Мон-рь на месте подвигов и кончины И. возник в кон. VIII или в нач. IX в. Обитель, впосл. получившая название Сен-Жос, была подчинена аббатству Ферьер и процветала благодаря близости к торговому порту Квентовик. В этот период начало распространяться почитание И., память святого была внесена в Мартиролог, составленный Вандальбертом Прюмским (сер. IX в.). В 903 (?) г. из-за угрозы со стороны норманнов монахи переселились в бенедиктинский мон-рь Нью-Минстер в г. Уинчестер, благодаря чему почитание И. получило распространение в Англии; память перенесения мощей И. (9 янв.) значится в средневек. календарях Уинчестерского еп-ства. В кон. X в. бенедиктинское аббатство Сен-Жос было восстановлено, началось строительство новой монастырской церкви. При освящении церкви (1134), на к-ром присутствовали Амьенский еп. Гварин, Этьен де Блуа, гр. Булони, и Гюи, гр. Понтьё, рака с мощами И. была установлена в алтарной части храма. Второе перенесение мощей состоялось в 1195 г. в присутствии Амьенского еп. Теобальда, гр. Булони Рено де Доммартена и гр. Понтьё Гийома. После этого почитание И. получило широкое распространение, аббатство Сен-Жос стало известно как место паломничества. Др. центром почитания И. было премонстрантское аббатство Доммартен, основанное в 1-й пол. XII в. на месте первоначального поселения святого. И. особенно почитался в Сев. Франции (сохр. посвященные ему церкви на территории департаментов Па-де-Кале, Сомма и Уаза) и в Бретани (неск. церквей и капелл на территории деп. Кот-д " Армор). До Французской революции (1789-1799) в Париже существовала ц. св. Иудока, расположенная в квартале ювелиров. В XIV-XV вв. почитание И. получило широкое распространение в Европе, особенно в Эльзасе. Посвященные И. храмы были в Англии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Швейцарии и Швеции. В Италии и Испании почитания святого не сложилось, с XVI в. оно значительно сократилось и в др. странах. В XVI в. аббатство Сен-Жос пришло в упадок, в 1772 г. было закрыто, монастырские здания полностью разрушены после Французской революции. Мощи И. перенесли в приходскую церковь в сел. Сен-Жос-сюр-Мер. Возрождению почитания святого способствовала каноническая рекогниция мощей, проведенная в 1843 г. кард. Югом де ла Тур д " Овернь, еп. Аррасским. Подлинность мощей святого была подтверждена, в реликварии обнаружена грамота о перенесении мощей в 1195 г., а также фрагмент персид. ткани, в к-рую была завернута святыня (на ткани сохр. надпись с именем Абу Мансура Бухтегина († 961), правителя Хорасана). Повторное освидетельствование, включавшее медицинский осмотр, проводилось в 1920 г. по указанию Аррасского еп. Эжена Жюльена, тогда же мощи И. были переложены в новую раку.

http://pravenc.ru/text/1237781.html

«Но вечный выше вас Закон» Вспомним и юношеское Пушкина, из «Вольности» (1817), попирающим Божеский Закон: …Владыки! вам венец и трон Дает Закон – а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. И горе, горе племенам, Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно! Тебя в свидетели зову, О мученик ошибок славных, За предков в шуме бурь недавних Сложивший царскую главу. Восходит к смерти Людовик В виду безмолвного потомства, Главой развенчанной приник К кровавой плахе Вероломства. Молчит Закон – народ молчит, Падет преступная секира... И се – злодейская порфира На галлах скованных лежит. …И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. «Мученик ошибок славных» – это о французском короле Людовике XVI, казненном 21 января 1793 года, жертве французской буржуазной революции. Известен глубокий, чрезвычайный интерес А.С. Пушкина к Великой французской революции. Началом ее считают взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием – переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года. Перечитывая роман «Арап Петра Великого», не могла не обратить внимания на слова А.С. Пушкина, заставляющие подумать о современности: «По свидетельству всех исторических записок, ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов того времени. Последние годы царствования Людовика XIV, ознаменованные строгой набожностию двора, важностию и приличием, не оставили никаких следов. Герцог Орлеанский, соединяя многие блестящие качества с пороками всякого рода, к несчастию, не имел и тени лицемерия. Оргии Пале-Рояля не были тайной для Парижа; пример был заразителен. На ту пору явился Law; алчность к деньгам соединилась с жаждою наслаждений и рассеянности; имения исчезали; нравственность гибла; французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей» курсив мой – Л.В.]

http://ruskline.ru/opp/2021/02/13/i_zhiv...

