. А. Приветствие от СПбГУ [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 23. 936. Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Приветствие от Учебного комитета при Священном Синоде и МДА [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]/Евгений, еп. Верейский//ХЧ. 1997. 14. С. 18–19. 937. Забуга Н. Приветствие от Киевской духовной академии и семинарии [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 24. 938. Илия II (Шиолашвили), католикос-патриарх всея Грузии. Слово, произнесенное в СПбДА по случаю ее 50-летия//ХЧ. 1996. 13. С. 10–12. 939. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Приветственный адрес [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 15–16. 940. Мисиюк В . Приветствие от «Синдесмоса» [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 27. 941. Стойков В., прот. Начало юбилейных торжеств: [Праздник св. ап. Иоанна Богослова и юбилеи СПбДА: 275-летие со дня основания и 50-летие со дня восстановления]//ХЧ. 1996. 13. С. 5–9. 942. Стойков В., прот. Венец юбилея: [О юбил. торжествах в СПбДА в дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 5–10. 943. Феофан (Галинский), архиеп. Берлинский и Германский. Приветствие от Берлинской епархии [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 25–26. 944. Яковлев В. А. Приветствие губернатора С.-Петербурга... [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 17. См. также 3023. Учебный процесс и научно-исследовательская деятельность 945. Иннокентий (Павлов), игум. Санкт-Петербургская духовная академия как церковно-историческая школа//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 211–268. 946. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Богословское образование в Петербурге – Петрограде – Ленинграде: традиция и поиск/Кирилл, архиеп. Выборгский//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 6–34. 947. Мустафин В., прот. Философские дисциплины в Санкт-Петербургской духовной академии//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 186–191. |
В.] Генгстенберг [ПЭ X, 571] и Хеферик, многих привлекали своим мессианским или «христологическим» толкованием Ветхого Завета. Это была определенного рода философия истории как подготовки к Евангелию, которая временами превращалась в смесь протестантской ортодоксии и средневекового иудаизма. Из русских библеистов необходимо назвать также имена А. И. Сперанского, занимавшегося проблематикой Ветхого Завета (в трех отдельных исследованиях [«Краткий исторический очерк судьбы неканонических книг Ветхого Завета»; «Свидетельства новозаветных священных писателей о неканонических книгах Ветхого Завета и значение их на основании этих свидетельств»] он детально изучал проблематику неканонических книг, их судьбу, новозаветные свидетельства о них, а также свидетельства древней Церкви; его работы были напечатаны в журнале ХЧ за 1881 и 1882 годы); И. С. Якимова [Русские писатели-богословы. Вып. 2. С. 235–238] («Толкование на Книгу св. пророка Исаии» в ХЧ и отдельное издание [СПб., 1883]; «Ветхозаветные Священные книги и вавилоно-ассирийские памятники клинообразного письма: [Актовая речь]»//] ХЧ. 1884. Т. I, II [Т. 1. 3–4. С. 532-552]; «Где находился [земной] рай: [По поводу сочинения Fr. Delitsch»//] ХЧ. 1882. Т. И); А. [П.] Лопухин известен по его капитальному труду, посвященному библейской археологии [ " Библейская история при свете новейших исследований и открытий». Т. 1–5. СПб., 1913–1915]; Ф. Г. Елеонский [см. выше] напечатал в ХЧ (за 1881, 1883, 1884 годы) ряд работ по библейской египтологии. М. Малицкий написал исследование «Собственные имена древних евреев и их религиозное значение» (ХЧ за (1882 и) 1883 годы); И. Орфанитский – «Пророчество Исаии [о страданиях и прославлении Раба Иеговы]» (ХЧ. 1881. Т. II); А. И. Глориантов – «Шестоднев и потоп» (ХЧ. 1883. Т. II) [и целый ряд других работ в том же журнале]. В этот период пробуждается интерес к проблемам библейской критики и критических школ (диссертация архимандрита [еп. Рижского] Филарета (Филаретова) «Происхождение Книги Иова» ([Киев,] 1872), написанная на основе еврейского текста; Книгу Иова автор рассматривает больше как литературный памятник, что и было причиной запрета защиты диссертации). |
| |