Как отметил Святейший Патриарх Алексий, подаренный им список Владимирской иконы Божией Матери был помещен в соборе на видное место, и ныне эту икону почитают жители и гости Парижа. В беседе с католическим архиепископом Парижа Святейший Патриарх подчеркнул, что опыт пережитых гонений со стороны безбожной власти делает схожими исторические пути Русской Православной Церкви и Католической Церкви Франции. При этом французским католикам пришлось первыми столкнуться с воинствующим безбожием и агрессивным секуляризмом в период революции 1789 года. Тысячи священнослужителей и мирян Католической Церкви Франции подверглись жестоким гонениям. Подобное повторилось и в XIX веке в дни Парижской коммуны. «Идеалы французской революции во многом вдохновляли тех, кто, захватив власть в нашей стране в 1917 году, подверг Русскую Православную Церковь неслыханным по размаху и жестокости гонениям», – заявил Его Святейшество. Первоиерарх напомнил, что Соловецкий монастырь, древний центр русского благочестия и монашества, который посетила накануне французская делегация, был превращен большевиками в концлагерь: «Огромную часть его заключенных составляли священнослужители и миряне Русской Православной Церкви, претерпевавшие там страдания за Христа. Многие из них были впоследствии прославлены в лике святых нашей Церкви как новомученики XX века». Как отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, пострадали на Соловках и представители других христианских Церквей, в том числе и католики. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что исторический опыт, пережитый Русской Православной Церковью и Католической Церковью во Франции, может стать одной из основ соработничества, тем более что контакты между русскими православными людьми и католиками Франции имеют многолетнюю историю. Так, после революции 1917 года и гражданской войны многочисленные эмигранты из России нашли пристанище в этой стране. «Можно смело сказать, что благодаря их верности своей церковной традиции Православие оказало влияние на французское католическое богословие и дало возможность лучше узнать богословие православное»,– подчеркнул Его Святейшество.

http://pravoslavie.ru/28070.html

Как отметил Святейший Патриарх Алексий, подаренный им список Владимирской иконы Божией Матери был помещен в соборе на видное место, и ныне эту икону почитают жители и гости Парижа. В беседе с католическим архиепископом Парижа Святейший Патриарх подчеркнул, что опыт пережитых гонений со стороны безбожной власти делает схожими исторические пути Русской Православной Церкви и Католической Церкви Франции. При этом французским католикам пришлось первыми столкнуться с воинствующим безбожием и агрессивным секуляризмом в период революции 1789 года. Тысячи священнослужителей и мирян Католической Церкви Франции подверглись жестоким гонениям. Подобное повторилось и в XIX веке в дни Парижской коммуны. «Идеалы французской революции во многом вдохновляли тех, кто, захватив власть в нашей стране в 1917 году, подверг Русскую Православную Церковь неслыханным по размаху и жестокости гонениям», — заявил Святейший Патриарх. Он напомнил, что Соловецкий монастырь, древний центр русского благочестия и монашества, который посетила накануне французская делегация, был превращен большевиками в концлагерь. «Огромную часть его заключенных составляли священнослужители и миряне Русской Православной Церкви, претерпевавшие там страдания за Христа. Многие из них были впоследствии прославлены в лике святых нашей Церкви как новомученики XX века», — сказал Святейший Патриарх, отметив, что на Соловках пострадали также представители других христианских Церквей, в том числе и католики. Святейший Патриарх Алексий считает, что исторический опыт, пережитый Русской Православной Церковью и Католической Церковью во Франции, может стать одной из основ соработничества, тем более что контакты между русскими православными людьми и католиками Франции имеют многолетнюю историю. Так, после революции 1917 года и гражданской войны многочисленные эмигранты из России нашли пристанище в этой стране. «Можно смело сказать, что благодаря их верности своей церковной традиции Православие оказало влияние на французское католическое богословие и дало возможность лучше узнать богословие православное»,— подчеркнул Святейший Патриарх.

http://patriarchia.ru/db/text/482170.htm...

Впрочем, связь старой Церкви с Россией стараются свести к минимуму. Еще весной министерство культуры нового режима заявило о " нежелательности " визита на Украину Патриарха РПЦ Кирилла. Таким образом впервые за тысячу лет предстоятелю возникшей как раз в Киеве общей Церкви был закрыт доступ к великой общей купели восточнославянских народов. УПЦ МП, однако, не стала по этому поводу молчать, назвав заявление минкульта вмешательством в дела церкви со стороны государства (эта позиция была выражена УПЦ МП на Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций – ВСЦР еще в июне 2014 года). Многие ожидали стабилизации ситуации с избранием нового президента Украины Петра Порошенко, который формально числится прихожанином УПЦ МП. Но на самом деле положение не улучшилось. Просто стало ясно, что новая власть отказалась от, вероятно, имевшихся первоначально планов решить проблему " наскоком " , конфисковав собственность УПЦ МП и передав ее более лояльным " альтернативным православным " и греко-католикам. После прихода Порошенко вместо ликвидации УПЦ МП через слияние с раскольниками взят курс на подчинение УПЦ МП интересам нового режима, на принуждение Церкви к разрыву связей с " третьим Римом " (Московской Патриархией, Россией и с " русским миром " в целом). По методам и итогам это принуждение напоминает действия французских революционеров 1789-1792 гг., заставлявших французских католических священников отказываться от связей с Римом, отвергать папские энциклики и всех себя посвятить " службе нации " , приняв республиканскую присягу. И для Франции, и для ее церкви кончился этот насильственный разрыв плохо. (После наполеоновских войн и в оставшиеся десятилетия девятнадцатого века Франция никогда больше не играла той роли нации-эталона, которая была свойственна ей в веке восемнадцатом, до разрыва с Римом.) Борьба на информационном фронте Перед выборами нового блаженнейшего митрополита Украины мощнейшие украинские СМИ почти открыто поддерживали альтернативную Онуфрию кандидатуру – митрополита Винницкого Симеона (Шостацкого). Против УПЦ МП была развернута настоящая информационная война в СМИ, по поводу которой Онуфрий, исполнявший на момент появления порочащих Церковь материалов обязанности Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры, был вынужден сделать отдельное заявление .

http://religare.ru/2_104963.html

Всё безобразное притягательно, богохульство  заразно, «игра» в креатив в облике революционности тем более интригует. Россия за последние годы бесконечно отстала от Запада. Не угнаться ей ни за «шоколадным Христом», ни за прокатившейся по всему миру экспозицией креативных трупов доктора фон Хагенса, вызвавшей бурю протестов и процессов, и, конечно, огромный интерес масс. В Европе было две революции, в результате которых пала монархия и были сняты табу на «божественную» неприкосновенность. Французская революция (1789-1799), как и большевистский путч 1917 года,  разрушительным смерчем прошлась по Церкви. Как в России, так и во Франции  открытые раны вандализма до сих пор зияют на многих памятниках. Прекрасные скульптуры святых и Ангелов обезглавлены, фрески замазаны штукатуркой, готические витражи разбиты, святыни нашего христианского прошлого были поруганы и преданы забвению, преследование духовенства было таким же страшным, как и во времена безбожного СССР. Если XIX век был достаточно благополучным для Церкви во Франции, то в 1905 г. началась новая волна гонений. Был проведён закон об отделении школ от Церкви, в школах запретили даже факультативную катехизацию, были закрыты сотни частных конфессиональных учреждений, из страны были изгнаны монашеские ордена, конфискованы церковные здания, изъяты святые мощи... Именно тогда был утверждён принцип «светскости» Французского государства. Исходя из этого, то, что Терновый венец Спасителя, частица Креста и Гвоздь до сих пор хранятся в Соборе Парижской Богоматери — воспринимается как чудо. По значимости это можно сравнить с чудом обретения святых мощей Преподобного Серафима Саровского, найденных в конце 80-х годов на чердаке Казанского Собора, превращённого большевиками в «музей истории религии и научного атеизма». Французская революция обезглавила монархов, веру подвергла гонению, а в Католической Церкви во Франции надолго прекратилось поклонение святыням. Места чуду, сверхъестественному общению в понимании христианина почти не осталось.

http://bogoslov.ru/article/896680

В молодости Наполеон Бонапарт был почитателем Вольтера и материалистов, поклонником Руссо, и, когда в 1789 году пала Бастилия, он двадцатилетний офицер артиллерийского полка стал на сторону революции, но с течением времени взгляды его изменились. До того, как он стал зачитываться Вольтером, Монтескье, Гельвецием, Руссо и прочими писателями мятежной литературы 18 века, в нем с раннего детства его набожная мать заложила твердую веру в Бога. На какой-то момент в сознании молодого офицера эта вера уступила веяниям эпохи безбожия и материализма, но, как известно, молитва матери достает и со дна моря. Став Первым консулом республики, Наполеон повернул страну к реставрации монархии, и католическая церковь снова, как до якобинской революции, заняла главенствующее место в жизни французского народа. В один из воскресных дней 1801 года над Парижем раздались звоны колоколов Собора Парижской Богоматери, молчавшие до того десять лет, и их звон подхватили колокола всех церквей Франции. А годом раньше Первый консул собрал в Италии духовенство Милана, чтобы высказать свои взгляды на римскую католическую церковь. «Без религии человек может лишь брести в темноте, - сказал Бонапарт.- И католическая религия - единственная, которая дает человеку истинное и непогрешимое объяснение его сущности и предназначения. Общество без религии подобно кораблю без компаса... Я надеюсь иметь счастье преодоления любых препятствий, могущих помешать полному единению между Францией и главой Церкви». Это обращение, пользовалось громадным успехом в католической Европе. А еще через несколько лет в 1804 году Наполеон будет провозглашен императором, и во Франции снова установилась богоугодная форма правления - монархия. А далее французский император совершит роковую ошибку - пойдет войной на другую христианскую империю - Россию. Причиной послужившей этому печально закончившемуся походу была попытка реанимации Наполеоном Священной Римской империи, и он уже видел себя будущим императором Священной Римской империи, объединившей всю Европу. Однако: кому было быть Третьим Римом, уже давно определил Сам Господь Бог.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Николай Николаевич Смирнов считает, что революция 1917 года должна иметь строгую хронологию, которая охватывает те события, которые относятся непосредственно к ней, исходя из понимание того, что революция - это то событие, которое ведет к смене общественно-политических формаций. По его мнению, революционные события 1917 года начинаются в связи с экономическими процессами, проявившимися наиболее остро в конце декабря 1916 - начале января 1917 г. Завершающая фаза революционных событий 1917 года связана с III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года, принявшим Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В свою очередь, Абдулла Хамилиевич Даудов уверен, что события революции можно разделить на 2 этапа: февраль-октябрь и установление власти. Первый этап привел к свержению самодержавия, второй утвердил новую форму власти, закрепленную конституционно в 1918 году. Он считает, что более верное название - Великая российская революция, потому что в ней принимали участие разные народы Российской Империи: «Даже при отречении Николая Второго публично высказались против этого акта только два высших генерала - Ф.А. Келлер и Хан Гусейн Нахичеванский - немец и азербайджанец. Поэтому мне представляется, что это была не русская, а Великая Российская революция». Однако Борис Иванович Колоницкий склонен расширить рамки революционных событий вплоть до 1920 года. «В условиях обычной жизни государство обладает монополией на использование насилия, на издание законов и их применение, а в условиях революции оно теряет эту монополию. Революция начинается тогда, когда авторитет государства и авторитет политической элиты теряется, затем идет конкуренция авторитетов и через них восстанавливается монополия государства. В случае с революцией в России этот процесс занял долгий период, с 1916 года до 1920 года», - считает он. На вопрос, почему в названии революции в России взята калька с названия Великой французской революцией 1789 года, директор Санкт-Петербургского института истории РАН Н.Н.Смирнов ответил, что поставить российские события конца 19 века в контекст французских событий конца 18 века в какой-то мере правомерно, потому что те и другие на развитие мировой цивилизации оказали определяющее значение. Дискуссию среди специалистов он объяснил тем, что среди ученых присутствуют люди с разными мировоззрениями: либералы, революционеры, монархисты. Российское общество по-прежнему расколото.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/13/ve...

1) Констанция († 1817), за маркизом де-Сен-Виктор 2) Анастасия, за графом де-Дакс (de Dax) 3) Пулхерия, за маркизом де-Кальвьер (de Calvière), бывшим пером Франции при Короле Карле X 4) Графе Эммануил Францович (Вильгельм-Эммануил), генерал-лейтенант и генерал-адъютант, кавалер святого Александра Невского и святого Георгия 2 степени, человек большого ума и отличный генерал, смертельно ранен был под стенами Реймса, в 1814 году, и несколько дней спустя скончался, на 38 году от рождения; женат не был. 5) Граф Карл Францович (Арман-Карл-Эммаиуил, рождение 8/19 сентября 1782), служил в России гвардии офицером; потом каммер-юнкером, действительным статским советником; губернатором в Херсоне и в Каменец-Подольске; в 1821 году наследовал, после отца своего, достоинство пера Франции, и был членом палаты перов до распущения оной, в 1848 году; с тех пор снова поселился в России. Женат был на княжне Софие Алексеевне Голицыной (рождение 1777 † 18..). Дети их Алексей, Эммануил и Ольга причислены были к российскому дворянству указом Императора Александра I, 10 марта 1825 года 284 . Граф Эммануил Карлович умер холостым; графиня Ольга Карловна (рождение 1807 † 16 сентября 1853) была за военным министром князем Василием Андреевичем Долгоруковым, а граф Алексей Карлович (рождение 8 апреля 1805 † 16 сентября 1851), был французским посланником в Лиссабоне и в Копенгагене; пером Франции с 1841 по 1848 год, и членом французской академии. Он обладал умом блистательным, учёностию обширною и был одним из лучших современных французских исторических писателей. От брака с Мариею де-Ла-Гиш (de-La-Guiche), дочери пера Франции маркиза де-Ла- Гиш, он оставил сына графа Егора Алексеевича (рождение 27 ноября 1835), и двух дочерей: Софию, ныне вдову виконта де-Клермон-Тоннер, и Елисавету, за графом Бернардом д’Аркур (d’Harcourt). 6) Граф Лудвиг Францович (Эммануил-Лудовик, во Франции виконт-Лудовик де-Сен-При, рождение 6 декабря 1789), служил полковником в лейб-егерском полку; по возвращении Бурбонов во Францию, в 1814 году, оставил русскую службу с чином генерал-майора и с Георгиевским крестом 3 степени, перешёл во французскую службу, был адъютантом Герцога Ангулемского, генерал-лейтенант, командором ордена святого Лудовика, посланником в Берлине и послом в Мадрите; после июльской революции оставил службу; в последствии, с 1849 по 1852 год, заседал во французском законодательном собрании Король Испанский Фердинанд возвёл его, 30 сентября 1830 года, в достоинство Испанского Гранда первой степени, с титлом Герцога Альмазанского (Duque del Almazan). Он женат был на Августине-Шарлотте-Луизе Рике-де-Караман, дочери пера Франции герцога де-Караман; имеет двух сыновей и дочь: а) Франц-Иосиф (рождение 14 августа 1818), коему отец его передал, в 1841 году, титул Герцога Альмазанского, женат на Луизе де- Сент- Альбен; б) Карл-Фердинанд, барон де-Сен-При (рождение 19 января 1831); в) Мария-Аманда, за графом де-ла-Салль.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В средние века мон-рь Е. в Сенте входил в систему «паломнических церквей», расположенных по пути к гробнице ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Кор. Франции Людовик XI (1461-1483) оказывал покровительство обители, перестроил монастырскую церковь и составил молитву Е. для исцеления от водянки. В 1568 г. мон-рь был разорен гугенотами. Во время Французской революции 1789-1799 гг. обитель была закрыта, а в 1803 г. частично разрушена церковь. После возобновления богослужений под полом нижнего храма был обнаружен каменный саркофаг с надписью: «Eutropius» (1843). Обретенная часть мощей Е. хранится в алтаре верхнего храма. Святой почитается как покровитель г. Сент и еп-ства Ла-Рошель. Ист.: BHL, N 2784-2788; Greg. Turon. Glor. martyr. 55//MGH. Scr. Mer. T. 1/2. P. 526; Venant. Fort. Carm. I 13: De basilica S. Eutropis//MGH. AA. T. 4/1. P. 15; ActaSS. Apr. T. 3. Col. 733-744; Passio S. Eutropii//Archives historiques de la Saintonge et de l " Aunis. Saintes; P., 1875. Vol. 2. P. 253-264; Le Codex de St.-Jacques de Compostelle: Liber de miraculis S. Jacobi/Éd. F. Fita, J. Vinson. P., 1882. P. 35-43; Vie de S. Eutrope par un Père de la Compagnie de Jésus/Éd. L. Audiat. Saintes, 1877. Лит.: Audiat L. S. Eutrope et son prieuré. P., 1877; idem. S. Eutrope, premier évêque de Saintes, dans l " histoire, la légende et l " archéologie. P., 1887; Duchesne. Fastes. Vol. 2. P. 72, 138; Barthe É . Mission apostolique de S. Eutrope: Étude critique sur les textes de S. Grégoire de Tours et de S. Fortunat. La Rochelle, 19212; Depoin J. Histoire des évêques de Saintes. P., 1921; Delehaye. Origines. P. 347-348; Gaiffier B., de. Les sources de la Passion de S. Eutrope de Saintes dans le «Liber S. Jacobi»//AnBoll. 1951. Vol. 69. P. 57-66; Houssain J. Eutropio//BiblSS. Vol. 5. Col. 345-347; Viard P. Palladio//Ibid. Vol. 10. Col. 59-60; Liber S. Jacobi: Codex Calixtinus/Ed. A. Moralejo, C. Torres, J. Feo. Santiago de Compostela, 2004. Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер

http://pravenc.ru/text/187605.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010